История медицинской этики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начиная с XV-XVI вв. в общественном сознании начинает господствовать идея о том, что человек может и должен активно преобразовывать жизнь, создавать новое, вмешиваться в созданное природой в соответствии со своими научными и практическими знаниями. Основные этические требования традиционной для западноевропейской медицины гиппократовой этики сохраняются, но в работах врачей и философов, политиков и общественных деятелей, размышляющих о проблемах медицины, появляется все больше идей о правах человека в области охраны здоровья и получения медицинской помощи, справедливости в распределении медицинских услуг, условиях соблюдения врачебной тайны как уважения прав и достоинства личности и ряде других. Само врачевание начинает пониматься как деятельность, в ходе которой творится благо отдельным людям и обществу в целом. В медицинскую этику входит новый моральный принцип, сформулированный великим Парацельсом, - активное творение добра в процессе врачевания.

ХХ век стал временем в истории медицинской этики, как никакое другое наполненным идеями конструирования, видоизменения, модификации человека. Это время предельного обострения проблемы причинения вреда человеку, риска негативных последствий от применения биомедицинских технологий не только на уровне одного человека, но и на уровне больших человеческих общностей, человечества в целом. Примерами таких негативных последствий стала практика эвтаназии в нацистской Германии, исследования на людях с нарушением норм медицинской этики и ряд других.
К концу ХХ – началу XXI веков, в связи с бурными социальными потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества на первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. В 70-х годах 20 в. начинает формироваться новая форма медицинской этики – биоэтика (биомедицинская этика).

Григорий Антонович Захарьин (1829 – 1897) – основатель крупной клинической школы, профессор Московского университета, создатель метода анамнеза. Придавал большое значение проблеме общения врача с пациентом, в процессе которого собирается информация об особенностях возникновения и развития заболевания. Он утверждал, что доверительное общение с пациентами способствует не только получению наиболее полной информации о состоянии больного и его болезни, но и ходу всего лечебного процесса.

В советский период развития российской медицины отношение к медицинской этике было очень неоднозначным. Оно колебалось от полного отрицания ее необходимости в связи с представлением о том, что все советские врачи (за редким исключением) являются носителями коммунистической морали, нацеленной только на благо человека, до признания ее необходимости и существования в настоящее время уже в форме современной биоэтики. В этот период профессиональная медицинская этика фактически отождествлялась с марксистской этикой, в соответствии с которой каждый советский человек (включая, разумеется, и медработников) нацелен на служение другим, исполнение своего долга перед народом, обществом, государством. Пациент рассматривался как представитель народа, которому служат медицинские работники, беззаветно отдавая все свои знания и силы.
Изменилось и положение в системе здравоохранения, и этические основания деятельности медицинских сестер. Общества сестер милосердия были упразднены, Российский комитет Красного Креста был реорганизован в Советский комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, создана новая система подготовки медицинских сестер. С 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, что подчеркивало разрыв их деятельности с религией и ориентацию на нравственные идеалы коммунистической морали, которая пропагандировалась в Советском Союзе.

Последние десятилетия XX века стали для России временем значительных перемен во всех областях общественной жизни. В области медицины и здравоохранения эти перемены обострили ряд традиционных этических проблем медицинской деятельности и обозначили ряд новых, связанных с неуклонным развитием медицинской науки и практики. Многообразие форм организации медицинской помощи различным категориям граждан, внедрение новых биомедицинских технологий в условиях российской действительности конца XX – начала XXI веков, проблемы материально-технического обеспечения научно-медицинских исследований и практики обусловили чрезвычайную актуальность традиционных этических проблем медицины и современных биоэтических проблем.

Литература:

Итак, этика Гиппократа – это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношении врача к обществу. Она оказала огромное влияние на моральное сознание медиков Древней Греции и Рима.

4 этап - эпоха Возрождения. В эпоху возрождения в центре внимания оказывается вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Споры шли вокруг того, достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе академического обучения, либо они даются путем озарения, через интуицию и опыт, приходят, что называется, от Бога.

Сильный импульс к своему дальнейшему развитию врачебная этика получила в эпоху Просвещения. В это время происходит переосмысление миссии медицины в обществе – целью медицины теперь становиться не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема № 1. ЭТИКА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность.

Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действия человека в обществе с помощью норм.

Нравственность -система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , добра и зла , сочувствия , дружбы , смысла жизни , самопожертвования . Выработанные этикой понятия — милосердие , справедливость , дружба , солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков

Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья

Классификация этических ценностей

Всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели , то есть самореализацию . Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины . Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю , цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

Функции этики:

В этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев

2. Медицинская этика.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача.

Этапы развития медицинской этики:

Принципы медицинской этики: справедливость, благодеяние, непричинение зла

Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.

Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:

Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость.

- Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор “Никомаховой этики”, “Большой этики”.

Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах.

Одним из самых древних медико- этических документов является “Клятва Гиппократа”.

Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.

Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства . Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.

2. II этап развития Медицинской этики – это становление монотеистических религий (буддизм, христианство, ислам).

3. III этап развития Медицинской этики – это создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации.

В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно , достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г . Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803).

4. IV этап развития Медицинской этики- Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики , в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.

Иеремия Бентам - британский юрист и мыслитель (первая треть 19 века) является виднейшим представителем утилитаризма В основе его этической теории лежит принцип полезности.

Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов.

Бентам составил своего рода шкалу – “лестницу удовольствий” и “лестницу страданий”, с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: “ И удовольствие, и боль мы можем “сосчитать”. Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

5. С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика.

Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти.

Принципы биоэтики – соблюдение:

- свободы воли и выбора,

Исторические модели моральной медицины:

Модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил другие принципы:

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом .

В 19-20 вв. огромный вклад в развитие медицинской этики внес Анатолий Федорович Кони (выдающийся судебный деятель России конца XIX начала XX века, ученый-юрист). А. Ф. Кони обладал энциклопедическими знаниями в области русского и зарубежного права, истории, философии, медицины, психологии. Один из аспектов его деятельности являлась разработка нравственно-этических принципов врачебной деятельности, в частности вопрос врачебной тайны.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

1. Научный раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников

2. Практическая область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности

Основные аспекты медицинской этики:

• медицинский работник и общество;

• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

• медицинский работник и пациент;

• медицинский работник и родственники пациента;

• взаимоотношения представителей медицинских профессий;

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы.

Вопреки распространенному мнению, современные медики не приносят клятвы Гиппократа. Однако те клятвы, присяги и торжественные обещания врачей, которые приняты в различных странах и обществах, во многом основываются именно на тексте, приписываемом древнегреческому целителю. Живший между V и IV веками до нашей эры врач и философ считается отцом медицины и медицинской этики. Однако его учение скорее объединяет и систематизирует накопленные к тому времени знания и устоявшиеся моральные правила врачевания.


Гиппократ

Самые же первые этические воззрения на врачебное ремесло встречаются еще в своде законов Хаммурапи — одном из наиболее древних письменных источников, дошедших до наших дней. Они были записаны в Вавилоне в Древней Месопотамии и датируются примерно XVIII веком до нашей эры. Даже в то время, когда сама медицина пребывала еще в зачаточном состоянии — самое большее, на что были способны древние целители, было облегчение боли и страданий, но никак не излечение сколько-нибудь серьезных заболеваний, — людей уже волновала этическая сторона взаимоотношений врача и больного, которую старались кодифицировать и контролировать.

Текст клятвы Гиппократа на века зафиксировал девять основных этических принципов и обязательств врача, большинство из которых (за исключением неприятия эвтаназии и абортов) перекочевали без изменений и в современные клятвы и присяги. Вот эти принципы:

  • обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
  • принцип непричинения вреда (noli nocere);
  • обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
  • принцип заботы о пользе больного и постановки во главу угла интересов больного;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
  • неприятие интимных связей с пациентами;
  • обязательство личного совершенствования;
  • врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Примечателен сам факт существования такого ритуала, как принесение клятвы врача, в других культурах и эпохах — присяги или торжественного обещания. Потребность в клятве как в символе неразрывно связана с необходимостью выделить особую — медицинскую — этику из этики обыденной, общечеловеческой.

Отношения врача и пациента — это особые отношения, в которых больной полностью зависим от врача, что дает последнему пространство для манипуляций. Главная задача врачебной этики — установить доверие между врачом и пациентом. Основное условие возникновения этого доверия — готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Что, в свою очередь, служит главному — облегчению страданий больного.

Медицина, религия и этика

На протяжении столетий медицинская этика была неразрывно связана с религиозными учениями. История европейской медицины идет рука об руку с историей христианства. И не только потому, что в течение нескольких веков многие обученные врачеванию люди работали, а порой и жили при монастырях, но и потому, что медицинская этика основывалась на христианских принципах милосердия и что каждая жизнь священна. Отсюда и такое же непримиримое неприятие эвтаназии и абортов, что и у Гиппократа, до сих пор официально признанное в странах с сильной католической традицией.

В период Средневековья профессиональных, дипломированных врачей было не так много. Они жили в крупных городах и работали в основном по договору на какой-нибудь монастырь или высокородную семью. Следовательно, доступ к квалифицированной медицинской помощи для простых людей был весьма затруднителен. А порой и не для простых: например, смертельно больной королеве Изабелле в 1358 году пришлось больше суток ждать своего врача, за которым несколько раз посылали лошадей, так как он находился далеко от замка Хартфорд.


Кровопускание, гравюра, XVII век.

Более доступной была помощь сельских лекарей, хирургов (которые не считались в те времена врачами и чья квалификация была намного ниже, чем у докторов), цирюльников, которые не только стригли и брили, но еще и пускали кровь, вырывали зубы и срезали мозоли, а также повитух. Причем когда ремесло последних стали осваивать профессиональные врачи, которыми могли быть только мужчины, процент смертей рожениц немного уменьшился, зато сам процесс родов изменился — причем не в лучшую для женщин сторону.

Помимо того, что рожать в присутствии мужчины было для многих женщин, особенно благородного происхождения, психологически тяжело, мужчины-акушеры еще и модернизировали такое приспособление, как кресло, или стул, для родов. Дело в том, что, когда родовспоможением занимались повитухи, им приходилось сгибаться в три погибели, принимая младенца, так как у стула, на котором рожали, были очень низкие ножки — это позволяло роженице упираться ногами в пол.

Читайте также: