История борьбы с коррупцией в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любой человек, который служил у князя на военной или гражданской службе, т.е. фактически чиновник, имел полное право зайти в любой дом и потребовать еды, денег и другого имущества. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу тоже не получали, а "кормились" также за счет местного населения, с которого собирали дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, пережившая Древнерусское государство.

Церковь всегда была против взяток и пыталась воздействовать на князей, чтобы убрать из русской жизни коррупционную составляющую. В 1243 году митрополит Кирилл выступил перед народом со специальной речью, в которой осудил мздоимство наряду с пьянством и колдовством. Он предлагал карать за это смертной казнью. А попытки хотя бы ограничить произвол чиновничьего аппарата предпринимались всеми великими князьями киевскими. Упоминания о правовых или административных мерах против коррупции я нашел у всех правителей, начиная от Святополка и заканчивая Александром Невским. Но каждый раз антикоррупционная кампания сдувалась, едва начавшись (как, например, у Всеволода Большое гнездо), либо приводила к росту взяток (как при Ярославе Мудром).

Иван Грозный

После Ивана IV все вернулось на круги своя. Дошло до того, что в 1648 г. в Москве случился народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царем Алексеем Михайловичем были казнены два высокопоставленных коррупционера - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.

Петр I

Одним из самых непримиримых борцов с коррупцией считается Петр I. Однако его кампания была показательной и непоследовательной. Взяточников царь называл просто - ворами. Показателен пример: по доносу Алексея Нестерова князь Матвей Гагарин получал взятки за отдачу на откуп винной и пивной продажи. Сенат приговорил князя к смертной казни - Гагарин был повешен в присутствии двора и всех своих родственников. А уже в январе 1724 года казнили самого Алексея Нестерова. Сам царь наблюдал за действием из окна Ревизион-коллегии. Сначала были отрублены головы трех фискалов - подчиненных Нестерова, а затем самому Алексею Нестерову поочередно раздробили конечности и поволокли по помосту к тому месту, где были отрублены головы его помощников. Обер-фискала бросили лицом в их кровь и палач отсек ему голову. Затем головы всех четырех казненных водрузили на четыре высоких шеста.

XVIII век

XIX век

При Павле I ситуация только ухудшилась, потому что бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться. Однако и этот государь прослыл непримиримым борцом с мздоимством и казнокрадством. Павел Петрович за очень короткое время подтянул дисциплину и выгнал с государственной службы многих фаворитов Екатерины, замеченных ранее в нечистоплотном ведении государственных дел. Увольнениям по подозрению в коррупции подверглись почти 20 тыс. чиновников и офицеров. Для дворян вновь были введены палочные наказания.

Интересный факт: при Павле I у ворот дворца по его приказу установили ящик, куда каждый подданный мог опустить письмо лично для него, причем многое из поступавшей народной корреспонденции он читал лично. Мечтая о наведении железного порядка в стране, император нагнал страху на многих нуворишей и вельмож, ранее привыкших к безнаказанности, к екатерининскому, спокойному, золотому во всех отношениях, для них веку. Воровать много стало опасно, но все же покончить полностью с казнокрадством ему не удалось. Всеобщее воровство, лень и отсутствие дисциплины устраивали весь правящий класс того времени. Многие историки считают, что именно из-за чересчур рьяной борьбы с коррупцией он нажил себе огромное количество влиятельных врагов среди дворянства и, в конце концов, был убит, не удержавшись на посту и 5 лет.

XX век

По мере нарастания гражданской войны и угрозы внешней интервенции, наказания за взятки еще больше ужесточались. Уголовный кодекс 1922 года уже предусматривал за это преступление расстрел. Но все равно система госуправления оставалась коррумпированной.

Сталин

Кроме того, был личный пример – глава государства жил скромно, на своей небольшой даче, не пользовался дорогими предметами, одевался просто, по-военному, а, когда была необходимость, спал на обычной деревянной лавке. После него не осталось ни счетов в банках, ни вилл. Даже часы у него были за 3 рубля. Нельзя не отметить и мощную социальную и идеологическую пропаганду среди населения. Да, Сталин не победил коррупцию, но он смог ее локализовать до минимально приемлемых для общества размеров, когда подавляющее большинство чиновников работают честно и люди могут рассчитывать на государственные услуги и защиту всего лишь потому, что они – граждане Советского Союза.

После Сталина

Борис Ельцин не ставил борьбу с коррупцией в приоритет своей политики, но периодически и он проводил локальные показательные кампании против взяточников и воров. Как мы все знаем, особых заслуг в этой области он не добился, впрочем, как и подавляющее большинство его предшественников. Нынешний же глава России Владимир Путин проводит антикоррупционные кампании практически нон-стоп, в этом году уже восьмая по счету пошла. Так или иначе от антикоррупционной кампании пострадало 26 губернаторов, под суд шли замы министров и высокопоставленные кремлевские начальники. Однако приходится признать, что несмотря на большой шум в СМИ масштаб кампании не идет ни в какое сравнение даже с теми мерами, которые принимал Павел I.

Борьба с коррупцией от Петра I до наших дней: сколько лет дают за взятку и что делать, чтобы самому не сесть

Давать и брать взятки нельзя – это запрещено законом и нечестно по отношению к обществу. Но многих это не останавливает: для них государство подготовило разные виды наказания – от увольнения с работы до многомиллионных штрафов и 12 лет тюрьмы. Рассказываем, как боролись с коррупцией в России и что происходит сейчас.

Взяточничество и коррупционные правонарушения

Что можно называть коррупцией

Мы привыкли называть взяточников коррупционерами, и наоборот. Хотя в действительности между взяточничеством и коррупцией нельзя поставить знак равенства. Чтобы понимать, за что посадили (или не посадили) того или иного чиновника, важно понимать, что такое коррупция и что еще она включает.

Коррупция – это общее название ситуаций, когда должностное лицо получает какую-то противоправную выгоду, пользуясь своим служебным положением. И неважно, занимает это лицо государственную должность или занимается закупками в частной компании – использование служебного положения для личной выгоды есть коррупция.

Взяточничество является формой коррупции. Это предоставление или получение выгоды, в обмен на действие, которого взяточник не имел права совершать в силу своих полномочий.

Вообще, взяточничество достаточно интересное явление – в нем обе стороны (тот, кто дает и тот, кто берет взятку) получают какую-то выгоду: например, чиновник получает деньги, предприниматель получает государственный контракт.

Страдают в этой ситуации лишь общественные отношения (например, бюджет тратит на закупку больше денег).

Но взяточничество не ограничивается дачей и получением взяток. Согласно Уголовному кодексу РФ есть 4 вида таких преступлений:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • посредничество (ст. 291.1 УК РФ) – передача взятки от одной стороны другой, или другое содействие процессу;
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) – при суммах до 10 тысяч рублей.
  • наличие неурегулированного конфликта интересов (например, чиновник заключает контракт со своим родственником-предпринимателем);
  • непредоставление информации о доходах и имуществе – своих и членов семьи;
  • получение оплаты за участие в управлении коммерческой организации;
  • ведение предпринимательской деятельности;
  • участие в управлении иностранными НКО.

За такие нарушения чиновника вряд ли привлекут к уголовной ответственности, но он будет уволен с государственной службы из-за утраты доверия.

Что за это грозит

Коррупция в России существует на разных уровнях и в разных сферах деятельности. С одной стороны, преподаватель заставляет студентов покупать его учебники, а с другой – топ-чиновник катается на яхте, принадлежащей олигарху. Чаще всего коррупция в России проявляется на таможне, в налоговых органах (хоть переход на новое ПО и лишил инспекторов возможности вмешиваться в работу системы), в правоохранительных органах и в образовании.

Регулярно становится известно о задержаниях чиновников с крупными суммами денег, но почему-то кажется, что масштабы коррупции не меняются. Может ли быть причиной недостаточно строгое наказание за такие преступления?

Самое жесткое наказание предполагается за непосредственно получение взятки:

  • за ее получение должностным лицом – штраф от 20- до 50-кратной суммы взятки, лишение права занимать должность до 3 лет, лишение свободы до 3 лет;
  • если сумма больше 25 тысяч рублей – штраф до 1,5 миллионов рублей или до 60-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 6 лет;
  • если взятка получена за незаконные действия – штраф до 2 миллионов рублей или до 70-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 3 до 8 лет;
  • если все это сделал чиновник (государственный служащий) – штраф до 3 миллионов рублей или до 80-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 5 до 10 лет;
  • если это все совершила группа лиц, или было вымогательство взятки, или ее сумма более 150 тысяч рублей – штраф до 4 миллионов рублей или до 90-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 7 до 12 лет;
  • если сумма взятки превысила 1 миллион рублей – штраф до 5 миллионов рублей или до 100-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

По всем статьям предусматривается также лишение права занимать определенные должности, срок этого лишения доходит до 15 лет по самым серьезным обвинениям.

А если у гражданина вымогали взятку, и он добровольно рассказал об этом правоохранителям, его могут освободить от ответственности (но ровно до тех пор, пока об этом факте в правоохранительных органах не узнают самостоятельно).

Примерно похожие санкции ожидают тех, кто был посредником при передаче взятки, или занимался коммерческим подкупом.

Однако наказание грозит не только по УК РФ, коррупционные правонарушения наказываются и согласно КоАП РФ, причем наказание по ним могут нести и юридические лица. Так, согласно КоАП РФ, наказать могут за такое:

  • подкуп избирателей – штраф от 12 до 25 тысяч рублей на граждан и до 500 тысяч на юридических лиц;
  • невыполнение требований законодательства о закупках – штраф для должностных лиц от 30 до 100 тысяч рублей;
  • ограничение конкуренции органами власти – штраф от 15 до 50 тысяч рублей, дисквалификация до 3 лет.

Также есть достаточно обширный перечень оснований для увольнения чиновника за утерю доверия.

Борьба с коррупцией в России

От Петра и дальше – история борьбы с коррупцией в России

Первый документ, который был создан для борьбы с коррупцией в России – это указ Петра I от 1714 года, который ужесточил наказание за корыстные злоупотребления на службе государству. Одной из мер по борьбе с мздоимством тогда стало ограничение нахождения в должности воевод – не более 2 лет. Указ вводил уголовную ответственность тем, кто был пособником в совершении корыстных злоупотреблений по службе.

Тогда же были введены понятия:

  • лихоимство – принятие взятки должностным лицом за действия или бездействие по службе, если это нарушало обязанности должностного лица;
  • мздоимство – если должностное лицо брало деньги за те действия, которые входили в его обязанности.

Борьба с коррупцией продолжалась (хоть и не так активно) и в период правления Екатерины II. Историки говорят, что ее политика была направлена на обеспечение принципа неотвратимости за совершенные корыстные злоупотребления.

Несмотря на все принимаемые меры, коррупцию побороть так и не удавалось – она и в период царствования Романовых была источником процветания мелких государственных служащих.

  • лишение свободы на срок от 1 до 3 лет;
  • сечение розгами от 70 до 80 ударов;
  • отдача в арестантские роты на срок от 2 до 5 лет.

Уголовный кодекс от 1922 года был еще более жестким – взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью и за него полагался расстрел. Однако с первых дней существования советской власти коррупция продолжала свое существование.

Естественно, что коррупция существовала и в 1930-1950-е годы, хоть о ней и не было широко известно. Кроме того, уже тогда формируется шикарный образ жизни партийной элиты – что тоже, в некотором роде, считается злоупотреблением властью.

Злоупотребления были везде – и в системе НКВД, и в судебной системе. В 1948 году оказалось, что суды насквозь пронизаны коррупцией.

После распада СССР проблема коррупции в России становилась все более актуальной. К началу 2000-х зарубежные журналисты писали, что в стране такие коррупция и бандитизм, которым нет аналогов в истории.

Тем не менее, говорить о победе над коррупцией еще совсем рано – только за первые 8 месяцев текущего года она принесла ущерб экономике на сумму более 100 миллиардов рублей.

Кто и как борется с коррупцией в России сейчас

В России нет единого органа, который занимался бы всеми делами в сфере коррупции. Так, выявляют такие преступления и привлекают виновных к ответственности органы прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы. Координирует эту работу генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Полномочия в этой сфере есть у самих органов государственной власти – например, если государственного служащего склоняют к получению взятки, он должен сообщить об этом своему работодателю, который сообщит об этом в соответствующий орган.

Оперативную работу по экономическим преступлениям, в том числе по коррупции, ведет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК). Считается, что это управление имеет преемственность от ОБХСС.

Что касается непосредственно борьбы с коррупцией, на уровне государства считается, что более эффективным мероприятием является ее профилактика.

Вообще же работает целый комплекс мер по антикоррупционной политике:

Например, в России 9 декабря каждого года отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Законодательство России предполагает 4 вида ответственности за коррупционные правонарушения:

  • уголовная ответственность – применяется к тем, кто виноват в совершении преступления;
  • административная ответственность – применяется в отдельных случаях, прописанных в законе (есть около 20 составов таких правонарушений);
  • гражданско-правовая ответственность – когда с нарушителя требуют возместить убытки или ущерб в другой форме. А еще это случай, когда государственный служащий обязан передать государству подарки дороже определенной суммы;
  • дисциплинарная ответственность – включает замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.

На первый взгляд, закон достаточно объемный, и должен работать на уменьшение уровня коррупции в стране. А что же происходит на самом деле?

Насколько успешно получается бороться с коррупцией

Коррупция – не зарплата и не ВВП, цифрами ее измерить очень сложно. Чтобы понять, насколько успешно страна борется с коррупцией, используют оценочные показатели. Самый известный из них – Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index), который каждый год рассчитывается международной неправительственной организацией Transparency International.

В 2018 году Россия заняла 138 место из 180 стран мира, что показывает не очень эффективную борьбу с коррупцией. При этом выше 60 места Россия вообще не поднималась:


Кстати, не стоит считать, что в 2000 году ситуация была лучше – просто тогда Transparency International оценивала Индекс восприятия коррупции по 90 странам – и 82 место означает не очень хорошее положение.

Россия по ИВК в 2018 году получила 28 баллов из 100 возможных – столько же, сколько Нигерия, Мавритания, Кения, Коморы, Бангладеш и Уганда. Некоторые страны СНГ разместились выше – больше всего баллов получила Армения – 35, у Молдавии 33 балла, у Украины – 32, у Казахстана – 31 балл. Среди лидеров рейтинга – Эстония, у нее 20 место.

Но Transparency International вряд ли серьезно будет восприниматься чиновниками – российское подразделение организации объявлено иностранным агентом.

Что касается статистики от правоохранительных органов, то они оперируют количеством выявленных случаев. Так, в прошлом году за 10 месяцев было выявлено 27 143 преступления коррупционной направленности – и только 3 171 из них связано с получением взятки. Еще 2 251 случай – это дача взятки.

А сколько Россия теряет из-за коррупции? Мнения разделились:

В любом случае, официально даже самые низкие оценки показывают, что Россия теряет минимум 10% от федерального бюджета из-за коррупции. А это говорит, что до полной победы над ней еще очень далеко.

Куда жаловаться, если требуют взятку

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

  1. попытаться записать разговор . Желательно самому не провоцировать собеседника на взятку – он сам должен сказать, чего хочет. Также желательно зафиксировать, какие гарантии решения проблемы он дает;
  2. тянуть время . Сразу давать деньги нежелательно, лучше всего договориться на передачу оговоренной суммы в другое время и в другом месте;
  3. если взятку требует чиновник или преподаватель – дальше нужно обратиться в полицию. В заявлении о факте вымогательства нужно указать данные этого лица, что он требует и за какие действия, где должна пройти передача денег;
  4. если вымогатель – полицейский или сотрудник ГИБДД – желательно обратиться в управление собственной безопасности МВД, в Следственный комитет или даже в ФСБ.

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

Многие современные историки считают коррупцию настоящим культурным феноменом человечества, а потому не видят смысла во всех мерах по борьбе с нею. С точки зрения логики в этом утверждении есть зерно правды, однако очень часто коррупцию воспринимают как чисто российскую традицию, хотя на самом деле она имеет всемирный характер. Если заинтересоваться историей коррупции в мире, то можно найти первые упоминания о ней еще в записях, датируемых десятками тысячелетиями до наступления нашей эры. А значит, отчасти данный факт подтверждает теорию ученых, о которой мы уже упомянули. Поэтому можно смело проводить параллель между историей коррупции в России и тем же процессом в других странах.

Конечно, данное явление в зависимости от государства, в котором оно проявляет себя, выделяется своими собственными характерными чертами. Однако в целом процессы можно считать идентичными. Несмотря на то что во всем мире ведется борьба с этим, как утверждают многие, позорным явлением, а уже более тринадцати лет существует даже Международный день борьбы с коррупцией, одержать победу не удалось ни одной стране и ни одному политическому режиму. Сегодня мы проследим историю возникновения и развития коррупции в России. И обязательно дадим оценку этой теме с точки зрения мирового масштаба.

история коррупции

Терминология вопроса

После изучения нескольких разных словарей можно сказать, что коррупция – это действия, производящиеся для извлечения выгоды из своего служебного положения. То есть мы имеем в виду не только взятку деньгами или злоупотребление своими полномочиями, но и любое облачение своего положения в выгоду. Чаще всего она, конечно, измеряется в денежном эквиваленте.

Нельзя, рассказывая об истории коррупции в целом, не упомянуть об основных формах ее проявления. При этом стоит учитывать, что даже одна и та же форма может иметь разные масштабы. Это зависит от положения чиновника и его возможностей. Чем они выше, тем больше масштабы бедствия, которые он может натворить. В современной России они порой исчисляются миллиардами долларов.

Итак, ссылаясь на историю коррупции, выделяются ее следующие формы:

  • поборы;
  • взятки;
  • использование своего положения в личных целях.

В мировом сообществе порицается любой из перечисленных выше вариантов. Но вот примеры коррупции в истории России доказывают, что некоторые виды взяточничества были даже вполне узаконены, что является отличительной чертой нашей страны. Впрочем, это явление пришло к нам из Византийской империи, прочно укоренившись, как и многие другие иностранные веяния.

Рассматриваем вопрос с точки зрения мировой культуры

История возникновения коррупции уходит глубоко корнями в седую древность. Ученые считают, что она трансформировалась из традиции дарить подарки для того, чтобы получить желаемое от членов племени, стоящих на более высокой ступени иерархической лестницы. В первобытном обществе дары подносились вождям и жрецам, ведь от них зависело благосостояние целой общины и каждого ее члена в частности. Интересно, что историки не могут назвать точной даты возникновения коррупции, однако однозначно уверены, что она была постоянным спутником человечества и развивалась вместе с ним.

Закономерным этапом взросления нашей цивилизации является государственность. Но этот важный процесс всегда сопровождается появлением чиновников, которые представляют собой своеобразную социальную прослойку между элитой и простым народом. При этом в их руках сосредотачивается порой неограниченная власть, а значит, они получают возможность обогащаться за счет своего выгодного положения.

Если обратиться к истокам возникновения коррупции, то первые письменные упоминания о ней были сделаны еще в государстве шумеров. Приблизительно две с половиной тысячи лет до нашей эры один из царей жестко преследовал взяточников и прослыл непримиримым борцом с коррупцией. Чуть позже один из индийских министров посвятил целый научный трактат этой проблеме, особой строкой выделив свои сожаления по поводу невозможности хоть как-то изменить ситуацию в лучшую сторону. Эти факты дают нам полное право утверждать, что история противодействия коррупции началась буквально сразу же после возникновения этого явления. Поэтому в данном случае мы говорим о взаимосвязанных, а, значит, созависимых процессах. Понимание этого феномена облегчает дальнейшее изучение вопроса.

история коррупции в россии

Коррупция: история и современность

С развитием человечества менялась и коррупция. Появление зачатков судебной системы ознаменовало возникновение ее нового вида. Теперь судьи, обладающие огромной властью и по роду своей деятельности обязанные быть максимально беспристрастными, получили возможность разрешать споры вне правового поля. Продажные судьи были настоящим бичом Европы, ведь доказать что-либо в суде могли только очень обеспеченные люди.

Интересно, что даже основные религиозные культы планеты серьезно осуждают подобное поведение и обещают за него настоящую кару небесную.

К восемнадцатому столетию в обществе стало заметно меняться отношение ко взяточничеству. В истории коррупции данный момент можно считать переломным. Это связано с ростом самосознания населения и пропагандой либеральных и демократических свобод. Чиновники стали восприниматься как люди, обязанные служить народу и главе государства. Государство все чаще стало брать на себя функции контролирующего органа, который тщательно отслеживает качество услуг, предоставляемых чиновниками. Также за ними пристально наблюдают и политические партии. Однако эта новая система вызвала очередной виток коррупции. Теперь появилась возможность сговора между экономической и политической элитой с целью получить выгоду. Масштабы подобных сговоров трудно описать в нескольких словах. В истории развития коррупции это был новый этап, который, по мнению ученых, не закончился и до сих.

Считается, что девятнадцатый и двадцатый века отмечены печатью борьбы со взяточничеством и сговорами. Однако сделать это в той или иной мере эффективно можно только в развитых странах. Здесь бюрократический аппарат, конечно, крайне разветвлен, но государство имеет несколько рычагов влияния на него. А вот развивающиеся страны – это буквально рассадник коррупции, где ничего невозможно сделать без внушительной денежной суммы или связей.

Если оценивать двадцатый век с точки зрения борьбы с данной проблемой, то становится ясно, насколько неэффективны все меры, принимаемые до сегодняшнего дня. Коррупция имеет статус международной проблемы, ведь в условиях современного мира корпорациям так легко удается сговариваться между собой и фактически управлять странами. В подобных условиях очень важно обратиться к истории борьбы с коррупцией для того, чтобы выработать эффективный комплекс мер, способных изменить положение вещей в лучшую сторону.

история борьбы с коррупцией в россии

Самые крупные коррупционные скандалы последних лет

Обобщая и излагая историю коррупции кратко, нельзя говорить о том, что мы уже проиграли бой данному явлению и стоит смириться с ним окончательно. То тут, то там периодически вспыхивают настоящие скандалы, разоблачающие коррупционные действия подчас очень важных персон. К примеру, не так давно в СМИ журналисты шумели по поводу ареста наследных принцев в Саудовской Аравии. Они оказались замешаны в грандиозном скандале по поводу нефтяной аферы. Неизвестно, чем закончится это дело, но оно однозначно ярко иллюстрирует весь масштаб проблемы.

Также известно о том, что сама королева Великобритании оказалась не так уж и далека от коррупции. Журналисты выяснили, что она имеет несколько офшорных счетов в заграничных банках. Причем лежат на них десятки, если не сотни миллионов долларов.

Немало обвинений в коррупции пережил и американский Пентагон. Периодически просачивается информация о том, что суммы, выделенные на военные программы, исчезают в непонятном направлении. А чиновники, занимающие важные посты, обогащаются за счет простых налогоплательщиков.

Несмотря на то что подобные скандалы становятся достоянием мировой общественности, они в своей общей массе сходят на нет. До судебных разбирательств они практически никогда не доходят, что свидетельствует о несовершенстве существующей системы по борьбе с коррупцией.

История возникновения коррупции в России

Трудно сказать, когда наши предки впервые столкнулись с таким явлением, как взяточничество, однако в летописях оно уже упоминалось. Известно, что один из первых митрополитов на Руси горячо осуждал денежную мзду, которую было принято давать за те или иные услуги. Причем сам священнослужитель ставил данный грех в один ряд с колдовством и пьянством. Митрополит призывал казнить за подобные проступки, чтобы полностью искоренить это явление. Ученые, изучающие историю коррупции в России, считают, что такое кардинальное решение, принятое на заре развития Древней Руси, вполне могло бы полностью изменить ситуацию еще в зародыше.

Историки утверждают, что славяне переняли взяточничество у своих византийских соседей. Именно там было принято не платить чиновникам жалованье, свой доход они получали от населения, которое платило им за те или иные услуги. В период правления Ярослава Мудрого чиновничий аппарат был довольно разветвленным. Государство не могло платить всем, кто служил ему, и вот тут очень кстати пришлась система из Византии. Славянские чиновники с разрешения стали брать взятки, что и позволяло им кормить семью. Интересно, что в тот период времени взятки делились на две категории:

Первая категория не наказывалась законом. К ней относились, к примеру, денежные компенсации за ускорение того или иного дела, в том числе и судебного рассмотрения. А вот если чиновник берет взятку за то, чтобы огласить определенное решение, это могло трактоваться как лихоимство и строго наказывалось. Впрочем, история борьбы с коррупцией в России доказывает, что реальных случаев наказаний было не так уж и много.

К примеру, в семнадцатом веке прилюдной порке подверглись князь и дьяк, взявшие взятку бочкой вина за принятие решения, противоречившего велению государя. Этот случай был задокументирован и относится к редчайшим явлениям того времени.

история коррупции в россии кратко

Коррупция при Петре I

Коррупция в России после смерти царя-реформатора

Так сложилось, что в истории противодействия коррупции период, наступивший после смерти Петра I, можно считать застойным. Страна очень быстро вернулась к прежним порядкам. Жалованье для чиновников было официально отменено, а взятки окончательно слились в одно целое с подношениями, сделанными в качестве благодарности.

Часто заморские гости писали потом в своих заметках о путешествии по России, что довольно сложно отличить с первого взгляда разбойников от чиновников. Особенно это касалось судей, которые выносили нужные решения в зависимости от размера взятки. Чиновники вовсе перестали бояться наказаний свыше и постоянно поднимали сумму оплаты за свои услуги.

примеры коррупции в истории

Правление Екатерины II

После восшествия на престол Екатерины II борьба со взяточничеством в стране приняла новый оборот. Если рассказывать об истории коррупции в России кратко, то можно с уверенностью заявить о том, что царица с первых дней своего правления объявила войну тем, кто желает жить за счет народа и разворовывает государственную казну. Конечно, Екатерина II в первую очередь заботилась о своем благополучии, ведь ущерб от воровства, выраженный в цифрах, поверг ее буквально в шок. В связи с этим она разработала комплекс мер по борьбе с коррупцией.

В первую очередь императрица вернула систему регулярных выплат жалованья всем чиновникам. При этом она назначила государственным служащим очень высокое содержание, которое позволяло им не только достойно содержать свои семьи, но и жить на довольно широкую ногу.

Екатерина II считала, что этого будет вполне достаточно для того, чтобы снизить процент воровства. Однако она очень серьезно ошибалась, чиновники никак не хотели расставаться с возможностью получать деньги просто так и продолжали массово брать взятки. Некоторые современники императрицы, бывшие на тот момент видными общественными деятелями, считали, что даже кровавый бунт Пугачева, сотрясший Россию своими масштабами, возник из-за непомерных поборов чиновников и помещиков, которые буквально забирали у простых людей каждую копейку.

Императрица не единожды проводила различные проверки по губерниям и каждый раз их результат не был удовлетворительным. За все время своего правления Екатерине II так и нем удалось коренным образом изменить ситуацию в стране.

Царская Россия: коррупция и борьба с ней

С течением времени ситуация в стране только обострялась. К примеру, при Павле I произошло обесценивание денежных купюр, что существенно снизило доход чиновников. В итоге они увеличивали размер и частоту своих поборов. Если говорить кратко, история коррупции в России еще не знала столь благоприятного стечения обстоятельств для развития и укоренения взяточничества как системы.

К девятнадцатому веку положение дел в России с воровством усугубилось. Народ практически официально содержал чиновников. Во многих губерниях было принято собирать определенную сумму денег для того, чтобы платить полицейским. В противном случае плату им собирали бы преступники, а следовательно, многие решения принимались бы в их пользу.

О коррупции в стране говорили практически все. О ней писались сатирические рассказы и серьезные публицистические статьи. Многие общественные деятели искали пути выхода из ситуации и видели его лишь в тотальной смене режима и политического строя. Выстроенную систему они классифицировали как прогнившую и устаревшую, возлагая надежды на то, что глобальные изменения в стране смогут полностью искоренить коррупцию.

история коррупции в мире

Борьба с коррупцией в советском государстве

Молодой советский режим рьяно взялся за искоренение воровства в государственной сфере. Для этого понадобилось создание отдельной структуры, которая следила за чиновниками и расследовала дела о взяточничестве. Однако эта идея практически сразу показала себя провальной. Сотрудники надзорного органа часто превышали свои полномочия и не гнушались брать взятки. Подобная практика очень быстро распространилась по стране и стала привычной.

Чтобы кардинально решить ситуацию, был издан декрет, в котором в качестве наказания за взятки предусматривался реальный тюремный срок. Также у осужденного конфисковалось все имущество в пользу государства. Через несколько лет меры ужесточились, и теперь за взятки гражданина вполне могли расстрелять. За все время существования коррупции это были самые жесткие меры по искоренению данной проблемы.

Часто борьба с коррупцией принимала форму настоящих карательных операций. Под суд порой попадали целые коллективы работников разных предприятий во главе с начальниками. Конечно, нельзя сказать, что в советской России всеми перечисленными мерами взяточничество удалось победить. Скорее, оно приняло немного другие виды, а сам процесс перешел в скрытую форму. Карательная функция партии заставляла чиновников брать взятки с большой оглядкой и страхом. Чаще всего коррупция заключалась в определенных услугах, оказываемых одними чиновниками другим. Но все же в истории борьбы с коррупцией в России это был один из самых благоприятных периодов.

история возникновения коррупции

Современная Россия

Распад СССР стал временем разгула коррупции. Государство существенно снизило контроль за всеми чиновниками в регионах, а во власть стали постепенно приходить люди, знакомые с воровским менталитетом. Именно его они и стали насаждать в государственных структурах. В этот период продавалось и покупалось практически все. Страна была разворована, а простые люди ничего не могли добиться, не дав даже мелкому чиновнику запрошенной суммы денег.

На сегодняшний день мы можем говорить о том, что борьба с коррупцией все же ведется. Постепенно ужесточаются законы в отношении взяточников, а в судебное производство уходят реальные уголовные дела. Сроки получают министры и более мелкие чиновники. А президент регулярно объявляет о принятых программах по борьбе со взятками и воровством.

Поможет ли это победить коррупцию окончательно? Думаем, что нет. За всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось сделать. Однако мы надеемся, что с течением времени наша столица все же покинет "почетное" сто тридцать первое место в Индексе восприятия коррупции, которое она сейчас занимает.

Чиновник

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением Указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого Указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов "О борьбе с коррупцией", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон "О борьбе с коррупцией". Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон "О борьбе с коррупцией" был принят Госдумой, в декабре 1997 года — одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК — защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект "О противодействии коррупции" был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) Указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений…".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями — до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Читайте также: