История мальчика мцыри кратко

Обновлено: 04.07.2024

Петр Захаров-Чеченец вошел в историю как единственный профессиональный живописец 19-го столетия чеченского происхождения. Он появился на свет в 1816 году. В 1819 году будущего художника нашли в разрушенном ауле Дади-юрт. Малыша подобрали и отнесли в станицу Бороздиновскую, где отдали казаку Захару Недоносову, который воспитал мальчика, как родного. Приемный отец дал ребенку не только кров, но и свое отчество. А имя мальчику выбирал сам генерал Алексей Ермолов. Так началась история жизни будущего художника Петра Захаровича Захарова.

Мальчик воспитывался в станице до 1823 года, после чего его забрал на воспитание другой генерал из рода Ермоловых – Петр Николаевич – в Тифлис, где проходил службу. Тот сразу заметил талант чеченского мальчишки к рисованию, отмечал его смышленость и склонность к учебе.

В начале 30-х годов Петр Николаевич вышел в отставку и перебрался вместе с семьей в Москву. Здесь Захара ждала встреча с художником Львом Александровичем Волковым, к которому он попал на обучение. В 1833 году юноша начал свое обучение в Петербургской академии художеств. Спустя три года он выпустился в звании свободного художника.

Сцена из спектакля "Петр Захаров-чеченец из Дади-юрта". Чеченский государственный драмтеатр им. Х.Нурадилова

Сцена из спектакля "Петр Захаров-чеченец из Дади-юрта". Чеченский государственный драмтеатр им. Х.Нурадилова

Однако живопись больших денег не приносила и, чтобы обеспечивать себя, Захаров устроился рисовальщиком в департамент военных поселений при Военном министерстве. На службе он рисовал эскизы обмундирования, знамен, вооружения. Там он проработал недолго и вернулся к написанию портретов на заказ.

Вскоре художник переехал в Москву, где женился на Александре Постниковой – сестре известного московского лекаря. В роли шафера выступал Алексей Ермолов. Однако женитьба оказалась несчастливой и вскоре после венчания молодая супруга умерла от чахотки. Летом того же 1846 года, пережив жену всего на пару месяцев, от чахотки скончался и сам Петр Захаров. Похоронили художника в Москве.

Многие утерянные работы Захарова находят и в наши дни. Так, в 2013 году в Франции обнаружился портрет Киреева, датированный 1843 годом, а в 2018 году нашли портрет адъютанта Якова Ростовцева, написанный акварелью.

Именем художника названы сквер в Грозном и детская художественная школа, а в память о нем регулярно проходят тематические выставки и культурные события.

В эти три дня герой встречает на своем пути барса - преставителя дикой природы Кавказа. Мцыри борется с барсом, как дикий зверь, и побеждает его:

". И я был страшен в этот миг; / Как барс пустынный, зол и дик, / Я пламенел, визжал, как он; / Как будто сам я был рожден / В семействе барсов и волков. "

". опять / Вернулся я к тюрьме моей; / Что бесполезно столько дней / Я тайный замысел ласкал, / Терпел, томился и страдал, / И всё зачем. "

Находясь эти три дня на воле, Мцыри заболевает и теряет сознание. Вскоре его находят монахи и возращают в монастырь:

Вернувшись в монастырь, больной Мцыри оказывается при смерти. Он грустит о том, что его похоронят не на родине:

". Увы! – за несколько минут / Между крутых и темных скал, / Где я в ребячестве играл, / Я б рай и вечность променял. "

Несчастный Мцыри просит перед смертью перенести его в сад, откуда он мог бы видеть родной Кавказ. О дальнейшей судьбе героя ничего не известно. Вероятно, герой умирает от болезни. Также возможно, что Мцыри выздоравливает и продолжает жить против своей воли в монастыре:

". Ты перенесть меня вели / В наш сад Оттуда виден и Кавказ! / Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет. "

Такова история жизни Мцыри в поэме "Мцыри" Лермонтова: судьба, биография героя в цитатах.


Место и время действия

События поэмы происходят в первой половине XIX века в Грузии, в монастыре и в горах вокруг него.

Главные герои

Другие персонажи

  • Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.
  • Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.
  • Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Глава 1

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, реке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчугу и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Главы 9-13

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

Главы 20-23

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

И что в итоге?

Мцыри — проведя три дня на воле, возвращается к стенам монастыря, исповедуется монаху. Он истощён и ожидает смерти.

Заключение

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.


Основные персонажи

Тезисный пересказ

Маленького больного мальчика русский генерал оставляет в кавказском монастыре, чтобы монахи вылечили и воспитали его. Ребенок растет и готовится принять постриг. В один день молодой человек бесследно исчезает, а через три дня его, израненного, находят неподалеку.

Юноша рассказывает свою историю о том, как чуть не упал с обрыва, встретил прекрасную девушку, а ночью, потерявшись в лесу, наткнулся на барса, с которым вступил в борьбу. Послушник убил зверя, но тот успел нанести ему смертельные раны. Мцыри выходит наугад из леса и в итоге оказывается там, откуда бежал. Монахи подбирают юношу и относят его в келью, где тот умирает.

Краткое содержание

Ниже представлено краткое содержание по главам поэмы “Мцыри”, по которому можно составить общее впечатление о произведении.

Глава 1
На пересечении рек Арагвы и Куры стоит разрушенный монастырь. В нем живет старый монах, который сметает пыль с могильных плит и вспоминает прошлое.

Глава 2
В Тифлис из гор едет русский генерал. Он привозит в монастырь мальчика-горца. Ребенок болен, но мужественно переносит мучения. Монахи оставляют больного у себя на воспитание. Мальчик взрослеет, думает принять обет, но в один из дней внезапно исчезает. Через некоторое время его находят под стенами монастыря, израненного. Мцыри не открывает старцам, где он был, и тогда к нему присылают чернеца, который ранее служил воспитателем. Ему-то юноша и поведал свой рассказ.

Глава 3
Молодой человек благодарит старца, что тот решил его выслушать. Он признается, что все это время жил в монастыре, как в плену, лелея лишь мечту о свободе и не испытывая вину за эти мысли.

Глава 4
Мцыри знает о том, что старик вылечил его, но не рад этому. Когда ему было особенно одиноко в монастыре, он дал себе клятву найти хоть кого-то из родных.

Глава 5
Мцыри не боится смерти, лишь жалеет, что не увидел мир, не успел испытать сильных чувств. Он говорит старику, что завидует ему, ведь тот успел пожить и у него есть ценные воспоминания. А ему так и не было суждено узнать, каково это.

Глава 6
Далее юноша рассказывает, что во время побега видел природу, горы, облака, стаи птиц. Смотрел на горные хребты и, кажется, начал вспоминать свои корни, чувствуя, что когда-то жил в тех местах.

Глава 7
Мцыри вспомнил, как жил в отцовском доме, около которого собирались на совет старики. Отец приходил в кольчуге, а сестры пели песни над колыбелью.

Глава 8
Три дня, которые юноша провел на воле, были блаженны. Мцыри задумал сбежать уже давно, чтобы узнать, для чего же он родился на свет, подальше от монашеских стен, где нет истинной жизни.

Главы 9, 10
Долго бежал он, пока не устал и не упал в траву. В ночной тиши юноша впервые слышал крики шакала, шорох от проползающей мимо змеи. Но ему совсем не было страшно прятаться среди скал.

Утром юноша проснулся от шума водопада. Оказалось, что он лежит на краю обрыва.

Глава 11
Вокруг него был лес и виноградники. Птицы слетались сюда, чтобы насытится. Молодой человек прислушивался к незнакомым звукам, пытаясь уловить человеческую речь, мечтая найти родных. К полудню его одолела жажда.

Глава 12
Юнога спустился по лозе к источнику, чтобы напиться, и вдруг услышал звук песни. Недалеко показалась молодая грузинка, которая нежным голосом напевала незамысловатый мотив. Мелодия навсегда сохранилась в сердце юноши.

Глава 13
Девушка с кувшином на голове пробирается к источнику и набирает воду. Мцыри с замиранием сердца следит за ней, прийдя в себя, лишь когда та возвращается в хижину и закрывает за собой дверь. Молодой человек сетует, что старик не понимает его печали.

Глава 14
Наступает ночь, юноша засыпает, и ему снится молодая грузинка. Внезапно он просыпается под светом луны. В хижине девушки он замечает огонек, но не решается подойти туда и покидает местность, несмотря на голод. Однако найти обратную дорогу стало не просто.

Глава 15
Молодой человек теряется в лесу, пытаясь пройти сквозь кусты, влезть на дерево и увидеть дорогу, но все безуспешно. Впадая в отчаяние, он рыдает и грызет землю, как дикий зверь.

Глава 16
Мцыри вспоминает, что плакал без стыда, хотя до этого такого никогда не бывало. На поляне появляется барс, который играет с костью и не видит притаившегося гостя. Юноша берет в руки палку и чувствует, как в нем просыпается кровь предков и жажда боя.

Главы 17, 18, 19
И вот барс замечает Мцыри, готовится напасть. Первым ударом юноша бьет зверя в лоб, рассекая ему кость. Зверь со стоном падает, но не умирает. Бой продолжается.

Барс кидается Мцыри на грудь, они сплетаются в поединке и падают на землю. Наконец, юноша убивает зверя. Барс умирает в бою, как и положено величественному хозяину гор.

На груди юноши остаются глубокие раны, в которые попала земля. Он уходит в полусознании в глубь леса.

Глава 20
Вскоре Мцыри выходит к аулу, смутно понимая, что вернулся обратно к монастырю, откуда так рьяно хотел сбежать. Звон колоколов подтверждает его догадки. Юноша отчаивается, осознавая, что все его мечты оказались пылью и он никогда не найдет свою семью.

Главы 21, 22
Юноша говорит, что принимает свою судьбу. Сравнивает себя с цветком, который рос в тени, и после того, как его вынесли на солнце, лучи сожгли его лепестки.

Мцыри долго лежал в траве, слушая звуки природы. Рядом проскользнунула змея, игравшая на солнце.

Глава 23
Юноша хотел было встать, но не мог. Хотел кричать, но горло было абсолютно сухим. В предсмертном бреду казалось, что он лежит на дне реки, а вокруг плавают рыбы, которые поют какую-то песню. Они будто призывают остаться на дне, где будут о нем заботиться.

Далее молодой человек теряет сознание.

Главы 24, 25, 26
Мцыри находят монахи, на этом его рассказ заканчивается. Он жалеет, что умирает не на родной земле и родственники даже не будут знать, что он погиб, и скорбеть о нем.

Юноша прощается с монахом, говоря, что дух его по-прежнему требует свободы. И хотя рай — это тоже свобода, он бы променял его на несколько минут у родного дома.

Мцыри просит перенести его после смерти в сад под акации и похоронить там, чтобы видеть оттуда родные горные хребты. Он никого ни в чем не винит и лишь готовится умереть.

Основная идея автора

Однажды русский генерал, проезжая к Тифлису, оставляет в придорожном монастыре пленного мальчика – грузина лет 6. Ребенок болен, генерал опасается не довезти его, а потому решает отдать на поруки монахам – авось поставят малыша на ноги.

Мцыри на воле дышит полной грудью, он готов к приключениям. Слышит доносящиеся издалека песни юной грузинки, не может насмотреться на родные горы и реки. Он счастлив. Вступает в схватку с диким барсом, побеждает. Но сам при этом получает смертельные ранения. В своих блужданиях возвращается машинально к стенам своего монастыря – своей темницы.

Когда он лежит в беспамятстве, его находят монахи и приносят в келью. Ухаживает за Мцыри тот старик, под покровительством которого он вырос. Юноша исповедуется старцу и просит похоронить его в монастырском саду, среди акаций, в месте, откуда виден Кавказ. Чувствуя близкую смерть, он тоскует и жалеет о том, что вся жизнь его прошла вдали от родины, в монастыре, где все так и осталось для него чужим.

Главные герои и их характеристика:

Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.

  • Мцыри – послушник, воспитанный в стенах русской обители. По происхождению грузин, шестилетним мальчиком оторванный от родных, обладает неистребимой жаждой свободы. У него доброе сердце (не желает зла своим похитителям), он храбр и решителен (бьется один на один с барсом). Монашеское воспитание не смогло искоренить дух свободы и воинственности, родившиеся вместе с ним.

Второстепенные герои и их характеристика:

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

Лермонтов

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

В нескольких главах перед читателем разворачивается целая драма – короткая жизнь Мцыри.

Однажды русский генерал, проезжавший из гор к Тифлису, оставил в местном монастыре больного ребенка-грузина шести лет.Он взял мальчика в плен. Дорогой ребенок тяжело занемог, пришлось поручить заботы о нем монахам.

К плену он привык – так казалось всем окружающим. Но однажды Мцыри исчез. Через три дня его без чувств нашли неподалеку от монастырских стен. Он быстро угасал на руках у старика-монаха, любившего его с детства, но перед смертью поведал тому историю своего исчезновения.

Мцыри умирает, а перед смертью решает облегчить душу, исповедаться старику. Он вспоминает, что всегда хотел окунуться в иной, чудесный мир, где царит любовь, кипят земные страсти, где есть воля и свобода. В своей исповеди юноша говорит, что мечтал жить именно так, признает эти свои желания и умирает, не прося ни у кого прощения за свой побег и свои дерзкие мысли.

И тогда он принес клятву хоть раз в жизни суметь прижать к груди родного человека, чего бы это ему ни стоило, хоть самой жизни.

Но мечты погибли. Молодой человек умирает, не успев начать жить.

Умирающий Мцыри уверяет, что могила не страшит его. Но ему жаль покидать этот мир во цвете лет, он словно только начавший распускаться цветок.

Юноша говорит старому монаху, что тот был молод, видел мир, успел испытать любовь, а теперь его желания угасли. Он же, Мцыри, так и не познал жизнь, а теперь стоит на пороге смерти.

Мцыри рассказывает, что во время своего трехдневного странствия видел горные хребты и поля, перед ним раскинулся, раскрылся во всем своем великолепии Кавказ, разросшиеся мощные деревья с раскидистыми кронами.

Он видел, как облака в предрассветной дымке направляются к востоку, как просыпается чудесный мир вокруг. А тайный голос шептал ему, что где-то на Кавказе мальчиком жил и он, именно в тех местах. И стала постепенно просыпаться память о детских годах.

Старик хочет знать, что делал послушник, убежав на волю. Мцыри рассказывает о трех блаженных днях, которые он провел впервые в жизни так, как хотел. Он давно лелеял мечту вырваться из неволи. Убежал Мцыри в грозу – когда все монахи, испугавшись, лежали ниц на земле, и молились.

Природа вновь наполнилась звуками, запели птицы, где-то завыл шакал. Мцыри не испытывал страха, хотя и вынужден был прятаться, чтобы его не нашли. Он чувствовал себя своим здесь, на вольном воздухе, в своем мире.

Был глухой ночной час, ближе к рассвету юноша услышал шум мощного потока воды. Небо посветлело, запели птички. Небо озолотило солнце. Мцыри прислушался к звукам реки, которая шумела прямо под ним, и понял, что лежит он на самом краю бездны. В этот миг он по-настоящему испугался.

Щебетали птицы, все живое словно переговаривалось между собой, наполняя мир вокруг звенящими загадочными голосами. Слушая, провел юноша полдня, и наконец, начал томиться жаждой: наступал жаркий полдень.

Тогда он осторожно начал спускаться к бурному потоку. Это было опасно, однако молодой человек сумел не сорваться. Благополучно завершив спуск к реке,он жадно припал губами к холодной воде. И услышал легкий шум шагов.

Спрятавшись, Мцыри продолжает слушать – звучит песня. Раздается вольный голос молодой грузинки, она идет набрать воды в кувшин.

Держа кувшин над головой, юная девушка в чадре шла к источнику. Бедный наряд не только не умалял красоту, а казалось, даже подчеркивал ее.

Девушка, не прекращая петь, опустила кувшин в воду, наполнила его. В этот момент юноша потерял сознание от переполнявших его чувств.

Очнувшись, он увидел, что девушка удаляется с полным кувшином, направляясь к двум саклям вдали. В одну их них красавица вошла, затворив за собой дверь.

В бешенстве и отчаянии Мцыри рвал терновник, забирался на высокие деревья, чтобы увидеть дорогу, но все напрасно – лишь вечный лес простирался вокруг.

Мцыри рыдал, но не смел позвать никого на помощь. Он понимал, что к людям нельзя, для всех он чужой.

То был мощный, красивый барс, явно радовавшийся своей силе и энергии. Он грыз большую кость. Мцыри почуял радость от того, что встреча в бою с барсом неизбежна. Отломив сук от дерева, он затаился и ждал.

Барс завыл, собрал все силы и кинулся на грудь Мцыри. Тот воткнул в горло врага свое оружие и провернул дважды. Однако бой еще продолжался.

Враги сцепились на земле в смертельных объятиях. Мцыри ощутил в себе дикую, первобытную силу, испустил ужасный крик. Барс понемногу слабел и наконец закрыл глаза. Смерть пришла к нему. Мцыри остался победителем в этом равном бою.

На груди Мцыри остались следы когтей. Они уже не заживут – так говорит он старому монаху. Собрав последние силы, забыв про страшные раны, юноша устремляется на поиски родного аула.

Мцыри вышел из леса. Оглядывая местность, он начал понимать, что эти края ему знакомы. Присмотревшись внимательнее, увидел вдали аул.

И тут прозвучал звон колокола, который показался ему похоронным звоном: Мцыри понял, что в своих скитаниях вновь вернулся к монастырским стенам. То был не страшный сон: то была правда. Он бесполезно скитался несколько дней, чтобы вновь подойти к тюрьме, из которой бежал.

Мцыри печально размышляет: напрасно томился он желаньем и тоской столько лет. Напрасно все его помыслы обращались к родному дому и милому сердцу краю.

Он уподобляет себя тепличному цветку, который пересаживает добрая рука в богатый сад. Но цветок вянет с первыми жаркими лучами солнца.

Вступил в свои права полдень. Мир божий спал – Мцыри тоже одолела сонливость. Все вокруг словно лишилось звуков: не вскрикнул коростель, не прожужжала стрекоза, не зажурчал ручей.

Мир будто впал в оцепенение. Мцыри, пребывая в спутанном сознании, скорее чувствовал, чем видел, что недалеко проползла и скрылась змея.

Мцыри хотел встать, закричать – и не мог. Юноше почудилось, будто он лежит на дне глубокой реки, где царят холод и покой. Вокруг плавают рыбки, и золотая рыбка успокаивающе, точно родная мать, нашептывает ласковые слова.

Этот бред был приятным, приносил облегчение. Сознание Мцыри затуманилось, и он провалился в небытие, свет божий вокруг померк.

Исповедь юноши окончена. Остальное старику монаху известно. Это ему рассказали иноки, нашедшие и принесшие Мцыри в монастырь. Молодой послушник готов к смерти, но его печалит, что труп его будет лежать в чужой земле.

Но мысли Мцыри далеко от ненавистного монастыря, устремлены к тем местам, где в детстве играл, где мать и сестры пели ему колыбельные, а отец учил владеть оружием.

Вероятно, он сумел воплотить его в жизнь, только когда соединились в стройную картину в его воображении сразу несколько романтических легенд и правдивых историй, слышанных им на Кавказе. Так, он давно знал байку о битве юноши и барса (тигра).

А история с похищением мальчика была истинной – ему рассказал ее однажды монах, которого пленил и отвез в монастырь генерал Ермолов.

Читайте также: