Исторические корни досуга кратко

Обновлено: 08.07.2024

Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Istoria_KDD_ispr_var.doc

История культурно-досуговой деятельности

Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.

В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание ученых. Исследование ее исторических истоков не только служит задачам наиболее полного воспроизведения картины человеческого общества, но имеет и самостоятельное значение, дает возможность лучше разобраться в современных проблемах, связанных с организацией досуга людей.

Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Исторический подход позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.

Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней реальной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности -неотъемлемой части культуры общества - имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти. В предлагаемом пособии раскрываются специфические особенности развития культурно-досуговой деятельности и способы ее общественной организации в России с момента возникновения государства до наших дней.

§1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в Х - XVII вв.

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, освящались новыми религиозными представлениями, адекватными потребностям земледельческого населения. Результаты археологических и этнографических исследований, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества: мифы и легенды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п. служат доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Материалы многочисленных этнографических исследований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли ее суть. Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основной традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.

Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обширную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале Х вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря - начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность славянину-земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний"(если речь идет о месте) и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени. Слово "досуг" также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение "досуга" как свободного, незанятого времени, гулянки, простора отдела (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3.-М. 380. - С. 380-381).

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию - единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей территории. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам.

По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. "Ряженье", сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населения и в то же время свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем. В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности , мог стать приезд в княжеский дворец "гостей" (купцов).

Обилие кушаний и большое число крепких напитков составляли главную особенность пиршественного стола. Накормить присутствующих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства. Н. Хлебников приводит выдержки из послания митрополита Никифора к Владимиру Мономаху (умер Владимир Мономах в возрасте 70 лет в 1125 г.), рисующие картину нравов и обычаев того времени. Митрополит Никифор пишет: "Я знаю, что ты для гостей готовишь великолепные обеды, где всем дают всевозможные. ради княжеского величия, как для правых, так и беззаконных; где ты сам служишь и разносишь кушанья, делая все это, конечно, для утверждения своей княжеской власти. Когда иные упиваются и объедаются, ты сам сидишь спокойно и только смотришь на пьяных и пьющих, лишь для примера немного вкушая сам. Так ты угождаешь подданным и терпишь, чтобы они напивались перед твоими глазами, и тем по истине угождаешь им и покоряешь их" (Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской истории. -СПб., 1872. -С. 33.).

В пирах нередко принимали участие и женщины, представительницы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами (Соловьев С. История России с древнейших времен. - М.. 1959. Кн. 1. Т. 1.-С. 247).

Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота. Из "Поучений Мономаха", помещенных в древнейшей русской летописи "Повести временных лет"(Лаврентьевский список), в которых князь Владимир Мономах рассказывает о своих охотничьих успехах, видно, что охота в древности велась на туров, оленей, лосей, медведей, кабанов и других животных.

В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX в. и официально введенное в Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них "буйство" в поведении людей и совершаемые древние обряды "бесовством". С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс "сверху", от князя и его окружения, представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного столетия овладевала умами людей древнего российского общества. Христианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и "замечательные дни" в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Однако чтобы устранить из сознания народа языческие представления, христианская церковь подвела праздники, связанные с древними богами, под имена святых православной церкви. Так, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу на огненной колеснице в период летних гроз (конец июля); богу скота Велесу было дано имя Власия, покровителя домашних животных (обряды в честь его совершались по окончании жатвы) и т.п. Церковь вынуждена была смириться и с самим характером проведения праздников, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.

Упорядочив систему календарных праздников, христианская церковь стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с христианскими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельческие работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать божественную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники, таким образом, как бы гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой и досуговой деятельностью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Зарождение и развитие досуговых форм деятельности в России с X по XVII века
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью сельско-хозяйственного труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.

Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников:

Корочун (начало года, зимний солнцеворот
24 декабря)
Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие
24 марта)

Купала (летний солнцеворот
24 июня)
Перунов день
(21июля)

Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. “Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе были около каждого села.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.

Развивались формы деревянной и каменной архитектуры, причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей.

2. Культурно - досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX веков

Формы досуга
Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций.
Досуговые занятия и развлечения дворянства. Петровские реформы внесли изменения в формы досуговой деятельности высшего российского сословия – дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую)

3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 – 1941 годах

Революционные события и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от государства, школу – от церкви. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Руководство КДУ осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования.

В годы гражданской войны появились первые передвижные КДУ – агитпоезды, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты.
В конце 20-х годов были созданы первые Дома культуры.
В начале 30-х – Дворцы культуры, колхозные и совхозные клубы и библиотеки.
К концу 30-х годов стали появляться районные Дома культуры и библиотеки.

Для подготовки профессиональных кадров в учреждения культуры с 1918 года стали организовываться краткосрочные курсы внешкольных работников .
С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества.
В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны.

Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства или принадлежность к сословиям перестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные и массовые формы досуга, КДД рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.

4. Деятельность КДУ в годы Великой Отечественной войны

Война стала огромным испытанием и для КДУ. С началом ее резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть.

Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).

Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали:агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда

В начале войны были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой, радиоприемником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией.
За годы войны уничтожено 427 музеев, 44 тысячи зданий КДУ, пострадали книжные фонды библиотек. Но русская культура выдержала испытание войной и стала оружием в борьбе за победу.

5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 – 1997 годах

В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Возросли затраты на КДД. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио и просмотру ТВ-программ, посещению кино, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.

После войны страна активно восстанавливала сеть КДУ, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодежи.
С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на свое содержание.
С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.)

Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ.
Активизировалась работа КДУ по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям (День шахтера, День строителя и т.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая).

Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. Но к 80-м годам в культурно - досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Как известно, религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека. В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.

Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы. С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию.


В толковом "Словаре живого великорусского языка" В.И. Даля читаем:

"Досуг — свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от

дела". Следовательно, уже в XIX в. слово "досуг" имело современное нам

толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы,

приводимые В. И. Далем: "Был бы друг, будет и досуг"; "Работе время, а

Но здесь же мы находим и иное значение этого слова, образованное от

того же корня: "Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный,

Близкое толкование слова "досуг" мы находим и в современном

словаре русского языка С. И. Ожегова: "Досуг — свободное от работы время.

В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий — свободный от дела,

праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю

досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние

времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью

ритуала, через который люди искали возможность общения с духами

предков. Эти два вида деятельности, хотя их ф ункции различались на

практическом уровне, имели одинаковое значение в существе жизни

См.: Бакштейн И. М. Социальные функции досуга и проектирование учреждений

культуры. Дне. . канд. филос. наук (ИСИ АН СССР). М., 1985; Соколов Э. В. Свободное время и

культура досуга. Автореф. дис. . доктора филос. наук. Л. . 1981.

сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру.

Более того, работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был

несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.

Что касается термина "досуг", то, по мнению целого ряда ученых, его

нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними,

аграрными периодами истории человека. Как в аграрный период, трудовой

год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года. В

хорошую погоду работали упорно, в плохую — ослабляли работу либо

совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, отмечаемый

отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть

ежедневного быта. Нередко работа начиналась с восходом солнца и

заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и

трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В центральных

и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних

месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным

существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.

Предопределенность содержания и форм досуга см еной времени года

является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа.

Досуг подчинен логике народного календаря. И хотя сегодня мы менее

зависим от природных явлений, необходимо в процессе социально-

культурного проектирования и реализации досуговых программ постоянно

ориентироваться и учитывать вековые традиции опоры на календарь

природы, профессионально глубоко освоить этот принцип "календарного"

функционирования традиционных народных культур, находить адекватные

календарю виды и формы социально-культурной деятельности, досугового

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных и

чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, например, наряду с

существованием семейной обрядности, характеризующей огромный

культурно-воспитательный потенциал семьи — этой сам ой устойчивой

социокультурной общности, широкое распространение имеет и

общекультурная обрядность, коллективное общение "всем миром", иначе

сказать, "общемирская обрядность". В то же время между этими двумя

видами обрядности издавна располагалась своеобразная цепь общественно-

Общих, "мирских" обрядов было, как правило, не более трех-четырех в

году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д. Однако такой обряд,

как свадьба, проистекающий из семейной обрядности, как известно, и

сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-

промежуточных досуговых традиционных ф ор м относились посиделки и

вечерки, где собирались не только взрослые, но и молодежь.

Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные

мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг.

Соответственно этому большинство, например, европейских цивилизаций

имело более 150 свободных от работы дней в году. Анализ ируя это

свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том,

что многие из этих праздников и, по существу, неработающих дней часто

навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того,

чтобы осуществлять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен

известного. французского поэта XVII в. Ж. Лафонтена, например, жалуется:

". монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых

святых". К концу XVII в. французские крестьяне и ремесленники,

составлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными

днями в году, которые не были добровольно избранными, а были навязаны

либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается

аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может

быть охарактеризовано термином "досуг". Финансово и социально

привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих

рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с

досугом, поскольку такой "досуг" не является ни результатом, ни

вознаграждением за работу, а скорее всего занимает место сам ой работы.

В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием

можно положиться на народные культурно-педаг огические идеи и традиции.

Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от

качества и уровня организ ации труда, степени его результативности и

полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной

трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно

поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей

веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица "Рукам

работа — душе праздник" убедительно подчеркивает, что всякая досуговая

деятельность — некоторого рода продолжение радости труда.

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если "безделье

— мать всех пороков", то досуг несет в себе через особым образом

организованное общение глубокий социальный, часто педагогический смысл,

выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг

позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический

потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре,

освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует опыт

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое

начало. "Не учи безделью, учи рукоделью" — эта заповедь указывает на

возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и

вечеринках. За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных

принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии

двух начал: утилитарно-практического и досугового, часто художественно-

Наиболее характ ерный признак овладения традиционно культурой

заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в

гармонизации двух этих полюсов. "Мешай дело с бездельем — проживешь

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в

самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга

посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые

из видов досуговой деятельности долж ны не попадать под категорию

коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого

индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь,

стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется

таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей

только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в

древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны

рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в

современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что во-

первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых,

тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными

городскими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграрных

обществах развивающихся стран, входящих сегодня в предындустриальный

Таким образом, досуг как современное понятие сформ ировался в

период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно

в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время,

оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и

В современной социально-культурной теории и практике существуют

различные досуговые концепци и — точки зрения, трактовки, способы

понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они

отражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере

человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них

взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиции не

только культурологии, но и других наук: м едицины, экологии, социологии,

Остановимся на основных концепциях досуга, которые в нашем курсе

являются базов ыми, наиболее существенными, помогают познать суть

К ним преж де всего относится деятельностная концепция досуга, в

которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и

непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа

жизни человека. Мы уже говорили о том, что с древних времен до наших

дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и

тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая

деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая — с

Исходя из действительно непреложного ф акта, что без восстановления

(рекреации) сил не может быть и их затрат, некоторые теоретики

рассматривают досуговую деятельность с узко "производственных" позиций

— лишь как условие для того, чтобы нормально функционировало

производство. Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по м ере

усложнения производственных процессов существенно возрастает и

усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в

восстановлении физических и психических сил работника, но и в крайне

необходимом повышении его образовательного и духовного потенциала.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей. Во-

первых, в отличие от трудовой деятельности, которая выполняется в рабочее

время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией,

досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Эту

деятельность в свое свободное время человек волен выполнять или не

выполнять по своему собственному усм отрению. Во-вторых, если цель

трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых

средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой

конечный результат не имеет для человека принципиального значения,

важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения,

которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В-

третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая

деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в

других — его пассивное расслабление, в одних случаях отличается

конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в

других может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько

выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной

потребностью человеческого организма в восстановлении своего

физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное врем я

в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими

способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется

добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение

самим процессом деятельности. Она отличается огромным разнообразием

(социологами установлено около 600 видов досуговых занятий).

К довольно ранни м и устойчиво сложившимся относятся медико-

биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досуга.

Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения

заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных

факторов, контакт с которыми, естественно, возмож ен лишь в нерабочее,

свободное время. Целям использования досугового времени как способа

оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и

социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически

сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон

как в России, так и за рубежом. К ним относятся, например, побережья

теплых морей — Черного и Азовского, Прибалтика (Юрмала, Паланг а,

Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды. В последние десятилетия

была предпринята попытка освоения новых курортных центров: Иссык-

Кульского в Киргизии, побережья Каспийского моря в Азербайджане,

горных районов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. К широко

известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге

Франции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеарские и

Канарские острова в Атлантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море,

прибрежные территории Италии, Испании, Греции и других стран.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что

в отличие от больниц и п оликлиник лечение в них осуществляется в

благоприятных природных и климатических условиях, используются

лечебные грязи и минеральные воды, купания и ходьба на свежем воздухе,

соблюдается санаторный режим, проводится гиг иеническая и лечебная

гимнастика, а также то, что эти центры носят многопрофильный характер

либо специализируются на лечении определенных болезней; одни из них

функционируют в течение всего года, хотя численность отдыхающих связана

с сезоном, деятельность других зависит от сезонных условий. Лечебно-

профилактическое обслуживание, как правило, рассчитано на отпускной

период, реже — на конец рабочей недели и конец рабочего дня

Отдельную группу; составляют культурологические и социально-

культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное

наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается

как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры,

личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и

обмена духовным и ценностями, знакомства с культурно-историческими

многофункциональное использование культурного комплекса как средства

рекреации и отдыха людей. Культурный комп лекс в данном, случае

представляет собой совокупность множества объектов м атериальной и

духовной культуры. Так, напр имер, в обобщенное понятие культурного

комплекса в целом России, ее столицы Москвы, одной из московских улиц —

Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается

огромное число элементов. Это их история, памятники архитектуры и

архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения

изобразительного искусства, скульптуры и продукция прикладных ремесел,

— словом, все культурные ценности, несущие в себе определенные стиль и

вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, костюмами, языком,

особенностями хозяйственной деятельности и быта. Кроме социокультурной

среды в культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы не

воспринимаются вне окружающего их ландшафта, полей и лугов, лесов,

В процессе социологических исследований установлено, что на

содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное

влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и

национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ

жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о

возможности удовлетворения досуговых потребностей. Национал ьные

особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на

досуговое поведение людей. Например, жители Средней Азии из числа

коренного населения свободное время проводят преим ущественно в своем

жилище, в гостях у соседей или в чайхане, их не особенно привлекают

поездки за город, на природу. И наоборот, люди, проживающие в новых

городских кварталах, особенно приехавшие в Среднюю Азию из европейских

частей России или Сибири, более подвижны, чаще посещают другие районы

Существуют определенные различия между традиционной сельской

досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельности

городских жителей. Культура досуга на селе формировалась под влиянием

устойчивого ритма трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от

природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде, как правило, было

связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской

культурой. Городской досуг слабо связан с природными ритмами и в

большей степени зависит от организации производства, транспорта, быта.

Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный темп

жизни, автоматизация труда, значительная анонимность общения заставляют

горожанина искать более доступные для него циклы и виды социально-

культурной деятельности в сфере досуга. Правда, сегодня, когда средства

массовой информ аци и, мода, музыка и другие "городские ценности" глубоко

проникли в село, различия в досуговых потребностях и кул ьтурных

предпочтениях жителей села и города ощутимо исчезают.

В содержании досуга и досуговой деятельности населения в последние

десятилетия возросло влияние возрастных и сословных субкультур —

подростковой, молодежной, дворянской, купеческой, студенческой,

гусарской, аристократической и т.д. Каждая из этих субкультур привносит в

Читайте также: