История министерства юстиции кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Министерство юстиции Российской Федерации (русский: Министе́рство юсти́ции Росси́йской Федера́ции, Миню́ст Росси́и ) это министерство из Россия ответственный за правовая система и пенитенциарная система.

Министерство юстиции является федеральным органом управления Российской Федерацией. суды и исправительные службы с исполнением двумя подчиненными исполнительный федеральные агентства: Федеральная служба судебных приставов (ФССП) и Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Центральный офис Министерства юстиции находится по адресу: улица Житная, 14, г. Якиманка район, Центральный административный округ, Москва.

Министерство юстиции было основано в 1991 году как преемник Минюст СССР после распад Советского Союза, но заявляет о правопреемстве от Министерство юстиции Российской Империи основан в 1802 году.

Константин Чуйченко был министром юстиции с 21 января 2020 года.

Содержание

Функции

Согласно Постановлению Президент Российской Федерации с 13 октября 2004 г. (в редакции от 23 октября 2008 г.) и в соответствии с другими нормативными актами Министерство юстиции занимается разработкой и реализацией государственной политики и регулирующим контролем, а также выполняет обязанности правоохранительных органов и функции контроля и надзора. в областях:

История

Министерство юстиции было назначено ответственным за подготовку законодательных актов, а также управление судами и прокуратурой. Он занимался назначением, переводом, увольнением должностных лиц судебных ведомств, ведомств и упразднением судов, контролировал их работу.

Первым министром юстиции был Генеральный прокурор Российской Империи, Гавриил Романович Державин.

1864 г. в России была проведена судебная реформа, в подготовке и проведении которой министерство юстиции приняло активное участие, полномочия министерства юстиции значительно расширились. На всех этапах судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, даже решающей. Министерство юстиции осуществляло управление судебной властью, а также управление тюрьмами знаковых произведений, нотариусов. Как руководитель аппарата суда и прокуратуры, это было правильным назначением и увольнением следователей по наиболее важным делам в районных судах и муниципальных судей, а также членов окружного суда графства. Министерство представило мировые институты судей и присяжных, непосредственно управляло деятельностью прокуратуры и руководило местами содержания под стражей. Департамент обладает достаточными полномочиями для установления и обеспечения соблюдения правовой политики государства.

По предложению Министерства юстиции законом от 16 июня 1884 г. было усилено наказание за растрату и хищение службы, в том числе из привилегированных сословий. По требованию министерства юстиции 26 мая 1881 г. были отменены публичные казни. В области гражданских прав 19 мая 1881 года министерством юстиции были составлены правила о том, как усилить права на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения, представленные на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение в Государственный совет, по законопроектам 1881 года другие ведомства начали приходить к заключению Министерства юстиции не только для их оценки с правовой точки зрения, но и для согласования с существующими законами.

Законодательство Министерства юстиции конца 19 века - начала 20 века характеризовалось ориентацией на права личности. В 1897 г. - законопроект о внесении изменений в порядок возбуждения вопросов об ответственности губернаторов, в 1903 г. - проект закона о пробации, который был совершенно новым и очень демократичным институтом в России, в том же году Министерство юстиции был разработан дисциплинарный регламент, регулирующий наказание за должностные проступки, а в 1904 году - проект закона о некоторых изменениях в привлечении к уголовной ответственности и нарушениях общественного порядка. В том же году Министерство юстиции утвердило Положение о порядке работы пенитенциарного учреждения для гражданских политзаключенных.

С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: возглавляли Международный трибунал, были членами постоянно действующего Международного арбитражного суда в Гааге. Цель заключалась в том, чтобы проинформировать министерство юстиции об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, и министр был обязан представлять Императору еженедельные личные или письменные отчеты о статусе порученных дел.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения - в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельный орган.

В 1991 году Министерство юстиции СССР было распущено, и было создано Министерство юстиции Российской Федерации.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Указом Александра I от 8 сентября 1802г. первым Министром юстиции Генерал-Прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Он проявил себя как талантливый организатор новой юстиции, и его управленческие способности нашли достойное применение на практике. В Министерстве он лично занимался разработкой Положения о его департаментах, отработкой механизма взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами.




Министры юстиции российской империи:

Державин Гавриил Романович 08.09.1802 г. – 07.10.1803 г.

Лопухин Петр Васильевич 08.10.1803 г. – 01.01.1810 г.

Дмитриев Иван Иванович 01.01.1810 г. – 30.08.1814 г.

Трощинский Дмитрий Прокофьевич 30.08.1814 г. – 25.08.1817 г.

Лобанов-Ростовский Дмитрий Иванович 25.08.1817 г. – 18.10.1827 г.

Долгорукий Алексей Алексеевич 18.10.1827 г. – 20.09.1829 г.

Дашков Дмитрий Васильевич 20.09.1829 г. – 14.02.1839 г.

Блудов Дмитрий Николаевич 14.02.1839 г. – 31.12.1839 г.

Панин Виктор Никитич 31.12.1839 г. – 21.10.1862 г.

Замятин Дмитрий Николаевич 21.10.1862 г. – 18.04.1867 г.

Урусов Сергей Николаевич 18.04.1867 г. – 05.10.1867 г.

Пален Константин Иванович 15.10.1867 г. – 30.05.1878 г.

Набоков Дмитрий Николаевич 30.05.1878 г. – 06.11.1885 г.

Манасеин Николай Авксентьевич 06.11.1885 г. – 01.01.1894 г.

Муравьев Николай Валерианович 01.01.1894 г. – 14.01.1905 г.

Манухин Сергей Сергеевич 21.01.1905 г. – 24.04.1906 г.

Щегловитов Иван Григорьевич 24.04.1906 г. – 06.07.1915 г.

Хвостов Александр Алексеевич 06.07.1915 г. – 07.07.1916 г.

Макаров Александр Александрович 07.07.1916 г. – 20.12.1916 г.

Александрович 20.12.1916 г. – 28.02.1917 г.

Министры юстиции временного правительства:

Керенский Александр Федорович март – апрель 1917 г.

Переверзев Павел Николаевич 24.04.1917 г. – 07.07.1917 г.

Зарудный Александр Сергеевич июль – сентябрь 1917 г.

Малянтович Павел Николаевич сентябрь – октябрь 1917 г.

Наркомы юстиции РСФСР:

Оппоков (Ломов) Георгий

Ипполитович октябрь – декабрь 1917 г.

Штейнберг Исаак Захарович декабрь 1917 г. – февраль 1918 г.

Стучка Петр Иванович 1918 г.

Курский Дмитрий Иванович 1918 г. – 1928 г.

Янсон Николай Михайлович 1928 г. – 1930 г.

Крыленко Николай Васильевич 1931 г. – 1936 г.

Александрович 16.09.1937 г. – 17.10.1937 г.

Дмитриев Яков Петрович 1937 г. – 1940 г.

Горшенин Константин Петрович 1940 г. – 1943 г.

Басавин Иван Александрович 05.01.1944 г. – 05.10.1949 г.

Наркомы (министры) юстиции СССР:

Крыленко Николай Васильевич 20.07.1936 г. – 19.01.1938 г.

Рычков Николай Михайлович 19.01.1938 г. – 29.01.1948 г.

Горшенин Константин Петрович 29.01.1948 г. – 30.05.1956 г.

С 1956 г. по 1970 г. Министерство было упразднено и действовала юридическая комиссия при Совете Министров СССР

Теребилов Владимир Иванович 01.09.1970 г. – 12.04.1984 г.

Кравцов Борис Васильевич 12.04.1984 г. – 17.07.1989 г.

Яковлев Вениамин Федорович 01.08.1989 г. – 11.12.1990 г.

Лущиков Сергей Геннадиевич 11.12.1990 г. – 27.11.1991 г.

Министры юстиции РСФСР:

Беляев Федор Архипович 05.10.1949 г. – 11.06.1953 г.

Рубичев Анатолий Тимофеевич 11.06.1953 г. – 27.03.1957 г.

Болдырев Владимир Афанасьевич 11.05.1957 г. – 13.04.1963 г.

с 1963 г. по 1970 г. Министерство юстиции было упразднено

Блинов Владимир Михайлович 24.09.1970 г. – 15.02.1984 г.

Сухарев Александр Яковлевич 15.03.1984 г. – 25.02.1988 г.

Аболенцев Владимир Александрович 05.04.1988 г. – 15.07.1990 г.

Министры Юстиции Российской Федерации:

Федоров Николай Васильевич 14.07.1990 г. – 01.05.1993 г.

Калмыков Юрий Хамзатович 05.08.1993 г. – 07.12.1994 г.

Ковалев Валентин Алексеевич 06.01.1995 г. – 02.07.1997 г.

Степашин Сергей Вадимович 02.07.1997 г. – 30.03.1998 г.

Крашенинников Павел Владимирович 03.04.1998 г. – 04.08.1999 г.

Чайка Юрий Яковлевич 17.08.1999 г . 08. 06. 20006.

Устинов Владимир Васильевич 23 июня2006 г .12 мая 2008

Александр Владимирович Коновалов 12 мая 2008г.

Указом Александра I от 8 сентября 1802г. первым Министром юстиции Генерал-Прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Он проявил себя как талантливый организатор новой юстиции, и его управленческие способности нашли достойное применение на практике. В Министерстве он лично занимался разработкой Положения о его департаментах, отработкой механизма взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами.

Министры юстиции российской империи:

Державин Гавриил Романович 08.09.1802 г. – 07.10.1803 г.

Лопухин Петр Васильевич 08.10.1803 г. – 01.01.1810 г.

Дмитриев Иван Иванович 01.01.1810 г. – 30.08.1814 г.

Трощинский Дмитрий Прокофьевич 30.08.1814 г. – 25.08.1817 г.

Лобанов-Ростовский Дмитрий Иванович 25.08.1817 г. – 18.10.1827 г.

Долгорукий Алексей Алексеевич 18.10.1827 г. – 20.09.1829 г.

Дашков Дмитрий Васильевич 20.09.1829 г. – 14.02.1839 г.

Блудов Дмитрий Николаевич 14.02.1839 г. – 31.12.1839 г.

Панин Виктор Никитич 31.12.1839 г. – 21.10.1862 г.

Замятин Дмитрий Николаевич 21.10.1862 г. – 18.04.1867 г.

Урусов Сергей Николаевич 18.04.1867 г. – 05.10.1867 г.

Пален Константин Иванович 15.10.1867 г. – 30.05.1878 г.

Набоков Дмитрий Николаевич 30.05.1878 г. – 06.11.1885 г.

Манасеин Николай Авксентьевич 06.11.1885 г. – 01.01.1894 г.

Муравьев Николай Валерианович 01.01.1894 г. – 14.01.1905 г.

Манухин Сергей Сергеевич 21.01.1905 г. – 24.04.1906 г.

Щегловитов Иван Григорьевич 24.04.1906 г. – 06.07.1915 г.

Хвостов Александр Алексеевич 06.07.1915 г. – 07.07.1916 г.

Макаров Александр Александрович 07.07.1916 г. – 20.12.1916 г.

Александрович 20.12.1916 г. – 28.02.1917 г.

Министры юстиции временного правительства:

Керенский Александр Федорович март – апрель 1917 г.

Переверзев Павел Николаевич 24.04.1917 г. – 07.07.1917 г.

Зарудный Александр Сергеевич июль – сентябрь 1917 г.

Малянтович Павел Николаевич сентябрь – октябрь 1917 г.

Наркомы юстиции РСФСР:

Оппоков (Ломов) Георгий

Ипполитович октябрь – декабрь 1917 г.

Штейнберг Исаак Захарович декабрь 1917 г. – февраль 1918 г.

Стучка Петр Иванович 1918 г.

Курский Дмитрий Иванович 1918 г. – 1928 г.

Янсон Николай Михайлович 1928 г. – 1930 г.

Крыленко Николай Васильевич 1931 г. – 1936 г.

Александрович 16.09.1937 г. – 17.10.1937 г.

Дмитриев Яков Петрович 1937 г. – 1940 г.

Горшенин Константин Петрович 1940 г. – 1943 г.

Басавин Иван Александрович 05.01.1944 г. – 05.10.1949 г.

Наркомы (министры) юстиции СССР:

Крыленко Николай Васильевич 20.07.1936 г. – 19.01.1938 г.

Рычков Николай Михайлович 19.01.1938 г. – 29.01.1948 г.

Горшенин Константин Петрович 29.01.1948 г. – 30.05.1956 г.

С 1956 г. по 1970 г. Министерство было упразднено и действовала юридическая комиссия при Совете Министров СССР

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Содержание

Функции

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года) [2] и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

  • исполнения уголовных наказаний;
  • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них; ; ;
  • государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • легализации и апостиля;
  • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • противодействие коррупции [3]
    • Антикоррупционная экспертиза законопроектов Антикоррупционную экспертизу законопроектов проводят аккредитованных в качестве независимых экспертов физические и юридические лица. По состоянию на 16 ноября 2010 года в качестве независимых экспертов аккредитовано 828 физических лиц и 164 юридических лица. Решение об аккредитации принимает Министр юстиции Российской Федерации или один из уполномоченных заместителей министра, о чём издается соответствующее распоряжение. Аккредитованным экспертам выдается свидетельство установленного образца.

    История

    На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель — Гавриил Романович Державин.

    Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

    В 1828 году Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

    После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Министерство юстиции принимало деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

    По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

    Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

    Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала XX века характеризуется особым вниманием к правам личности.

    В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

    13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось"…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия".

    Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

    С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

    По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

    Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции.

    Структура

    Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.

    В структуру Минюста входят:

    • Центральный аппарат
      • 11 департаментов по основным направлениям деятельности
        • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
        • Департамент организации и контроля
        • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
        • Департамент государственной службы и кадров
        • Департамент международного права и сотрудничества
        • Департамент конституционного законодательства
        • Департамент гражданского и социального законодательства
        • Департамент управления делами
        • Департамент по делам некоммерческих организаций
        • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
        • Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения
        • Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам
        • Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам
        • Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений
        • Отдел делопроизводства

        Подведомственные федеральные службы (органы исполнительной власти)

        Бывшие

          , с 12 мая2008 года в составе Министерства экономического развития Российской Федерации, с декабря 2008 года переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии [4][5] .

        Персоналии

        Возглавляет министерство в настоящее время (с 12 мая 2008 года) — Коновалов Александр Владимирович.

        Список министров юстиции России см. в статье Министры юстиции России.

        Список заместителей министра юстиции России см. в статье Список заместителей Министра юстиции Российской Федерации.

        Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.

        Что такое органы юстиции Российской Федерации?

        органы юстиции

        Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.

        История возникновения органов юстиции

        Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.

        Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.

        Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.

        К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.

        функции органов юстиции

        Функционирование Минюста

        Функции органов юстиции России включают в себя:

        • проверку современных законопроектов на отсутствие противоречий Конституции и уже имеющихся ранее принятых законов;
        • трактовку нормативно-правовой документации, с юридической точки зрения;
        • учет и узаконивание общественных ведомств и формирований;
        • произведение контроля за нотариатом;
        • контролирование судов, прокуратуры;
        • улучшение правовых знаний граждан страны.

        Состав Минюста

        Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.

        система органов юстиции

        В данную структуру входят:

        • Министерство юстиции РФ;
        • Федеральная регистрационная служба.
        • ФСИН;
        • УФССП;
        • территориальные органы юстиции.

        Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.

        Главные задачи Минюста

        Задачи органов юстиции:

        • осуществление политики страны в пределах деятельности юстиции;
        • проверка соблюдения прав человека и державы в целом;
        • осуществление защиты прав интеллектуальной собственности;
        • надзор за функционированием судебных ведомств;
        • проверка исполнения установленных судом решений и актов;
        • наблюдение за выполнением уголовных наказаний.

        Контроль за работой Минюста производит президент России.

        полномочия органов юстиции

        Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?

        Полномочия органов юстиции:

        • осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
        • разработка графика функционирования органов юстиции и прогнозирование ее результатов, включая деятельность подструктур и государственных структур, имеющихся в подчинении;
        • соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
        • введение правовых актов относительно работы всех органов власти, находящихся в подчинении;
        • разработка мероприятий по улучшению показателей работы Минюста;
        • выполнение юридической экспертизы законов;
        • учет государственных документов, разъясняющих права, свободы и обязанности граждан РФ;
        • выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
        • ведение учета всей правовой документации регионов России;
        • утверждение форм регистрационных реестров функционирования нотариального аппарата;
        • определение порядка создания и управления реестрами, регулирует ведение данных документов региональными юристами;
        • контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
        • подведение итогов деятельности и результатов функционирования, создание способов по их усовершенствованию;
        • контролирование соответствия заключений ведомств, подчиненных органам юстиции, законам Российского государства;
        • организация и проведение проверок территориальными органами юстиции;
        • выполнение прочих предписаний в установленной форме.

        Полномочия Министра юстиции

        органы юстиции рф

        Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.

        К его полномочиям относятся:

        • распределение обязанностей между заместителями министров, разделение полномочий среди чиновников;
        • утверждение положений о функциональных филиалах Министерства;
        • утверждение ежегодного графика работы и прогнозируемых показателей функционирования государственных структур, составление отчетов об их работе;
        • внесение на рассмотрение администрации президента РФ и демонстрация непосредственно главе государства проектов положений о подчиненных структурах, об их регламенте, возможной численности и об оплате труда рабочих этой сферы;
        • утверждение списка филиалов главного управления Министерства Российской Федерации, его региональных ведомств и учреждений;
        • утверждение на должность и освобождение от нее должностных лиц главного управления, если это не противоречит ФЗ;
        • внесение в Госдуму проектов концепции о подчиненных ведомству государственных органах;
        • отмена противоречащих Конституции РФ и законодательству нормативов правовой документации;
        • осуществление планирования функционирования юстиции;
        • издательство новых правовых актов, включая документы, разработанные коллегиально с руководством иных федеральных структур;
        • присвоение работникам ФСИН первых специальных званий за службу;
        • образование научных, экспертных и консультационных ведомств;
        • прочие полномочия, установленные для министра вышестоящим начальством.

        Федеральная служба исполнения наказаний

        На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.

        Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:

        • выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
        • мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
        • защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
        • соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО; контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
        • транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания;
        • выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
        • помощь осужденным для социальной адаптации;
        • регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.

        Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:

        • обеспечение порядка и соблюдения законодательства РФ в СИЗО и местах лишения свободы;
        • транспортировка осужденных к местам, где они будут пребывать все время, назначенное для них судом;
        • подготовка документов, которые нужны для того, чтобы подать прошение о пересмотре дела, и выполнение юридической экспертизы;
        • взаимодействие со всеми территориальными учреждениями ФСИН в стране, контролирование их работы;
        • создание, ликвидация и дифференциация структур, исполняющих предписанные уголовные наказания.

        Нотариат как структура

        Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.

        Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.

        Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.

        Кто такие нотариусы?

        Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.

        нотариальные органы юстиции

        В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.

        Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.

        Нотариальная палата – что это?

        Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.

        Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.

        Судебная экспертиза

        Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.

        В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.

        центр судебной экспертизы

        Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.

        Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.

        Читайте также: