Исторический обзор изучения проблемы способностей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экспериментальная психология родилась в середине XIX века. Ее сверстницами могут считаться генетика и экспериментальная физиология, научная антропология, а старшими сестрами (середина XVIII века) – научная химия и геология.

Труды методологов науки – О. Конта, Г. Спенсера, Д. С. Милля – только констатировали начало новой эпохи цивилизации, основанной на достижениях научно-технического прогресса, которые, в свою очередь, немыслимы без человеческого творчества и труда.

Однако вернемся к психологии.

Практически все основные отрасли современной фундаментальной психологии возникли в конце XIX века: экспериментальная психология познавательных процессов – в работах Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, И. Мюллера, дифференциальная психология – в работах Д. Кэттелла, Ф. Гальтона, социальная психология – в работах Э. Дюркгейма, В. Вундта, В. М. Бехтерева и пр. Не была исключением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика – близнецы, а их отец – Френсис Гальтон, который, кстати, и предложил близнецовый метод в психогенетических исследованиях.

На эту роль вправе претендовать Гальтон. Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но главное – в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые и по сей день решаются исследователями.

Сам Френсис Гальтон мог с полным правом претендовать на титул гения. Широта научных интересов Гальтона и его способности были необычайны. Получив медицинское и биологическое образование, он первоначально занялся географией и метеорологией. Известность ему принесло открытие антициклона. Позже он занялся криминалистикой и внес вклад в дактилоскопию.

Гальтон изобрел анкету как метод исследования и провел анкетирование более 300 представителей английской интеллектуальной элиты. Он полагал, что талант является наследственной чертой и проявляется в ряде поколений и что, следовательно, социальная элита формируется на основе наследуемого таланта.

Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные различия между людьми, и не случайно его работы послужили отправным пунктом развития дифференциальной психологии. Два фактора – наследственность и среда – влияют на развитие человека. И, чтобы выявить относительное влияние наследственности и среды в течение жизни, он в 1876 году предложил использовать методику сравнения испытуемых-близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных средах (разлученные близнецы).

Для обработки экспериментальных результатов Гальтону понадобились новые статистические методы, и совместно со своим кузеном Чарльзом Пирсоном, известным математиком, он разработал основания корреляционного анализа, который позволяет сделать вывод о величине, а также закономерности или случайности связи между двумя различными параметрами индивидуальности (например, интеллектом и ростом), измеренными у группы людей.

В конце концов Гальтон пришел к выводу, что необходимо искусственное поддержание интеллектуального потенциала в человеческом сообществе, и явился основоположником евгеники.

Надо сказать, что эмпирические результаты исследований Гальтона не всегда подтверждали его теоретические предположения. Так, например, он был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантливы и умны, чем мужчины.

Подводя итоги трудов сэра Френсиса, выделим список проблем и методических подходов, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.

Первая проблема: развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.

Вторая проблема: взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека. В дальнейшем оказалось, что связь между творчеством, интеллектом и простейшими познавательными способностями более сложна, чем это представлялась поначалу.

С этой проблемой тесно связана третья: создание методов измерения способностей, в более широком смысле – методов измерения психических свойств индивидуальности. Психодиагностика и психометрика способностей, начинаются с работ Гальтона и Пирсона.

Как я уже заметил, Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить для измерения интеллекта человека. Он приблизился к представлению о когнитивной сложности интеллекта как одной из основных его характеристик, считая, что поле, на котором действует наш интеллект и рассудок, тем обширнее, чем лучше органы чувств реагируют на внешние раздражители. Заметив нарушение способности различать тепло, боль, холод при идиотии, он окончательно убедился в том, что по сенсорной различительной чувствительности можно определить интеллектуальную одаренность.

В конце концов проблема структуры способностей и проблема измерения способностей оказались тесно связанными.

Следующая важнейшая проблема: способности и деятельность.

Изоморфизм способности и деятельности, сводящийся к простой формуле: способностей столько же, сколько и видов деятельности, – есть первичное и наивное решение вопроса. Другие варианты, в первую очередь представление о сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются более научно обоснованными.

В меньшей мере Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими исследователями. В частности, А. А. Бодалев [1] считает, что социальная психология способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом.

С его точки зрения, основными проблемами, которые следует решать психологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо– и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей (заметим, что есть и обратная связь: способности определяют социальный статус и роль); влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучение престижа способностей, который формируется средствами массовой информации.

Развитие общества связано с изменением отношения к различным способностям.

Пожалуй, наиболее подробная классификация задач социальной психологии способностей приведена тем же Бодалевым.

Главной задачей социальной психологии, с его точки зрения, является прослеживание взаимосвязей: общественная потребность в определенных способностях – условия для их развития – реальное развитие способностей.

Список проблем, конечно, не исчерпывается вышеприведенными. В предложенной вниманию читателей книге будут рассмотрены лишь проблемы структуры, диагностики и развития общих способностей: интеллекта, креативности и, в меньшей мере, – обучаемости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Очерк I. Значение патопсихологических исследований для теории психологии

Очерк I. Значение патопсихологических исследований для теории психологии Исследования в области патологии психической деятельности имеют большое значение для многих общетеоретических вопросов психологии. Остановимся на некоторых из них.Один из них касается роли

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии Развитие социально-психологических исследований в нашей стране в значительной мере было стимулировано потребностями практики.Это наложило отпечаток на становление самой научной

56. Методы и средства исследований в социальной психологии

56. Методы и средства исследований в социальной психологии Развитие социально-психологических исследований в нашей стране в значительной мере было стимулировано потребностями практики. Такая ситуация порождает как положительные (финансирование исследований народным

Развитие способностей

Развитие способностей Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша

80. Развитие и формирование способностей

80. Развитие и формирование способностей В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут

ИСТОРИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ АФФЕКТОВ

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ "Истинно говорю вам, если будете иметь веру в сердце своем и не усомнитесь; – не только сможете сделать все то, что сделано мною… но и все, что попросите искренне в сердце своем в молитве и с верою – получите…" Иисус Христос (от Матфея,

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические

Раздел 1 История психологических исследований общения

Раздел 1 История психологических исследований общения Исследование общения в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы: школа Кондратьевой С. В. С начала 1960-х гг. проблемы профессионализма в О., психич. регуляции и саморегуляции пед. деятельности и О.

История исследований психодинамической психотерапии

История исследований психодинамической психотерапии С самого начала исследования психотерапии были направлены на решение как прикладных задач, в первую очередь, выяснение эффективности психотерапевтического воздействия, так и чисто фундаментальных – на обеспечение

Главная Способности человека Исторический обзор изучения проблемы способностей

Способности представляют собой дифференциально-психофизиологический феномен. С давних пор и до настоящего времени ведутся споры о об их генезе. Как отмечает К. К. Платонов (1972), «преемственная линия развития учения

. Пусть плотник не занимается земледелием, а ткач — архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных.

Новый этап в изучении способностей начинается со второй половины XIX в., когда появилось психологическое тестирование, а вместе с ним и психология индивидуальных различий как особое научное направление.


Френсис Гальтон родился в 1822 г. в Англии. Антрополог и психолог. Почетный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов. Получил медицинское и биологическое образование, но первоначально занялся географией и метеорологией, затем криминалистикой и внес вклад в дактилоскопию. В начале 1860-х гг. увлекся проблемой способностей и таланта. Попытался приложить эволюционную теорию к решению проблем индивидуальных различий в способностях человека. Одним из первых использовал вариационно-статистические методы в области экспериментальной психологии, анкеты и опросники для изучения личностных особенностей. Вместе с двоюродным братом Чарльзом Спирменом разработал основания корреляционного анализа. Заложил основы психометрики. Умер Ф. Гальтон в 1911 г.

Ф. Гальтон предложил многие психодиагностические методы и методики изучения способностей, в частности методику сравнения способностей близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных условиях. Однако для доказательства своих идей он избрал не очень удачные тесты и показатели (в основном сенсорные), поэтому в результате потерпел неудачу. Несмотря на это, его работы послужили отправным пунктом в развитии дифференциальной психологии (психофизиологии). Последователями идей Ф. Гальтона стали Э. Мейман (1917), И. А. Сикорский (1918), Г. Ревеш (G. Revesz, 1952).

Более адекватные тесты для изучения уровня развития интеллекта предложил в начале XX в. французский ученый Альфред Бине (1910). Он и его сотрудники измеряли уровень развития психических процессов — памяти, внимания, воображения и т. д. Он разработал первый психометрический тест интеллекта (шкала умственного развития Бине—Симона).

Штерн различал два вида одаренности — реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне, и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития.

Другой немецкий психолог и педагог Эрнст Мейман (1917) считал, что внешние условия лишь усиливают или ослабляют развитие наследственных задатков.

В нашей стране в 1920-1930-е гг. проблема способностей изучалась главным образом в рамках психотехники с использованием методов тестирования. Новый шаг в теоретическом осмыслении проблемы был сделан в 1930-1940-е гг. благодаря работам С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. В последующий период большой вклад в разработку этой темы внесли труды Т. И. Артемьевой, Э. А Голубе-вой, В. Н. Дружинина, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, В. Д. Шадрикова.

Ныне существуют различные подходы к рассматриваемому понятию — общепсихологический и дифференциально-психологический. Согласно первому способностями признаются любые проявления возможностей человека (исходная посылка: человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность). В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения.

Такая точка зрения имеет давние корни. Например, по мнению К. Д. Ушинско-го, ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний. Следовательно, проблема способностей приобретает психолого-педагогический оттенок.

При индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе, наоборот, подчеркиваются различия между людьми в их способностях. При этом Б. М. Теплов, будучи приверженцем такой точки зрения, не включал в способности знания и умения. И для этого действительно есть веские основания, которые можно найти в биографиях многих талантливых людей.

Так, у И. Репина и В. Сурикова способности к рисованию проявились уже в возрасте 3-4 лет, еще до того, как их стали обучать живописи. Гайдн стал самостоятельно заниматься музыкой в этом же возрасте тайком от родителей. Великий изобретатель-самоучка Эдисон построил в Нью-Йорке электростанцию, опираясь в основном не на систему знаний, а на интуицию, с помощью метода проб и ошибок. Он не знал даже элементарных законов электротехники. Сообразительность, способность к умственным преобразованиям и творчеству <креативность) — вот что присуще способным людям.


То, что способности не сводятся к полученной подготовке, - очень важная, но далеко не простая сторона дела. Известно, что развитие способностей требует овладения знаниями, умениями, выработанными людьми в ходе общественно-исторической практики. Но можно ли считать, что те новые возможности ребенка, которые возникают благодаря обучению его тем или иным способам обращения с предметами или понятиями, являются усваиваемыми им извне способностями? Например, когда ученик освоил новый способ решения задач или новое понимание каких-нибудь явлений, то означает ли это, что у него появились и новые способности? Если да, то чем они отличаются от новых знаний и умений? Ведь и умения бывают широкими, обобщенными. Различие между способностями и умениями далеко не очевидно. Так, может быть, оно и не является существенным? Может быть, нет надобности различать способности и знания, умения, которым можно научиться?

Сказанное означает, что способности не могут быть просто заданы извне. Как ни велико значение для их формирования того, чему можно научить, они обязательно предполагают и внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, и эти внутренние условия имеют свои природные предпосылки. Поэтому не может быть равенства по способностям: способности всегда несут на себе печать индивидуальности (Н. С. Лейтес, 1985, с. 9).


В связи с этим рассмотрение способностей как специфического психологического (вернее даже — психофизиологического) феномена целесообразно осуществлять с позиций дифференциальной психологии и психофизиологии.

Способности — это индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные.


Исторический обзор:

в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние позиции в вопросе о способностях, отрицал природный характер способностей. В своей теории Гельвеций был демократичен. Он пришёл к полному отрицанию природных задатков, по существу отождествляя проблему происхождения общественного неравенства с проблемой индивидуальных различий между людьми.

Учение Вольфа было общепсихологическим, то есть касалось общих для всех людей свойств психологических процессов, без индивидуальных различий. Если сейчас говорить о различиях памяти, темперамента, эмоций, интеллекта, как об индивидуальных особенностях психики каждого человека, то основным для взглядов Вольфа было утверждение наличия у других известного комплекса независимых друг от друга способностей, проявляющихся в различных сторонах психологической деятельности.

Значительный вклад в теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его работах содержится уже довольно стройное и чрезвычайно содержательное учение о способностях. В.Г. Белинский имел возможность опираться на оригинальные мысли своих предшественников, кроме того, постоянная литературно-критическая деятельность, анализ художественных произведений побуждали его задумываться о способностях, их природе и различиях.

Под способностями Белинский понимал потенциальные природные силы личности. Он считал, что в основе способностей лежат природные особенности организма человека.

Как и Белинский, Чернышевский считал, что способности представляют собой природный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития способностей необходимы определённые условия. Он писал, что великие гении одарены от природы, но их дарования могут развиваться только в определённых общественных условиях, и именно таких, которые представляют возможность для их активной деятельности. Идеи Чернышевского по проблеме одарённости послужили отправным пунктом для разработки материалистической теории способностей, которая в основу всего положила деятельность как источник и условие развитие способностей человека.

Гальтон в своей работе сделал первую попытку определить наследственность таланта путём изучения биографий знаменитых людей и выяснения, сколько было среди родственников этих людей выдающихся личностей. Влияние взглядов Гальтона ощущается в работах Кеттела, Термена, Кокса и др.

Итак, по мнению Лазурского, способности врождённы. Что же касается условий жизни, воспитания и образования, то они не оказывают общественного влияния на способности.

Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.

Очень ценной является мысль Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетическое образование личности.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности,в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии эле­ментарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности,имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие,которыми определяются успехи человека в са­мых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные,определяющие успе­хи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способнос­ти математические, технические, литературно-лингвистичес­кие, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические,определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические,лежа­щие в основе склонности к конкретно-практическим дей­ствиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь раз­носторонне одаренным людям;

в) учебные,которые влияют на успешность педагогичес­кого воздействия, усвоение человеком знаний, умений, на­выков, формирования качеств личности, и творческие,свя­занные с успешностью в создании произведений материаль­ной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобрете­ний. Высшая степень творческих проявлений личности на­зывается гениальностью,а высшая степень способностей лич­ности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности,связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой инфор­мацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам дея­тельности и общения, юбладает общей одаренностью,т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки — это некоторые генетические детерминирован­ные (врожденные) анатомо-физиологические особенности не­рвной системы, составляющие индивидуально-природную осно­ву (предпосылку) формирования и развития способностей.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) раз­личия— это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой кото­рых выступают особенности нервной системы, мозга, созда­ются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и обще­ний, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаи­модействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия явля­ются предметом изучения дифференциальной психологии.

Способности— не статичные, а динамические образова­ния, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и об­щения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Евгеника.

Различают позитивную и негативную евгенику.

Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект).

Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными. Негативная евгеника практиковалась в нацистской Германии.

Дискуссия вокруг евгеники

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.

С давних времён ведутся споры о генезисе способностей [1].

Новый этап изучения способностей начинается во второй половине XIX века, когда появилось психологическое тестирование, а вместе с ним и психология индивидуальных различий как новое научное направление.


Более адекватные тесты для изучения уровня развития интеллекта предложил в начале XX века французский ученый Альфред Бине (1910) [9]. Он и его сотрудники измеряли уровень развития психических процессов: памяти, внимания, воображения и т. д.

Другой немецкий психолог и педагог Эрнст Мейман (1917) считал, что внешние условия лишь усиливают или ослабляют развитие наследственных задатков [6].

В нашей стране в 1920 – 1930-е годы проблема способностей изучалась в основном в рамках психотехники с использованием методов тестирования. Новый шаг в теоретическом осмыслении проблемы способностей и одаренности был сделан в 1930 – 1940-х годах благодаря работам С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова.

В настоящее время существуют различные подходы в использовании понятия способностей – общепсихологический и дифференциально-психологический. При общепсихологическом подходе в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека (исходная посылка: человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность). В центре проблемы оказывается вопрос: как эффективнее развивать возможности всех людей, включая знания и умения. Эта точка зрения имеет давние корни. К.Д. Ушинский, например, считал, что ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний. Отсюда проблема способностей приобретает психолого-педагогическую направленность. С позиций общепсихологического подхода все люди способные, все всё могут. При индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе, наоборот, подчеркиваются различия между людьми по способностям. При этом Б.М. Теплов, будучи сторонником второго подхода, не включал в способности знания и умения. И для этого действительно есть веские основания, которые можно видеть в биографиях многих талантливых людей.

Так, И. Репин и В. Суриков стали проявлять способности к рисованию в возрасте трех – четырех лет – до того, как их стали обучать рисованию. Й. Гайдн стал самостоятельно заниматься музыкой в этом же возрасте тайком от родителей. Великий изобретатель-самоучка Эдисон построил в Нью-Йорке электростанцию, опираясь в основном не на систему знаний, а на интуицию, применяя метод проб и ошибок. Он не знал даже элементарных законов электротехники. Сообразительность, способность к умственным преобразованиям и творчеству (креативность) – вот что присуще способным людям.

В связи с этим рассмотрение способностей как специфического психологического (вернее даже – психофизиологического) феномена целесообразно осуществлять с позиций дифференциальной психологии и психофизиологии.

История изучения способностей уходит корнями в XVIII- XIX век. В то время способности понимались, как высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [3]. Позднее было доказано, что способности не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняют (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Проблема способностей является очень емкой и включает в себя большое количество разнообразных характеристик, т.е. различные авторы рассматривают способности с разных точек зрения.

В вопросе о природе способностей позиции различных течений западной и отечественной психологии коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.

Первое психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Сторонники этой точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта – в 3 года, литературные способности Пушкина – в 9 лет.

Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности.Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей. При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Представители этой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения, и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

С.Л. Рубинштейн предлагает различать способности по своему качеству, направленности и по уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т.е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться.

Уровни развития общих и специальных способностей представлены на рис. 1.

Рис. 1. Общие и специальные способности





Рис. 2. Конус способностей

Общие способности– это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др.

Специальные–это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.

Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. К 16–18 годам, когда происходит выбор профессии, у личности проявляются профессиональные способности. Из "конуса способностей" видно, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рис. 2 также следует, что "конус способностей" формируется по направлению снизу вверх, а разрушение способностей идет в противоположном направлении.

Способности различают и по уровню их развития. По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность. Сущность способностей по уровню их развития показана на рис. 3.



Рис. 3. Уровни развития способностей

Высокий уровень способностей в психологической литературе понимается как одаренность. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т.п.

С.Л. Рубинштейн считает, что способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется [16]. К.К. Платонов предлагает относить способности к свойствам личности, при этом выделяет в ней четыре фактора развития способностей:

1. биологически обусловленная (темперамент);

2. психическое отражение (мышление, память, чувства, воля);

3. приобретенные человеком знания, умения, навыки;

4. направленность личности (интересы, мировоззрение)

Эти подгруппы совпадают с функциональным, операционным, мотивационным механизмами, обусловливающими развитие способностей.

В ходе онтогенетического развития происходят качественные изменения в памяти, внимании, мышлении. Становятся произвольным внимание, память смысловой, логическим мышление. Под влиянием профессиональной деятельности развиваются профессиональная память, практическое и техническое мышление, наблюдательность по отношению к объекту деятельности [1].

В психологических исследованиях способностей выделяется особое направление – изучение специальных способностей. Учебные и математические способности изучали А. А. Бодалев, В.А. Крутецкий, педагогические - Н. Ф. Гоноболин, Н.В.Кузьмина, организаторские - А.Г. Ковалев, Л.П.Уманский, музыкальные - Б.М. Теплов, В. И. Кауфман, профессиональные - К.К. Платонов.

Б.М. Теплов в изучении музыкальных способностей предлагает понимать их как некий комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются:

1) музыкальный слух в его двух компонентах - звуковысотном и ладовом;

2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению);

3) музыкально-ритмическое чувство [19].

Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам:

1) способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их;

2) практически-психологический ум;

3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;

5) психологический такт;

6) общий уровень развития;

8) требовательность к другим людям;

9) склонность к организаторской деятельности;

13) самообладание, выдержка;

16) личная активность;

18) организованность [21].

Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств.

В исследовании Н.А. Федоровой изучалась роль воображения в овладении студентами художественным конструированием. Оказалось, что успешность обучения художественному конструированию значительно выше у тех студентов, которые отличаются высоким уровнем развития воображения, пространственного восприятия, памяти и мышления [17].

В изучении специальных способностей педагогов Н.В. Кузьмина выделяет конструктивный, гностический, организаторский и коммуникативный компоненты, в соответствии с которыми происходит развитие способностей. Овладевая указанными видами деятельности (компонентами), педагог достигает определенного уровня соответствующих способностей. Коммуникативные способности, по Н.В.Кузьминой, есть способность учителя устанавливать правильные отношения с учащимися. Это сфера общения, в которой проявляются коммуникативные способности [7].

Таким образом, можно ожидать, что набор общих и специальных или специфических качеств будет варьировать в пределах той или иной профессиональной деятельности, для которой необходимо именно такое сочетание общих и специальных качеств, а не другое. Так специальные способности в конструировании технических изделий могут проявляться на высоком уровне лишь в том случае, если человек располагает знаниями в области техники, склонностью к данному виду деятельности. Он проявляет интерес к конструированию, у него есть желание прилагать усилия в достижении высоких результатов в избранной профессиональной деятельности. При достижении известного уровня в этой деятельности человек начинает стремиться к новым знаниям, расширению умственного кругозора. Тогда, по мнению Е.И. Степановой, специальные способности становятся источником развития общих способностей [17].

Читайте также: