История международного гуманитарного права кратко

Обновлено: 04.07.2024

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО - система принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, возникающие в связи с международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера.

С древ­них вре­мён су­ще­ст­во­ва­ли за­ко­ны и обы­чаи вой­ны. Они сви­де­тель­ст­во­ва­ли о не­об­хо­ди­мо­сти со­блю­дать да­же во вре­мя вой­ны не­кие пра­ви­ла, ог­ра­ни­чи­вав­шие ли­бо за­пре­щав­шие оп­ре­де­лён­ные сред­ст­ва и ме­то­ды ве­де­ния вой­ны (например, за­пре­ща­лось во вре­мя вой­ны от­рав­лять ко­лод­цы, уби­вать во­ен­но­плен­ных).

В 1993-1994 годах уч­ре­ж­де­ны ме­ж­ду­на­родные уго­лов­ные три­бу­на­лы по бывшей Юго­сла­вии (в Гаа­ге) и по Ру­ан­де (в Ару­ше), а в 1998 году одоб­рен Ста­тут Ме­ж­ду­на­родного уго­лов­но­го су­да.

Международное гуманитарное право - од­на из наи­бо­лее ко­ди­фи­ци­ро­ван­ных от­рас­лей ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва. Все его до­ку­мен­ты со­гла­со­ва­ны друг с дру­гом. На­ря­ду с ме­ж­ду­народными до­го­во­ра­ми дей­ст­ву­ют обыч­ные нор­мы (обыч­ное международное гуманитарное право). По дан­ным Ме­ж­ду­народного комитета Крас­но­го Кре­ста, в пе­ри­од воо­руженных кон­флик­тов дей­ст­ву­ет 161 обы­чай.

Нор­мы международного гуманитарного права на­чи­на­ют при­ме­нять­ся, как толь­ко воз­ни­ка­ет воо­руженный кон­фликт, как толь­ко пер­вое (по­кро­ви­тель­ст­вуе­мое) ли­цо по­стра­да­ло из-за кон­флик­та, как толь­ко ок­ку­пи­ро­ва­на часть тер­ри­то­рии, про­изош­ло пер­вое на­па­де­ние и т. п. Международное гуманитарное право ре­гу­ли­ру­ет при­ме­не­ние со­от­вет­ст­вую­щих ме­то­дов и средств ве­де­ния во­енных дей­ст­вий, оп­ре­де­ля­ет пра­во­вой ста­тус уча­ст­ни­ков воо­руженных кон­флик­тов.

При лю­бых об­стоя­тель­ст­вах ува­же­ни­ем и за­щи­той поль­зу­ют­ся медицинский пер­со­нал, свя­щен­но­слу­жи­те­ли, медицинские и ре­лигиозные объ­ек­ты. Воюю­щие сто­ро­ны долж­ны на­прав­лять свои дей­ст­вия толь­ко про­тив во­енных объ­ек­тов, при лю­бых воо­руженных кон­флик­тах долж­на осу­ще­ст­в­лять­ся за­щи­та куль­тур­ных цен­но­стей и за­щи­та при­род­ной сре­ды от об­шир­но­го, дол­го­вре­мен­но­го и серь­ёз­но­го ущер­ба, при­чи­не­ние ко­то­ро­го тем са­мым мо­жет на­нес­ти ущерб здо­ро­вью или вы­жи­ва­нию на­се­ле­ния.

Основным субъ­ек­том от­вет­ст­вен­но­сти за на­ру­ше­ние норм международного гуманитарного права яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­во. Оно долж­но пол­но­стью воз­мес­тить при­чи­нён­ный ущерб. Отдельные ли­ца не­сут уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность за во­енные пре­сту­п­ле­ния по национальному за­ко­но­да­тель­ст­ву; по ме­ж­ду­народному пра­ву - на ос­но­ва­нии ре­ше­ний Ме­ж­ду­народного уго­лов­но­го су­да или ме­ж­ду­народных уго­лов­ных три­бу­на­лов.

Исторические источники:

Ве­де­ние во­ен­ных дей­ст­вий: Сб. Га­аг­ских кон­вен­ций и иных ме­ж­ду­на­род­ных до­ку­мен­тов. 4-е изд. М., 2004;

Же­нев­ские кон­вен­ции от 12 ав­гу­ста 1949 г. и до­пол­ни­тель­ные про­то­ко­лы к ним. 4-е изд. М., 2005.

Международное гуманитарное право: история создания, развитие и источники

Международное гуманитарное право до Женевских конвенций 1949 года.

Правила, ограничивающие насилие и разрушения в период военных действий, намного старше, чем официальное договорное право. Религия, древние традиции и обычаи, кодексы чести и специальные соглашения между противоборствующими сторонами разным образом устанавливали ограничения в отношении способов ведения сражений. Легитимность ограничения применения силы только в исключительных случаях ставилась под сомнение. В самом деле, цель военных действий обычно заключается в получении преимущества – например, показать свое превосходство над неприятелем или захватить чужую территорию, а не просто убить и уничтожить. Более того, страх перед ответным возмездием всегда являлся препятствием для насилия без всяких ограничений. Таким образом, нормы, ограничивающие способы ведения войны, по этическим соображениям были и остаются частью нематериального культурного наследия, а религиозные книги, такие как Библия, Коран, буддийские и индуистские писания, выражают его суть. В Европе в эпоху Просвещения Гуго Гроций и Жан-Жак Руссо разработали концептуальную основу современного подхода к ограничению последствий военных конфликтов.

Первая идея Дунана привела к формированию в Женеве Комитета пяти, который впоследствии стал Международным комитетом Красного Креста (МККК). Общества Красного Креста, а позднее и Общества Красного Полумесяца на национальном уровне были основаны в качестве филиалов практически не существовавших военно-медицинских служб сначала в европейских странах и США, а затем и во всем мире.

Второе предложение привело к принятию 22 августа 1864 года Женевской конвенции о защите жертв войны: Конвенции по улучшению участи раненых в армиях в поле – первого международного и многостороннего договора по гуманитарному праву. Договор предусматривает защиту раненых на поле боя, объявляет медицинский персонал нейтральным, то есть защищенным от любых военных действий, и определяет красный крест на белом фоне в качестве отличительной эмблемы.

Договор 1864 года в течение нескольких месяцев был принят всеми европейскими государствами, США, Святым Престолом и независимыми государствами на других континентах. Он вступил в действие 22 июня 1865 года.

В Гаагских положениях были закреплены права военнопленных, некоторые нормы, касающиеся ведения военных действий, и положения, которые должны соблюдаться в период вооруженной оккупации. Самым ценным вкладом Гаагской конвенции в международное гуманитарное право, возможно, является так называемая оговорка Мартенса, которая в измененной формулировке вошла в статью 1.2 Дополнительного протокола I 1977 года:

В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания.

На Гаагской мирной конференции 1907 года также были приняты семь договоров, касающихся регулирования права морской войны.

Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.

Международное гуманитарное право было подвергнуто существенному пересмотру в 1949 году в ходе дипломатической конференцией, созванной в Женеве правительством Швейцарии, депозитария Женевских конвенций. Принимая во внимание уроки, извлеченные в период и сразу после окончания Второй мировой войны, представители государств обсудили проекты, подготовленные МККК при поддержке экспертов, и 12 августа 1949 года приняли четыре Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти конвенции вступили в силу 21 октября 1950 года и были приняты всеми государствами-членами международного сообщества.

Четыре Женевские конвенции 1949 года содержат положения общего характера, кодифицирующие нормы по осуществлению договоров, касающиеся, в частности, функций держав-покровительниц и деятельности МККК в ходе вооруженного конфликта. Но самым инновационным вкладом в развитие международного гуманитарного права являются положения статьи 3, направленные на защиту жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Все большее число внутренних вооруженных конфликтов, и в частности Гражданская война в Испании (1936-39), выявляли настоятельную необходимость соблюдения гуманитарно-правовых норм и в отношении вооруженных конфликтов не международного характера.

Данный процесс получил развитие в последующие годы и привел к заключению двух дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года – договоров, которые адаптируют международное гуманитарное право к условиям современной войны: Дополнительного протокола I, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Дополнительного протокола II, касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Оба договора на основе первоначальных проектов, подготовленных МККК, были согласованы в результате длительных и трудных переговоров представителей государств–участников Женевских конвенций в ходе четырех сессий Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов, (1974–77), созванной в Женеве правительством Швейцарии, и приняты 8 июня 1977 года. В 2005 году государствами-участниками Женевских конвенций был принят третий протокол – Дополнительный протокол III, в котором была представлена еще одна отличительная эмблема: красный кристалл на белом фоне.

Протоколы 1977 года не только развивают международное гуманитарное право, применимое к традиционным формам ведения войны, но также вводят новые положения, касающиеся так называемых асимметричных конфликтов, таких как колониальные войны (теперь называемые национально-освободительными движениями) и, в частности, немеждународных вооруженных конфликтов или гражданских войн, то есть насильственных действий на территории государства. Дополнительный протокол I содержит разделы, отложенные в 1949 году: 1) ограничения на методы и средства ведения войны; и 2) защита гражданского населения от прямых последствий военных действий. В нем кодифицировано значительное число конкретных норм, которые должны соблюдаться вооруженными силами при проведении военных операций всех типов, а также представлены новые концепции, такие как обязательство защищать природную среду при ведении военных действий (ст. 55). С другой стороны, Дополнительный протокол II развивает идеи, лежащие в основе общей статьи 3 Женевских конвенций, и кодифицирует новые нормы, касающиеся немеждународных вооруженных конфликтов.

Хотя Женевские конвенции 1949 года и дополнительные протоколы к ним представляют собой основу современного международного гуманитарного права, применимого в вооруженном конфликте, эти тексты дополняются значительным числом других договоров, среди которых: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 года.

Другим важным международным соглашением, о котором следует упомянуть в этом контексте, является Римский статут Международного уголовного суда, принятый 17 июля 1998 года. Идея создания международной уголовной юрисдикции столь же стара, как и современное международное право. Именно в 1895 году Институт международного права, приняв идею, высказанную Гюставом Муанье, бывшим в то время председателем МККК, предложил создать международный уголовный трибунал. После окончания Второй мировой войны были учреждены Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы с целью привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении международных преступлений, в том числе серьезных нарушений норм международного гуманитарного права. Ожидается, что с учетом своей универсальной юрисдикции в отношении военных преступлений Международный уголовный суд внесет важный вклад в осуществление и соблюдение международного гуманитарного права во период вооруженных конфликтов.

Международно-правовые нормы ограничивающие методы и средства ведения войны.

Со времени окончания Второй мировой войны было принято значительное число договоров, запрещающих конкретные виды вооружения или типы боеприпасов, либо ограничивающих их применение. Особое значение имеют Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года и Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 года.

По общему мнению, ни Женевские конвенции, ни международное гуманитарное право в целом не запрещают применение ядерного оружия. Вместе с тем неоспоримо, что использование ядерного оружия в вооруженном конфликте, как и любого другого оружия, подпадает под действие существующих положений международного гуманитарного права (Законность угрозы или применения ядерного оружия, Консультативное заключение Международного суда, п. 85).

Общие принципы права и международное обычное право.

Общие принципы права имеют особое значение для права, регулирующего такой сложный феномен, как вооруженный конфликт.

Согласно Международному Суду, международное обычное право играет решающую роль в качестве независимого источника правовых норм, применимых в области международного гуманитарного права (Консультативное заключение по ядерному оружию, п. 75). Недавно опубликованное исследование МККК определило нормы, которые, по его мнению, должны рассматриваться как обычное право, то есть нормы, применимые в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. Хотя исследование не претендует на официальную кодификацию норм международного обычного права, в его перечне подробно отражена сложившаяся практика, подкрепленная opinio juris. Один из его основных выводов заключается в том, что важнейший источник международных норм, регулирующих ведение военных действий, носит обычно-правовой характер. Более того, эти обычные нормы применяются в равной степени и к международным, и к немеждународным вооруженным конфликтам, тем самым заполняя пробелы плохо кодифицированного письменного свода законов, применимых во внутригосударственных вооруженных столкновениях.

Источник: Hans-Peter Gasser, Humanitarian Law, International // The Law of Armed Conflict and the Use of Force: The Max Planck Encyclopedia of Public International Law. Oxford University Press, 2017. C. 480–494.

История знает и международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Однако до середины XIX века такие соглашения носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действительные чаще всего лишь на время конфликта.

Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением движения Красного Креста, резко изменило ситуацию. Государства связали себя универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах. Это было большим шагом вперед для всего человечества.


Начало развития современного международного гуманитарного права связывают с именем женевского предпринимателя Анри Дюнана.

Благодаря энтузиазму и настойчивости этих людей комитету удалось убедить швейцарское правительство созвать в 1864 г. международную конференцию, в которой приняло участие 12 государств. На этой конференции в Женеве 22 августа 1864 года была принята Конвенция об улучшении участи раненных и больных воинов во время сухопутной войны, которая положила начало развитию современного гуманитарного права.

В дальнейшем международно-правовая защита жертв войны стала объектом постоянного внимания мирового сообщества. В 1899 г. в Гааге была подписана Конвенция о применении начал Женевской конвенции 1864 г. к морской войне. В 1906 г. положения Конвенции 1864 г. были усовершенствованы и дополнены.

После второй мировой войны, которая потрясла мир гигантскими потерями, прежде всего среди гражданского населения, и бесчеловечным отношением к военнопленным, раненым и больным, были приняты 4 Женевские конвенции о защите жертв войны, а также Конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949). Женевские конвенции 1949 г., насчитывающие порядка 400 статей, представляют собой юридический документ поистине исторического значения, который уже более пятидесяти лет обеспечивает защиту бесчисленным жертвам вооруженных конфликтов.

Каждое государство–участник может денонсировать Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. Однако если заявление о денонсации было сделано государством, которое в этот момент участвовало в вооруженном конфликте, оно не будет иметь силы до окончания военного конфликта или оккупации, а также до тех пор, пока не будут завершены операции, связанные с окончательным освобождением, репатриацией или устройством покровительствуемых лиц.

По состоянию на 1998 год участниками Женевских конвенций 1949 года являются 188 государств.

Следует особо подчеркнуть, что важнейшее значение для развития международного гуманитарного права имеет деятельность Международного Комитета Красного Креста, созданного в 1863 году при участии Анри Дюнана. В целях развития международного гуманитарного права МККК занимается подготовкой Дипломатических конференций, обладающих полномочиями для принятия новых документов. МККК разрабатывает проекты, которые ложатся в основу международно-правовых договоров, заключаемых государствами. Именно так были приняты Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.

Как хранитель гуманитарного права МККК получил от международного сообщества полномочия контролировать, в частности, применение этого права сторонами в конфликте. В случае нарушения норм международного гуманитарного права МККК напоминает воюющим сторонам об их обязанностях, закрепленных в конвенциях. Кроме того, МККК поощряет государства к принятию уже в мирное время практических мер, направленных на соблюдение гуманитарного права во время войны. С этой целью МККК осуществляет перевод и пропаганду текстов конвенций, стимулирует принятие правовых норм, необходимых для преследования военных преступников, ведет работу по распространению знаний о гуманитарном праве, особенно в вооруженных силах, организует многочисленные семинары и т.д.


Толочко, О.Н. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 88 с.

Актуальность исследования. Всегда, на протяжении всей истории, вооруженные конфликты людей отличались жестокостью и кровопролитием.

Причина видится в желании обладать собственностью, на которой основано человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир.

Гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Создание комплексной системы обеспечения и защиты, закрепленных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного гуманитарного права.

Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.

Ни что не препятствует государствам добровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах[1] 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[2] 1950г., Американской конвенции прав человека[3] 1969г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных организациях так называемых частных жалоб.

Роль международных контрольных органов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастают. Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появление глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, ныне регулируются и нормами международного права (отрасли международного гуманитарного права).[4]

Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоит очень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более глубокого изучения международного гуманитарного права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав и свобод человека и являющиеся предметом гуманитарного права.




Предмет исследования составляют нормы международно-правовых актов в области защиты прав и свобод человека, являющихся источниками гуманитарного права России и образующих его систему.

Целью исследования является изучение истории становления и развития и международного гуманитарного права, и гуманитарного права России, его понятия и системы.

Задачи исследования:

· Рассмотрение и анализ истории возникновения и развития международного гуманитарного права, его понятия, источников и системы;

· Рассмотрение и изучение развития гуманитарного права и системы гуманитарного права России.

Методы исследования системный и функциональный методы. В процессе работы применялись частнонаучные методы познания: формально-юридический и сравнительно-правовой. Из общелогических методов использовались методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Степень освещенности данной темы в литературе.Вопросы истории гуманитарного права России рассматривались в докторских диссертациях Л.А. Алексидзе, Ф.И. Кожевникова, Г.С. Стародубцева и кандидатских диссертациях В.Д Лазуренко, Е.П. Мелешко, П.В. Саваськова, А.Ю. Семьяновой, Н.Н. Кириловской и др.

Основные источники исследованияисточниками, используемыми нами в процессе исследования являются различная учебная литература и монографии таких ученых, как Лукашовой Е.А., Карташкина В.А., и др.

Возникновение и развитие гуманитарного права

История возникновения международного гуманитарного права

Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны 1864 года.

Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен.

В Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.

В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.

Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.

Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. была использованна. Конвенцию и придерживалась ее.

В 1867 году почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 года, кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 году.

С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета. Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.

Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями[6].

Реферат по дисциплине: гуманитарное право

На тему: Система гуманитарного права Российской Федерации

Содержание

1. Возникновение и развитие гуманитарного права

1.1 История возникновения международного гуманитарного права

1.2 Понятие и источники гуманитарного права

2. Гуманитарное право России

2.1 Становление и развитие гуманитарного права России

2.2 Система гуманитарного права России

Список источников и литературы

Гуманитарный право международный свобода

Введение

Актуальность исследования. Всегда, на протяжении всей истории, вооруженные конфликты людей отличались жестокостью и кровопролитием.

Причина видится в желании обладать собственностью, на которой основано человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают мир.

Гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Создание комплексной системы обеспечения и защиты, закрепленных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного гуманитарного права.

Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.

Ни что не препятствует государствам добровольно передавать на обсуждение международных организаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах[1] 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[2] 1950г., Американской конвенции прав человека[3] 1969г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных организациях так называемых частных жалоб.

Роль международных контрольных органов, созданных государствами в современных условиях постоянно возрастают. Как известно, в международных отношениях нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и предусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных связей, появление глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, ныне регулируются и нормами международного права (отрасли международного гуманитарного права).[4]

Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоит очень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более глубокого изучения международного гуманитарного права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав и свобод человека и являющиеся предметом гуманитарного права.

Предмет исследования составляют нормы международно-правовых актов в области защиты прав и свобод человека, являющихся источниками гуманитарного права России и образующих его систему.

Целью исследования является изучение истории становления и развития и международного гуманитарного права, и гуманитарного права России, его понятия и системы.

Задачи исследования:

· Рассмотрение и анализ истории возникновения и развития международного гуманитарного права, его понятия, источников и системы;

· Рассмотрение и изучение развития гуманитарного права и системы гуманитарного права России.

Методы исследования системный и функциональный методы. В процессе работы применялись частнонаучные методы познания: формально-юридический и сравнительно-правовой. Из общелогических методов использовались методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Степень освещенности данной темы в литературе.Вопросы истории гуманитарного права России рассматривались в докторских диссертациях Л.А. Алексидзе, Ф.И. Кожевникова, Г.С. Стародубцева и кандидатских диссертациях В.Д Лазуренко, Е.П. Мелешко, П.В. Саваськова, А.Ю. Семьяновой, Н.Н. Кириловской и др.

Основные источники исследованияисточниками, используемыми нами в процессе исследования являются различная учебная литература и монографии таких ученых, как Лукашовой Е.А., Карташкина В.А., и др.

Возникновение и развитие гуманитарного права

История возникновения международного гуманитарного права

Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны 1864 года.

Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен.

В Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.

В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.

Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.

Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. была использованна. Конвенцию и придерживалась ее.

В 1867 году почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 года, кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 году.

С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета. Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.

Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями[6].


Оглавление

  • 1. Развитие гуманитарного права
  • 2. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного публичного права
  • 3. Нормы и функции международного гуманитарного права
  • 4. Источники международного гуманитарного права
  • 5. Субъекты международного гуманитарного права
  • 6. Принципы международного гуманитарного права
  • 7. Права человека и Устав ООН
  • 8. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по правам человека
  • 9. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по делам беженцев
  • 10. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное гуманитарное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

1. Развитие гуманитарного права

В выделении международного гуманитарного права в самостоятельную отрасль сыграли важную роль две Женевские конвенции 1929 г. Международный комитет Красного Креста уверен, что, помимо действий по защите и поддержке жертв вооруженных конфликтов, одной из его задач является развитие международного гуманитарного права и самое главное — соответствие потребностям современного мира.

Краткая Конвенция от 1864 г. была первым шагом на историческом пути. В этот период времени были разработаны крупные достижения в области международного гуманитарного права:

1) в 1906 г. — (новая) Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) в 1907 г. — Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции;

3) в 1929 г. — две Женевские конвенции: одна была посвящена тем же вопросам, которые рассматривались в Конвенциях от 1864 и 1906 гг., другая относилась к обращению с военнопленными.

Данные Конвенции от 1929 г. о раненых и больных уточнили некоторые прежние формы. Были введены новые положения: если какой-либо из участников военного конфликта не участвовал в настоящей Конвенции, это не освобождало другие стороны конфликта от соблюдения гуманитарных норм; Конвенции обязывали воюющую сторону, которая захватила неприятельский медицинский персонал, вернуть его назад.

С принятием данной Конвенции распространилось применение опознавательного знака Красного Креста на авиацию. Для мусульманских стран было признано право на использование в качестве опознавательного знака вместо Красного Креста Красный Полумесяц;

4) в 1949 г. — четыре Женевские конвенции о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны.

Весьма примечательна форма Женевских конвенций 1949 г.: все они содержат статьи о денонсации. Также установлено, что заявление о денонсации будет иметь место для стороны, участвующей в военном конфликте, только после заключения мира — прекращения ведения военных действий, вооруженного конфликта, войны. Но данные действия не будут иметь никакой силы для других конфликтующих сторон;

5) в 1977 г. — два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 1949 г. Первый посвящен защите жертв вооруженных конфликтов, а второй — защите жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

Большинство конвенций, в которых кодифицировалось право ведения военных действий, было принято практически всеми странами мира.

Первоначально Женевские и Гаагские конвенции были заключены в традициях взаимообязывающих международных договоров. Они следовали общепризнанному правилу, на основе которого невыполнение договора одной стороной военного конфликта влекло невыполнение данного договора другой стороной. Считавшееся обычным для других отраслей международного права в гуманитарном праве создавало абсурдную ситуацию: гуманность отдавалась на произвол государства. Более того, при отказе одного государства от согласованных в мировом сообществе гуманных средств, методов, действий, правил обращения с военнопленными или гражданским населением в соответствии с традиционными понятиями формально побуждал и другую сторону, участвующую в военном конфликте, отбрасывать прочь нормы гуманности. Мир сам собой как бы возвращался к временам варваров, перечеркивались все достижения в гуманизации военных конфликтов и в смягчении бедственного положения как для военных, так и для гражданских лиц.

В мировом сообществе пробивается понимание того, что нормы международного гуманитарного права являются абсолютными и всеобщими обязательными.

Читайте также: