Труды гиппократа платона аристотеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Анализ развития психологии с VII – VI вв. до н.э. до III — IV вв. н.э. показывает, что именно в этот период были сформулированы основные вопросы психологической науки, появилась идея о методе исследования психики, развивался сам предмет психологической науки.

Ведущие проблемы, которые ставили психологи Античности, – движущие силы и механизмы психического развития, регуляция поведения человека, качественные отличия его психики от психики других живых существ, особенности процесса познания – стали главными и для психологов последующих поколений, определили место психологии в системе других наук.

В психологии Античности был заложен и категориальный строй этой науки, началось изучение таких категорий, как образ, мотив, переживание, поведение, личность. Достижения первых психологов, так же как их заблуждения и ошибки, стали основой для построения следующих концепций, открыв перед психологией бесконечный путь развития в познании психики.

В развитии психологии античность прославлена великими теоретическими успехами. К ним относятся не только открытие фактов, построение новаторских моделей и объяснительных схем. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огромную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.

За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим термином "душа", давшим имя нашей науке.

Психология как наука о душе – работы Платона, Аристотеля, Демокрита, Гиппократа; психология как наука о сознании.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа".

Так, Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием "психика": с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде всего Платоном. В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Т.Гоббс выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означает одно и то же. Человек – это тело в ряду множества природных тел. Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – это проявление движений в органах чувств.

Таким образом, психика – тень реальных материальных процессов – она эпифеномен. Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений – ощущения. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки.

Чувства и воля – вторая, кроме познания, составляющая сознания.

Учение Гоббса о способностях подразумевает отсутствие врождённых преимуществ людей перед друго??

От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как космическое сплетение его содержаний.

Введение А.Тенсли понятия экосистема, как неразделимых, целостных природных систем живых организмов и окружающей среды. Появление направлений аутэкологии, синекологии и популяционной экологии. Формирование в экологии системной концепции.

Современный период экологии, начиная со второй половины XX столетия. Осознана роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты и природных процессов. Человек становится предметом экологии. Рост интереса к общим экологическим проблемам. Развивается системный анализ природных процессов с привлечением накопленных знаний науки и техники. Экология становится мощной интегрированной наукой соединяющую между собой естественные, технические и общественные дисциплины, исследует общие закономерности справедливые для природы и общества.

Первый период экологии

Зарождение основ экологических знаний, которые отражаются в древних письменных источниках египетских, китайских, индийских и европейских ученых античного мира и средних веков.







Парацельс Авиценна Гай секунда Плиний

Труды Гиппократа ( 460-377гг. до н.э.) говорили о влиянии факторов сред на здоровье человека.

В средние века движение вперед наук было приостановлено религиозным догматизмом. Античный период отделает от новой истории тысячелетие библейских догм, сковавших развитие естествознания.

Парацельс ( 1493-1541 г.н.э.) – великий немецкий врач и химик. Его учение о природных факторах – основа открытых впоследствии законов лимитирующих факторов и толерантности.

Однако большая часть знаний античного мира была утрачена при разрушении знаменитой Александрийской библиотеки Ю.Цезарем в 48 г.до н.э., остатки которой сожгли арабы в 642 году н.э.

В средние века под влиянием схоластов и богословов, интерес к изучению природы ослабевает. Зато в эпоху возрождения, в связи с новыми географическими открытиями и колонизацией, появились новые основания для систематизации из-за возросшего количества новых неведомых ранее растений и животных.

Второй период развития экологии.



Пятый период. Угроза экологического кризиса и утверждение биоцентрической концепции в экологии.

Четвертый период. Формирование системной концепции экологии.




Введение А.Тенсли понятия экосистема, как неразделимых, целостных природных систем живых организмов и окружающей среды. Появление направлений аутэкологии, синекологии и популяционной экологии. Формирование в экологии системной концепции.

Современный период экологии, начиная со второй половины XX столетия. Осознана роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты и природных процессов. Человек становится предметом экологии. Рост интереса к общим экологическим проблемам. Развивается системный анализ природных процессов с привлечением накопленных знаний науки и техники. Экология становится мощной интегрированной наукой соединяющую между собой естественные, технические и общественные дисциплины, исследует общие закономерности справедливые для природы и общества.

Первый период экологии

Зарождение основ экологических знаний, которые отражаются в древних письменных источниках египетских, китайских, индийских и европейских ученых античного мира и средних веков.







Парацельс Авиценна Гай секунда Плиний

Труды Гиппократа ( 460-377гг. до н.э.) говорили о влиянии факторов сред на здоровье человека.

В средние века движение вперед наук было приостановлено религиозным догматизмом. Античный период отделает от новой истории тысячелетие библейских догм, сковавших развитие естествознания.

Парацельс ( 1493-1541 г.н.э.) – великий немецкий врач и химик. Его учение о природных факторах – основа открытых впоследствии законов лимитирующих факторов и толерантности.

Однако большая часть знаний античного мира была утрачена при разрушении знаменитой Александрийской библиотеки Ю.Цезарем в 48 г.до н.э., остатки которой сожгли арабы в 642 году н.э.

В средние века под влиянием схоластов и богословов, интерес к изучению природы ослабевает. Зато в эпоху возрождения, в связи с новыми географическими открытиями и колонизацией, появились новые основания для систематизации из-за возросшего количества новых неведомых ранее растений и животных.

Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №1
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №2
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №3
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №4
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №5
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №6
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №7
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №8
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №9
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №10
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №11
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №12
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №13
Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №14

 Труды Гиппократа,Платона,Аристотеля

Слайд 1

 Гиппократ Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

Слайд 2

Гиппократ Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №5

Слайд 5

 Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги, важнейшие из них:

Слайд 8

Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги, важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэ тет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия)

 Памятник Платону расположен в Афинах, столице Греции. Он находится у здания Академии наук, рядом с памятником Сократу – учителю Платона Памятник Платону расположен в Афинах, столице Греции. Он находится у здания Академии наук, рядом с памятником Сократу – учителю Платона

Слайд 9

Памятник Платону расположен в Афинах, столице Греции. Он находится у здания Академии наук, рядом с памятником Сократу – учителю Платона Памятник Платону расположен в Афинах, столице Греции. Он находится у здания Академии наук, рядом с памятником Сократу – учителю Платона

 Аристотель Аристотель (384 — 322 до н. э.) — древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея , учитель Александра Македонского . Был сторонником умеренной демократии. Создал всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, науку, философию, политику, логику.

Слайд 10

Аристотель Аристотель (384 — 322 до н. э.) — древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея , учитель Александра Македонского . Был сторонником умеренной демократии. Создал всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, науку, философию, политику, логику.

 Заслуги Аристотеля: - основал собственную философскую школу – Ликей -рассматривал модель идеального государства -стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции - стал одним из основатилей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания

Слайд 11

Заслуги Аристотеля: - основал собственную философскую школу – Ликей -рассматривал модель идеального государства -стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции - стал одним из основатилей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания

 Работы , книги и сочинения:

Слайд 12

 памятник Аристотелю в Салониках памятник Аристотелю в Салониках

Слайд 13

Труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, слайд №14

Слайд 14

image

Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.

Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.

image


Статуя Асклепия

Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

image


Статуя Гигейи

В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.

Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.

Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.

Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

image


Жертвоприношение Асклепию

Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

image


Ахилл, перевязывающий руку Патроклу

Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

image


Гиппократ

Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

image


Алкмеон Кротонский

Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.

Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.

Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.

Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.

Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.

Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.

Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.

Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.

В своих книгах он предлагает следующие рецепты:

При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.

Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.

По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.

Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.

Читайте также: