История мировой литературы кратко

Обновлено: 02.05.2024

Ли­те­ра­ту­ра и фоль­клор

Фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­тур­ный ка­нон; ро­ды и жан­ры

Ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние как нау­ка о Литературе де­лит сло­жив­ший­ся мас­сив литературных про­из­ве­де­ний про­шло­го и на­стоя­ще­го со­от­вет­ст­вен­но различным ас­пек­там струк­ту­ры и функ­ций литературных про­из­ве­де­ний. Тра­ди­ци­он­но Литература под­раз­де­ля­ет­ся на ро­ды ли­те­ра­тур­ные (с XVIII века ут­вер­жда­ет­ся сис­те­ма трёх ро­дов: эпос, ли­ри­ка и дра­ма), а так­же жан­ры. На­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма в Литературе происходит ин­тен­сив­ный про­цесс раз­мы­ва­ния жан­ро­вых гра­ниц; всё боль­шую эс­те­тическую и со­цио­куль­тур­ную зна­чи­мость при­об­ре­та­ют тек­сты, не имею­щие жан­ро­вой оп­ре­де­лён­но­сти, но так­же по­яв­ля­ют­ся и но­вые жан­ро­вые фор­мы (та­кие как де­тек­тив, на­уч­ная фан­та­сти­ка, фэн­те­зи и т.п.). С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и уде­шев­ле­ни­ем пе­чат­ной про­дук­ции в XVII-XVIII века фор­ми­ру­ет­ся мас­со­вая ли­те­ра­ту­ра, об­ла­даю­щая осо­бым жан­ро­во-те­ма­тическим со­ста­вом, ко­то­рый не ох­ва­ты­ва­ет­ся тра­диционной сис­те­мой жан­ров. Де­ле­ние Литературы на сфе­ры опи­са­ния и ана­ли­за с прак­тической и тео­ре­тической це­ля­ми про­ис­хо­дит так­же по та­ким при­зна­кам, как гео­гра­фи­че­ский (литература боль­ших и ма­лых ареа­лов, например Латинской Аме­ри­ки или Центральной Ев­ро­пы), эт­ни­че­ский и на­цио­наль­ный, хро­но­ло­ги­че­ский (литература раз­ных пе­рио­дов, ис­то­рия отдельных ли­те­ра­тур).

Кон­вен­цио­наль­ность по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Уни­вер­саль­ные при­зна­ки ли­те­ра­ту­ры

По­пыт­ки най­ти бо­лее кон­крет­ные при­зна­ки литературного про­из­ве­де­ния осу­ще­ст­в­ля­лись в основном по двум ли­ни­ям: вы­яв­ле­ния осо­бых за­ко­но­мер­но­стей внут­рен­ней ор­га­ни­за­ции про­из­ве­де­ния и изу­че­ния его функ­цио­наль­ных осо­бен­но­стей.

Язы­ко­вая при­ро­да ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­ту­ра в социо­куль­тур­ном кон­те­кс­те

Рас­смот­ре­ние сло­вес­но­го твор­че­ст­ва в ши­ро­ком со­цио­куль­тур­ном кон­тек­сте по­зво­ля­ет ха­рак­те­ри­зо­вать современную Литературу как от­но­си­тель­но ав­то­ном­ную сфе­ру че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как со­ци­аль­ный ин­сти­тут, пред­став­ляю­щий со­бой един­ст­во ав­то­ра (за­ни­маю­ще­го оп­ре­де­лён­ное об­щественное по­ло­же­ние), средств рас­про­стра­не­ния и хра­не­ния литературных про­из­ве­де­ний (из­да­тель­ст­ва, жур­на­лы, пуб­лич­ные биб­лио­те­ки), средств ор­га­ни­за­ции об­щественной ре­ак­ции на пуб­ли­ка­ции (рек­ла­ма, ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние) и чи­таю­щей пуб­ли­ки. Ка­ж­дая из со­став­ляю­щих это­го ин­сти­ту­та под­ле­жит различным ви­дам тео­ре­тического и при­клад­но­го ана­ли­за, вклю­чая со­цио­ло­гический и да­же эко­но­ми­че­ский (например, изу­че­ние ста­ти­сти­ки чи­та­тель­ско­го спро­са, чи­та­тель­ских ожи­да­ний и сте­пе­ни их удов­ле­тво­рён­но­сти и т.п.).

История литературы — хронологическое развитие литературных методов и сочинений в поэзии или прозе с развлекательной, просветительской или информационной (инструкции) целями. Хронология развития литературы начала свой отсчет в бронзовом веке (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.), когда была изобретена письменность в Древнем Египте и Месопотамии. При этом известны и более ранние произведения – XXVII-XXVI вв до н. э.

Хронология литературы включает следующие этапы:

  • Древний мир;
  • Античность;
  • Средневековье;
  • эпоха Возрождения;
  • Барокко;
  • Просвещение;
  • Конец XVIII до середины XIX в;
  • Вторая половина XIX в;
  • Модернизм или рубеж веков;
  • Новейшее время или постмодернизм.

Рассмотрим подробнее особенности литературных произведений, течений и методов каждого этапа.

Фольклор

Мифологическая эмоциональность и образность оказали влияние на формирование прозаического повествование. Вершиной фольклорного искусства считается героический эпос.

Литература Древнего мира и античности

Период с XXX в до н.э. до III в. н.э. В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения тесно связаны с фольклором. Часто в литературные тексты входили песни из фольклора.

К этому периоду относятся:

  • древнеегипетская литература, Месопотамии (шумерская, ассиро-вавилонская), хеттская, хуритская и угаритско-финикийская литературы;
  • классические литературы Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская;
  • древние литературы: китайская, индийская, персидская, еврейская, греческая, римская.

В большинстве классификаций литературу Древнего мира объединяют с античным периодом.

Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.

Литература древних греков и римлян произвела множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э.

В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.

Средневековая литература

Это период охватывает III-XIII и даже XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – тексты для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Литература эпохи Возрождения

Ренессанс охватывает период с конца XIII по начало XVII столетия. В эту эпоху сформированы основы современной литературы. Для произведений Возрождения характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность.

От текстов Средневековья литература эпохи Возрождения отличается тем, что основывается на новых, прогрессивных идеях гуманизма, которые впервые зарождаются в Италии, а затем распространяются по всей Европе.

Хронология развития литературы

Сочинения периода Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.

Литература Барокко

Литературные произведения, созданные в XVII в. Объединение черт прекрасной эпохи античности и мрачного средневековья.

Для трудов этого времени характерны:

  • восприятие всего мира как произведения искусства;
  • воссоздание новой действительности в причудливой, усложненной форме;
  • противостояние между личностью и обществом, идеальным и реальным (романтизм);
  • внутренние противоречия человека;
  • патетичность, пышность, метафоричность.

В эпоху Барокко расцветает театр, широко ставятся драмы Тирсо де Моли, У.Уэбстера, П. Кальдерона, общество зачитывается поэзией Т. Тассо и Дж. Марино.

Барокко просуществовало вплоть до середины 18 века и в национальных литературах проявилось по-разному:

  • гонгоризм (Испания);
  • маринизм (Италия);
  • прециозная литература (Франция).

Литература эпохи Просвещения

Вслед за Барокко в XVIII веке появились произведения нового периода – эпохи Просвещения, которые стирают прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и художественными жанрами. Возросло значение мемуаров и эпистолярного жанра.

Литературные тексты разделились на пять направлений:

  • классицизм – личность человека как высшая ценность бытия (М. Ломоносов);
  • рококо – о личной и интимной жизни человека (А. Прево);
  • просветительский реализм – отражение желаемой действительности (Д. Фонвизин)
  • сентиментализм – главный акцент на чувственность (Н. Карамзин);
  • предромантизм – критика основных идей Просвещения (Т. Чаттертон).

Для произведений Просвещения характерно утверждение норм, раскрытие определенных философских и этических взглядов и отрицание всего несоответствующего нормам. Создан новый тип деятельного и уверенного в своих силах героя.

Конец XVIII до середины XIX в

Это период от Великой Французской революции до середины XIX в, для которого свойственно возникновение разнохарактерных литературных процессов:

  • бельгийская, молдавская, словацкая, ирландская литературы – в Европе;
  • бенгальская, непальская – в Азии.

Во французской, русской, итальянской, немецкой и английской литературе формируются романтизм и реализм.

В первой половине 19 века происходит становление национальной самобытности финской, испанской, словацкой литератур.

Вторая половина XIX в

Хронология развития литературы

Модернизм или рубеж веков

Для модернизма характерен отход от классического романа, радикальный пересмотр литературных форм, поиск новых стилей, стремление к решительному обновлению мироощущения и поэтики, возникновение декаданса (неприятие реальности, безнадежность, безысходность, индивидуализм).

Важное место в произведениях модернизма занимает тема потерянного поколения и осмысления войны.

Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.

Период модернизма завершился к концу 1930‑х годов, на смену ему пришли тексты постмодернизм.

Литература новейшего времени или постмодернизма

С конца Первой мировой войны по наши дни все литературные произведения относят к постмодернизму и его разновидностям: натурализм, постреализм, пост-постреализм, пост-постмоденизм.

Хронология развития литературы

В философии постмодернизма отмечается сближение с искусством, глобализация общественных и социальных со сходными жанрами: антиутопия, фантастический роман, детективная литература, триллеры, женский роман и т.д.

Постмодернизм с трудом поддается определению — нет однозначности мнений относительно его точных признаков феномена и границ.

Для литературы данного периода характерны следующие черты:

Под сомнение также ставится существование границ между высоким и массовым искусством, размывая границы, комбинируя темы и жанры.

Таким образом, разные национальные литературы в своем развитии проходят одни и те же этапы, что свидетельствует об общих путях развития человеческого духа в форме словесности. Хронология развития литературы объединяет все произведения мира в единое искусство.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Литература начала свое развитие еще с того самого момента, как человек освоил письменность. Традиционно временем рождения литературы принято считать эпоху античности. Всего в истории литературы выделяют несколько определенных этапов, к ним относят:

  1. Античную литературу
  2. Средневековую литературу
  3. Литературу эпохи Возрождения
  4. Литературу эпохи Просвещения
  5. Зарубежную литературу 19 века (Новое время)
  6. Зарубежную литературу конца 19- начала 20 века
  7. Зарубежную литературу 20 века

Античная литература

Под античной литературой понимают произведения, написанные древними греками и римлянами на греческом языке и латыни. Античная литература начала свое развитие за 1000 лет до н.э.

Для античной литературы характерны определённые специфические черты:

  • мифологичность
  • публичность
  • музыкальность (например, поэмы Гомера читались нараспев в сопровождении музыкальных инструментов.)
  • стихотворность
  • традиционность (поэты следовали моделям, которые были приняты до них, чем точнее произведение было похоже на идеальный образ родоначальника жанра, тем оно считалось совершеннее).
  • жанровость (присутствовали четкие жанры, например, эпос, трагедия, идиллия, сатира, каждому жанру соответствовала своя тематика)
  • особенность стиля (стили подчинялись жанрам)
  • особенности мировоззрения (литература имела тесную связь с философией, политикой, религией.

Средневековая литература

Период средневековой литературы — это промежуток начиная с 4-5 века до 15 века. Самое ранее произведение, которое в последствии оказало влияние на всю средневековую литературу было Евангелие. На развитие Средневековой литературы повлияли три основных элемента:

  • античность
  • христианство
  • народное творчество

Пик развития средневековой литературы приходится на 12-13 века, в это время начинают формироваться такие литературные жанры как рыцарская литература и героический эпос. Помимо этих жанров популярными были жития святых, хроники.

Известные произведения эпохи Средневековья:

Литература эпохи Возрождения

Литература эпохи Возрождения относится к периоду с 14 по 16 век. Основу данного периода составляют прогрессивные идеи гуманизма. Эти идеи берут свое начало в Италии, отсюда они распространяются по всей Европе, но каждая страна внесла в это понятие свои особенные черты. Отличительной особенностью эпохи Возрождения является ее тяга к искусству античности.

Готовые работы на аналогичную тему

В это время начинают появляется новые жанры, такие как новеллы, сонеты, начитает развиваться драматургия. Писатели этого времени понимают человека как венец природы, воспевают его физическую и душевную красоту.

Знаменитыми поэтами этой эпохи считаются У. Шекспир, Ф. Петрарка, М. Буонарроти, Дж. Боккаччо.

Литература эпохи Просвещения

Популярными жанрами становятся эссе, критическая статья, просветительский роман, путевые заметки, роман воспитания, роман в письмах.

Основными направлениями, в которых работали писатели и поэты эпохи Просвещения были барокко, классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм, псевдоромантизм.

Главными представителями этой эпохи в западной литературе были Гете, Шиллер, Бёрнс, Свифт, Вольтер, Локк.

Зарубежная литература 19 века (Новое время)

В 19 веке в зарубежной литературе господствуют такие направления как романтизм и реализм. Романтики стремятся уйти от реальности в другой, идеальный мир, в то время как реалисты анализируют существующий мир, а затем предпринимают попытку его изменить. Романтизм и реализм формировались одновременно и это не могло не отобразиться на их развитии. В работах писателей-романтиков присутствуют черты реализма, и наоборот творчество реалистов имеет оттенки романтизма. И лишь во второй половине 19 века романтизм сменяется реализмом.

Известными представителями романтического направления принято считать Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана, Шелли, Китса, Блейка, Гюго, Дюма.

К известным представителям реализма 19 века относят Бальзака, Диккенса, Твена, Лондона.

Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века

Этот период развития зарубежной литературы характеризуется тем, что в это время начинают формироваться новые литературные направления такие как натурализм и символизм.

Второе направление, которое получило свое развитие в 19 веке было символизм. Для этого направления характерна любовь к экспериментам, использование символики, недосказанность, таинственность. Зародилось это направление во Франции.

Символисты в своих работах ставили цель отобразить состояние души. Символисты - любители экспериментов, их произведения полня необычных образов, формы весьма оригинальны, пристывают разнообразные игры слов. Произведения полны символов, которые способны поведать читателю некую тайну.

Известными символистами принято считать Шарля Бодлера, Мориса Метерлинка, Райнера Марию Рильке, Генриха Ибсена, Эдгара Аллана По.

Зарубежная литература 20 века

Зарубежная литература 20 века объединяет в себе множество стилей и жанров. Одна из главных тем, которая прослеживается в творчестве писателей того времени непобедимость человека, его уникальная способность справляться с любыми трудностями. Особенно эта тема становится актуальна в послевоенные годы.

Зарубежная литература 20 века имеет ряд особенностей:

  1. Каждое десятилетие 20 века порождало новые направления.
  2. Особое место в западной литературе 20 века занимает реализм.
  3. Создается большое количество литературы, ориентированной на массового читателя
  4. Жанры весьма разнообразны: любовные романы, фентези, детективы, триллеры.
  5. Цель литературы – отдых

Античная литература — литература древних греков и римлян , которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни , относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур : древнегреческой и древнеримской . Исторически греческая литература предшествовала римской.

Средневековая литература — литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности ( IV — V века ), а завершается в XV веке .

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вальтера ( 1694 — 1778 ) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.

https://sites.google.com/site/literaturnoeobsestvo/home/periodizacia-literatury/img08.jpg

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая е ё с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи само пародирования и метаморфозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование границы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.

Читайте также: