История колокола кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательная деятельность

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Содержание организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

- Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?

Колокольчик! Колокольчик! Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон Неужели это ты

Лёгкий-лёгкий, Тонкий-тонкий Так звенишь и так трепещешь

Будто слышится мне звон. Там, где травы и цветы.

Может быть, звонишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчёлам

Роще, травам и цветам.

Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и в других странах.

- Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце 6 века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После этого сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

Наше занятие посвящено этому поющему цветку. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

Звучат колокола.

Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

- Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…

Какие материалы нужны для отливки? Требуется красная и зелёна медь, олово, проволочное железо серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти.

Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают.

Тихо звучит колокол…

- Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов. Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши.

Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится?

- Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду- от перепада температур он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

- Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?

- Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.

Только с годами к звонарю приходит мастерство виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон- это целая наука.

Благовест - если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.

Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.

Перезвон – во все голоса, но по очереди – пред водосвятием.

Красный звон – целый день на большие праздники.

Слушание колокольных звонов.

Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв. Силу колокола знают давно. В старину существовал такой обычай6стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев. Принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которые вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников - о вступлении во взрослую , серьёзную жизнь.

Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины.

Слышу вас, колокола, над землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать- Россия!

Вам и роща дорога и былинка,

И дорога на века и тропинка,

И могучий богатырь, и старушка,

Златоглавый монастырь и церквушка,

Вы слышны и мудрецу, и ребёнку.

Вы летите ко дворцу и в избёнку

Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас – прямо в души.

Позабудутся на миг боль да горе.

Озарится светом лик в каждом взоре.

Раскрываются сердца. Люди – братья.

Словно не было потерь и печали –

Снова радуйся и верь, как вначале,

И для жизни собирай снова силы,

И сражайся и страдай для России.

Голоса колоколов словно пламя,

Как свидетели веков все вы с нами,

Толь сомнения вас жгли, то ли беды –

Всё равно вы с нами шли до победы.

Всё призывней, всё сильней, всё набатней,

Всё соборней для людей, всё понятней.

Собирает он народ воедино

И на подвиги зовёт исполина.

А вослед ему звучат говорливо

Колокольчиков – внучат переливы.

Никогда ваш гул и стон не остынет –

Потому что боль жива в вашем сердце,

Потому что знали вы слёзы жизни

И страдали для любви, для Отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией.

Е. Шкловский

4. Рефлексия. - Назовите музыкальный символ России? (Колокол)

Данный конспект НОД помогает приобщить дошкольников к культурному историческому прошлому русского народа, развивать любознательность.

ВложениеРазмер
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe_-_kopiya.docx 23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема: История колокола.

Образовательная область: познание, художественное творчество, физическая культура, социализация.

- экскурсия в православную церковь

- заучивание стихотворений о колоколах.

Оборудование и материал:

- вырезанные из фольги колокола

- кисточки для рисования

- картинки с изображением колоколов на магнитной доске

Цель - развитие интереса к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.

- Развивать умение с помощью орнаментов и узоров украшать силуэт колоколов.

- Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, вызвать желание продолжать русские народные традиции.

Воспитатель: ( читает стихотворение)

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.

( включить колокольный звон)

Воспитатель: Дети, у людей бывает своя судьба, своя история, так бывает своя судьба, своя история и у вещей. Я сегодня расскажу удивительную историю о судьбе колоколов.

Колокола появились на Руси еще в древние времена. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления колоколов, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли мастеров из других стран и по красоте и по качеству звона колоколов.

Слайды с колоколами

Воспитатель: Скажите, ребята, где вы видели колокола?

Дети: В церкви, в храме. Видели, когда ходили на экскурсию.

А я ходил (а) с мамой, бабушкой.

слайды храмов, церквей; церковь нашего посёлка

Воспитатель: Без чего не бывает Храма, церкви?

Дети: Без колокольни!

Воспитатель : Храм — самое красивое здание и отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в православный Храм есть башня, которая называется колокольня или звонница, где размещают колокола.

слайд с изображением колокольни

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить?

Дети: Нет! Там звонят люди.

Воспитатель: Как называют человека, который звонит в колокола?

Воспитатель: Человека, звонящего в колокола, называют звонарь. Колокольный звон — это древнее мастерство.

Воспитатель: Подумайте, что обозначает слово колокол?

Дети: Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.

Воспитатель: Звон колоколов звучит по-разному. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни, звучал он и в праздники. Звон колоколов, разносившийся на много верст окрест, был символом России. Колокол своим звоном возвещали время трудиться и отдыхать, время спать, время веселья и время скорби. Оповещали о стихийном бедствии и приближении врага, созывали для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстанию.

Золотые колокольчики привязывали к крыши Храма во времена царя Соломона, чтобы разгонять птиц. Когда умирал царь, женщины шли по улице, ударяя в маленькие колокольчики. А жители Греции носили колокольчики на поясе, в кошельках.

Воспитатель: Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой?

Дети: Думаем, что с высокой башни звон слышится лучше.

Воспитатель: Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется колокольня Ивана Великого.

В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.

слайд колокольни Ивана Великого

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?

Слайд царь - колокола

Дети: Царь – колокол, потому что колокол большой.

Воспитатель: Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства.

Воспитатель: Какими словами можно рассказать о нем?

Дети: Величественный, могучий, огромный, громкий.

Воспитатель: Из чего сделан колокол?

Дети: Колокол металлический – сделан из металла.

Воспитатель: А как вы думаете, колокол можно сделать из стекла или дерева?

Дети: Стеклянный колокол разобьётся и можно пораниться. Деревянный колокол далеко не слышно.

Воспитатель: Правильно! Обычно колокола отливали из меди или бронзы. Иногда покрывали золотым сплавом.

Воспитатель: На что похож колокол?

Дети: Колокол похож на колпак. На конус.

Воспитатель: У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.

слайд небольших колоколов

Воспитатель: Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. И я вам сегодня предлагаю стать мастерами, украсить колокол красивым орнаментом, узором. Ребята, рассмотрите внимательно узор на колоколах. Какие элементы узора вы увидели?

Дети: Узор состоит из прямых, волнистых и ломаных линий. Между линиями имеются круги, дуги. Линии чередуются. Есть изображения Святых.

Воспитатель: Ребята, садитесь за свои рабочие места. Вначале разомнём пальцы для предстоящей работы.

Язычком он шевелит. - один большой палец отогнутый вниз

Вправо – влево, вправо – влево - согнутые пальцы сцеплены и поворачиваются вправо-влево

Звучит спокойный звон колоколов (включение на флэш-носителе). Дети украшают колокола орнаментом, узорами. При необходимости воспитатель проводит индивидуальную помощь.

Воспитатель: Скажите, ребята, где размещены колокола? Чем являются колокола для русского народа?

Дети: Колокола находятся в колокольни или в звоннице в церкви. Являются для людей частью жизни, историей, памятником, произведением искусства.

Дети: читают стихотворения

Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.

Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой. Конспект составил: Швендых Л.П.

Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания.

-Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

-Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах.

-Знакомить с народной культурой России.

-Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.

-Привлечение родителей к участию в организации занятия (принести колокольчики из различного материала: стеклянные, деревянные, из металла). Совместная деятельности родителей с ребенком (смастерить колокольчик для выставки).

1. Вводная часть. (На интерактивной доске изображение цветка колокольчика)

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Может быть звонишь ты тоже,

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчелам,

Роще, травам и цветам.

2. Основная часть.

Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и других странах.

Воспитатель выясняет, знают ли дети, как давно появились колокольчики? Очень давно, ещё до Рождества Христова при царе Соломоне золотые колокольчики привязывали к крышам,чтобы разгонять птиц. А древние греки любили носить колокольчики на кошельках и при ходьбе колокольчики красиво звенели.

(Показ слайда с изображением цветка колокольчика) Посмотрите на этот красивый цветок. Есть легенда, которая гласит, что когда-то давным-давно,ещё в IV веке после Рождества Христова, епископу Ноланскому приснился сон, где он увидел полевые цветы, от дуновения ветра которые издавали чистые приятные звуки. После этого епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

С принятием христианства и крещением Руси пришли колокола и к нам,и сразу же стали символом державы и мощи духа русского человека. (Звучит запись колокольного звона)

Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Мастера пользовались почетом и уважением. Отливали колокола обычно из меди и бронзы. Иногда покрывали золотом. А ещё для изготовления колокола требовались такие материалы, как олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лыко-кора липы, вожжи, весы, подъемные и кузнечные инструменты. (Фото отливки колоколов, современные технологии отливки) Большой колокол отливали человек сто, все православные, душевные, добрые. Начинают с молитвой, чтобы все удалось. В глубокой яме форма стоит, куда медь расплавленную заливают. Сейчас отливают колокола также, как и в старину, по описаниям прадедов.

Настает момент, когда колокол рождается. (Фото колокол родился).Крепкие веревки берут мужики, колокол со всех сторон цепляют, все с молитвой, чтобы не разбился, не сорвался. оберегают как дитё малое. (Фото установки колокола на колокольню нашего храма).

Колокол как живое существо. Как человек - имеет уши, язык, плечи, туловище, ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Украшали письменами и узорами. Древние колокола- это ценные исторические памятники нашей истории и культуры., нашей веры Православной, а также литейного ремесла. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится? (Ответы детей, фото Царь колокола) Правильно, Царь-колокол и находится он в столице нашей Родины- Москве. Весит он 200 тонн. При пожаре деревянной ещё Москвы, люди, боясь, что он расплавится от жара, стали поливать его водой и от перепада температуры от него откололся кусок весом11,5 тонн. Второй по величине колокол находится в Александрово- Невской Лавре города Санкт-Петербурга (фото). Третий по величине колокол был отлит в городе Воронеже в наше время и освящен действующим Патриархом Кириллом (фото третьего колокола).

Не каждый человек заставит петь колокол. На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название: Благовест - мерные удары в большой колокол, Трезвон – несколько колоколов звучат вместе, Перезвон – все колокола, но по очереди, Красный звон- целый день на большие праздники. Давайте послушаем. (Звучат варианты колокольного звона).

Силу колокола люди знали давно и есть такая традиция- встать под колокол, потянуть за веревку, которой привязан язык колокола и, замерев, слушать падающие на тебя звуки, ожидая обновления внутри себя.

3. Заключительная часть.

Стало традицией дарить расписные колокольчики –сувениры с рисунком,гербом. Они стали составляющей частью нашей культуры. Школьный колокольчик зовет детей на первый урок, последний – возвещает о вступлении выпускников во взрослую жизнь.

Сегодня вы, ребята, внимательно слушали, рассуждали, чувствовали и радость и грусть при звучании колокола - одного из символов нашей Родины.

КОЛОКОЛА РОССИИ

автор Ефим Шкловский

Слышу вас, колокола над Землёю.

Против горя, против зла вы со мною.

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать-Россия!

Вам и роща дорога и былинка,

И дорога на века, и тропинка,

И могучий богатырь, и старушка,

Златоглавый монастырь и церквушка.

Вы слышны и мудрецу, и ребёнку,

Вы летите ко дворцу и в избёнку.

Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас – прямо в души.

Всё призывней, всё сильней, всё набатней,

Всё соборней для людей, всё понятней.

Собирает он народ воедино

И на подвиги зовёт исполина.

А вослед ему звучат говорливы

Колокольчиков – внучат переливы.

Позабудутся на миг боль да горе.

Озарится светом лик в каждом взоре.

Раскрываются сердца. Люди – братья!

Словно не было конца и распятья.

Словно не было потерь и печали –

Снова радуйся и верь, как в начале.

И для жизни собирай снова силы.

И сражайся и страдай для России.

Голоса колоколов, словно пламя,

Как свидетели веков всё вы с нами.

Толь сомнения вас жгли, то ли беды –

Всё равно вы с нами шли до победы.

Никогда ваш гул и стон не остынет –

От Мамаевых времён до Хатыни.

И при солнце и в ночи жизни ради

Ваш набат для нас звучит в Бухенвальде.

И Майданек слышит вас и Освенцим,

Потому что боль жива в вашем сердце.

Потому что знали вы слёзы тризны

И страдали для любви и Отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь в купол синий,

Чтоб всегда жила любовь над Россией!

Список используемой литературы

Издательство МОЗАИК-СИНТЕЗ Москва 2014г.

2. Комплексные занятия в ДОУ по программе под редакцией М. А. Васильевой

4. Документальный материал из семейного архива.

Колокола и колокольчики детям!

Колокола и колокольчики детям! Я очень люблю путешествовать и каждый раз, когда я выбирала сувениры – мне нравились колокольчики! Так скопилась целая коллекция, их стало.

царь колокол краткое описание для детей

В городе Москва, на территории Кремля находится самый крупный колокол, его название – Царь колокол. Он очень большой – его высота чуть больше шести метров, а диаметр – шесть с половиной метров. Еще он невероятно тяжелый – его вес целых двести тонн.

Царь колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. И в 1735 году два мастера, отец и сын Моторины выполнили ее приказ. Такое изготовление вещей называется литейным – металл раскаляют и заливают в форму, он охлаждается, застывает и получается нужное изделие. Так и был изготовлен колокол.

Лучшие художники и чеканщики выполнили рисунки и изготовляли надписи на колоколе. До чего же красивые на нем рисунки! Можно увидеть портреты царей и святых. Колокол был изготовлен, но его оставили в специальном месте, под названием литейная яма и еще полтора года украшали надписями и рисунками, но произошло несчастье. Через два года, в Москве случился очень крупный пожар, практически весь город был охвачен пламенем. Над колоколом было очень много деревянных палок, с помощью них и хотели поднять колокол наверх после его изготовления. Они и загорелись. Колокол очень сильно раскалился, и чтобы потушить пожар, пришлось вылить на него сверху много ледяной воды. Так как, колокол, сначала резко нагрелся, а потом охладился, не выдержал такой перепад и треснул. Откололся очень большой кусок. Сломанный он был уже не нужен, ведь пользоваться им было нельзя. Тогда его забросили и оставили прямо в яме на целых 100 лет!

Прошло целых 100 лет до того, как достали и установили колокол. 1836 год – когда колокол наконец-то достали и установили на постамент в Кремле. Прошло уже очень много времени, с того момента как изготовили колокол, а его всего будут называться Российской достопримечательностью, а также всегда будет считаться памятником литейного искусства.

Читайте также: