История дзэн буддизма в японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Буддизм начал проникать из материковой Азии в Японию во времена становления японского государства. Согласно японским хроникам, первый образ Будды попал в императорский дворец из Кореи во времена правления императора Киммея, в 552 году после Р. X. После непродолжительной борьбы с сопротивлением синтоистов новая религия одержала решительную победу и на многие века стала силой, определяющей духовную жизнь японской нации.

Первая достоверная информация, которой мы располагаем относительно японского дзэн, восходит к раннему периоду истории японского государства. Выдающийся японский монах того времени Досё стал приверженцем дзэн под влиянием своего китайского наставника Сюань-цзяна, под руководством которого он изучал философию Йогачары (653 г.). Это учение исповедовали последователи школы Хоссё, которую Досё возродил в Японии. Это было время, когда в Китае стараниями преемников Хуай-кэ дзэн достиг вершины своего расцвета[27]. Досё познакомился с учением Бодхидхармы и посеял семена патриаршего дзэн в Японии. Первый зал для медитации он оборудовал в храме города Нара. Таким образом, дзэн был насажден на японской земле в рамках школы Хоссё.

Столетие спустя в Японию прибыл первый дзэнский наставник Дао-сюань, принадлежавший северной школе китайского дзэн в третьем поколении после Шэнь-сю. Приняв приглашение японских буддистов, он обосновался в Наре и внес свой вклад в развитие японской культуры эпохи Темпьё (729–749). Он всячески способствовал установлению взаимодействия между школами Кэгон (кит. — Гуйян) и Рицу (Винайя) и передал традицию дзэнской медитации Гьёхьё, который в свою очередь передал ее Сэйкё (Дэндзё Дайси, 767–822), основателю японской школы Тэндай. В Китае Сэйкё уже имел контакты с наставником из секты Ниутоу. Таким образом, практика медитации, изначально занимавшая центральное место в буддийской традиции, укоренилась как в Японии, так и в Китае за счет дзэнского влияния.

Дальнейшее распространение дзэн произошло в следующем столетии, после визита в Японию китайского наставника И-кьюна, представлявшего школу Линьцзи. Он прибыл по приглашению императрицы Такибаны Какико, супруги императора Сага, в период между 834-м и 948 годом. Вначале он обучал дзэн представителей императорского двора, а затем стал наставником в храме Дэнриндзи в Киото, построенном для него по приказу императрицы. Однако первые попытки популяризации китайской модели дзэн не принесли ощутимых результатов. И-кьюн оказался человеком, не способным к решительным действиям. Разочарованный, он возвращается в Китай, и в течение трех столетий в движении японского дзэн воцаряется застой.

В течение хэйянского периода (794–1185) доминируют школы Тэндай и Шингон, в то время как практика медитации отодвигается на второй план, уступая место умозрительным спекуляциям и разгулу ритуальной магии. В течение этого периода повсеместно отмечаются признаки угасания буддийской веры. Порожденная двором порочная практика распространилась на население и проникла даже в монастыри.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в селе Береза Вольского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Ребенка назвали в

Николай, архиепископ Японский

Николай, архиепископ Японский Нет ничего неожиданного, если встретить в Сергиевой Лавре православных японцев. Паломниками они прибывают и в Вифлеем, в храм Рождества Христова, и на Синай, где пророк Моисей получал заповеди Завета от Господа. Их молитвенность и

15. Дзэн — не спиритуален. Дзэн практикуют телом

15. Дзэн — не спиритуален. Дзэн практикуют телом Один бизнесмен, который задолжал большую сумму денег, услышал одну из моих лекций и пришёл к выводу: Что я могу — то я и могу, а что нет — то нет. Я просто сделаю своим телом то, что я могу, не создавая себе в голове ненужные

Глава 3 Сутры Махаяны и дзэн-буддизм

Глава 3 Сутры Махаяны и дзэн-буддизм Интеллектуальный и духовный потенциал дзэн-буддизма С тех пор как западный мир познакомился с дзэн, это учение вызвало волну неподдельного интереса и уважения, причем не только в академических кругах, но и среди интеллектуалов,

Глава 13 Современная эра японского дзэн

Глава 13 Современная эра японского дзэн Во времена Средневековья буддизм имел огромное влияние на простых людей благодаря культу Амиды и проникновенной силе дзэн. Великолепные произведения буддийского искусства в сочетании с существенным вкладом религиозных деятелей

Личность и японский характер

Личность и японский характер Хакуин является последней видной фигурой в дзэн, которую мы рассматриваем в нашем исследовании, и стоит в длинном ряду религиозных деятелей, которые внесли существенный вклад в наше понимание восточной духовной культуры. Представители трех

Николай, равноапостольный, Архиепископ Японский

Николай, равноапостольный, Архиепископ Японский Высокопреосвященный Николай, в миру Иоанн Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в селе Березе Бельского уезда, Смоленской губернии. Родители его были духовного звания. Тяжелую жизненную школу пришлось пройти

1.4. Равноапостольный святитель Николай Японский

1.4. Равноапостольный святитель Николай Японский Святитель родился в деревне Береза Смоленской губернии 1 августа 1836 года в семье дьякона Касаткина и при крещении получил имя Иван. Рано оставшись сиротой, Иван провел детство и юность в лишениях и нужде, но все же смог

ГЛАВА 12. ДЗЭН И СМЕХ

ГЛАВА 12. ДЗЭН И СМЕХ Возможно, на первый взгляд связь между смехом и дзэн не очевидна. Прежде чем рассматривать это взаимоотношение с теоретической точки зрения, расскажем одну или две истории дзэн.Однажды, когда Хякудзе и его учитель Басо гуляли, над ними пролетела дикая

ГЛАВА 17. СТУПЕНИ ПРАКТИКИ ДЗЭН

Стиль Дзэн и искусство Дзэн

Стиль Дзэн и искусство Дзэн Дзэн — школа буддизма Махаяны, зародившаяся в Китае. Его философия и практика несущественно отличаются от принятых в других школах Махаяны. Дзэн, не обладает уникальным и или исключительными учениями, которые не включены в полный Буддизм

Равноапостольный Николай, епископ Японский (+ 1912)

Равноапостольный Николай, епископ Японский (+ 1912) Память его празднуется 3 февр. в день преставленияВысокопреосвященный Николай, в миру Иоанн Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Береза Вельского уезда Смоленской губ., где отец его, Димитрий Иванович, служил

86. Буддизм Японский

86. Буддизм Японский 86. БУДДИЗМ ЯПОНСКИЙ. Буддизм (яп. буцу-до, бук-кё), адаптированный к культуре (яп. бунка) и менталитету (яп. синсэй) японцев, к древним традициям (яп. дэнто) страны. Первые свидетельства о проникновении буддизма в Японию относятся к V–VI вв. В стране еще не


Сегодня мы постараемся рассказать вам кратко о буддизме в Японии — дать вам простое и цельное представление о том, как развивалась эта традиция в стране восходящего солнца и какова она сейчас.

Общие сведения

Наверное, начнем с того, что в этой стране буддизм — наиболее часто исповедуемая религия наряду с синтоизмом. Данное философское учение распространено среди совершенно разных слоев населения: от монархов до простых людей.

Подробнее о том, в чем сходство и различие буддизма и синтоизма, можно почитать в этой статье.

Здесь существуют множество школ и движений: какие-то специализируются на медитациях, другие — на мантрах, третьи уделяют основное внимание философской составляющей концепции. Какие-то школы практически не изменились с древних времен, в то время как другие подверглись определенной модификации.

В целом, эти организации активно взаимодействуют между собой, однако за долгое время между ними случались и серьезные конфликты.

Изначально японские буддийские учреждения проистекали из аналогичных китайских, но со временем они начали развиваться по своему индивидуальному пути, и их отличия становились разительными.

Храм и сад

Также в Японии сохранились в первозданной форме некоторые древние буддийские школы, которых, например, в Китае или Индии уже к настоящему времени не осталось.

История возникновения

Чтобы лучше разобраться в теме нашей сегодняшней беседы, давайте рассмотрим, как же появился буддизм в Японии. Согласно историческим летописям, учение Будды было привнесено в страну восходящего солнца в 552 году.

Однако некоторые ученые полагают, что это произошло в 538 году. Новая религия нашла как почитателей в лице рода Сога, так и ненавистников, которыми являлись представители рода Мононобэ. Семейство Сога победило в упорных баталиях, и религиозное учение Гаутамы Будды получило официальное принятие в стране.

Также на популярность этого учения повлиял и известный деятель принц Сетоку, который много занимался распространением данной философской концепцией в своей стране. С его помощью и были выстроены первые буддийские храмы.

политический деятель

Принц Сетоку

Во время правления императора Сему буддизм становится национальной религией, и в каждом городе или провинции в обязательном порядке начинают строиться монастыри и статуи Будды.

Изначально в японском буддизме существовало шесть школ, но с развитием этого философского движения количество их постоянно увеличивалось.

Средние века

В 9-м веке были привезены две новые школы из Китая — Тэндай-сю и Сингон-сю. Эти религиозные объединения получили официальную поддержку императорской власти.

Основателем школы Тэндай был монах Сайте. Цитаделью этого движения являлся храм Энряку-дзи, находящийся недалеко от Киото — один из могущественных монастырей, который и в наши дни является центром этой школы.

Сторонники данного течения не принимали какого-либо инакомыслия, касающегося религиозных воззрений, и даже вступали в открытые конфликты с теми, кто придерживался иных точек зрения.

Секта Сингон была сформирована монахом Кукаем. Данное объединение делало акцент на сплочение буддизма и традиционной японской религиии синтоизма — многочисленные синтоистские божества воспринимались как воплощения различных будд.

пантеон богов

Эта школа отличалась от предыдущей миролюбивым настроем и отсутствием жесткости. Также в ней царил культ будды Вайрочаны.

Далее в 11 веке возникает Школа Чистой Земли. В то время довольно часто встречались идеи о скором конце света, и люди отчаянно хотели найти какое-либо спасение.

Суть этой доктрины гласила, что есть рай, где живет будда Амитабха, или Амида (яп.), который спасет каждого, кто его об этом попросит. Безусловно, такие идеи стали невероятно популярны среди народа и вскоре появилось множество амидаистских общин и движений.

Дзен и его влияние

В 12 веке в стране появилось учение дзен, которое не только повлияло на создание школы Риндзай-сю, но и оказало огромное воздействие на всю японскую культуру: литературу, живопись, архитектуру. Даже в чайной церемонии очевидно влияние дзен культуры.

искусство чаепития в Японии

Риндзай-сю была основана монахом Эйсаем и получила большое принятие со стороны императорской власти и самурайства. Можно сказать, эта философия официально признавалась государством. Монастыри данного течения объединялись в систему годзан.

Естественно, все это объединение строго контролировалось властью. Догмы школы делали упор на практику медитаций и освоение боевых искусств.

Еще одной школой дзен-буддизма, получившей широкое распространение, была Сото-сю. Ее идеологом был японский философ Догэн. Концепции сото напоминали тибетский буддизм. Это движение, в отличие от предыдущего, производило свою деятельность на периферии и имело влияние на простых людей.

портрет Догэна

Догэн

Школа Нитирэн

Это движение появилось самостоятельно в 13 веке и его идейным вдохновителем был Нитирэн. Основные каноны этого направления заключались в Лотосой Сутре и частом произнесении этой мантры. Данное сообщество получило популяризацию среди обычных людей в связи с простотой концепции своего учения.

Преобразования

Как мы с вами видим, буддизм занимал лидирующее положение в обществе и среди высокопоставленных чинов и среди простого народа.

Несмотря на многочисленные столкновения внутри разных буддистских объединений и организаций, позиции самого учения вплоть до конца 16 века не подвергались сомнению. Хотя уже в то время преференции получали синтоизм и конфуцианство.

святилище синто

Синтоистский храм

В 1868 году, когда свергли сегунат, официальной религией Японии стал синтоизм. Буддистские монастыри и храмы стали закрываться. В 19 веке произошло разделение синтоизма и буддизма.

Однако, не смотря на произошедшие изменения, в целом учение Будды не утратило своего положения окончательно и большинство японцев придерживались этой религии. Такая ситуация не изменилась и в настоящее время.

Буддизм в наши дни

На данный момент все японские школы буддизма подразделяются на классические, которые получили свое зарождение в Средневековье, и необуддийские. Традиционные учреждения объединяются во Всеяпонскую буддийскую организацию, в составе которой находится около 60 групп.

Самые известные и влиятельные из них:

— Сото-сю — самая большая школа дзен-буддизма в Японии
— Сингон-сю — ассоциация учения ваджраяны
— Тэндай-сю — объединение, которое также называется Лотосовой Сутры
— Нитирэн-сю — группа, исповедующая направление махаяны
— Риндзай-сю — еще одна община течения дзен
— Дзедо-сю — одна из крупнейших организаций течения амидаизма

японцы и религия

Необуддизм

Мы с вами уже упоминали, что это направление широко представлено в современной Японии. Особенностью этого течения являются буддистские истины и практики, но частично видоизмененные и соединенные с элементами эзотерики и психологии.

Здесь отсутствует строгость, свойственная классической концепции Будды, монахи не всегда объединяются в общины, и, вообще, более спокойно относятся к инакомыслящим представителям человечества.

Подводя итог, можно сказать, что японцы посещают и буддийские, и синтоистские монастыри, т.к. люди привыкли, что эти религии довольно долго соседствовали и взаимодополняли друг друга, и, судя по всему, не делают строгого разделения между ними.

Заключение

Мы с вами поговорили о том, как зародился и развивался буддизм в Японии, а также о положении этого учения в наши дни. Надеемся, что наша статья помогла составить вам общее представление о буддийских течениях и школах в Японии.

Дзэн, дзен (от яп. 禅 ; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

Содержание

Этимология


В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн. Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

История

Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший впоследствии первым Патриархом дзэн (чань). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении VI—VIII веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).

Краткая суть учения

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

Поэтому пробуждению способствуют: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов и (3) от привязанностей.

Итак, практика и учение дзэн нацелены на: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов, (3) отпускание привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа — дзэн — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.)

Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.

Главные принципы буддизма, на которых основывается дзэн:

Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу.

Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори.

Четыре ключевых отличия дзэн:

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Никто, однако, кроме одного человека — Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.

Практики дзэн

Сатори

Методы пробуждения

Для обучения мастер может использовать любые методы, но наиболее широко распространены практики дзадзэн (сидячая медитация) и коан (притча-загадка, не имеющая логически обоснованного ответа).

В дзэн преобладает мгновенное, внезапное пробуждение, которое иногда возможно вызвать специфическими приемами. Самый знаменитый из них — коан. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение.

К коанам — близки диалоги (мондо) и самовопрошание (хуатоу):

Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове. Но основной практикой оставалась сидячая медитация — дзадзэн.

Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях дзэн практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе. А все дзэнские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации. Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (начиная еще с первого чаньского монастыря — Шаолиня).

Таким образом, дзэн стал системой тренировки сознания (с помощью медитаций), духа (с помощью повседневной практики) и тела (благодаря занятиям гунфу и цигуном).

Методика обучения дзэн — сильное эмоциональное воздействие на ученика, а также переживание всевозможных парадоксов. С европейской точки зрения такой подход порой является просто жестоким. Он может быть понят лишь в рамках буддисткой доктрины безразличного отношения к жизни и смерти как таковым. Методы воспитания учеников в дзэн-буддизме широко заимствованы практически во всех видах боевых искусств Востока и оказали глубокое влияние на развитие самурайской этики Японии (см. Риндзай).

Медитативная практика

Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзэн-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль.

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться. По сути каждодневные дела, то что вам нравится делать — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда.

Практика дзадзэн

Коаны

Коаны (кит. 公案 , гунъань, яп. 公案 , ко:ан) — короткие истории, рассказывающие о конкретных случаях достижения просветления, либо загадки-алогизмы, основной задачей которых является пробуждение ума слушающего. Коаны часто кажутся запутанными и даже парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзэн-буддизма, совместно с медитацией. Коаны присутствовали во всех школах китайского буддизма таких как Риндзай,

Ступени состояния ума Дзэн

Дзэн боевых искусств и самурайский Дзэн

Впервые боевые искусства соединились с Дзэн в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия — в китайском буддийском монастыре Шаолине.

С тех пор Дзэн — это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта. Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ, дзюдо, айкидо были адептами Дзэна. Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки, в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно тех качеств, которые воспитывает Дзэн.

В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзэн

Не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем (свидетелем).

Эстетика дзэн

Влияние Дзэн на современный мир

Отголоски и влияние Дзэн можно обнаружить в современной литературе, искусстве, кино — где угодно.

Влияние Дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как Гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

статуи будд

Парампара школы дзен-буддизма берёт своё начало от самого Будды Шакьямуни. Он передал это учение одному из своих самых талантливых учеников — Махакашьяпе. В Китай же учение принёс буддийский монах Бодхидхарма в пятом веке нашей эры. Сердцем школы дзен-буддизма считается монастырь Шаолинь. После ухода Бодхидхармы учение дзен-буддизма раскололось на северную и южную школу. Южная также раскололась на пять школ, из которых сегодня сохранились только две: Цаодун и Линьцзи. В седьмом веке дзен-буддизм пришёл в Корею, а в девятом веке дзен-буддизм стал распространяться в Японии.

Дзен-буддизм: основные принципы

Дзен-буддизм отрицает многие буддийские концепции, считая их иллюзорными. К примеру, концепция нирваны не рассматривается всерьёз, потому что Будда не давал чёткого пояснения о том, что это такое, лишь иногда говоря своим ученикам, чем нирвана не является. Поэтому в силу своей практичности дзен-буддизм не уделяет внимания изучению концепций, которые не связаны с конкретными практическими аспектами.

Есть такое психическое расстройство — ипохондрия. Это заболевание, когда человек силой своей мнительности придумывает себе болезнь и настолько себе это внушает, что эта болезнь начинает у него проявляться. Таким образом, можно сделать вывод, что наш ум — мощнейший инструмент, который может нас как воскресить, так и убить. И если дать ему волю, то он может довести нас до полного безумия, а вот если подчинить его себе, — результаты будут просто потрясающими. На этой идее и основаны практики дзен-буддизма.

монахи беседуют около колокола

Школа дзен-буддизма включает в себя четыре базовых аспекта:

  • Передача знания от сердца к сердцу, то есть напрямую, на тонком уровне от учителя к ученику.
  • Отсутствие абсолютной авторитетности текстов. Первичным признаётся лишь опыт и практика.
  • Передача учения несимволическим методом, то есть словами или действиями, которые для непосвящённых будут казаться бессмыслицей.
  • Обретение состояния Будды путём созерцания своего внутреннего мира.

В дзен-буддизме последователи следуют таким принципам действия и восприятия реальности:

золотая статуя в мудре

Это общие принципы, которых придерживаются последователи дзен-буддизма. Если подытожить, то в дзен-буддизме три краеугольных камня:

Ценность дзен-буддизма в том, что он максимально практичен. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые каждого могут сделать счастливым и привести к эволюции. Для практики дзен-буддизма вовсе не обязательно на полжизни закрываться в монастыре, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать каждый в условиях мегаполиса и обычной социальной жизни.

Читайте также: