Истоки музыкального искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: В статье рассматриваются гипотезы происхождения музыкального искусства. Рассмотрены некоторые теории происхождения музыки. Описаны истоки формирования музыкального искусства.

Ключевые слова: музыкальное искусство, происхождение, теория, музыка, гипотезы.

На протяжении тысячелетий люди находили различные способы самовыражения - от наскальных рисунков вплоть до нынешних сложнейших компьютерных программ. Искусство сопровождало человечество на всех этапах его развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка - вид творчества, зародившийся в древние времена, испытавший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним из наиболее любимых и значимых для человека.

Социологические исследования показывают, что в современной среде музыкальное искусство все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений людей. Оно способно формировать психический и моральный облик личности, оказывать влияние на мировоззрение, ценностные ориентации и идеалы, развивать вкусы и творческий потенциал, без которых невозможно дальнейшее движение в обществе открытого типа.

Музыка не могла возникнуть сразу и из ничего. Она формировалась на протяжении длительного времени из таких форм человеческой коммуникации, которые не были музыкой, но формировали в себе некоторые её признаки и компоненты. То есть, это была уже музыка и вместе с тем не музыка. Музыка была моментом, аспектом трудового, обрядового, комплексного художественного акта. [2]

Согласно определенным сведениям, родиной музыки является Африка - материк, где, собственно, появились первые люди, занимающиеся музыкой. По мнению учёных, уже тогда их сопровождало некое подобие музыки в самых простых формах.

Истоки доисторической музыки – устные традиции. В дальнейшем устные музыкальные формы стали называть фольклором. Здесь же, возникли и первые музыкальные инструменты.

Музыкальная культура Египта - одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Музыке приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов. [3]

После изучения музыки у разных народов, первейших истоков фольклора древнейших племён, было выдвинуто несколько научных гипотез, поясняющих происхождение музыки. Согласно версии одной из них, музыка как вид искусства возникла на основе танца, опирающегося на ритм. Подтверждают эту теорию культура Африки, Азии и Латинской Америки. Так, например, в африканской и латиноамериканской музыке ритм зачастую преобладает над мелодией, имеет ярко выраженный характер. В любом случае, без ритма музыки не бывает (она может быть даже без мелодии, но не без ритмической основы. [4]

По другой гипотезе господство также отдается ритму, лежавшему в основе возникновения музыки. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов. [5]

Заключительная же считается результатом трудовой деятельности человека в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Эволюционная теория Ч. Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания, наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как элемент брачного соперничества самцов, по аналогии с пением птиц. Преимущество в сфере продолжения рода получал не только самый сильный, но и самый голосистый. То есть истоки музыки следует искать в звуко-интонационном конкурсе мужской части племени. [6]

Лингвистическая теория рассматривает происхождение музыки от интонационных составляющих речи. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж. -Ж. Руссо и Г. Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Данная теория способна объяснить, почему протяжная восточная музыка так непохожа на ритмичную западную. Значимую роль в осмыслении музыкальных явлений представляла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. [7]

Теория доречевого происхождения музыки говорит о том, что она возникла в попытках разработки еще не развившейся речи, состоящей из плавных звуковых переходов, подъемов и подвываний. (К. Штумпф, В. Гошовский) Первобытным людям нужно было привлечь внимание, предупредить об опасности, подать условный сигнал, что привело к выработке способности фиксации звука на одной высоте, определенным интервалам между тонами, выработке умения создавать более благозвучные сочетания, повторять короткие мотивы. Средством звучания был голос и подручный инструмент. Ритм помогал выделить значимые тоны, размечал цензуры, способствовал формированию ладов. [8]

Каковы бы ни были конкретные пути формирования музыки, ясно, что она возникала в рамках предшествующих ей целостных художественных образований. Тем самым определяется, что с самого начала своего бытования музыка существовала не просто в системе искусств, а в рамках единого нерасчлененного искусства, которое, в свою очередь, было включено в целостные жизненные комплексы и не выделялось из совокупного жизненного процесса.

1. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет

2. Бычков, Ю. Н. Периодизация становления и развития музыкального искусства\\ Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. III.\ МГИМ им А. Г. Шнитке. Кафедра теории и истории музыки / Ю. Н. Бычков. - М., 2010. – С. 9-26.

3. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. -- 2-е изд., перераб. и доп. / А. Н. Маркова. - М. : ЮНИТИ, 2000. -- с. 45

4. Веллашек К. Примитивная музыка : изучение истоков и развития музыки, песен, музыкальных инструментов, танца и пантомимы у первобытных рас.

5. Харлап, М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства / М. Г. Харлап. - М., 1972.

6. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / Ч. Дарвин. - Санкт-Петербург: Наука, 1991.

8. Штумпф, К. Психология музыкальных восприятий / К. Штумпф. - т. 1—2, 1883—90

День искусства в средней группе

День искусства в средней группе В дни зимних каникул в нашей группе проводятся тематические дни. Хочу предложить вашему вниманию день искусства. Утро. Дети находят в.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Подарок и краткая история его происхождения!

Подарок и краткая история его происхождения! Хочу поделиться с вами радостью!Я давно и безумно хотела собаку!И хотела именно Шарпея, и именно мальчика шоколадного окраса!Вот такая можно.

Уроки изобразительного искусства в гимназии

Уроки изобразительного искусства в гимназии Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной.

Музыка окружает человека с самого рождения, становясь неотъемлемой частью его жизни. Слушая музыку, мы можем испытать разные чувства. Именно те чувства, которые вызывает музыка, способны рождать в человеке стремление к познанию себя, познанию мира.

С самого рождения мать поет колыбельную своему ребёнку. Малыш разучивает песни, слушая голос матери, подросток слушает альбом любимой группы, взрослый человек, предпочитает вспоминать свою молодость, вспоминать, как когда-то он был молодым и счастливым человеком, свободный от негативных проявлений реальной жизни. Слушая музыку прошлых лет, он становясь молодым. Его любимые, забытые, но такие знакомые и родные для его сердца мелодии прошлых лет возвращают его в самое прекрасное время, которое он хотел бы вернуться.

Совсем не важно, ведёт человек светскую жизнь или предпочитает мирской суете тишину уединения, ходит ли он на работу в офис или отправляется рано утром в дальнюю поездку, — это не имеет значения. Звуки, словно художественные штрихи подобно кисти великого художника, гармоничные, рождают в каждом сердце ответные чувства. Эти рождённые чувства, являются едиными для всех людей, вне зависимости от этнической принадлежности, пола, способные затронуть струны любой человеческой души, открыть каждое сердце, словно подобрав для него определённый ключ к достижению своей цели - радовать людей.

Музыкальное искусство, еще начале нашего столетия вызывало многочисленные споры. Одни исследователи придерживались того, что музыка родилась из слова, человеческой речи; другие исследователи относили истоки её зарождения к пению птиц и подражанию голосам животных; третьи исследователи видели начало музыки в ритмичной работе людей, таких как магические заклинания, обряды древних шаманов, которые звуком своего бубна словно вводили себя и окружающих в транс и т. д.

Музыка прошла на своём пути много видоизменений, стилей, жанров, великих музыкантов, композиторов, поэтов.

В дальнейших статьях мы продолжим увлекательное путешествие по миру музыки. Рассмотрим с вами наиболее интересные периоды развития и трансформации мировой музыки. Рассмотрим отличительные черты развития и влияния музыки на человека, на его моральное и духовное развитие, формирование личности, как самого человека так и человечества в целом.

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя…Всё это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родной земли.

Музыка рождается там, где живут звуки, её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии.

Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по – настоящему прекрасным.

Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала множество различных инструментов – певучую скрипку и нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган.

Каждый музыкальный инструмент с его неповторимым звучанием возник не сам по себе, а как отклик на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют каждое по – своему, то уж тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, она воспринимает её будни и праздники, времена года, характеры и облик людей, даже цвета и запахи. Музыка воплощает всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей и надежд.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства".


Цели урока: Способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе изучения истории и технологии северного сундучного промысла.


Статья "Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства"

Статья знакомит с проблемами патриотического воспитания на уроках музыки и предлагает способы их решения.

Статья по рукоделию.


Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников"

Статья "Героические образы в музыкальном искусстве как средство патриотического воспитания младших школьников".


Статья "Социализация дошкольников посредством музыкального искусства"

В статье рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста средствами музыкальной выразительности. Представлен обзор видов деятельности на музыкальных занятиях, и их влияние на формирован.



Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.



К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом.



Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов.

Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события.

Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.



Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытно общинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.



Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.

С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов.

Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.

Томская филармония © 2011-2021

Читайте также: