История изучения близнецов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это метод изучения генетических закономерностей на близнецах. Впервые он был предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Близнецовый метод дает возможность определить вклад генетических (наследственных) и средовых факторов (климат, питание, обучение, воспитание и др.) в развитии конкретных признаков или заболеваний у человека. При использовании близнецового метода проводится сравнение:

1) монозиготных (однояйцевых) близнецов — МБ с дизиготными (разнояйцевыми) близнецами — ДБ;

2) партнеров в монозиготных парах между собой;

3) данных анализа близнецовой выборки с обшей популяцией.

Монозиготные близнецы образуются из одной зиготы, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. С генетической точки зрения они идентичны, т.е. обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные близнецы всегда одного пола. Имеют одну плаценту.

Особую группу среди МБ составляют необычные типы близнецов: двухголовые (как правило, нежизнеспособные), каспофаги ("сиамские близнецы"). Наиболее известный случай — родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы — Чапг и Эиг. Они прожили 63 года, были женаты на сестрах-близнецах; Чанг произвел на свет 10, а Энг - 12 детей. Когда от бронхита умер Чанг, спустя 2 часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудины до пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержала печеночную ткань, связывающую две печени. Любая хирургическая попытка разделить братьев вряд ли в то время была бы успешной. В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами.

Дизиготные близнецы развиваются в том случае, если одновременно две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Естественно, дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, т.к. имеют около 50 % идентичных генов.

Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Известно, что число рождений монозиготных близнецов сходно в разных популяциях, в то время как для дизиготных эта цифра существенно различается. Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди негров, чем белых. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии. Отмечается, что частота врожденных уродств у близнецов, как правило, выше, чем у одиночно рожденных. Полагают, что многоплодие генети­чески обусловлено. Однако это спра­ведливо лишь для дизиготных близ­нецов. Факторы, влияющие на часто­ту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, по­казывающие, что вероятность рожде­ния дизиготных близнецов повыша­ется с увеличением возраста матери, а так же порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняет­ся, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учаще­нию полиовуляцни. Имеются также данные о снижении частоты рожде­ния близнецов почти во всех индуст­риальных странах.

Близнецовый метод включает в себя диагностику зиготности близнецов. В настоящее время используются следу­ющие методы для: ее установления.

1. Полисимптомный метод. Он за­ключается в сравнении пары близне­цов по внешним признакам (форма бровей, носа, губ, ушных раковин, цвет волос, глаз и.т.п.). Несмотря на очевидное удобство, это -метол до известной степени субъективный и может давать ошибки.

2. Иммуногенетический метод. Более сложный, он основывается на анализе групп крови, белков сыворотки крови лейкоцитарных антигенов, чувстви­тельности к фенилтиокарбамиду и др, Если у обоих близнецов по этим при­знакам различий нет, их считают моно­зиготными.

Для монозиготных близнецов веро­ятность сходства по всем показателям равна.

3. Достоверным критерием зиготности близнецов является приживляемость

кусочков кожи.Установлено, что у ди­зиготных близнецов такая пересадка всегда заканчивается отторжением, в то время как у монозиготных пар отмеча­ется высокая приживляемость транс­плантантов.

4. Метод дерматоглифики заключает­ся в изучении папиллярных узоров пальцев, ладоней и стоп. Эти признаки строго индивидуальны и не изменяются в течение всей жизни человека. Не слу­чайно, что эти показатели используются в криминалистике и в судебной медици­не для опознания личности и установ­ления отцовства. Сходство дерматогли-фических показателей у монозиготных близнецов значительно выше, чем у ди­зиготных.




5. Близнецовый метод включает так­же сопоставление групп моно- и дизи­готных близнецов по изучаемому при­знаку.

Если какой-либо признак встречает­ся у обоих близнецов одной пары, то она называется конкордантной, если же у одного из них, то пара близнецов назы­вается дискордантной (конкордантность — степень сходства, дискордантность — степень различия).

При сопоставлении моно- и дизигот­ных близнецов определяют коэффици­ент парной конкордантностн, указыва­ющий на долю близнецовых пар. в кото­рых изучаемый признак проявился у обоих партнеров. Коэффициент кон­кордантностн (Кп) выражается в долях единицы или в процентах и определяем­ся по формуле:

Кп = С \ С+Д где С — число конкордантных пар. Д — число дискордантных пар.

Сравнение парной конкордантностн у моно- и дизиготных близнецов дает ответ о соотносительной роли наследственности и среды в развитии того или иного признака или болезни. При этом исходят из предположения о том, что степень конкордантностн достоверно выше у монозиготных, чем у дизигот­ных близнецов, если наследственные факторы имеют доминирующую роль в развитии признака.

Если значение коэффициента кон­кордантностн примерно близко у монозиготных и дизиготных близнецов, счи­тают, что развитие признака определя­ется главным образом негенетическими факторами, т.е. условиями среды.

Если в развитии изучаемого призна­ка участвуют как генетические, так и негенетические факторы, то у монозигот­ных близнецов наблюдаются опреде­ленные внутрипарные различия. При этом различия между моно- и дизиготными близнецами по степени конкор­дантностн будут уменьшаться. В этом случае считают, что к развитию призна­ка имеется наследственная предраспо­ложенность.

Для количественной оценки роли на­следственности и среды в развитии того или иного признака используют различ­ные формулы.

Чаще всего пользуются коэффициентом наследуемости, кото­рый вычисляется по формуле:

Н = КМБ — КДБ (в процентах) или (в долях единицы),

где Н — коэф­фициент наследуемости. К — коэффи­циент парной конкордантностн в группе монозиготных (МБ) или дизи­готных (ДБ) близнецов.

В зависимости от значения Н судят о влиянии генетических и средовых факторов на развитие признака. На­пример, если значение Н близко к 0, считают, что развитие признака обус­ловлено только факторами внешней среды. При значении Н от 1 до 0,7 — наследственные факторы имеют доми­нирующее значение в развитии при­знака или болезни – это группы крови, цвет глаз, резус – фактор, а среднее значение Н от 0,4 до 0,7 свидетельствует о том, что признак развивается под действи­ем факторов внешней среды при нали­чии генетической предрасположеннос­ти.

Например, конкордантность МБ по заболеваемости шизофрении равна 70%, а у ДБ – 13%. Вычисляем по формуле Н = КМБ – КДБ / 100 – КДБ = 70 -13 \ 100 – 13 = 0,65 или 65 %. В данном случае преобладают генетические факторы, но существенную роль играют и условия среды.

С помощью близнецового метода было выявлено значение генотипа и среды в патогенезе многих инфекци­онных болезней. Так, при заболева­нии корью и коклюшем ведущее зна­чение имеют инфекционные факто­ры, а при туберкулезной инфекции — существенное влияние оказывает ге­нотип. Исследования, проводимые на близнецах, помогут ответить на такие вопросы как: влияние наследствен­ных и средовых факторов на продол­жительность жизни человека, разви­тие одаренности, чувствительность к лекарственным препаратам. В клинической фармакологии нет более эффективного метода способа оценки действия новых лекарственных препаратов и схем лечения, чем сравнение терапевтических результатов на однояйцовых близнецах. Также оценивают эффективность разных педагогических приёмов в процессе обучения.

Биохимические показатели отражают сущность болезни более адекватно, чем клинические симптомы. Эти методы направлены на выявление биохимического фенотипа организма. Им принадлежит ведущая роль в диагностике моногенных наследственных болезней. Принципы биохимической диагностики менялись на разных этапах развития генетики:

  • до 50-х годов – искали метаболиты в моче (алкаптонурия, фенилкетонурия);
  • 50- 70-е – выявление энзимопатий и метаболитов;
  • с 70-х – белки.

В настоящее время все эти объекты являются предметом биохимических исследований.

Так как биохимических методов очень много, поэтому при их использовании дол-жна быть определенная система Þ схема обследования строится на:

· клинической картине болезни;

· поэтапном исключении определенных классов болезней (просеивающий метод).

Биохимические методы многоступенчаты.

Объекты биохимических исследований:

ü плазма и сыворотка крови;

ü форменные элементы крови;

ü культуры клеток (фибробласты, лимфоциты).

При использовании просеивающего метода в биохимической диагностике выделяют уровни: первичный и уточняющий.

Цель первичной диагностики – выявление здоровых индивидов и отбор индивидов для последующей диагностики. На этом этапе используется моча и небольшое количество крови.

Программы первичной биохимической диагностики бывают массовыми и селективными.

Это метод изучения генетических закономерностей на близнецах. Впервые он был предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Близнецовый метод дает возможность определить вклад генетических (наследственных) и средовых факторов (климат, питание, обучение, воспитание и др.) в развитии конкретных признаков или заболеваний у человека. При использовании близнецового метода проводится сравнение:

1) монозиготных (однояйцевых) близнецов — МБ с дизиготными (разнояйцевыми) близнецами — ДБ;

2) партнеров в монозиготных парах между собой;

3) данных анализа близнецовой выборки с обшей популяцией.

Монозиготные близнецы образуются из одной зиготы, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. С генетической точки зрения они идентичны, т.е. обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные близнецы всегда одного пола. Имеют одну плаценту.

Особую группу среди МБ составляют необычные типы близнецов: двухголовые (как правило, нежизнеспособные), каспофаги ("сиамские близнецы"). Наиболее известный случай — родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы — Чапг и Эиг. Они прожили 63 года, были женаты на сестрах-близнецах; Чанг произвел на свет 10, а Энг - 12 детей. Когда от бронхита умер Чанг, спустя 2 часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудины до пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержала печеночную ткань, связывающую две печени. Любая хирургическая попытка разделить братьев вряд ли в то время была бы успешной. В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами.

Дизиготные близнецы развиваются в том случае, если одновременно две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Естественно, дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, т.к. имеют около 50 % идентичных генов.

Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Известно, что число рождений монозиготных близнецов сходно в разных популяциях, в то время как для дизиготных эта цифра существенно различается. Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди негров, чем белых. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии. Отмечается, что частота врожденных уродств у близнецов, как правило, выше, чем у одиночно рожденных. Полагают, что многоплодие генети­чески обусловлено. Однако это спра­ведливо лишь для дизиготных близ­нецов. Факторы, влияющие на часто­ту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, по­казывающие, что вероятность рожде­ния дизиготных близнецов повыша­ется с увеличением возраста матери, а так же порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняет­ся, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учаще­нию полиовуляцни. Имеются также данные о снижении частоты рожде­ния близнецов почти во всех индуст­риальных странах.

Близнецовый метод включает в себя диагностику зиготности близнецов. В настоящее время используются следу­ющие методы для: ее установления.

1. Полисимптомный метод. Он за­ключается в сравнении пары близне­цов по внешним признакам (форма бровей, носа, губ, ушных раковин, цвет волос, глаз и.т.п.). Несмотря на очевидное удобство, это -метол до известной степени субъективный и может давать ошибки.

2. Иммуногенетический метод. Более сложный, он основывается на анализе групп крови, белков сыворотки крови лейкоцитарных антигенов, чувстви­тельности к фенилтиокарбамиду и др, Если у обоих близнецов по этим при­знакам различий нет, их считают моно­зиготными.

Для монозиготных близнецов веро­ятность сходства по всем показателям равна.

3. Достоверным критерием зиготности близнецов является приживляемость

кусочков кожи.Установлено, что у ди­зиготных близнецов такая пересадка всегда заканчивается отторжением, в то время как у монозиготных пар отмеча­ется высокая приживляемость транс­плантантов.

4. Метод дерматоглифики заключает­ся в изучении папиллярных узоров пальцев, ладоней и стоп. Эти признаки строго индивидуальны и не изменяются в течение всей жизни человека. Не слу­чайно, что эти показатели используются в криминалистике и в судебной медици­не для опознания личности и установ­ления отцовства. Сходство дерматогли-фических показателей у монозиготных близнецов значительно выше, чем у ди­зиготных.

5. Близнецовый метод включает так­же сопоставление групп моно- и дизи­готных близнецов по изучаемому при­знаку.

Если какой-либо признак встречает­ся у обоих близнецов одной пары, то она называется конкордантной, если же у одного из них, то пара близнецов назы­вается дискордантной (конкордантность — степень сходства, дискордантность — степень различия).

При сопоставлении моно- и дизигот­ных близнецов определяют коэффици­ент парной конкордантностн, указыва­ющий на долю близнецовых пар. в кото­рых изучаемый признак проявился у обоих партнеров. Коэффициент кон­кордантностн (Кп) выражается в долях единицы или в процентах и определяем­ся по формуле:

Кп = С \ С+Д где С — число конкордантных пар. Д — число дискордантных пар.

Сравнение парной конкордантностн у моно- и дизиготных близнецов дает ответ о соотносительной роли наследственности и среды в развитии того или иного признака или болезни. При этом исходят из предположения о том, что степень конкордантностн достоверно выше у монозиготных, чем у дизигот­ных близнецов, если наследственные факторы имеют доминирующую роль в развитии признака.

Если значение коэффициента кон­кордантностн примерно близко у монозиготных и дизиготных близнецов, счи­тают, что развитие признака определя­ется главным образом негенетическими факторами, т.е. условиями среды.

Если в развитии изучаемого призна­ка участвуют как генетические, так и негенетические факторы, то у монозигот­ных близнецов наблюдаются опреде­ленные внутрипарные различия. При этом различия между моно- и дизиготными близнецами по степени конкор­дантностн будут уменьшаться. В этом случае считают, что к развитию призна­ка имеется наследственная предраспо­ложенность.

Для количественной оценки роли на­следственности и среды в развитии того или иного признака используют различ­ные формулы.

Чаще всего пользуются коэффициентом наследуемости, кото­рый вычисляется по формуле:

Н = КМБ — КДБ (в процентах) или (в долях единицы),

где Н — коэф­фициент наследуемости. К — коэффи­циент парной конкордантностн в группе монозиготных (МБ) или дизи­готных (ДБ) близнецов.

В зависимости от значения Н судят о влиянии генетических и средовых факторов на развитие признака. На­пример, если значение Н близко к 0, считают, что развитие признака обус­ловлено только факторами внешней среды. При значении Н от 1 до 0,7 — наследственные факторы имеют доми­нирующее значение в развитии при­знака или болезни – это группы крови, цвет глаз, резус – фактор, а среднее значение Н от 0,4 до 0,7 свидетельствует о том, что признак развивается под действи­ем факторов внешней среды при нали­чии генетической предрасположеннос­ти.

Например, конкордантность МБ по заболеваемости шизофрении равна 70%, а у ДБ – 13%. Вычисляем по формуле Н = КМБ – КДБ / 100 – КДБ = 70 -13 \ 100 – 13 = 0,65 или 65 %. В данном случае преобладают генетические факторы, но существенную роль играют и условия среды.

С помощью близнецового метода было выявлено значение генотипа и среды в патогенезе многих инфекци­онных болезней. Так, при заболева­нии корью и коклюшем ведущее зна­чение имеют инфекционные факто­ры, а при туберкулезной инфекции — существенное влияние оказывает ге­нотип. Исследования, проводимые на близнецах, помогут ответить на такие вопросы как: влияние наследствен­ных и средовых факторов на продол­жительность жизни человека, разви­тие одаренности, чувствительность к лекарственным препаратам. В клинической фармакологии нет более эффективного метода способа оценки действия новых лекарственных препаратов и схем лечения, чем сравнение терапевтических результатов на однояйцовых близнецах. Также оценивают эффективность разных педагогических приёмов в процессе обучения.

Биохимические показатели отражают сущность болезни более адекватно, чем клинические симптомы. Эти методы направлены на выявление биохимического фенотипа организма. Им принадлежит ведущая роль в диагностике моногенных наследственных болезней. Принципы биохимической диагностики менялись на разных этапах развития генетики:

  • до 50-х годов – искали метаболиты в моче (алкаптонурия, фенилкетонурия);
  • 50- 70-е – выявление энзимопатий и метаболитов;
  • с 70-х – белки.

В настоящее время все эти объекты являются предметом биохимических исследований.

Так как биохимических методов очень много, поэтому при их использовании дол-жна быть определенная система Þ схема обследования строится на:

· клинической картине болезни;

· поэтапном исключении определенных классов болезней (просеивающий метод).

Биохимические методы многоступенчаты.

Объекты биохимических исследований:

ü плазма и сыворотка крови;

ü форменные элементы крови;

ü культуры клеток (фибробласты, лимфоциты).

При использовании просеивающего метода в биохимической диагностике выделяют уровни: первичный и уточняющий.

Цель первичной диагностики – выявление здоровых индивидов и отбор индивидов для последующей диагностики. На этом этапе используется моча и небольшое количество крови.

Программы первичной биохимической диагностики бывают массовыми и селективными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Руководитель проекта:
Фурсова Жанна Юрьевна,
учитель биологии МАОУ гимназии № 6 г. Хабаровска

2.История изучения близнецов……………………………………..с.5

3. Виды близнецов…………………………………………………. с.9 4.Как зарождаются монозиготные (однояйцевые) близнецы……………………………………………………………. с.9

5.Как зарождаются дизиготные (двуяйцевые) близнецы…………………………………………………. с.10

6.Методы определения видов близнецов (близнецовый диагноз)……………………………………………………………. с.13

7.Факторы, влияющие на чистоту рождения близнецов…………с.17

8.Методы изучения близнецов. Дизиготность………………………………………………………..с.22

9. Близнецовый метод изучения генетики………………………. с.26

Испокон веков рождение близнецов считалось величайшей загадкой. У многих народов существовало поверье: один новорожденный дается Богом, второй - нечистой силой.

Близнецам приписывали невероятные способности. Их боялись и уничтожали. Наверное, и среди наших современников найдётся очень немного людей, которые бы так или иначе не интересовались близнецами.

В мире почти сто миллионов близнецов. Является ли рождение близнецов редкостью? С точки зрения повседневных наблюдений это, вероятно, так. Близнецовая статистика располагает интересными данными, на основе которых могут быть построены гипотезы относительно происхождения близнецов.

В настоящее время двойни появляются на свет раз в 85 родов. Реже рождаются тройни – один случай на 7 тысяч родов, четверо близнецов – раз в 700 000 родов. Появление на свет пятерых и более близнецов случай экстраординарный. Можно предположить, что в 80-е годы на земле проживало около 50 миллионов пар близнецов. Довольно таки внушительная цифра!

Существование близнецов, несомненно, вызывает много вопросов :

Что мы знаем в настоящее время о многоплодной беременности?

Как близнецы появляются на свет?

Чем отличаются однояйцевые близнецы от двуяйцевых?

Каково их развитие на протяжении всей жизни?

Равны ли шансы близнецов в физическом, психическом и, особенно, интеллектуальном развитии?

Что мы знаем о сиамских близнецах?

Когда и кем началось изучение близнецов?

На все эти вопросы можно ответить, внимательно изучив близнецов.

Сегодня их активно изучает наука, пытаясь понять каноны наследственности. Прежде всего, исследовать их стали медики, психологи и генетики, причём не случайно и не из простого любопытства, а имея на то веские причины.

Актуальность исследования близнецов усугубляется тем, что именно на них надлежит изучать проблемы геронтологической генетики, генетики гистонесовместимости, генетики способностей, а также роли наследственности и среды в уровне самых различных одарённостей человека.

Наша задача состоит в том, чтобы разобраться в выше поставленных вопросах и показать влияние социальных факторов на развитие человека на примере близнецов.

История изучения близнецов

Близнецы́ — дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов практически одновременно.

Близнецы невероятно похожи друг с другом, потому что у них абсолютно одинаковые хромосомы.

Позже сочинения Аристотеля были утрачены и забыты, о близнецах и двойных уродствах царили самые неверные взгляды, матери таких детей обвинялись в сношениях с нечистой силой или зверями, жестоко преследовались.

На грани XIX века наступила эпоха экспериментального изучения близнецов, сменившая чисто анатомическое и эмбриологическое описание их в XVIII в.

В связи с успехами в области экспериментального изучения эмбриогенеза близнецов, микроскопического изучения половых клеток и оплодотворения к концу XIX в., уже достаточно отчётливо выяснилось представление о двух типах близнецов - однояйцевые близнецы и двуяйцевые близнецы. Которое лишь в гипотетической форме было высказано в 1874 г. Дарестом и приблизительно в то же время другими исследователями.

На рубеже XIX и XX вв. ещё не было эмпирических и теоретических предпосылок для систематического изучения близнецов.

Только в 1914 г. в Германии Поль опубликовал первую научную работу о близнецах. Но к этому времени знания о близнецах были с точки зрения современной науки очень неубедительны, наивны и отчасти неправильны.

Изучение близнецов, особенно в генетическом аспекте, наиболее успешно велось в последнее время в Германии, США, Швеции, Голландии, Италии, Японии и других странах. В СССР интенсивная работа была развита Медико-генетическим институтом в Москве; после его закрытия работа с близнецами у нас почти вовсе прекратилось.

Во многих странах мира близнецам уделяется большое внимание. Например, Дания имеет национальный регистр, который содержит информацию обо всех близнецах страны. Это, естественно, облегчает научные исследования.

Интерес к близнецам и научным вопросам, с ними связанным, имеет известный общественный отклик, как в европейских государствах, так и в других странах. О близнецах пишут статьи и книги для широких кругов читателей, создаются кинофильмы, организуются клубы и съезды близнецов. Например, на сегодняшний день близнецы могут приехать в Твинсберг, на фестиваль близнецов в штат Огайо, США, или на конкурс близнецов в Лондоне.

Виды близнецов

В настоящее время ещё многие близнецы и их родители не знают, к самому типу они относятся. Другие уверены, что они знают это, но на самом деле заблуждаются нередко в течение всей жизни. В большинстве случаев полагаются на мнение родителей, на авторитет врача. Однако и они часто не могут с уверенностью поставить правильный диагноз.

Выделяют два основных типа близнецов. Первый тип: монозиготные (гомозиготные), их еще называют однояйцевыми. Второй тип: дизиготные (гетерозиготные) - двуяйцевые.

Полярные близнецы – крайне редкий тип, половина генов у них одинаковая (от отца), вторая половина разная (от отца и матери), поэтому их называют еще полуидентичными.

Химеризм – известно всего 25 случаев таких людей, при этом типе две яйцеклетки оплодотворяются двумя различными сперматозоидами, а потом “перемешиваются”, обмениваясь генетическим материалом.

Как зарождаются монозиготные (однояйцевые) близнецы

Монозиготные (однояйцевые) идентичные близнецы образуются из одной зиготы (одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом), разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. Они обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные идентичные близнецы всегда одного пола и обладают очень большим портретным сходством. Среди монозиготных близнецов часто отмечается большое сходство характеров, привычек. Отпечатки пальцев у идентичных близнецов все-таки всегда разные.

Самое большое количество зачатия идентичных близнецов приходится на женщин зрелого возраста. Ученые считают, что в зрелом возрасте у женщин яйцеклетки более слабые и больше подвержены расщеплению. Что нам известно достоверно, так это то, что если этого не случилось в первые 14 дней после зачатия, то этого уже не произойдет. Развиваясь, близнецы будут соперничать за пространство и питание, которое будет давать им мать.

Близнецы растут разительно похожими друг на друга во всем, но это не 100% сходство.

Небольшое количество генов в яйцеклетке матери находится за пределами ядра. Известные как митохондриальные ДНК эти гены могут мутировать после разделения ядра, слегка изменяя ход развития каждого эмбриона. По мере взросления близнецов все больше будут проявляться едва заметные изменения в росте, телосложении и свойствах характера.

Идентичные близнецы почти всегда бывают одного пола, но существует очень малый процент развития разнополых монозиготных близнецов.

Первые несколько часов оплодотворенная яйцеклетка движется по фаллопиевым трубам к матке. Спустя сутки она впервые разделяется.

К 5 суткам образуется бластоциста. Она имеет 70-120 клеток и состоит из двух частей. Внутренняя клеточная масса разовьется в плод, внешняя образует плаценту (орган, через который в организм плода из материнского поступают питательные вещества и кислород).

Приблизительно на 6 день бластоциста пробивается через оболочку яйцеклетки и закрепляется на стенке матки, а затем начинает внедряться в нее, здесь она будет находиться 39 недель.

Из бластоцисты разовьется эмбрион, из эмбриона – плод, из плода – ребенок.

Но в небольшом количестве случаев с яйцеклеткой происходит нечто необычное – она разделяется на две части и образуются две отдельные оплодотворенные яйцеклетки. Отдельные, но идентичные, и каждая начинает развиваться самостоятельно. Никто до конца не понимает, почему это происходит.

Как зарождаются дизиготные (двуяйцевые) близнецы

Эти близнецы, как говорит само их название, появляются из двух яйцеклеток. У некоторых женщин бывают множественные овуляции. Две (или более) яйцеклетки выделяются почти одновременно. Это может происходить в одном яичнике или в обоих. Однако чаще всего созревание происходит в одном фолликуле. Причины множественных овуляций различны и до конца ещё не выяснены. Во многих случаях определённую роль играет наследственный фактор. Но также немаловажную роль играет влияние окружающей среды. На это, прежде всего, указывают такие явления, как снижение количества ДБ в последние десятилетия или увеличение многоплодных беременностей после специальной гормонотерапии.

После оплодотворения для обеих яйцеклеток начинается описанный процесс деления, дальнейшего продвижения по трубе и имплантация в слизистую матки. Зародыш обычно располагается в разных местах матки, развиваются отдельно друг от друга благодаря собственным плодным оболочкам (амниону - внутренней оболочки яйца, хориону - наружной оболочки яйца), снабжаются двумя плацентами. Отклонения от этого процесса встречаются относительно редко.

С точки зрения генетики двуяйцевые близнецы ничем не отличаются от обычных братьев и сестер. Они происходят из двух различных материнских яйцеклеток, оплодотворённых двумя различными отцовскими семенными клетками, то есть из двух различных зигот. Двуяйцевые близнецы отличаются от других братьев и сестёр только одновременным зачатием, соседством в организме матери и, конечно, общим днём рождения.

В отличие от беременности однояйцевыми близнецами, двуяйцевые не являются редкостью.

Как дизиготные, так и монозиготные близнецы бывают не только двойняшками, но и тройняшками, четверней и так далее вплоть до 9 детей. Также зафиксированы случаи, когда в тройне рождались, к примеру, 2 идентичных близнеца и один не идентичный.

Методы определения видов близнецов (близнецовый диагноз)

В некоторых случаях близнецов можно определить по их внешнему виду. Если это разнополая пара, диагноз может быть только один: двуяйцевые. Если однополые близнецы поразительно не похожи, то это также, скорее всего ДБ. Но здесь уже могут быть ошибки, так как и однояйцевые близнецы - вследствие тяжёлых нарушений во время беременности или болезней, нарушения в питании или несчастных случаев после рождений - физически выглядят иногда довольно различно.

Удивителен тот факт, что иногда ни близнецы, ни их родители не уделяют особого внимания определению близнецового типа. Однако знание всего близнецового типа представляет для близнецов не только моральную ценность, но может иметь чисто практическое значение. Например, при внезапно развившемся заболевании или при тяжёлых несчастных случаях однояйцевые близнецы могут помочь без всякого риска друг другу в качестве доноров.

Большое значение имеет точный диагноз близнецового типа также и для научных исследований. Это главное в науке о близнецах.

Вопрос о генетическом типе близнецов очень важен, и решить его не так просто. Первый диагноз с известной вероятностью может поставить врач при родах по строению плаценты и плодных оболочек. Но этот диагноз не всегда абсолютно точен. Ведь в среднем 30 % ОБ по строению последа (плацента и плодные оболочки) совсем не отличаются от ДБ. В настоящий момент после родов определение группы крови новорождённых не производят, кроме тех случаев, когда это клинически необходимо, например, возможно переливание крови или предполагается редкая группа крови. Само собой разумеется, что эта процедура в значительной степени повышает достоверность диагноза.

В 3-4 - летнем возрасте для определения ОБ и ДБ можно произвести сравнение различных физических признаков. За основу, конечно, берутся не любые произвольные признаки, а только те, которые стабильны по отношению к внешней среде, обусловлены несколькими наследственными факторами, а также сравнительно сильно варьируют у людей.

Такими признаками, например, являются:

Цвет и разрез глаз

Цвет, форма, густота бровей и ресниц

Цвет и форма волос

Форма наружного уха

Форма губ и носа

Форма и расположение зубов

Веснушки, распределение пигмента

Капиллярные линии пальцев и кистей

Часто при сравнении учитываются также размеры тела, например, рост, вес, объём черепа. Однако у ОБ эти признаки могут не совпадать.

Пары ОБ почти в 100 % случаев имеют одинаковый цвет волос, глаз и одинаковую форму губ. Около 20-30 % - одинаковый цвет глаз и примерно 10 - 20% - одинаковый цвет волос.

Ещё более надёжны методы хромосомного анализа (выращивание хромосом), которые имеют почти 100% достоверность. Правда, в настоящее время они ещё требуют очень больших временных затрат и проводятся лишь в немногих специальных лабораториях.

В случаях острой необходимости врач может произвести трансплантацию кожи. Это, как правило, делается крайне редко, например, чтобы перед операцией одного предполагаемого ОБ узнать, может ли другой быть донором.

Вследствие иммунологической идентичности трансплантанты ОБ не отторгаются. Только у однояйцевых близнецов пересадка кожи, почек, некоторых желез и других парных органов протекает без осложнений и даёт положительный результат. Отсюда очевидна практическая ценность определения близнецового типа.

Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов

Двойни появляются на свет раз в 85 родов. Реже рождаются тройни – один случай на 7 тысяч родов, четверо близнецов – раз в 700 000 родов. Появление на свет пятерых и более близнецов случай экстраординарный.

Распределение по полу почти равномерное. Между различными народами, регионами и расами статистика обнаруживает заметные расхождения. Процент ОБ, за исключением африканских популяций, колеблется незначительно.

Из трёх рождений можно рассчитывать на одно рождение однояйцевых близнецов. Таким образом, ещё не до конца выясненный причинный фактор появления на свет ОБ следует оценивать как довольно постоянный. Очевидно, это явление почти не подвержено влияниям окружающей среды.

Совсем по-другому дело обстоит с двуяйцевыми близнецами на 10 000 рождений в Японии, например, приходится только 23 пары ДБ, тогда как в Нигерии - 400, т.е. в 17 раз больше. Низкий процент ДБ в Китае и Индии. Это указывает на принципиально иной вид происхождения ДБ и может свидетельствовать о реальном воздействии окружающей среды.

Значительные различия в рождении ДБ между Данией, Италией и Испанией, также можно объяснить экологическими факторами.

В Италии установлены значительные различия даже внутри страны: снижение количества двуяйцевых близнецов с севера на юг. В то время как для Северной Италии количество ДБ составляет 1,8 %, в центральных районах оно равняется 1,2 %, а на юге - только 0,8 %.

Снижение рождений ДБ в ГДР в последние десятилетия тоже может быть объяснено влиянием окружающей среды, а не генетическими факторами.

Как уже говорилось ранее распределение близнецов по полу почти равномерное. По статистическим данным можно увидеть незначительный перевес близнецов мужского пола: в среднем на 100 пар девочек - 104 пары мальчиков. Это почти совпадает с величиной общей рождаемости. В ГДР на 100 живорождённых девочек приходится 106 мальчиков. Однако процент смертности среди мальчиков и мужчин выше, так что в наиболее старшем возрасте пропорция распределения по полу приближается к величине 100:100. К старости соотношение изменяется в обратную сторону: средняя продолжительность жизни у женщин на шесть лет больше, чем у мужчин.

Наступление многоплодной беременности зависит от возраста матери. Но это опять-таки относится только к двуяйцевым близнецам. ОБ рождаются у женщин в любом возрасте с довольно одинаковой частотой. Молодые женщины намного реже рожают двуяйцевых близнецов, чем женщины в старшем детородном возрасте. Максимум зачатия ДБ обнаруживается у 35-40-летних женщин. Вероятность такой беременности у них почти в 6 раз выше, чем у двадцатилетних. Многие исследователи объясняют уменьшение рождений ДБ тем, что тридцатилетние женщины, имеющие большую склонность к многоплодному зачатию, в последнее время просто реже обзаводятся детьми. Вершина плодовитости лежит между 19 и 24 годами. Это фактор, безусловно, играет определённую роль, однако он полностью не объясняет снижение количества рождений ДБ за последние 30 лет.

Интересны результаты, многократно полученные в последнее время при лечении женщин страдающих бесплодием. Считается, что у 4% женщин причиной является нарушение функции яичников. Если женщины принимали гормональные препараты, стимулирующие функцию яичников, то во многих случаях восстанавливалась способность к оплодотворению.

Снова и снова возникает вопрос о наследственной предрасположенности к рождению близнецов. Учитывая последние исследования, наследственный фактор можно считать достоверным только для появления двуяйцевых близнецов и только по материнской линии. Мужчины могут играть роль латентных промежуточных носителей наследственности. И всё же наследственный фактор, предрасположенность к многоплодной беременности обладает относительно малой устойчивостью. Более чем три четверти всех детей в семьях с близнецами являются одиночно рождёнными. Но имеются и экстраординарные случаи.

Известен единственный случай рождения сразу девяти близнецов. Это случилось 30 лет назад в Сиднее (Австралия). Тогда 19-летняя девушка родила пятерых мальчиков и четырех девочек. Этот случай попал в книгу рекордов Гиннеса. Кстати, легендарную Книгу рекордов Гиннеса основали тоже братья-близнецы. В XIX веке в России жила крестьянка, которая шесть раз рожала по двое близнецов, семь раз - по трое и четыре раза - по четверо. Этот случай был многократно засвидетельствован.

А недавно 32-летняя Дженни Маше произвела на свет шесть близнецов: трех мальчиков и трех девочек. Она забеременела благодаря искусственному оплодотворению.

Прогресс в области медицины и биологии позволяет предполагать, что скоро при помощи какого-либо метода, который сегодня ещё невозможно себе представить, удастся произвести на свет экспериментальным путём и однояйцевых близнецов.

Близнецовый метод – это научный метод, который основан на принципах сопоставления индивидуальных признаков близнецов с целью выявления степени влияния среды и генетики на формирование личности.

Предыстория

близнецовый метод

Уже с середины 20-х годов ХХ столетия психологи стали разрабатывать и использовать усовершенствованные механизмы и методы исследования близнецов. Основной нововведенный способ заключается в сравнении свойств однояйцевых и двуяйцевых пар. При сравнении, если однояйцовые близнецы более схожи по изучаемому личностному свойству, чем двуяйцовые, то, вероятнее всего, эта черта в большей степени передается по наследству. Такие исследования применяются все чаще, а поле проблем достаточно велико.

История близнецовых исследований в России

Первое исследование близнецов было проведено в 1900 году С. А. Сухановым. Он изучал особенности развития психоза. В дальнейшем в 30-е годы ХХ века такими исследованиями начали существенно заниматься в Медико-биологическом институте. Этот метод стал ключевым в сфере генетической психофизиологии. В 1972 году в связи с этим была открыта первая лаборатория, где близнецовый метод генетики был центральным для изучения вопросов генетической наследственности.

Основным направлением исследований Медико-биологического института было изучение роли влияния генетики и среды на этиологию болезней. Сотрудники непосредственно занимались изучением таких болезней, как: бронхиальная астма (Н. Н. Малкова), Базедова болезнь (И. А. Рывкин), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А. Е. Левин), диабет (С. Г. Левит). Исследователи института получили довольно интересные данные о влиянии наследственности на формирование психофизиологических особенностей в детском возрасте (Л. Я. Босик), особенностей распределения показателей на электрокардиограмме (И. Б. Кабаков). Здесь также было уделено большое внимание разработке математико-статистического аппарата для анализа результатов по близнецовому методу исследования (М. В. Игнатьев).

При институте проводились изучение наследственной обусловленности когнитивных функций (разных видов памяти, психического развития, внимания, интеллекта). Главным образом исследователи изучали особенности активного влияния на человека посредством обучения. Для этого чаще всего использовали метод контрольного близнеца, с помощью которого проверялась эффективность методов обучения на другом (экспериментальном) испытуемом (грамота, развитие деятельности дошкольника и другие). Результаты таких исследований показали, что тренировка повторения наглядных манипуляций с объектами не давала ожидаемого эффекта на скорость обучения дошкольников и не развивала деятельность ребенка дошкольного возраста.

Такие отечественные исследователи, как Т. А. Пантелеева, И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская и Т. В. Василец, занимались изучением отличий в свойствах нервной системы близнецов. Изучение сонорно-моторных реакций стало предметом исследований для Т. А. Пантелеева и С. Б.Малых. Исследованием психологических отличий близнецов занимались в основном В. В. Семенов, Н. В. Искольдский и другие.

Основная характеристика близнецового метода

Близнецы – это фактически идеальный объект для проведения психогенетических исследований. Особенностями этого метода являются в основном две вещи: подбор испытуемых посредством сравнения их генетического материала (должно быть наиболее точное совпадение), а также центральный вопрос исследования – то свойство, которое нужно изучить и найти отличия.

близнецовый метод исследования

Первая составляющая наиболее сложна для подбора. Ведь различают два типа близнецов: монозиготные (MZ) и дизиготные (DZ). Монозиготные – это однояйцевые и происходят от одной и той же зиготы (единый общий генетический материал), а дизиготные рождаются из разных зигот (разный генетический набор). Монозиготные близнецы встречаются реже, чем дизиготные. Сравнивая результаты внутрепарных корреляций этих двух категорий, можно непосредственно выяснить влияние генотипа на особенности развития того или иного изучаемого признака. Однако для выявления закономерностей влияния внешней среды на признак необходимо делать подборку выборки из монозиготных близнецов. Это сделает исследование чище и позволит избежать влияния побочных факторов на результаты эксперимента.

Главной проблемой близнецового метода считается подборка испытуемых по фенотипическим показателям. В 1924 году Г. Сименс предложил использовать метод для оценки уровня зиготности – полисимптоматический метод сравнивания сходства близнецов и отнесения их к той или иной группе (моно- или дизиготные близнецы).

Особенности проведения близнецового метода

близнецовый метод исследования проводится путем

Близнецовый метод используется в науке все чаще, поэтому важно учитывать особенности его проведения. Для того чтобы впыолнить его, необходимо учитывать два основных фактора: среду развития и отсутствие различий между близнецами. Если пренебречь фактором среды, то можно нарушить внутреннею валидность исследования. К примеру, разное поведение родителей по отношению к близнецам может привести к ложным выводам о влиянии среды на исследуемый признак (кроме случая, если это не является предметом исследования). Если же пренебречь уровнем сходства между близнецами, это повлияет на внешнюю валидность исследования, так как, не установив этот фактор, невозможно будет узнать о генетической составной влияния на формирование исследуемого признака.

Источники смешения влияния переменных в исследованиях близнецовым методом

Первым источником ошибок таких исследований является среда воспитания моно- и дизиготных близнецов. Она обычно разная, так как установлено, что родители таких детей совершенно по-разному к ним относятся в силу их внешних отличий. Монозиготные близнецы выглядят одинаково, поэтому родители относятся к ним одинаково. А вот при воспитании дизиготных мама и папа стараются отметить их отличия. Поэтому этот фактор наиболее влияет на смещение результатов эксперимента, и его необходимо контролировать как вероятную побочную переменную.

Вторым источником ошибок является уровень генетического сходства, этот фактор должен быть четко определен перед началом проведения эксперимента. Не проконтролировав его, можно получить недостоверные выводы, что не будут соответствовать реальной картине изучения научной проблематики.

Классический метод

близнецовый метод изучения наследственности человека

Этот близнецовый метод исследования проводится путем сопоставления результатов изучения моно- и дизиготных близнецов. В его основу заложено сравнение внутрипарных корреляций этих двух видов с учетом результатов лонгитюдного наблюдения (длительное изучения поведения близнецов). По итогам такого типа эксперимента проще установить достоверные закономерности в изменениях вклада среды и фенотипа в ходе онтогенетического развития испытуемых.

Метод контрольного близнеца

Этот метод преимущественно используется для изучения влияния детерминант из среды на конкретный психологический признак. Его можно применять только в том случае, если определено точное сходство между двумя монозиготными близнецами. Эти пары разделяются, где первый определяется в экспериментальную группу, а второй – в контрольную. Далее, после завершения эксперимента, установляются достоверные отличия во влиянии на экспериментальную выборку при сравнении с показателями в контрольной. Если такие отличия найдены, тогда эффективность эксперимента достоверна.

близнецовый метод используется

Метод разлученных близнецов

Наиболее жестокий близнецовый метод в психологии. Объектом таких исследований становятся моно- и дизиготные близнецы, которые были разлучены в раннем детстве и не знают о существовании друг друга. Сходство таких детей обусловлено только генотипом, а среда обитания и ее влияние совсем разные. Такие случаи крайне редки, поэтому таких исследований единицы. Здесь невозможно проконтролировать влияние побочных переменных, а выборка не всегда может быть достаточной для того, чтобы сделать достоверные выводы.

Метод близнецовых семей

Он совмещает в себе семейный и близнецовый виды исследований. Чаще всего используется при изучении влияния наследственности на развитие психических заболеваний. Близнецовый метод изучения наследственности человека направлен на исследование членов семей взрослых близнецов и их детей. Благодаря этому методу, можно изучить роль “материнских” или “отцовских” эффектов влияния на психологическое развитие детей - не близнецов.

близнецовый метод используется в науке

Метод одиночных близнецов

близнецовый метод генетики

Преимущества близнецового метода

Существует множество научных позиций по поводу эффективности близнецового метода. Некоторые исследователи склонны считать его невалидным, однако история его применения в практике говорит сама за себя. Совокупность всех психофизиологических методов вместе с этим делает возможным решить довольно широкий спектр вопросов. Поэтому близнецовый метод используется в сфере общей, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии. Также он применяется во многих других отраслях, которые не связаны с психологическими исследованиями (генетика, физиология, биология и другие). Близнецовый метод исследования, несмотря на критику, является широко применяемым во многих областях науки и позволяет выявить индивидуально-психологические отличия и ключевые детерминанты психологического развития личности.

Близнецовый метод изучения и сравнения психологических особенностей братьев и сестер, родившихся от одной беременности, предложил еще в 1875 Френсис Гальтон. Цель исследований — выявить, насколько влияет генетика и среда, в которой живет человек на становление его психики, формирование привычек и стиля поведения.

Близнецовый метод

Виды исследований с участием близнецов — в чем отличие

Близнецовый метод относится к числу приоритетных, когда необходимо провести исследования поведенческих особенностей, основанных на генетике. Логика, которой руководствуются ученые при выборе близнецового метода, выглядит так:

  1. у монозиготных близнецов генетический набор одинаковый, у дизиготных генотип отличается (как у детей, рожденных от разных беременностей);
  2. предполагается приблизительно одинаковое влияние внешних факторов (социальной ситуации в семье, отношения со стороны родителей, уровня образования, семейных традиций и других)на близнецов;
  3. сравнение схожих характеристик и отличий внутри близнецовой пары позволяет установить степень влияния средовых факторов и генетически обусловдленных на выраженность изучаемого признака. Если он обусловлен особенностями генотипа, то у монозиготных близнецов должен быть намного более ярким, чем у дизиготных.

Такая логика положила начало применению близнецового метода в психологии. Сегодня применяются и другие разновидности наблюдения за близнецами.

Как применялся близнецовый метод российскими учеными

Первопроходцем в применении близнецового метода стал С.А. Суханов в 1900 году. Его целью было выяснить, как влияет генетика и особенности среды, в которой живут участники пары, на возникновение психозов.

Продолжили его дело ученые Медико-биологического института в 30-х годах прошлого века. Близнецовый метод активно применялся ими для изучения вопросов наследования склонности к соматическим патологиям (дыхательной, эндокринной и пищеварительной системы).

Исследования ученых института позволили узнать о механизмах, способствующих возникновению психологических особенностей в детском возрасте и влиянию наследственных факторов на способность к обучению. Ученые особое влияние уделяли исследованию:

  • кратковременной и долговременной памяти;
  • внимания;
  • интеллектуальных способностей;
  • мотивационной сферы;
  • стратегий достижения поставленных результатов.

Основное внимание исследователей было направлено на изучение того, как активное научение сказывается на формировании интереса к знаниям, развитии интеллекта и формировании гармоничной личности. С помощью методики контрольного близнеца ученые проверяли результативность обучения на другом участнике пары. По завершении исследований ученые пришли к выводу, что частое повторение простых или более сложных мануальных действий с предметами у детей дошкольного возраста не увеличивает скорость усвоения знаний. Манипуляции нельзя считать основных стимулятором развития ребенка.

Что позволяет исследовать близнецовый метод

Сопоставление схожести в паре близнецов, рожденных от одно- и двухплодной беременности, позволяет сделать вывод о влиянии генотипа на проявление конкретных признаков. Так, в психологии близнецовый метод дает возможность определить степень влияния биологических или средовых факторов на такие признаки:

  • интеллект;
  • память;
  • творческие способности;
  • поведенческие особенности;
  • склонность к аддикциям;
  • стереотипы поведения;
  • психические отклонения.

Близнецовый метод

У ученых, занимающихся исследованием психологических особенностей близнецов в Британии, США, есть понятие “большой пятерки”. Под ним подразумеваются 5 приоритетных характеристик, которые исследуются особенно тщательно. Среди них такие:

  • Нейротизм — характерологическая особенность, предрасположенность к фиксации на негативных эмоциях — гневе, тревоге, раздражительности, эмоциональной нестабильности, депрессии. Люди с высоким уровнем нейротизма с трудом справляются со стрессовыми ситуациями, обыденные события интерпретируют, как опасные, непреодолимые и безнадежные. Нейротизм относится к числу самых хорошо изученных и подтвержденных экспериментами личностных черт. Множество исследований подтверждает большую роль наследственности и появлении первых симптомов в детстве.
  • Экстраверсия — характеристика личностной направленности на внешний мир, полярная интроверсии (направленность на внутренний мир). Генетическая обусловленность экстраверсии подтверждается большинством исследований близнецов.
  • Открытость новому опыту — личностная характеристика, противоположная сопротивлению и замкнутости. Характеризуется способностью к восприятию новых идей, комфортным ощущениям в новой обстановке, при общении с новыми людьми. Большинство исследователей считают открытость генетически обусловленной характеристикой.
  • Доброжелательность — часть ученых отмечают высокую взаимосвязь формирования доброжелательности, как черты характера и родительской любви, дисциплины, другие же указывают, что доброжелательность — показатель, который наследуется в 30% случаев.
  • Осознанность — способность сфокусироваться на происходящем в настоящий момент, отслеживать текущие переживания, не отвлекаясь на мысли о прошлом и будущем. Исследования с использованием близнецового метода указывают на наследуемость осознанности у неразделенных пар.

Известно, что высокая схожесть у однояйцевых близнецов позволяет сделать вывод о ведущей роли генетики в возникновении определенных признаков. При высокой схожести у однояйцевых, но низкой — у разнояйцевых близнецов ученые говорят о том, что генетический фактор играет определенную, но не ведущую роль.

В случае, когда показатели сходства у близнецовых пар разного типа относительно одинаковые, делают вывод о том, что генетика не играет основную роль при формировании конкретных признаков, на первый план тут выступают средовые факторы.

Определение соотношения наследственных и факторов среды на возникновение патологических тенденций дает возможность прогнозировать возникновение серьезных проблем и вовремя проводить профилактику.

Близнецовый метод: варианты наблюдения за близнецами

Исследователи используют различные вариации близнецовых исследований. Выбор конкретного способа специалисты делают, ориентируясь на особенности, которые планируют изучить.

Методики наблюдения за близнецами отличаются по степени достоверности, условиям проведения, поэтому степень точности результатов тоже бывает разной. Но, даже при том, что результаты исследований не всегда можно сравнивать, использование близнецового метода остается приоритетом, когда идет речь об изучении влияния средовых факторов.

Классический

Применение классической методики предполагает сравнение результатов наблюдения за одно- и разнояйцевыми близнецами. В основе классической методики — сопоставление внутрипарных различий в поведении, которые отслеживаются в течение многих лет (лонгитюдное исследование).

Такой тип эксперимента дает возможность выявить значимые факторы среды и наследственности в развитии исследуемых.

Контрольный близнец

Эту методику используют с целью выявить ведущие факторы среды, которые влияют на формирование конкретного психологического признака. Целесообразно применение методики только в случае, когда доказано абсолютное генетическое сходство двух монозиготных близнецов. Пару разделяют, одного из участников помещают в экспериментальную группу, а другого — в контрольную. По завершении эксперимента, выявляют отличия (только достоверные), полученные при воздействии участников экспериментальной группы, сравнивают их с такими же параметрами, полученными в контрольной группе.

Если одинаковые параметры найдены в обеих группах, результат исследования достоверный.

Близнецовый метод

Разлучение близнецов

Эта методика — самая жестокая. Для исследования близнецов (одно — и двуяйцевых) разлучают вскоре после рождения. Они часто не догадываются, что имеют брата или сестру. У детей имеется генетическая схожесть, но условия, в которых они развиваются, могут быть диаметрально разными.

Случаи разлучения близнецов ради исследования очень малочисленны, у ученых недостаточно возможностей, чтобы контролировать побочное влияние. Из-за этого считается, что такой метод не является достаточно достоверным. Сегодня его практически не используют из-за этических соображений.

Близнецовые семьи

Эта методика — комбинация семейного и близнецового исследования. Применяют ее, когда необходимо изучить, как влияют наследственные факторы на возникновение психических расстройств.

Объектом близнецового семейного исследования становятся дети, внуки взрослых близнецов. Метод дает возможность также определить степень влияния материнской и отцовской генетики на психологическое развитие детей, не являющихся близнецами.

Одиночный

Методика предполагает наблюдение за одним выжившим близнецом из пары. Применяется такой вид исследования с целью определить роль внутриутробного развития на последующую жизнь, особенности личностного развития человека.

Исследование проводится через наблюдение и дает возможность оценить влияние других факторов. Обычно метод одиночного близнеца применяют вместе с исследованием классического типа.

Близнецовый метод: основные проблемы

Исследования с участием близнецов часто сопряжены с проблемами, касающимися влиянием внешних факторов, но основной трудностью является подбор участников экспериментов — моно- или дизиготных. Проблема обусловлена, в основном, недостаточной урегулированностью правовых вопросов относительно доступа к реестрам близнецов. В США, странах Западной Европы при рождении детей в парах их вносят в специальные списки, а у родителей сразу же запрашивают разрешение на участие в исследованиях.

Близнецы

В странах бывшего Союза такой практики нет. У ученых нет доступа к официальным данным о близнецах, поэтому пригласить их к участию в исследовании бывает очень непросто.

Монозиготные

Монозиготными или однояйцевыми близнецами называют тех, кто родился в результате оплодотворения одной яйцеклетки и одного сперматозоида и последующего разделения зиготы на две полностью одинаковые части.

Однояйцевые близнецы — естественные клоны. Их пол и генетический набор, группа крови совпадает. Внешность у монозиготных близнецов тоже практически одинаковая — различия заметить очень трудно. Внутриутробное развитие происходит в пределах одной плаценты.

Приблизительно у четверти монозиготных близнецов имеется такая особенность, как зеркальность. Это можно заметить по тому, что у них родинки расположены на противоположных частях тела. При обследовании часто обнаруживается противоположное расположение внутренних органов.

Сиамские близнецы, родившиеся сросшимися — всегда однояйцевые.

Однояйцевые близнецы

Дизиготные

Близнецы, которых называют дизиготными (двойняшками) рождаются в результате оплодотворения нескольких яйцеклеток разными сперматозоидами. Внутриутробное развитие происходит в пределах разных плацент.

Генетический набор дизиготных близнецов не идентичный. Он, так же как и у детей, родившихся от разных беременностей, совпадает только на 50%. Рожденные в дизиготной паре не похожи внешне, могут быть разнополыми.

При этом двойняшки проходят одновременное развитие до рождения и после появления на свет. Поэтому они отличаются от детей, рожденных в одной семье от разных беременностей.

Дизиготные

Распределение по группам

В экспериментальной психологии применяются методики распределения пар близнецов в зависимости от того, какой именно параметр планируется изучать и в каком объеме.

Например, для исследования уровня вербального интеллекта могут быть задействованы близнецы из разных групп:

  • те, у которых партнеры погибли в период внутриутробного развития;
  • чьи партнеры умерли в детстве;
  • те, которые воспитывались вместе.

Формирование таких групп дает возможность подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что ситуация, в который развиваются близнецы, отражается на их речевом развитии.

При формировании групп ученые всегда акцентируют внимание на том, что чем более точно поставлена цель эксперимента и правильно подобраны участники, тем более точные данные удастся получить.

Преимущества метода близнецов

Исследования с привлечением близнецовых пар дают возможность получить ответы на вопросы, касающиеся разных аспектов формирования психики, интеллекта, межличностного взаимодействия.

Близнецовый метод применяется в разных отраслях психологической науки — онтопсихологии, криминальной и медицинской психологии, других. Применим метод также в близких к психологии науках:

  • медицине;
  • генетике;
  • педагогике;
  • физиологии;
  • биологии.

Близнецовый метод дает возможность выявить основные отличия между участниками пары, а также определить основные факторы, способствующие их личностному развитию.

Близнецовый метод: недостатки

Многие ученые считают близнецовый метод недостаточно точным и информативным. Во время исследований возникают ошибки, связанные с неправильным учетом внешних факторов и их влиянием на участников эксперимента.

Близнецовые исследования широко применяются, но они не универсальны. Возможности использовать их ограниченны из-за различий между участниками пары.

Диагностика зиготности

При отборе участников исследований проводится обязательная диагностика зиготности. Она требует знания о числе плацент, необходимо сравнение близнецов по признаку внешнего сходства и внутренних маркеров — группы крови, генетического набора, который определяет анализ ДНК.

Когда дети рождаются в отдельных плацентах, которые связывают их с матерью, речь идет о дизиготном родстве. В период внутриутробного развития плоды обернуты двумя оболочками — амнионом (внутренней) и хорионом (внешней).

Ситуация с монозиготными близнецами может отличаться. У них развиваются отдельные плаценты и хорионы либо общий хорион. Если оба плода развиваются в общем хорионе, то у них полное генетическое сходство.

Диагностика зиготности определяет степень различий. Если генетические анализы показывают различие между участниками пары, то речь идет о зиготности.

Гомозиготность — это вероятностный диагноз. Он определяется по результатам нескольких анализов — чем больше совпадений они выявляют, тем вероятнее факт гомозиготности.

Читайте также: