История человеческого капитала кратко

Обновлено: 05.07.2024

Человеческий капитал – это общий термин, обозначающий уровень образования, знания, опыт и навыки сотрудника. Теория человеческого капитала относительно нова в области финансов и экономики. В нем говорится, что у компаний есть стимул искать производительный человеческий капитал и увеличивать человеческий капитал своих нынешних сотрудников. Другими словами, человеческий капитал – это концепция, которая признает, что трудовой капитал неоднороден.

Ключевые выводы

  • Человеческий капитал – нематериальная экономическая ценность опыта и навыков работника. Сюда входят такие факторы, как образование, подготовка, интеллект, навыки, здоровье и другие вещи, которые работодатели ценят, например, лояльность и пунктуальность.
  • Теория человеческого капитала утверждает, что люди могут увеличить свой производственный потенциал за счет более высокого образования и повышения квалификации.
  • Критики теории утверждают, что она ошибочна, чрезмерно упрощена и смешивает труд с капиталом.

Истоки теории человеческого капитала

В 1960-х годах экономисты Гэри Беккер и Теодор Шульц указали, что образование и обучение – это инвестиции, которые могут повысить производительность. По мере того, как в мире накапливается все больше и больше физического капитала, альтернативные издержки посещения школы снижались. Образование становится все более важным компонентом рабочей силы. Этот термин также был принят в корпоративных финансах и стал частью интеллектуального капитала, а в более широком смысле – человеческого капитала.

Интеллектуальный и человеческий капитал рассматриваются как возобновляемые источники производительности. Организации пытаются использовать эти источники, надеясь на добавление инноваций или творчества. Иногда для решения бизнес-задачи требуется нечто большее, чем просто новые машины или больше денег.

Возможный недостаток чрезмерной зависимости от человеческого капитала – его портативность. Человеческий капитал всегда принадлежит работнику, а не работодателю. В отличие от строительного капитального оборудования, сотрудник-человек может покинуть организацию. Большинство организаций предпринимают шаги, чтобы поддержать своих наиболее полезных сотрудников, чтобы они не ушли в другие фирмы.

Критика теории человеческого капитала

Не все экономисты согласны с тем, что человеческий капитал напрямую повышает производительность.В 1976 году, например, экономист из Гарварда Ричард Фриман утверждал, что человеческий капитал действует только как сигнал о таланте и способностях;реальная производительность пришла позже благодаря обучению, мотивации и капитальному оборудованию.Он пришел к выводу, что человеческий капитал не следует рассматривать как фактор производства.

Примерно в то же время экономисты-марксисты Сэмюэл Боуэлс и Герберт Гинтис выступили против теории человеческого капитала, заявив, что превращение людей (то есть труда) в капитал по существу подавляет аргументы вокруг классовых конфликтов и усилий по расширению прав и возможностей рабочих.

В 1980-х и 1990-х годах, с появлением поведенческой экономики, теория человеческого капитала подверглась новой критике, поскольку она опиралась на предположение, что люди являются рациональными субъектами.Следовательно, теория человеческого капитала столкнется с теми же недостатками и ограничениями, когда она попытается объяснить явления, потому что ее основные предположения о человеческих мотивах, целях и решениях, как оказывается, недостаточно обоснованы.

Более современные критические статьи социологов и антропологов выступают против теории человеческого капитала, утверждая, что она предлагает чрезвычайно простые принципы, призванные постоянно объяснять заработную плату каждого или универсальную связь между человеческим капиталом, производительностью и доходом. Но когда исследователи внимательно смотрят на это, по большей части различия в производительности между людьми невозможно измерить объективно.

Согласно статье 2018 года, исследования, которые утверждают, что нашли связь между доходом и производительностью, делают это с помощью круговой логики.А когда мы ограничиваемся объективным измерением производительности, мы обнаруживаем, что индивидуальные различия в производительности систематически слишком малы, чтобы учесть уровни неравенства доходов.


В статье рассмотрены история теории человеческого капитала, трактовки понятия человеческого капитала зарубежных и российских авторов, современные подходы к определению структуры человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, теория человеческого капитала, эффективность человеческого капитала, структура человеческого капитала

The article deals with the history of the theory of human capital, the interpretation of the concept of human capital of foreign and Russian authors, modern approaches to determining the structure of human capital.

Keywords: human capital, the theory of human capital, the effectiveness of human capital, the structure of human capital

В 1976 г. Дж. Кендрик предложил затратный метод расчета стоимости человеческого капитала, базирующийся на статистических данных о накопленных инвестициях семьи и государства в восстановление человеческого капитала. Позднее, в 1990-х гг, в работе Дж. Минсера (1994 г.) выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. К. Б. Маллиган и Х. С. Мартин (1995 г.) предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов [3].

Новый всплеск научных разработок по данной теме произошел в начале 2000-х гг., когда стала активно развиваться концепция интеллектуального капитала как основы фундаментальной стоимости компании. В 2001 г. Э. Брукинг исследовала воздействие человеческого капитала на другие структурные составляющие интеллектуального капитала — организационный и клиентский капитал. В 2004 г. М. Кирнен позиционировал человеческий капитал как важный фактор оценки стратегической конкурентоспособности компании. Позднее разработкой проблем оценки эффективности человеческого капитала в разное время занимались: Т Стюарт, Л. Эдвинссон, К. Свейби, Д. Тобин, Б. Лев, Й. Руус и др. [3].

Вышеперечисленными авторами на высоком теоретическом уровне рассмотрены вопросы структуризации человеческого капитала, механизма его формирования и развития, предложены разнообразные методы оценки стоимости человеческого капитала на микро- и макроуровнях, сформулированы принципы управления человеческим капиталом.

На современном этапе эволюции теории человеческого капитала среди исследователей распространенной является более широкая трактовка — как источника конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта или национальной экономики в целом. Кроме того, сугубо финансовые аспекты оценки человеческого капитала дополнены нематериальной составляющей.

В частности, Дорнбуш Р., Шманлези К. и Фишер С. определяют человеческий капитал не только как совокупность знаний, умений и способности к труду, но и физические, психологические, мировоззренческие, культурные свойства человека — физическую силу, внешнюю привлекательность, коммуникабельность, умение принимать решения, брать на себя ответственность, организаторские способности, утверждая, что наличие образования является лишь предпосылкой, а не гарантией жизненного успеха [3].

Анализ представлений о человеческом капитале позволяет выделить основные подходы к определению его сущности как капитала: человеческий капитал как инвестиции, запас, активы и фактор производств [2].

Современный человеческий капитал — это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, неразрывно связанный с человеком, с его интеллектом и менталитетом. Он формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.

Важнейшим вопросом содержательной идентификации человеческого капитала выступает его структура. В этом плане интересен подход А. А. Хоконова [6]: человеческий капитал — сложный синтетический фактор, который агрегирует комплекс социально-экономических, психологических и иных параметров человеческих ресурсов. Структура человеческого капитала представлена на рисунке 1.

А. А. Хоконов отмечает, что качественные системы образования и здравоохранения способствуют генерации качественного человеческого капитала, способного в свою очередь осуществлять высококвалифицированный труд большей сложности, а высокий уровень здравоохранения способствует сохранению высоких темпов производства. Он выделяет высококачественный человеческий капитал.


Рис. 1. Структурные элементы человеческого капитала [6]

Высококачественный человеческий капитал, реализуя себя в сложном труде, создает большую стоимость за единицу времени, а реализуя себя в простом труде, он производит большее количество прибавочного продукта. Созданные стоимость и прибавочный продукт участвуют в образовании национального дохода — источник финансирования воспроизводства рабочей силы (рисунок 2).


Рис. 2. Воспроизводство высококачественного человеческого капитала [6]

Интересен подход Ю. А. Корчагина к классификации человеческого капитала: человеческий капитал по степени готовности к инновациям, созидательности и эффективности можно разделить на пассивный — не участвующий в инновационных процессах, положительный — созидательный, инновационный человеческий капитал, и отрицательный человеческий капитал [7]. Отрицательный национальный человеческий капитал — это деструктивный фактор, выступающий ингибитором позитивных изменений, способствующий неприятию инноваций, т. е. препятствующий общественному прогрессу [7].

Таким образом, под человеческим капиталом следует понимать сформированный в результате осуществления инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, генерирующий в результате производительного использования отдачу как в денежной, так и в неденежной формах (в виде будущих заработков или неденежных выгод). Человеческий капитал обладает специфическими особенностями, отличающими его от физического капитала, основными из которых является носитель-человек, неденежная форма отдачи, высокое влияние на формирование способностей человека к высококачественному труду.

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, высококачественный человеческий капитал, знание, способность, запас, инвестиция, интеллектуальный капитал, повышение квалификации, прибавочный продукт, экономическая теория.

Ключевые слова

человеческий капитал, теория человеческого капитала, эффективность человеческого капитала, структура человеческого капитала

человеческий капитал, теория человеческого капитала, эффективность человеческого капитала, структура человеческого капитала

Похожие статьи

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ

Появились предварительные представления о человеческом, невещественном, интеллектуальном капитале.

Здесь капитал определяется как стоимость, приносящая прибавочную стоимость в процессе эксплуатации наемного труда.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Понятие человеческого капитала основывается на двух определениях образования — как ресурса (человеческий капитал) и как некой

Теория осуществления затрат в повышении уровня квалификации работников в качестве капитала была выдвинула еще классиками.

Человеческий капитал как основной фактор инновационного.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновации, инвестиции в человеческий капитал.

Интеллектуальные способности — это знания, имеющие потенциальную ценность, т. е. идеи и люди, которые их создают.

Некоторые аспекты формирования человеческого капитала

Человеческий капитал, исключенный из процесса производства прибавочного продукта, перестает быть фактором производства и становится лишь его потенциальным ресурсом.

Понятие человеческого капитала и особенности его.

Формирование и развитие теории человеческого капитала

человеческий капитал, теория, Маркс, основной капитал, прошлый век, экономическая наука, способность, капитал, рабочая сила, физиократическое течение.

Особенности инвестиций в образование и человеческий.

Развитие человеческого капитала как фактор экономического.

Человеческий капитал — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Становление и развитие теории человеческого капитала

«Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда.


6. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.: Наука, 1999. – 184 с.

15. Петти В. Экономические и статистические работы / под ред. д-ра экон. наук. М. Смит; Предисл. д-ра экон. наук Д. Розенберга. – М.: Соцэкгиз, 1940. – С. 82.

16. Синицкая Н.Я. Человеческое развитие – главное условие перехода к инновационной экономике // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 96.

23. Эдвисон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – С. 434.

24. Экономическая оценка народного образования. Очерки И.И. Янжула, А.И. Чупрова, Е.Н. Янжул. – СПб., 1896. – С. 81-87.

25. Bowen W. Investments in Human Capital and Economic Growth. In: Perspektive on Ekonomic Growth. – N.Y., 1968. – Р. 165.

Современный этап научно-технического и социально-экономического развития сопровождается возрастанием доли человеческого капитала в структуре национального богатства, что объективно требует более полного учета физических, духовно-нравственных и социальных потребностей людей, повышения качества человеческого потенциала нации. Под человеческим капиталом понимается имеющийся у каждого индивидуума запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Другими словами, каждого человека можно рассматривать как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала [26].

Зарождение теории человеческого капитала

Считается общепризнанным, что первые элементы будущей теории человеческого капитала, отражающей экономические аспекты формирования способностей человека к труду, сложились в восемнадцатом столетии благодаря работам Адама Смита.

Касаясь качественной стороны характеристики населения, Ломоносов особо отмечал, что высокая смертность во многом зависит от неграмотности людей, низкого уровня их культуры, что приводит, например, к убийствам в драках или смерти от некачественной пищи. Говорил Ломоносов в своей работе и о необходимости развития медицины, обеспечения доступности ее для низших слоев населения. Особое внимание он уделял проблеме детской смертности, предлагая целый комплекс мер по ее снижению – создание воспитательных домов для незаконнорожденных младенцев, организация профилактики заболевания среди детей, просветительская работа с беременными женщинами и молодыми матерями, запрет традиций, пагубно отражающихся на здоровье детей, таких, к примеру, как крещение детей в холодной воде.

Таким образом, в своем труде наш великий земляк очертил по сути все аспекты, которые составляют понятие человеческого капитала в его современном понимании – как совокупности врожденных способностей и запаса здоровья, приобретенных знаний, опыта и квалификации, применение которой в качестве основного элемента общественного воспроизводства становится решающим фактором экономического роста страны.

На наш взгляд, в этих словах – основа не только для развития теории человеческого капитала, но и теории общественных благ, также получившей широкое распространение в двадцатом веке. Именно эти теории дали развитие такому направлению науки, как экономика социальной сферы.

Эту работу можно оценить как достойный вклад русской экономический школы в развитие теории человеческого капитала, так же, как и труды академика С.Г. Струмилина, одного из основоположников научных исследований в области экономики труда в СССР. Он попытался измерить вклад образования в экономический рост и оценить уровень эффективности образовательно-квалификационного потенциала национальной экономики.

С.Г. Струмилин выявил зависимость повышения квалификации от возраста, уровня образования и производственного стажа рабочего, сделав заключение, что высшее образование, соответствующее 14 годам школьного обучения, дает прирост квалификации в 2,8 раза больше, чем соответствующий по продолжительности стаж.

Исследовав проблему сравнительной экономической эффективности начального, среднего и высшего образования, С.Г. Струмилин обосновал, что эффективность начального и среднего образования выше, чем высшего, и вывел закон убывающей продуктивности школьного обучения, аналогичный столь же закономерному убыванию продуктивности каждого последующего года служебного стажа в отношении прироста квалификации.

Важное значение в контексте рассматриваемой темы имеет заключение автора о том, что результаты образовательной работы над собой зависят не только от типа пройденной школы и числа лет обучения в ней, но и от степени индивидуальной духовной одаренности различных работников.

Развитие теории человеческого капитала

Одновременно с этим, рост производительности труда должен вести к росту доходов работника, что, в свою очередь, стимулирует работника делать новые вложения в здоровье и образование с целью повышения запаса знаний, навыков и мотиваций (а именно совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, по определению Г. Беккера, и составляет человеческий капитал) [26], чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. При этом ценность, или полезность, человеческого капитала может не только возрастать, но и убывать (со временем), т.е. подлежит амортизации и восстановлению, как основные фонды.

Дальнейший научный анализ производительных способностей человека, обоснование необходимости рассматривать их как капитал вели в своих работах как западные исследователи, такие как Дж. Минцер, Ф. Махлуп, У. Боуэн, Дж. Кендрик, так и российские ученые, среди которых В.И. Марцинкевич, В.С. Гойло, Р.И. Капелюшников, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, М.М. Критский, С.А. Курганский и другие.

В работе подробно исследуется человеческий капитал как экономическая категория – дается классификация видов и система показателей оценки человеческого капитала, рассматриваются основные виды инвестиций в человеческий капитал и эффективность его использования.

Сумма человеческого и структурного капиталов компании и составляет, по мнению авторов, ее интеллектуальный капитал.

Современные подходы к концепции человеческого капитала

В настоящее время исследователи и за рубежом, и в России продолжаютизучать проблемы формирования, сохранения и повышения эффективности использования человеческого капитала, развивая и обогащая теорию человеческого капитала с учетом современных социально-экономических условий.

При этом большинство публикаций, посвященных теории человеческого капитала, размещенных в реферируемых журналах свободного доступа и посвященных теории человеческого капитала, с которыми довелось ознакомиться автору данного обзора, можно условно разделить на три части: первая группа статей посвящена уточнению понятийного аппарата, вторая рассматривает возможности и ограничения применения этой теории в современных социально-экономических условиях, в третьих делается попытка дальнейшего развития названной теории.

Современное понимание человеческого капитала как совокупности врожденных способностей и запаса здоровья, приобретенных знаний, опыта и квалификации, применение которой в качестве основного элемента общественного воспроизводства становится решающим фактором экономического роста, на наш взгляд, является достаточно проработанным и в методологическом, и в концептуальном плане.

Таким образом, считает автор, будет обеспечена сопоставимая терминология: национальное богатство включает национальное демографическое богатство, а национальный капитал – национальный человеческий капитал.

При этом способность человека трудиться определяется в первую очередь величиной его человеческого капитала как совокупности врожденных способностей и таланта, запаса здоровья, приобретенных знаний, опыта и квалификации; потребность трудиться – системой его ценностей и предпочтений, наличием мотивации, структурой его интересов, степенью активности; а возможность полноценного, творческого и доставляющего удовлетворение труда во многом зависит от качества жизни населения. Таким образом, понятие человеческого потенциала интегрируется на основе двух базовых понятий: человеческий капитал и качество жизни. Из этого следует, что при оценке человеческого потенциала нужно учитывать не только экономический аспект вложений в человека, но и характеристику социальной среды, которая формирует личность этого человека, систему его ценностей и предпочтений, структуру его интересов, степень активности и т.д., а также качество жизни населения (которое характеризуется прежде всего такими показателями, как уровень здравоохранения и образования, степень занятости населения, уровень его благосостояния, экология, безопасность и права человека) [16].

Е.В. Нехода, касаясь темы ограничений теории человеческого капитала, считает, что ее неоднозначность и противоречивый характер связаны с тем, что понимание человеческого капитала в качестве идентичного другим видам капитала приводит к узкому пониманию самого человека и его включенности лишь в экономический контекст отношений. Более того, отмечает автор, коммерциализация всех сторон общественной жизни, включая духовную, пропаганда индивидуализма и материального потребления означают сведение многомерного человеческого существа к его биолого-животной составляющей [13].

На наш взгляд, не стоит во всех проблемах общества потребления винить какую-либо теорию, а уж тем более теорию человеческого капитала. Ведь именно авторы этой теории заставили сначала общество, а затем и государственные органы, и работодателей относиться к затратам в человека, в развитие социальной сферы как к инвестициям, необходимым для экономического роста, а значит, теория человеческого капитала имеет не только экономическое, но и социальное значение.

- увеличение сложности системы (от умений ходить и разговаривать до научных исследований);

- улучшение приспособляемости к внешним условиям (например, развитие организма);

- увеличение масштабов явления (развитие вредной привычки, эпидемии);

- качественное развитие человеческого капитала;

- социальный прогресс (создание условий для развития).

Автор выделяет две категории:

Непосредственно интеллектуальный человеческий капитал, по Критскому, тоже имеет две формы: интеллектуально-производственный человеческий капитал, субъектом которого выступают выдающиеся деятели науки, и интеллектуально-потребительский человеческий капитал, субъектами которого являются выдающиеся деятели культуры, искусства и литературы.

Даже краткий обзор современных научных статей показывает, что теория человеческого капитала вызывает неиссякаемый интерес все новых и новых исследователей.

Современная концепция человеческого капитала строится на понимании, что в условиях формирования постиндустриального общества резко возрастает зависимость экономической эффективности производства от величины и качества человеческого капитала, наследуемого с позиций образования, культуры и, в первую очередь, здоровья предыдущих поколений и наращиваемого через накопление знаний, опыта, умения, уровня физического и интеллектуального развития людей. В этой связи бесспорной становится необходимость формирования принципиально новой стратегии государственной социальной политики, направленной на социальное развитие, на воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации.

В современном обществе, когда экономика трансформируется в постиндустриальную, необходимо формирование новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Отрицательные социально-экономические эффекты негативно сказываются на качестве и количестве человеческого капитала. Поэтому необходимо обратить внимание на его условия формирования и развитие.

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Цель работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования можно выделить следующие задачи: изучить понятие человеческого капитала, и из чего он состоит; проанализировать влияние образования и капитала здоровья на формирование человеческого капитала обозначить проблемы формирования человеческого капитала, проблемы его реализации и выявить возможные пути решения;

Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера. Но она сохраняет свою актуальность до нашего времени. Главное условие для достижения устойчивого развития экономики в целом - накопление, сохранение и использование человеческого капитала.

Теоретические основы анализа человеческого капитала

История формирования теории человеческого капитала.

Человеческий капитал (По Беккеру) - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. Ещё А. Смит писал, что « человека, изучившего с затратой боль-

шого труда и времени какую-либо из профессий,… можно сравнить

В условиях научно-технической революции образовался дефицит

высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил, формирование внушительного невечного богатства и динамичное развитие инновационно-информационной сферы.

Изучением человеческого капитала и условиями его формирования занимались и русские экономисты: Л. И. Абалкин, Б. М. Генкин, С. А. Дятлов, Т. Г. Мясоедова и др. Многие из них современники Т. Шульца и Г. Беккера.

Можно сопоставить подходы русских ученых к определению человеческого капитала: С точки зрения С.А. Дятлова, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека.

Т.Г. Мясоедова представляет человеческий капитал как совокупность природных способностей, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, общей культуры, которая включает нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения. Согласно Л.И. Абалкина, человеческий капитал - это сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход. С точки зрения Б.М. Генкина человеческий капитал – это совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами являются здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность. Несомненно, главным во всех определениях является то, что человеческий капитал – это совокупность человеческих качеств и способностей. А также почти все отмечают, что человеческий капитал призван приносить доход и повышать производительность. Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов




Человеческий капитал - отдельный от физического вид капитала, обладающий аналогичными свойствами: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

Введение

В современном обществе, когда экономика трансформируется в постиндустриальную, необходимо формирование новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Отрицательные социально-экономические эффекты негативно сказываются на качестве и количестве человеческого капитала. Поэтому необходимо обратить внимание на его условия формирования и развитие.

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Цель работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования можно выделить следующие задачи: изучить понятие человеческого капитала, и из чего он состоит; проанализировать влияние образования и капитала здоровья на формирование человеческого капитала обозначить проблемы формирования человеческого капитала, проблемы его реализации и выявить возможные пути решения;

Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера. Но она сохраняет свою актуальность до нашего времени. Главное условие для достижения устойчивого развития экономики в целом - накопление, сохранение и использование человеческого капитала.

Теоретические основы анализа человеческого капитала

История формирования теории человеческого капитала.

Человеческий капитал (По Беккеру) - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. Ещё А. Смит писал, что « человека, изучившего с затратой боль-

шого труда и времени какую-либо из профессий,… можно сравнить

В условиях научно-технической революции образовался дефицит

высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил, формирование внушительного невечного богатства и динамичное развитие инновационно-информационной сферы.

Изучением человеческого капитала и условиями его формирования занимались и русские экономисты: Л. И. Абалкин, Б. М. Генкин, С. А. Дятлов, Т. Г. Мясоедова и др. Многие из них современники Т. Шульца и Г. Беккера.

Можно сопоставить подходы русских ученых к определению человеческого капитала: С точки зрения С.А. Дятлова, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека.

Т.Г. Мясоедова представляет человеческий капитал как совокупность природных способностей, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, общей культуры, которая включает нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения. Согласно Л.И. Абалкина, человеческий капитал - это сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход. С точки зрения Б.М. Генкина человеческий капитал – это совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами являются здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность. Несомненно, главным во всех определениях является то, что человеческий капитал – это совокупность человеческих качеств и способностей. А также почти все отмечают, что человеческий капитал призван приносить доход и повышать производительность. Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов

Человеческий капитал - отдельный от физического вид капитала, обладающий аналогичными свойствами: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

Читайте также: