История архитектуры казахстана кратко

Обновлено: 30.06.2024

Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.

Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до н.э.

Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Мазар Козы Корпеш- Баян Слу — памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В 1856 году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник — символ бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.

Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков.

Архитектор М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники этих полупустынных районов и по существу открыл для науки и широкой публики уникальный заповедник традиционного строительного искусства мастеров-камнерезов Прикаспия. Наиболее распространены здесь надгробные памятники — сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана.

Сагана-тамы, представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный из крупных блоков ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ- начале ХХ веков. Поверхности их наружных и внутренних стен богато декорированы рельефной и контурной резьбой, орнаментальной росписью.

Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени, демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты, ствол, украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное навершие.

Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них — мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Архитектура- источник богатейшей информации о культуре, современном развитии и прошлом любого государства. Казахстан был родиной для многих племен и народов на протяжении многих веков. Казахская земля хранит в себе богатое архитектурное наследие. Страна издавна являлся мостом между Востоком и Западом.

Особенность казахской архитектуры состоит в том, что здесь тесно переплетается что-то новое, но не отказываются и от старого. Смотря на архитектуру Казахстана видно, что на ее развитие оказали древние школы зодчества.

На территории республики расположено множество архитектурных памятников. Стоит обязательно посетить Отрар, развалины города хранят следы завоевания великого Чингисхана.

Одними из самых красивых памятников архитектуры являются культовые здания. Среди них выделяются мавзолеи и мазары. Самыми известными являются мавзолей Бабаджи-хатун и Айша-биби, мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана, мавзолей Кара-хана в Таразе. Они восхищают посетителей прекрасной архитектурной композицией и разнообразными убранствами.

Мавзолей Бабаджи-хатун находится в 18 км. от города Тараз. Он поражает своей простотой, но в то же время величием. Это здание в виде куба, обвенчанное почти разрушенным куполом.

Жемчужиной архитектурного искусства можно назвать мавзолей Айша-биби. В нем можно наблюдать удивительную гармонию разных архитектурных стилей. Некоторые называют этот мавзолей живым музеем, где находится ключ к пониманию традиционной архитектуры народа. Мавзолей кубической формы, по краям возвышаются колонны. Оформленные стены радуют глаз своим разнообразием орнаментов.

В Центральном Казахстане расположен еще один шедевр архитектуры — мавзолей Алаша-хана. Сооружение имеет строгие пропорции и сдержанный декор. Расположен на возвышенности, что придает мавзолею величественность.

В Семипалатинской области на реке Аягуз расположен мазар Козы-Корпеш-Баян-Сулу, памятник X-XI века. Высота- 11,65 метров. Памятник служит символом бессмертной любви лирических героев.

Город Туркестан славится памятником конца XIV- начала XV-мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура. Комплекс находится в самом центре города. Высота сооружения-37.5 метров. В нем находится 35 маленьких и больших помещений. Изумительно красиво мавзолей украшен снаружи. Мавзолей облицован поливными кирпичами и цветной керамикой.

Ярким образцом зодчества служит мавзолей Кок-Кесене. Расположен вблизи города Сыгнак. Снаружи он облицован белыми и синими кирпичами. На сегодняшний день памятник почти разрушен.

В XIX веке в Южном Казахстане появился новые типы сооружений. Это мавзолей Рустамбека в селе Тасты и Сагындыка. Представляет собой необычный пятиугольный тип постройки. Особое место в архитектуре этого периода занимает комплекс мечети-медресе, построенный в Жаркенте. Основное здание окружено красивым парком. Весь комплекс украшен декоративными резными плитами. В Алматы расположен Кызыл-Тан- здание бывшего Верненского торгового дома. Здание имеет прямоугольную симметричную форму. Сооружение украшено фигурными столбами и резными карнизами.

Новое архитектурное сооружение- мавзолей Абая.Находится в урочище Жидебай в Восточно-Казахстанской области. Памятник построен на горе.Имеет башнеобразную форму. Многогранный купол отражает вековые традиции строительства.

С обретением независимости архитектура оказалась на новом уровне развития. Перенос столицы привлек зодчих со всего мира. Автором всем известного символа Астаны является Акмурза Рустембеков, за который он был удостоен множествам наград.









Триумф Астаны

Триумф Астаны – символ молодой столицы Казахстана. Монументальное сооружение стало одной из визитных карточек Астаны.





Один из символов Алма-Аты, пользующийся популярностью на сувенирных открытках.






Дворец мира и согласия

Дворец мира и согласия – не только символ современной архитектуры столицы Казахстана, но и место единения различных культур, наций и этносов.






Дворец Школьников

Еще одно ультрасовременное здание авангардной столицы Казахстана.




Комплекс самых высоких зданий в Казахстане.




Караван-сарай Торткуль

Тараз был одним из промежуточных пунктов Великого шелкового пути, по которому купцы из Китая и Индии ездили в Европу. Сейчас здесь находятся остатки 20 караван-сараев.




Символ независимости Казахстана.




Памятник казахским солдатам, павшим за свою родину.





Монумент Независимости

Стелла, которая символизирует прошлое и будущее Казахстана.






Набережная реки Ишим

Любимое место прогулок местных жителей и туристов.




Национальный театр оперы и балета им.К.Байсеитовой

Здание классического советского театра.



Никольский собор

Старинная церковь, построенная еще до революции.




Памятник Сакену Сейфуллину

Памятник известному казахскому литератору.




Памятник хану Кенесары

Монумент, посвященный народному герою Казахстана.






Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев

Центральный городской парк, ведущий свою историю с конца XIX века.



Популярное место для празднования свадеб и свиданий.






Центральная мечеть

Одна из крупнейших и красивейших мечетей Казахстана, построенная при поддержке президента.

Архитектура миллениума

Частные и многоквартирные дома, рестораны, торговые центры и прочие коммерческие здания строились так, словно их главной задачей было удивить мир или как минимум горожан. Этому способствовали их образность, уникальность, необычность, восторженный взгляд и сказочный вид. Все эти терема, замки, павильоны-корабли и бочки, вся эта фантазийная архитектура вызвала немало споров и нареканий, но вместе с тем по-своему дополнила архитектуру города, иногда пополняя список городских достопримечательностей.

Множество разных факторов позволили сформироваться этому новому направлению, при этом процессы, подготовившие почву для вторжения постмодернизма, начались задолго до строительства современных версий замков и пирамид.

Алматинский Домостроительный Комбинат (АДК) сыграл одну из основных ролей в появлении ярких и образных зданий в городе. Фактически на базе предприятия при участии проектного института Алма-Атагипрогор сформировался новый массовый стиль, спровоцировавший перелом в архитектуре города в сторону функционализма с региональным уклоном.

Это движение началось ещё в 60-е годы с попыток внести выразительность в облик типового жилья с помощью декора в балконных ограждениях и стеновых панелях. Оформляя их орнаментами и геометрическими узорами, архитекторы в дальнейшем зашли так далеко, что эти элементы стали заимствовать мотивы средневековья, барокко или региональные геометрические рисунки. Уже в 70-е годы при АДК появилась мастерская монументальных форм, художники которой разрабатывали панно и скульптурные композиции для оформления города. Всё это привлекло к тому, что в 80-90-е годы в Алматы на новых строящихся домах почти не осталось глухих, не оформленных торцов.

Читайте также: