Источники уголовного права италии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Италия является одной из ведущих капиталистических стран. Экономические и политические процессы, проходящие в Италии, в целом отражают общие тенденции эволюции капитализма периода его общего кризиса. Вместе с тем, им свойственна и определенная специфика, связанная главным образом с особенностями исторического развития страны. Эту специфику во многом определяет деятельность наиболее крупной и влиятельной в капиталистическом мире коммунистической партии. Все это, разумеется, вызывает живой интерес советской науки, в том числе и юридической .

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика правовой системы Италии 4
2. Гражданское и смежные с ним отрасли права 8
3. Уголовное право и процесс 11
4. Судебная система, органы контроля 14
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

сравнительное правоведение.docx

1. Общая характеристика правовой системы Италии 4

2. Гражданское и смежные с ним отрасли права 8

3. Уголовное право и процесс 11

4. Судебная система, органы контроля 14

Список используемой литературы 20

Италия является одной из ведущих капиталистических стран. Экономические и политические процессы, проходящие в Италии, в целом отражают общие тенденции эволюции капитализма периода его общего кризиса. Вместе с тем, им свойственна и определенная специфика, связанная главным образом с особенностями исторического развития страны. Эту специфику во многом определяет деятельность наиболее крупной и влиятельной в капиталистическом мире коммунистической партии. Все это, разумеется, вызывает живой интерес советской науки, в том числе и юридической 1 .

Италия - страна с древнейшей историей и один из очагов мировой цивилизации. В VIII в. до н.э. латиняне основали город Рим, который к началу нашей эры стал центром огромной рабовладельческой империи. В 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византия), в 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варваров. На протяжении почти всего Средневековья и Нового времени Италия представляла собой конгломерат феодальных государств, иностранных владений и независимых городских республик. В 1861 г. создано единое Итальянское королевство. В 1922-1943 гг. в стране был установлен фашистский режим Муссолини. В 1929 г. были заключены Латеранские соглашения с главой католической церкви об образовании на территории г. Рима папского государства Ватикан. В 1947 г. в результате референдума Италия провозглашена республикой.

  1. Общая характеристика правовой системы Италии.

Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является "прародиной" романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права.

Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.

В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств 2 . Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.

Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы с технико-юридической стороны - Торговый (1882) и Уголовно-процессуальный (1913). Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий.

После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции "кодексом Рокко", и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.

Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. - одна из наиболее демократических западных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм. Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права.

Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).

Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77). "Законодательные декреты" издаются Правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). "Декреты-законы", напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе "в случае особой необходимости и срочности", но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования.

  1. Гражданское и смежные с ним отрасли права.

Важным дополнением к Гражданскому стал Навигационный кодекс 1942 г., в котором регулируются правовые вопросы морских, речных и воздушных перевозок, в том числе и трудовые отношения на этих видах транспорта. В нем содержатся также нормы об уголовной и дисциплинарной ответственности за нарушение соответствующих правил.

В сфере частного права действует целый ряд законодательных актов, восполняющих пробелы Гражданского кодекса либо развивающих и конкретизирующих его положения, - законы о банкротстве (этот институт, прежде регулировавшийся Торговым кодексом, не получил отражения в новом Гражданском кодексе), гражданстве, чеках и векселях, о страховых компаниях, банках, авторском праве и др.

Итальянский ГК и Закон о браке, в силу большого влияния католической церкви, допускали только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. Законом было предусмотрено несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного проживания развод может быть разрешен. Требование консервативных сил отменить этот Закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто большинством населения страны. Принятый в 1987 г. Закон признал раздельное проживание супругов в течение 3 лет достаточным основанием для развода и предусмотрел возможность поочередного исполнения родительских обязанностей разведенными супругами 3 .

Трудовые отношения в Италии регулируются наряду с нормами ГК рядом других законодательных актов (книга V Гражданского кодекса (о труде) закрепляет правовое положение не столько работников, сколько предпринимателей, а также предприятий и акционерных обществ). Конституция 1947 г. провозгласила право на образование профсоюзов, на забастовку, осуществляемую "в рамках законов", на равенство в оплате труда мужчин и женщин и др. Важную роль в определении условий труда и заработной платы играют коллективные договоры, заключаемые между профсоюзами и организациями предпринимателей нередко в ходе ожесточенных классовых сражений. В 1970 г. был принят Закон о защите свободы и достоинства работников. Имеется развитая система законодательных актов в сфере социального обеспечения. Создан Союз пенсионеров как часть профсоюзного движения. Фонд общего обязательного социального страхования формируется из взносов предпринимателей и работников. За счет этого фонда и из иных источников осуществляются выплаты пенсий по старости и инвалидности и различного рода пособий безработным, малоимущим, бездомным и другим категориям граждан. В 1988 г. проведена реформа системы семейных пособий.

За последние десятилетия получило большое развитие законодательство, направленное на охрану окружающей среды. Создано Министерство культурного наследия и окружающей среды. В 1977 г. издан Закон об основных принципах и мерах, касающихся защиты дикой природы и правил охоты. В 1989 г. законодательно оформлена трехгодичная программа охраны окружающей среды. В ряде декретов-законов 1989 г. предписываются срочные меры против загрязнения почвы и по улучшению качества природных источников снабжения питьевой водой. Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в силу в 1942 г., подвергался впоследствии сравнительно небольшим изменениям (1950 г. и др.).

Уголовный кодекс 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в истории буржуазного уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как традиционные принципы и институты буржуазного уголовного права, разработанные классической школой, так и некоторые концепции антрополого- социологического направления. Наряду с наказаниями за преступления, назначаемыми в соответствии с виной правонарушителя, Кодекс предусматривает применение мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным "социально опасными". Принятый одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс 1930 г. предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены.

После свержения фашистского режима и принятия Конституции 1947 г. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важное место среди них принадлежит, в частности, Закону от 18 июля 1955 г., которым были расширены права защиты на предварительном следствии и возможности обжалования действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения в законодательство, определяющее сроки предварительного заключения (последние изменения 1984, 1986 гг. и др.) 4 .

В некоторых законах, принятых за последние десятилетия, нашла отражение тенденция к либерализации уголовного законодательства. В 1974 г. (Закон N 220) расширены права судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон N689) уголовная ответственность за все перечисленные в УК преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано взамен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): законы о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, 1965 г.; о мерах по охране общественного порядка 1975 г., расширяющий права полиции; о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности 1980 г., позволяющий по телефону получать у прокурора разрешение на арест и обыски. Сюда же относится Закон о мерах в защиту конституционного строя 1982 г., предусматривающий возможность смягчения наказания "раскаявшимся" террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания. Смертная казнь в Италии в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. Полностью этот вид наказания отменен в Италии в 1994 г.

История права любой страны является составной частью юридической культуры человечества, мирового правового опыта. В этом отношении история итальянского права занимает особенно примечательное положение. На это есть несколько причин. Перечислим наиболее существенные. Во-первых, на территории Италии никогда не прерывалось действие римского права - праматери основных европейских правовых систем. Во-вторых, Италия является родиной и наиболее, в силу известных причин, "верной хранительницей" канонического права -второго исторического источника права Западной Европы.

Содержание

1.Правосудие в Италии………………………………………………………. 4
2. Понятие и первичные источники административного права Италии……. 5
3 Источники гражданского права Италии……………………………………. 9
4.Источники уголовного права Италии………………………………………. 12
Заключение…………………. …………………………………………………..16
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

сравнит. право.docx

Кроме того, имеется ряд законов, регулирующих гражданское право. Это: Закон № 316 об агентах и торговых представителях от 12 марта 1968 г.; Декрет от 16 марта 1942 г. № 267 о несостоятельности, предварительном урегулировании, конкурсном управлении и о ликвидации предприятия по решению органа государственной власти и Декрет-закон от 30 января 1989 г. № 26 о процедуре чрезвычайного управления; Декрет № 499 от 28 марта 1929 г. о введении поземельных книг в некоторых провинциях.

Понятие вещных прав:

Собственность на движимые вещи, не имеющие собственника, может быть приобретена путем присвоения. Находку также можно присвоить, но лишь в том случае, если через год после опубликования сведений о найденной вещи не объявился ее собственник. Собственность может быть приобретена на основании договора или по наследству.

Возникновение, переход и прекращение прав на недвижимость регистрируется в реестре (поземельной книге).

Ограничение на вещие права:

К числу ограниченных вещных прав относятся права на чужие вещи. Права на чужие вещи включают: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис и залоговое право.

Различаются две формы залога: собственно залог, или залог движимых вещей, и залог недвижимости (ипотека).

По Гражданскому кодексу предметом залога могут служить движимое имущество, совокупность имущества, принадлежащего одному лицу, предназначенная для достижения единой цели (ст.816 ГК), права требования и другие права на движимое имущество. Предметом залога также могут являться морские суда, самолеты, автотранспортные средства.

Ипотека может быть установлена как на личное имущество должника, так и на имущество третьих лиц.

Ипотека распространяется также на улучшение недвижимого имущества, переданного в залог.

В соответствии со ст.456-809 ГК в круг наследников по закону входят:

1)нисходящие наследодателя; 2)его родители, братья и сестры; 3)восходящие родственники (дед, бабка, прадед, прабабка и т.д.); 4)родственники по боковой линии.

В первую очередь наследуют нисходящие - дети (законнорожденные, узаконенные, усыновленные .

4.Источники уголовного права Италии

Высшей юридической силой среди источников права Италии обладает Конституция, принятая в 1947 г. На одной ступени с Конституцией стоят конституционные законы. Затем идут законы государства в собственном смысле этого слова, а за законами - подзаконные акты. Иерархия законодательных актов предполагает строгое верховенство норм актов высшего порядка над нормами актов низшего порядка.

Основная и наиболее существенная часть правовых норм сосредоточена в систематизированном законодательстве - кодексах. В иерархии источников права Италии кодексы занимают вторую ступень после Конституции, а единичные законы и подзаконные акты лишь дополняют и изменяют действующие кодексы или, если они не включаются в структуру кодексов, прилагаются к ним и не могут рассматриваться в отрыве от них.

К источникам итальянского уголовного права относятся не только уголовные законы, но также акты, относящиеся к другим отраслям законодательства, но включающие уголовно-правовые нормы.

Конституция как источник уголовного права провозглашает, во-первых, принципы, имеющие типично уголовно-правовое содержание; и, во-вторых, принципы, устанавливающие ценности, являющиеся объектом защиты государства, в том числе и уголовно-правовыми мерами.

К уголовно-правовым принципам, закрепленным Конституцией Италии, относятся:

2. Принцип наказуемости преступника на основании того закона, который действовал в момент совершения преступления, и запрет придания обратной силы закону, усиливающему ответственность за совершенное деяние. Однако, если закон, принятый после совершения преступления, смягчает ответственность, он подлежит применению, (ст. 25, ч. 2 Конституции, ст. 2 УК).

3. Принцип персональной уголовной ответственности (ч. 1, ст. 27 Конституции). Нужно отметить, что итальянские юристы по-разному понимают содержание этого принципа. Часть теоретиков полагает, что принцип персональной уголовной ответственности содержит запрещение

уголовной ответственности за действия других лиц, уголовной ответственности юридических лиц и назначения коллективных наказаний. На такой же позиции стоит и Конституционный суд Италии. Другие ученые связывают принцип персональной уголовной ответственности с принципом виновности, высказываясь против сохранения в УК случаев объективного вменения.

4. Принцип гуманности наказания ( ч. 3 ст. 27 Конституции);

5. Принцип запрещения экстрадиции за политические преступления и в других случаях, предусмотренных международными конвенциями (ст. 10, 26 Конституции, ст. 13 УК).

Основным источником уголовного права Италии является уголовный кодекс, принятый в 1930 г. и вступивший в законную силу 1 июля 1931 г. УК 1930 г. явился вторым кодексом в истории Итальянской Республики после ее объединения в 60-х годах прошлого века. Первый уголовный кодекс страны был принят в 1889 г. и получил название УК Дзанарделли по имени министра юстиции, возглавившего работу над его составлением. УК 1889 г. был основан на принципах неоклассической школы уголовного права. Он оказал большое влияние на развитие уголовного законодательства стран Латинской Америки (Бразилия, Уругвай, Венесуэла), затем почти полностью был воспринят Турцией в 1926 г.

Вопрос о разработке нового УК встал после первой мировой войны, накануне прихода к власти Муссолини и установления фашистской диктатуры.

С 1925 г. началась новая работа по разработке уголовного законодательства, которую возглавил тогдашний министр юстиции А. Рокко. 1 июля 1931 г. вступил в законную силу уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Италии.

Изучив правовую систему Италии, следует выделить следующие выводы:

Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является "прародиной" романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права.

Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей в количестве не менее 50 тысяч человек — народная инициатива. В то же время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. То есть законопроект, представленный областным советом, может касаться только данной области, избиратели не могут вносить проекты в сферах, зарезервированных за правительством, и т. д. Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства.

Что интересного можно увидеть в некоторых источниках права Италии? Например, итальянский ГК и Закон о браке, в силу большого влияния католической церкви, допускали только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. Законом было предусмотрено несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного проживания развод может быть разрешен. Требование консервативных сил отменить этот Закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто большинством населения страны. Принятый в 1987 г. Закон признал раздельное проживание супругов в течение 3 лет достаточным основанием для развода и предусмотрел возможность поочередного исполнения родительских обязанностей разведенными супругами.

Систему источников права Италии вообще и уголовного права в частности, характеризует их строгая иерархичность и ведущее значение кодифицированного законодательства.

Высшей юридической силой среди источников права Италии обладает Конституция, принятая в 1947 г. На одной ступени с Конституцией стоят конституционные законы. Затем идут законы государства в собственном смысле этого слова, а за законами - подзаконные акты. Иерархия законодательных актов предполагает строгое верховенство норм актов высшего порядка над нормами актов низшего порядка.

Основная и наиболее существенная часть правовых норм сосредоточена в систематизированном законодательстве - кодексах. В иерархии источников права Италии кодексы занимают вторую ступень после Конституции, а единичные законы и подзаконные акты лишь дополняют и изменяют действующие кодексы или, если они не включаются в структуру кодексов, прилагаются к ним и не могут рассматриваться в отрыве от них.

Согласно ст. 117 Конституции Италии к источникам уголовного права не относятся региональные нормы. Так же как и во всех странах

континентальной системы права, в Италии обычаи, судебная и административная практика формально устраняются из числа источников уголовного права. К источникам итальянского уголовного права относятся не только уголовные законы, но также акты, относящиеся к другим отраслям законодательства, но включающие уголовно-правовые нормы.

Конституция как источник уголовного права провозглашает, во-первых, принципы, имеющие типично уголовно-правовое содержание; и, во-вторых, принципы, устанавливающие ценности, являющиеся объектом защиты государства, в том числе и уголовно-правовыми мерами[3].

К уголовно-правовым принципам, закрепленным Конституцией Италии, относятся:

2. Принцип наказуемости преступника на основании того закона, который действовал в момент совершения преступления, и запрет придания обратной силы закону, усиливающему ответственность за совершенное деяние. Однако, если закон, принятый после совершения преступления, смягчает ответственность, он подлежит применению, (ст. 25, ч. 2 Конституции, ст. 2 УК).

3. Принцип персональной уголовной ответственности (ч. 1, ст. 27 Конституции). Нужно отметить, что итальянские юристы по-разному понимают содержание этого принципа. Часть теоретиков полагает, что принцип персональной уголовной ответственности содержит запрещение

уголовной ответственности за действия других лиц, уголовной ответственности юридических лиц и назначения коллективных наказаний. На такой же позиции стоит и Конституционный суд Италии. Другие ученые связывают принцип персональной уголовной ответственности с принципом виновности, высказываясь против сохранения в УК случаев объективного вменения[4].

4. Принцип гуманности наказания ( ч. 3 ст. 27 Конституции);

5. Принцип запрещения экстрадиции за политические преступления и в других случаях, предусмотренных международными конвенциями (ст. 10, 26 Конституции, ст. 13 УК).

Основным источником уголовного права Италии является уголовный кодекс, принятый в 1930 г. и вступивший в законную силу 1 июля 1931 г. УК 1930 г. явился вторым кодексом в истории Итальянской Республики после ее объединения в 60-х годах прошлого века. Первый уголовный кодекс страны был принят в 1889 г. и получил название УК Дзанарделли по имени министра юстиции, возглавившего работу над его составлением. УК 1889 г. был основан на принципах неоклассической школы уголовного права. Он оказал большое влияние на развитие уголовного законодательства стран Латинской Америки (Бразилия, Уругвай, Венесуэла), затем почти полностью был воспринят Турцией в 1926 г.

Вопрос о разработке нового УК встал после первой мировой войны, накануне прихода к власти Муссолини и установления фашистской диктатуры.

С 1925 г. началась новая работа по разработке уголовного законодательства, которую возглавил тогдашний министр юстиции А. Рокко. 1 июля 1931 г. вступил в законную силу уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Италии.

По своей структуре УК Италии строится но обычному образцу кодексов стран континентальной системы нрава. Кодекс имеет Общую и Особенную части, состоящие из разделов. Общая часть составляет первую книгу УК и включает в себя разделы:

• Об уголовном законе;

• О преступнике и о лице, потерпевшем от преступления;

• О назначении, изменении и приведении наказания в исполнение;

• О погашении преступного деяния и наказания;

• О гражданских санкциях и об административных мерах безопасности.

В целом Общая часть итальянского УК характеризуется довольно полной и последовательной регламентацией основных институтов уголовного права.

• О преступлениях против личности государства;

• О преступлениях против публичной власти;

• О преступлениях против судебной власти;

• О преступлениях против религиозного чувства и чувства почитания умерших;

• О преступлениях против общественного порядка;

• О преступлениях против общественной безопасности;

• О преступлениях против общественного доверия;

• О преступлениях против общественного хозяйства, промышленности и торговли;

• О преступлениях против общественной нравственности и добрых нравов;

• О преступлениях против семьи;

• О преступлениях против личности;

• О преступлениях против собственности.

Поскольку УК 1930 г. был принят в период диктатуры, он отражал идеологию тоталитарного режима. Уголовное законодательство этого периода характеризуется, прежде всего, созданием возрастающей репрессии по отношению к лицам, совершившим преступления против государства.

Тоталитарное государство характеризуется авторитаризмом в политике и серьезным вмешательством в экономику, т.е. стремится стать высшим регулятором политической, экономической и социальной жизни. Поэтому в УК 1930 г. уделено большое внимание политическим преступлениям, а также увеличено количество деяний, признаваемых законом экономическими преступлениями, включено значительное число норм, относящихся к защите господствующей общественной морали.

После падения фашизма в УК Италии вносились значительные изменения. В августе 1944 г. была отменена смертная казнь: закон заменил ее пожизненным заключением. Декретом - законом от 10 мая 1945 г. были изменены многие нормы о преступлениях против общественной безопасности и собственности. Закон от 11 ноября 1947 г. внес изменения в понятие преступлений и проступков против конституционных установлений государства. Многочисленные изменения

реформы не коснулись структуры УК, которая в основном осталась неизменной.

Попытки разработать новый уголовный кодекс страны делались в 1945-1950, 1960 и 1968 гг. Несмотря на то, что ни один из проектов не был принят, эта работа, по мнению итальянских юристов, внесла значительный вклад в дальнейшее развитие доктрины уголовного права Италии[11].

Модернизация уголовного кодекса, начавшаяся после второй мировой войны и продолжающаяся до настоящего времени, проводится путем принятия законов и декретов, изменяющих отдельные уголовно-правовые нормы. Существенным результатом этих реформ явилась гуманизация УК путем депенализации малозначительных деяний, сокращения применения лишения свободы за счет назначения денежных санкций. В итальянской юридической литературе выделяют три основных периода реформирования итальянского уголовного законодательства: в период с 1950 по 1974 г. основное содержание законов было подчинено работе по предупреждению преступности; законы, принятые в период с 1974 по 1980 г. были направлены, главным образом, на борьбу с групповой преступностью; а с 1980 г. по настоящее время основным содержанием принимаемых законов явилась депенализация малозначительных деяний при сохранении тенденции усиления ответственности за различные виды организованных преступлений[12].

Закон от 24 ноября 1981 г., депенализировав ряд деяний, в то же время указал серию уголовно наказуемых экономических деяний, исключающих депенализацию и применение альтернативных санкций в виде частичного ограничения свободы или денежных штрафов. К таким деяниям относятся нарушения норм в сфере охраны окружающей среды, в области строительства и охраны труда.

Среди важнейших законов, принятых в последнее время, можно назвать Закон № 685 1975 г., касающийся преступлений, связанных с наркотиками, Закон № 19 1990 г., направленный на борьбу с терроризмом и подрывной деятельностью, Закон № 646 от 18 сентября 1982 г., предусматривающий ряд мер по борьбе с мафией.

новленного размера наказания. При этом большинство законов по борьбе с терроризмом и организованной преступностью было принято без рассмотрения Конституционным судом вопроса об их соответствии Конституции.

К кодифицированным источникам уголовного права Италии помимо УК относятся: Кодекс о воинских преступлениях в мирное время, а также Пенитенциарное уложение 1975 г., которое регламентирует условия и порядок назначения санкций, альтернативных лишению свободы (передача на поруки, домашний арест, ограничение свободы), а также институт досрочного освобождения.

Следующую после кодексов ступень в иерархии источников уголовного права Италии занимают подзаконные акты, т. е. акты, издаваемые исполнительными органами в порядке осуществления ими распорядительной деятельности. Как и во многих странах Запада, в Италии в настоящее время действует тенденция усиления исполнительной власти за счет законодательной.

Так, декрет № 59 от 21 марта 1978 г. внес значительные изменения в нормы УК о терроризме, а декретами № 744 от 18 декабря 1981 г. и № 865 от 16 декабря 1986 г. подробно регламентирована амнистия.

Характеризуя законодательство Италии, следует отметить, что в последнее время увеличивается количество постановлений обычного

суда, ставящих перед Конституционным судом проблему конституционности уголовных предписаний. Это частично вытекает из недостатков законодательной техники, в силу чего появляются противоречия, пробелы, двусмысленности в законодательстве, создающие для судей трудности в процессе его применения. С другой стороны, это является одним из последствий все увеличивающегося регулирования уголовно-правовыми средствами конфликтных социальных ситуаций (например, изменения законодательства о загрязнении окружающей среды и об абортах 1978 г.)[17].

Источником уголовного права являются также уголовно-правовые нормы, которые содержатся в законодательстве относящемся к другим отраслям права. Так, например, Законы № 1736 от 21 декабря 1933 г. и № 141 от 7 марта 1938 г., регламентирующие банковские операции, содержат уголовно-правовые санкции за совершение преступлений, связанных с деятельностью банка[18].

Как указывалось ранее, В Италии судебный прецедент не относится к числу источников уголовного права. Полномочия суда ограничиваются всецело толкованием и применением правовых норм. Данное в судебном решении истолкование правовой нормы имеет обязательную силу только для решения судом уголовного дела и для сторон, в нем участвующих. Это решение теоретически и юридически не связывает судью при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Это правило действительно для судов всех уровней. Даже решения Верховного Кассационного суда не обязывают нижестоящие суды следовать содержащимся в них интерпретациям закона.

Однако нельзя сказать, что судебные постановления не играют серьезной роли в системе итальянского права вообще и уголовного права, в частности. Как правило, при решении конкретного дела суды учитывают то толкование применяемых ими норм, которое является традиционным для судебной практики. Кроме того, учитывая полномочия Верховного Кассационного суда по отмене ошибочных решений как нижестоящих судов, так и своих собственных, суды на практике признают за правоположениями, содержащимися в решениях Верховного Кассационного суда по конкретным делам нормативную силу и значение источника уголовного права. Для этого необходимо единственное условие - такие правоположения должны вытекать не из единичных решений Кассационного суда, а должны отражать определенную устойчивую линию судебной практики, т. е. подтверждаться рядом идентичных решений.

Обычные нормы не имеют нормативную силу для судебных решений, как это было раньше. В настоящее время обычная норма может иметь уголовно-правовое значение только в случае, если она выражена в законе.

Итальянские авторы выделяют три вида обычаев: обычай помимо закона (consuctudine praeter legem), обычай против закона (consuctudine contra legem) и обычай, следующий закону (consuctudine secundum legem[20]).

Обычай помимо закона упорядочивает отношения, еще не урегулированные законом. В уголовном праве не могут существовать обычаи, создающие новые составы преступлений или новые наказания, что вытекает из принципа законности. Эти обычаи могут использоваться только для раскрытия содержания обстоятельств, вменяемых в вину (например, в ст. 625 п. 7 УК отягчающим обстоятельством признается кража имущества, определенного по традиции или назначению для нужд государственной религии, государственной службы или общественного использования, и т.п.). Эти обычаи применяются также в сфере установления законных действий, не влекущих уголовной ответственности (например, повреждения в результате спортивных состязаний, хирургических операций).

Обычай против закона - это обычай, действующий в направлении, противоположном предписаниям уголовного закона. Такой обычай не имеет никакой силы. Пока норма не изменена и не отменена, она действует. Однако такой обычай может указать законодателю на необходимость отмены некоторых норм. Обычай, следующий закону, включается в правовые нормы, поскольку он адекватен требованиям закона. Например, существуют этические обычаи, соблюдение которых требуется не только моралью, но и уголоно-правовыми предписаниями (например, ст. 341-344 УК Италии регламентируют ответственность за оскорбление).

В настоящее время активно продолжается работа по реформе уголовно-правовой системы Италии. В итальянской юридической литературе и прессе постоянно указывается на несоответствие во многих

случаях УК 1930 г., несмотря на внесенные в него изменения, прогрессивной Конституции страны. В последние годы ведутся разработки в области изменения и дополнения отдельных глав УК, в частности в 1990 г. был принят закон о преступлениях должностных лиц, явившейся самой значительной реформой Особенной части УК Италии в период после окончания второй мировой войны[21]. Однако реформы отдельных глав УК признаются недостаточными. Итальянские юристы практически единодушно высказываются за необходимость принятия нового уголовного кодекса, в полной мере отражающего существенные изменения в жизни общества, закрепленные действующей Конституцией, и учитывающего реформу законодательства в области уголовного процесса.

1] Antolise/F. Manuale di diritto penale. Parte generale. 11 edizione. - Mitano, 1989. P. 61.

[3] Palazzo F. Constitution, Cour Constitutionelle e droit penal: trente ans d'experience italienne // Revue de science criminelle et de droit penal compare. 1986, Ns 1. P. 2-3.

[4] Vassal!! G. Le drpit italien, les principes fondamentaux dans le domain penal // Revue de science criminelle et de droit penal compare. 1987, № 1. P. 75

[5] Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран: Классическая школа и антрополого-социологическое направление.- М., 1985. С. 3-4

[6] BettiolG., MantovaniZ.P. Diritto penale 12 edizione. - Padova, 1986. P. 27

[7] Cassir.e/.i В Prospetto storico del diritto penale. - Milano, 1954. P. 106.

[8] MantovaniF. I! probiema della criminaiita. - Padova, CEDAM 1984. P. 37.

[9] Алее/ М. Introduction comparative aux Codes penaux europeens. Les codes penaux europeens. - Paris, 1956, V. I. P. LI.

[10] коснулись преступлений, посягающих на правительство и парламент. Однако все

Fiandaca G., Musco E. Diritto penale. Parte Speciale, Bologna, 1988, V. I. P. 2-3.

[11] Formazo L Progetti e riforme della legislazione penale // Guistizia penale, 1970, An. 70n. 112. P. 494, 1.

[12] BettiolG., MantovaniZ.P., Op. cit. P. 53.

[13] Nuvolone P. La legislation penal italienne recente et la politique criminelle bipolaire // Revue de science criminelle et de droit penal compare, 1982, № 4. P. 734-737.

[14] Chiavario М. Duree des mesures limitives de hberte au regard de la Constitution et la loi italienne // Revue de science criminelle et de droit penal compare, 1989, № 1. P. 57.

[15] Nuvolone P. Op. cit. P. 733.

[16] Кузнецов И.Н. Систематизация законодательства в Италии. - М., ВНИИСЗ, 1973, вып. 84. С. 3

[17] Codice penale e codice di procedure penale. Milano, 1987. P. 339. P. 349.

[18] Codice penale e codice di procedure penale. Milano, 1987. P. 376.

[19] См. Кузнецов И.Н. Управление общими судами и систематизация судебных решений в Италии. - М., ВНИИСЗ, 1973, вып. 85. С. 25-26.

[20] BettiolG.. MantovaniZ.P. Op. cit. P. 137-139.

[21] Palazzo F.C. La riforma dei pubblici ufficiali: un primo sguardo d'insieme // Rivista italiana di diritto e procedure penale. - Milano, 1990, fasc. 3. P. 815.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Правовая система Италии относится к континентальной системе, поэтому
источником права является закон, под которым понимаются "акты, изданные
государственными органами, осуществляющими согласно Конституции
законодательную функцию", и акты делегированного законодательства. Первые в
итальянской юридической литературе получили название формальных законов, или
законов в собственном смысле этого слова, вторые – материальных законов.

Италия-представитель романогерманской правовой семьи. Для нее
свойственно ярко выраженное
стремление к писаному праву, деление
права на отрасли, наличие хорошо
разработанного законодательства, отказ
от прецедентного и обычного права,
кодификация и систематизация
нормативных актов, четкая иерархия
законов с главенствующим положением
конституции государства. Характерной
чертой этой правовой семьи является
оптимальная обобщенность нормы права,
т.е. нормы формируются как некие
абстрактные правила поведения.

4. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА:

Стоит отметить ,что основным источником уголовного права Италии является
уголовный кодекс. Однако в последнее время в Италии сложилась тенденция
издания законодательных актов, содержащих нередко целую систему уголовноправовых норм, которые действуют помимо УК. Это, в частности, относится к
вопросам ответственности за терроризм, организованную преступность,
наркобизнес .Спецификой Итальянского уголовного права является включение в
число источников подзаконных актов, т.е. правовых актов, издаваемых органами
исполнительной власти. Итальянская Конституция наделяет правительство
правом издавать акты, обладающие силой закона.

5. К кодифицированным источникам уголовного права Италии помимо УК относятся: Кодекс о воинских преступлениях в мирное время, а

также Пенитенциарное уложение 1975 г., которое
регламентирует условия и порядок назначения санкций, альтернативных лишению свободы
(передача на поруки, домашний арест, ограничение свободы), а также институт досрочного
освобождения. Следующую после кодексов ступень в иерархии источников уголовного права Италии
занимают подзаконные акты, т.е. акты, издаваемые исполнительными органами в порядке
осуществления ими распорядительной деятельности. В Италии судебный прецедент не
относится к числу источников уголовного права. Полномочия суда ограничиваются всецело
толкованием и применением правовых норм. Данное в судебном решении истолкование правовой
нормы имеет обязательную силу только для решения судом уголовного дела и для сторон, в нем
участвующих. Это решение теоретически и юридически не связывает судью при рассмотрении
аналогичных дел в будущем. Указанное правило действительно для судов всех уровней. Даже
решения Верховного кассационного суда не обязывают нижестоящие суды следовать
содержащимся в них интерпретациям закона.

6. УГОЛОВНО- ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ:

УГОЛОВНОПРАВОВЫЕ
ПРИНЦИПЫ:
К уголовно-правовым принципам,
закрепленным Конституцией
Италии, относятся следующие:
а) Принцип законности
б) Принцип наказуемости
преступника на основании того
закона, который действовал в
момент совершения преступления
в) Принцип персональной
уголовной ответственности
г) Принцип гуманности наказания
д) Принцип запрещения
экстрадиции за политические
преступления и в других случаях,
предусмотренных
международными конвенциями.

7. СТРУКТУРА УК

УК Италии принятый в 1930 г. и вступивший в законную силу 1 июля 1931 г.
УК 1930 г. являлся вторым кодексом в истории итальянского государства
после его объединения в 60-х гг. XIX в. Первый УК страны был принят в 1889 г.
и получил название УК Дзанарделли (по имени министра юстиции, возглавившего работу над его составлением). УК 1889 г. был основан на принципах неоклассической школы уголовного права.

По своей структуре УК Италии строится но обычному образцу
кодексов стран континентальной системы нрава. Кодекс имеет
Общую и Особенную части, состоящие из разделов. Общая часть
составляет первую книгу УК и включает в себя разделы:
• Об уголовном законе;
• О наказании;
• О преступнике и о лице, потерпевшем от преступления;
• О назначении, изменении и приведении наказания в
исполнение;
• О погашении преступного деяния и наказания;
• О гражданских санкциях и об административных мерах
безопасности.

Читайте также: