Истоки долженствования в человеческом бытии кратко

Обновлено: 02.07.2024

ДЕОНТОЛОГИЯ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ Глава 1 ПРОБЛЕМЫ ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ (КРАТКИЙ ОБЗОР) В этой главе Истоки долженствования в человеческом бытии Отражение проблем долга и ответственности в этических учениях античных философов Долг и ответственность в восточной философии Долг и ответственность в философии Средних веков Долженствование в этике И. Бентама Этика долга И. Канта Долженствование в работах Г. В. Ф. Гегеля Истоки долженствования в человеческом бытии Истоки деонтологии, ее предыстория уходят в глубокую древность. В настоящее время невозможно точно установить, когда именно или хотя бы в какой период человеческой истории в сознании человека впервые зародилось представление о должном как объективно необ- ходимом и приоритете долженствования над иными побудительными мотивами человеческого поведения. Однако можно предположить, что сам факт наличия сообщества, в котором проходила жизне- деятельность человека, требовал учета в первую очере


Рассматривается проблематика долженствования и ответственности в морально-этических учениях античных философов. Данный вопрос раскрыт на основе философии: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Эпиктета, Клеанфа.

Ключевые слова: долг, этика, ответственность, свобода, мораль, нравственность.

Античная философия возникла с появлением натурфилософских идей, то есть из философского осмысления природы. Истоки долженствования уходят в далёкую древность. Данная тема существовала во все времена развития философии. В период античности сложно сказать о существовании как такого долга в том виде, который предоставлен нам сейчас.

В Древней Греции понятие долга посвящено приоритету общественных интересов над личными, а также признанию их как более существенных и необходимых в обществе античной Греции. Становление и развитие этических воззрений в Древнем Риме однозначно составил качественно новый этап во всей античной философской мысли. Возникла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений в социуме.

Основные философские мысли Сократа были направлены на мысли: о добре и зле, свободе, долге, добродетели, ответственности, жизни и смерти, добродетели и пороках. Сократ же основывал свои этические идеи на убеждении, что человек — существо изначально доброе, разумное, поддающееся положительному влиянию и обучению. Он относился к представителям религиозно-нравственного идеалистического мировоззрения. По его мнению, знания — это основа добродетели, знать и быть — это одно и то же, так как человек устремлён к добру и одновременно разумен. Поэтому знающая личность одновременно и личность ответственная, понимающая и образованная.

Этика Платона тесно связана с морально-нравственными принципами его учителя Сократа и с его собственными рассуждениями и открытиями в метафизике и антропологии. Душа, по мнению Платона, по своей сущности принадлежит к сверхчувственному миру и так как именно в этом мире подлинное и истинное бытие. Обладание добром или блаженство — это и есть высшая цель человеческой жизни, и она может быть достигнута только через подъём в этот высший, свехчувствительный мир. Поэтому истинное назначение человека состоит в бегстве от земного бытия, и это бегство, состоит в том, чтобы соответствовать божеству. В своём учении о долге и ответственности Платон во многих аспектах поддерживает этику Сократа. Платон определяет деятельность человека как реализацию стремления к высшему благу. По его мнению, достижение наивысшего блага, становится возможным только через самосовершенствование.

Античный стоик Клеанф полагал, что ответственность и должествование принадлежит к человеческим внутренним задаткам, то есть существует во внутреннем мире любого человека с самого его рождения. Развитие человека, которое достигло совершенства это и есть добродетель, а жизнь, согласная с природой есть добродетельная, правильная жизнь. Соответственно, античный философ считал, что высшая цель и в каждом отдельном разумном существе, и в целом мире есть деятельность разума в сфере своей непосредственной и разносторонней действительности. Но так как человек — это существо телесное, то для него внешние вещи остаются материалом, с которым и связана его деятельность. Отсюда следует то, что цель разума — создать систему материальных принципов, критериев, с помощью которых в каждом отдельном случае можно было бы определить степень ответственности, которую понесёт человек.

Таким образом, при оценке и переосмыслении мыслей античных философов на понимание ответственности и долженствования непосредственно в гражданском обществе, в социуме, мы делаем вывод, что они воспринимали ответственность больше как голос совести и были убеждены в том, что ответственность неразрывно связана со свободой, добром, долгом и законом. Тем не менее, именно те первые пути, рассуждения, мысли были первым пластом для открытия огромной магистрали в данном философском направлении.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, ответственность, античная философия, античный философ, гражданское общество, добродетель, долг, мысль, понимание ответственности, том.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

высшего профессионального образования

Филиал в г. Таганроге

Кафедра теории и методики социальной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Деонтология социальной работы

На тему: Долженствование как условие существования человека и общества Выполнила студентка 3 курса группы 3СР

Щербак Ксения Ивановна Таганрог

СОДЕРЖАНИЕВведение

1. Деонтология как учение о долге и должном поведении

2. Истоки долженствования в человеческом бытии

3. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой

Специалисту в области социальной работы довольно часто на практике приходится решать проблемы, связанные с долженствованием и ответственностью. Осознанный выбор в пользу должного поведения может не только содействовать достижению оптимального результата деятельности, но и принесет моральное удовлетворение самому специалисту и может стать одним из факторов его удовлетворенности профессиональной деятельностью в целом.

Целью работы является исследование долженствования как условия существования человека и общества.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

– рассмотреть деонтологию как учение о долге и должном поведении;

– выявить истоки долженствования в человеческом бытии;

– проанализировать понятия долга и ответственности перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой.

1. Деонтология как учение о долге и должном поведении

И. Бентама как философа интересовали проблемы формирования человеческого поведения, его мотивов, совместимости социально необходимого и индивидуально значимого в поступках. С его точки зрения каждый человек осознанно или неосознанно стремится увеличить количество получаемых им удовольствий и уменьшить количество переносимых страданий, что вполне естественно. При этом каждый конкретный человек лучше, чем кто бы то ни было, может

Назовем так философскую, идеологическую, этическую концепцию, в рамках которой мы жили и мыслили до последнего времени, а многие живут и мыслят сегодня. Марк­сизм является лишь одним из ответвлений данного миропонимания, но именно в нем оно нашло наиболее полное свое воплощение.

Таким образом, философия долженствования не только игнорирует внутренние духовные силы человека как источник, побудитель его активности, но и снимает ответ­ственность с человека за его деяния, образ жизни.

Возможно, данные выводы покажутся слишком категоричными и вызовут возражения. Мы знаем многих людей, для которых служение общественному долгу — духовная потребность и сознательно реализуемая жизненная цель. Как соотносится философия долженствования с тем, что мы называем альтруизмом? Попробуем разобраться и ответить на этот и другие вопросы сами.

Философия существования (экзистенциализм)

Экзистенциализм — направление современной философии, возникшее в начале века в России (И.А.Бердяев, Л.Шестов), позже получившее развитие в Германии (О.Больнов, М.Хайдеггер, К.Ясперс) и во Франции (А.Камю, Ф.Кафка, Ж.П.Сартр). Сегодня экзистенциализм объединяет различные философские и психологические концепции, сосредоточившие свое внимание на личности как индивидуальности, на постижении смысла человеческого существования. Отправная точка зрения данной концепции — признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.

Гуманистическая сущность данной философской концепции связана прежде всего с обращением к проблеме смысла жизни. Так, В. Франклом создано специальное философско-психотерапевтическое учение — логотерапия, цель которого — помочь человеку обрести смысл жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни автор логотерапии рассматривает как врожденную высшую потребность человека, являющуюся ведущим двигателем его поведения и развития. Утрата смысла жизни равноценна гибели человека. Экзистенциализм признает уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, его нельзя дать человеку, он может и должен найти свой смысл сам. Вместе с тем, стремясь помочь человеку, В. Франкл находит те пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Это, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (наша творческая самоотдача — ценности созидания), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (наши положительные эмоции, переживания, чувства — ценности переживания), и, в-третьих, посредством позиции, занимаемой нами по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить (приня­тие своей судьбы, нахождение смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бес­смысленными, — ценности отношения).

Философия существования является основой гуманистических педагогических воззрений, рассматривающих воспитание как создание условий для саморазвития и самореализации личности, как помощь ей в самоопределении, в выборе своего жизненного пути, осознанном принятии решений.

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в научно-философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности сознания космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме проходят через мировую культуру как восточную, так и западную.

Согласно восточным учениям, все явления в мире (в том числе человек) имеют двойную природу: внешнюю и внутреннюю, видимую и невидимую, духовную и материальную. Преодоление противоречия между ними и выступает движущей силой эволюции.

Нельзя сказать, какое из этих мироощущений предпочтительней. В них отражены два плана развития человечества. Но знаменательно, что именно в России космическая тема человека на рубеже XIX — ХХ веков оформляется в научное направление. В его ряду стоят такие философы и уче­ные, как Н. Ф. Федоров, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. К. Манеев, В. Н. Муравьев, Н. К. Рерих и другие.

В. И. Вернадский считал, что познание человеком окружающего мира идет по трем взаимообогащающим направлениям: через науку, искусство и религию. Наступило время синтеза. Необходимо соединить в единое целое знания и опыт человечества, чтобы получить качественно новое расширенное представление о мире и законах его бытия.

Вселенная здесь рассматривается как энергосистема беспредельных размеров, а человек — как ее неотъемлемая часть. Он — обладатель космической энергии, а Космос — одухотворенная система, где дух — одна из главных сил Природы. Дух, согласно Учению, есть материя в ее высшей стадии развития. Качественные различия между духом и материей не отрицают их генетического единства и объясняются разнообразием форм проявления единой субстанциальной основы Вселенной: Духо-Материи. Существует семь основных планов, или видов, космической материи, лежащих в основе как человеческого существа, так и всего Космоса.

Первый план — физическое тело. Это плотноматериальная оболочка человека, соответствующая физической, земной сфере пространства. Она выполняет функцию взаимодействия физического тела с внешней средой и реализации воли сознания.

Третий план — астральное тело. Это тонкоматериальный субстрат человеческой структуры, составляющий область эмоционально-чувственных проявлений человеческой психики.

Четвертый план — ментальное тело, так называемый рассудочный ум, соответствующий сфере, близкой интеллекту, но характеризующийся более конкретным, предметно-бытовым содержанием мышления.

Эти четыре плана считаются низшими в силу эволюционной ограниченности их природы и в конечном итоге подлежат уничтожению.

Каждый план человека адекватен определенному плану космического пространства, между ними постоянно происходит энергоинформационный обмен. Поэтому любое проявление человека (мысль, слово, эмоция, поступок) оказывает воздействие на высшие планы Космоса. Эволюционная задача человека и человечества — преобразование низших планов природы человека путем проявления высших творческих возможностей, заложенных в потенциале его духовной сущности.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, философы-космисты утверждают, что оно может идти лишь в одном направлении, в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.

Концепция этической духовности

Одно из наиболее целостных и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования содержится в русской философской мысли конца XIX — начала ХХ века. В основе этого воззрения лежит идея развития духовности как душевности.

Человек есть существо, в котором соединяются начала духовное, душевное и телесное. Западная цивилизация направлена прежде всего на развитие телесного начала в человеке, а также на развитие воли, которая, по мнению Г. Федотова, менее всего выражает душевность (17, с.46).

Русские философы отвергают такое понимание духовности человека. Высшая духовность, по их мнению, невозможна без душевности — эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. С точки зрения В. С. Соловьева, духовность — это стыд, милосердие, благоговение перед добром.

Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него. Духовному человеку не свойственно всякое исключительное отстаивание своей личности, своей односторонней личной правды. Идея соборности сознания лежит в основе понимания сути развития и прогресса русского общества: переустройство жизни не путем борьбы, революции, а через взаимное дополнение духовных личностей, нравственное единение всех людей (Л.Толстой, Н.Грот). Именно в духовно-нравственном совершенствовании себя и человеческих отношений видят смысл и назначение человеческой жизни русские философы.

На этих гуманных идеях взращена педагогическая мысль, у истоков которой стояли Л. Толстой, В. Розанов и другие. Образование, по мнению В. Розанова, призвано прежде всего изменять душу человека, утончать ее требования, возвышать ее стремления, делать ее более отзывчивой и чуткой (18, с.59). Воспитание должно быть направлено на духовное развитие человека, который был бы сосредоточен не на себе, а на других, человека совестливого, открытого и верного, умеющего соотносить свои интересы с интересами других людей. В конечном итоге социальное назначение школы — это создание общности людей, ориентированных на духовные ценности, сознательно устремленных на их утверждение.

Подумайте об этом

Ученый - тот, кто много знает из книг; образованный - тот, кто усвоил все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни.

Вопрос, существует ли Бог, истина, реальность или как бы все это ни назвали, никогда не может быть решен с помощью книг, священнослужителей, философов или спасителей. Никто и ничто не может ответить на этот вопрос, кроме вас самих, и по­этому вы должны познать самих себя. Незрелость заключается толь­ко в полном незнании себя. Понимание себя — начало муд­рости.

Спросят: как пройти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно.

Однажды на пороге отрочества и юности я был потрясен мыслью: пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает Смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла.

У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности.

Единственная возможность придать своему бытию какой-либо смысл состоит в том. чтобы поднять свое естественное отношение к миру до уровня духовного.

Советуем прочитать

1. Айванхов О. М. Человек, овладевающий судьбой. — М., 1993.

3. Бердяев Н. Самопознание. — М., 1990.

5. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.

6. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Т.1. — Рига, 1991.

7. Лободин В. Т. Путь к единству: Самоанализ и познание внутреннего мира. — С.-Пб, 1996.

8. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или Старше­классни­ки о них самих. — М., 1990.

9. Тейяр де Шарден П. О счастье // Человек. — 1991. — № 2. — С. 108 — 115.

10. Учение Живой Этики: В 3 т. — С.-Пб, 1993.

11. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1991.

12. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.

Источники:

1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. – М., 1996.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

4. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. – М., 1997.

5. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. – 1999. - №2. – С.74-80.

6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

7. Братусь Б.С. Писхология. Нравственность. Культура. – М., 1999.

8. Ядов В.А. Личность в условиях модернизации // Человек. – 1991. - №3. – С.5-10.

9. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1991.

10. Шевченко В.Н. Сталин, социализм, человек (Советская и русская зарубежная философская мысль в 30-е гг.) // Филос. календарь. — Вып. 2. — М., 1992. — С. 3 — 40.

11. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М., 1990. – С. 222-318.

12. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990. – С. 319-344.

Читайте также: