История ландшафтной архитектуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

В бо­лее ши­ро­ком смыс­ле под ландшафтной архитектуры по­ни­ма­ет­ся ис­кус­ст­во гар­мо­нич­но со­че­тать ес­те­ст­вен­ный ланд­шафт с от­кры­ты­ми про­стран­ст­ва­ми ан­тро­по­ген­ной сре­ды. Тес­но свя­зан­ная с гра­до­строи­тель­ст­вом, ландшафтная архитектура вклю­ча­ет в се­бя оформ­ле­ние отдельных со­ору­же­ний и ан­самб­лей зда­ний, улиц и пло­ща­дей, об­щественных про­странств раз­но­го ти­па (в т. ч. зе­лё­ных рек­реа­ци­он­ных зон), объ­ек­тов транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, ре­ге­не­ра­цию промышленных зон, а так­же вос­ста­нов­ле­ние и со­хра­не­ние эко­ло­гической це­ло­ст­но­сти при­род­ных тер­ри­то­рий, вхо­дя­щих в гра­ни­цы ос­во­ен­но­го че­ло­ве­ком про­стран­ства.

В Рос­сии на­ча­ло раз­ви­тия ландшафтной архитектуры от­но­сит­ся к конwe XVIII века, ко­гда в пла­ны го­ро­дов, раз­ра­бо­тан­ные Ко­мис­си­ей о ка­мен­ном строе­нии Санкт-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы, вклю­ча­ют­ся различные схе­мы озе­ле­не­ния [по пла­ну Мо­ск­вы (1775 год) пла­ни­ро­ва­лось за­са­дить де­ревь­я­ми бе­ре­га реки Не­глин­ная, соз­дать Буль­вар­ное коль­цо, раз­бить Крем­лёв­ский (ны­не Алек­сан­д­ров­ский) сад]. Прин­ци­пы пей­заж­но­го пар­ка по­пу­ля­ ри­зи­ро­вал в Рос­сии Н. А. Львов. Клю­че­вым про­из­ве­де­ни­ем ландшафтной архитектуры это­го пе­рио­да яв­ля­ет­ся пей­заж­ный парк Пав­лов­ска Ч. Ка­ме­ро­на (1779-1786 годы).

В современной ландшафтной архитектуре фор­ми­ру­ет­ся тес­ная связь с на­прав­ле­ни­ем эко­ло­гической ар­хи­тек­ту­ры: объ­ек­том ра­бо­ты ланд­шафт­ных ар­хи­тек­то­ров ста­но­вит­ся не про­стран­ст­во во­круг зда­ния, а са­мо со­ору­же­ние, при­чём зе­лё­ные на­са­ж­де­ния (на фа­са­дах, кры­шах, в ат­риу­мах и пр.) слу­жат для обес­пе­че­ния ес­тественной вен­ти­ля­ции и ох­ла­ж­де­ния по­ме­ще­ний, фильт­ра­ции до­ж­де­вой во­ды для её по­сле­дую­ще­го ис­поль­зо­ва­ния и т. д.

ЛЕКЦИЯ - Тема: История ландшафтной архитектуры

2. История развития ландшафтной архитектуры.

3. Влияние исторических и экономических причин на изменение критериев эстетической ценности объектов озеленения.

4. Современный этап развития эстетических взглядов в отрасли ландшафтного дизайна.

5. Современное состояние ландшафтной архитектуры в Украине.

ВВЕДЕНИЕ

● идет процесс реконструкции старых городов и строительство новых;

● разрабатываются схемы региональной планировки с целью сохранения ценных природных ресурсов (20-е годы XX века, Англия);

● генеральные планы городов, включающие организацию систем озелененных территорий как открытых пространств в виде парков, бульваров, скверов, садов, лесопарков.

Но практический опыт создания ландшафтных объектов имеет глубокие исторические корни.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Объекты ландшафтного дизайна на протяжении истории своего развития выражали изменяющиеся в каждую эпоху определенные эстетические взгляды. Стили садов и парков формировались сотни лет, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе) являлись отражением эпохи и несли в себе тот отпечаток стиля, который был характерен для конкретного исторического периода на конкретной территории. Садовые архитекторы придерживались законов естествознания и опирались на законы философии. Но так же, как отличается философия Запада от философии Востока, так отличается и их садово-парковое искусство, и подходы к ландшафтному дизайну. Новые формы садово-паркового искусства возникали тогда, когда появлялись соответствующие общественно-экономические и культурно-исторические условия.

В каждую эпоху у каждого народа был свой сад, которому была отведена определенная роль. Первые упоминания о ландшафтах, которые сохранились, относятся к VI-II вв. до нашей эры. Еще тогда на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилона садово-парковая архитектура сформировалась как отдельный род занятий. Несколько позже в Персии появились так называемые парадизы для царской охоты.

В Древней Греции обрели популярность сады при гимназиях.

В эпоху Возрождения сады служили для собрания ученых, поэтов, художников, музыкантов, приема знати, также для танцев и игр.

Период Романтизма – это период романтики, сады были предназначены для романтических прогулок и свиданий.

▲ Рабовладельческая эпоха. Садово-парковое искусство возникало:

- при культовых сооружениях;

Ощущалась большая зависимость планировки сада, подбора растений и других деталей композиции от природно-климатических условий. Так, планировка персидского или египетского сада была простой, рациональной и связана с системой орошения – водоемами и каналами.

Но уже в те времена были попытки преобразовать, улучшить среду. Висячие сады Семирамиды пример стремления украсить, изменить пустынный ландшафт. Использовались средства геопластики в сочетании с растительностью, система орошения.

▲ Античный период.

Сад - место почитания и присутствия богов, насыщен их статуями, священными постройками, алтарями. Углублялись философское и эстетическое осмысление взаимоотношений с природой, человек осознавал себя как часть целого – природы.

В древней Греции классического периода

- храмы окружались симметрично посаженными деревьями (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.);

- центры городской жизни (например, афинские агоры);

- регулярные сады с коллонадами и скульптурой для спортивных состязаний.

Сады и парки были общественным достоянием – местом спортивных состязаний, занятий, бесед, общения граждан, а не украшением царских дворцов.

▲ Эллинская эпоха (III-I вв. до н. э.).

С появлением монархии и отстранением граждан от государственной деятельности усиливается роль сада как непременной принадлежности дворца.

Особое значение сад приобрел с возникновением новой философии (Эпикур), призывающей к отказу от государственной деятельности, к наслаждению простыми радостями бытия в цветущих садах.

▲ Древнеримские сады, окруженные колоннадами, прямоугольной формы. Большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, подстриженные деревья и кустарники. Использовались малые формы – легкие трельяжные изгороди, беседки, перголы, украшенные вьющимися растениями.

Типичными были садики перистилей – прямоугольных дворов. Садовые башни служили местом созерцания сверху, поэтому растения для композиций подбирались очень тщательно. Сад не мог существовать без орошения, вода имела не только утилитарное значение, но и эстетическое.

▲ Средние века.

Сад формировался как продолжение жилища, его окружали стенами. Сад служил местом отдыха, развлечений, способствовал удовлетворению утилитарных потребностей. В аптекарских огородах выращивались плодовые, виноград, лекарственные растения и цветы.

4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В УКРАИНЕ

В XIX в. на территории Украины были созданы уникальные парки пейзажного стиля:

- Софиевка (1796-1800 гг.) в Умани (бельгийский инженер Л. Метцель, садовники Заремба и Ферре) – пейзажно-романтический парк площадью 127 га, композиционная ось – русло реки Каменка, на котором создано 4 водоема в разных уровнях, каскады, водопады и фонтаны. Берега декорированы глыбами гранита. В парке имеются павильоны и скульптура, расставленная на фоне густых зеленых насаждений.

Стилевая направленность парка отражает характер пейзажных парков эпохи раннего романтизма. По художественной законченности и стилевой увязке в едином ансамбле рельефа, водных устройств, произведений архитектуры, скульптуры и растительности является выдающимся произведением садово-паркового искусства, оказавшим влияние на его последующее развитие в эпоху романтизма.

- парк Александрия (1797) в г. Белая Церковь -

- Тростянецкий ботанический парк в Черниговской обл. – 1834-1890 - е годы, площадь 201 га, а вместе с окружающими его защитными рощами – 330 га. Создан на плоской степной местности И. М. Скоропадским – коллекционером и любителем растений. Садовники из местных крестьян – И. Яник, И. Круподеря, С. Ткачун и др. Ландшафт творчески преобразован – искусственно созданы холмы, ущелья, долины, озера и пруды. Основа пространственной композиции – пруды: Главный, Лебединый и Куциха (общей площадью 10,5 га), специально вырытые на обширной равнине. Земля из котлована была использована для устройства вала высотой 35 м, чтобы создать искусственный рельеф. Серия полян, каждая имеет индивидуальное решение – размер, конфигурацию, опушку, композицию групп, ассортимент.

Ассортимент древесных пород – сосна, береза (защитные посадки), различные виды дуба, липы, ореха, туи, можжевельника, каштан конский и другие. Всего около 500 видов и форм. Многим деревьям по 100-150 лет.

С 1951 г. парк передан в ведение АН УССР. В настоящее время парк Тростянец служит научной лабораторией, энциклопедией приемов садово-паркового искусства.

Тростянецкий парк положил начало развитию на Украине парков нового типа, связанных с интродукцией и коллекционированием растений и формированием естественных пейзажей средствами садово-паркового искусства.

- Алупкинский парк (1823-1840 гг.) в Крыму – 40 га, арх. Э. Блор и В. Гунт, садовник Кебах. Частный парк, принадлежавший графу Воронцову.

Образец дворцово-парковой архитектуры эпохи романтизма. Отличительная черта сооружения – использование, наряду с английской готикой, форм и приемов мавританской архитектуры. Композиционный центр – дворец, вытянутый в лане, и его башенки как бы повторяют рисунок горы, вершина которой похожа на фантастический замок.. Парк включает естественные образования (Большой и Малый хаос, и прибрежные скалы горы Ай-Петри), а также поляны (Платановая, Солнечная, Контрастная, Каштановая). Ассортимент – экзоты преимущественно Средиземноморской флоры, а также Восточной Азии и Северной Америки. Наиболее типичны – сосны, кипарисы, кедры, магнолии, дуб, платан.

Здесь достигнуто полное слияние архитектуры с природой. Работы по реставрации комплекса закончены в 1972 году. Во дворце размещается музей. Родичкин, стр. 46.

- Парк виллы Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое в Крыму – редкий пример парка стиля модерн начала ХХ в.

Все в жизни с чего-то начиналось и за каждым событием есть своя история. Искусство создавать красивые ландшафты участков, парков и аллей – не исключение.

История ландшафтного дизайна началась еще в древности и обладает многогранностью.

Она с корнями уходит во времена древних цивилизаций. Оформление по-особому благоустраивать и озеленять территорию присуще каждому из народов, вне зависимости от местонахождения и времени существования на земле.

Краткий экскурс по истории ландшафтного дизайна: как менялся дизайн в течение 100 лет

Прошлый век – ландшафтные истории

Первые оформленные сады появились в Египте. Наикрасивейшие сады красовались в имениях фараонов, жрецов и вельмож. Они были выполнены в классическом стиле, что означает обязательное присутствие декоративных водоемом, растений и мест для отдыха.

Отметим Висячие сады Семирамиды, которые располагались в Вавилоне. Их даже приравнивают к семи Чудесам Света. Конструкция садов состояла из четырех террас, которые возвышались друг над другом. На двух нижних террасах высаживались деревьями, а верхние – кустарниковыми растениями и цветами.

В древнем городе Греции Фивах популярность получила пергола, которая представляла собой воздушную конструкцию, украшенную гроздьями винограда или другими растениями, которые тянулись вдоль всей границы двора. А беседки обвивались различными розами.

В Персии ландшафтный дизайн начало свое развитию за счет создания специальных парков типа современных заповедников, которые были плотно населены разными животными. Однако, создавались эти парки не для защиты животного мира, а для охоты на диких животных.

восточный стиль оформления парков

Персы для создания комфортной охоты стали сооружать в перке клумбы, цветники, устанавливать навесы для отдыха и водоемы. Именно в Персии появились первые живые изгороди, которые разделяли парка на зоны с различным ландшафтным дизайном.

В Японии и Китае ландшафтный дизайн зародился в глубокой древности около трех тысяч лет назад. Стили в них сформировались под влиянием древнейших философий и религий, призывавшие к единению человека с природой.

Садам в восточном стиле свойственны умиротворенность, спокойствие и тишина. В них обязательными декоративными элементами являлись водоемы, беседки и каменные композиции. Стоит отметить философию Фен-шуй. История этой философии тянется уже более шести тысяч лет. Именно она привела к дальнейшему формированию и развитию различных направлений ландшафтного дизайна в Китае.

Ландшафтный дизайн в Японии также берет свое начало в далекой древности. Дизайн пронизан буддийской философией и основными аспектами религии японского народа. Сады выполнялись со сложным дизайном и являлись многогранными. Японские сады представляют собой территорию, которая является символом мира.

Индийское ландшафтное искусство отличается тем, что роскошные дворцы окружали водоемами, цветочными клумбами из натуральных камней и плавучими садами. люди со средним доходом предпочитали обустраивать дома большой площадью и окружать их высоким ограждением, за которым высаживались плодовые и кустарниковые растения, а также цветы.

Такая стрижка очень интересна, поскольку она подразумевает придание необычных и интересных форм декоративным растениям. В древние времена зачастую такой стрижки подвергали такие растения, которые круглогодично оставались зелеными и имели маленькие иголки или листву. Согласно легенде, основателем топиари является Калвена, который был придворным садовником римского императора Цезаря. Ландшафтный дизайн в стиле топиари быстро вышел за пределы Римской империи. Этому способствовало большое множество учеников Калвены, а также образование новых школ, специализирующихся на ландшафтном искусстве. Данные школы выпускали мастеров своего дела.

Средневековый ландшафтный дизайн

Стиль топиари достигло своего расцвета в средневековье. Преимущественно данный вид искусства применялся для оформления монастырей. На фотографиях, оставшихся с прошлых времен, можно увидеть четкие геометрические правильно выстриженные деревья и кустарниковые растения на территории монастыря.

Эпоха Возрождения XIV-XVI вв. стала рубежной точкой в образовании ландшафтного дизайна. В парках этой эпохи появилось большое количество скульптур, сооружались аллеи из них, высаживались деревья с мощной кроной, высокорослые кустарниковые растения, строились декоративные водоемы.

В XVIII в. регулярное направление в Европе сменилось на пейзажное, которое пришло с Востока. Общественные парки стали обустраиваться в природном стиле. Дорожки прокладывались так, чтобы соединялись зоны с наиболее яркими и красочными пейзажами.

Эпоха Ренессанса в ландшафтном дизайне

Эпоха Ренессанса в ландшафтном дизайне считается пиком развития направления топиари. В этой эпохи правильной формы растения украшали дворцы, усадьбы богатых людей, аллеи и парковые зоны. Живые изгороди считаются неотъемлемой частью древних садов, наравне с одинаково стоящими правильно выстриженными растениями необычной формы. В те времена топиари считалось модным направлением и смотрелось очень эффектно и необычно.

Основоположник ландшафтного дизайна в России – Петр I

Петр I является первым, кто ввел стрижку декоративных растений в России. Император во всем подражал Европе. Он отправлял садоводов за границу, чтобы они обучались создавать причудливые формы кустарниковых растений и деревьев не хуже, чем заграничные мастера. Однако, растения, привезенные из-за границы, не были адаптированы к настоящей русской зиме. Поэтому их пришлось заменить такими растениями как ель, рябина, можжевельник и прочее.

вклад Петра первого в ЛД

В XVII в. в российской империи появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Наиболее популярными стали парки-лабиринты, тропинки которых разделялись живой изгородью из высокорослых растений. А в скором будущем на смену клумбам, созданные из душистых цветов, пришли цветники с луковичными цветами – нарциссами, тюльпанами, гиацинтами. Ярким примером увеселительных парков является Измайловский парк, который продолжает функционировать и по сей день.

Деревенские участки было принято обрамлять живыми изгородями, обустраивать беседки, зонировать стенами и перегородками которых выступали различные деревья и кустарниковые растения, а также различные пруды и бассейны. По сторонам тропинок и вокруг дома организовывались роскошные палисадники и клумбы из цветов.

Во времена правления Петра I популярность получил стиль барокко, который был позаимствован у садоводов и дизайнеров Голландии. Через небольшой промежуток времени на смену барокко пришел пейзажный стиль. Характеризуется он естественностью и романтичностью, что позволяет прекрасно вписаться в ландшафт.

В период классицизма направление ландшафтного дизайна топиари был не востребован, однако, садоводы из Америки продолжали подстригать растения. Поэтому они изобрели каркас для деревьев и кустарниковых растений, позволявший придать им любую форму, которую могла выдумать человеческая фантазия. Такое изобретение получило большую популярность и его начали использовать во многих странах.

Новейшее время

Смена стилей разных периодов сменялись не резко, а будто видоизменялись наложением друг на друга. Новые идеи постепенно сменяли старые направления в ландшафтном дизайне. Такое наложение отчетливо заметно было в XIX в.

20 век внес кардинальные изменения не только в истории развития дизайна, но и в саму архитектуру сада. Стали появляться новые уникальные строения, за счет которых граница между домашним интерьером и экстерьером сада практически исчезла. На сегодняшний момент во всем мире встречаются сады различных направлений и стиля. Какого-то определенного преобладания того или иного стиля нет. Более того, дизайнеры рекомендуют комбинирование нескольких схожих стилей и применение всяческих креативно выполненных объектов.

В настоящее время существует два вида топиарных композиций:

Традиционный топиари характеризуется выращиванием растений в естественных условиях, постоянно подстригая их, тем самых постепенно формируя необходимую формы. Каркасный вид подразумевает применение специальной конструкции (каркаса), который постепенно будет оплетаться растениями. Он поддерживает форму растения на протяжении всей его жизни.

Итоги

История развития ландшафтного дизайна не останавливается, она совершенствуется и по сей день. Это происходит за счет безграничной человеческой фантазии. Каждый день человек придумывает новые идеи, благодаря которым дизайн ландшафта становится уникальным и новым.

Древние века - ландшафтные истории

Всем известной родиной садов является египетская земля. Красивейшие сады украшали имения фараонов, жрецов и вельмож.Они были устроены в классическом стиле, что значит обязательное наличие водоемов, декоративных растений и зон, где можно отдохнуть.

Конечно же, нельзя не вспомнить о Висячих садах Семирамиды, которые находились в Вавилоне. Они даже причислены к семи Чудесам Света.

висячие сады семирамиды

Ландшафтный дизайн в Средневековье

В средневековье искусство топиари достигло своего расцвета. Особенно этим видом ландшафтного дизайна пользовались монастыри. Мы и сейчас можем в этом убедиться. Посмотрев на рисунки, оставшиеся с того времени, мы увидим четкие геометрически правильные деревья или кустарники в пределах монастыря.

История ландшафтной архитектуры. Ожегов С.С. 2004

Учебник по истории ландшафтной архитектуры, охватывающий весь путь ее развития от древности до наших дней, издается впервые. Большое внимание уделено анализу важнейших памятников ландшафтной архитектуры России и различных регионов мира, рассмотрены современные тенденции развития. Книга наглядно иллюстрируется авторской графикой. Для студентов архитектурных вузов и для будущих специалистов по ландшафтному проектированию и садоводству.

Глава I. Древний мир
Глава II. Феодализм
Европейское средневековье
Ближний Восток и Индия
Дальний Восток
Глава III. Возрождение и барокко в Италии
Глава IV. XVII век. Барокков Европе
Глава V. Романтизм и классицизм XVII-XIX веков
Глава VI. Ландшафтная архитектура XVII-XIX веков в России
Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века
Ландшафтная архитектура России от середины XVIII до середины XIX века
Глава VII. Пути формирования ландшафтной архитектуры в конце XIX - первой половине XX века
Глава VIII. Практический опыт современной ландшафтной архитектуры и тенденции её развития

Введение

Читайте также: