Историко эволюционная теория личности а г асмолова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реальность "человек" начинает анализироваться с точки зрения его развития.

Возникает вопрос: Если речь идёт об эволюционном подходе, хорошо бы точно знать направления, по к-ым эволюционировал человек.

Изначально в голову приходит два ответа: биологический и культурный уровни эволюции. Зачастую разделить эти две линии невозможно (пример с изчезновением волосяного покрова). Получается, что в некоторых случаях культурная эволюция связана с изменением бологии человека.

Биологической эволюцией человека занимается антропология.

При дальнейшем рассмотрении оказывается, что двух линий эволюции становится недостаточно. Возникает ещё интерес к социальной эволюции человека. Соц и культурная эволюции тесно связаны. Пол – характеристика биологическая. Развитие социума повлияло на развитие биологич. Линии. Корсет.

Четвёртая линия эволюции человека: естественная и искусственная природа. Эволюция человека, выраженная в техническом прогрессе. Но нас интересует только те технологические изменения, к-ые непосредственно влияют на биологическое развитие человека.

Пример: в Японии запрещают детям до 12 лет работать со сложной техникой (компьютер, мобильный телефон и т.д.) Это связано с тем, что у детей при взаимодействии со сложной техникой развивается плоскостное зрение. Дело в том, что на экране изображение двумерное, без какой-либо протяжённости.

Поэтому нельзя говорить, что последующее поколение лучше или более развито, чем предыдущее.

Некоторые ученые считают, что существует 2 пути, по которым могла пойти эволюция человечества: влияние на живую природу, изменение живых объектов (селекция, приручение диких животных и т.д.) и взаимодействие с предметами природы неживой, изменение неживых объектов. Технологическая линия эволюции приводит к гибели человечества.

  1. Человек как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид- человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.).

Индивидуальность- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.(проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида).

Личность- системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Из учебника Асмолова:

В ситуациях переходного периода в развитии общества, в эпохи перемен, в смутные времена возрастает вероятность того, что тот или иной поступок индивидуальности может резко изменить историческую траекторию, эволюцию системы. Механизмы адаптации, функционирующие в социальных системах, связаны с обеспечением устойчивости личности, ее типичного предсказуемого поведения в социальной группе. Механизмы бифуркации присущи индивидуальному поведению личности как индивидуальности в различных проблемно-конфликтных ситуациях. В тех случаях, когда в обществе наступает переломный момент, незначительные в обычных условиях поступки индивидуальности могут вызвать преобразование общества, стать толчком к возникновению непредсказуемой фазы в развитии культуры.

За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.

Противоречие между мотивами деятельности индивидуальности, проявляющееся в виде конфликта или гармонического взаимодействия с идеалами и нормами социальной общности, может быть разрешено посредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу социальной общности, либо различных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью. В том случае, если противоречие носит характер гармонического взаимодействия, поступки и действия индивидуальности способствуют дальнейшему прогрессу социальной общности. Если же противоречие выступает в виде конфликта, то активность индивидуальности может повлечь за собой либо перестройку родовой программы данной общности, привести к иному направлению эволюционного процесса этой системы; либо к нивелировке индивидуальности, ее изоляции или полной элиминации в социальной системе.

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры или порождению в ходе преобразования действительности форм и продуктов иной культуры.

Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную активность по отношению к данной общности тогда, когда созданные этой активностью в процессе самореализации нормы и ценности становятся нормами и ценностями соответствующей культуры. При этом активность индивидуальности перестает выполнять функцию к изменению данной системы и начинает выполнять функцию ее сохранения, стабилизации. Например, деяния исторических личностей, провозглашающих новую веру, вначале порой подвергаются гонениям, так как они вносят смуту, неопределенность в культуру своего времени. Однако в дальнейшем, в случае победы их веры, их варианта эволюции культуры, эти деяния возводятся в ранг эталонов, превращаются в стереотипы. В результате они становятся носителями функции к сохранению системы, начиная элиминировать или рационализировать проявления активности других индивидуальностей как выразителей иных линиях эволюционного процесса.

В процессе эволюции социальных систем социотипические качества личности выражают тенденцию данных систем к сохранению и могут в широком смысле быть охарактеризованы как адаптивные, а проявления индивидуальности личности преимущественно отражают тенденцию системы к изменению и, будучи преадаптивны-ми по своему эволюционному смыслу, обеспечивают потенциальные возможности иных вариантов дальнейшей эволюции данной социальной системы.

Индивидуальность личности, какой бы самобытной, неповторимой и непредсказуемой она ни была, порождается присущим системе образом жизни.

Трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей, приходится иногда наблюдать в домах-интернатах для престарелых (В.Ф.Болтенко).

Второй ориентир — системная схема детерминации развития личности.

Основанием этой схемы является совместная деятельность, посредством которой осуществляется развитие личности в социально-исторической системе координат данной эпохи.

Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно так же как социальные условия жизни — хижины или дворцы, усвоенные в процессе социализации роли, — сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этих условиях пекущийся о своем благополучии приспособленец или же герой, готовый отдать жизнь ради рождения культуры достоинства. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Темперамент и задатки, впрочем, как и любые индивидные предпосылки, не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой или базой личности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности.

При изучении индивидных свойств человека не следует забывать, что они развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесеные между собой области изучения личности.

Индивидуальность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния наиболее выраженно проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенциальные возможности развития культуры.

Из других учебников:

Существует 3 уровня анализа: индивид, индивидуальность и обственно личность.

Такое деление есть искусственный приём деления человека на 3 ипостаси.

1. Индивид – биологические особенности человека, принадлежность к "человеку разумному" (особому биологическому виду Homo Sapiens). У ч-ка подвижность суставов самая высокая из всех живых существ (психол. - "степени свободы"). Из теориии Маркса (скорее даже Энгельса "О происхождении из обезьяны человека"): "Единственное, что отличает ч-ка от обезьяны в физиологическом отношении, - это отстоящий большой палец. Такое его положение сильно увеличило манипулятивность руки ч-ка, что и привело к существенному развитию личности". По пути ч-ческого развития пошли только те обезьяны, у к-ых большой палец отстоял. Т.е. биологические особенности тела ч-ка, на к-ой развивается личность. Если обратиться к антропологическим исследованиям, можно выяснить, что по строению тела (преобладающий рост, развитие слуха и т.д.) все нации различаются. Уровень индивидности – анализ биологии и физиологии ч-ка, к-ый становится тем субстратом, на к-ом развивается личность ч-ка.

2. Индивидуальность.Под индивидуальностью понимают психологические и психические особенности ч-ка, отличающие одного ч-ка от другого (напр., различия в высших психических ф-циях: мышление, речь, память, восприятие, внимание и воля). Это свойственно каждому ч-ку, но нельзя найти двух одинаковых людей, у к-ых эти ф-ции были бы развиты одинаково. Эйдетическая память – способность мгновенно запечатлевать образ (картинку) до мельчайших подробностей. Высшие психические ф-ции человека: мышление, речь, восприятие, память и воля. Помимо них существуют различные проявления эмоций. Психология выделяет несколько групп национальностей, к-ые делятся на холодные, тёплые и горячие культуры. Эмоциальнальные проявления отличаются друг от друга. Плюс к этому существуют особенности характера.

Т.е. существуют общие ф-ции, но проявляются они в каждой личности уникально.

3. Личность. Современные представления о личности сущестенно различаются. Это связано с философскими взглядами. Самые ортодоксальные течения утверждают, что было всего несколько личностей (личность как таковая ещё не родилась): Иисус Христос, Будда и т.д. (ключевые фигуры религиозных направлений, к-ые достигли вершин понимания морали, нравственности и т.д.). Большая часть психологов придерживается более умеренных взглядов. Под личностью они понимают некоторое системное образование: личностью становятся.

Личность – это системное образование, к-ое возникает у ч-ка в процессе его деятельности. Личность – явление социальное (без других людей личности нет: она застывает на уровне индивидуальности). Не возникает "самости", что было характерно для древних людей. Древнеегипетские папирусы и др. источники: авторы большей частью пишут, используя местоимение "мы". Понятие "Я" возникает достаточно поздно. "Я" очень долгое время в истории ч-чества отсутствовало. Выделение себя из общей массы коллектива произошло не больше 4-5 тыс. лет назад. о этого уровня развития доходила только элита ч-ческого общества, к-ое имело время и способности к размышлению. Личность возникает на опред. стадии развития ч-ка. В научной литературе можно встретить термин "личность ребёнка", с точки зрения общей психологии это грубая ошибка. На вопрос "Когда возникает личность?", однозначного ответа нет. Фрейд считал, что личность возникает в постгубертатный период (14-15 лет): человек начинает идентифицировать себя с определённым полом. Борис Эльконин считал, что личность у ребёнка начинается в 7-8 лет, когда заканчивается "игровое детство". Личность, раз сформировавшись, является неотъемлемой частью индивида. Личность формируется на базе физиологического субстрата (тела), а существует в отрыве от этого субстрата. То членение, к-ое мы имеем, позволяет ч-ку компенсировать множество ограничений и недостатков, связанных с его индивидуальными и индивидными особенностями. Наличие такого образования как личность позволяет компенсировать многие его недостатки. Пример Эйнштейна: был физеологически и физически ущербным, как индивидуальность обладал скверным характером (вспыльчивый, эмоционально распущенный и т.д.). Именно благодаря своему личностному величию, вокруг него всегда было огромное кол-во друзей и поклонниц. С возрастом он сумел взять под контроль эмоциональные проявления.

Личность существует в отрыве от тела и может оказывать влияние на людей без физического присутствия.

Вопрос: "Всегда ли у человека возникает личность?" Личность ч-ка может возникнуть только в опред. социуме. С одной стороны, личность не возникнет в отсутствие тела, но одного тела для возникновения личности не достаточно. (Дети, к-ых воспитывали животные – пример отсутствия личности). Сенситивный период в развитии личности (вспомним по отношению к способностям, задаткам). Если развитие личности в этот период не произошло, то дальше личность не сформируется.

Индивидом человек рождается. Может ли человек быть индивидом, но не стать индивидуальностью? да, может: человек был зачат, но не развился в личность (т.е. умер в раннем детстве).

"Какие же характеристики ч-ка являются индивидными (читай врождёнными)?"

"Эмоциональная сфера и её особенности являются ли врождённой характеристикой человека?"

Ответы на эти вопросы очень важны, т.к. если это кач-ва врождённые, значит на них повлиять (их изменить) нельзя. Если же это кач-ва приобретаемые под действием внешней среды, то можно сознательно создать такие условия, чтобы ч-к развился с заранее заданными параметрами (процесс воспитания).

Индивидуальность. Как только рождается живой организм, обладающий способностью к научению и способностью формирования собственной картины мира, развивается (и меняется) его индивидуальность. Таким образом, в процессе онтогенеза меняется его индивидуальность.

Самой последней у человека возникает личность. Понятие "личность" характеризует только человека, т.к.:

- Она подразумевает сознание. Хотя одного сознания не достаточно (примеры с детьми);

- Социальное взаимодействие с окружающим миром (доступ к культуре). У древнего ч-ка личность не развивалась, т.к. не было доступа к культуре. Личность замещалась родовыми правилами и нормами поведения (в частности родовым сознанием).

При этом нельзя говорить, что стержнем личности является самооценка, т.к. это только одна из составных частей "Я".

Необходимо также заметить, что со смертью человека его личность не умирает: она продолжает существовать и влиять на поступки живых людей. Таким образом, личность "обычного" человека в тот или иной момент умирает, т.к. умирают все, кто так или иначе была связана данная личность.

Получается, что биологически личность отсутствует, а социально ещё живёт (и, возможно, долго ещё будет).

Трихотомия: индивид - индивидуальность - личность.

  1. Психологическая теория деятельности. Структура деятельности.
  2. Основные принципы теории деятельности. Принцип реактивности и активности.

Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К.Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.

Характеристика строения, или макроструктура, деятельности. Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу.

Действие - это основная единица анализа деятельности. По определению деиствие - это процесс, направленный на реализацию цели.

2) действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

3) через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).

Основные исходные положения или принципы теории деятельности:

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).


  • Главная >публикации > Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования

Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования

А. Г. АСМОЛОВ

В данной статье предпринята попытка очертить основные положения историко-эволюционного подхода к пониманию личности, показать необходимость возникновения феномена личности и его эволюционный смысл в естественно-историческом процессе развития общества, а тем самым избежать ограниченности таких полярных течений в изучении личности в зарубежной психологии, как персонализм и структурализм. Вначале мы дадим краткую характеристику общенаучной системной стратегии и конкретно-научной методологии, лежащей в основе историко-эволюционного понимания личности.

Общенаучной системной стратегии изучения человека в разных науках —социологии, истории, семиотике, этнографии, биологии развития и психологии — присуща тенденция, охарактеризованная В.П. Кузьминым как переход от моносистемного видения действительности к полисистемному знанию. «. Моносистемное знание, — пишет В.П. Кузьмин, — сфокусировано на познании предмета (явления) как системы. Это знание системоцентрическое, направленное в основном на раскрытие внутренних механизмов и законов явления.

Во-вторых, эта логика требует изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы, т. е. привлечения данных о путях и общих закономерностях эволюционного процесса биологических, технических и социальных систем, природы и общества.

Еще в 40-х гг. один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1940) для понимания развития психики в филогенезе и онтогенезе привлек представления о закономерностях эволюционного процесса, открытых в русле советской научной школы эволюционной биологии А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. Время показало, что идеи о закономерностях эволюционного процесса начинают успешно использоваться в этнографических исследованиях антропосоциогенеза (В.П. Алексеев, 1984) и развития культуры (Э.С. Маркарян, 1985), при анализе эволюции саморегулирующихся технических систем (В.И. Варшавский, Д.А. Поспелов, 1984), при изучении микрогенеза познавательных процессов в психологии (Д.Н. Завалишина, 1985).

Поэтому не случайно то, что в поисках ответа на вопрос о том, чем вызвана в ходе эволюции общественных систем необходимость возникновения феномена личности, нам придется не раз обращаться к столь разнородным концепциям, как теория эволюционирующих систем в биологии и представление о механизмах развития культуры в семиотике. Причина обращения к этим внешне не связанным подходам заключается в том, что в них обнаружены общесистемные закономерности, выходящие за границы тех или иных конкретных наук. Одна из функций общенаучного системного анализа как раз и состоит в том, что с его помощью из конкретных наук о природе и обществе вычленяются общие закономерности развития любых систем, и тем самым перебрасывается мост, создается канал связи, между разными науками о человеке. Реализация положения о необходимости изучения человека в процессе эволюции порождающей его системы предполагает, чтобы исследователь не просто говорил о развитии, а каждый раз ставил вопрос об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена и о порождающей его системе, например: какой эволюционный смысл появления новых видов в биологической эволюции или разных этнических групп (племен, наций) в истории человечества? В чем эволюционный смысл возникновения новых органов в филогенезе определенного вида или формирования неповторимого характера в индивидуальном жизненном пути личности? Иными словами, изучение любых движущих сил развития биологических и социальных систем, динамики развития будет неполным до тех пор, пока не раскрыт тот эволюционный смысл для обеспечения которого, например, функционируют механизмы естественного отбора (см. об этом, например, [10], [32]).

В русле конкретно-научной методологии изучения психических явлений в качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает совместная предметная деятельность2.

Обозначенные выше положения полисистемного анализа человека лежат в основе историко-эволюционного подхода к пониманию личности. Постановка в контексте историко-эволюционного подхода вопросов о том, для чего нужна личность и в чем необходимость возникновения феномена личности в развивающихся социокультурных системах, приводит к разведению двух различных тенденций в психологии личности — феноменографической и историко - эволюционной.

Подобное пренебрежение решением вопроса об эволюционном, смысле личности в современной психологии было бы полностью оправданным в том случае, если бы факты возникновения личности, индивидуальных различий между людьми и закономерности эволюционного процесса развития человеческого вида и рода были совершенно не связаны между собой. Но являются ли проявления вариативности в онтогенезе любого биологического организма и эволюция его вида двумя независимыми рядами? Вполне определенный отрицательный ответ на этот лобовой и наивный для каждого эволюциониста вопрос дает замечательный отечественный психолог В.А. Вагнер [11].

Для того чтобы наметить перспективы решения вопросов о необходимости возникновения личности в развивающихся социокультурных системах, значении социотипичных и индивидуальных проявлений личности в жизни этих систем, механизмах самодвижения личности в системе общественных отношений, нами будут выделены и раскрыты три основных предпосылки историко-эволюционного подхода к пониманию личности в психологии.

Предпосылка 1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденцийтенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.

Так, в биологических системах наследственность выражает общую тенденцию эволюционирующей системы к ее сохранению, к передаче без искажений информации из поколения в поколение, а изменчивость проявляется в приспособлении различных видов к среде обитания. Ф. Энгельс характеризует наследственность как консервативную положительную, а приспособление, тенденцию к изменению системы — как революционизирующую отрицательную стороны процесса развития [1; 634]. В социальных системах тенденция к сохранению проявляется в социальном наследовании4, в преемственности таких типичных форм культуры и социальной организации, которые обеспечивают адаптацию данной системы к тем или иным уже встречавшимся в ходе ее эволюции ситуациям. Изменчивость же выступает в различных нестандартных, нестереотипизированных приспособлениях системы к непредсказуемым: переменам ситуации, в поиске новой информации о среде существования и в построении целесообразного поведения в этой среде. Индивидуальная изменчивость тех или иных элементов системы представляет собой условие для исторической изменяемости систем в целом. Идея об индивидуальной изменчивости элементов системы как основе исторической изменяемости популяций, в наиболее явной форме высказанная в биологии И.И. Шмальгаузеном, отражает универсальную закономерность развития любых систем. В качестве элементов, несущих индивидуальную изменчивость, могут выступить индивид — в системе биологического вида; член племени — в системе этнической общности; представитель класса — в системе общественно-экономической формации; последователь научной школы — в системе профессионального научного сообщества и т.п. Человек, включаясь в каждую из этих систем, наследует типичные для них системные качества (см. [19]) и одновременно выступает как потенциальный носитель исторической изменчивости этих систем в целом. Именно типичные родовые системные качества человека, выражающие тенденцию эволюционирующей системы к сохранению, стоят, на наш взгляд, за различными проявлениями активности субъекта — стереотипами поведения, репродуктивным мышлением, привычками, установками, — характеризуемыми в психологии как адаптивные; вариативные, уникальные качества человека, выражающие тенденцию к изменению, проявляются в многообразных формах активности субъекта — ориентировке внимания на новизну, творчестве, самореализации личности, — описываемых как продуктивные типы активности (А.М. Матюшкин, 1982). В контексте историко-эволюционного подхода к пониманию личности необходимо подчеркнуть, что эволюционный смысл адаптивных типов активности не сводится к поддержанию равновесия со средой, гомеостаза, выживания. Главным критерием адаптации, по мысли И.И. Шмальгаузена, является не только и не столько фактическое выживание индивида в данной конкретной среде, сколько обеспечение преемственности существования индивида — его жизни в ряду будущих поколений [18].

Предпосылка 2. В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.

В эволюционирующих системах существуют различные виды активности включенных в эти системы элементов, которые непосредственно не приводят к адаптивным прагматическим эффектам, удовлетворяющим нужды данных систем и обеспечивающим их сохранение, устойчивость.

Таким образом, на разных уровнях функционирования человека как элемента развивающихся систем — на уровне человека как индивида в биологической популяции, на уровне личности как индивидуальности в социальной общности — проявляются неадаптивные избыточные для этих систем формы активности, которые выражают тенденцию к их изменению и тем самым выступают как необходимый момент эволюционного процесса этих систем. В переломные периоды жизни развивающихся систем (биологические катаклизмы, социальные кризисы) значение неадаптивной активности входящих в эти системы элементов возрастает и приоткрывает ее эволюционный смысл. Так, например, кажущиеся излишними неадаптивные действия таких мыслителей, как Джордано Бруно, восходящих ради своих убеждений на костер, выступают как цена за адаптацию развивающейся социальной общности в целом, ее прогресс. В этой связи встает вопрос о судьбе неадаптивных актов и их результатов в процессе развития различных систем. Могут ли акты, несущие тенденцию к изменению системы, из неадаптивных переродиться в адаптивные? При каких обстоятельствах в процессе эволюции происходят подобного рода изменения функционального значения акта в развитии биологических и социальных систем? Отвечая на эти вопросы, обратимся к третьей предпосылке историко-эволюционного подхода к пониманию личности.

Предпосылка 3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности этих систем, направленными на реализацию их родовой программы, и проявлениями активности элементов этих систем, несущих индивидуальную изменчивость.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

3. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.— 462 с.

4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 151 с.

5. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психол. 1982. № 2. С. 14—27.

6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.

7. Байбурин А.Г. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Сов. этнография. 1985. № 2. С. 36—46.

8. Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976. — 296 с.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса.. М., 1965. — 527 с.

10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. — 351 с.

11. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Эволюция психических способностей по чистым и смешанным линиям. Вып. 7. Л., 1928. — 50 с.

12. Варшавский В.А., Поспелов Д.А. Оркестр играет без дирижера. Размышления об эволюции некоторых технических систем. М., 1984. — 208 с.

13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. — 350 с.

14. Деятельностный подход. Деятельность. Личностный смысл. Социогенез (в психологии) // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 84—86, 164—165, 335—336.

15. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания // Вопр. философ. 1983. № 11. С. 3—15.

16. Квасов Г.Г. Диалектика развития личности в социалистическом обществе. М., 1985.— 231 с.

17. Ковальзон М.Я. Материалистическое понимание истории и деятельностная проблематика // Вопр. философ. 1985. № 3. С. 33—36.

18. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.

19. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1980. — 231 с.

20. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 3. С. 3—14; № 4. С. 3—14.

21. Лихачев Д.С., Панченко А М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.— 296 с.

22. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 445 с.

23. Лотман Ю. М. Типология культуры. Тарту, 1970. — 106 с.

24. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984. — 201 с.

25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 256 с.

26. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 40—56.

27. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984. — 141 с.

28. Ротенберг В. С. Адаптивная функция сна. М., 1982. — 176 с.

29. Социальная психология классов. Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М., 1985. — 293 с.

30. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. — 287 с.

31. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. — 488 с.

32. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. Избранные труды. М., 1983. — 359 с.

Поступила в редакцию 24. IV 1985 г.

1 В данном контексте под социогенезом понимается происхождение и развитие психических процессов, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Разработка проблем социогенеза представляет собой одно из направлений воплощения принципа историзма в общей психологии личности (см. [14; 335—336].)

5 Анализ механизмов развития и функционирования индивидуальности личности как субъекта деятельности — личностного выбора, использования ролей как средств овладения своим поведением, самореализации как нормотворчества, социогенетических истоков защитных механизмов, генезиса характера — дается в разработанных нами представлениях о мотивационно-смысловых динамических образованиях личности, предмете психологии личности в целом [6]. Здесь же главное внимание уделено функциональному значению индивидуальности личности в историко-эволюционном процессе развития той или иной социальной общности.

Общая идея:человек существует во многих системах, является элементом многих систем, как физических, биологических, так и социальных. Системный историко-эволюционный подход позволяет изучать человека в различных исторических процессах его развития: антропогенез, социогенез, биогенез и персоногенез.

Важно понимать его базу, а именно системный подход (обратитесь к общей теории систем фон Берталанфи), концепции ноосферы Вернандского, идея преадаптации Вавилова, теория функциональных систем Анохина).

Базируется на трех принципах:

1) Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.

Эти тенденции выражены соотвественно в двух механизмах – адаптации и бифуркации. Что есть адаптация – понятно, надеюсь. Бифуркационные механизмы обеспечивают тенденцию к изменению системы и приходят в действие, когда возникают резкие изменения среды, кризисы всякие.

Характеристики системы, которые обеспечивает адаптация – предсказуемость, прогнозирование будущего развития системы. Бифуркация – непредсказуемость.

3) необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.
Пример гармонического взаимодействия: шут (трикстер) в Средневековье.

Системный подход и концепции личности в психологии.

Из приведенного примера с использованием общих системных идей в психологии вытекает, что представления общей теории систем, хотя и дают возможность более явно выделить характеристики исследуемых ими объектов (целостность, организация связей внутри системы, иерархии уровней управления системой и т. п.), недостаточно эффективно выполняют собственно методологическую функцию системного подхода — функцию поиска новых путей познания сложных целостных объектов и постановки новых проблем исследования.

Читайте еще:

Грустно то, что по большому счету особой разницы в названных методах, относительно достигаемой с их помощью цели, нет. Конечно, на первый взгляд приятнее, когда тебя убеждают в необходимости работать за бесплатно, чем когда силой отнимают уже выданный пряник. Но дело-то в том, что метод.

Критики теории Келли упрекали его, прежде всего, в том, что психология личностных конструктов воспринимается как слишком формальная система, в которой уделяется намного больше внимание логике и научному мышлению, чем человеческим эмоциям и переживаниям. Такое восприятие, вероятно, отчасти.

Если же выведение извращений из Эдипова комплекса можно установить как общий принцип, тогда наша оценка его значения получает новое подтверждение. Ведь по нашему мнению, Эдипов комплекс есть, собственно, зародыш неврозов, а достигающая в нем апогея инфантильная сексуальность &mdash.

-Как ни странно, он всегда появлялся в счастливые моменты моей жизни, в самое неподходящее время. Это было всегда ужасно и мучительно.

Единственный человек, который может вас обидеть, унизить или оскорбить, — тот, который смотрит на вас из зеркала. Это вы унизились, обиделись или оскорбились. Это вы придали чужим словам или действиям унизительный смысл. Но люди могут бросать в нас камни. А наше право: принимать или не.

стоятельства были использованы врачами при планировании психотерапевтического вмешательства. Решено было нейтрализовать патогенный семейный фокус (мать) путем активизации положительного семейного фокуса (отца). Врачи разъяснили членам семьи причины и сущность их конфликтных.

Создатель "Симпсонов", рисовальщик журнальных комиксов Мэтт Грейнинг, давно понял, как маскировать свои контркультурные концепции. "Я считаю, что можно безнаказанно высказывать любые необычные идеи — надо всего лишь улыбаться, высказывая их", — сказал он однажды. Фактически.

С тех времен, когда родители жили раздельно, во мне сохранился еще один образ: молодая, хорошенькая, очень обаятельная девушка с синими глазами и светлыми волосами. Ясным светлым осенним днем она ведет меня вдоль Рейна, ниже водопада, под золотистыми кленами и каштанами вблизи замка Верц. Солнце.

Люди забывают о том, что жизнь – это школа, где каждый момент есть какой-то урок. Вспомните свою школу: когда хорошо знаешь материал, то этот урок можно пройти легко, играючи, с удовольствием, а когда не знаешь, то боишься идти на занятия, а когда спросят, краснеешь, бледнеешь и получаешь.

Читайте также: