История изучения ринолалии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Ринолалия у детей или гнусавость – это искажение тембра голоса и произношения, возникающее по причине неправильного участия носовой полости в формировании звуков.

Возникает патологическое искаженное резонирование в носоглотке. Поток воздуха выходит через нос при произношении всех звуков при одной форме болезни, а при другой или носоглотка всегда перекрывается.

История изучения ринолалии

Расстройство голосового тембра и произношения отдельных звуков, вызванное анатомическими дефектами формирования речевого аппарата. Изучением ринолалии занимались психологи, дефектологи и другие специалисты. До определенного периода патология называлась косноязычием.

Ученый М.Е. Хватцев относил патологию фонематических процессов к механической форме дислалии, спровоцированной серьезными аномалиями развития лицевой кости. На твердой части неба у пациентов возникала щель.

В 60-е годы ученые С.С. Ляпидевский и Б.М. Гриншпун исследовали патогенез ринолалии и выделили такую ее форму, как отдельное речевое расстройство.

Первые научные работы врачи писали, основываясь на методике оперативного восстановления лицевых костей, создания небной занавески необходимой длины и подвижности. Усилия терапии, направлены на улучшение соприкосновения мягкой части неба с задней стенкой глотки. Восстанавливается природная способность изолировать носоглотку от ротовой полости.

Классификация ринолалии

Форма болезни:

Открытая. Произносятся назальные звуки с явным носовым оттенком. Через носовую полость выходит воздух и возникают шипящие и фрикативные звуки. Взрывные звуки произносятся нечетко, смазано, поскольку не хватает воздушного давления.

При функциональной открытой форме происходит вялая артикуляция из-за слабого подъема мягкой части неба после заболевания или устранения аденоидов.

Органическая открытая ринолалия считается приобретенной, поскольку возникает в результате травмы, перфорации неба, формирования рубцовой ткани и воздействия опухолей. Врожденная органическая ринолалия диагностируется при появлении щели или сокращении мягкого неба.

Закрытая форма болезни появляется при уменьшенном носовом резонансе. На ее развитие влияет органическое изменение в носоглотке и патологии, после которых усложняется носовое дыхание.

Передняя закрытая ринолалия возникает при затруднении проходимости воздуха в носоглотке. Слизистая оболочка гипертрофируется, возникают полипы, новообразования или искривления.

Задняя закрытая возникает при аденоидах, опухолях, уменьшении объема носоглотки.

Функциональная закрытая ринолалия диагностируется, когда мягкое небо переходит в слишком высокое положение и блокирует движение звуковых волн через носоглотку. Причинами могут быть невротические заболевания у детей.

Причины ринолалии

Ринолалия может быть вызвана рядом причин:

Врожденная:[

  1. Щели образуются из-за плохого сращивания твердого и мягкого неба, когда возникает заячья губа.
  2. Слишком короткое небо без костей.
  3. Мышечное образование появляется над языком.
  4. Мягкое небо плохо смыкается с задней частью глотки.
  5. Слабая артикуляторная мускулатура часто формируется у болеющих детей.

Появляются сквозные щели, захватывающий небо, а также верхнюю губу. Возникают односторонние и двусторонние аномалии. Полные не сквозные нарастания достигают зубного ряда и задевают губы. Нарастание возникает на небольшой области в районе мягкого неба.

Приобретенная форма расстройства проявляется после механических повреждений лицевой кости. Ринолалия развивается из-за доброкачественных и злокачественных опухолей.

Открытая функциональная форма возникает у людей после хирургического вмешательства, проводимого с целью удаления опухоли и анатомических аномалий строения носоглотки, при неправильном формировании носовой перегородки и появлении полипов внутри. Воздух в подобных ситуациях плохо проходит через носоглотку.

Закрытая форма ринолалии может возникнуть из-за аденоидов и слишком сильного напряжения мышц мягкого неба. При этом носоглотка и ротовая полость изолируются друг от друга.

Приобретенные расстройства возникают у женщин после вирусных заболеваний, краснухи, дизентерии и других. Патология развивается после расстройства эндокринной системы и в результате употребления различных медикаментов, алкоголя или табачных изделий во время беременности.

Подобные аномалии могут проявляться из-за плохой наследственности. Например, аномалия развития возникают у внука, если она появлялась у бабушки или у дедушки.

Симптомы ринолалии

При открытой органической формы болезни, спровоцированной врожденным расщеплением лицевой кости у новорожденных, затрудняются дыхание и питание.

Молоко вытекает из носа во время грудного вскармливания, поэтому младенец медленно набирает вес, недополучает полезные микроэлементы. Носоглотка плохо согревает воздух, кислород быстро проходит в нижние дыхательные пути.

У малышей с аномалиями строения неба или открытой формой ринолалии появляются такие болезни:

  1. Гипотрофия.
  2. Евстахиит.
  3. Понимания.

Врожденные аномалии часто сопровождаются неправильным прикусом.

Интеллектуальное развитие у малышей с открытой формой патологии может отличаться. Некоторые дети развиваются нормально, у других возникает олигофрения разной степени или ЗПР.

Часто у малышей возникают неврологические признаки:

  1. Нистагм.
  2. Птоз.
  3. Гиперрефлексия.

В течение долингвистического периода наблюдается тихая артикуляция звуков и невнятный лепет. Ребенок с ринолалией дольше учится говорить, произносит первые четкие слова после 2-х лет. Окружающие постоянно слышат от невыразительные и трудно различимые звуки.

Для открытой формы свойственен назальный оттенок звучания. Голос у ребенка слишком тихий и глухой. Мышцы лица слишком сильно напрягаются при желании произносить слова четко, в результате малыш корчит гримасы и ухудшает впечатление от собственной речи.

Дислексия и дисграфия развивается в результате неправильного слухового различения и фонематического анализа. Словарный запас плохо формируется из-за нехватки речевых контактов у малышей с ринолалией.

Вторичные психические расстройства возникают, когда дети осознают и сильно переживают по поводу своего состояния.

Развиваются такие личные качества:

  1. Застенчивость.
  2. Замкнутость.
  3. Раздражительность.

Произношение гласных звуков затрудняется при открытой форме. Согласные произносятся нормально, поскольку небо хорошо смыкается.

Носовые звуки плохо произносятся при закрытой органической форме болезни. Тембр голоса тоже меняется по причине затруднения носового дыхания.

Малыши вынуждены дышать через рот. У них повышается предрасположенность к простудным заболеванием или астеническому синдрому. При закрытой форме болезни голос становится тусклым и неестественным.

Диагностика ринолалии

Специалисты легко диагностируют заболевание, но трудности возникают при определении формы ринолалии. Для получения точного результата проводится дифференциальная диагностика. Пациента осматривают такие специалисты:

  1. Логопед.
  2. Отоларинголог.
  3. Ортодонт.

Этиология ринолалии легче определяется после обследования у узкоспециализированных врачей. Они могут детально охарактеризовать аномалию развития костных или мышечных тканей.

  1. Ретинография.
  2. Риноскопия.
  3. Электромиография.

Эти способы помогают визуализировать болезненные изменения, оценивать степень их выраженности индивидуально у каждого больного. Самое важное обследование проводит логопед, он пользуется современными методиками для изучения таких параметров:

  1. Анатомия артикуляционного аппарата.
  2. Подвижность мышечных тканей.
  3. Голосовые аномалии.

Особенности дыхания в естественном состоянии или во время произношения.

Коррекция ринолалии

Врачи проводят коррекционную работу с целью выработки фонетически правильного произношения у малышей дошкольного возраста, у которых на небе имеется врожденная расщелина.

Задачи терапии:

  1. Улучшение ротового выхода, выработка достаточно долгой ротовой струи процессе произношения звуков.
  2. Улучшение артикуляции каждого звука речи.
  3. Удаление назального звучания голоса.
  4. Выработка навыков различения звуков для предотвращения искаженного звукового анализа.
  5. Улучшение просодической стороны произношения.
  6. Доведение полученных навыков до автоматизма для нормального общения.
  7. Указанные задачи решаются, благодаря закреплению навыков произношения.

Этапы усвоения навыков:

Произношение изолированных звуков выполняется, поскольку это нетипичное проявление речевой деятельности.

Последовательность:

  1. На 1-м этапе достигается улучшение моторики, благодаря закреплению рефлекторных движений.
  2. На 2-м этапе достигается правильная дифференциация звуков и нормальное восприятие фонематических образов.
  3. На следующем этапе практикуется смена положения звуков во время связного высказывания.
  4. На 4-м этапе полученные навыки доводятся до автоматизации. Усвоенные правила произношения превращаются в нормативные. Пациент привыкает к ним настолько, что исчезает необходимость специального контроля со стороны самого ребенка и окружающих.

Правильная звуковая система усваивается на бессознательном уровне, когда человек прислушивается к звукам и нормально их воспроизводит. На сознательном уровне происходит усвоение правил артикуляции, а также фонологических признаков, свойственных каждому звуку.

Эти факторы влияют на развитие звуковой системы по-разному. Необходимо учитывать возраст пациента, а также этап коррекции. У малышей дошкольного возраста активно развивается навык подражания, но сознательные усилия тоже необходимо прикладывать для усвоения.

Это обусловлено тем, что изменения устойчивой патологической привычки назального произношения нельзя добиться без волевых усилий и других личных качеств. Требуется осознанное усвоение двигательных стереотипов и норм звучания.

Коррекционная работа зависит от проведения хирургического вмешательства для закрытия рассечения. Главные упражнения практикуются перед операцией или в послеоперационный период.

Малыши с ринолалией, посещающие специальное дошкольное учреждение, никогда не делятся на группы дооперационного и послеоперационного периода. Их обучение проводится в соответствии с главными требованиями методики, упражнение проводится независимо от срока проведения операции.

Отличаются только подходы к организации коррекционных задач, которые регулируются на индивидуальных занятиях.

Перед операцией необходимо добиться таких результатов:

  1. Освобождение лицевой мускулатуры от ненужных компенсаторных движений.
  2. Подготовка к нормальному произношению гласных.
  3. Нормальная артикуляции согласных, которые ребенок успел освоить.
  4. Усложнение коррекционной работы происходит после хирургического вмешательства:
  5. Улучшается подвижность в области мягкого неба.
  6. Устраняется аномалия расположения органов артикуляции в процессе произношения.
  7. Сохранение назального оттенка во время речи, не считая носовых звуков.

Работа, проводимая после операции:

  1. Массаж мягкого неба.
  2. Разминка мягкого неба и задней части глотки.
  3. Упражнение артикуляционной гимнастики.
  4. Тренировка голоса.

Цель выполнения упражнений:

  1. Усиление и продление воздушной струи, выходящей через рот во время речи.
  2. Укрепление артикуляционных мышц.
  3. Освоение навыка контроля за работой небно-глоточного затвора.

Для разминки от рубцовой ткани, оставшейся после операции, периодически проводится массаж. Процедура требует выполнения всех гигиенических норм. Вдоль линии шва выполняются поглаживающие движения до места границы твердого и мягкого неба, а также вдоль этой границы влево и вправо. Заглаживающие движения сменяются на надавливающие.

В процессе произнесения звука оказывается давление на область мягкого неба. Рот во время такой и манипуляции широко открывается.

Упражнения для гимнастики мягкого неба:

Промежуток между звуками постепенно увеличивается до нескольких секунд, мягкая часть неба при этом остается поднятой. Такие упражнения дают хороший эффект перед операцией и после хирургического вмешательства. Они выполняются в течение долгого срока под контролем родителей или врачей. Регулярные упражнения перед операцией готовят малыша к хирургической процедуре и уменьшают длительность предстоящей коррекционной работы.

Для выработки правильного в звукового произношения выполняются дыхательные упражнения. Пациенты с ринолалией постоянно делают короткие выдохи, при которых воздушный поток направляется через рот и носоглотку. Упражнения помогают контролировать направление воздушной струи. Необходимо чередовать вдох и выдох через ротовую полость и носоглотку.

Регулярное выполнение таких упражнений учит ребенка чувствовать разницу в движении воздушного потока и самостоятельно направлять его. Это влияет на выработку нормальных кинестетических ощущений при передвижении тканей мягкого неба.

Родители обязаны контролировать правильность выполнения упражнений, поскольку изначально малышам бывает сложно чувствовать утечку в воздушной струи через нос.

Советы:

Зеркало прикладывается к ноздрям.

Используется тонкая бумага или ватка.

Дутье в виде игры помогает контролировать воздушный поток. Необходимо направлять воздух на игрушечные вертушки, цветки, ленточки из ткани или картона. Бумажные полоски клеятся к деревянным прутьям, на них подвешиваются ватные шарики или картонные фигурки. Такие предметы применяются на занятиях по выработке правильного произношения.

Прогноз и профилактика ринолалии

Профилактика включает предотвращение возникновения и устранение функциональных и анатомических аномалий развития речевого аппарата ребенка. Необходимо избежать воздействия факторов, влияющих на развитие структуру речевого дефекта при ринолалии у малыша. При беременности соблюдаются рекомендации врача, чтобы не навредить плоду. При наличии таких дефектов требуются их быстрая коррекция.

Врачи делают благоприятные прогнозы, поскольку болезнь устраняется с помощью лечебных процедур у логопеда. Скорость восстановления зависит от результатов хирургической процедуры, а также сроков начала лечения у логопеда.

Только регулярная и продолжительная коррекция дает возможность выработки положительной динамики терапии.

Материалы, используемые для коррекции, должны подходить малышам по возрастной категории.

Факторы, влияющие на результат лечения:

  1. Работа интеллекта или другие личностные качества.
  2. Сопутствующие расстройства.
  3. Компенсаторные возможности.
  4. Качество проведенной операции.

Речевая среда и помощь родителей влияет на скорость восстановления. Результаты коррекции оцениваются по качеству речи и отсутствию назального звукопроизношения.

История изучения ринолалии претерпела длинный и тернистый путь развития, в который включались врачи, психологи, дефектологи.

Первые работы по ринолалии написаны врачами. Их усилия были направлены на полное оперативное восстановление небного свода, чтобы вновь образованная небная занавеска (мягкое небо) была достаточно длинной и подвижной и могла бы соприкасаться с задней стенкой глотки, изолируя полость рта от полости носа. Считалось, что достижение этого эффекта обеспечит возможность произвольного замыкания прохода между носоглоткой и носом и создаст предпосылки для устранения носового оттенка в речи или устранит его полностью.

Н. И. Пирогов (1844), Н. В. Воронцовский (1875), П. Субботин (1894), М. И. Пайкин (1936) в своих работах обсуждали вопрос о том, в какой степени размеры неба способны видоизменяться под влиянием оперативных мероприятий; какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости.

Ученик Н. И. Пирогова Н. В. Воронцовский в 1870 г. сообщал, что периостальная уранопластика сделала самый замечательный шаг вперед на пути к восстановлению нормальной речи. Он считал причиной сохранения гнусавости после уранопластики вторичное укорочение мягкого неба, напряжение его по ширине и недостаточность подвижности.

Однако, по его мнению, при ежедневном правильном упражнении в произношении, в чтении еще лучше, если возможно, под наблюдением опытных руководителей в училищах глухонемых, речь мало-помалу становится внятнее.

Несмотря на достигнутые хирургами успехи в коррекции анатомического дефекта ротовой полости, никому из них не удалось получить положительных результатов фонетического оформления речи только с помощью оперативного вмешательства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама по себе не ликвидирует назального звучания в речи ринолаликов.

А. А. Лимберг отмечал, что хирург должен реально представлять ту роль, которая выпадает на его долю в деле лечения щелинной деформации и преодоления дефекта. Задача хирургического лечения — возможно полное восстановление формы и величины деформированных органов без нарушения возможности нормального развития их функции. Исправление извращенной и недостаточной функции органа (особенности функции речи) лишь редко и случайно дается само собой.

Первые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и нёба, принадлежат врачам.

О расщелинах нёба, как врожденном дефекте артикуляционного аппарата известно, очень давно. Первую попытку устранить этот дефект путем операции предпринял зубной врач Лемонье из Руана, а описал ее Робер.

Вопрос о лечении больных с расщелинами нёба обсуждался в отечественной литературе уже в начале XIX века.

Русский хирург Н.И.Пирогов уже в 1844г. начал проводить операции по сшиванию мягкого нёба, а его ученик Н.Воронцовский в 1870 г. отмечал, что операция не приводит еще к нормальной речи, и указывал на необходимость специальных речевых упражнений после операции.

В 1865 году доктором Петербургского воспитательного дома Фребелиусом были получены первые сведения о частоте расщелин. Среди 1800 воспитанников было 11 детей с расщелинами.

В 1925 г. ленинградский хирург проф. А.А.Лимберг очень образно формулирует то же самое положение, что хирургическое лечение только строит стенки и клапаны “музыкального инструмента”, обучение игре на нем должны взять на себя логопеды.

Несмотря па достигнутые хирургами успехи в коррекции анатомического дефекта ротовой полости, никому из них не удалось получить положительных результатов фонетического оформления речи только с помощью оперативного вмешательства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама па себе не ликвидирует назального звучания в речи ринолаликов.

А.А.Лимберг проводил одно время операции на нёбе детям в 3-4-летнем возрасте, когда неправильное произношение еще недостаточно закрепилось, и это в некоторых случаях способствовало спонтанному правильному развитию речи. В дальнейшем он отказался от таких ранних сроков операций, и в настоящее время они производятся в более позднем возрасте к концу дошкольного периода, с тем чтобы ребенок мог пойти в школу с нормальной речью.

Большой вклад в изучение ринолалий и стимуляцию развития логотерапии внесли зарубежные специалисты.

Так, Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XXв.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчеркивали, что обучение дает подросткам и взрослым для внятности речи больше, чем хирургическое вмешательство.

В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта и возможностей его преодоления выработались два направления в педагогических методах устранения ринолалии.

Одно из них немецкое, принятое в Германии и в ряде других стран (Г.Гуцман, 1924; Г.Арнольд, 1959; М. М.Ванкевич, 1926; В.А.Каретникова, 1927; М.Е.Хватцев). Оно исходит из принципа первоначальной иррадиации возбуждения. Применяемые упражнения частично носят напряженный, силовой характер.

В немецкой школе логотерапевтические мероприятия предполагалось сочетать с применением электро- и вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыхательному тренингу.

Второе направление, условно называемое французским, базируется на постановке правильного дыхания и голоса. (С.Борель-Мезони, 1929; В.Ведю, 1929). Это направление основывается на физиологически естественных, ненапряженных дифференцировках речевых движений, преимущественно дыхательных.

Представители обоих направлений исходили из необходимости достижения произвольного замыкания небно-глоточного затвора, что возможно при обеспечении подвижности небной занавески, смыкании валика Пассавана с небной занавеской (мягким небом).

Бейсс предлагает в работе с ринолаликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной занавески и, следовательно, улучшает его.

Фрешельсом предложен толчкообразный метод устранения дефекта речи.

Методика М.Е.Хватцева основана на принципах немецкой школы и модифицирован на основании личного опыта.

Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже, в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии, и физиологии речевого аппарата, а от больных напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.

Трудность этой методики и недостаточная эффективность неоднократно подчеркивались самим автором.

Французское направление с некоторой модификацией развивалось в ряде работ советских авторов (Ф.A.Pay, Е.Ф.Pay, 3.Г.Нелюбова, Т.Н.Воронцова, А.Г.Ипполитова).

В этих работах указывалось па необходимость логопедической помощи при риполалии как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеоперационной работе и лишь очень осторожно говорилось о возможности дооперационных занятий.

В этой работе рекомендовалось вести занятия по воспитанию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков. Ф.A.Pay высказывал мнение, что воспитание правильных артикуляций до операции труднее, а неправильно воспитанные движения могут осложнить логопедическую работу после операции. В связи с этим он рекомендовал очень осторожный подход к формированию произношения при дооперационных занятиях.

По сравнению с предыдущими работами, 3.Г.Нелюбова вводила много новых приемов: массаж небной занавески, специальные упражнения для небной занавески (позевывание, глотание по нескольку капель воды при запрокинутой голове, покашливание при высунутом языке). Она уделяла много внимания формированию голосовыдыхательной струе и постановке диафрагмального дыхания.

Так, логопедом Н. И. Серебровой совместно с врачом Л.В.Дмитриевым (1969) был применен метод рентгенографии, позволяющий видеть динамику коррекционной работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможность полного восстановления функции речи одними логопедическими приемами.

Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стенкой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки.)

Наблюдения Н.И.Серебровой подтвердили предположения о том, что для нормального звучания голоса не обязательно полное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

История развития учения о ринолалии показывает, что специалисты-логопеды и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при открытой ринолалии, стремились к образованию и укреплению носо-глоточного затвора. Для этого необходимо наличие небной занавески достаточной длины и подвижности и возможность смыкания с ней валика Пассавана. Существенное значение имеет также соотношение расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка.

В связи с этим в процессе логопедических занятий необходимо работать не только над созданием условий для укрепления небно-глоточното затвора, но и учитывать всю симптоматику ринолалии, в частности дефектное положение языка в полости рта.

Специальная терминология для обозначения проблем раздела

Обтуратор – приспособление для закрытия дефекта твердого и мягкого неба.

Резонатор – полость усиления звука; резонаторами являются полость рта, носа, гортань, грудная клетка.

Ринолалия (Вансовская) – патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса, происходящее от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, полости носа, мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого неба. Различают три формы ринолалии: открытую, закрытую и смешанную.

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Ринолалия

Общие сведения

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Ринолалия

Причины ринолалии

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Классификация

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма. На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Различные расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных дефектов речи у детей дошкольного и школьного возраста. При этом ситуация с каждым годом становится все более острой, поэтому крайне важна своевременная диагностика речевых нарушений еще в дошкольный период, чтобы ребенок мог избавиться от всех своих проблем еще до поступления в школу.

Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.


Характерные особенности ринолалии

При нормальной фонации во время произношения всех звуков (кроме носовых) происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Полости разделяются небно-глоточным смыканием, которое вызывается сокращением мышц мягкого нёба, а также задних и боковых стенок глотки. Также происходит утолщение задней стенки глотки, что способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

При ринолалии механизм фонации, артикуляции и голосообразования обладает существенными отклонениями от нормы. В зависимости от характера и степени нарушения выделяют определенные формы этого дефекта.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время фонации.

Для этого нарушения характерно:

  • Неправильное произношение гласных (они приобретают неестественный оттенок звучания).
  • Дефектность произношения носовых согласных звуков ([м], [м’], [н], [н’] звучат как ротовые [б], [б’], [д], [д’].

Причинами закрытой ринолалии, как правило, являются изменения в носовом пространстве органического характера, а также функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.

Читайте также: