Источники трудового права рб кратко

Обновлено: 07.07.2024

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права.

В правовой системе Республики Беларусь основными источниками права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Источники трудового права – это различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения. Нормативные правовые акты, как источники трудового права, следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, либо рассчитаны на иное однократное применение. Примером актов применения могут служить приказы нанимателя о приеме работника на работу, его переводе или увольнении.

Совокупность нормативных правовых актов образует систему трудового права, которая называется законодательством о труде.

Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, которые обусловлены в основном спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, сферой действия нормативных правовых актов о труде, наличием специальных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства. Эти особенности заключаются в следующем:

♦ на развитие источников трудового права большое влияние оказывают международные правовые акты;

♦ наличие нормативных правовых актов, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства;

♦ значительное количество нормативных правовых актов содержит специальные нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников.

Источники трудового права можно классифицировать по различным критериям:

Для четкого представления о видах нормативных правовых актов, входящих в систему законодательства о труде, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых и связанных с ними отношениях, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные правовые акты на группы по различным критериям: в зависимости от уровня принятия; по юридической силе; по системе трудового права; ее институтам; органам, принявшим нормативный правовой акт; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности.

В зависимости от уровня принятия: международные и национальные.

По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в зависимости от их иерархии: 1) Конституция; 2) конституционные законы; 3) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 4) законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы); 5) постановления палат Парламента; 6) постановления Правительства; 7) постановления Национального банка; 8) акты министерств; 9) акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня); 10) акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня); 11) нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты.

По форме акты делятся на законы, декреты, указы постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы.

По сфере действия подразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные.

По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты.

Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;

3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;

4) трудовые договоры.

Основополагающий источник – Конституция Республики Беларусь. Она является Основным Законом Республики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней. В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст. 41); на отдых (ст. 43); на охрану здоровья (ст. 45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст. 47); на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42) и др. Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и иступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь.

Наряду с Трудовым кодексом источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются и другие нормативные правовые акты.

Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь – декреты, указы. Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на, всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь.

Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития.

В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавливается порядок применения законодательства.

Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу).

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции.

В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д.

Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях.

Коллективные договоры заключаются между нанимателем и представителями работников организации.

Статьей 7 ТК установлено, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится он к области правоприменения. Однако трудовой договор является правовым регулятором индивидуальных трудовых отношений, поскольку порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.

Необходимо отметить, что важным источником трудового права являются также директивы Президента Республики Беларусь. Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Источники ТП – это различные НПА органов власти и управления, регулирующие трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источниками ТП в РБ явл след НПА:

- законы РБ, бывают кодифицированные (трудовой кодекс) и некодифицированные (иные з-ны например о занятости населения)

- декреты Президента РБ

- указы Президента РБ

- постановления и распоряжения Правит-ва РБ

- постановления мин-ва труда РБ

- приказы, распоряжения отраслевых министерств

- заключения Конституционного суда РБ

- постановления Пленумов Верховного Суда РБ, Высшего Хоз суда РБ

- акты местных органов гос управления

-международные правовые акты.

Совокупность источников ТП образует систему ТП, которая называется трудовым зак-вом.

Система источников ТП РБ имеет некоторые особенности, которые заключаются в следующем:

– на развитие источников ТП большое влияние оказывают международные правовые акты;

– наличие НПА, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства;

– значительное количество НПА содержит спец нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников.

Источники ТП можно классифицировать по различным критериям: по юр силе; по системе ТП; ее институтам; органам, принявшим НПА; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности.

Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

1) Конституция РБ;

2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;

3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные НПА, заключен и принятые в соотв с зак-вом;

4) трудовые договоры.

Локальные НПА, содержащие условия, ухудшающие положение раб-ков по сравнению с зак-вом о труде, являются недействительными.

Наниматель вП устанавливать доп трудовые и иные гарантии для раб-ков по сравнению с зак-вом о труде.

В случае противоречия норм зак-ва о труде равной юр силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Источники ТП – это различные НПА органов власти и управления, регулирующие трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источниками ТП в РБ явл след НПА:

- законы РБ, бывают кодифицированные (трудовой кодекс) и некодифицированные (иные з-ны например о занятости населения)

- декреты Президента РБ

- указы Президента РБ

- постановления и распоряжения Правит-ва РБ

- постановления мин-ва труда РБ

- приказы, распоряжения отраслевых министерств

- заключения Конституционного суда РБ

- постановления Пленумов Верховного Суда РБ, Высшего Хоз суда РБ

- акты местных органов гос управления

-международные правовые акты.

Совокупность источников ТП образует систему ТП, которая называется трудовым зак-вом.

Система источников ТП РБ имеет некоторые особенности, которые заключаются в следующем:

– на развитие источников ТП большое влияние оказывают международные правовые акты;

– наличие НПА, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства;

– значительное количество НПА содержит спец нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников.

Источники ТП можно классифицировать по различным критериям: по юр силе; по системе ТП; ее институтам; органам, принявшим НПА; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности.

Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

1) Конституция РБ;

2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;

3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные НПА, заключен и принятые в соотв с зак-вом;

4) трудовые договоры.

Локальные НПА, содержащие условия, ухудшающие положение раб-ков по сравнению с зак-вом о труде, являются недействительными.

Наниматель вП устанавливать доп трудовые и иные гарантии для раб-ков по сравнению с зак-вом о труде.

В случае противоречия норм зак-ва о труде равной юр силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студентов специальностей 1 - 24 01 02 - Правоведение 1 - 24 01 03 - Экономическое право 1 - 23 01 06 - Политология

Тема 2. Источники трудового права

Понятие источников трудового права и источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Виды источников трудового права. Особенности системы источников трудового права, их отличие от актов применения норм трудового права. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Конституция Республики Беларусь - основа правового регулирова­ния труда. Международные трудовые нормы и их соотношение с нацио­нальным законодательством. Трудовой кодекс - основной источник тру­дового права. Законы Республики Беларусь. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. Нормотворческая деятельность Совета Министров Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь, иных центральных органов государственного управления. Нормативные правовые акты местных исполнительных и распорядитель­ных органов, органов местного самоуправления. Соглашения (генераль­ное, тарифные, местные), коллективные договоры и локальные норма­тивные акты как источники трудового права.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь как источники трудового права. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Значение судебной практики в применении и совершенствова­нии трудового законодательства.

Соотношение национального законодательства о труде с законода­тельством СССР.

Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования труда и связанных с ними отношений являются:

1) Конституция РБ; 2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде; 3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством; 4) трудовые договоры.

Основополагающий источник – Конституция РБ. Она является Основным Законом РБ и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней.


Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс РБ, подписанный Президентом РБ 26 июля 1999 г. и вступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права РБ.

Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров РБ, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития. В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты РБ устанавливается порядок применения законодательства.

Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу). Акты Конституционного Суда РБ, Верховного Суда РБ (постановления Пленума), Генерального прокурора РБ – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции. В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д. Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях.


Понятие трудового права. Трудовое право — это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними отношения, устанавливающая и защищающая взаимные права и обязанности работников и нанимателей. Нормы трудового права закрепляют права и обязанности субъектов в процессе организации и применения наёмного труда, гарантии реализации этих прав и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).


Заключение трудового договора. До заключения трудового договора стороны получают информацию друг о друге (собеседование, предоставление документов).


Резюме́ — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры для найма на работу.

Следующим этапом становится заключение трудового договора. Трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять определённую трудовую функцию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда и своевременно выплачивать заработную плату. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами.

Трудовой договор может быть заключён на неопределённый срок или на определённый срок (срочный трудовой договор). Одной из разновидностей срочного договора является контракт, заключаемый на срок не менее одного года и не более пяти лет.


В трудовом договоре содержатся следующие обязательные условия: данные о работнике и нанимателе; место работы; трудовая функция; основные права и обязанности работника и нанимателя; срок трудового договора (для срочных трудовых договоров); режим труда и отдыха; условия оплаты труда.

Трудовая функция – работа по одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, должностной (рабочей) инструкцией и другими документами.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, например, об установлении предварительного испытания. Оно устанавливается с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе.


Ознакомьтесь с трудовым договором ваших родителей либо с трудовым договором из доступных источников информации. Определите основные элементы трудового договора и порядок их изложения.

Стороны трудового договора. Сторонами трудового договора являются работник и наниматель.

Работник — физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С письменного согласия одного из родителей трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения лёгкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития, не препятствует получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Лица моложе 18 лет принимаются на работу после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно проходят обязательный медицинский осмотр.


Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.


Как соотносятся между собой: права работника и обязанности нанимателя; права нанимателя и обязанности работника?

Рабочее время — период, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему времени относится также сверхурочная работа, работа в праздничные и выходные дни. Полная норма продолжительности рабочего времени в нормальных условиях не может превышать 40 часов в неделю.


В 2019 г. в Трудовой кодекс была включена глава, которая регулирует особенности труда работников, выполняющих дистанционную работу. Дистанционная работа — это работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.

На работников, выполняющих дистанционную работу, распространяются общие нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, установленные Трудовым кодексом.

Какие тенденции в развитии общества привели к необходимости изменения законодательства о труде? Каковы преимущества и недостатки дистанционной работы для нанимателя и работника?

Для отдельных категорий работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от 14 до 16 лет – 4 часа 36 минут, от 16 до 18 лет – 7 часов. Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Время отдыха — период, в течение которого работник в соответствии с трудовым законодательством должен быть свободен от исполнения трудовых обязанностей (перерывы в течение рабочего дня (не менее 20 минут и не более двух часов), ежедневный отдых между рабочими днями, выходные дни, трудовые отпуска и др.). Ко времени отдыха относятся государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.


Означают ли нерабочие дни, что в стране вообще никто не работает? Каким образом компенсируется работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни?

Все работники имеют право на трудовой отпуск, который предоставляется с сохранением заработной платы. Продолжительность основного трудового отпуска не может быть менее 24 календарных дней. Отдельным категориям работников предоставляются отпуска большей продолжительности (например, работникам моложе 18 лет предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 30 календарных дней).


Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь часть трудового отпуска, превышающая 21 календарный день, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией. Это означает, что 21 день работник в любом случае должен находиться в отпуске.

С какой целью была введена данная норма? Почему нельзя весь отпуск заменить денежной компенсацией?

Опираясь на информационные источники, определите, насколько актуальной является для разных стран проблема недостаточного отдыха работников.

В целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, получения образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей работникам предоставляются социальные отпуска.

Заработная плата — вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от её сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника. Минимальный размер заработной платы устанавливается государством. Законодательство закрепляет нормы, обеспечивающие неприкосновенность заработной платы, недопустимость ограничения её размеров и задержки выплаты, свободу распоряжения заработной платой.

Трудовая дисциплина — обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей. За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей работник может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Наниматель может применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до двенадцати месяцев, увольнение) и иные меры воздействия (лишение премии, изменение времени трудового отпуска и др.). Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

Прекращение трудового договора. Прекращение трудового договора возможно только по основаниям, предусмотренным законодательными актами: соглашение сторон; истечение срока действия срочного трудового договора; инициатива работника или нанимателя; обстоятельства, не зависящие от воли сторон, и др.

Работник, заключивший трудовой договор на неопределённый срок, имеет право расторгнуть его по желанию, предупредив об этом нанимателя письменно за один месяц. С согласия сторон трудовой договор может быть расторгнут до истечения срока предупреждения. Работник имеет право до истечения срока предупреждения письменно отозвать своё заявление, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Срочный трудовой договор (в том числе контракт) может быть прекращён работником только при наличии следующих причин: болезнь или инвалидность; нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного и трудового договора; поступление на военную службу по контракту и иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору.


Прекращение трудового договора оформляется приказом нанимателя, что является основанием для расчёта с работником и внесения записи в трудовую книжку, которая выдаётся работнику в день увольнения.

1. Составьте схематичный трудовой договор о приёме на работу продавца в магазин цветов, учитывая обязательные условия трудового договора.

2. Продавец магазина цветов Елена ушла в отпуск с 15 июня. Определите, в какой день она выйдет на работу, если известны следующие данные:

  • продолжительность отпуска Елены составляет минимум, установленный законодательством;
  • согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь государственные праздники и праздничные дни (объявленные нерабочими днями), приходящиеся на период трудового отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Если в период отпуска встречается такой день, то при подсчёте дней отпуска добавляется ещё один день.

3. Сергей четыре месяца назад трудоустроился поваром в ресторан, заключив с нанимателем контракт сроком на 3 года. Однако несколько дней назад он получил более выгодное предложение относительно трудоустройства. Определите, может ли Сергей расторгнуть контракт по собственному желанию.

4. В чём заключаются положительные и отрицательные аспекты трудового договора, заключённого на неопределённый срок, и срочного трудового договора (контракта) для каждой из сторон — работника и нанимателя?

Читайте также: