Источники права древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первыми писаннымипамятниками древнерусского правабылидоговоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в.Особое значение имеют уставыВладимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейноеи уголовное право.

Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

Брачно-семейное правос принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.

Наследственное правосохраняло многие черты патриархальных отношений.

Вопрос 6. Институты гражданского права по Русской Правде.

Гражданско-правовые отношения в Киевской Руси регулировались нормами обычного и церковного права. В Русской Правде появляются нормы обязательственного, наследственного и семейно-брачного права.

Все субъекты по Русской Правде являлись физическими лицами, понятия юридического лица закон не знал. Нормы Русского Права защищают частную собственность (движимую и недвижимую), регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. Объектом собственности первоначально были вещи, принадлежащие человеку (конь, боевое снаряжение, одежда), позднее объектом собственности становится земля и другие виды угодий. Ответственность по обязательствам не была индивидуальной и распространялась как на имущество, так и на личность должника.

Основными видами договоров были: договор мены, купли-продажи, займа, кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица - мытника. Условиями действительности договоров купли-продажи и мены было отсутствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свободных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупателя.

Существуют три вида займа: 1) обычный (бытовой) займ, 2) займ, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); 3) займ с самозакладом - закупничество. Различался займ с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а выше рубля - письменным актом и закладом.

Наследственное право

Устанавливалось 2 порядка наследования:

Права завещателя ограничивались невозможностью указать в качестве наследника дочь при сыновьях, боковых родственников, жену, дальних родственников.

2. По закону (при отсутствии завещания), при котором часть имущества выделялась монастырю на помин души, часть имущества – вдове на прожиток (не переходила в собственность).

Сыновья, рожденные в браке, делили между собой в равных долях все имущество, младший сын наследовал дом и двор отца. Сыновья, разделившие имущество, были обязаны выделить сестрам, не вступившим в брак, приданое по своему усмотрению.

Дети от рабыни не наследуют имущество, но вместе с матерью получают личную свободу.

Первыми писаннымипамятниками древнерусского правабылидоговоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в.Особое значение имеют уставыВладимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейноеи уголовное право.

Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

Брачно-семейное правос принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.

Наследственное правосохраняло многие черты патриархальных отношений.

Вопрос 6. Институты гражданского права по Русской Правде.

Гражданско-правовые отношения в Киевской Руси регулировались нормами обычного и церковного права. В Русской Правде появляются нормы обязательственного, наследственного и семейно-брачного права.

Все субъекты по Русской Правде являлись физическими лицами, понятия юридического лица закон не знал. Нормы Русского Права защищают частную собственность (движимую и недвижимую), регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. Объектом собственности первоначально были вещи, принадлежащие человеку (конь, боевое снаряжение, одежда), позднее объектом собственности становится земля и другие виды угодий. Ответственность по обязательствам не была индивидуальной и распространялась как на имущество, так и на личность должника.

Основными видами договоров были: договор мены, купли-продажи, займа, кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица - мытника. Условиями действительности договоров купли-продажи и мены было отсутствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свободных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупателя.

Существуют три вида займа: 1) обычный (бытовой) займ, 2) займ, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); 3) займ с самозакладом - закупничество. Различался займ с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а выше рубля - письменным актом и закладом.

Наследственное право

Устанавливалось 2 порядка наследования:

Права завещателя ограничивались невозможностью указать в качестве наследника дочь при сыновьях, боковых родственников, жену, дальних родственников.

2. По закону (при отсутствии завещания), при котором часть имущества выделялась монастырю на помин души, часть имущества – вдове на прожиток (не переходила в собственность).

Сыновья, рожденные в браке, делили между собой в равных долях все имущество, младший сын наследовал дом и двор отца. Сыновья, разделившие имущество, были обязаны выделить сестрам, не вступившим в брак, приданое по своему усмотрению.

Дети от рабыни не наследуют имущество, но вместе с матерью получают личную свободу.

Образование государства Киевская Русь шло с закреплением правовых норм . Вся жизнь русичей сопровождалась соблюдением обычаев и традиций во всех сферах жизни. Все, что касалось ведения домашнего хозяйства, создания новой семьи и передачи права наследования. После появления письменности, эти соглашения закреплялись на бумаге. Взаимоотношения с другими государствами и землями строились вначале на устных, а затем и письменных договорах. Так развивались законодательно-правовые отношения в Древнем Руси.

Официальные источники

Предпосылками для появления правовых документов стало развитие феодального государства и появления более сложных отношений в Киевской Руси. К ним можно отнести официальные документы, в которых прописывались правовые нормы, регламентирующие общественную жизнь, и правила, обязательные для выполнения на определенной территории. Это были:

  1. договора - наиболее часто используемая форма торговых правоотношений между соседними государствами. Самый яркий пример договоров торговли с Византией договора заключенные в 911, следующий в 944 и третий в 974 годах. Внутри государства это княжеские договора с дружиной, правоотношения князя и народа. Как пример договора княжения в Новгороде,
  2. княжеские уставы или уставные грамоты определяли повинности и величину оброка населения, а также порядок разбора судебных тяжб, подчинения и управления в княжествах.

Эти документы фиксировали законодательные нормы, существовавшие на определенных этапах развития государства.

Виды источников

При вступлении на княжеский престол Ярослав Мудрый систематизирует все существующие в государстве законы и порядки. Все источники можно разделить:

1. Национальные обычаи и традиции, названные обычным правом восточных славян. Они регламентировали внутреннюю жизнь Киевской Руси: семейные и бытовые отношения, судебные законы.

2. В документе, известном под названием "Русская правда Ярослава Мудрого", состоящем из 18 статей и созданном в 1016 году, законодательно регламентируются бытовые и криминальные законы общества.

3. Под названием "Правда Ярославовичей" в период до 1070 года выходят изменения и дополнения к основным статьям. Это статьи от 19 до 41, доработанные сыновьями князя Ярослава. В них законы более систематизированы и разделены по определенным направлениям.

4. "Пространная правда" - более поздняя редакция, вышедшая во времена правления Владимира Мономаха, и датируется 1113 годом. Содержит 121 статью. Первая часть - документ Ярослава и Ярославовичей из 43 статей, вторая часть - правда Мономаха. Законы второй части отражают существовавшее социальное неравенство общества: владение землей и привилегии ее владельцев, зависимое положение холопов, правонаследие.

5. В середине XVI столетия выходит новый свод законов, названный "Стоглав" по количеству статей в документе. Принят после окончания Собора 1551 года в Москве. Регламентирует отношения общества и церкви, государства и церкви, жизнь духовенства.

6. В княжествах на основе "Русской правды" создаются свои законодательные правила. Как пример, судные грамоты Псковского и Новгородского княжеств, датированные XIV-XV столетием. Кроме уголовного права рассматривают все стороны общественной жизни и переподчинение Москве.

7. Отдельными источниками права Древней Руси называют письменные соглашения, заключаемые с иностранными государствами:

  1. договора с Византией , требовавшие равноправных партнерских отношений и определявших правила торговли, даже выдачу беглых преступников,
  2. торговый - Ганзейский союз с немецкими купцами, заключенный в XII , и окончательно подтвержденный в XIV столетии. Просуществовал до второй половины XVII столетия.

8. С развитием религии на Руси массово строились церкви и монастыри. Ими необходимо было управлять. Для чего создаются правила богослужений и монастырские и церковные уставы.

С усилением расслоения общества и его развитием, появляется необходимость в дальнейшем совершенствовании правовых отношений.

Первыми письменными источниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Киевской Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг., заключавшиеся после военных походов. Они носили международно-правовой характер.

Княжеское законодательство как источник права появилось на Руси в X в. Особое значение имеют Устав о десятинах, судах и людях церковных князя Владимира и Устав о церковных судах князя Ярослава, которые внесли существенные изменения в действовавшее гражданское, семейное и уголовное законодательство. Тем не менее крупнейшим памятником древнерусского права являлась Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

Она была впервые обнаружена В.Н. Татищевым в 1738 г. К настоящему времени существует более ста ее списков, которые отличаются друг от друга по объему, структуре и содержанию. Русская Правда подразделяется на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция включает две части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава содержит первые 18 статей Краткой редакции и полностью посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие 20 статей Краткой редакции Русской Правды.

Во второй половине XI в. было положено начало составлению Пространной редакции Русской Правды, которая окончательно оформилась в XII в. Она включает нормы уголовного и наследственного права, определяет правовой статус различных категорий населения.

В XIII-XIV вв. появилась Сокращенная редакция, представлявшая собой часть переработанных статей Пространной редакции Русской Правды, адаптированных для регулирования общественных отношений периода феодальной раздробленности на Руси.

Наряду с Русской Правдой в Киевской Руси действовали нормы Уставов князей Владимира и Ярослава, составившие основу древнерусского церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. На развитие древнерусского права оказывали определенное влияние и Кормчие книги, представлявшие собой византийские сборники церковных и гражданских постановлений. В значительной мере они регулировали отношения в сфере семейного права.

Гражданское право. В Русской Правде и других источниках древнерусского права достаточно четко различаются две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право.

Утверждение феодализма и феодальной собственности на землю обусловило возникновение права собственности. Первоначально феодальная собственность появилась в форме княжеского домена, боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды была закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, в ней говорится также о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и т.п.

Недобросовестное выполнение норм обязательственного права в Древней Руси могло повлечь обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, включая и членов его семьи.

Основными видами договоров являлись договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и личного найма. Договоры заключались в устной форме, но обязательно в присутствии свидетелей, которые назывались послухами. В письменной форме составлялись преимущественно договоры, связанные с куплей-продажей земли.

Достаточно широкое распространение в Русской Правде получил договор займа. Объектами займа выступали в то время деньги, хлеб, мед, мех и т.п. В древнерусских источниках встречаются следующие виды займа: обычный заем, совершавшийся между купцами с упрощенным порядком оформления, и заем с самозакладом, который именовали закупничеством. В нормативных актах уже различались взимавшиеся проценты, размер которых зависел от срока займа. Срок взимания процентов не превышал, как правило, двух лет. По договору займа на короткий срок выплачивались более высокие проценты.

Однако после введения христианства были установлены новые принципы семейного права — патриархальная семья, основанная на принципах моногамии, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, суровые наказания за внебрачные связи.

Патриархальная семья в соответствии с Уставом князя Ярослава находилась под защитой церкви. Обручение обязательно предшествовало браку и считалось нерасторжимым. Брачный возраст составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Для придания законности браку церковь непременно требовала венчания.

Имущественные отношения между супругами не получили достаточного освещения в древнерусских источниках. Тем не менее из них следует, что в то время возникали имущественные споры между супругами. Однако жена имела право передавать свое приданое по наследству, т.е. она сохранила определенную имущественную самостоятельность. Родители и особенно отец имели над детьми практически неограниченную власть.

Наследственное право. Появление частной собственности повлекло за собой возникновение понятия наследства, для которого уже был характерен дифференцированный порядок. Так, у феодалов наследовать могли и дочери, а у смердов они не получали такого права.

При наследовании по закону, преимущество получали сыновья умершего. В то же время дочерям не полагалось ничего. Закон лишь обязывал сыновей выдать сестер замуж. Следует отметить, что младший сын при распределении наследуемого имущества, которое делилось поровну, имел некоторое преимущество, получая при этом двор отца. Наследственными правами не обладали незаконнорожденные дети. Однако в том случае, если их мать являлась рабыней, то они вместе с ней получали свободу.

При наследовании по завещанию наследодатель имел право распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

В Русской Правде нет указаний на возрастные ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Однако в ее нормах уже нашло отражение понятие соучастия. По закону все соучастники преступления должны были отвечать в равной степени.

В Русской Правде обозначены лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Из этого следуют и два рода преступлений, включавших различные виды преступных деяний. К преступлениям против личности относились: убийство, телесные повреждения, побои и оскорбление действием. Однако в уставах князей Владимира и Ярослава появляется и норма, связанная с оскорблением словом. Объектом такого вида преступлений была, как правило, честь женщины.

Большое внимание в Русской Правде уделяется имущественным преступлениям. Прежде всего это касается татьбы (кражи). Среди наиболее тяжких видов кражи выделялось конокрадство. Кроме того, к тяжким видам имущественных преступлений относилось и уничтожение чужого имущества путем поджога.

Уставы великих князей киевских Владимира и Ярослава включают нормы, касавшиеся преступлений против церкви и в семейной сфере. Их появление было обусловлено необходимостью искоренить языческие пережитки после принятия христианства.

В Русской Правде еще не были представлены государственные и должностные преступления. Однако из летописных сводов известно о выступлениях против князей и княжеской власти, которые могли повлечь за собой непосредственную расправу без суда и следствия. Так, например, поступила княгиня Ольга после убийства древлянами в 945 г. ее мужа князя Игоря.

Таким образом, в процессе расселения славянских племен на территории Восточной Европы, распада общины и других институтов первобытнообщинного строя сложились предпосылки для образования

Древнерусского государства. К ним относятся, прежде всего наличие единой территории, населения и публичной власти. Не следует также забывать, что Киевская Русь, созданная древнерусской народностью, изначально являлась полиэтническим государством, заложившим основу для возникновения и развития в дальнейшем трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.

Власть великого князя на первом этапе развития Древнерусского государства еще зависела от решений вечевого собрания. Однако в связи с переходом от численной (десятичной) системы управления к дворцово-вотчинной, власть киевского князя значительно укрепилась, а роль вечевого собрания существенно снизилась. Произошла также социальная дифференциация населения Киевской Руси, получившая закрепление в нормах Русской Правды. Среди источников права важную роль на первом этапе играли обычаи и судебная практика, нашедшие отражение в законодательных актах, в которых еще сохранялось значительное количество архаических элементов. Тем не менее в древнерусском законодательстве на первое место ставились задачи защиты личности и имущества, которые нашли отражение в крупнейшем памятнике Древнерусского государства — Русской Правде.

Правовая система государства объединяет в себе правовую культуру, сознание, юридическое регулирование быта, и все, что связано с обеспечением правопорядка и правовым регулированием и имеет четкую систему.

Русская правда, как памятник древнерусского права

Крупнейшим памятником и источником древнерусского права, регулирующем общественные взаимоотношения на протяжении длительного периода вплоть до после киевского периода нашей истории, была Русская правда. Составление и формирование всех норм Русской Правды охватывает длительный период (ХІ – ХІІ ст.). Впервые обнаруженная в 1738г. Татищевым В.Н. Русская Правда представляла собой свод правовых норм и обычаев. Сейчас известно более ста документов, рознящихся по содержании, структуре и объему, но составляющих единую систему правовых норм, на протяжении долгого времени служивших основой правовой системы Киевской Руси.

Выделяются три редакции Русской Правды:

  1. краткая;
  2. пространная;
  3. сокращенная.

Скорее всего то, что нормы Правды регулировали уголовное право, связано с тем, что именно в этот период шла ожесточенная борьба за власть между Ярославом Мудрым и его братом Святополком.

ХІІІ – ХІV ст. ознаменовалось появлением Сокращенной редакции. Документ был создан на базе Пространной редакции, но содержал в себе лишь выборки из статей, необходимые для регулирования нового вида отношений, возникших на фоне феодальной раздробленности.

Русская Правда, формировавшаяся в эпоху зарождения феодализма, в первую очередь защищала жизнь и имущество и регулировала право на имущество и землю. Поскольку самыми крупными владельцами земель были князья, бояре и их окружение, то это нашло свое отражение в четкой тенденции по закреплению феодальных прав владения на земли, имущества и холопов, что и привело к постепенному закрепощению.

Читайте также: