История грамотности в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Показатель грамотности сохраняет своё значение в исторической оценке развития культуры.

Согласно статистике ООН, в 2000 году в мире было 862 миллиона неграмотных (в возрасте 15 лет и старше), что составляет около 20% взрослого населения планеты. В целях привлечения общественного внимания к этой проблеме в 2001 ООН провозглашено 10-летие грамотности (2003-12) и поставлена конкретная задача: путём целенаправленной работы с соответствующими локальными социокультурными категориями населения существенно поднять уровень грамотности. С 1966 отмечается Международный день грамотности (8 сентябрь).

Исторический очерк.

Потребность в грамотности и в обучении грамоте возникла в раннеклассовом обществе и была связана с появлением пись­мен­но­сти.

В обществах традиционного типа грамотность - достояние верхних слоёв общества и некоторых социальных категорий, связанных с системой управления и обслуживанием письменной культуры. Потребность в грамотности ощущали и торговые, и ремесленные слои населения, для которых умение читать, писать и считать обусловлено характером их деятельности.

В целом же можно полагать, что в традиционном европейском обществе на исходе Средневековья грамотой владели примерно 10-15% населения, преимущественно го­род­ско­го. Кре­сть­ян­ст­во (основной класс этого общества) оставалось неграмотным. Реальные данные о состоянии и развитии грамотности населения в отдельных странах Европы в средние века и при переходе к Новому времени фрагментарны, касаются лишь определённых категорий населения (например, рекруты, новобрачные).

Главной исторической причиной, вызвавшей необходимость всеобщей грамотности, была модернизация. Выделяются три крупных исторических этапа, отразивших хронологически неравномерную картину вступления отдельных групп стран в процесс реализации всеобщей грамотности.

В период Реформации всеобщее (в разных формах) обучение грамоте начало реализовываться в группе стран, расположенных вокруг бассейна Северного и Балтийского морей (Англия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, многочисленного германского княжества, Дания, Голландия, Швейцария), что было связано с появившейся возможностью и необходимостью каждому читать Библию.

В эпоху Просвещения в этот процесс включились Франция, Габсбургская монархия (Австрия, Чехия, Словения, Венгрия, Хорватия, Словакия, Северная Италия), Речь Посполита, Бельгия.

Во 2-й половине XIX века в процесс всеобщего обучения грамоте были вовлечены страны юго-запада, юга, юго-востока и востока Европы - от Португалии и Испании, Южной Италии до балканских государств (Греции, Болгарии, Сербии, Румынии).

В первой группе стран всеобщая грамотность населения (до 99%) была достигнута к 1880-м годам, во второй - в 1930-е годы, в третьей - в основном к концу 20 века (имели место и перемещения отдельных стран в другую, более высокую, или, наоборот, более низкую группу.)

Грамотность в России.

Удовлетворительной целостной картины развития грамотности в России, сделанной с учётом соответствующего общеевропейского контекста, пока не существует. Первые попытки осмыслить эту проблему как практическую задачу государственной политики принадлежат Екатерине II, пробовавшей использовать для России опыт австрийской просветительной школьной реформы 1774, вводившей всеобщее 6-летнее начальное обучение.

Первая российская перепись (1897) показала огромное отставание России от абсолютного большинства стран Европы. Грамотность населения составляла лишь 24% (грамотными считались умевшие хотя бы читать; учёт производился для лиц в возрасте от 9 лет и старше). Внутри страны значительными были различия в грамотности населения. Так, в прибалтийских губерниях отмечался её высокий уровень (Эстляндская - 95%, Лифляндская - 92%, Курляндская - 85%), а в восточной части Российской империи население было практически полностью неграмотным.

Послевоенные советские переписи позволяют реконструировать и более реальную картину процесса - с учётом его демографического механизма. Характеризуя образовательную структуру населения в целом, эти переписи не исключают из общей совокупности, но и не выделяют в качестве самостоятельной категорию лиц, не имеющих законченного начального образования, и лиц без образования. Таковых в общем составе населения СССР старше 9 лет было: в 1959 - 32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%, в 1989 - 5,5%. Именно эти данные отражают реальную картину процесса развития грамотности в СССР и форсированного формирования характеристик образовательной структуры современного общества.

Российская перепись населения (2002) показала, что удельный вес лиц без законченного начального образования снизился до 1%, в том числе неграмотных - до 0,6%.

Дополнительная литература:

Лав­лей Э. На­род­ное об­ра­зо­ва­ние. На­род­ные шко­лы: их со­вре­мен­ное по­ло­же­ние и от­но­ся­щее­ся к ним за­ко­но­да­тель­ст­во во всех го­су­дар­ст­вах. СПб., 1873;

Ле­вас­сер Э. На­род­ное об­ра­зо­ва­ние в ци­ви­ли­зо­ван­ных стра­нах. СПб., 1898–1899. Т. 1–2;

Грамотность.

Многочисленные берестяные таблички из Новгорода (которые, к слову, находили и в других городах, но в куда меньшем количестве – в Торжке, Пскове, Москве, Смоленске, Старой Руссе; всё потому, что в Новгороде наиболее благоприятная почва для сохранения хрупкой берестяной грамоты) свидетельствует о том, что грамотность была распространена среди различных слоёв населения. К примеру, на картинке ниже зарисовка берестяной грамоты №752, любовного письма девушки к своему возлюбленному:

Итак, благодаря развитию церковного школьного образования среди самых различных социальных слоёв, грамотными были не только церковники, но и миряне (включая женщин). Судить об общем уровне грамотности мы не можем, естественно, но, очевидно, процент умеющего писать городского (подчеркнём) населения был высок. Да, всё вышесказанное касалось горожан, составлявших меньше 10% (точный процент мы и тут вычислить не можем) от общего населения. Село, при этом, оставалось неграмотным, а ведь подавляющее большинство людей (больше 90%) жило в деревне! Да и среди городского населения очень сомнительно, что все 100% могли писать и читать. Очень вряд ли, что доля владеющих грамотой превышала и 80% (хотя понятно, что все эти подсчёты – словно гадание на кофейной куще). Обо всём этом стоит помнить, когда мы говорим об уровне просвещённости и грамотности населения Руси и знакомимся с текстом берестяных табличек.

Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. На Русь со времен Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось народном языке; учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.




Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Книги украшались небольшими, изящными картинками. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией , писали друг другу письма.

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры. На Руси по­явилось большое количество переводной литературы религи­озного и светского содержания, при соборах и монастырях воз­никли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература — религиозная и светская (летописи, сло­ва, поучения, жития и др.)

Первые русские школы создавались в основном при монас­тырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «луч-

Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного со­держания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические по­следствия для русской культуры. Гибель населения, разруше­ние городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древ­ней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено ^

В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической служ­бы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образован­ности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или об­щения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались ис­торические и литературные произведения, расшатывалась мо­нополия церкви на знания и образование. Некоторые мысли­тели XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую право­славную церковь, были объявлены еретиками и казнены.

XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, ожив­ление торгово-промышленной деятельности, усложнение сис­темы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

Распространение книг приобрело в этот период значитель­но более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более ин­тенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только ре­лигиозные произведения, но и книги светского содержания.

На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы — в Немецкой слободе, при церковных приходах и мо­настырях, частные. При Аптекарском приказе получали ме­дицинское образование лекарские ученики.

Программа Славяно-греко-латинской академии была пост­роена по образцу западноевропейских учебных заведений. Ус­тавом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры — Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломо­носова и других.

Читайте также: