Истоки литературного творчества 4 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
Разноуровневое домашнее задание 13.2 КБ
тест устное народное творчество 13.46 КБ
Вводный урок к разделу "Истоки народного творчества" 40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выберите свой вариант домашнего задания :

Впишите соответствующие слова в определения жанров устного народного творчества.
1) … - песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка

2) … - специально придуманная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная прибаутка или поговорка.

3) … - её задача — распределить роли в предстоящей игре.
4) … - особый вид шутливых произведений устной словесности, повествующих о совершенно невозможных в жизни событиях.
5) … - один из жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
6)… - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
8) … - в ней один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство.
2 вариант
Заполни таблицу

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Предварительный просмотр:

1.Кто является автором произведений устного народного творчества?

а) А.С. Пушкин, б) русский народ,

в) бабушки и дедушки

2. Как передаются произведения устного народного творчества?

а) по почте, б) книгами,

в) из уст в уста

3.Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

а) сказка; б) статья; в) легенда;

4.Какое предложение является скороговоркой?

а) Свой огонёк ясней горит;

б) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

в) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?

5.С чего начинается сказка?

а) с концовки; б) с зачина;

в) с присказки; г) с намёка.

6.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.

девица горькие
7. Найди среди четверостиший считалку:
а) Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять.
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна.

б) Богат Ермошка —
У него собака да кошка.
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.

Количество баллов:
Оценка одноклассника: Оценка учителя:

Предварительный просмотр:

-cтимулировать интерес к фольклорным жанрам и желание проводить исследование.

Образовательные:
- учить определять жанры устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка, пословица, сказка;
- познакомить с обычаями русского народа ;
- создать условия для формирования у учащихся практических навыков монологической речи и для систематизации учебной информации;
- помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора, совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений.
Развивающие:
● развивать навыки выразительного чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
● развивать творческие способности, память, внимание, речь, способность к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности ;
● развивать умение выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, умение выяснить и обсудить мнение собеседника .
Воспитательные:
● воспитывать интерес к чтению и книге, культуру общения;
● воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе;
● способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;
● способствовать воспитанию чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.

Предметные умения:
Обучающиеся получат возможность:

● называть жанры устного народного творчества и представлять их образцы;

● подбирать образец текста, соответствующий жанру устного народного творчества.

Личностные умения.
Обучающиеся получат возможность:

● проявлять интерес к фольклорным жанрам ;

● проявлять желание проводить исследование.
Метапредметные
Регулятивные УУД:

● обучающиеся получат возможность

учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

● проводить взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

● определять назначение фольклорного жанра и обосновать своё мнение примерами.

Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность:

● строить понятные для партнёра высказывания;

● взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.



Формы организации работы учащихся на уроке :

- фронтальная,
- групповая,
- индивидуальная

  • Коммуникативные технологии (работа в парах, группах)
  • ИКТ
  • Элементы игровых технологий
  • Технология дифференцированного обучения

I.Мотивация к учебной деятельности:

- Мы с вами находимся на уроке литературного чтения.

Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, )
- Сегодня вам будут вручаться жетоны за активное участие в ходе урока.

Фронтальная
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Личностные:
- положительно настроиться на урок.

-Но перед этим проверим домашнее задание.

Слайд №
2.Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы побывали в библиотеке. О чём вы узнали?

Слайд №
- Назовите жанры УНТ.( Жанры располагаются в виде лепестков ромашки вокруг сердцевины)
- Вспомним жанры русского фольклора.
Слайды №
- Верно ли, что жанры устного народного творчества и фольклор имеют различия? Обоснуйте своё мнение.( Фольклор более широкое понятие. В него входит не только УНТ, но и народные промыслы )

Фронтальная
Ученики и учитель формулируют тему и цель урока

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: --умение строить речевые высказывания.

Личностные:
- выражать собственное отношение к высказываниям одноклассников.
Регулятивные :

- выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Познавательные: -- умение строить речевые высказывания.
Коммуникативные

- высказывать своё мнение и отстаивать свою точку зрения.

III. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.
1. Планирование работы. Целеполагание.
-Наша цель: научиться различать жанры УНТ.
- Сейчас вы будете работать по группам. Суть задания: определите жанр каждого из произведений, выберите один образец и представьте его, используя план:
1) Назовите фольклорный жанр.
2) Раскройте понятие данного жанра.
3) Укажите тему фольклорного жанра.
4) Определите назначение.
5) Приведите собственный пример. Проинсценируйте жанр, если это возможно.
- Итак, план работы есть.
- Какова же главная задача сегодняшнего урока?
- Что будем учиться делать?
(Учимся различать жанры УНТ и приводить примеры)
2. Речевая разминка (хором)
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.

3. Работа в группах.
Основные требования к инсценированию:
- чёткая речь
- верная передача эмоций, чувств
- правильное положение по отношению к слушателям

4. Подведение итогов работы в группах.

- Существуют ли отличия между жанрами УНТ? (Цель разная)
- Что их объединяет? (Являются жанрами УНТ)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти.

Описание презентации по отдельным слайдам:

та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти.

та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат.


 Исток - место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало.

Исток - место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало.

Фольклор

У Н Т- устное народное творчество

У Н Т- устное народное творчество

Работа в группах Определите жанр каждого из произведений. 1 Раз, два, три, че.

Работа в группах Определите жанр каждого из произведений. 1 Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна. 2. Богат Ермошка — У него собака да кошка. Петушок да курочка, Селезень да уточка.

3. Испекли мы каравай, Вот такой вышины. Вот такой нижины. Вот такой ширины.

3. Испекли мы каравай, Вот такой вышины. Вот такой нижины. Вот такой ширины, Вот такой ужины. Каравай, каравай! Кого любишь - выбирай!

4. Заплелись как густые травы, закудрявились рога, да и сам я весь кудрявый.

4. Заплелись как густые травы, закудрявились рога, да и сам я весь кудрявый, даже с завитком рога. Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла.

2. Как передаются произведения устного народного творчества? а) по почте, б).

2. Как передаются произведения устного народного творчества? а) по почте, б) книгами, в) из уст в уста

3.Какой жанр не является жанром устного народного творчества? а) сказка; б).

3.Какой жанр не является жанром устного народного творчества? а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица.

4. Какое предложение является скороговоркой? а) Свой огонёк ясней горит; б).

4. Какое предложение является скороговоркой? а)Свой огонёк ясней горит; б)Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. в) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?

5. С чего начинается сказка? а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г).

5. С чего начинается сказка? а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г) с намёка.

6. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания.

6. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках. слезы булатные руки красная мечи золотые девица горькие

Ответы 1 .б 2. в 3. б 4. б 5. в 6. слёзы горькие руки золотые мечи булатные д.

Ответы 1 .б 2. в 3. б 4. б 5. в 6. слёзы горькие руки золотые мечи булатные девица красная

Продолжите предложение - Сегодня на уроке я понял, что … -Самым интересным дл.

Продолжите предложение - Сегодня на уроке я понял, что … -Самым интересным для меня было… - Мне было непонятно … - Мне бы хотелось …

Заполни таблицу Фольклорный жанр Образец текста Загадки Колыбельные песни.

Заполни таблицу Фольклорный жанр Образец текста Загадки Колыбельные песни Небылицы Пословицы Поговорки Потешки Скороговорки

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 081 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.09.2017 4891
  • PPTX 3 мбайт
  • 485 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Беспамятных Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. В каком ряду перечислены отличительные черты былины?
А) быстро развивающийся сюжет, рифма, мало деталей в повествовании;
Б) юмористические зарисовки, множество героев, отсутствие повторов;
В) неспешность, подробность повествования, напевность языка.

4. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки.

Из далека - далеча чиста поля,

Выезжал старый казак да Илья Муромец.

А)Рассказ Б) Сказка В) Былина Г) Басня.

5. Продолжи определение. Сказка- это… .

1) Русская народная эпическая песня о богатырях.

2) Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.

3) Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

4) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

6. Укажи метафору:

А) Горячее сердце Б) Красное платье В) Свободный человек. Г) Золотая арфа.

7. Как называются такие сказки? Отметь ответ.

Жил-был журавль, поставил он стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

А) волшебные сказки Б) сказки о животных В) докучные сказки Г) литературные сказки

8. Как называется шутливое начало или конец сказки? Отметь ответ

А) вступление Б) шутка В) пословица Г) присказка

9. Подумай, что поможет тебе найти нужные произведения в книге-сборнике. Отметь ответ.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Как на английском языке звучит сочетание слов "народная мудрость".

  • монитор
  • слоган
  • фольклор
  • триллер
Вопрос 2

Как называется главная священная книга христиан?

  • "Библия"
  • "Повесть временных лет"
  • "Апостол"
  • "Азбука"
Вопрос 3

Найди правильное значение слова "калики"

  • птицы
  • странники
  • инвалиды
  • путешественники
Вопрос 4

Укажи пословицу, которая меньше остальных перекликается с главной мыслью притчи о милосердном самарянине, помещённой в разделе "Истоки литературного творчества"

  • Высшая доброта - это любовь к людям.
  • Кто помогает другим, тот помогает себе.
  • Человек, который много говорит, мало делает.
  • Счастлив тот, кто думает о благе других.
Вопрос 5

Произведение какого жанра повествует о подвигах русских богатырей?

  • былина
  • летопись
  • житие
  • сказание
Вопрос 6

Какой надписи не было на путеводном камне, перед которым остановился богатырь Илья муромец?

  • богатым быть
  • женатым быть
  • пленённым быть
  • убитым быть
Вопрос 7

Какое произведение из раздела "Истоки литературного творчества" относится к мифам Древней Греции?

Читайте также: