История дипломатического этикета кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основные принципы дипломатического протокола.

Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.

Большое значение в дипломатической практике имеет принцип взаимности. Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента. Пропущенные, казалось бы, формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.

Большое значение в дипломатической практике имеет соблюдение принципа старшинства, который зависит не от значимости представляемой страны, а от ранга представителя и его даты аккредитации. В основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов.

Приемы и церемонии.

К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств. Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной, при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц.

Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона. Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей.

Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям. Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны. Виды дипломатических приемов достаточно разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на принципах международной вежливости.

В зависимости от времени и способа проведения, приемы подразделяют на дневные и вечерние, и на приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Вид приема избирается в зависимости от повода, по которому он устраивается. Наиболее торжественными (и наиболее почетными) принято считать вечерние приемы. При выборе соответствующего вида приема следует учитывать протокольные правила, национальные обычаи и традиции соответствующей страны.

Выбор вида того или иного приема сопряжен также с необходимостью соблюдения ряда протокольных формальностей, связанных с его подготовкой и проведением (приглашение и ответ на него, форма одежды, порядок прихода и ухода, встречу и проводы гостей, составление меню, сервировка стола, тосты).

Во время сбора гостей им предлагается аперитив. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение — шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Инициатива ухода — за главным гостем. Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если иная форма одежды специально не указана в приглашении.

На деловых встречах международного уровня, в кругу коллег принято соблюдать дипломатический этикет. Он демонстрирует уважительное, доброжелательное отношение к партнеру и позволяет решить возникшие проблемы, завязать полезные связи и знакомства.

Этикет

Особенности дипломатического этикета

Соблюдение принятых норм поведения при общении между государствами повышает престиж страны.

Придерживаться правил этикета желательно также при деловом сотрудничестве в других сферах, т.к. это улучшает мнение о партнере. Соблюдение установленных норм ассоциируется с хорошими манерами, образованностью и широким кругозором человека.

Исторические сведения

Правила делового общения формировались годами, исходя из норм международной вежливости и уважения. Их не составлял отдельно взятый человек или государство.

Дипломатический этикет — это итог общения между странами и деловыми структурами. Он постоянно видоизменяется, развивается.

Важность соблюдения

На международных переговорах официальные лица представляют свою страну, организацию. Важно создать хорошую репутацию, показать себя в выгодном свете. Поэтому соблюдение общепринятых правил приобретает большое значение.

Понятие дипломатического протокола

Свод правил и норм международного общения называют дипломатическим протоколом. Он касается деловых отношений между странами и их представителями: главами государств, членами официальных делегаций, посольств и консульств.

Дипломатический протокол регламентирует внешний вид и правила общения официальных лиц. Он символизирует принцип уважения к государствам.

Психология деловых отношений в международном сотрудничестве

Несоблюдение правил делового этикета расценивается как неуважение к партнеру. Больше всего это касается отношений между государствами. Поэтому соблюдение дипломатического этикета становится наиболее важным для дипломатов, представителей международного бизнеса, членов делегаций своей страны.

Виды дипломатических приемов

Для создания связей, знакомств, завязывания деловых отношений организуют дипломатические приемы. Они могут быть приурочены к дате какого-либо торжества, грядущего праздника, творческой выставки или премьеры. Иногда приемы не посвящены какому-то событию и создаются для делового общения заинтересованных лиц.

Приемы разделяют по степени важности и количеству формальных требований.

Официальные встречи

Чаще всего такие мероприятия проводятся для представителей одной профессии или людей, объединенных общей деятельностью, имеющих совместные интересы. К официальным встречам тщательно готовятся как организаторы, так и приглашенные.

Такие приемы делятся на дневные и вечерние. Их отличают время проведения, предлагаемые блюда и напитки, одежда гостей.

Дневные приемы назначаются на 12:00.

К ним относятся деловые встречи:

  • бокал шампанского;
  • бокал вина;
  • завтрак.

На этих мероприятиях подают только легкие блюда, закуски и напитки. Допускается менее официальная одежда, чем на вечерних приемах.

Вечерние приемы делают после 17.00.

  • а-ля фуршет;
  • коктейль;
  • обед;
  • журфикс;
  • чай;
  • обед-буфет;
  • ужин.

Завтрак проводят между 12:00 и 15:00. Чаще всего немногочисленное количество гостей составляют только мужчины. Их встречают в помещении, отделенном от приготовленного стола. Подают орехи, маслины, минеральную воду.

Накрытый стол предполагает 1-2 закуски, по одному мясному и рыбному блюду и десерт.

Наиболее торжественным мероприятием является обед. Его проводят с 19:00 до 21:00. Длительность мероприятия — 2-3 часа. Организаторы заранее составляют списки гостей и рассылают приглашения не позднее, чем за 10 дней до предполагаемой даты приема. Заблаговременно составляют меню. Оно состоит из супов, мясных и рыбных блюд, бокала шампанского или вина.

Ужин отличается от обеда временем проведения (после 21.00) и меньшим разнообразием подаваемой еды. В нем не присутствуют супы.

Фуршет, коктейль или обед-буфет отличаются от обеда только методологией рассадки гостей и временем. Мероприятия проводят с 17:00 до 21:00. Фуршет и коктейль не предполагают посадки приглашенных, а обед-буфет организуют за небольшими столами на 5-6 человек, причем гости садятся в произвольном порядке. Длительность таких приемов — 1,5-2 часа.

Чай чаще всего организуют женщины. За столом подают легкие напитки и десерты.

Обед

Неофициальные

Такие встречи не требуют строгого соблюдения этикета. На них учитывают лишь главные требования: сдержанность в одежде, спокойное доброжелательное поведение. В остальном могут быть небольшие отклонения. Неформальные приемы устраивают для празднования торжества, юбилейной даты.

Визиты

Встречи представителей государств для поддержания связей и знакомств, делового общения, а также визиты вежливости являются обязательной частью дипломатической деятельности.

Выделяют следующие разновидности визитов:

  • государственные;
  • прочие официальные;
  • рабочие;
  • встречи без галстуков;
  • неофициальные;
  • проездом;
  • прибытие делегации или государственных деятелей по случаю знаменательного события.

Государственные визиты проводят главы государств. На этих встречах они представляют свою страну. Эти встречи организуются наиболее торжественно.

Другие официальные визиты могут проводить как дипломаты, так и их супруги. Во время встреч не решают никаких деловых вопросов. Это визиты вежливости, их цель — оказать внимание, поддержать знакомство, проявить уважение. Они длятся 20 минут.

Во время рабочих встреч решают деловые проблемы, разрабатывают планы сотрудничества. Они длятся 1,5-2 часа.

Правила поведения на приемах и международная вежливость

Уважительное отношение к окружающим, представителям других стран на международных встречах выражаются во внешнем виде и поведении: одежде, манере разговора, приветствии, соблюдении принятых норм во время еды и общения.

Внешний вид

На официальных приемах к одежде предъявляются наиболее строгие требования. Иногда ее вид указан в приглашении.

Во время деловых встреч мужчины должны быть облачены в темный костюм классического кроя. Только в летнее время допускается одежда светлых тонов. Туфли подбирают в тон костюма.

Женщины не должны быть одеты вычурно, вульгарно. Яркие, броские цвета исключаются. Макияж тоже делают как можно менее очевидным. Исключаются резкие запахи парфюмерии.

Вечерние приемы после 20:00 требуют соответствующего наряда.

Согласно требованиям дипломатического протокола, мужчины надевают фрак или смокинг. Наряд дополняет галстук-бабочка: в первом случае белый, во втором — черный.

Под фрак надевают белую жилетку. В нагрудный карман вкладывают белоснежный платок, край которого слегка выглядывает наружу.

Женщины надевают вечерний наряд. Он тоже должен отличаться спокойными тонами, быть без громоздких деталей, невычурным. При отсутствии рукавов приветствуются длинные кружевные или шелковые перчатки.

Внешний вид

Приветствие

При встрече глав государств, членов международных делегаций, дипломатов и их семейств принято соблюдать правила, установленные дипломатическим протоколом.

В разных странах официальные приветствия различаются. Например, в России и многих других славянских странах принято встречать гостей с хлебом и солью, а в Индии им надевают венки. О правилах приветствия извещают заранее.

Мужчины во время встречи обмениваются рукопожатиями. Женщина подает руку первой. Однако не везде это принято. В таком случае ограничиваются легким поклоном.

Рукопожатие

Работа с переводчиком

Во время международных встреч с иностранными гостями пользуются услугами переводчика. Он сопровождает официальное лицо при нанесении визитов, поездках по стране, находясь сзади на расстоянии вытянутой руки.

Чаще всего используется параллельный перевод, который осуществляют во время специальной паузы в разговоре.

Выступления на симпозиумах, конференциях, масштабных встречах транслируют переводчики-синхронисты. Они находятся в оборудованных звуконепроницаемых кабинах.

После выступления принято благодарить переводчиков за работу.

Визитные карточки и их применение

Вручение визитной карточки во время дипломатических мероприятий свидетельствует о расположении и возможности дальнейших взаимоотношений. Иногда с ее помощью выражают участие, соболезнование, желание продолжить знакомство.

Визитную карточку вручают лично или посылают с курьером. Если в ней значатся телефоны для связи, то последующие контакты возможны. Отсутствие номеров означает завершение знакомства.

Карточку изготавливают на плотной бумаге хорошего качества. Ее размер регламентирован: для женщин 4х8 см, мужчинам рекомендована величина 5х9 см. Текст печатают любым шрифтом на языке страны пребывания.

Визитки

Памятные подарки и сувениры

По случаю отъезда посла или дипломатической делегации другой страны, визитов вежливости, памятных дат принято преподносить подарки и сувениры. Они должны учитывать высокое положение человека, иметь художественную ценность, но не задевать его национальные или религиозные чувства.

Дарят эмблемы, высеченные на мраморном основании, символы страны и т.п.

Нарушение дипломатического этикета

Нарушение правил международного общения может привести к тяжелым последствиям.

Известен случай, когда небрежность при рассадке гостей за столом явилась причиной военных действий.

Международный скандал вызвала дипломатическая нота, в которой не было общепринятого комплимента в начале и конце письма.

Приемы являются формой делового общения на самых различных уровнях. Во время приема могут встретиться представители государств, партнеры по бизнесу, деловые коллеги, просто друзья и знакомые. В ходе подобных мероприятий важнейшую роль играет соблюдение этических норм поведения. Перед посещением приема необходимо ознакомиться с положениями дипломатического этикета.

История

Дипломатический этикет представляет собой свод норм и правил поведения на служебных мероприятиях. Так как официальные приемы могут проходить в присутствии представителей самого высокого уровня, игнорирование норм делового поведения может послужить серьезным оскорблением.

Дипломатический протокол – это многовековой исторический опыт международного делового общения. Его формирование происходило постепенно. Автором дипломатического протокола не является конкретный человек или страна.

Различие между дипломатическим этикетом и протоколом состоит в том, что этикет предполагает проявление уважения и хороших манер к участникам официального мероприятия: должностным лицам, политическим деятелям. Дипломатический протокол – более обобщенное и широкое понятие, которое диктует принципы уважения к странам и государствам.

Особенности

Дипломатические приемы могут устраиваться на различных уровнях и по различным поводам. Чаще всего это национальные праздники, знаменательные даты и события. На приеме может чествоваться какой-либо заслуженный деятель или почетный представитель другого государства. Также прием может быть устроен по случаю большого семейного торжества, профессионального праздника, художественной выставки или театральной премьеры.

Подобное мероприятие предполагает определенную подготовку к нему. Проведение приемов является достаточно ответственным событием. Чем многочисленнее мероприятие, тем раньше должна быть начата подготовка. Приглашения для гостей необходимо рассылать не менее чем за 10 дней.

Организатору и хозяину мероприятия следует должным образом подготовиться к его формальной части.

Приглашенные, со своей стороны, также должны позаботиться о том, чтобы была подобрана соответствующая одежда. Она должна быть уместна на данном мероприятии, соответствовать обстановке и времени. Чрезмерно роскошные и вычурные наряды будут смотреться нелепо и вызовут лишь негативные эмоции со стороны окружающих.

На прием необходимо явиться в указанное организатором время – постарайтесь не опаздывать.

Гостям следует заранее позаботиться о том, как лучше добраться до места проведения мероприятия.

В зависимости от повода, контингента приглашенных гостей приемы принято разделять на официальные и неофициальные.

Официальные дипломатические приемы

На таких мероприятиях участники обычно связаны профессиональной деятельностью. Это могут быть коллеги по работе, партнеры по бизнесу, представители различных организаций или предприятий. Очень часто на официальных приемах высокого уровня встречаются дипломаты и другие представители различных государств.

Официальные приемы требуют особо тщательной подготовки и организации.

Неофициальные приемы

Такие приемы менее формальны. На них могут быть приглашены члены семьи, друзья, коллеги по службе. Поводами для этих мероприятий обычно служат различные торжества, семейные события и празднества. Конечно, во время таких праздников международный дипломатический протокол не совсем уместен, но даже они требуют соблюдения соответствующих этических норм.

В зависимости от времени проведения приемы бывают дневными и вечерними. На дневные мероприятия подобного типа принято одеваться менее официально. Для женщин разрешается короткое платье. Вечерние приемы обычно более торжественны, они требуют тщательного подбора гардероба. Для мужчин – это строгий деловой костюм или фрак. Женщинам на вечернее официальное мероприятие стоит подобрать длинное платье.

Дипломатический этикет: виды и правила

Понятие дипломатического протокола включает в себя совокупность определенных норм и правил поведения, которые прописаны специально для международных отношений на высшем уровне. В то же время их следует придерживаться в кругу деловых партнеров, коллег по работе и бизнесу. В дипломатии соблюдение этикета имеет особенное значение.

На экранах телевизоров и в Интернете мы можем наблюдать, как на деловых встречах международного уровня сильные мира сего вершат судьбы жителей всего земного шара, представляя интересы своей страны, отдельной корпорации или крупной фирмы. От их поведения зависит репутация целых государств или организаций, представителями которых они являются. Поэтому этих людей так и называют – официальные лица.

Для достижения высот в любой сфере деятельности очень важно показать себя с наилучшей стороны, сформировав у окружающих мнение о себе как об интеллигентном, воспитанном и всесторонне развитом человеке.


Внешность и поведение

Опрятный и аккуратный внешний вид в мире деловых людей имеет важнейшее значение. Все, что выставляется на всеобщее обозрение, должно находиться в безукоризненном ухоженном состоянии, будь то воротничок рубашки или ногти и прическа. Одежда должна соответствовать высокому статусу дипломата, его образ должен быть эталоном элегантности.

Стоит избегать ярких кричащих цветов и оттенков.


Важно не переусердствовать с количеством парфюмерии. Умеренность должна быть во всем, в том числе и в драгоценностях и украшениях. Для мужчин и женщин предпочтителен деловой стиль в одежде: благородная и сдержанная классика никогда не потеряет своей актуальности и будет уместна на любом официальном мероприятии.

При ведении беседы важно вести себя сдержанно и с достоинством, не перебивать своего собеседника, избегать чрезмерной жестикуляции. Огромное значение имеет культура речи: использование грамотных литературных словесных оборотов и богатый словарный запас поможет человеку зарекомендовать себя как начитанного и образованного дипломата и партнера, с которым приятно иметь дело.

Ни в коем случае не стоит позволять себе таких вольностей, как употребление нецензурной лексики при каком-либо возникшем споре, чтобы беседа с деловыми партнерами не переросла в открытый конфликт или перепалку.



Вышедшие из-под контроля эмоции могут только усугубить противостояние, вследствие чего договоренности достичь будет намного сложнее.


Терпение, чувство такта и сдержанность помогут сгладить любую, даже самую острую ситуацию.

Отдельное внимание хочется уделить такому качеству, как пунктуальность. Очень важно прибывать вовремя на деловые встречи или собрания. Не зря поговорка о том, что время – деньги, получила такую широкую известность и популярность. Пунктуальный человек вызывает уважение своих деловых партнеров, так как он ценит не только свое время, но и рабочее время всех своих коллег, не заставляя их тратить драгоценные минуты или даже часы на ожидание его недисциплинированной персоны.


Безусловно, опоздания случаются и по очень уважительным причинам, в связи с какой-то экстренной ситуацией или форс-мажорными обстоятельствами, которые не получилось преодолеть. В таких случаях деловые партнеры отнесутся к факту задержки лояльнее и постараются войти в положение, однако систематические опоздания без серьезного повода будут расцениваться как неуважительное отношение к коллегам.


Дипломатические приемы и правила поведения на них

Проведение дипломатических встреч осуществляется по самым разнообразным поводам, начиная со всевозможных государственных праздников и заканчивая приездом делегации из дружественной страны. Предварительно составляется список приглашенных гостей, а сами приглашения чаще всего высылаются адресатам в письменном виде. О встрече также предварительно договариваются по телефону, оговаривается количество присутствующих (по протоколу должно быть примерно равное количество представителей с каждой стороны).

При подготовке к приему иностранной делегации обязательно учитываются специфические национальные особенности и традиции той страны, интересы которой представляют гости.



Принято, что на официальную встречу первыми прибывают младшие сотрудники, а старшие – позже. Покидают прием наоборот: сначала старшие, затем младшие. Первыми здороваются подчиненные со своими начальниками. Вошедшие в помещение должны поприветствовать всех присутствующих независимо от их половой принадлежности. Находясь в помещении, мужчины первыми приветствуют представительниц прекрасного пола.

При встрече дамы мужчина должен встать со своего кресла, таким образом выразив ей свое почтение. Если женщина собирается присесть рядом, мужчина должен помочь, выдвинув для нее стул. Уходя, сотрудник обязательно прощается первым с коллегами, которые остаются на приеме.



Виды дипломатических приемов

Дипломатические приемы бывают дневными и вечерними, подразумевать наличие рассадки или обходиться без нее. Они делятся на несколько видов:

  • Завтрак. Данный вид приема осуществляется с полудня до 15.00. В его меню отсутствуют первые блюда, вместо них – только несколько легких холодных закусок, на горячее – по одному блюду из рыбы и мяса, также на столе могут быть десерт, кофе, чай, вино или шампанское. Длится такой прием 1-1,5 часа и приглашают на него в основном только мужчин.
  • Обед. Наиболее торжественный вид приема, время проведения – с 19.00 до 21.00. Гостей приглашают с супругами, в отличие от завтрака на данном виде приема фигурируют первые блюда, время проведения составляет от 2-3 и более часов.
  • Ужин. От предыдущего вида приема отличается только более поздним временем начала – после 21.00.


  • Коктейль. Время проведения – с 17.00-18.00 на протяжении примерно двух часов. Рассадка гостей не предусматривается, обстановка на приеме более непринужденная. В отличие от завтрака, обеда и ужина, на коктейль можно опоздать, приходить точно в указанное время вовсе не обязательно. Обслуживающий персонал разносит на подносах напитки, холодные закуски в тарталетках, канапе.
  • Фуршет. Во многом схож с коктейлем: рассадка гостей, как и в предыдущем варианте, не предусмотрена, время начала и протяженность встречи идентичные, опоздание не будет считаться нарушением правил этикета. Отличие заключается в том, что на данном виде приема принято накрывать столы, подаются горячие блюда.
  • Обед-буфет (шведский стол). Закуски и блюда расположены на отдельных столах, участники приема накладывают угощения, которые им по вкусу, после чего отходят в сторону, уступая место другим участникам приема. Разместиться с выбранными угощениями можно на креслах или небольших 4-6-ти местных столах в этом же или соседнем помещении.




Почему дипломатический этикет нужно соблюдать всем?

Соблюдение дипломатического этикета является залогом успеха в выстраивании деловых отношений между партнерами по бизнесу. Уважительное отношение и доброжелательность помогают заслужить расположение коллег и, как следствие, открыть двери для новых хороших возможностей и перспектив. Важно отметить, что соблюдение этикета помогает не только на трудовом поприще, но и в повседневной жизни. Привычка вести себя интеллигентно и этично будет благотворно влиять и на все другие сферы деятельности человека.


Подробнее о дипломатическом протоколе и этикете смотрите в видеоролике ниже.

Читайте также: