Источники права у древних франков кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Пример казуальности норм: «Если кто оторвет большой палец на руке или ноге, присуждается к уплате 50 сол. (солидов). Если же этот изувеченный палец будет висеть на прежнем месте… 30 сол. Если же кто оторвет второй палец, именно тот, которым натягивают лук… 35 сол.

В основном Салическая правда устанавливает санкции за различные правонарушения и правила рассмотрения дел в суде. Среди норм, относящихся к гражданскому праву, заслуживают внимания те, которые регулируют право собственности на землю. По Салической правде леса, луга, а также пахотные земли считались общей собственностью. Каждая семья обрабатывала свой участок земли. Но эта земля еще не стала собственностью семьи – если в семье не оставалось наследника мужского пола, земля возвращалась общине. Поселение пришельца на земле общины допускалось только с единодушного согласия общинников (или по давности, если в течение 12 месяцев никто из общинников не возражал).

Из уголовного права франков постепенно исчезают пережитки первобытнообщинного строя. В Салической правде, например, обычай кровной мести и талион заменяются системой композиций – материальной компенсацией, искуплением вреда и штрафом (весьма значительным по размерам) в пользу потерпевшего (или его родственников) и государства – одна треть всей суммы.

Природа композиции определялась тем, что во времена Салической правды еще не сложилось представление о публичном характере преступления, о том, что преступление – общественно опасное деяние . Однако в отчислении части суммы, взыскиваемой по системе композиций в пользу государства (штрафа), мы наблюдаем становление наказания, что делало первый шаг к выделению уголовного права в самостоятельную отрасль права. Система композиций получает в Салической правде детализированную разработку и становится упрощенным видом наказаний. Только при неуплате композиции за убийство свободного (вергельда) допускались кровная месть или наказание через суд.

О появлении сословного расслоения во франкском обществе говорит и зависимость тяжести наказания не только от вида правонарушения, но и от общественного положения виновного и потерпевшего. Так, если за убийство свободного франка полагалось уплатить вергельд в 200 солидов, то убийство должностных лиц королевской администрации – графа или барона – влекло уплату тройного вергельда (600 солидов). В то же время за убийство свободного или полусвободного римлянина уплачивалось только 100 солидов. Убийство раба влекло для виновного лишь обязанность возместить хозяину раба нанесенный ущерб в 35 солидов.

В Салической правде дан перечень различного рода преступлений, за которые устанавливается уплата точно определенных денежных сумм.

При краже штрафы в Салической правде дифференцировались в зависимости от стоимости украденного, от характера преступления (кражи со взломом или с подделкой ключей карались большим штрафом), от общественного положения преступника. Наказаниями для рабов, кроме того, были палочные удары и смертная казнь.

Судебный процесс по Салической правде был по преимуществу состязательным. Данная форма процесса встречалась на ранних ступенях развития государства и права, например, в странах Древнего Востока. Она получает широкое распространение и в раннефеодальный период. Существование состязательного процесса объясняется слабым развитием государственных, в частности судебных органов. Соответственно процесс возникал по инициативе потерпевшего, он же обязан был собрать и представить суду доказательства, потерпевший вызывал ответчика в суд.

Здесь ответчик и истец обладали равными процессуальными правами и обязанностями. Стороны лично вели процесс, а суд лишь наблюдал за состязанием сторон и выносил решение по делу. Даже наказание для ответчика и истца (в случае проигрыша дела) было одинаковым. Истец подвергался тому наказанию, которое грозило ответчику в случае недоказанности его вины. Другими чертами данной формы процесса, связанными с ее неразвитостью, были строгий формализм процесса и отсутствие различий в гражданском и уголовном судопроизводстве. Рассматривались дела публично.

В качестве судебных доказательств Салическая правда знала и ордалии водой и железом. В первом случае обвиняемый опускал руку в кипящую воду и произносил клятву. Если после этого к установленному сроку рука заживала, испытуемый признавался невиновным, в противном случае его осуждали. Сохранилось и описание ордалий с помощью раскаленного железа. Нарушение установленного ритуала ордалии влекло ее недействительность или проигрыш дела. Своеобразной формой ордалии был судебный поединок.

При всей ограниченности ордалий как средства доказывания нельзя все же не учитывать глубокой убежденности людей того времени в существовании божественной силы. Вера, внушение подчас заменяли недостающие доказательства, вели к изобличению виновного.

Ниже приводится описание судебного поединка по чешскому праву.

Источниками права франков являлись правовые обычаи, королевские акты, иммунитетные грамоты и формулы.

Эдикты, декреты; предписания; капитулярии (королевские акты) дополняли правовые обычаи и играли немаловажную роль в регулировании общественных отношений у франков, особенно в периоды укрепления королевской власти.

Иммунитетные грамоты, которые король выдавал своим вассалам, предоставляли последним ряд полномочий на подконтрольной им территории.

Формулы представляли собой образцы документов, которые хранились в канцеляриях светских и духовных учреждений и служили своеобразным эталоном для совершения различного рода сделок: купли-продажи, займа и др.

Среди письменных источников наибольший интерес для исследования представляет Салическая правда, поскольку она раскрывала особенности общественного и государственного строя, переходного от родовой общины к государству.

Салическая правда. Первоначальный текст Салической правды, становление которой происходило в период царствованию

Салич правда Форм-ие государственности у франков сопров созданием пр. Это осущ с помощью записи древнегерм обычаев. “варварские правды”: Сал, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Наиболее типичным явл СП, созд в 507-511 гг. -при правл короля Хлодвига. Первонач. текст СП до наст вр не сохран. В теч ряда веков СП перепис, дополн и измен. до нас дошло несколько вариантов СП, из кот наиболее близкой к др первонач тексту считается Париж рукоп. СП хар-ся отсутствием общ, абстр понятий, ей присущ казуист хар-р. Пр действия и акты отлич формализмом. Осн содерж СП- нормы, посвящ суд процессу и определ штрафы за различные правонаруш. Нормы гр права дают представление о процессе развития пр собств на землю. Из текста СП можно сост представл об общ строе франков н VI в. Отлич черта фр общ-ва V-VI вв. - налич общины. осущ переход от землед общины, когда сохран коллект собств на землю, к соседской общине - когда появл индивид собств малых семей. О роли общины говор 45 ст (о переселенцах - еси кто будет против). Фр. община отмечена сохранением род отнош (сородичи платили вергельд). Показывается процесс разлож. род отнош. (ст58 - о горсти земли, 60- о желающем отказатся от родства). Осн. масса свободн. населен- земледельцы-общин, значит. часть- воины, кор слуги. Служилая знать слилась с родовой (штраф за убийство знатного больше). Были вольноотпущ. и литы. Были и рабы (скоты). Часть земли у короля, вельмож, у общины. Право свободно распоряж. наследст. наделами принадлеж. только общине. (58, об аллодах - земля только по мужс. линии). Нет упоминаний о купле-продажи земли -> нет част. собст. на землю. Обязат. отнош. освещены слабо. Есть заем, мена дарение. Передача права на вещь путем публичной передачи вещи. Истребование долга в установл. форме. Есть обязат. из причинения вреда. Брак в форме покупки невесты (о расторжении нет). Наследование по закону и завещан. По закону - движимые вещи в основном по матер. линии, земля мужикам.. Основное место прест. и наказан. 4 вида прест: против личности, собственности, против порядка отправления правосуд, нарушен. предписаний короля. Были отягчающие обстоят. Отмирание кровной мести. Судебный процесс состязат. характера. Возбужд. дело по инициативе истца. Процесс гласный, устный, строго формальный. Были свидетели доброй славы, ордалии. Споры разбир. на заседании 100 свободных под руководст. тунгина, приговор давали заседатели - рахинбурги, затем корол. админ.

20.Государственный и общественный строй средневековой Франции в период сеньориальной монархии (X – XIII вв.). Реформы Людовика IX Святого.

В конце п-да феод. раздр. намет тенд к усилению корол. власти, которая получила поддержку горожан. города станов центрами ремесла и торговли. В соц. отнош. гор население не было однород: богатые купцы-ростовщики, состоят. собст-в. мастерских, рядовые ремесл. и гор беднота. Все горож были против. внутренних феод. войн. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисл. владений, на которых устанавл. различ провозные пошл. Города были опутаны поборами и повин в пользу феодалов. В ходе напряж противоборства, ряду городов удалось добиться от своих сеньоров гор самоупр. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права городского самоупр реглам - хартиями, фиксир городские вольности. Финн. и иные повинности городов были строго определены, поводов для злоупотр со стороны сеньоров стало меньше. Коммуны добивались права иметь свою вооруж силу - городское ополчение. Горожане видели в сильной корол власти решающий фактор преод феод раздр. Короли также были заинтер в городах, которые давали им деньги. Союз монархии и городов достиг вершины, стимулируя усиление корол власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля. В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить феод раздробленность. Среди них особое знач имели реформы Людовика IX. Судебная реформа. В корол домене была запрещ частная война. Соперники должны были обращ в корол суд. Для претворения в жизнь этого реш почти во все области страны были направ корол судьи. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращ не только сеньоры, но и все свободные. Вскоре рассмот дел “высшей юстиции” стало исключит компет корол судей. Из Корол курии была выделена особая судебная палата - Парижский парламент. Это учреждение, состояло из профес юристов. Фин. реформа. В королевском домене в качестве расчетной единицы была введена корол золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитет монетой в стране и вытес местные деньги. Из Кор курии выделилось еще одно учреждение - Счетная палата. Ведя учет поступлений суд пошлин, она впервые в истории корол получила реальную возмож способств увеличению доходов короны

Салическая правда

После падения Римской империи на территории Европы образовалось множество варварских государств. Крупнейшим из них было государство франков – будущая Франция. Для развития государственности и укрепления королевской власти первых династий франкских королей требовалась фиксация правовых норм и обычаев на территории всего государства. С этой целью и была создана Салическая правда – древнейший письменный кодекс законов раннего средневековья. Какая история создания Салической правды, какие законы были у средневековых франков, читайте об этом дальше.

История создания

Салическая правда была одним из них, но далеко не единственным, помимо нее были также:

Причем среди всех этих кодексом именно Салическая правда является самым древним кодексом законом такого рода, считается что она была составлена в V веке во время правления знаменитого франкского короля Хлодвига I (466-511) из династии Меровингов.

В дальнейшем Салическая правда была дополнена и откорректирована последующими франкскими королями Хильдебертом и Хлотарем.

Краткая характеристика

Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.

Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.

Салическая правда

Основные положения

Хлодвиг

Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.

Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.

Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.

Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.

Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников. Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.

Салическая правда

После падения Римской империи на территории Европы образовалось множество варварских государств. Крупнейшим из них было государство франков – будущая Франция. Для развития государственности и укрепления королевской власти первых династий франкских королей требовалась фиксация правовых норм и обычаев на территории всего государства. С этой целью и была создана Салическая правда – древнейший письменный кодекс законов раннего средневековья. Какая история создания Салической правды, какие законы были у средневековых франков, читайте об этом дальше.

История создания

Салическая правда была одним из них, но далеко не единственным, помимо нее были также:

Причем среди всех этих кодексом именно Салическая правда является самым древним кодексом законом такого рода, считается что она была составлена в V веке во время правления знаменитого франкского короля Хлодвига I (466-511) из династии Меровингов.

В дальнейшем Салическая правда была дополнена и откорректирована последующими франкскими королями Хильдебертом и Хлотарем.

Краткая характеристика

Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.

Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.

Салическая правда

Основные положения

Хлодвиг

Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.

Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.

Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.

Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.

Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников. Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.

Читайте также: