История красносельского района санкт петербурга кратко

Обновлено: 02.07.2024

Династия Романовых и Красное Село

История Красного Села и нынешнего Красносельского района связана с жизнью и деятельностью российских императоров и членов Дома Романовых. Первое имя, которое можно назвать в этой связи, безусловно, - имя Петра Великого. Именно ему Красное Село обязано своим основанием. Петра в Дудергофе интересовали выходы полезных ископаемых, возможность использования рек для устройства плотин и строительства предприятий. К сожалению, мы не располагаем источниками, которые сколько-нибудь подробно описывали бы посещения императором Дудергофа.

К петровскому времени относится также строительство Петергофской дороги, связывавшей новую столицу империи Петербург с любимой летней резиденцией Петра - Петергофом. С 1710 г. вдоль Петергофской дороги началось строительство на участках земли, пожалованных Петром I своим приближенным.

После смерти Петра в этом районе наступило относительное затишье, продолжавшееся вплоть до воцарения Елизаветы Петровны, когда с новой силой оживились и Петергоф, и Петергофская дорога. Вместо небольших домиков, которые здесь строили при Петре, стали возникать настоящие усадьбы с небольшими дворцами и с пышными фруктовыми садами около них.

Очень любила места вдоль Петергофской дороги Екатерина II. Известно, что, направляясь из столицы в Петергоф, императрица неоднократно останавливалась в имении своего фаворита, графа Григория Орлова в деревне Лига (будущее Лигово).

Летом 1765 г. на большом поле близ Красного Села впервые были проведены большие военные маневры, в которых участвовала почти вся гвардия и две армейские дивизии - Санкт-Петербургская и Финляндская. Под Красным Селом был разбит военный лагерь, в котором вместе с войсками в течение двух недель жили императрица и наследник престола малолетний великий князь Павел Петрович. Екатерина самолично производила смотры полков, а в день главных учений командовала силами одной из сторон.

Надо полагать, у Павла Петровича остались не самые приятные воспоминания о летнем лагере 1765 г.: став в 1796 г. императором, он ни разу не посетил Красное Село.

Дворцы Романовых в парке Красного Села

Красное Село никогда не было парадной резиденцией русских царей, хотя здесь располагались 5 дворцов Романовых: 3 для Императоров (Николая I, Александра II и Александра III) и два для Великих Князей (Михаила Павловича и Николая Николаевича старшего). Эти дворцы внешне выглядели довольно скромно, так как они были местом для ратного труда и жизни членов императорского дома во время летних лагерных сборов гвардейских полков. Бывали они здесь наездами один - два и более дней.

Дворцы Императора Николая I

Первый дворец был построен для Императора Николая I в 1828 году. К лагерному сезону при дворце был заложен сад.

Сведений о первом дворце сохранилось очень мало. Известно, что построили его по проекту архитектора Дильдина. Был он деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте, имел террасу с деревянными колоннами.

Через 19 лет для Императора построили новый деревянный дворец на краю верхней террасы. Здание имело форму квадрата, два крыльца и восьмигранную башню. С башни открывался прекрасный вид на Безымянное озеро, реку Дудергофку, Скачки, на большой лагерь и Дудергофские горы.

Построен он был по проекту архитектора Христиана Филипповича Мейера.

Для фундамента использовали бутовую плиту. На кладку цоколя употребили старый кирпич от сломанного ветхого здания Бумажной фабрики. Главный фасад выделялся пилястрами. Дворец красился под серую известь с выделенными деталями более светлым тоном.

О дальнейшей судьбе этого дворца известно очень мало. После Императора Николая I его владельцем был Великий Князь Сергей Александрович (1857-1905 гг.) сын Александра II.

По рассказам очевидцев, во время Великой Отечественной войны дворец использовали немцы, как огневую точку, что и определило его судьбу. Во время освобождения Красного Села от немецких захватчиков огнем нашей артиллерии дворец был разрушен. На этом месте сегодня находится мемориальное захоронение советских воинов 1941-1945 годов.

Дворцы Императора Александра II

Первый дворец для Александра II в Дворцовом саду был построен в 1832 году. Тогда он ещё был не Императором, а Великим Князем Александром Николаевичем, наследником престола - цесаревичем. Об этом здании почти ничего не известно. Знаем только, что он был деревянный, имел Г-образную форму.

В 1863 году на его месте по проекту архитектора Мейера выстроили новый двухэтажный дворец из сосновых бревен. В плане он был прямоугольный, на каменном фундаменте. Стены были обшиты столярной обшивкой из сосновых досок в рустик. Фасады окрасили масляной краской под серую известь, цоколь и крыльцо - под свинец, крышу - зеленой масляной краской. На втором этаже по всему периметру здания шла галерея.

Дворец Императора Александра III

Дворец для Императора Александра III размещался на углу Штабной улицы (ныне ул. Равенства) и ската с Красносельской возвышенности. Он был построен в 1866 году из дерева. Один его фасад выходил на Штабную улицу, а остальные три в Дворцовый парк

После Великой Отечественной войны до 1976 года в нем располагалась средняя школа № 262. Последние годы на первом этаже дворца проходили уроки труда. На второй этаж подниматься было опасно. В 1977 году дворец сгорел.

Дворец Великого князя Михаила Павловича

Хозяину этого дворца повезло в том смысле, что для него были построены два дворца и оба сохранились.

Первый был построен в 1825 году в Петербурге архитектором Росси. Назывался он Михайловским. Сегодня в нем располагается Русский музей. Через три года по указанию Императора Николая I в Красном Селе построили два деревянных двухэтажных здания. Одно для Николая I, а другое для его младшего брата Великого князя Михаила Павловича.

Построены они были в 1828 году архитектором Э. Дильдиным и были первыми дворцовыми постройками на территории сегодняшнего Красносельского парка. Собственно говоря, вокруг них и стали создавать дворцовый сад. Почему для Великого Князя построили дворец в Красном Селе? Дело в том, что он с 1826 года был командиром гвардейского корпуса и был обязан следить за проводимыми здесь учениями и маневрами. До 1828 года на время красносельских лагерных сборов он занимал дом купца Крашенинникова. Дом этот находился почти напротив Троицкой церкви, на сегодняшней площади Красного Села.

Дворец Великого Князя внешне был очень похож на дворец Николая I. У него были две террасы. Одна из них выходила на главную улицу и была украшена колоннами.

Вторым и третьим владельцами этого дворца были Великие Князья Константин Николаевич и Владимир Александрович.

Военная биография Великого Князя Михаила Павловича была весьма разносторонней. Великий Князь искренне любил военное дело, но страдал парадоманией и увлекался муштрой. Он участвовал в подавлении восстания декабристов 14 декабря 1825 года, восстания в Польше 1830 года и в русско-турецкой кампании. Михаил Павлович управлял тремя обширными и очень важными ведомствами: артиллерией, инженерной частью и военно-учебными заведениями. Великий Князь обращал внимание на физическое развитие кадетов: на гимнастику, фехтование, верховую езду, танцы. Впервые для кадетов он организовал лагерные занятия.

Михаил Павлович не признавал ничего, кроме военной службы. Досконально знал строевые и ружейные приемы. Был строгим, требовательным и придирчивым начальником, свирепым в гневе, но отходчивым. Очень любил юмор, ценил смелую шутку и честное признание. Солдаты и офицеры побаивались его, но уважали за справедливость, отзывчивость и отеческую заботу.

Утраченные памятники в Красном Селе

К числу произведений монументальной скульптуры, не сохранившихся до настоящего времени, относятся и памятники Александру II, Александру III, Великому Князю Владимиру Александровичу, установленные в свое время в Красном Селе.

Прежде всего следует отметить, что представление о том, какими они были, мы можем составить лишь на основании довольно краткой газетно-журнальной информации и немногочисленных, как правило, в один ракурс фотографий (именно такие материалы имеются в архиве Государственного музея городской скульптуры). И хотя этого недостаточно для развернутых искусствоведческой, художественной характеристик, отметим безусловное историческое значение указанных произведений. Не вызывает сомнения, что эти памятники были современны, адекватны времени создания, т. е. определенному этапу в развитии русской монументальной скульптуры.

По композиционному решению указанные произведения являлись памятниками-бюстами, т. е. относились к жанру, весьма популярному в Петербурге начиная со второй половины XIX века.

Бюст традиционно устанавливался в связи с юбилейными датами. Возможность в короткий срок и с небольшими материальными затратами создать памятник, открытие которого можно было приурочить к юбилейным торжествам, являлась привлекательной и широко использовалась.

Памятник-бюст, создававшийся, как правило, по инициативе различных учреждений, воинских подразделений, учебных заведений, горожан и т. д., вполне мог быть изготовлен и установлен на средства ведомств, пожертвования, т. е. не требовал крупных ассигнований.

В связи с 50-летием отмены крепостного права стремились сохранить в монументальных формах память о царе-освободителе. Именно этой дате посвящена установка памятника-бюста Александру II в Красном Селе по инициативе и на средства крестьян Красносельской волости.

Судя по архивной фотографии, портрет царя в достаточной мере официален, строг, сух, тщательно проработан в деталях одежды, узнаваем, традиционен, соответствует прижизненным изображениям, профессионален в исполнении. Лишь надписи на постаменте раскрывают содержание памятника, уточняя, почему именно здесь установлен бюст императора, индивидуализируя произведение.

Санкт-Петербург, основанный Петром I, является окном в Европу, а Красное Село является подоконником этого окна. Расположенное на транспортных магистралях, Красное Село выполняло и выполняет функцию связи с Европой.

Время неумолимо уничтожало и уничтожает памятники, стирает след былого величия Красного Села. Революция, Гражданская и Великая Отечественная войны оставили в истории города свой мрачный след.
Однако не утеряна значимость Красного Села для Петербурга. В 1973 году был образован Красносельский район Санкт-Петербурга. Он назван в честь Красного Села. На гербе Красного Села - шпага и кивер, которые говорят о его истории. С 2002 года проводятся маневры с участием старшеклассников. Поддерживаются традиции, отмечается День Города - Красного Села. Красноселы любят свой город, и хочется верить, что они сохранят, донесут до своих детей и внуков его богатую историю. Только наша людская память может сохранить былое величие Красного Села.

Мое мнение, что мы с детства должны любить свою Родину, и эта любовь должна быть искренней, воодушевляющей, толкающей на великие поступки ради своей Родины, а не навязанной. У каждого человека одна большая Родина, но она делиться на Малые, а так как наша Малая Родина - Красное Село, то мы должны знать о ней как можно больше. И эта работа как раз и задумана, чтобы заинтересовать моих земляков историей их Малой Родины и показать, в каком замечательном месте они живут.

По территории района протекают реки Ивановка и Дудергофка, есть и озера – Долгое, Дудергофское, Безымянное – самое чистое озеро в г. Санкт-Петербурге. Красносельский район был образован 13 апреля 1973 года. В его состав в то время вошли: город Красное Село, часть Кировского района, поселки Горелово, Можайский и Торики. В 1979 году был присоединен и военный городок Хвойный.

В 70-е годы в Красносельский район был переведен НИИ вакцин и сывороток, учреждение нашей страны, которое берет начало с основания в 1886 году Пастеровской станции. Здесь на участке в 15 га был построен научнопроизводственный комплекс, что позволило организовать производство новых высокоэффективных препаратов.

Из новых предприятий, созданных в последние десятилетия, назовем Опытный завод переработки бытовых отходов, с полным комплексом переработки, первый в Советском Союзе, он перерабатывал до 90% отходов города и его пригородов.

За годы, прошедшие со дня его основания, Красносельский район из конгломерата разнотипных поселений превратился в современный благоустроенный жилой район северной столицы России. Число его жителей увеличилось вдвое. Выросли и новые районы: Урицк, Юго-Запад, Сосновая Поляна. В 2011 году был возведен крупнейший в области спортивно – развлекательный центр.

Ученые до сих пор теряются в догадках относительно его происхождения. Одна из них, -
это оставшийся после одного из обледенений берег древнего Литоринова моря-озера.
Ижорское плато, которое начинается вышеупомянутым уступом, сложено из древних морских отложений, которым сотни миллионов лет.

В местах, где Глинт пересекается ручьями, реками и оврагами, можно увидеть выходы известняка, - камня, из которого построены многие дома, дворцы и храмы Петербурга.
Если внимательно рассмотреть обломки известняка. можно заметить отпечатки морских животных, обитавших на дне древнего моря многие миллионы лет назад.

В 70-е годы прошлого века, с образованием Красносельского района, Глинт начинает снова активно застраиваться. Прямо в него врезано здание Красносельской администрации. Таким образом, Глинт остается градостроительной доминантой и лицом Красносельского района.

Хотя сам район достаточно молодой, но его главная составляющая часть, - Красное сало готовится к своему 300-летию. Подготовлен План мероприятий по подготовке к юбилею, который состоится во второе воскресенье сентября 2014 года.

Немногие знают, что Красносельский район существовал (в рамках Ленинградской области) задолго до 1973 года. В 1936 году был создан Красносельский район Ленинградской области с административным центром в Красном Селе. Район объединял земли, окружавшие город Красное Село. В декабре 1955 года территория Красносельского района вошла в состав Ломоносовского района Ленинградской области.

В первые послевоенные годы Юго-западные окраины Петербурга активно восстанавливались после военной разрухи. Заново было отстроено Красное село. В связи с интенсивным жилищным строительством конца 50-х — начала 60-х гг. начали отстраиваться территории бывших дачных поселков Урицка, Сосновой Поляны, Ульянки. Ленинград рос и расширялся. Возникла необходимость в реорганизации административного деления и создания новых районов, включающих в себя территории, которые могли бы в перспективе активно застраиваться.

В связи с этим было принять решение о создании нового района. Красносельский район образован в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 апреля 1973 года. Район расположен в юго-западной части города и имеет территорию 114 кв. км, протяженностью с севера на юг — свыше 30 км, а с запада на восток — около 15 км. Общая протяженность административной границы района составляет 97 км, в том числе по суше — 86 км, по береговой линии Финского залива — 11 км. Граница района проходит: на севере — по Финскому заливу, на востоке — по пр. Маршала Жукова (с Кировским районом) и по Лиговскому каналу (с Московским районом), на юге, юго-востоке, юго-западе — совпадает с границей города, прилегающей к Ломоносовскому району, на западе — с Ломоносовским районом Ленинградской области и с Петродворцовым районом.

На момент образования в нем проживало 176 тыс. чел. В районе было 20 школ и 19 детских садов. По новому генеральному плану району предстояло кардинально измениться, став одним из самых крупных и заселенных в городе.

Гидросистема района создана не только природной, но и руками человека. В систему входят река Лига (Дудергофка) с озерами искусственного происхождения, река Ивановка, Матисов канал, Петергофский коллектор и побережье Финского залива.

Среди форм рельефа выделяются уникальные объекты, входящие в список достопримечательных природных объектов, такие как бровка Ижорской возвышенности и Балтийско-Ладожский выступ (глинт).

Необходимо сказать о людях, под руководством которых развивался район в 1970-е — начале 80-х гг. С 1973 года по 1979 районом руководил Владимир Федорович Никулин (председатель Исполкома районного совета народных депутатов). С 1979 по 1983 год должность председателя Исполкома районных депутатов занимал Анатолий Степанович Туманов.

Издревле территории Южного берега Финского залива были заселены финскими племенами. Первоначально вдоль берега селились представители племени водь. В XVII веке к ним присоединились переселенцы из Финляндии, составившие народность финнов-инкере.

С IX-XI вв. рядом селились славяне (словене новгородские). Даже сейчас, если присмотреться к картам района и его окрестностей, можно заметить, что русские и финские названия (Старо-Паново и Койрово, Горелово и Ароппакузи) расположены вперемешку. Люди разных национальностей жили вместе спокойно и мирно. Славянские племена принесли на наши земли знания о пашенном земледелии, что позволило осваивать тяжелые, но плодородные почвы Ижорского плато, начинающегося сразу за береговым уступом.

Развитие транспортной сети

В 1701 году начинается Северная война, основной задачей в которой для России было не только получение выхода к морю, но и возвращение исконных территорий по берегам Финского залива.

На южном берегу Финского залива во время Северной войны шли боевые действия, память о которых хранит полуразрушенный шведский деревоземляной шанец на окраине Красного села.

К 1709 году непосредственная опасность нападения шведов на Петербург отступила. Город становится столицей, в Петербург переезжает двор. Встал вопрос о строительстве загородных резиденций для императора и его приближенных. Взгляд Петра I обратился на Южное побережье залива: здесь проходил береговой уступ, на котором можно было разместить загородные резиденции. Южный берег стал таким образом не только дачным местом для придворных и императора, но и парадным въездом, парадными воротами в молодую столицу.

Конечно, как и большинство важных начинаний в Петербурге и России в целом, Петергофская дорога связана с деятельностью и личностью Петра I. В 1703 — 1704 годах, после основания Петербурга возникла необходимость защитить крепость и молодой город с моря. Для этого у острова Котлин в Финском заливе строится крепость Кроншлот. Император наблюдает за постройкой крепости и вынужден часто ездить морем, а в бурную и ненастную погоду — половину дорогу сушей.

Так и появляются первые путевые дворцы — Петров двор (Петергоф), и, чуть позднее — дом в Стрелиной мызе (мызой называли в то время небольшое земельное владение).

В 1711 г. создается по указу императора была создана комиссия под руководством князя Ю.Ф. Шаховского. Она раздала придворным участки земли 1000×100 саженей вдоль дороги — от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались прямо по береговому уступу, что позволяло разместить дворцы на возвышенности. Дворцы должны были быть прекрасно видны с моря и еще за пол дня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира. Однако многие участки после раздачи оставались незастроенными по тридцать — сорок лет, на некоторых строились достаточно невзрачные домики. И лишь во второй половине XVIII века дорога как ожерелье засверкала вереницей блестящих жемчужин дворцово-паркового зодчества.

Из самых известных дворцово-парковых ансамблей на Петергофской дороге, которые находятся сейчас или находились на территории, занимаемой в наши дни Красносельским районом, можно упомянуть Лигово и Новознаменку. Усадьба Лигово находилась на территории современного Полежаевского парка. Там, благодаря перекрытию плотиной реки Дудергофки, появилась возможность построить мельницу (ее фундаменты видны и по сей день), а также сформировать интересный парковый ландшафт из цепочки прудов.

В Южно-приморском парке сохранилось две усадьбы. Сильно перестроена дача Петра Григорьевича Демидова. Сейчас очень трудно узнать в небольшом жилом доме роскошную усадьбу XVIII — XIX веков. Впрочем, трехчастное членение с возвышающейся на один этаж центральной частью выдает богатое прошлое. Также в переплетении дорожек и аллей можно угадать очертания старого парка при усадьбе. Следующей за Демидовской дачей идет Новознаменка — одна из самых знаменитых усадеб Петергофской дороги. В петровское время здесь располагалось целых пять усадеб. Михаил Илларионович Воронцов начал собирать эти небольшие владения под одну руку. Продолжили эту работу Нарышкины. И в эпоху наивысшего расцвета Петергофской дороги Новознаменка блистала архитектурой и роскошными парками. Тот дворец, который мы видим сейчас — работы Джиакомо Трезини — был построен для Воронцовых в пятидесятых годах XVIII в.

Наибольшей известности Красное Село достигло в период с 1823 по 1914 гг., когда маневры стали регулярными и грандиозными, привлекая к себе внимание всего мира. Здесь бывали главы многих государств, выдающиеся военачальники, деятели науки.

Красное Село становиться своеобразной лабораторией военного искусства, полигоном для испытания военной техники: в течение семи лет К.А. Шильдер занимался проблемой использования электричества в качестве воспламенителя пороховых зарядов, разрабатывал способы боевого использования ракет; А.Ф.Можайский осуществил сборку своего первого самолета и здесь же провел его испытание.

Первый поезд по землям современного Красносельского района прошел 21 июля 1857 года. В этот день начала работать Балтийская железная дорога, проложенная между Петербургом и Петергофом. Вблизи станций было построено много красивых дач. Прежние, едва проходимые дороги, заменялись другими, более широкими и удобными. Поезда ходили быстро и чётко по графику. Так, путь от Балтийского вокзала до станции Лигово поезда преодолевали за 15-17 минут. Если в начале освоения дороги поезда ходили только два раза в сутки, то в дальнейшем они стали ходить значительно чаще.


Красносельский район существовал (в рамках Ленинградской области) задолго до 1973 года. В 1936 году был создан Красносельский район Ленинградской области с административным центром в Красном Селе. Район объединял земли, окружавшие город Красное Село. В декабре 1955 года территория Красносельского района вошла в состав Ломоносовского района Ленинградской области.

В первые послевоенные годы Юго-западные окраины Петербурга активно восстанавливались после военной разрухи. Заново было отстроено Красное село. В связи с интенсивным жилищным строительством конца 50-х — начала 60-х гг. начали отстраиваться территории бывших дачных поселков Урицка, Сосновой Поляны, Ульянки. Ленинград рос и расширялся. Возникла необходимость в реорганизации административного деления и создания новых районов, включающих в себя территории, которые могли бы в перспективе активно застраиваться.

В связи с этим было принять решение о создании нового района. Красносельский район образован в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 апреля 1973 года.

Район расположен в юго-западной части города и имеет территорию 114 кв. км, протяженностью с севера на юг — свыше 30 км, а с запада на восток — около 15 км. Общая протяженность административной границы района составляет 97 км, в том числе по суше — 86 км, по береговой линии Финского залива — 11 км. Граница района проходит: на севере — по Финскому заливу, на востоке — по пр. Маршала Жукова (с Кировским районом) и по Лиговскому каналу (с Московским районом), на юге, юго-востоке, юго-западе — совпадает с границей города, прилегающей к Ломоносовскому району, на западе — с Ломоносовским районом Ленинградской области и с Петродворцовым районом.

На момент образования в нем проживало 176 тыс. чел. В районе было 20 школ и 19 детских садов. По новому генеральному плану району предстояло кардинально измениться, став одним из самых крупных и заселенных в городе.

Гидросистема района создана не только природной, но и руками человека. В систему входят река Лига (Дудергофка) с озерами искусственного происхождения, река Ивановка, Матисов канал, Петергофский коллектор и побережье Финского залива.

Среди форм рельефа выделяются уникальные объекты, входящие в список достопримечательных природных объектов, такие как бровка Ижорской возвышенности и Балтийско-Ладожский выступ (глинт).

Необходимо сказать о людях, под руководством которых развивался район в 1970-е — начале 80-х гг. С 1973 года по 1979 районом руководил Владимир Федорович Никулин (председатель Исполкома районного совета народных депутатов). С 1979 по 1983 год должность председателя Исполкома районных депутатов занимал Анатолий Степанович Туманов.

Население района

Издревле территории Южного берега Финского залива были заселены финскими племенами. Первоначально вдоль берега селились представители племени водь. В XVII веке к ним присоединились переселенцы из Финляндии, составившие народность финнов-инкере.

С IX-XI вв. рядом селились славяне (словене новгородские). Даже сейчас, если присмотреться к картам района и его окрестностей, можно заметить, что русские и финские названия (Старо-Паново и Койрово, Горелово и Ароппакузи) расположены вперемешку. Люди разных национальностей жили вместе спокойно и мирно. Славянские племена принесли на наши земли знания о пашенном земледелии, что позволило осваивать тяжелые, но плодородные почвы Ижорского плато, начинающегося сразу за береговым уступом.

Развитие транспортной сети

В 1701 году начинается Северная война, основной задачей в которой для России было не только получение выхода к морю, но и возвращение исконных территорий по берегам Финского залива.

На южном берегу Финского залива во время Северной войны шли боевые действия, память о которых хранит полуразрушенный шведский деревоземляной шанец на окраине Красного села.

К 1709 году непосредственная опасность нападения шведов на Петербург отступила. Город становится столицей, в Петербург переезжает двор. Встал вопрос о строительстве загородных резиденций для императора и его приближенных. Взгляд Петра I обратился на Южное побережье залива: здесь проходил береговой уступ, на котором можно было разместить загородные резиденции. Южный берег стал таким образом не только дачным местом для придворных и императора, но и парадным въездом, парадными воротами в молодую столицу.

Конечно, как и большинство важных начинаний в Петербурге и России в целом, Петергофская дорога связана с деятельностью и личностью Петра I. В 1703 — 1704 годах, после основания Петербурга возникла необходимость защитить крепость и молодой город с моря. Для этого у острова Котлин в Финском заливе строится крепость Кроншлот. Император наблюдает за постройкой крепости и вынужден часто ездить морем, а в бурную и ненастную погоду — половину дорогу сушей.

Так и появляются первые путевые дворцы — Петров двор (Петергоф), и, чуть позднее — дом в Стрелиной мызе (мызой называли в то время небольшое земельное владение).

В 1711 г. создается по указу императора была создана комиссия под руководством князя Ю.Ф. Шаховского. Она раздала придворным участки земли 1000×100 саженей вдоль дороги — от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались прямо по береговому уступу, что позволяло разместить дворцы на возвышенности. Дворцы должны были быть прекрасно видны с моря и еще за пол дня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира. Однако многие участки после раздачи оставались незастроенными по тридцать — сорок лет, на некоторых строились достаточно невзрачные домики. И лишь во второй половине XVIII века дорога как ожерелье засверкала вереницей блестящих жемчужин дворцово-паркового зодчества.

Из самых известных дворцово-парковых ансамблей на Петергофской дороге, которые находятся сейчас или находились на территории, занимаемой в наши дни Красносельским районом, можно упомянуть Лигово и Новознаменку. Усадьба Лигово находилась на территории современного Полежаевского парка. Там, благодаря перекрытию плотиной реки Дудергофки, появилась возможность построить мельницу (ее фундаменты видны и по сей день), а также сформировать интересный парковый ландшафт из цепочки прудов.

В Южно-приморском парке сохранилось две усадьбы. Сильно перестроена дача Петра Григорьевича Демидова. Сейчас очень трудно узнать в небольшом жилом доме роскошную усадьбу XVIII — XIX веков. Впрочем, трехчастное членение с возвышающейся на один этаж центральной частью выдает богатое прошлое. Также в переплетении дорожек и аллей можно угадать очертания старого парка при усадьбе. Следующей за Демидовской дачей идет Новознаменка — одна из самых знаменитых усадеб Петергофской дороги. В петровское время здесь располагалось целых пять усадеб. Михаил Илларионович Воронцов начал собирать эти небольшие владения под одну руку. Продолжили эту работу Нарышкины. И в эпоху наивысшего расцвета Петергофской дороги Новознаменка блистала архитектурой и роскошными парками. Тот дворец, который мы видим сейчас — работы Джиакомо Трезини — был построен для Воронцовых в пятидесятых годах XVIII в.

Наибольшей известности Красное Село достигло в период с 1823 по 1914 гг., когда маневры стали регулярными и грандиозными, привлекая к себе внимание всего мира. Здесь бывали главы многих государств, выдающиеся военачальники, деятели науки.

Красное Село становиться своеобразной лабораторией военного искусства, полигоном для испытания военной техники: в течение семи лет К.А. Шильдер занимался проблемой использования электричества в качестве воспламенителя пороховых зарядов, разрабатывал способы боевого использования ракет; А.Ф.Можайский осуществил сборку своего первого самолета и здесь же провел его испытание.

Первый поезд по землям современного Красносельского района прошел 21 июля 1857 года. В этот день начала работать Балтийская железная дорога, проложенная между Петербургом и Петергофом. Вблизи станций было построено много красивых дач. Прежние, едва проходимые дороги, заменялись другими, более широкими и удобными. Поезда ходили быстро и чётко по графику. Так, путь от Балтийского вокзала до станции Лигово поезда преодолевали за 15-17 минут. Если в начале освоения дороги поезда ходили только два раза в сутки, то в дальнейшем они стали ходить значительно чаще.

О суровых днях гражданской войны и героической обороне Петрограда в 1919 году напоминает обелиск на южном склоне Красносельской возвышенности.

В послевоенные годы юго-западные окраины Ленинграда активно возрождались из руин. Заново было отстроено Красное Село. В связи с интенсивным жилищным строительством конца 50-х – начала 60-х гг. возникла необходимость реорганизации административного деления и создания новых районов, включающих в себя свободные территории, которые могли бы в перспективе активно развиваться.

Памятник героям войны в парке Красного Села

Так, 13 апреля 1973 года появился новый район – Красносельский. На момент образования в нем проживало 176 тыс. человек. В районе было 20 школ и 19 детских садов. По новому генеральному плану району предстояло кардинально измениться, став одним из самых крупных и заселенных в городе.

В 2013 году Красносельский район отметил 40-летний юбилей. Продолжает идти полным ходом строительство жилых микрорайонов, совершенствуется социальная инфраструктура, так необходимая для всех жителей.

Сейчас это перспективный для развития район, протяженностью 91 кв. км с численностью населения 381,9 тыс. человек. Историческое наследие, экологическая чистота, наличие незастроенных территорий, и самое главное для района – его жители, которые создают особенную неповторимую атмосферу, – всё это позволяет району динамично развиваться.

Читайте также: