Источники исторического краеведения кратко

Обновлено: 30.06.2024

1.1. Археологические памятники: древние поселения (стоянки, селища, городища), погребения. Вещи, найденные во время раскопок: орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения и др. (из камня, керамики, кости, металла, дерева и других мате­риалов).

1.2. Памятники архитектуры (здания, сооружения и их комплексы): жилые дома, хозяйственные и производственные постройки, крепости, храмы, монастыри, часовни и др. Их связь с окружающей средой. Деревянная и каменная архитектура.

1.3. Памятники, созданные для увековечения исторических со­бытий или людей: статуи, скульптурные группы, обелиски, стелы, колонны, плиты с надписью, гробницы, мемориальные сооружения, храмы.

1.4. Орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, готовой продукции.

1.5. Предметы быта: домашняя утварь, посуда, одежда, обувь, украшения, мебель и другие материалы этнографического харак­тера.

1.6. Оружие и военное снаряжение.

1.7. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки, эмбле­мы и т.д.

Изобразительные источники.

2.1. Фотографии – один из основных документальных источников по истории края.

2.2. Произведения изобразительного искусства.: историческая, религиозная, батальная, портретная и пейзажная живопись (иконы, картины, росписи, миниатюры и т.д.), графика (рисунки, гравюры, литографии), плакаты, резьба по дереву, камню и другим материа­лам, металлическое литье, ювелирные изделия

2.3. Почтовые марки, конверты, открытки с различными изображе­ниями без гашения и с календарными и специальными гашениями.

2.4. Картографические материалы, чертежи, планы.

Письменные источники.

3.1. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, писцовые книги, письма, послания, дневники, записки, литературные и научные труды, документы официальных учреждении и частных лиц. Материалы, на которых писались тексты: пергамент, бумага, бе­реста, ткани, дерево.

3.2. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, визитные карточки и др.

3.3. Местные и центральные газеты и журналы.

3.4. Энциклопедические и другие справочные издания, путеводи­тели, краеведческие сборники, научная, научно-популярная, ме­муарная и учебная литература по истории края.

3.5. Копии рукописей и печатных материалов. Их различные вос­произведения (издания).

Устные источники

4.1. Памятники устного народного творчества: былины, предания, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки.

4.2. Воспоминания, рассказы местных жителей – свидетелей исто­рических событий – источник знаний о прошлом края.

4.3. Материалы топонимики (о происхождении, содержании и раз­витии местных географических названий и антропонимики (об именах и прозвищах людей).

Звукозаписи (фоноисточники).

Магнитные ленты. Грампластинки.

Киноисточники.

Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений.

Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятель­ности музеев, определяют их специфику как научно-исследователь­ских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу.

Самыми богатыми коллекциями у ценнейших памятников прошлого располагает Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина. Датой его основания считается 13 ноября 1886 г. В этот день был утвержден городской думой проект устройства Самар­ского публичного музея. Быстрое становление музея было обязано неустанным трудам и энергии известного общественного деятеля и просветителя П.В.Алабина (1824-1896). Он не только энергично со­бирал музейные предметы, но и систематизировал их, изучал и составлял каталоги. Петр Владимирович составил систематизированный список птиц самарского края и инструкцию "По поводу формиро­вания при Самарском публичном музее орнитологического отдела" (1887). Алабин описал "Несколько старинных документов, относя­щихся к истории г.Самары и Самарской губернии" (1890) и "Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в Самарском публичном музее" (1895).

Среди первых дарителей музею, кроме местных промышленников, купцов, служащих, учителей, учеников гимназий и училищ, были московский купец А.П.Бахрушин, известные художники М.В.Нестеров, В.Н.Бакшеев, К.Ф.Юон, художник и краевед К.П.Головкин и многие другие.

В структуру Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина входят отделы природы современной истории, выставочный , отдел истории прошлого и четыре филиала: Дом-музей М.В.Фрунзе, До-музей В.И.Ленина в Самаре, Дом-музей В.И. Ленина в селе Алакаевка, музей истории города Новокуйбышевска.




В собраниях имеется свыше 200 тысяч музейных предметов. Это богатые археологические, естественнонаучные коллекции (палеон­тологическая, минералогическая, зоологическая, ботаническая), замечательная историко-бытовая и этнографическая коллекция. Ин­тересны нумизматическая коллекция, редкие книги ХVIII-ХIХ вв., документов ХVIII-ХХ вв., холодного и огнестрельного оружия России, а также стран Запада и Востока (от ХVI века до Второй мировой войны).

Основные экспозиции музея: "Самарский краеведческий музей – шаги истории", "От каменного века до Золотой Орды", "От крепости Самары до губернского города", "Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг", "Возвращен­ные имена: О жертвах сталинских репрессий 30-50 гг.", "Жизнь минералов", "Связанные одной цепью".

Музей организует школьные полевые археологические лагеря, регулярно проводит научные конференции по краеведческой пробле­матике.

Интересными коллекциями располагает Межшкольный этнографи­ческий музей старого быта и народных ремесел Самарской области, открытый на базе областного центра детско-юношеского туризма. Вначале поисковая работа велась с 1978 г. этнографическим клу­бом "Туристенок". За четверть века членами клуба состояли уча­щиеся школы-интерната № 6, школ 26, 52, 57, 76, 81, 116. В 120 поисковых походах и экспедициях было собрано более 2000 этнографических предметов. Было создано 3 филиала музея – в школе-интернате № 6, в школах № 26 и 57. В экспозиции – восемь раз­делов, представляющих различные помещения сельской усадьбы: сарай, мастерская, чулан, сени, кухня, горница, городская ме­щанская комната. Особо выделен раздел – шитье, вышивка, вяза­ние и одежда народностей, населяющих нашу область: русских, ук­раинцев, татар, мордвы, чувашей, башкир, казахов. На материалах музея проводится большая внеурочная, воспитательная работа – многочисленные школьные и внешкольные вечера, праздники, олимпиады, игры, конкурсы, викторины.

Всего в области 125 школьных музеев разного профиля (без учета музеев г.Самары). Из них: – исторических широкой тематики – 49; боевой славы – 25; этнографических – 28; лите­ратурных – 8; краеведческих – 15.

Силами общественности, краеведов, администраций созданы ин­тересные краеведческие музеи в городах Тольятти, Сызрани, Жигулевске и других городах области, районные музеи в селах Борское, Большая Глушица, Сергиевск, Кошки, в селе Августовка. Активно собираются материалы в селах Елховка, Пестравка, Красный Яр, Приволжье и других населенных пунктах.

Свыше 12 тысяч ценнейших экспонатов насчитывается в собра­нии Самарского художественного музея: коллекция русского и за­рубежного искусства, собрание старинной мебели, фарфора, пред­метов быта, коллекция современного искусства. Музей, его сотруд­ники и директор музея – известный искусствовед А.Я.Басс многое делают для сохранения художественных ценностей народов Самарско­го региона.

Экспозиция знакомит с работами выдающихся русских мастеров К.П.Брюлова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Бродского, К.Ф.Юона, А.А.Пластова. В 1978 г. областным художественным музеем открыт филиал музея в с.Ширяево, в доме где прошли детские годы извест­ного российского поэта, друга С.А.Есенина – Александра Ширяевца (А.В.Абрамова).

С 1941 г. большую работу ведут работники Литературно-мемо­риального музея им. A.M. Горького. Интерес посетителей вызывают экспозиции, посвященные А.М.Горькому, Л.Н.Толстому, Г.И. Успен­скому, Н.Г.Гарину-Михайловскому, А.Н.Толстому, А.С.Неверову, С.Г.Скитальцу, В.А. Багрову, А.В.Ширяевцу, А.Я.Дорогойченко, Артему Веселому (Н.И.Кочкурову), другим писателям, оставившим заметный след в истории нашего края, современным самарским ли-тераторам.

В Самаре открыт и первый в стране музей А.Н.Толстого.

Работа в библиотеке – важнейший элемент краеведческих ра­зысканий.

Сегодня в Самарской области только массовых библиотек насчитывается 833, из них 634 находятся в селах, кроме того существуют профсоюзные, вузовские, школьные, научные, техни­ческие и другие специальные библиотеки. Главной из них является областная универсальная научная библиотека, насчитывающая свыше 4 миллионов изданий. Открытая 1(13) января 1860 года при актив­ном содействии выдающегося администратора, самарского губернатора К.К.Грота, она стала важным очагом культуры молодого губернского центра.

Уникален фонд библиотеки. Это самое полное собрание литера­туры, вышедшей на территории области. Особую ценность представля­ют комплекты самарских газет, справочные и статистические сбор­ники, библиографические указатели и справочники, которые помогут быстро найти книги и статьи различной тематики, выявить все изда­ния, вышедшие в определенный период, установить фамилию того или иного автора. Здесь же находятся основные энциклопедические изда­ния России. Бесценными книжными сокровищами располагает отдел редких книг и рукописей. Уникальные старинные фолианты старо­обрядческие рукописи, прижизненные издания трудов великих ученых, писателей, философов, редкие иностранные книги, самая ранняя из которых напечатана в 1489 году, – все это создает краеведам ис­ключительные возможности для исследовательской и научной работы.

Ученики и студенты могут познакомиться в областной библио­теке с такими ценными для краеведов изданиями, ставшими библиогра­фической редкостью, как "Географическо-статистический словарь Российской империи (5 т. – СПб., 1863-1885) П.П.Семенова-Тян-Шанского, "Полное географическое описание "Россия" (2 т. СПб, 1899-1914) под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского, библиографический указатель "Справочники по истории дореволюционной России (2-е изд.-М., 1978) под ред. П.А. Зайнчковского.

В библиотеках области учащимся необходимо обращаться к раз­личным словарям и энциклопедиям, в том числе Брокгауза, и Ефрона, братьев Гранат, Большой и Малой Советским энциклопедиям, советской исторической энциклопедии. Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля, Сельскохозяйственной энциклопедии, Русской энциклопедии, Детской энциклопедии, Краткой литера­турной энциклопедии, Историко-культурной энциклопедии Самарского края и другим справочным изданиям.

Библиотека является депозитарием для зоны Поволжья и обес­печивает хранение малоиспользуемой, но имеющей научную и куль­турную ценности литературы, направляемой из книгохранилищ пяти республик и областей.

Главнейшим, фундаментальным источником почти по всем проблемам истории родного края являются архивы.

Архивы – память народа. "Память о великих свершениях и геро­ических делах, служащая делу созидания, нравственного воспитания народа, могущая стать одной из составляющих той национальной идеи, которую так долго и с разным успехом ищет российская душа и российское государство"[13].

Архивы являются надежной гарантией того, чтобы "память народа осталась живой и многомерной, свободной от идолов и знающей подлинных героев, не замутненной мифами и просветленной под­линными свершениями".

Самарская область располагает огромным архивным фондом, насчитывающим свыше 2 млн. единиц хранения. Каждое предприятие, учреждение, район, город имеют свой архив. Наибольшее число важ­нейших документов сосредоточено в Государственном Архиве Самар­ской области, в Самарском областном государственном архиве со­циально-политической истории и в Самарском филиале Российского государственного архива научно-технической документации (филиал РГАНТД)[14]. Они хранят целое море исторических источников. Но в него окунаться сразу, с головой, начинающему историку-краеведу не стоит. Этому трудному, кропотливому и увлекательному заня­тию должна предшествовать длительная работа по изучению популяр­ной и научной литературы и опубликованных источников по теме, которая вас заинтересовала. Иначе, если и будут найдены в архиве . документы по избранной для работы теме, может оказаться, а это нередко случается с начинающими исследователями, что такие ма­териалы уже использованы рядом ученых в их трудах или помещены в опубликованных сборниках.

Каким образом ведется поиск, сбор, изучение материалов кра­еведения?

1. Изучение исторической, краеведческой литературы. Работа в библиотеке с книгой, периодической литературой, библиографи­ей, указателями по истории края. Обращение к энциклопедическим и другим справочным изданиям, трудам Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, П.П.и В.П.Семеновых-Тян-Шанских и других ученых – историков и географов, натуралистов и естествоиспытателей, археологов и этнографов, литературоведов и лингвистов, искусствоведов и коллекционеров, к содержащимся в их работах именным и географическим указателям. Обращение к произ­ведениям и выступлениям исторических деятелей, в которых содер­жатся региональные сведения.

2. Переписка с учеными, краеведами, работниками музеев, архивов, библиотек и других научно-исследовательских учреждений, общественных организаций, государственных органов.

3. Встречи с участниками и свидетелями исторических событий. Запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний.

4. Краеведческие изыскания в архиве* Знакомство с его фондами и правилами работы. Изучение архивных документов.

5. Работа в государственных и школьных музеях. Изучение экспо­натов и материалов, не включенных в экспозицию с соблюдением уста­новленных правил.

6. Изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (исторические, памятные места, предприятия, археологические и этнографические объектов музеях и на выстав­ках. Проведение экскурсий.

7. Экспедиции археологические, этнографические, военно-исто­рические, историко-культурные, ботанические, гидрологические и другие. Ведение полевого дневника, полевой описи, тетради для записей воспоминаний и рассказов, составление актов приема-передачи документов и предметов. Обеспечение сохранности най­денных или полученных документов[15].

Какова, обычно, проблематика краеведческих разысканий? Это: "Мои дом. Родословная семьи", "История местных поселений", "Родная школа, ее история и традиции", "Родное село: прошлое, настоящее", "Ими гордится село", "Выпускники школы – труженики села", "История города", "Герб города, его символика", "Культура города (образование, школы, театры, газеты, наука, библиотеки, музеи, меценаты), "Развитие промышленности", "Проблемы экологии". "Почетные граждане города", "Потомственные и Почетные граждане города", "Религиозные конфессии. Участие церкви в жизни города". "Религиозное краеведение" (история церкви, монастыря)".

"Кладбища в истории Самары". Традиции почитания кладбищ и могил, Погребальные обряды, типология самарских некрополей (прицерковные, монастырские, гражданские, военные, инославные)". "Надгробия знаменитым самарцам на самарских кладбищах".

"История района (сельского или городского)", "Различные группы и слои населения, их социальный и этнический портрет", "Органы власти и управления города", "Общественные организации города", "Быт и обычаи населения".

"Памятники и памятные места родного края". (Археология, Архитектура, Монументы, Мемориальные доски и т.д.)", "История улиц и площадей города", "История создания памятников города" Топонимика, "Растительный и животный мир родного края", "Проблема экологии края", "Реки и озера края", "Памятники природы", "Жи­гулёвский государственный заповедник", "Национальный парк "Самарская Лука" и т.д.

Разработка названных проблем помогает решать основные направ­ления учебного краеведения: идеологическое, справочно-информативное, территориально-ориентирующее, духовно-образова-тельное, гражданско-правовое, профессионально-ориентирующее.

Любовь к родному краю можно отнести к самому важному уровню учебного краеведения, хотя бы потому, что соприкосновения с действительностью не всегда вызывают чувства восторга. благоговения.

Школьное и, в значительной мере, вузовское краеведение призвано решить комплекс образовательных и воспитательных задач, лежащих в одной плоскости с общими задачами образовательных уч­реждений:

– ознакомление слушателей с географией, историей, этногра­фией, культурой и современной жизнью области, городов и област­ного центра – Самары, как одного из крупнейших городов России, значительного научного и культурного центра Поволжья и России;

– формирование у слушателей представления о различных сто­ронах жизни края, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на регион в целом, с вычленением отдельных деталей и повседневности региона;

– развитие у слушателей стремления знать свой регион, понять его умом и сердцем, формирование личностного отношения к своему краю;

– Развитие гражданских качеств школьников и студентов, патрио­тического отношения к своей "малой родине" (Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами);

-изучение проблем родного города (политических, экономи­ческих, демографических, экологических. ), формирование у слу­шателей видения своего места в настоящее время и в будущем реше­нии этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни своего региона, города или села;

– адаптация школьника, студента к самарской действительности, помощь в ориентации учащегося в решении вопросов дальнейшего об­разования, выбора работы.

Вопросы и задания:

1. Что же изучает краеведение?

2. Каковы отличия научного и любительского краеведения?

3. Назовите основные центры развития российского краеведения.

4 Каковы источники изучения Самарского края?

5. Известны ли Вам труды по самарскому географическому, этнографическому, историческому, литературному, лингвистическому краеведению?

Понятие исторического краеведения. Основные формы и методы краеведческой работы.
Исторические памятники как объект краеведения.
Археологические источники и их значение для исторического краеведения
Памятники архитектуры и градостроительства и их значение для исторического краеведения.
Устное народное творчество и произведения литературы как источник исторического краеведения.
Использование архивных материалов в краеведческих исследованиях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

краеведение.docx

Тема 1. Историческое краеведение как наука.

Источники исторического краеведения

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие исторического краеведения. Основные формы и методы краеведческой работы.

2. Исторические памятники как объект краеведения.

3. Археологические источники и их значение для исторического краеведения

4. Памятники архитектуры и градостроительства и их значение для исторического краеведения.

5. Устное народное творчество и произведения литературы как источник исторического краеведения.

6. Использование архивных материалов в краеведческих исследованиях.

1 Вопрос….Историческое краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия, а также метод исторического исследования.

В изучении истории нашего государства большое место отводится краеведческой работе. Изучая программные материалы, можно заметить, что на краеведение в курсе истории России отводится одна десятая часть изучаемого материала. Несомненно, изучение своего края, области, региона в контексте истории России решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к Малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.

Изучая историю своего края, учитель часто сталкивается с рядом трудностей в подготовке и проведении уроков краеведения. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов: какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать урок краеведения интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов и применение новых форм , методов, технологий? Практика изучения истории Родного Края ( краеведения) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами , так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре , на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

Научно-исследовательская работа. Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая , а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем , что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучении истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи , окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя , который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование- продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.

Компьютерные технологии. Компь ютерные технологии- система получении, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет-страницы. С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, сайд –страницы.

Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым ( и учителем, и учеником). Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии- это один из методов, который направлен на получение ЗУН и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин ( литература, русский язык, экология и др.).

Перечисленные выше методы и приемы краеведческой работы- это часть огромного пласта педагогических знаний, которые учителя могут применять на практике. Краеведение – узкий пласт истории, который в современном процессе обучения набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приемы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний истории Родного Края.

2 вопрос…Объектами краеведческой деятельности являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни края, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В целях привлечении широких слоев населения к охране памятников истории и культуры и координации работы краеведов в каждой республике были созданы Общества охраны памятников истории и культуры. В РСФСР Общество было организовано в 1966г. Большую помощь в охране памятников стали оказывать школьные краеведческие кружки и общества.

1) Исторический изучает историю края, отражённую в её памятниках.

Подразделы:

- преобразовательный (создание духовно-практических ценностей: создание выставок и т. д.);

- ценностно-ориентационный (определяет значимость определённых фактов истории и передача этих традиций и ценностей населению);

- коммуникативный (межличностное общение).

2) Природоведческий изучает ландшафтные и экономические особенности, гидрологические условия, флору и фауну края.

3) Искусствоведческий изучает всё, что создано человеком (памятники истории, культуры и искусств)

- искусствоведческий (театр, музыка и живопись).

4) Экономический изучает статистику экономических возможностей края.

Источники краеведения:

1) Библиография – архивы, библиотеки, интернет, периодические издания, путеводители, художественная литература;

2) Статистика (площадь города, население, состав населения);

3) Иконография (фотографии, гравюры);

4) Устные беседы (сбор фольклора);

5) Памятники (наблюдение за ними, рассмотрение их с различных точек зрения (исследование)).

2. Краеведческие путеводители. Их роль в туризме.

Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута. И прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.).

В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

• природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);

• сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

• население (численность, социальный, этнический и религиозный, состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т. д.);

• основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);

• традиции населения (фольклор, религия, духовная жизнь и досуг, праздники, гуляния, обряды и т.д.);

• современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др., проблемы края, пути их решения).

3. Памятники истории и культуры как объекты краеведения. Их роль в туризме.

Памятники – сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности.

Объекты культурного наследия (ОКН) – памятники истории и культуры народов РФ – объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К памятникам относятся:

1. Археологические памятники – городища, старинные предметы из древнего культурного слоя, наскальная живопись и т.п.

2. Памятники градостроительства – исторические центры, площади, улицы, архитектурные ансамбли, отдельные здания.




3. Памятники монументального, изобразительного, прикладного искусств.

4. Вещественные памятники – орудия труда, ремесленные изделия, личные вещи, боевые награды, оружие и т.п.

5. Документальные памятники – документы, рукописи, отчеты, статистические материалы, пресса, фото- и кинодокументы.

6. Памятные места, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся людей.

7. Военно-инженерные, гидротехнические, транспортные сооружения.

8. Памятники этнографии – жилища, предметы быта, средства передвижения, орудия труда, оружие, одежда, украшения и т. п.

К памятникам истории и культуры относятся различные сооружения, места и предметы, связанные с историческими событиями народа, развитием общества и государства, разнообразными произведениями материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Общественная ценность памятников состоит в том, что они являются своеобразной летописью, увековечившей историю развития каждого отдельного народа с его национальными особенностями, а также историю человечества в целом. Вещественные памятники являются результатом сознательной деятельности людей и отражают период созидания. Памятники играют важную роль в воспитании подрастающих поколений.

4. Классификация памятников истории и культуры.

Разделы краеведения:

1) Исторический изучает историю края, отражённую в её памятниках.

Подразделы:

- преобразовательный (создание духовно-практических ценностей: создание выставок и т. д.);

- ценностно-ориентационный (определяет значимость определённых фактов истории и передача этих традиций и ценностей населению);

- коммуникативный (межличностное общение).

2) Природоведческий изучает ландшафтные и экономические особенности, гидрологические условия, флору и фауну края.

3) Искусствоведческий изучает всё, что создано человеком (памятники истории, культуры и искусств)

- искусствоведческий (театр, музыка и живопись).

4) Экономический изучает статистику экономических возможностей края.

Источники краеведения:

1) Библиография – архивы, библиотеки, интернет, периодические издания, путеводители, художественная литература;

2) Статистика (площадь города, население, состав населения);

3) Иконография (фотографии, гравюры);

4) Устные беседы (сбор фольклора);

5) Памятники (наблюдение за ними, рассмотрение их с различных точек зрения (исследование)).

2. Краеведческие путеводители. Их роль в туризме.

Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута. И прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.).

В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

• природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);

• сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

• население (численность, социальный, этнический и религиозный, состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т. д.);

• основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);

• традиции населения (фольклор, религия, духовная жизнь и досуг, праздники, гуляния, обряды и т.д.);

• современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др., проблемы края, пути их решения).

3. Памятники истории и культуры как объекты краеведения. Их роль в туризме.

Памятники – сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности.

Объекты культурного наследия (ОКН) – памятники истории и культуры народов РФ – объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К памятникам относятся:

1. Археологические памятники – городища, старинные предметы из древнего культурного слоя, наскальная живопись и т.п.

2. Памятники градостроительства – исторические центры, площади, улицы, архитектурные ансамбли, отдельные здания.

3. Памятники монументального, изобразительного, прикладного искусств.

4. Вещественные памятники – орудия труда, ремесленные изделия, личные вещи, боевые награды, оружие и т.п.

5. Документальные памятники – документы, рукописи, отчеты, статистические материалы, пресса, фото- и кинодокументы.

6. Памятные места, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся людей.

7. Военно-инженерные, гидротехнические, транспортные сооружения.

8. Памятники этнографии – жилища, предметы быта, средства передвижения, орудия труда, оружие, одежда, украшения и т. п.

К памятникам истории и культуры относятся различные сооружения, места и предметы, связанные с историческими событиями народа, развитием общества и государства, разнообразными произведениями материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Общественная ценность памятников состоит в том, что они являются своеобразной летописью, увековечившей историю развития каждого отдельного народа с его национальными особенностями, а также историю человечества в целом. Вещественные памятники являются результатом сознательной деятельности людей и отражают период созидания. Памятники играют важную роль в воспитании подрастающих поколений.

Практика местной истории определяется конкретным характером ее связи с географией места, с его пейзажами, местной топонимикой, памятниками истории и людьми, жившими в этом месте. О последних ярославский историописатель К. Д. Головщиков замечал:

…предлагаю вниманию лиц, которым дорого все родное, которые интересуются этим, ряд очерков о более или менее выдающихся деятелях, родившихся и живших в пределах Ярославской губернии…[691]

Преподаватель вяземской гимназии И. П. Виноградов, адресуя свою книгу местному сообществу, вполне откровенно подчеркивал, что этот труд нужен именно им – вяземцам:

Издавая исторический очерк г. Вязьмы, мы прежде всего имели в виду местное население, потому и включили в него все имеющее местный интерес[692].

Местная история определяется своим локальным характером, и ее отличительная черта – тесная связь с потребностью в поиске локальной идентичности. Практика местного историописания представляет собой индивидуальную деятельность (не случайно наблюдается разобщенность местных историописателей), но в то же самое время она сугубо социальна, так как сам ее смысл заключается в формировании исторической памяти локального сообщества и строительстве нужной (с точки зрения автора или конкретного социума) идентичности. Местные историописатели иногда на это прямо указывали в своих сочинениях, как, например, архангелогородец В. В. Крестинин, отмечавший в конце XVIII в.:

Местная история характеризуется довольно поверхностным знанием источниковедческих приемов. Приведем несколько примеров размышлений авторов местных историй об источниковой базе их работ. Еще в самом начале XIX в. историк Переславля-Залесского отмечал:

Что следует до древности заведения города и других строений, равно бывшего в нем княжения, и происхождения во время его и после достопамятных происшествий , оное почерпнул я из разных книг; а из каких? Читатель усмотрит означение их на каждой, где следует, странице[695].

В середине XIX в. другой местный историописатель В. А. Борисов пространно замечал по поводу источниковой базы своего труда:

…я будучи не ученым, зная одну русскую грамоту и имея одну любовь к древностям, своей рукописи не мог дать ученого плана и изложения – и все, мною написанное, почитаю не более как сборником старинных и частию новейших материалов для полнейшей истории г. Шуи. При том же многие сведения помещаю собственно для своих сограждан [т. е. горожан. – С. М.]; многие любознательные найдут в них для себя немало любопытного и нового касательно древнего быта, устройства и управления Шуи. С уверенностью могу сказать, что в описании моем нет ничего неправдоподобного. Ибо все основал я на письменных актах, подтверждал ими же и преданиями, заслуживающими всякое вероятие[696].

Местными историками за рубежом и краеведами в России указания на ненаучность их знания часто воспринимаются с обидой. В этой связи специалисты в области исторического краеведения скорее по незнанию современной философии науки и теории исторического познания смешивают разные поля современного исторического знания, а по сути, разные его типы – социально ориентированный и научный. Например, на открытии Первого Всероссийского съезда историков-регионоведов (Санкт-Петербург, 2007) С. О. Шмидт указал:

Организация Первого Всероссийского съезда историков-регионоведов [здесь и далее выделено мной. – С. М.] – явление показательное не только в плане развития научных знаний, но и как характерный фактор современной жизни, свидетельство возрастающего внимания к проблематике краеведения [замечу, что мероприятие называлось съездом историков-регионоведов. – С. М.] и в среде ученых, и у общественности, и в органах управления[700].

Положение местной истории и исторического краеведения в структуре современного исторического знания оказывается более определенным, когда с помощью источниковедческого подхода мы проводим процедуру классификации историографических источников. Такая процедура позволяет выявить: научная история и историческое краеведение относятся к разным типам исторического знания, а значит, в процессе классификации историографических источников мы отнесем литературу по местной истории (историческому краеведению) к отдельному виду, принадлежащему к группе историографических источников социально ориентированного историописания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

XVII. Краеведение

XVII. Краеведение Андриашев, А., Очерк истории Волынской земли (Киев, 1887). Багалей, Д.И., История Северской земли (Киев, 1882).Данилевич, В.Е., Очерк истории Полоцкой земли (Киев, 1896).Довнар-Запольский, М.В., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель (Киев, 1891).Голубовский, П.В.,

Национально-историческое разочарование

Национально-историческое разочарование Так что, дорогие друзья, нас ждет большое разочарование в святых надеждах, и отдых от иллюзий перед дальней дорогой в казенный дом. Казенный дом – это будущая Российская Империя как тюрьма народов (претензии не принимаются,

Г. С. Кнабе Глава третья ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО РИМА

Г. С. Кнабе Глава третья ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО РИМА Вопрос о восприятии пространства и времени в различные эпохи привлекал в последние годы усиленное внимание отечественных и зарубежных исследователей[113]. При всем

Историческое наблюдение

Историческое наблюдение Недавно попался мне мартиролог, напечатанный в Лондоне Искандером-Герценом:«Рылеев повешен Николаем.Пушкин убит на дуэли, тридцати восьми лет.Грибоедов предательски убит в Тегеране.Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе.Веневитинов

3. Историческое повествование

3. Историческое повествование В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах и в монастырях при изложении событий

2. Историческое расследование

Историческое в праве

Историческое в праве Историческое начало, неразрывная связь с прошедшим своим состоянием, заключено в основном свойстве права и юридических установлений. Задача права в обществе — обеспечить стабильное его существование согласно однажды принятым правилам, поэтому

I. Историческое развитие

I. Историческое развитие Военное происхождение шпионажа. Франция, как творец военно-политической разведки. Людовик XIV. Фридрих II. Наполеон III. Бисмарк. Упадок германской разведки, выдвижение разведок английской и американской.Происхождение шпионажа — военное. Хорошая

В историческое время

В историческое время Первая канализация появилась еще на Древнем Востоке, 4–5 тысяч лет тому назад. Это были канавы, которые выводили из города нечистоты. 2–3 тысячи лет назад канавы стали покрывать деревянными или керамическими крышками, потом научились делать

Устная история и краеведение

Устная история и краеведение Наряду с методическими вопросами обеспечения устноисторической работы в образовательных учреждениях в учебном пособии обращается внимание на научное обоснование устной истории в краеведении.Опрос всегда использовался в краеведческой

Раздел III. Краеведение в школе

Раздел III. Краеведение в школе Подготовка учителя к краеведческой работе. При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться

Историческое значение

Историческое значение Итак, образ Ломоносова оказывался сложен и претендовал на ключевое положение в русской культуре: он соединял и объединял в некоторое духовное единство историю государства, общества, науки, литературы, апеллируя вместе с тем к высшим смыслам

Читайте также: