Историко философские взгляды на сознание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для понимания природы сознания весьма полезен исторический подход, поскольку в процессе развития знания многие важные аспекты понимания этого феномена были утеряны. Совершим краткий исторический экскурс в понимание проблемы сознания, рассматривая её только через европейское знание. Место сознания в восточной философии – это отдельная тема.

Понятие сознания является одним из самих древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нём. Сознание есть исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. В силу своей сложности и многогранности оно является объектом изучения для целого ряда наук – философии и психологии, педагогики и физиологии высшей нервной деятельности, социологии и культурологи, языкознания и этнографии. Сознание – это специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного исследования.

Философия и конкретные науки, общественные и естественные, подходят к сознанию с разных сторон. Философия ставит своей задачей выяснение познавательной сущности сознания. Она исследует предпосылки, природу и сущность феномена сознания. Естествознание ХIХ и преимущественно первой половины ХХ века исследовало связь мышления с мозгом, обусловленность мыслительных процессов материальными. Общественные науки раскрывают общественный характер сознания.

Такое раздвоение природы сознания и познание противоречивых сторон его имеет объективные основания. Сознание внутренне противоречиво: оно субъективно и объективно, идеально и обусловлено материальными процессами, абстрактно и конкретно и т.д. Познание противоположных сторон сознания приводит в итоге к выяснению того, как противоположности стано-вятся едиными: материальное порождает идеальное, а идеальное возникнув, превращается в творческую силу и оказывает влияние на материальное, и т.п.

В Cредние века сознание трактуется как Надмировое Начало (Бог), которое существует до природы и творит её из ничего. Здесь в средневековье сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты (свойства) Бога. А поскольку человек якобы сотворён Богом как подобие его, то и сознание человека есть дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Считалось, что душа несравненно выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. Аврелий Августин подчёркивал, что сияние духа ярче луны, звёзд и даже самого Солнца. Представляет особый интерес учение Дунса Скота, согласно которому материя мыслит. Думается, здесь отражаются метанаучные представления о ментальной материи, являющейся субстанцией мысли.

В эпоху Возрождения в философии господствовал пантеизм, сознание трактовалось как свойство всей природы (Дж. Бруно, Н. Кузанский и др.). Считалось, что природе тоже присуща душа и присущи все иные проявления высокого божественного начала.

В Новое время возник дуализм, с точки зрения которого мир Природы и мир Духа есть две совершенно равноправные и самостоятельно существующие субстанции (основы) мира – вещественные и духовные. В философии Нового времени на представления о сознании большое влияние оказали идеи Рэнэ Декарта. Выдвигая на первый план самосознание, Р. Декарт рассматривал его как внутреннее созерцание субъектом содержания своего собственного мира, как некую субстанцию, открытую лишь для созерцающего его субъекта и противостоящую внешнему миру.

Французский материализм ХVIII в. исходил из тезиса о том, что сознание – это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает мир. Мозг есть носитель этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. И всё же те же французские материалисты утверждали, что благодаря сознанию человек может приобретать знания о природе и о самом себе. Эта точка зрения господствует в науке и до настоящего времени

В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в теорию сознания и психики внесли И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности человека. Позднее в этом направлении работали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе деятельности человека.

В ХХ веке были изучены различные уровни сознания, соотношение чувственного и логического, индивидуального и социального и др. Но похоже, что сущностные элементы сознания были забыты.

Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле - через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Теория гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.




Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.

В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний мир. Античный человек не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

Христианская трактовка сознания заключалась в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает необходимость познания внутреннего духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем мире, но, прежде всего, как способность знать свой внутренний мир.

В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции в структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики. Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем. Предполагалось, что в сознании существует две априорные (доопытные) способности: воспроизводить внешний мир как пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка. Трансценденталистская новоевропейская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Сознание трактуется как мышление, сделавшее объектом познания самого себя.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных факторов, в частности, общественных отношений.

Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей).

В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

Каждый из названных подходов к проблеме идеального выявляет лишь один из аспектов изучаемого явления, абсолютизируя либо индивидуальное, либо общественное сознание как первооснову идеального.

Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле - через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Теория гилозоизма представляет материю одушевленной во всех ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.

В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний мир. Античный человек не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

Христианская трактовка сознания заключалась в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает необходимость познания внутреннего духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем мире, но, прежде всего, как способность знать свой внутренний мир.

В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции в структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики. Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем. Предполагалось, что в сознании существует две априорные (доопытные) способности: воспроизводить внешний мир как пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка. Трансценденталистская новоевропейская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Сознание трактуется как мышление, сделавшее объектом познания самого себя.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных факторов, в частности, общественных отношений.

Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей).

В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

Каждый из названных подходов к проблеме идеального выявляет лишь один из аспектов изучаемого явления, абсолютизируя либо индивидуальное, либо общественное сознание как первооснову идеального.

1. Историко-философские взгляды на проблему сознания.

2. Сознание- структурный элемент психики человека. Сознательное и бессознательное.

3. Активный характер сознания. Самосознание.

4. Список используемой литературы.

1.Историко-философские взгляды на проблему сознания.

Сознание как философская проблема. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому - объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

2. Сознание- структурный элемент психики человека. Сознательное и бессознательное.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Для возникновения сознания необходимы были как биологические, так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются:

· Активная вулканическая деятельность

· Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки

· Изменение климата на Земле

Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению биологических человеческих признаков:

1. Тела, приспособленного для прямохождения;

2. Кисти, развитые для тонких манипуляций;

3. Мозга, сложного по структуре, развитого и по объему;

5. Развитой первой сигнальной системой;

6. Стадной формы обитания пра-людей;

Они не стали решающими для появления человека, и только социальные условия могли сыграть решающую роль. Это:

1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд.

2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка.

3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Таким образом сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

Представления о неосознаваемой психике появились еще в античной философии. Уже Демокрит проводит различие между душой, состоящей из мокрых и малоподвижных атомов, и душой, состоящей из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа - тому, что мы сейчас назвали бы бессознательным. Средневековый философ Августин в своей "Исповеди" размышляет о внутреннем опыте субъективности, который гораздо шире, чем сознательный опыт. В Новое время Г. Лейбниц также рассуждает о неосознаваемой психике, не используя сам термин "бессознательное" [Лейбниц Г., М., 1989].
Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX века З. Фрейдом. Новые идеи были сформулированы в клинической психологии. З. Фрейд, в поисках эффективной методики лечения невротических заболеваний, сформулировал сначала психологическое понятие "бессознательного". И уже позже благодаря усилиям последователей и учеников З. Фрейда психоанализ превратился философско-мировоззренческую концепцию, в которой определяется философское понятие бессознательного [Фрейд З., М., 1992].
Принципиальное и фундаментальное отличие теоретической позиции З. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что З. Фрейд постулирует первичность бессознательного по отношению к сознанию, и отвергает позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, которая преодолевается благодаря возникновению сознания. Прежде считалось, что неосознаваемые проявления человека лишь недоразвитое сознание. З. Фрейд выдвинул принципиально иной тезис. Бессознательное - исходная и непреодолимая часть субъективности. Сознание - производно от бессознательного и составляет лишь незначительную часть субъективной реальности.
Бессознательное - вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. Граница между сознательным и бессознательным размыта, существуют такие психические явления, которые мигрируют из сферы сознания в бессознательное и наоборот. Для того чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным, З. Фрейд вводит понятие подсознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т.п. Именно по этим следствиям работы бессознательного можно узнать о природе бессознательного, его содержании и функциях.

Существуют различные историко – философские проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. – геоцентрическое мировоззрение.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так как сознание тождественно предметному миру.

В настоящее время под сознанием понимают высшую форму отражения действительного мира; свойственную только людям и связанную с речью и функцией мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Одной из самых важных в философии является проблема происхождения сознания.Все многообразиеточек зрения, которые сложились в истории философии по этой проблеме, можно свести к трем основным:

1. Источник человеческого сознания - некая надмировая духовная сущность; в христианстве – это Бог, одаривший человека бессмертной разумной душой, в объективном идеализме сознание человека трактуется как порождение мирового разума (например, в концепции Гегеля сознание человека возникло в результате саморазвития Абсолютной Идеи);

3. Сознание как высшая форма отражения действительности. Эта концепция начала разрабатываться в советской философии в 60-е – 70-е годы ХХ века с позиций диалектического материализма. В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.

В ее эволюции выделяют три этапа:

- сенсорная психика (насекомые, черви, моллюски; их поведение инстинктивно, основано на безусловных рефлексах);

- перцептивная психика (птицы, рыбы, млекопитающие; в их поведении помимо инстинктов большую роль играют условные рефлексы, позволяющие накапливать индивидуальный жизненный опыт, что повышает их уровень адаптации к внешнему миру);

Хотя сознание человека своими предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно существенно от нее отличается:

- Сознание человека творчески активно: животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть, поскольку человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.

— Сознание человека конструктивно: психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

— Сознание человека целесообразно и целенаправленно: животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение поставленной цели, идеальный образ которой содержится в сознании еще до начала деятельности.

— Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих себя. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия и не дают им оценок. У человека в процессе развития формируется совокупность взглядов на самого себя как на индивидуального и социального субъекта, что позволяет ему эффективно корректировать как свои личностные качества, так и поведение в обществе.

— Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает только те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим универсальнымдостоянием общества. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.

Таким образом, человеческое сознание не случайно называют высшей формой отражения. Включая в себя все виды психического отражения, присущие животному миру, оно качественно от них отличается.

Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Наиболее общее, универсальное представление о сознании дает философия. На протяжении тысячелетий философия ставила и решала проблемы происхождения сознания, содержания и сущности сознания, об особенностях сознания, о значении в жизни человека и общества. Вопросы сознания – основная проблема философии (неразрывно связана с проблемами существования мира и познания человеком самого себя). В истории философии сознание имеет два уровня решения: 1 – описание тех способов, которыми вещи даны в сознании (описание феномена), 2 – объяснение возможности самого сознания (объяснение самого феномена). Античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени давали разное понимание сознания.

Эпоха Возрождения породила интерес к человеку и к его сознанию. Именно эта эпоха положила начало перехода от понятия души к категории сознания, который осуществился в эпоху Нового времени.

1. С. – функция мозга. Только целостная система мозга необходима для нормальной психической деятельности человека;

2. Отображение действительности осуществляется в форме образов – уровень воли, знаний, эмоций. Человек не просто адаптируется к окружающей среде (как животное), но и изменяет ее;

3. Образы идеальны. С. не имеет физических параметров. Мысли – идеальные образы внешнего мира. С. Идеально, но связано с материальными процессами мозга (оно имеет материальную основу).

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях (разработки Спиркина, Юнга и Фрейда).

Сознание – есть функция высокоорганизованной материи, которая заключается в способности отражать мир в форме идеальных образов и которая существенным образом характеризуется наличием целеполагания, абстрактного мышления, языка и самосознания.

Читайте также: