История изучения природы кратко

Обновлено: 02.07.2024

У естествознания есть предмет и цели, закономерности и особенности развития.

Естествознание в Древнем мире

Примерно между 7- 4 веками до нашей эры древние греки накопили достаточно знаний о природе как науке. Были образованы правовые и политические институты, которые декларировали принципы достоинства человека, защиту его прав и свобод, имущества.

Примерно с 7 века Древняя Греция перестает быть только аграрным государством. Начинают развиваться ремесла, торговля, возникают денежные отношения. Принимаются государственные законы, развиваются отношения с соседями. У людей меняется мышление, взгляды на жизнь.

Развивается философия и мифология, как форма практического духовного освоения мира. В Древней Греции мирно уживаются рядом магия и наука. Они развиваются параллельно друг другу. Греция дала миру таких философов и ученых, как Сократ, Эпикур, Демокрит, Архимед, Пифагор, Платон, Аристотель, Диоген и другие.

Первую математическую доктрину (парадигму) представил Пифагор, а Платон развил ее. По их утверждению первооснова всех объектов и предметов числа, формулы, знаки и операции. Мир это иерархически упорядоченная структура. Эта доктрина легла в основу развития естествознания.

Естествознание в эпоху Средневековья

Началом средних веков считают 478 год нашей эры, когда под ударами немецких варваров пала Римская империя. Конец эпохи через 1000 лет примерно в середине 15 века.

Можно выделить три метода познания:

а) схоластика, опирающаяся на логику, предание и умозрение;

б) герметическая традиция – ритуал, магия, сверхъестественные силы. Примеры герметизма – средневековая алхимия, астрология, медицина.

в) опытно-эмпирическая традиция – критерий истины это личный опыт. Она развивалась под влиянием научных идей Аристотеля.

Естествознание в эпоху Возрождения

Биология, морфология, анатомия, химия освободились от идей герметизма. Проводилась работа по изучению животного и растительного мира. Наука повернулась лицом к человеку, врачи и ученые активно искали способы его исцеления. Первый врач-анатом А. Везалий открыл капилляры. Р. Гук доказал, что ткани состоят из клеток.

Антони ван Левенгук изобрел первый микроскоп. Леонардо да Винчи проводил исследования в геологии, ботанике, анатомии, механике, оптике.

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей занимались изучением космоса, доказали, что Земля вращается вокруг солнца. Р. Декарт создал основы аналитической геометрии, объяснил природу радуги, в физиологии ввел понятие рефлекса.

И. Ньютон описал законы динамики и законы движения небесных тел. Открыл закон всемирного тяготения.

Иммануил Кант и Пьер Симон Лаплас занимались изучением возникновения Солнечной системы. Шведский натуралист Карл Линней создал классификацию в биологии. Чарльз Дарвин сформулировал теорию естественного отбора. Антуан-Лоран Лавуазье открыл закон сохранения массы.

В химии – Сванте Аррениус открыл закон электролитической диссоциации. Дмитрий Иванович Менделеев вывел периодический закон и создал периодическую систему химических элементов.

Физика – Томас Юнг и О.Жак Френель доказали волновую природу света. Ввели термины интерференции и дифракции. А. Вольта создал первый источник постоянного тока – вольтов столб. А.М. Ампер вывел математические формулы силы тока. М. Фарадей предположил, что электромагнитные и световые волны тождественны. Максвелл, опираясь на результаты опытов Ампера и Фарадея, создал теорию электромагнитного поля.

Наука преодолела четыре стадии развития. Первая – общие представления об окружающем мире. Вторая стадия – аналитическая. Третья – синтетическая, воссоздание целостной картины мира на основе частностей, полученных на второй стадии. Четвертая стадия, настоящее время, интегрально дифференциальная – естествознание развивается как единая наука о природе.

Глава 11 - профессор Н. Д. Круглой, доценты В, Ф, Антошенков. А. П. Бичерев.

М. Ю Гильденков. В. М. Пастухов и А. В. Поваренков.

ISBN 5-88984-096-7 ББК 26.891 (2 См)

© Коллектив авторов. 2001

© Оформление. Изтательетво "Универсум", 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая история изучения природы Смоленской области. 7

ГЛАВА 1. Геогр. положение Смоленщины, его значение в различные периоды ее развития 12

ГЛАВА 2. Геологическое строение и полезные ископаемые. 27

Геологическая история. 28

Геологическое строение. 32

Полезные ископаемые . 36

Освоение недр области. 46

ГЛАВА 3. Основные особенности рельефа. 49

Общие черты орографии. 49

История формирования рельефа области. 55

Доледниковый этап развития рельефа. 55

Изменения в рельефе под влиянием четвертичных оледенений. 57

Развитие рельефа в послеледниковый период. 64

Наиболее распространенные формы морфоскульптурного рельефа и их комплексы 68

Положительные формы рельефа. 69

Отрицательные формы рельефа. 70

Морфологические комплексы рельефа. 74

ГЛАВА 4. Климат и климатические ресурсы. 83

Солнечная радиация. 83

Циркуляция атмосферы . 85

Условия подстилающей поверхности. 87

Температура почвы. 91

Атмосферные осадки. 92

Снежный покров . 93

Промерзание почвы. 95

Влажность воздуха. 97

Характеристика климата по сезонам года. 100

Климатические ресурсы. 109

Агроклиматические ресурсы. 110

Опасные и неблагоприятные явления погоды . 113

Изменения в климате за последнее столетие . 118

ГЛАВА 5. Общая характеристика рек. Основные реки области. 121

Реки Смоленской области. 121

Общая характеристика рек. 121

Водный режим рек. 126

Термический и ледовый режим рек. 135

Сток взвешенных наносов. 138

Гидрохимический режим рек. 139

Значение рек. 142

Влияние хоз. деятельности на состояние рек, их гидрологич. и гидрохимический режимы 144

Основные реки области . 147

ГЛАВА 6. Озера. 159

Общая характеристика озер. 159

Генетические типы озер. 160

Уровенный, температурный и гидрохимический режимы озер. 164

ГЛАВА 7. Водохранилища, пруды, родники. 170

Водные источники (ключи, родники). 177

ГЛАВА 8. Болота. 180

Общие сведения о болотах области. 180

Районирование и классификация болот области . 182

Использование болот Смоленской области. 188

Роль болот в сохранении экол. равновесия ландшафтов и пути их рацион. использования 198

ГЛАВА 9. Подземные воды. 202

Грунтовые и межпластовые воды четвертичного комплекса. 206

Современное использование и санитарное состояние подземных вод. 211

Влияние подземных вод на развитие экзогенных процессов. 221

ГЛАВА 10. Лесная и луговая растительность. 225

Формирование современной флоры Смоленской области . 226

Лесорастительные районы Смоленской области. 230

Характеристика и классификация основных типов леса. 237

Флора лугов. 256

Типология лугов области . 257

Изменение лугов под воздействием человека. 261

Распространение лугов и оценка их состояния. 263

ГЛАВА 11. Животный мир Смоленской области. 267

Беспозвоночные животные. 267

Водные беспозвоночные. 267

Почвенные беспозвоночные . 273

Наземные беспозвоночные (насекомые). 277

Позвоночные животные. 279

ГЛАВА 12. Почвенный покров. 289

Факторы почвообразования. 290

Процессы почвообразования. 294

Основные типы почв. 295

Особенности распространения почв на территории области. 303

Современное состояние почв и пути повышения их плодородия. 308

Земельные ресурсы области. 318

ГЛАВА 13. ФГ районир. и основные особ. ландшафт. устройства тер. Смоленской обл.322

Общее представление о природных комплексах. 322

Индивидуальные единицы физико-геогр. районирования территории Смоленской обл. 324

Физико-географические районы и ландшафты области. 330

Основные комплексы урочищ территории области. 332

ГЛАВА 14. Экологическое состояние территории области. 340

Основные этапы в изменении экологического состояния области . 340

Современные тенденции развития экологической обстановки и основные ее особенности 347

Учет природных условий в оценке экологической ситуации. 355

Здоровье населения и санитарно-гигиеническое состояние мест его проживания 359

Истощение природных ресурсов. 372

Нарушение генетической целостности ландшафтов. 375

ГЛАВА 15. Охрана природы. 378

Сохранение генофонда растений и животных. 379

Биологические заказники . 388

Зеленые зоны городов и поселков. 392

Памятники природы. 392

Сохранение природных условий, благоприятных для жизнедеятельности человека 396

Обеспечение условий нормального воспроизводства возобновимых и рациональное исп-е невозобновитмых природных ресурсов 403

Оптимизация ландшафтов. 409

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одна из особенностей развития современной географии — заметно выраженная региональная направленность исследований. Увеличивает­ся количество публикаций по этой тематике, чаще проводят научные конференции, посвященные региональным проблемам. Роль географии повышается в связи с необходимостью решения социальных и экономи­ческих вопросов отдельных территорий.

Заметно больше уделяют внимания конкретным территориальным образованиям и при изучении географии в школах, высших учебных заведениях. Это способствовало появлению целого ряда более содержа­тельных пособий по многим регионам для учащихся школ, студентов высших учебных заведений, преподавателей.

Но при значительном увеличении количества публикаций все бо­лее заметным ощущается отсутствие обобщающих работ по географии области, необходимых прежде всего для преподавателей географии. При увеличении количества часов для изучения географии родного края у многих из них возникают трудности в подготовке к занятиям, связанные со сбором информации, изучением ряда сугубо научных ра­бот. Поиск необходимых материалов нередко затруднен в связи с ма­лым тиражом отдельных изданий, давностью выхода их в свет, недо­статком библиографической информации и др. Наиболее серьезные трудности в этом – у преподавателей сельских школ, не имеющих воз­можностей постоянно пользоваться услугами библиотек и приобретать выходящие ограниченным тиражом учебные пособия и научные труды. Всё это является одной из основных причин выхода в свет предлагае­мой работы, рассчитанной прежде всего на преподавателей школ, сту­дентов высших учебных заведений, изучающих географические дис­циплины. Книга может быть полезной работникам ряда отраслей хозяйства и всем, кто интересуется природой Смоленской области.

При подготовке работы были использованы результаты многолетних исследований ученых, внесших заметный вклад в изучение природы Смоленской области, и прежде всего Д. И. Погуляева, И. Н. Салова, В. Я. Шабловского, П. Г. Шевченкова, а также материалы наблюдений Гидрометеослужбы, результаты обследований почв хозяйств области, данные областного комитета госстатистики и т. д.

От всех этих работ данную работу отличает более подробное и относи-тсльно равномерное освещение всех компонентов природной среды. В ней учтены и обобщены результаты исследований последних десятилетий, освещены в свете современных представлений особенности развития при­родных процессов, представлены и новые разделы, посвященные эколо­гическому состоянию территории области и охране природы.

Дня преподавателей школ, студентов ряд разделов может показаться перегруженным фактическими данными, возможны сложности вос­приятия отдельных разделов, особенно для тех, кто не имеет достаточ­ной географической подготовки. Но перед авторами книги не ставилась задача упрощения изложения материалов, так как это ограничивало бы круг читателей, для которых эта книга должна быть полезной.

В книге приведены фотографии В. А. Борисенкова, А. А. Булкина, А. Ф. Гордеева, О. Д. Колчина, М. И. Малахова.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Серьезные научные исследования природных условий Смоленской губернии относятся к концу первой половины XIX века. В 1840 году геологические исследования на ее территории проводила экспедиция анг­лийского геолога Р. Мурчисона. На карте Европейской части России в западной и центральной частях нынешней Смоленской области Р. Мурчисоном (1845 г.) были обозначены девонские отложения, в восточной каменноугольные, на юге, в районе г. Рославля – третичные. Отложения меловой системы на юге губернии были нанесены на карту и описаны в кратком геологическом очерке А. Фельдманом в 1855 году.

Значительный фактический материал по геологии губернии в 60 70 е годы XIX века представлен в отчетах А. Дитмара.

В 1895-1910 годах были проведены детальные научные исследования по геологии, гидрологии и почвам бассейна Верхнего Днепра. К этому времени относятся исследования озер в верховьях Западной Двины и Волги известным русским географом Д. Н. Анучиным, экспедиции по исследованию истоков крупнейших рек Европейской России. В отчетах гидрологической экспедиции А. А. Тилло, в работах Е. В. Оппокова при­ведены результаты обследований малых рек бассейна Верхнего Днепра, рассмотрены отдельные вопросы, касающиеся изменений стока рек под влиянием хозяйственной деятельности и особенно вырубки лесов.

Особенно большое значение в познании природы губернии имели проводимые в начале XX века почвенные исследования территорий мно­гих ее уездов. Начаты они были в 1900 году под руководством профессо­ра К. Д. Глинки. В этих исследованиях принимали участие А. А. Сандаг, М. Ф. Колоколов, Г. М. Тумин, Л. В. Абутьков, А. В. Костюкевич и др. До 1916 г. были обследованы почвы всех уездов губернии. Материалы этих исследований, опубликованные как отчеты, не потеряли свою цен­ность и в наши дни, поскольку изучение почв вели на широкой географи­ческой основе.

В 20-40-е годы XX века изучение природы области заметно акти­визировалось. Этому способствовало создание университета, подгото­вившего многих специалистов, ставших впоследствии известными на Смоленщине учеными, и образование областного краеведческого научно-исследовательского института, сотрудники которого проводили исследо­вания природы области по многим направлениям.

В эти годы были проведены многочисленные исследования геоло­гического строения, почв, флоры и фауны области, создана широкая сеть метеорологических и гидрологических наблюдений. Природу об­ласти изучали известные не только в области, но и в стране ученые: проф. Я. Я. Алексеев, проф. Г. Л. Граве, проф. А. В. Костюкевич, проф. В. В.Станчинский и др.

В 20-30-х годах по всей территории области была проведена геоло­гическая съемка. Осуществляли ее известные геологи В. Г. Хименков, А. М. Жирмунский, Г. Ф. Мирчинк, А. В. Костюкевич, Е. В. Шанцер и другие исследователи.

В тридцатые годы в исследованих природы области начали прини­мать участие Д. И. Погуляев, Е. Я. Шабловский, И. Н. Салов, П. А. Кучинский, успешно продолжившие ее изучение в послевоенные годы.

Заметный вклад в изучение природы области внесли в послевоен­ные годы Е. Я. Шабловский и И. Н. Салов. В 50-60-е годы благодаря исследованиям Е. Я. Шабловского были выявлены основные особенно­сти гидрогеологических условий территории области. К сожалению, впоследствии это направление исследований не получило должного развития. Отдельные сведения о гидрогеологических особенностях в основном четвертичных отложений, в связи с проведением мелиора­ции, можно найти лишь в работах С. О. Маркозова.

Отдельные новые интересные сведения по геологии области изло­жены в работах В. Б. Козлова, опубликованных в 60-90-е годы. Глу­бокие и всесторонние исследования озер области в то же время были проведены А. С. Кремнем. Ряд интересных работ по гидрологии и дру­гим направлениям в изучении природы области в 60-80-е годы были подготовлены Б. А. Махотиным, В. А. Шкаликовым.

В конце 60-х годов в исследованиях природы области отчетливо обозначилось новое направление – ландшафтное. Ландшафтное карти­рование проводили в различных частях области, но в основном в севе­ро-западных и южных ее районах. Составленная Г. И. Юренковым ланд­шафтная карта северо-запада области была использована для подготовки прикладных карт этой территории – гидрологического, мелиоративного районирования, тепло- и влагообеспеченности почв (В. А. Шкаликов, 1975 г.). На основе ландшафтных карт юга области, составленных Н. С. Коровиной, были созданы карты природно-мелиоративного районирования этой территории (Н. С.Коровина, 1983). Ландшафтные ис­следования на территории области проводили также А. К. Пастернак, Н. В. Городниченко.

ГЛАВА 1

Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами

Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности популяций;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

- 1-й этап: до 1866г.

- 2-й этап: 1866-1936гг.

- 3-й этап: 1936-1976гг.

- 4-й этап: 1976 – по настоящее время.

С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж. Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Понятие экология, задачи экологии, ее связь с другими дисциплинами




Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности популяций;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, физиологией, химией, генетикой, географией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются экосистемы.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

- 1-й этап: до 1866г.

- 2-й этап: 1866-1936гг.

- 3-й этап: 1936-1976гг.

- 4-й этап: 1976 – по настоящее время.

С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж. Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

blog-image

Как известно, экология — достаточно молодая наука, появившаяся как отдельная дисциплина на рубеже XIX и XX веков. Собственно, наукой её стали считать лишь в ближе к 60м годам XX века, когда состояние окружающей среды вызвало у людей серьёзное беспокойство. А вот предыстория экологии началась гораздо раньше: далеко не каждому известно, что, возможно, первым экологом на Земле был… Аристотель!

Авторы Античного мира и тема экологии

Аристотель оказался не единственным среди своих современников, кого волновали вопросы экологии. В частности, Гиппократ (460 - 356 до н.э.), называемый отцом медицины, является автором множества трудов, посвящённых врачеванию и анатомии человека, а также темам, непосредственно связанным с экологией.

Средневековая наука экология

Интерес к экологии в Средние века заметно поутих в сравнении с Древним миром. Внимания общества, сосредоточенного на богословии, элементарно не хватало на изучение природы и её законов. Весь интерес к природе ограничивался изучением целебных свойств трав, а происходящее вокруг принято было считать промыслом Божиим и принимать как неизбежность.

Существенные изменения в плане интереса к экологии произошли лишь в XIII веке.

Альберт Великий (Альберт фон Больштедт)

Альберт Кельнский, возведённый в ранг святых в 1931 году, был в высшей степени примечательной личностью.

Родившийся в конце XII столетия, будущий философ примерно в 1212 году стал студентом Падуанского университета, где проявил недюжинные способности к естественным наукам, не пользующихся в то время особым успехом среди молодёжи.

Венсант де Бове (1190 ―1264)

Однако следует заметить, что отношение к природе в те времена было исключительно потребительским, и основной целью исследований являлся поиск путей обогащения и максимального использования природных ресурсов наряду с приложением минимальных усилий.

Экологическая наука эпохи Возрождения

В этот период наблюдается перелом во всех сферах жизни человека ― от выхода экономических отношений на более высокий уровень до стремительного и разностороннего развития наук.

Предпосылками подобных метаморфоз послужили политические процессы, происходящие в социуме XIV — начала XVII веков: становление буржуазного общества заставило его членов по-новому взглянуть на природу и собственно на человека как её неотъемлемую часть.

Пришла пора систематизировать стихийно копившиеся на протяжении веков знания и разделить их на самостоятельные отрасли, не смешивая воедино открытия из области физики, географии, химии и ботаники. Черты биологии как науки начали чётко прорисовываться в общественном сознании.

Конечно же, науки тех веков были далеки от экологии в современном понимании этого слова, но нельзя не согласиться, что в сравнении со Средневековьем, это был прорыв…

Имена, вошедшие в историю экологии Реннесанса

Если развитие экологии как науки в Средние века было сопряжено с накоплением знаний, то вполне естественным является то, что основной особенностью периода Возрождения стала систематизация и анализ имеющихся данных.

Первыми систематиками стали:

Можно назвать ещё множество имён, чья деятельность была объединена одной общей идеей: состояние и обилие растений непосредственно зависит от условий их произрастания, качества почвы, погодных условий и прочих факторов.

Первые экологические эксперименты

Проведение первого в истории человечества эксперимента экологической направленности стало своеобразным предвестником появления экологии как науки. Роберт Бойль (1627— 1691) ― известный английский химик ― доказал посредством эксперимента влияние атмосферного давления на животных.

Интересно, что эксперименты, связанные с растениями, начали проводиться гораздо раньше, чем с животными.

Экология и путешествия

Немалый вклад в развитие экологии сделали и путешественники XVII-XVIII веков, обращавшие внимание на образ жизни животных в разных странах, миграции и межвидовые взаимоотношения, проводя параллели и делая логические заключения о зависимости этих фактов от условий обитания.

Среди них ― Антони ван Левенгук, натуралист из Нидерландов. Французский биолог Жорж-Луи Лекле́рк, граф де Бюффо́н, чьи работы стали основой учения Дарвина и Ламарка.

Наука и сплетни

Путь становления экологии нельзя назвать гладким и планомерным ― бытовавшие в мире средневековые нелепицы продолжали провозглашаться в качестве научных аксиом.

К примеру, идея самопроизвольного зарождения жизни на Земле, господствовавшая в обществе, была наголову разбита итальянским биологом Франческо Реди ещё в конце XVII столетия, но продолжала существовать вплоть до XIX века.

Учёные мужи свято верили, что птицы и насекомые могут зарождаться из веток деревьев, а выращивание гомункулуса (человекоподобного существа) в колбе считалось вполне реальной задачей, хотя и противозаконной. Для создания мыши предположительно требовался человеческий пот, поэтому на роль лучшего материала для таких целей претендовала грязная рубашка.

Становление экологии в России

Российские натуралисты XVIII века, как и географы, уделяли серьёзное внимание взаимосвязи растительного и животного мира с климатом. Самые известные имена ученых, посвятивших этому вопросу свои труды, ― это И. И. Лепёхин и С.П. Крашенников, М. Ломоносов и С. Паллас.

Симон Паллас (1767 – 1810)

Михаил Ломоносов (1711 – ­1765)

Рождение современной экологии

Если ранее экология как наука находилась на стадии зарождения, проявляясь в смежных формах ботанической географии, зоогеографии и т.д., то XIX век может по праву считаться веком появления науки экологии как биологической дисциплины.

Теория естественного отбора, идея которой принадлежит одновременно нескольким учёным (Ч. Дарвин, А. Уоллес, Э. Блайт, В. Уэллс, П. Мэтью), как и труды датского ботаника и первого эколога Йоха́ннеса Эуге́ниуса Ва́рминга, стали основой новой науки.

Трансформация смысла, вкладываемого в термин, происходила постепенно, по мере того, как перед человечеством вставали вопросы охраны окружающей среды.

Самостоятельной наукой экология стала лишь в первой половине XX века, когда человечество вплотную подошло к вопросу необходимости охраны природы и окружающей среды. Только к середине века опыт, кропотливо накопленный на протяжении веков человечеством, был собран воедино, как мельчайшие фрагменты сложной мозаики, чтобы дать жизнь науке, чьей целью является сохранение жизни всей планеты.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Некоммерческий просветительский проект
об экологии, ответственных путешествиях
и влиянии человека на природу


Оглавление

  • 1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии
  • 2. История развития экологии
  • 3. место экологии в системе естественных наук
  • 4. Экологическое образование, воспитание и культура
  • 5. Экологическое мировоззрение
  • 6. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
  • 7. Экологический кризис
  • 8. Участие России в международном экологическом сотрудничестве

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. История развития экологии

Историю развития экологии разделяют натри этапа.

Первый этап (XVII–XVIII вв.) является этапом зарождения экологии как науки, характеризующийся накоплением данных о взаимосвязи организмов с природной средой.

В этот период Т. Мальтус и Ж. Б. Ламарк первыми обосновали негативные последствия влияния деятельности человека на природу.

Второй этап (вторая половина XIX в.) экология становится самостоятельной отраслью знаний. Данный этап начинается с работ русских ученых Н. А. Северцова, В. В. Докучаева и других, которые предложили основные принципы и понятия экологии, актуальные до настоящего времени. В 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус ввел понятие о биоценозе.

В третьем этапе (середина XX в. идо настоящего времени) развития экологии происходит переход экологии в комплексную науку, которая включает в себя науки об охране природной и окружающей среды. Данный период связан с именами таких ученых, как Д. Харпер, Ю. Одум, Р. Уиттекер, Т. Миллер, Ю. Н. Куражковского, Н. Ф. Реймерса и др.

В последнее десятилетие возникла новая научная дисциплина — геоэкология, изучающая антропогенные изменения территориальных и аквасистем, их компонентов и последствия этих изменений.

Читайте также: