Источники по истории древнего мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Началом истории Древнего мира считают конец доисторического периода (каменного века). Дата окончания Древней истории оспаривается, некоторые западные ученые связывают ее с падением Западной Римской империи в 476 году н. э. (наиболее популярный вариант), закрытие Платоновской академии в 529 году н. э., смерть императора Юстиниана I в 565 году н. э., появление Ислама или возвышение Карла Великого, как конец древней и классической европейской истории. За пределами Европы определение временных рамок конца древних времен вызывает трудности.

Историю Древнего мира условно делят на 2 периода: бронзовый и железный века.

Бронзовый век

Начало бронзового века относится ко времени, когда люди впервые начали работать с металлом. Бронзовые инструменты и оружие вскоре заменили более ранние каменные версии. Древние шумеры на Ближнем Востоке, возможно, были первыми, кто вошел в бронзовый век. Люди сделали много технологических достижений во время бронзового века, включая первую письменность и изобретение колеса. На Ближнем Востоке и в отдельных регионах Азии период длился от 3300 до1200 г. до н.э., внезапно закончившись почти одновременным крахом нескольких выдающихся цивилизаций бронзового века.

Инструменты бронзового века

Древние шумеры, возможно, были первой цивилизацией, которая начала добавлять олово в медь для изготовления бронзы. Бронза была тверже и долговечнее меди, что делало бронзу лучшим металлом для инструментов и оружия.

Археологические данные свидетельствуют о том, что переход от меди к бронзе произошел около 3300 г. до н.э. Изобретение бронзы положило конец каменному веку - доисторическому периоду, в котором доминировали использование каменных орудий и оружия.

Разные человеческие общества оказались в Бронзовом веке в разное время. Цивилизации в Греции начали работать с бронзой до 3000 г. до н.э., в то время как Британские острова и Китай вошли в бронзовый век намного позднее – примерно в 1900 г. до н.э. и 1700 г. до н.э. соответственно.

Бронзовый век был отмечен подъемом королевств - крупных обществ, объединенных под властью центрального правительства влиятельным правителем. Государства бронзового века взаимодействовали друг с другом посредством торговли, войны, миграции и распространения идей. Видные королевства бронзового века включали Шумер и Вавилонию в Месопотамии и Афины в Древней Греции.

Бронзовый век закончился около 1200 г. до н.э., когда люди начали ковать железо.

Цивилизации бронзового века

Шумер. К четвертому тысячелетию до нашей эры шумеры основали примерно дюжину городов-государств по всей древней Месопотамии, включая Эриду и Урук в том, что сейчас является южным Ираком.

Вавилония. Вавилония приобрела известность в бронзовом веке примерно в 1900 г. до н.э. посреди территории, ныне принадлежащей современному Ираку. Ее столица, город Вавилон, сначала принадлежала людям, известными как амориты.

Король аморитов, Хаммурапи, создал один из самых ранних и полных письменных правовых кодексов в мире. Кодекс Хаммурапи помог Вавилону превзойти шумерский город Ур, как самый могущественный город региона.

Ассирия. Ассирия была главной политической и военной силой в древней Месопотамии. На своем пике Ассирийская империя простиралась от современного Ирака на востоке до Турции на западе и Египта на юге. Ассирийцы часто воевали против фараонов Древнего Египта и Хеттской империи в Турции.

Ассирия названа в честь своей первоначальной столицы, древнего города Ассур, расположенного на западном берегу реки Тигр в современном Ираке.

Греция. Греция стала главным центром деятельности на Средиземном море в бронзовом веке. Этот период в Греции начался с Кикладской цивилизации, культуры, принадлежащей раннему бронзовому веку и возникшей на юго-востоке материковой части Греции на Кикладских островах в Эгейском море около 3200 г. до н.э.

Несколько сотен лет спустя на острове Крит появилась Минойская цивилизация. Минойцы считаются первой развитой цивилизацией в Европе.

Минойцы были торговцами, которые экспортировали древесину, оливковое масло, вино и краситель в соседний Египет, Сирию, Кипр и материковую часть Греции. Они импортировали металлы и другое сырье, в том числе медь, олово, слоновую кость и драгоценные камни.

Примерно 1600 г. до н.э. - время возникновения Микенской цивилизации на материковой части Греции, и ее культура процветала к концу бронзового века. Крупные микенские центры власти включали Микены, Фивы, Спарту и Афины.

Крах Бронзового века

Конец бронзового века пришел внезапно, примерно в 1200 г. до н.э. на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Средиземноморье. Историки не знают наверняка, что вызвало крах Бронзового века, но многие полагают, что переход был внезапным, насильственным и разрушительным в культурном отношении.

Основные цивилизации бронзового века, включая Микенскую Грецию, Хеттскую империю в Турции и Древний Египет, пали за короткий период времени. Древние города были заброшены, торговые пути были потеряны, а уровень грамотности снизился по всему региону.

Ученые считают, что комбинация природных катастроф могла привести к разрушению нескольких империй бронзового века. Археологические данные свидетельствуют о череде сильных засух в восточной части Средиземноморья в течение 150-летнего периода с 1250 по 1100 г. до н.э. вероятно, сыгравших заметную роль в крахе. Землетрясения, голод, общественно-политические волнения и вторжение кочевых племен также могли оказать влияние.

Железный век

Железный век был периодом в истории человечества, который последовал за бронзовым и каменным веками. В течение железного века люди в большей части Европы, Азии и некоторых частях Африки начали изготавливать инструменты и оружие из железа и стали. Железный век начался между 1200 г. до н.э. и600 г. до н.э., в зависимости от региона. Для некоторых обществ, включая Древнюю Грецию, начало железного века сопровождалось периодом культурного упадка.

Люди могли плавить железо в небольшом объеме в течение бронзового века, хотя, скорее всего, они считали железо плохим металлом. Железные инструменты и оружие не были такими прочными или долговечными, как их бронзовые аналоги.

Использование железа стало более распространенным после того, как люди научились делать сталь, намного более твердый металл, добавляя к железу углерод. Хетты, жившие в эпоху бронзы в нынешней Турции, возможно, первыми стали производить сталь.

Некоторые эксперты полагают, что нарушение торговых путей могло вызвать нехватку меди или олова, используемого для изготовления бронзы. В результате кузнецы, возможно, выбрали железо в качестве альтернативы.

Греческие темные века

Греция стала крупным центром деятельности и культуры на Средиземном море на протяжении позднего бронзового века. Микенская цивилизация была богата материальным богатством от торговли. Микенцы строили большие дворцы и общество со строгой классовой иерархией.

Но примерно в 1200 г. до н.э. Микенская Греция рухнула. Греция вступила в период беспорядков, иногда называемых греческими темными веками.

Археологи считают, что, возможно, был период голода, когда население Греции резко сократилось за это время. Крупные города (за исключением Афин) были заброшены. По мере того как городское общество раскалывалось, люди переходили к более мелким группам, сосредоточенным на выращивании скота.

Микенская Греция была грамотным обществом, но греки раннего железного века не оставили ни одного письменного свидетельства, что заставило некоторых ученых полагать, что они неграмотны. Немного артефактов или руин остались от периода, который длился примерно 300лет.

Классический период также принес политическую реформу и представил миру новую систему правления, известную как демократия.

Персидская империя

В период железного века на Ближнем Востоке кочевые скотоводы, которые разводили овец, коз и крупный рогатый скот на иранском нагорье, начали развивать государство, которое стало называться Персией.

Персы основали свою империю в то время, когда люди научились делать сталь. Стальное оружие было острее и прочнее, чем раннее бронзовое или каменное оружие.

Древние персы также сражались верхом на лошади. Возможно, они были первой цивилизацией, которая изобрела бронированную конницу, в которой лошади и всадники были полностью покрыты стальной броней.

Кир Великий основал первую Персидскую империю около 550 г. до н.э., она стала одной из крупнейших империй в истории, простирающейся от Балканского полуострова в Восточной Европе до долины реки Инд в Индии.

Железный век в Европе

Жизнь в железном веке в Европе была преимущественно сельскохозяйственной. Железные орудия сделали сельское хозяйство более легким.

Кельты жили в большей части Европы во время железного века. Кельты были собранием племен, происходящих из центральной Европы. Они жили в небольших общинах или кланах и имели общий язык, религиозные верования, традиции и культуру. Считается, что кельтская культура начала развиваться еще в 1200 году до н. э.

Кельты мигрировали по всей Западной Европе, включая Великобританию (остров), Ирландию, Францию и Испанию. Их наследие остается заметным в Ирландии и Великобритании, где следы их языка и культуры все еще видны сегодня.

В течение железного века люди в большей части кельтской Европы жили в крепостях на холмах (городище). Стены и рвы окружали форты, и воины защищали их от атак соперничающих кланов.

Внутри городищ жили семьи в простых круглых домах из глины и дерева с соломенными крышами. Они выращивали сельскохозяйственные культуры и содержали скот, в том числе коз, овец, свиней, коров и гусей.

Болотные тела

Сотни болотных тел, относящихся ко времени железного века, были обнаружены по всей Северной Европе. Болотные тела - это трупы, которые сохранились в болотах.

Примеры болотных тел железного века включают Человека из Толлунда, найденного в Дании, и Человека из Галлаха в Ирландии. На обоих трупах имеются следы жестокой смерти. В то время у кельтских племен не было письменности, поэтому они не оставили никаких записей о том, почему эти люди были убиты и брошены в болота. Некоторые эксперты считают, что они могли быть ритуально убиты по религиозным мотивам.

Другие артефакты железного века, в том числе мечи, чашки и щиты, также были найдены в болотах. Они также, возможно, служили подношениями языческим богам на религиозных церемониях, проводимых жрецами кельтов - друидами.

Источники

Естественно – научные

( палеоботаника, палеозоология, палеогеография, палеоклиматология).

Созданные человеком

а) оригинальные (подлинники, сохранившиеся до наших дней: Египетские пирамиды, буддистские храмы, глиняные книги.

б) неоригинальные (копии).

Также они делятся на:

Письменные (история).

а) наративные (повествовательные)

1) летописи (погодовая запись событий)

3) мемуарная литература (тенденциозна, дают яркую полит. картину, но субъективны).

4) литературное творчество древности: пословицы, поговорки, трагедии, комедии Древней Греции.

5) религиозные и научные труды

При изучении истории нужно использовать все типы источников, так как у каждого типа есть свои достоинства и недостатки.

б) документальные

1) гос-венные (указы, законы)

2) частные (переписка гос. чиновников, донесение частных агентов, хоз. отчеты).

Вещественные (археология)

а) движимые (простейшие): оружия, орудия труда.

б) недвижимые (сложные): поселения, погребения, древние города, храмы.

Комплексные (ВИД: нумизматика, геральдика), (не письменные, не вещественные: памятники с надписями).

При изучении истории нужно использовать как письменные, так и вещественные источники, т.к. и те и другие обладают недостатками. Главным достоинством письменных источников является их богатство по содержанию. Недостатки:

Охватывают не весь период человеческой истории. Письменность появилась 5 тыс. лет назад. В отличии от письменных, вещественные источники охватывают весь период и всю ойкумену (территорию, где жил человек).

Большинство письменных источников не оригинально. Встречаются копии или воспроизведения периода средневековья. Средневековые переписчики допускали интерпретации (самопроизвольные вставки), которые искажают суть источника. Вещественные источники оригинальны.

Большая часть источников тенденциозна. Их авторы в зависимости от образования, политической ориентации, воли заказчика подробно записывают одно событие, забывая о другом. Преобладающее большинство вещественных памятников объективно и беспристрастно, кроме произведений и искусства.

Вещественные характеризуют материальные стороны жизни. Посвящены политике. Здесь мало социального и экономического. Плутарх описывает восстание Спартака. Агрономические трактаты – экономическую историю – орудия хозяйства на рабовладельческих виллах.

Не все письменные источники дешифрованы, т.е. переведены на известные языки мира, т.к. ключ к их разгадке утерян.

Недостатки вещественных источников:

Многозначность движимых вещественных памятников (например, нож можно принять и за кинжал и за наконечник копья).

Только при помощи вещественных памятников нельзя реконструировать духовный мир человека.

Вывод: письменные и вещественные источники своим значением не перекрывают, а дополняют друг друга. Поэтому только комплексное исследование позволяет реконструировать или хотя бы представить далёкое прошлое народов древнего мира.

Главный минус-фрагментарность

Можно сделать вывод, что каждый тип источников имеет свои достоинства и недостатки, поэтому лучше всего применять их в комплексе.

Существует объект и предмет истории.

Объект-то, на что смотрит историк

Предмет-группа вопросов, которые возникают у историка, когда он исследует объект

Предметом истории так же являются явления человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Источниковая база истории Древнего Востока.Исторические источники – это все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучить прошлое человеческого общества, то есть все созданное ранее человеком и дошедшее до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка и т.д. История Древнего Востока, как любая дисциплина исторической науки, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. Одна из самых главных проблем работы с ними – выявление адекватности и достоверности сведений, которые они содержат.

Огромная трудность в извлечении истинной исторической информации заключается в аутентичном переводе текстов, понимании истинного смысла информации. Еще одна трудность – фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока.

Проблемы хронологии. Абсолютная и относительная хронология.Пожалуй, одной из наиболее остро дискутируемых и трудно разрешимых проблем ориенталистики является проблема хронологии. Обычно выделяют относительную и абсолютную хронологии. В основе относительной хронологии лежит упорядочение событий прошлого в соответствие с определенной схемой, выделение последовательности этапов истории. Абсолютная хронология – это датировка событий истории в рамках общепринятой системы временных координат. На современном этапе началом отсчета нашей эры считается рождение Иисуса Христа.

Народы Древнего Востока, как правило, избегали представлений о линейности исторического времени. Никогда на Древнем Востоке не существовало единой системы летоисчисления, отсутствовала единая эра. В каждой стране существовали свои, весьма несовершенные способы определения протекшего времени. Трудности в установлении абсолютной хронологии обусловлены также характером и состоянием источников, зачастую не поддающихся датировке ни по прямым, ни по косвенным данным. К тому же, нужно учитывать, что в странах Древнего Востока применялись различные календарные системы. Были лунные, солнечные и смешанные лунно– солнечные календари, имевшие иногда значительные расхождения с длительностью астрономического года. Поэтому установить точные даты многих событий древней истории очень сложно, тем более перевести их в современную систему летоисчисления. Вполне естественно, что по поводу таких датировок до сих пор идут ожесточенные дискуссии.

Единственной возможностью для хронологии является выявление опорных дат. Наиболее показательным достижением стало установление точной даты битвы между мидийским и лидийским войсками на берегу реки Галис в Малой Азии. По упоминанию о произошедшем во время боя затмении астрономы четко высчитали, что такого рода затмение могло происходить здесь только 29 мая 585 г. до н.э.

Поскольку для большинства периодов такие даты отсутствуют, большую роль играет метод исторических синхронизмов, то есть выявление одновременно происходящих событий и действующих лиц в истории различных стран. Основной вклад в развитие этого метода сделало открытие Телль– Амарнского дипломатического архива, в состав которого входят около 350 клинописных текстов, представляющих переписку фараонов Нового царства с многочисленными правителями Вавилонии, Ассирии, Митанни, Хетского царства, государств и городов Восточного Средиземноморья. Изучение этого архива позволило уточнить временную сетку событий и действующих лиц на всем огромном пространстве Ближнего Востока.




Источниковая база истории Древнего Востока.Исторические источники – это все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучить прошлое человеческого общества, то есть все созданное ранее человеком и дошедшее до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка и т.д. История Древнего Востока, как любая дисциплина исторической науки, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. Одна из самых главных проблем работы с ними – выявление адекватности и достоверности сведений, которые они содержат.

Огромная трудность в извлечении истинной исторической информации заключается в аутентичном переводе текстов, понимании истинного смысла информации. Еще одна трудность – фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока.

Проблемы хронологии. Абсолютная и относительная хронология.Пожалуй, одной из наиболее остро дискутируемых и трудно разрешимых проблем ориенталистики является проблема хронологии. Обычно выделяют относительную и абсолютную хронологии. В основе относительной хронологии лежит упорядочение событий прошлого в соответствие с определенной схемой, выделение последовательности этапов истории. Абсолютная хронология – это датировка событий истории в рамках общепринятой системы временных координат. На современном этапе началом отсчета нашей эры считается рождение Иисуса Христа.

Народы Древнего Востока, как правило, избегали представлений о линейности исторического времени. Никогда на Древнем Востоке не существовало единой системы летоисчисления, отсутствовала единая эра. В каждой стране существовали свои, весьма несовершенные способы определения протекшего времени. Трудности в установлении абсолютной хронологии обусловлены также характером и состоянием источников, зачастую не поддающихся датировке ни по прямым, ни по косвенным данным. К тому же, нужно учитывать, что в странах Древнего Востока применялись различные календарные системы. Были лунные, солнечные и смешанные лунно– солнечные календари, имевшие иногда значительные расхождения с длительностью астрономического года. Поэтому установить точные даты многих событий древней истории очень сложно, тем более перевести их в современную систему летоисчисления. Вполне естественно, что по поводу таких датировок до сих пор идут ожесточенные дискуссии.

Единственной возможностью для хронологии является выявление опорных дат. Наиболее показательным достижением стало установление точной даты битвы между мидийским и лидийским войсками на берегу реки Галис в Малой Азии. По упоминанию о произошедшем во время боя затмении астрономы четко высчитали, что такого рода затмение могло происходить здесь только 29 мая 585 г. до н.э.

Поскольку для большинства периодов такие даты отсутствуют, большую роль играет метод исторических синхронизмов, то есть выявление одновременно происходящих событий и действующих лиц в истории различных стран. Основной вклад в развитие этого метода сделало открытие Телль– Амарнского дипломатического архива, в состав которого входят около 350 клинописных текстов, представляющих переписку фараонов Нового царства с многочисленными правителями Вавилонии, Ассирии, Митанни, Хетского царства, государств и городов Восточного Средиземноморья. Изучение этого архива позволило уточнить временную сетку событий и действующих лиц на всем огромном пространстве Ближнего Востока.

Интерес к своему прошлому появился у человечества с тех самых пор, как оно появилось на свет. И именно с тех же пор возникла и тяга к самопознанию. А о каком же самопознании можно говорить, если не изучать собственные корни, если не изучать жизнь собственных предков. И, пожалуй, что самые первые фантастические формы познания истории были у человечества издавна:

Наука история и исторические источники

Что означает слово история

Первый историк

Однако, отцом истории мы именуем великого путешественника не зря. Дело в том, что из 9 книг, на которые делится его трактат, большая часть посвящена последовательному изложению событий греко-персидских войн.

Виды исторических источников

Изучение прошлого человечества было бы невозможно без исторических источников. Что же такое исторические источники? Это все то, что было создано человеческим обществом, все то, что позволяет судить о быте и нравах, о языке людей. Источников великое множество, поэтому придумано делить их на большие группы.

Письменные исторические источники

Первая, необыкновенно важная группа — это письменные исторические источники. К ним относятся:

  • эпиграфические документы, то есть надписи на твердых предметах;
  • туда же относятся различные рукописные документы;
  • печатные и др.

Изобразительные исторические источники

Помимо письменных исторических источников, имеются еще и изобразительные:

  • это различные иконы;
  • картины;
  • парсуны;
  • фотографии.

Вещественные исторические источники

Есть еще и исторические источники вещественные. К ним может быть отнесен действительно любой предмет из прошлого:

  • стрелы;
  • луки;
  • посуда и все, что сохранилось, все, что дошло до наших дней.

Взять любой осколок вазы, например, которому две с половиной тысячи лет и, если бы он умел рассказать, он бы нам поведал бы много — много всего интересного.

Устные исторические источники

Помимо источников письменных, изобразительных, вещественных имеются еще и источники устные:

  • это различные предания;
  • легенды;
  • названия географически . Они тоже могут быть необыкновенно полезны для исследователей.

Другие исторические источники

Помимо устных, письменных, вещественных изобразительных исторических источников, ученые опираются еще и на те сведения, которые они сумели почерпнуть из жизни современных племен, которые находятся на том же самом уровне, что и наши далекие — далекие предки. Изучением подобных племен занимаются этнографы и этнологи.

Однако, для ученого историка любой исторический источник — это не истина в последней инстанции, а лишь отправная точка для исследования. Почему? Да потому что источники могут быть неточными. Например, сочинение того же, уже упоминавшегося Геродота, было переписано несколько раз, а при переписывании могли закрасться ошибки.

Сочинение может быть откровенно тенденциозным, например, известна легенда об одном правителе, который велел возвеличить его и тому, кто бы это сделал хорошо, он обещал подарить белого коня, а тому, кто плохо описал этого правителя, он пригрозил казнью. Вот и подумайте, были ли правдивы рассказы об этом властелине.

Одним словом, стремясь отделить правильное от неправильного, историк осуществляет критику исторического источника, а для этого он использует специальную методику или, иными словами говоря, историк — это не тот, кто рассказывает истории о прошлом, а это ученый, который в своем исследовании опирается на исторические источники, осуществляет их критику и использует при этом целый ряд специальных исторических методов.

Источники по истории древнего мира очень многочисленны — от некоторых периодов их дошло даже больше, чем от иных, гораздо более близких к нам эпох. Однако источники эти неполны, и это создает для объективного изучения древней истории весьма значительные трудности.

Так, история древней Месопотамии от начала III тысячелетия до н. э. и вплоть до смены эр (I в. до н. э. — I в. н. э.) представлена подлинными текстами того времени, написанными на плитках (табличках) и других предметах из глины, а также на камне и металле особым сложным, так называемым словесно-слоговым письмом — клинописью. Число памятников клинописи огромно — десятки и сотни тысяч, и ежегодно их становится все больше по мере все новых и новых раскопок. Однако было бы ошибочно думать, что они дают вполне достаточное и ясное представление о древнемесопотамском обществе, его жизни и событиях его истории. Если это царские надписи, то в них содержатся восхваления богов и царя, а также сообщается о построении царем храмов и (гораздо реже) других сооружений; надписи хеттских, ассирийских и урартских царей рассказывают — но очень односторонне, хвастливо и претенциозно — об их военных победах (о поражениях, конечно, умалчивается). Если это сборники законов, то они весьма неполны по охвату регулируемых ими общественных отношений и в большинстве случаев плохо сохранились (притом далеко не от всех периодов истории и не из всех стран). Если это религиозно-литературные тексты, то они по большой части тоже сохранились во фрагментах, плохо датируются и к тому же дают представление главным образом об официальной идеологии; редко из них можно извлечь сведения о реальной жизни и взглядах населения. Если это административно-экономические тексты (а они составляют громадное большинство клинописных памятников), то они происходят почти исключительно из казенных хозяйств или из хозяйств государственных служащих, купцов и т. д. и поэтому дают одностороннюю картину общества — недаром историки долгое время верили, что в Месопотамии III тысячелетия до н. э. вообще ничего, кроме казенных храмовых хозяйств, не существовало. Если это документы частных юридических сделок, то они появляются только в сравнительно редкие времена, когда общественные отношения менялись и население по разным причинам не могло довольствоваться устными сделками, заключавшимися на основании обычного права.

Периоды, освещенные сравнительно большим числом даже таких письменных свидетельств, какие мы сейчас перечислили, перемежаются с долгими столетиями, от которых вообще не дошло ни одного документа. Хеттская цивилизация, существовавшая в Малой Азии во II тысячелетии до н. э. и тоже пользовавшаяся клинописью, оставила нам только один царский архив, содержащий анналы, посвященные победам царей, государственные договоры, законодательные тексты, инструкции служащим, но главным образом бесчисленные описания магических ритуалов — и ни одного документа, относящегося к частной жизни граждан. С тех пор как во второй половине I тысячелетия до н. э. Передняя Азия целиком перешла на новые писчие материалы — пергамен, глиняные черепки, исписывавшиеся чернилами (остраки), и папирус, до нас вообще почти перестали доходить какие бы то ни было документы, так как пергамен и папирус быстро истлевали, а надписи на остраках стирались или выцветали.

На папирусах записывались тексты главным образом религиозного и литературного, изредка научного содержания, хотя дошли также и документы (главным образом от конца II–I тысячелетия до н. э. и римского времени) преимущественно казенных хозяйственных ведомств, а также в сравнительно небольшом числе (кроме более поздних периодов) и юридические сделки. Если к этому добавить, что египетские тексты ученые понимают значительно менее точно, чем вавилонские, то можно прийти к выводу, что восстановление картины социально-экономической жизни древнего Египта — дело трудное, и не случайно очень многое здесь до сих пор остается неясным; историка-экономиста здесь опережают искусствоведы, а также филологи сравнительно узкого профиля.

Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю общества. Документальные источники имеют два неоценимых преимущества: во-первых, они, как правило, современны событиям и относительно более объективно передают то, что действительно случалось; во-вторых, если их достаточно много и можно убедиться в том, что большое или малое количество определенного типа документов не обусловлено случайным стечением обстоятельств их находки, то они позволяют сделать некоторые выводы относительно частоты или редкости тех или иных общественных явлений в эпоху, которую они освещают. Что же касается повествовательных, или так называемых нарративных, источников (как чисто литературных произведений, так и сочинений древних историков), то они сообщают нам, не о самих фактах, а лишь о том, что по этому поводу думали их авторы или общество, к которому авторы принадлежали. Конечно, историку полезно знать и это, однако лишь сравнительно редко мы можем проверить достоверность того, что сообщают нарративные источники. В частности, детали описания событий и особенно приводимые в нарративных источниках речи исторических персонажей едва ли не всегда недостоверны.

История древней Палестины известна почти исключительно по нарративным источникам, хотя за последнее время к ним прибавились ценные археологические данные, с помощью которых до известной степени можно проверять данные повествований. Последние сохранились в Библии — священном писании иудейской и христианской религий. Библия — не одна книга, а целая литература, состоящая из множества отдельных произведений, создававшихся с XII по II в. до н. э. (Ветхий завет) и в I–II вв. н. э. (Новый завет). В нее входят мифологические и легендарные повествования о сотворении мира и человечества, созданные окружавшими Палестину и жившими в Палестине пародами (главным образом евреями), уголовное, гражданское и ритуальное законодательство, прозаические исторические повествования (они поддаются в значительной мере проверке путем сопоставления с археологическими данными, а также с ассирийскими, вавилонскими и египетскими царскими надписями, а иногда и документами), религиозная и светская поэзия, обрывки эпоса, религиозная и светская дидактика, ритмически-стихотворные религиозные проповеди на политическую злобу дня (тоже часто сопоставимые с историческими известиями из других стран Ближнего Востока) и многое другое. Ясно, что исторически этот пестрый материал весьма неравноценен, однако с помощью методов исторической критики из библейских сочинений удается извлечь и много достоверной информации; к сожалению, исследованию древней истории Палестины сильно препятствует почти полное отсутствие документальных источников. Число их начало пополняться лишь за последнее время, особенно после нашумевших находок рукописей у Мертвого моря, относящихся ко II в. до н. э. — II в. н. э.

Древняя история Китая базируется почти исключительно на нарративных источниках. В отличие от Индии в Китае расцветала и историческая литература, однако она относится лишь ко времени начиная со второй половины I тысячелетия до н. э., хотя тогдашние историки пользовались не дошедшими до нас древними записями. От более ранних периодов сохранились надписи на бронзовых сосудах (разного рода дарственные и др.) и множество надписей, сделанных гадателями конца II тысячелетия до н. э. на бараньих лопатках, черепашьих щитках и т. д., а также древние песнопения и предания, к сожалению дошедшие в записи намного более поздней, чем время их первоначального сочинения. Есть ряд философских, научных, военных, экономических трактатов, но документальных материалов до обидного мало. Археология Китая находится, по-видимому, лишь в своем начальном периоде, несмотря на уже сделанные крупные открытия. Наиболее яркое из них — находка тщательно скрывавшейся еще в древности гробницы первого китайского императора Цинь Ши хуанди, окруженной целым войском глиняных, ярко и реалистически раскрашенных скульптур, которые изображают воинов охраны императора, со всеми деталями вооружения, одежды, конского убранства и т. д. Но и менее сенсационные открытия сулят значительное расширение наших сведений о древнем Китае. Много сделано и в области исторической критики письменных источников.

Подлинных, современных событиям документов из Греции и Рима почти не дошло (их писали на разрушаемом материале); однако этот недостаток полностью возмещают два обстоятельства: во-первых, то, что греки (а за ними и римляне) создали богатейшую нарративную литературу самого разнообразного характера, в том числе замечательные исторические сочинения, которые в нашей книге будут неоднократно цитироваться. Такой писатель, как Фукидид (около 460–396 гг. до н. э.), может считаться основателем научной исторической критики. К сожалению, все эти произведения дошли только в средневековых писцовых копиях и лишь отчасти — на кусках папирусов, главным образом из Египта начала нашей эры. Их тексты потребовали огромной критической работы. Во-вторых, как в Греции, так впоследствии и в странах, куда распространилась греческая культура (они охватывают, по существу, весь Ближний и Средний Восток, а также Рим), было очень широко распространено составление надписей на камне по поводу самых различных общественных и частных событии — от подробного изложения римским императором Августом истории его правления до надписи, поминающей добрым словом покойную сожительницу раба, от огромного тарифа международных таможенных пошлин до частного посвящения жертвы божеству. Иногда на камне высекались и копии отдельных юридических документов. Много документального материала от эпох греко-македонского и римского владычества дошло на папирусах из Египта; кроме того, сохранились (опять-таки в средневековых рукописях) многочисленные памятники законодательства и юридической мысли (преимущественно римские).

Современные историки Греции, Рима и культурно-политически связанных с ними стран (в том числе древнего Причерноморья) имеют большое преимущество перед историками стран Востока в том, что изучение источников началось у них лет на четыреста раньше, поэтому проделанная за это время научная критическая работа поистине громадна. И тем не менее новые открытия, новые интерпретации старого материала продолжают появляться ежегодно.

Блестящего развития достигла греко-римская археология. Всем известны раскопки Помпеи — города, погибшего под слоем горячего пепла во время извержения вулкана в начале нашей эры и под этим пеплом сохранившегося почти неизмененным, вплоть до объявлений на стенах домов. Другие открытия иногда не менее поразительны, иногда более скромны, но во всех случаях удачно дополняют обильный материал письменных источников. В последнее время начала развиваться и подводная археология — были найдены остатки городов, ушедших под воду, а также почти целые корабли, затонувшие со всем грузом две тысячи лет назад.

За последнее время произошел значительный рывок вперед в области сравнительно-исторического языкознания; можно надеяться, что с его помощью вскоре можно будет реконструировать в общих чертах уже не только одну материальную (археологическую) культуру человеческих сообществ далеко в глубь за пределы письменной истории. Трассы переселений носителей древнейших языков пока восстанавливаются ненадежно, но, по-видимому, при сотрудничестве лингвистов с археологами, с антропологами (которые, учитывая данные генетики, сейчас добились крупнейших успехов), с палеоботаниками, палеозоологами, историками климата можно будет вскоре поставить проблемы этногенеза на твердые основы. Отметим, что исследование происхождения народа предполагает раздельное рассмотрение истории антропологического типа, истории языка и истории культуры, поскольку каждый народ имеет не один, а эти три корня, порой расходящиеся в разные стороны.

Этот беглый очерк, конечно, не может заменить подлинного разъяснения результатов, достигнутых источниковедческой наукой, посвященной эпохе древности. Но все же, возможно, он даст хотя бы самое примерное представление о характере тех источников, на которые опирается изложение в последующих лекциях пашей книги, о степени вероятности того, что сообщаемые сведения достоверны, и о препятствиях, с которыми встречается в своей работе историк-исследователь.

К трудностям источниковедческим, перечисленным вкратце выше, надо еще прибавить филологические. Ни один историк древнего мира не может себе позволить работать по готовому материалу, представленному ему филологами или археологами; он должен самостоятельно разобраться в филологических трудностях и спорных местах текстов, а также и технических особенностях произведенных археологами раскопок. Источники же ро древней истории написаны многими сложными видами письменности на десятках языков, из которых многие еще плохо понятны, иногда не до конца дешифрованы, так что истолкование их вызывает разногласия. Сами языки постоянно менялись и меняются. Например, латинский язык V в. до н. э. довольно сильно отличается от латыни I в. до н. э. — I в. н. э., а та заметно отличается от средневековой латыни и т. д. Еще более менялись аккадский или китайский, письменная история которых насчитывает два с половиной — три с половиной тысячелетия.

История впервые возникла в древности как жанр художественной литературы, и некоторые её черты она сохраняет до сих пор. Это обстоятельство оправдано, оно дает историку возможность представить картину прошлого не только рассудку, но и воображению читателя; по громадный вред науке и обществу приносит субъективно-эмоциональное отношение к фактам истории, когда историк выводит из них не то, что было на самом деле, а то, что соответствует его предвзятой идее. Дело ученого — объективное познание фактов и объективное их истолкование.

Итак, читатель этой книги должен ясно представить себе, что в ней нет окончательных истин, а есть только то, что можно сказать об излагаемом предмете на современном уровне развития науки; течение ее отнюдь не остановилось, наши представления о прошлом меняются и будут меняться. В этих переменах, в постепенности приближения к познанию истины, может быть, и состоит главная привлекательность исторической науки.

Читайте также: