История богаделен в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первые богадельни на Руси

Первые богадельни пришли на Русь из Византии в связи с распространением христианства, а следовательно – благотворительности. Уже в уставах князя Владимира Святославовича есть упоминание этих заведений и поручение их заботам церкви.

При большинстве православных церквей были оборудованы богадельни, размер которых зависел от статуса храма и от населенности местности. Заведения могли быть рассчитаны и на 10, и на 100 человек. А при некоторых крупных монастырях строили целые слободы, предназначенные для неимущих. Для помощи больным и увечным выделяли специальных монахов.

Однако иногда в богадельни принимали всех без разбору. Некоторые люди просто останавливались в них, как в гостиницах, и платили за постой приказчикам. Таким образом они занимали чьи-то места. Недовольный этим царь приказал церковникам принимать в богадельни только нищих.

Постепенно число таких учреждений на Руси ширилось. К концу XVII в. в Москве было около восьми богаделен, основанных царскими указами: Моисеевская, Покровская, Кулиженская, Петровская и др. Однако условия содержания в этих заведениях были далеки от идеальных: насельникам не хватало еды, медикаментов, одежды. Церкви и монастыри не всегда имели возможности прокормить всех бедняков.

Свой вклад в дело стремился внести император Петр I. Преследуя нищенство и попрошайничество, он повелел во всех губерниях открыть особый тип богаделен – для людей, способных к работе. Те же, кто не мог зарабатывать, должны были остаться в ведении церковных приютов. Однако проект толком реализован не был: заведений все равно не хватало для всех нищих и недееспособных.

XIX–XX век

К концу XVIII в. контингент насельников богаделен расширился: туда стали помещать недееспособных или больных преступников, отставных военных, бродяг, а также лиц, отлученных от церкви за многочисленные пороки. Понятно, что при такой разнородности насельников условия существования в благотворительных заведениях стали еще хуже. Администрация большинства богаделен была неудовлетворительной.

Ситуация улучшилась, когда в середине XIX в. после реформ Александра II благотворительные учреждения передали в ведение земств и городов. Многие богадельни перестали принимать бродяг, но улучшили условия содержания сирот и больных. Некоторые учреждения были отремонтированы и расширены.

Впрочем, сами благотворительные учреждения остались и при коммунизме. Просто их переименовали в приюты, интернаты и дома престарелых. Сегодня богадельни снова существуют. Как и в дореволюционную эпоху, так называют благотворительные учреждения, работающие при церквях и монастырях.

Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

Здание богадельни И. А. Тугаринова в Дмитрове, начало XIX века

Здание богадельни И. А. Тугаринова в Дмитрове, начало XIX века

В общем составе призреваемых женщины составляли 76%. По сословиям наибольший процент давали отставные военные (40%) и мещанство (35%). Средняя стоимость содержания каждого призреваемого равнялась приблизительно 40 руб.; в столицах цифра эта возрастала до 95 руб.

Законодательство русское н. XX в. о богадельнях состояло гл. обр. в Уставе об общественном призрении, где устанавливалось, что в богадельне должны помещаться бродяги, которые, по свидетельству местного начальства, найдены неспособными к следованию в Сибирь, исключаемые из духовного ведомства за пороки, дряхлые лица, высылаемые из столиц под надзор полиции; фактически постановления эти нигде не применялись. В приложении к ст. 290 Устава об общественном призрении содержалась чрезвычайно подробная регламентация не только условий приема в богадельни, управления ими, но и их внутреннего распорядка.

Богадельня

Нищие у ворот

Система богаделен при Петре I

Затем к насущной проблеме подключился его сын Петр I с указом:

По этому указу надлежало убрать из частных рук финансирование богоугодных заведений и отдать их под контроль государства. Дословно:

Нищие у храма

Основной упор царь-реформатор делал на создание мест для увечных и отставных военных моряков.

Как бы ни было спорно это указание, система государственных, монастырских богаделен продолжала расширяться. Она охватывала более или менее все города империи. Мы точно знаем, что в 1721 году только в Москве была 21 мужская богадельня и 62 женских.

Трапеза в Троице-Сергиевой лавре

Дальнейшее развитие богаделен в России

Московский императорский воспитательный дом 1764 года стал самой большой и богатой богадельней в Европе. Одна Екатерина II ежегодно отпускала на его содержание 50 тысяч рублей – колоссальную сумму. Тогда же стало славной традицией в память об усопших близких отдавать в благотворительность целые состояния. Именно так граф Николай Шереметев в память об умершей жене организовал грандиозный странноприимный дом. Считается, что за столетие существования эта богадельня помогла двум миллионам нуждающимся. А основатель знаменитой династии купцов Елисеевых Григорий в честь безвременно ушедшей дочери организовал Елисаветинскую богадельню.

Московский императорский воспитательный дом



Призреваемые богадельни в Симбирске. Вторая половина XIX века

В правление Михаила Романова (1613–1645) богадельнями ведал Патриарший приказ, употреблявший на содержание их остатки патриарших и монастырских доходов. При следующем царе Алексее Михайловиче в 1670 году учрежден Приказ строения богаделен, действовавший до 1678 года. Богадельни чаще устраивались при храмах, например, в Москве при церкви Иоанна Богослова в Бронной помещалось сто богаделенных нищих.

В 1721 году попечение о бедных перешло к только что учрежденному Святейшему Синоду, а в 1724 году передано в Камер-конторы. При Петре издан ряд узаконений по вопросу о богадельнях. В 1708 году – упомянутый указ об отсылке нищих в монастыри и церковные богадельни, в 1712 году – еще один указ о воспрещении нищенства в Москве и о распределении нищих по монастырям и богадельням.

При Анне Иоанновне (1730–1740) в Петербурге были устроены 17 новых богаделен. Однако Елизавета Петровна (1741–1762) сочла содержание богаделен обременительным для казны и указом 26 октября 1744 года сократила количество призреваемых с 5 372 до 3 601 человек. В богадельнях остались лишь отставные солдаты и их жены. Содержание определялось в 1 копейку в день на человека (для сравнения – в 1739 году оптовая цена килограмма муки составляла 6 копеек).

Несмотря на сокращение казенного финансирования, в 1730–1750-х годах только в Москве существовало около 100 богаделен в общей сложности на 5 тыс. человек. Большинство содержалось на частные пожертвования.



Богадельня при фабрике Рябушинских в селе Заворово Тверской губернии. Начало ХХ века

При Екатерине II (1762–1796) возникли новые богадельни. В Петербурге – Волковская (1777, на 250 коек) и городские богадельни (1781, отделения в разных частях города, всего на 2 958 коек). В Москве в 1771 году устроены старообрядческие богаделенные дома: Рогожский (на 890 человек) и Преображенский (на 400 человек). В 1775 году – Городской императорский Екатерининский богаделенный дом (Матросская богадельня).

В XIX веке богадельни возникают повсеместно. Для их устройства передаются благотворительные капиталы и каменные дома от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получают семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных.



Комната в женской богадельне. Конец ХIХ века

Например, в Сухаревской женской богадельне в Нижнем Новгороде (открыта в 1902 году на 32 человека) большинство обитательниц были мещанками, были также две крестьянки, одна солдатка, четыре старые девы (дочери мелких чиновников) и три вдовы-дворянки. В дни, когда не было поста, им подавались щи или суп с мясом и рыбой, гречневая, пшенная и полбенная каша со сливочным маслом. Во время поста суп или щи делались с малосольной рыбой и белыми грибами, подавались горох, гороховый кисель, гречневая и пшенная каша с подсолнечным маслом. В праздничные и воскресные дни кормили мясным или – во время поста – рыбным жарким, пирогами. Кроме еды, призреваемые получали одежду, в частности, два платья, несколько платков и пару обуви в год, пальто – раз в несколько лет. В этой богадельне было три человека прислуги.

На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек. В 1906 году богадельни располагали собственной недвижимостью на 41 млн руб. и капиталами в 53 млн руб.

Для дальнейшего чтения:

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М.: РОССПЭН, 2010;

Kaiser D.H. The poor and disabled in early eighteenth-century Russian towns // Journal of social history. 1998. Vol. 32. № 1. P. 125–155;

Отчет по содержанию городской общественной имени М.Ф. и Е.П. Сухаревых женской богадельни с 8 января 1902 г. по 1 января 1903 г. Нижний Новгород, 1903.

Читайте также: