Источники римского частного права периода монархии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Законодательная власть сосредоточивается исключительно в руках императора, вследствие чего единственною формой законодательства являются теперь императорские конституции, приобретающие название leges. Формой общего императорского указа остается эдикт. Юриспруденцию в этот период еще преподают, но она идет на спад. Судье для вынесения решения очень трудно пользоваться накопившимся материалом, поэтому не все сочинения юристов принимаются во внимание. Издается закон о цетировании, говорящий, что надо учитывать только сочинения пяти юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Затруднения представляло для практики и пользование императорскими конституциями. При императоре Диоклетиане появился новый частный сборник конституций, который содержит в себе конституции императоров до Диоклетиана получил название "Codex Gregorianus". Для создания сборника императорских конституций Феодосий 2 назначил комиссию из 16 человек. Кодекс назвали "Codex Theo-dosianus". В V в. Римская империя окончательно распалась на две половины, Восточную и Западную, причем Западная половина подпала вскоре под владычество германских завоевателей. Аларих II для своего королевства свод из различных источников римского права (извлечения из указанных трех кодексов, из институций Гая, сентенций Павла и т.д., в конце одно responsum Папиниана). Аналогичная издан свод Теодорихом Великим и Гундобадом для своих королевств.

Вопрос 6. Кодификация императора Юстиниана.

Задачи кодификации:

- из двух потоков памятников прошлого – императорских законов (Leges) и работ классических юристов (ius) – создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях.

- старые источники права превратить в живые источники нового права.

- отразить изменения, которые претерпело римское право.

- новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить его недостатки.

Руководство кодификационными работами было возложено на Трибониана. в комиссиях так же участвовали: преподаватель права Теофил и беритский профессор Дорофей.

Составные части Corpus iuris civilis:

Появившееся к 534 г. окончатель­ное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuris civilis — свод гражданского права. Состоит оно из четырех основных частей:

(1) Institutiones — в четырех книгах;

(2) Digesta (Pandectae) в составе 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 от­дельных фрагментов;

(3) Codex — в 12 книгах, представлявший свод важнейших императорских указов (constitutiones) от Адриана до Юстиниана;

(4) Novellae (leges) — 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции кодекса.

Вопрос 7. Учение об исках. Виды исков в римском праве.

Только в тех случаях, когда орган государства устанавливал возможность предъявления иска (actio) по делам известной категории, можно было говорить о праве, за­щищаемом государством. В этом смысле можно сказать, что римское частное право есть система исков.

По правовой направленности:

- личные (actio in personam)

- вещные (action in rem)

По своему характеру:

- определенные (требование по поводу какой-то вещи или какого-то права к однозначно ясному ответчику);

- неопределенные (общее требование о восстановлении своих прав на вещь, адресован всякому кто посягнет на нее)

- сложные (например, кондикция (condictio) – общее требование, обуславливавшее комплексное восстановление прав и понесенного при нарушении прав ущерба)

- простые (предусматривал единичное требование)

По обусловленности своего содержания правом:

- иски строго права (должны быть заявлены в точном соответствии с предписаниями закона; любое отступление от законной нормы приводило к отклонению иска)

- иски доброй совести (предъявлялись на основе конкретного предписания высшей судебной власти, при помощи аналогии)

Виды исков по Новицкому:

По личности ответчика:

actiones in rem (вещные иски) - направлен на признание права в отношении определенной ве­щи; ответчиком по такому иску может быть любое ли­цо, нарушающее право истца;

actiones in personam (личные иски) - направлена на выполне­ние обязательства определенным должником.

По объему и цели имуще­ственные иски делились на три группы:

- Actiones rei persecutoriae — иски для восстановления нарушенного со­стояния имущественных прав; здесь истец требовал только утраченную вещь или иную ценность, поступившую к ответчику (Н: виндикация).

- Actiones poenales — штрафные иски, цель которых в частном наказа­нии ответчика (прежде всего взыскание частного штрафа и иногда возмещение убытков).

- Actio mixtae — иски, осуществляющие и возмещение убытков и нака­зание ответчика.

III. Condictiones - личные иски, направленные на получение вещей (денег, других заменимых вещей) или совершение действий.

IV. По системам права, положенным в основание исков:

- цивильные иски, основанные на цивильном праве,

- гоно­рарные, или преторские иски, основанные на преторском праве.

V. По защите вещных прав:

- вендикационный иск(восстановление имущества собственника против фактического владельца вещи),

- негаторный(владельца+собственника вещи против любого 3его лица),

- публицианов иск(владельца вещи об истребовании вещи из чужого фактического владения).

Под источниками римского частного права понимают истоки этой ветви права, от которых она и берет свое историческое начало. Правоведческие справочники, посвященные римской отрасли права, дают разные определения данной категории:

1. источник, содержащий в себе сведения о правовых нормах и материальных составляющей жизнедеятельности общества;
2. форма образования правовых норм;
3. источник, служащий непосредственно для постижения права.

Чтобы развести различные определения и подходы к содержанию источников права в риме, следует обратить внимание на то, какие способы использовались для образования права, а также с помощью чего оно выражается сейчас.

Основные виды источников римского частного права:

1. обычное право;

2. законы (во времена республиканства - указы народного собрания; в период ранней римской империи - сенатусконсульты, постановления, то есть указания принцепса; в эпоху абсолютизма - издаваемый императором конституционный свод правил);

3. эдикты магистратов;

4. работа правоведов (деятельность юристов)

Обычное право

Обычное право, признаваемое и защищаемое существующей властью, является симбиозом общеизвестных поведенческих норм и традиций. Под определение общего права попадали только санкционированные властью обычаи, которые свойственны для данного государства на протяжении многих лет. Обычное право считается самой старой формой образования правовых норм и отображения римского права. Нормы и обычаи, отличающиеся традиционным характером, формировались продолжительный период времени. Своему становлению и развитию они обязаны деятельности предков, жрецов и магистратов. Именно они заложили основы тех правил поведения и представлений, которые впоследствии стали традиционными. Необходимо оговорить, что не всегда традиция, обычай защищаются нормами права. Выполнять функцию легитимного источника обычаи могут только тогда, когда не мешают требования, изложенные в содержании других форм. Потому не каждый обычай становится правомерным. Он не закреплялся обычным правом, если традиция противоречит закону или опровергает указания закона. Отметим, что правовой обычай в обязательном порядке отражает неразрывную связь этой традиции с общественными нравами. В этом его главная отличительная особенность. Данная черта, присущая классическому праву, подразумевает "молчаливое согласие народа, придерживающегося древних нравов". Поэтому к правовым обычаям зачастую относились религиозные правила и догмы, ведь именно они испокон веку несли в себе традиции и определенные устои.

Законы

В республиканский период законы как источники римского права, или leges (как их называли), обсуждались народным собранием. Прогресс общества поставил их на высшую ступень пьедестала, однако государство издавало законы редко. Главная причина этого в том, что законы тогда были в новинку и не успели войти в обиход, поэтому сохраняли популярность другие своеобразные формы римского правообразования. Это эдикты судебных магистратов, а также труды юристов(юриспруденция). Консервативность как основополагающее свойство римского права скорее преобладало в вышеперечисленных формах, именно поэтому они долго не уходили в прошлое.

Помимо законов XII таблиц, важную роль для гражданского права играют:
• lex Poetelia (Пэтелиев закон), IV в. до н.э., он защищал имевшего задолженности человека: по закону должника нельзя убивать и продавать рабовладельцу;
• lex Aquilia (Аквилиевзакон), примерно III в. до н.э., по нему человек мог быть наказан за причинения вреда чужому имуществу;
• lex Falcidia (Фальцидиев закон), I в. до н.э., ограничивающий завещательные отказы.
В эпоху принципиата народные собрания перестали подходить под современный устройство и, как следствие, потеряли свою значимость. То есть старые принципы окончательно изжили себя. Из-за того, что власть императора нередко прикрывалась републиканскими формами правообразования, существовало мнение, что созданием законов занимались сенаты (сенатусконсульты). В общем виде они представляли собой указы и распоряжения принцепсов - "legis vice". Причина этого в том, что сенат рассматривал все их предложения, которые в вербализованной форме доносили принцепсы.

Императорские приказы, обобщенно называемые конституциями, подразделялись на четыре видовых категории:

1. эдикты - распоряжения общего характера, направленные на общество;
2. рескрипты - указы, затрагивающие узкий круг вопросов, задаваемый императору как хотадайство;
3. мандаты - указания, адресованные чиновникам от императора;
4. декреты - распоряжения делам, которые должен был рассмотреть император.

Эдикты магистратов

Эдикты магистратов относятся к особой своеобразной форме правообразования римского частного права. Понятие "эдикт" образовано от dico, то есть говорю, и потому изначально понималось как вербализованное обращение магистрата по определенному вопросу. С течением времени эдикт видоизменил свое первоначальное значение и теперь понимался как программное объявления, которое писали республиканские магистранты, когда начинали службу. В них магистраты поясняли, какими правилами они будут руководствоваться при выполнении своих прямых обязанностей, когда будут или не будут подавать иски и др. С тех пор эдикт обрел свое ключевое свойство - постоянство. Благодаря этой характеристике эдикт отличают об объявления, выпускаемого один раз по определенному поводу.

Обязанность выполнения эдикта накладывалась только на магистрата, который его издал, и лишь на тот год, когда данный магистрат находится на службе. Претор и прочие магистраты, работавшие над изданием эдиктов, не имели полномочий отменять или менять законы, заниматься изданием новых законопроектов и т.д. То есть их функции и границы деятельности также регламентировались и четко очерчивались.

Деятельность юристов

Сотни лет назад профессии юриста в ее современном понимании не существовало, поэтому обязанности возлагались на жрецов - понтифов, входивших в некую особу касту. Ее участники истолковывали законы и нормативные документы всем остальным непросвещенным. Считалось, что понтифы обладают уникальным знанием, которое может давалось не каждому, поэтому нюансы своей юридической деятельности они не рассказывали. Спустя время юриспруденция вошла в обиход, а с III в. до н.э. начала самостоятельно формироваться, желая стать независимым ответвлением права. Работа юристов тогда представляла собой компетентное комментирование, разъяснение принятого законодательства и преторских эдиктов. Такое комментирование представало пред гражданами в виде "Дигестов", совмещавших в себе цивильное и преторское права, и форму специальных учебников, изучающих римское право, - "институций". Работа юристов, направленная на помощь в применении права, стала независимой формой правообразования.

Работа римских юристов в период республиканства делилась на три главных направления:

1. оказание услуг консультанта: следовало отвечать на запросы заинтересованных лиц, судей или должностных лиц;
2. составительская и оформительская работа с рукописными источниками римского частного права;
3. контроль за действиями сторон - написание судебных формул согласно действующему законодательству.

Источники РЧП – это способы и формы выражения и закрепления правовых норм РЧП, их содержание. Источник РЧП имеют 3 основных смысла: 1) Содержание правовой нормы (зависело от соотношения классовых сил, остроты борьбы (рабов), от наличия или отсутствия демократических сил, от экономических условий); 2) формообразование норм права (обычай – в устной форме, он не имел автора и закон – в римском гос-ве это постановление народных собраний, сената и императорские конституции – в письменной форме).

Виды императорских конституций: 1) Мандаты - это инструкции чиновникам по адм-м и судебным делам; 2) Эдикты – распоряжения разного рода для должностных лиц; 3) Декреты – это решения императора по спорным судебным делам; 4) Рескрипты – ответы императора на вопросы к нему; 5) Новеллы – публикации прав по семейным вопросам.

Периодизация развития Римской правовой системы: архаический,предлассический и др. периоды.

1)Архаический(451-52 г. до н. э. до 3-го века до н. э. – период квиритского права, основной источник Закон 12 таблиц. Зарождаются способы осуществления права, сначала это было понтификальное производство, которое осуществляли жрецы, а вконце периода появл-ся долж-сть претора и созд-ся легисакционный процесс. 2)Предклассический(с 3-го века до н. э. до нач 1-го века н. э. ). Издаются законы, развивающие отдельные институты Римского права (наследственное право, сервитуты, деликты) и появл-ся новые институты (судопроизводство). Появляются формулы претора – претор давал указания судье как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом, в связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный.

К источникам римского частного права относятся:

  1. Обычное право.
  2. Законы.
  3. Эдикты Магистратов.
  4. Ответы Юристов.

Обычное право. Обычное право является древнейшей формой образования римского права.
Институции – Институции (лат. Institutio – наставление) – элементарные учебники права в Древнем Риме. В период правления императора Юстиниана институции имели, как и дигесты, силу закона. Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права – обычай. Обычаи содержали в себе неписаные нормы поведения, которые вырабатывались жизненной практикой.

С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной степени утратил свое значение, но не переставал быть источником права. Наряду с прежним обычаем появился новый – судебный и судебная практика. В период I в. до н. э. – III в. н. э. значение обычая как живого источника права было отмечено Юлианом. Он признавал за обычаем такую же силу, равно и основание, как и закона. Юлиан указывал даже на признаки, которые образуют обычай: давнее применение; молчаливое согласие общества.

Законы. Римская правовая культура считала законы (leges) главным воплощением писаного права. Правовое предписание признавалось в качестве закона при условии, что оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа, и надлежащим образом было обнародовано. Так, в Древнем Риме законом являлось решение народного собрания. К концу I в. н. э. народные собрания перестали проводить законы, несмотря на то, что их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях содержится в аграрном законе конца I в. н. э. С I в. н. э. и до середины III в. н. э. основной формой законодательства являлись сенатусконсульты – постановления сената.

Во II в. н. э. римские юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превратилось в важнейший источник права.

Конституции императоров не ограничивались пределами города или отдельной провинции, а действовали на всей территории Римского государства, Конституции издавались в четырех основных формах:
1. Эдикты – общие распоряжения, основанные на власти императора. Эти распоряжения были обязательны для всех должностных лиц и граждан. Вначале эдикты были обязательными только при жизни императора. Но уже начиная со II в. н. э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Декреты – решения по судебным делам. На основе этих решений сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

3. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, которые запрашивали консультации по правовым вопросам.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны. Таким образом, основной формой закона являлся императорский эдикт.

Закон должен был содержать определенные элементы:

  • введение, которое указывало обстоятельства издания;
  • нормативное предписание или текст, включающие в себя содержание правила поведения и условия его действия;
  • последствия нарушения закона (санкция).

Римское право различало типы законов. Главным классифицирующим элементом являлся заключительный элемент – санкция. В зависимости от характера санкции сформировалось несколько видов законов, и в частности, законы несовершенные, которые не содержали в себе санкции. Процедура обнародования или опубликования закона самым непосредственным образом влияла на вступление его в силу. Закон считался вступившим в силу либо с момента его формального обнародования, либо с истечением времени, достаточного для ознакомления с его содержанием на всей территории, для которой он предназначен.

Большую роль в становлении римского права сыграло издание в середине V в. до н. э. Законов XII таблиц, которые являются источником всего публичного и частного права. В 450–451 гг. до н. э. появились первые X Таблиц, а в 450–499 гг. до н. э. были опубликованы еще II Таблицы законов. Эти законы были написаны на досках и утверждены народным собранием. Это был главнейший свод права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника – двух медных многогранных колонн, которые были выставлены на римском форуме. Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен. Делаются попытки их реконструкции на основании цитат из других римских юридических источников.

Эдикты магистратов. Магистратами в Риме назывались выборные должностные лица. Все должности были срочными, то есть ограниченные определенным сроком (обычный срок полномочий – 1 год), коллегиальными и безвозмездными. Принцип коллегиальности не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действие своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего.

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства. Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц – магистратов.
Эти полномочия вытекали из:

Важнейшее место среди эдиктов магистратов имели преторские эдикты, которые сформировали систему преторского права. Преторская магистратура была учреждена в 367 г. до н. э. В обязанности преторов входило осуществление общего контроля за правоприменением, а также дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права.
При вступлении в должность претор издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Данный эдикт содержал указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Срок преторских полномочий составлял 1 год.

Различали следующие виды преторских эдиктов.

Новые – в них указывались новшества правоприменения и юридической практики.

Перенесенные – в них содержались заявления претора о том, что он будет придерживаться в своей деятельности воззрений и практики своего предшественника.

Постоянные – в них указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий.

Непредвиденные – они касались казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей.

Среди вышеуказанных эдиктов особое назначение имел постоянный эдикт. В эпоху принципата (I–III вв. до н. э.) за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. Однако их независимое положение и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывалось больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью.

Наиболее важной деятельностью юристов являлись ответы по запросам частных лиц, судей, должностных лиц. Необходимо отметить, что истолкования права не всех юристов имели обязательно-рекомендательный характер. Например, в 426 г. н. э. был даже издан специальный закон, который предусматривал, что только высказывания пяти юристов признавались обязательными для судей. К числу таких юристов относились: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. Если среди них имелись разногласия, то приоритет отдавался высказываниям Папиниана.

Кодификация конституций. В связи с многочисленностью и разбросанностью императорских конституций возникла необходимость их объединения. Кодификация была проведена частными лицами. В конце 295 г. н. э. был выпущен кодекс Грегориана, названого по имени его автора. Этот кодекс включал конституции начиная с императора Андриана и заканчивался 295 г. н. э., и не отличался оригинальностью системы. Он состоял из 19 книг: в 13 книгах автор следовал системе преторского эдикта, в остальных трактовались уголовное право и процесс.
После 295 г. н. э. в дополнение к первому кодексу появился второй – кодекс Гермогениана, так же был назван по имени составителя. Всего в этот кодекс было собрано 120 конституций, изданных в период с 291 по 365 гг. н. э. Несмотря на то, что оба кодекса являлись частными кодификациями, они получили официальное название.

Первым официальным собранием конституций был кодекс восточно-римского императора Феодосия II (402–450 гг. н. э.). Кодекс был издан в 438 г. и состоял из 16 книг, где впервые был произведен отбор только действующего законодательства. В нем нашли отражение изменения, произошедшие в государственной и частноправовой сфере. Кодекс Феодосия II сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время.
По сравнению с кодификацией Феодосия II неизмеримо большее значение имеет кодификация, проведенная императором Юстинианом. От предыдущих кодификаций она отличается большим размахом и более высокой творческой силой. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права.

Замысел создания Свода законов принадлежал императору Юстиниану. Его создание было обусловлено, с одной стороны, стремление власти с помощью правовых средств укрепить существующий порядок, а с другой – юридическими причинами:

  • необходимостью собрать воедино все юридические тексты, систематизировать и классифицировать содержащиеся в них материалы;
  • устранить устаревшие правовые нормы;
  • придать единообразную форму юридическим предписаниям;
  • стабилизировать применение права и таким образом получить более эффективное средство регулирования общественных отношений.

Свод законов Юстиниана состоял из нескольких частей. Первой частью являлись Институции. Они были созданы в 533 г. и составлены на основе подобных сборников классических юристов, прежде всего Гая. Институции состояли из 4 книг. Первая книга была посвящена праву в целом и правовому положению лиц; вторая – вещам и вещному праву; третья – наследованию, договорам, обязательствам; четвертая – деликтам и искам. Институции имели силу закона и на них могли ссылаться судьи. Зафиксированные в Институциях нормы права были в полном смысле нормативными требованиями.

Второй частью Свода законов Юстиниана являются Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. При составлении Дигест были использованы труды 39 римских юристов, перу которых принадлежит около двух тысяч произведений. Использовались, в частности, труды таких юристов, как Гай, Модестин, Ульпиан, Павел, Папиниан, Пампоний и др. Дигесты состояли из 50 книг, каждая из которых, в свою очередь, делилась на титулы и фрагменты.

Весь материал Дигест условно подразделялся на 7 частей:

Третья часть Свода законов называлась Кодексом. Первое издание было осуществлено в 529 г., второе, исправленное и дополненное, в 534 г. Кодекс охватил все конституции императоров, начиная с Андриана и кончая самим Юстинианом. Кодекс состоял из 12 книг. 1, 9, 12 книги были посвящены вопросам публичного права, а книги со 2 по 8 – частному праву. В 535–555 гг. указанные три части Свода законов были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Наиболее крупный из сборников включал 168 новелл, из которых 153 принадлежали самому Юстиниану.

В средние века сборники новелл Юстиниана стали включаться в Свод законов Юстиниана в качестве его четвертой части. В это время все четыре части в своей совокупности получили название Свода гражданского права.

В настоящее время сборники, составившие свод гражданского права, именуются следующим образом:

  • Институции – I
  • Дигесты – D
  • Кодекс – С
  • Новеллы – N

Читайте также: