История досуга в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Istoria_KDD_ispr_var.doc

История культурно-досуговой деятельности

Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.

В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание ученых. Исследование ее исторических истоков не только служит задачам наиболее полного воспроизведения картины человеческого общества, но имеет и самостоятельное значение, дает возможность лучше разобраться в современных проблемах, связанных с организацией досуга людей.

Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Исторический подход позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней реальной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности -неотъемлемой части культуры общества - имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти. В предлагаемом пособии раскрываются специфические особенности развития культурно-досуговой деятельности и способы ее общественной организации в России с момента возникновения государства до наших дней.

§1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в Х - XVII вв.

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, освящались новыми религиозными представлениями, адекватными потребностям земледельческого населения. Результаты археологических и этнографических исследований, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества: мифы и легенды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п. служат доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Материалы многочисленных этнографических исследований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли ее суть. Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основной традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.

Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обширную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале Х вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря - начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность славянину-земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний"(если речь идет о месте) и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени. Слово "досуг" также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение "досуга" как свободного, незанятого времени, гулянки, простора отдела (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3.-М. 380. - С. 380-381).

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию - единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей территории. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам.

По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. "Ряженье", сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населения и в то же время свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем. В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности , мог стать приезд в княжеский дворец "гостей" (купцов).

Обилие кушаний и большое число крепких напитков составляли главную особенность пиршественного стола. Накормить присутствующих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства. Н. Хлебников приводит выдержки из послания митрополита Никифора к Владимиру Мономаху (умер Владимир Мономах в возрасте 70 лет в 1125 г.), рисующие картину нравов и обычаев того времени. Митрополит Никифор пишет: "Я знаю, что ты для гостей готовишь великолепные обеды, где всем дают всевозможные. ради княжеского величия, как для правых, так и беззаконных; где ты сам служишь и разносишь кушанья, делая все это, конечно, для утверждения своей княжеской власти. Когда иные упиваются и объедаются, ты сам сидишь спокойно и только смотришь на пьяных и пьющих, лишь для примера немного вкушая сам. Так ты угождаешь подданным и терпишь, чтобы они напивались перед твоими глазами, и тем по истине угождаешь им и покоряешь их" (Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской истории. -СПб., 1872. -С. 33.).

В пирах нередко принимали участие и женщины, представительницы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами (Соловьев С. История России с древнейших времен. - М.. 1959. Кн. 1. Т. 1.-С. 247).

Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота. Из "Поучений Мономаха", помещенных в древнейшей русской летописи "Повести временных лет"(Лаврентьевский список), в которых князь Владимир Мономах рассказывает о своих охотничьих успехах, видно, что охота в древности велась на туров, оленей, лосей, медведей, кабанов и других животных.

В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX в. и официально введенное в Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них "буйство" в поведении людей и совершаемые древние обряды "бесовством". С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс "сверху", от князя и его окружения, представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного столетия овладевала умами людей древнего российского общества. Христианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и "замечательные дни" в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Однако чтобы устранить из сознания народа языческие представления, христианская церковь подвела праздники, связанные с древними богами, под имена святых православной церкви. Так, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу на огненной колеснице в период летних гроз (конец июля); богу скота Велесу было дано имя Власия, покровителя домашних животных (обряды в честь его совершались по окончании жатвы) и т.п. Церковь вынуждена была смириться и с самим характером проведения праздников, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.

Упорядочив систему календарных праздников, христианская церковь стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с христианскими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельческие работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать божественную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники, таким образом, как бы гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой и досуговой деятельностью.

Старые писатели заметили, что тогдашние россияне гораздо меньше, нежели другие европейские народы, как то: немцы, французы и англичане любили телесные упражнения и забавы, и что, следовательно, в этом случае были они подобны больше азиатцам, нежели европейцам. В дре­вности наш простолюдин, с этой сторо­ны, наслаждался большими удовольствиями, нежели люди высокогo достоинства, равно как мужчины большими в сравнении с женским полом. Дальним предкам нашим не были известны основанные на правилах ни танцеванье, ни верховая езда, ни фехтованье, ни состоящие из обоего пола общества и беседы, равно как и самые проходки или прогулки. Они искусны были ездить верхом и стрелять из лука, но этому никогда не обучались по правилам. Поскольку они и приятелей своих посещали не иначе, как приезжая к ним на конях, то ходить пешком у них, как и у всех восточных народов, считалось как бы постыдным; а потому удивлялись и смеялись они иностранцам, когда те или для препровождения времени, или для поправления своего здоровья, прохаживались. Обыкновение не позволять женам и дочерям быть вместе со сторонними мужчинами было причи­ной того, что предки наши не могли тогда иметь обществ, которые бы состояли из людей обоего пола, ни танцев, ни балов. Знатные люди никогда не танцевали. Самые простолюдины плясали весьма редко и то почти только на свадьбах; но эта свадебная пляска их была не иное что, как любострастные изображения того, что происходило, или уже случилось на брачном ложе, что в малых городах и селениях еще и ныне отчасти продолжается.

Какие увеселения знали на Руси?

Самым благороднейшим увеселением не только простых дворян и бояр, но даже и наших Государей в древности была звериная и птичья охота, и первая особливо, как можно заключать из Духовной великого князя Владимира Мономаха, составля­ла главное или даже единственное упражнение наших князей и бояр, то есть в такое время, когда они были свободны от войны, так, что искуснейший в ней признавался за удальца и приобретал от своих сверст­ников похвалу и отличное уважение. Звериная ловля в то время прино­сила юношеству, готовившемуся к войне и обучавшемуся ратоборным подвигам, великую пользу; так как такого рода звериная ловля, какую описал в Духовной своей Владимир, есть не иное что; как образ войны, заставляющая переносить голод, жажду, зной и холод, подвергающая необходимо многим трудам, а часто и опасностям, не меньшим, как и война.


Также любимую забаву наших предков составляла шахматная игра, о которой того времени иностранцы говорят, что весь народ, или по крайней мере в лучших городах мужчины от самого знатнейшего вельможи до последнего поденщика, от украшенного сединами старца до мальчика, все без исключения, особливо в столице, занимались ею. Даже самые Государи наши в этой игре находили особенное для себя удовольствие, как то можно видеть из истории царя Иоанна Ва­сильевича. Употребление ее у наших предков должно быть весьма древнее, и она по всей вероят­ности заимствована ими от персов или индейцев.

К числу самых, можно сказать, обыкновенных забав в древности, а особливо между простым народом, принадлежали борьба и кулачный бой, из коих последний составлял род забавы во­енной, приучая молодых людей к неустрашимости против неприятелей. О нем в древних летописцах наших упоминается в самом начале XIII века, при случае войны великого князя Киевского Мстислава III. вместе с союзниками его против великого князя Юрия Всево­лодовича. Здесь, когда Мстислав и Владимир князь Псковский поощряли своих новгородцев и смолян к храброму сопротивлению неприятелю, предоста­вляя им на выбор, на конях или пеши хотят они сражаться, то новгородцы отвечали с бодростью: «Мы не хотим на конях, но по примеру предков наших пеши и на кулаках биться, а в древних летописях сказано: на кулачек и пеши. Из этого видно, что кулачный бой употребителен был и в самых сражениях с неприятелями; по времени составил одну только забаву простого народа.

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке


Кроме сих к древним забавам Русских принадлежат известные и ныне: качели, кости или зерн, жмурки, свайка, бабки, карты и премногие другие.

Качели, которые у нас есть разных видов, как то: вислые, горизонтальные и круглые, упо­требительны были в России еще до времен великого князя Владимира I. и назывались колыски, на которых люди забавлялись во дни Святых Апостол Петра и Пала в Св. Иоанна Крестителя. О древности их Георгий в описании Санкт-Петербурга между прочим говорит: все эти роды качелей весьма употребительны также в Персии и других восточных странах, и может быть оттуда употребление их заняли и наши предки.

Азартные игры на Руси

Кости и зерн — род азартной игры, бывшей в великом употреблении у греков и римлян. К нам принесена она, как весьма вероятно, иностранцами, но когда именно — определить трудно. По времени игра эта сделалась для многих столь разорительною, что царь Алексей Михайлович принужден был строжайше запретить оную, как то видно из Уложенья его гл. 21. ст. 15. Что касается до жмурок, свайки и бабок, то они, по всей вероятности, заимствованы от греков, и первые суть тоже, что у них была игра chytrinda называемая; свайку же и бабки сочинитель книги, dissertations sur les antiquites de Russie, почитает за Греческую имиллу, а последние за их астрагалы.

Карты, изобретенные, по мнению одних, в Италии, а по уверению других — во Франции в XIV столетии по Рождестве Христовом, к нам принесены также иностранцами, приезжавшими как в службу, так и для торговли и других промыслов в последней половине XVI или в начале XVII века. Царь Алексей Михайлович, по силе 15 статьи 21 главы Уложенья, игру в карты запретил. Петр I карточною игрою сам никогда не занимался, и при Дворе его была она весьма мало употребительна. В армии и во флоте, хотя не была совсем запрещена, однако же и не дозволялось проигрывать больше рубля.

Пение и музыка

Немаловажную забаву для древних россиян обоего пола составляло пение, как светских песен, как то: свадебных, хороводных, святочных, плясовых и пр., так и церковных стихов, которые пели как мужчины, так и женщины. Вкус и правильность в пении предков наших начал образовываться с самого введения Христианской веры. Ибо по свидетельству епископа Новгородского Иоакима, прибывший в Киев из Константинополя первый Российский Митрополит Михаил, в числе многих духовных особ, привез с собою и демественников, то есть певчих из славян. В царствование Ярослава I в 1053 году, прибывший также из Царьграда Митрополит Георгий, привез с собою трех человек певчих с их семействами, которые учили в России петь на восемь голосов, отличая церковное пение от мирских песен, употребляемых к увеселению. Вскоре потом существовали уже у нас и заведения, в которых искусству этому обучался даже и женский пол, как то видно из истории княжны Анны, дочери великого князя Всеволода I; а потому и весьма вероятно известие одного иностранного писателя, что в XVII столетии главнейшее увеселение женского пола состояло в пении тем паче, что пол сей, по тогдашнему обыкновению, оставался наиболее дома, не могши участвовать в таких собраниях, где находились мужчины. Немаловажную также забаву сего пола, а особливо среднего и низкого званий, составляло и скакать на досках, как описывает Олеарий и другие.


Поскольку же с самого введения в Россию Христианской веры не была Церковью нашею принята в употребление при отправлении богослужения инструментальная музыка, то предки наши и не имели к ней не только уважения и привязанности, но даже большой охоты, и долго не знали никаких музыкальных инструментов, кроме, может быть, и то немногих, военных. Когда в 1151 году великий князь Киевский Изяслав I Мстиславич, получив в третий раз Великокняжеский престол при помощи венгров, вошедши в Киев, делал великий пир для венгерских и киевских вельможей, причем играли вeнгepcкиe музыканты, тогда множество киeвлян, приходя, с удивлением смотрели игры и слушали скомонии венгерские. Из этого князь Щербатов заключает, что будто бы россияне не знали тогда никаких даже военных музыкальных инструментов и не имели в них нужды по причи­не хорошего воинского порядка, хотя из многих мест истории видно обратное тому, как сказано будет в своем месте.

Впоследствии времени находим у предков наших в употреблении известные и доныне в простом народе следующие музыкальные инструменты:

  1. Гудок, подобный скрипке, — инструмент о трех струнах, на котором играют так же, как и на скрипке, посредством смычка, держа самый инструмент ручкою вверх. Инструмент этот — один из древнейших в России; о нем упоми­нается в некоторых весьма старинных песнях, сочиненных в честь языческих божеств.[2]
  2. Волынка — мусикийское орудие, состоящее из кожаного пузыря, надуваемого чрез прикрепленную сверху трубочку; в нижнем же конце привязыва­ются две разной величины и различного отверстия деревянные трубки, чрез которые выходящий воздух составляет басистые голоса, а третья неболь­шая дудочка с отверстиями, которые, затворяя перстами и отворяя, игрок дает разные напряжения голосам. Она употребительна в некоторых местах России, а особливо между малороссиянами.

Сочинитель хронологического словаря в статье Cornemusc приписывает этому инструменту отдаленнейшую древность; касательно же россиян, многие утверждают, что они заимствовали от финских, или лучше предков их сарматских народов, и что он древностию своею не уступает другим, исстари употребляемым в России инструментам.

  1. Балалайка — также мусикийское орудие с ладами по большой части о двух струнах. Когда и кем изобретена — неизвестно. Сочинители новейшей французской энциклопедии называют ее русским инструментом; но Российская Академия в своем словаре название балалайка производит от татарского языка; следовательно, должно думать, что балалайка изобретена или самыми россиянами во вре­мя татарского владычества, или по крайней мере заимствована от татар. При всем том она равно как гудок и другие почитается в числе древнейших российских музыкальных инструментов.
  2. Гусли. Этот инструмент употребителен в Poccии с давних времен, и по крайней мере с тех пор, как россияне начали иметь частое обращение с греками, от которых, без сомнения, его и заимствовали.
  3. Варган — малое железное мусикийское орудие, на котором играют, приложа его к зубам. Он особливо употребителен в Малороссии, куда принесен, по-видимому, из Польши, получившей его из Германии, где, как и в некоторых других Европейских государствах, употребителен он с давних времен. В великой России, ежели не знали его прежде, то по крайней мере известен он был в самом начале XVIII столетия; ибо под 1715 годом в дополнениях к деяниям Петра Великого о нем упоминается.

Kpoме этих музыкальных инструментов, употреблялись также и сегодня между черни известные: свирель, дудка, жилейки, рожок, и некоторые другие, которым сочинитель Dissertations sur les antiquites de Russie приписывает также отдаленную древность; в недостатке же и тех и других место их заступали тазы и сковороды.

Потешные дворцы

Из сего явствует, что забавы предков наших были весьма малочисленны, наиболее же со­стояли в приятельских собраниях, на которых они, по общему обыкновению тогдашнего времени, занимались дружескими разговорами и попойкою. Им долгое время нe были известны ни балы, ни театры, ни маскарады; ибо у нас даже начало придворных балов должно полагать не прежде, как со времен царствования Лжедимитрия, смертью которого и обыкновение это, опять окончившееся, возобновлено по крайней мере при Дворе в иcxоде XVII столетия, после чего стали давать балы и частные люди.


Маскарады и карусели

Маскарады, то есть собрания наря­дившихся в маски особ для танцевания и других увеселений, несмотря на их древность в прочих европейских государствах, у нас долго не были употребительны. Слово маскарад происходит от итальянского Mascarata, a оно заимствовано от арабского москара, что значит шутка. Гранацци был изобретателем маскарадов, на которых представлялись иронические и другие важные деяния. Первым в этом случае предметом послужил ему триумф Павла Эмилия. Гранацци был воспитанник Мишеля Анже и умер в 1543 году. Надевать маски, по старинному названию рожи, почиталось у нас за смертный грех, и маскарады вошли в употребление не прежде, как со вре­мени Государя Императора Петра Великого, при котором, по случаю заключения со Швециею мира в 1721 году, продолжались оные целую неделю сряду.

К числу благородных увеселений, бывающих иногда и в нынешние времена, принадлежат карусели, игры, состоящие в бегании на колесницах или на лошадях верхами. Слово сие происходит от итальянского Carrosello, уменьшительного от Саrrо, означающего колесницу. Тертуллиан изобретение каруселей приписывает Церере, установившей их в честь солнца, которого она, по мнению стихотворцев, была дочь.

В России первый Карусель представлен был в царствование Императрицы Екатерины II Июня 16 дня 1766 года, в присутствии Ее Величества в Санкт-Петербурге, перед Зимним Императорским Дворцом. Он состоял из четырех кадрилей, из которых первая была славянская, вторая римская, третья индейская и четвертая турецкая, и каждой из оных кавалеры и дамы одеты и украшены были весьма великолепно по вкусу тех народов, которых они представляли. В другой раз на том же месте был Карусель Июля 11 дня того же го­да. Подробное описание этих Каруселей смотри в прибавлениях к Санкт-Петербургским ведомостям 1766 года No. 51. и 58.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Ни один праздник в нашей стране не обходится без народных гуляний. Мы обожаем встречаться на площадях, общаться, пробовать разные блюда, участвовать в соревнованиях. Это и весело, и задорно, и интересно.

Так повелось ещё издревле: народные гулянья на Руси проводились уже в VI-VIII веках. Как же предпочитали развлекаться наши предки? Игр и забав было очень много и вот самые популярные из них:

Кулачные бои. Кто не слышал о русских кулачных боях? Нам кажется, что это была обычная хмельная драка, хотя на самом деле у этого развлечения существовало много правил: не бить лежачего, не прятать в кулаке железо, не испытывать злобы к противнику, не хватать за одежду, не делать подножек.

Бились и друг с другом, и стенка на стенку. В последнем случае в забаве принимали участие все присутствующие на гуляниях мужчины. Начинали бои обычно подростки, а затем подключались и взрослые.

Бабки. Старинная игра, для которой нужны говяжьи или свиные косточки и тяжёлая бита, изнутри залитая свинцом. Правил у этой игры много, но самое главное — сбить бабки битой каким-либо особенным образом, о котором договариваются заранее.

Городки. Здесь, как и в бабках, нужна бита, только вместо косточек берут деревянные чурки, которые укладывают друг на друга замысловатыми фигурами — городками. Задача игроки — сбить городки битой с некоторого расстояния.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить самое интересное!


Развлечения эпохи Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья и Ренессанса, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.

Развлечения эпохи Нового времени: были ли отличия от предыдущих эпох?

История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия нашей эры в первой своей половине развивалась не особо динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до XVIII столетия особо не менялся.

Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел песни и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в XVI столетии во Франции на городских праздниках, карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.

По-прежнему и в XVII веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и была травмоопасна. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришелье, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.

Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию и танцевальное мастерство чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.

Азартные игры. Источник: Wikimedia Commons

XVIII столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти XVIII века в Париже на праздниках гости французской столицы были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.

Досуг и развлечения: Россия после Петра

Если говорить о кардинальных переменах в развлечениях и досуге, то безусловно нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси формы досуга: например, гостевание.

После посещения европейских стран Петр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.

Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.

Русская знать играет в карты. Источник: Pinterest

Вплоть до начала XX века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной и развлекательной жизни были светские и церковные праздники.

Русская ярмарка. Источник: Pinterest

Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.

Карусель. Источник: Pinterest

Ближе к концу XIX столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней росли и запросы в плоскости досуга и развлечений.

Досуг и развлечения: популярные игры в XVIII-XIX столетиях

В XVIII столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.

Подвижные игры детей. Источник: Pinterest

Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.

Источники

  • Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
  • Глаголева, Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. -— М.: Молодая гвардия, 2014.
  • Дуков, Е. Развлекательная культура России ХVIII-Х1Х веков [Текст] / Е. Дуков - Спб., 2000.
  • Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Санкт-Петербург 'Искусство - СПБ' 1994.

Материалы по теме

Петр I, царь-реформатор, царь-революционер, при котором Россия получила статус империи, с первых дней своего правления не был похож на предшественников.

Досуг советский в 1920-е годы подражал царскому времени, разве что публика городских заведений несколько сменилась. А так – всё те же театры, кабаки и танцы.

А вот ещё:

СССР был лидером в получении электричества из ветра


Большевики не думали специально про экологию. Просто энергия ветра была бесплатной.

Сегодня ветроэнергетика популярна во всем мире как экологичный способ выработки электроэнергии. Мощность ветровых установок увеличивается с каждым годом и исчисляется сотнями гигаватт. В Европе, например, ветряные электростанции уже вырабатывают 16% от всей энергии, а в отдельных странах вроде Дании этот показатель приближается к 50%.

В сегодняшней России ветроэнергетика не слишком распространена, ее доля от общего производства электроэнергии составляет всего 1% (притом что за 2020 год в стране мощность ветроустановок увеличилась в три раза). Однако сто лет назад идея использовать ветер вызвала большой энтузиазм у советских ученых.

Ветряки для отдаленных районов

Калмыкия. Ветрогенератор

Калмыкия. Ветрогенератор "Сокол", 1977 - Е. Рогов/Sputnik

Электрификация страны была одной из глобальных задач большевиков после революции 1917 года. На тот момент немногочисленные электростанции работали на торфе, угле и нефти, и было понятно, что для драматического увеличения выработки энергии нужен какой-то новый источник, дешевый и присутствующий в изобилии. Так взгляды ученых обратились к энергии воды и ветра.

Астрахань. Ветроэлектрическая установка на берегу озера, с помощью которой вода подается на орошаемые участки сельскохозяйственных угодий, 1969.

Астрахань. Ветроэлектрическая установка на берегу озера, с помощью которой вода подается на орошаемые участки сельскохозяйственных угодий, 1969 - Валерий Шустов /Sputnik

Несмотря на то, что гидроэлектроэнергетика оказалось более эффективной и заняла значительное место в энергообеспечении СССР (в сегодняшней России 20% электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанциях), сначала на ветер возлагались также большие надежды.

Апрель 1954 г. Дома в поселке Диксон, расположенном за Северным полярным кругом.

Апрель 1954 г. Дома в поселке Диксон, расположенном за Северным полярным кругом - Владимир Савостьянов/TASS

В 1918 году в Москве был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где были разработаны первые серийные ветрогенераторы мощностью до 30 киловатт. Если сравнивать с современной техникой, столько энергии хватило бы на месяц работы холодильника.

Советский ветряной генератор на Земле Франца-Иосифа.

Советский ветряной генератор на Земле Франца-Иосифа - Илья Тимин/Sputnik

В хозяйстве такие небольшие генераторы очень были кстати. Они использовались в отдаленных районах СССР, например, в Бурятии, на станциях Северного морского пути. С их помощью заряжали батареи, питали радиоузлы, можно было освещать дома. Всего было выпущено несколько тысяч малых ветряков.

Разрабатывали ветрогенераторы и другие проектные бюро. Так, в 1931 году под Балаклавой (Крым) появился самый мощный на тот момент ветряк в 100 киловатт.

Ветряк в Балаклаве.

Ветряк в Балаклаве

Сейчас промышленные ветрогенераторы достигают мощности 6-8 мегаватт, но столетие назад 100 киловатт было настоящим прорывом.

Вес балаклавского агрегата достигал 9 тонн, а размах лопастей 30 метров. Изобрел его Юрий Кондратюк, один из пионеров космонавтики (в частности, он рассчитал траекторию полета к Луне), который также занимался проектированием ВЭС.

Та самая трамвайная линия в Севастополе, 1930-е.

Та самая трамвайная линия в Севастополе, 1930-е

Генератор в Крыму питал целую трамвайную линию Балаклава-Севастополь. Однако во время Великой Отечественной войны и генератор, и сама трамвайная линия были разрушены при обстреле и не подлежали восстановлению. В середине 1930-х был проект еще одной ВЭС в Крыму вблизи вершины горы Ай-Петри, который не удалось осуществить.

Ветрогенератор-достопримечательность

ВЭС Уфимцева в Курске. Фото сделано в наши дни.

ВЭС Уфимцева в Курске. Фото сделано в наши дни - Станислав Кретов

Основная проблема первых ветряков была в отсутствии накопителя, то есть в безветренную погоду можно было остаться без электричества. Решить эту задачу пытался изобретатель-самоучка из Курска Анатолий Уфимцев. В его старом доме до сих пор сохранилась та самая ветряная электростанция с накопительным диском, построенная им в 1931 году. Деньги на создание этого проекта выделил ЦАГИ и даже культовый советский писатель Максим Горький.

Ветряк Уфимцева освещал его мастерскую, дом, а также часть улицы, на которой был расположен. Станция продолжала работать после смерти изобретателя в 1936 году и даже во время немецкой оккупации. До 1957 года работу станции поддерживал местный механик, который также принимал участие в ее строительстве. Однако затем ветряк пришлось остановить из-за изношенности некоторых деталей. Заново запустить его так и не удалось. Сегодня дом Уфимцева стал одной из достопримечательностей Курска, где собираются любители необычной техники.

Энергия ветра для социализма

Ветроэлектрическая установка на Апшеронском полуострове, Азербайджан, 1987.

Ветроэлектрическая установка на Апшеронском полуострове, Азербайджан, 1987 - В. Калинин/Sputnik

В 1973 году появилась государственная программа по развитию ветроэнергетики.

Ветряные мельницы на острове Сааремаа Эстонской ССР, 1989.

Ветряные мельницы на острове Сааремаа Эстонской ССР, 1989 - Явдолюк/Sputnik

Один из первых полноценных ветропарков появился в конце 1980-х на острове Сааремаа (Эстония), который включал в себя 64 ветрогенератора и обеспечивал энергией целый рыбозавод.

Москва. 1 июня 1986 г. Ветроэнергетические установки

Москва. 1 июня 1986 г. Ветроэнергетические установки "Ромашка" и "Малютка", представленные на выставке - Михельсон Лембит, Созинов Виталий /TASS

В 1989 году в СССР была принята комплексная программа по использованию альтернативной энергии, которая однако не была реализована из-за распада страны.

Читайте также: