Истмат диамат кратко lenin crew

Обновлено: 08.07.2024

Диалектический материализм — философия марксизма-ленинизма, являющаяся его составной частью наряду с марксистской политической экономией и теорией научного коммунизма. В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы её познания и преобразования.

Диалектический материализм создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и творчески развит в новых исторических условиях Лениным, его учениками и последователями. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Ленин подчёркивал, что марксистская философия возникла не в стороне от столбовой дороги мировой философии. Она является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Критически перерабатывая достижения предшествующей философской мысли, диалектический материализм вбирает в себя всё ценное, всё необходимое и полезное для решения задач современности, храня и развивая лучшие достижения и традиции культуры прошлого, стремясь связать их с передовой социалистической культурой нашей эпохи.

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:

  • принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание (см. Основной вопрос философии);
  • принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;
  • принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов (см. Диалектика);
  • принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех её творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества в рамках единой коммунистической формации; , открыто провозглашающий социальную, классовую природу марксистско-ленинской философии и её непримиримость со всеми формами субъективного и объективного идеализма, агностицизма и антидиалектики (см. Метафизика).

Впервые в истории философии диалектический материализм творчески соединил в едином целостном учении все достижения философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Диалектический материализм отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.

Диалектический материализм выполняет ряд важных функций. Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой. Другая его важная функция — методологическая (см. Методология). На основе целостного мировоззрения диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях революционного преобразования общества и наиболее эффективного и адекватного познания мира. Идеологическая функция диалектического материализма состоит в философском обосновании марксистско-ленинской идеологии, выражающей коренные интересы рабочего класса, всех трудящихся, всех прогрессивных сил, борющихся за мир, социальный прогресс, совершенствование социалистического общества и построение коммунизма. Вместе с тем диалектический материализм сам входит в систему марксистской идеологии как её неотъемлемая теоретическая основа.

Диалектический материализм развивается в тесном взаимодействии с другими формами общественного сознания: художественным, нравственным (см. Мораль), политическим сознанием и т. д., синтезирует их достижения и обосновывает методологические принципы. Такую же роль он играет и по отношению к специальным наукам, теоретически обосновывая принципы научного познания (см. Наука). Преодолев характерное для других философских школ и направлений противопоставление учения о бытии (онтологии) учению о познании (гносеологии), диалектический материализм играет принципиальную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях развёртывающейся ныне научно-технической революции.

[1] К. Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 1, с. 428.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. - О диалектическом и историческом материализме

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И.

Сборник содержит извлечения из работ, важнейшие высказывания классиков марксизма-ленинизма по проблемам диалектики и исторического материализма. В основу его структуры положен тематический принцип.
Сборник предназначается для преподавателей, студентов вузов, а также самостоятельно изучающих марксистско-ленинскую философию, может быть использован в системе партийной учебы.

Содержание

Раздел второй ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Глава девятая. Предмет исторического материализма 280
1. Понятне исторического материализма —
2. Отношение исторического материализма к предшествующим
ему социологическим учениям 282
3. История общества как естественноисторический процесс 287
4. Историческая необходимость 288
5. Необходимость и свобода 290
6. Связь исторического материализма с практикой 293
Глава десятая. Общественное бытие и общественное сознание 296
1. Определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию —
2. Обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие 304
3. О сознательности и стихийности 309
Глава одиннадцатая. Природа и общество 315
1. Место труда во взаимосвязи общества и природы —
2. Воздействие общества на природу 316
3. Воздействие природы на общество 323
4. Рост народонаселения и развитие общества 324
Глава двенадцатая. Способ производства 326
1. Процесс труда и его моменты —
2. Труд — основное условие человеческой жизни 329
3. Определяющая роль способа производства 330
4. Производительные силы 333
5. Производственные отношения 335
6. Зависимость производственных отношений от характера п уровня развития производительных сил 337
7. Влияние производственных отношений иа развитие производительных сил 346
8. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями 347
9. Способ производства и образ жизни 351
Глава тринадцатая. Общественно-экономическая формация 356
1. Марксистское понятие общественно-экономической формации и его роль в создании научной социологии —
2. Исторические типы общественно-экономических формаций 361
а) Особенности первобытнообщинного строя 302
б) Рабовладельческая общественно-экономическая формация 366
в) Феодальное общество 367
г) Капиталистическая общественно-экономическая формация 373
д) Коммунистическая общественно-экономическая формация 385
Глава четырнадцатая. Классы и классовая борьба 393
1. Понятие классов —
2. Происхождение и развитие классов 395
3. Классовая борьба — движущая сила развития антагонистического общества 403
4. Объективные условия отмирания классов 411
Глава пятнадцатая. Базис и надстройка 416
1. Обусловленность надстройки базисом —
2. Относительная самостоятельность надстройки и ее активное воздействие на базис 421
3. Революционная эпоха и замена старой надстройки новой 428
Глава шестнадцатая. Политическая и правовая надстройка 430
1. Государство —
а) Происхождение государства и его сущность —
б) Типы и формы государства 444
в) Об условиях отмирания государства 456
2. Политика 461
а) Понятие политики —
б) Взаимосвязь политики и экономики 462
в) Относительная самостоятельность политики 403
г) Политика и государственный аппарат 464
д) Особенности революционной политики —
3. Право 467
а) Сущность права —
б) Обусловленность права экономическими отношениями 468
в) Эксплуататорский характер права и правовых учреждений классового общества 472
г) Сухцность и задачи социалистического права и правовых учреждений 475
Глава семнадцатая. Формы общественного сознания 485
1. Мораль —
а) Детерминизм и нравственность —
б) Связь нравственности с экономическими условиями жизни людей 486
в) Сущность буржуазной морали 488
г) Коммунистическая мораль 491
д) Борьба с пережитками прошлого в области морали 494
2. Искусство —
а) Особенности искусства —
б) Классовый характер и партийность искусства 497
в) О национальной и интернациональной культуре 501
3. Религия 503
а) Сущность религии и причины ее существования —
б) Гносеологические корни религии 511
в) Реакционный характер религии —
г) Отношение государства и коммунистической партии к религии 515
д) О формах борьбы с религией 518
е) Условия исчезновения религии 519
4. Наука 520
а) Особенности науки —
б) Наука и производство 522
в) О партийности науки 524
г) Наука в капиталистическом обществе 526
д) Наука в социалистическом обществе 527
Глава восемнадцатая. Социальная революция 529
1. Социальная революция и ее характерные черты —
2. Коренной вопрос революции 537
3. Объективные и субъективные предпосылки революции 538
4. Реформа и революция 542
Глава девятнадцатая. Роль народных масс и личности в истории 557
1. Личность и общество —
2. Историческая необходимость и деятельность людей 559
3. Роль народных масс в историй 584
4. Возрастание активности масс в процессе исторического развития 565
5. Усиление творческой активности масс в период революции 566
6. Роль личности в историческом развитии 567
7. О взаимоотношении масс, классов, партий и вождей 572
8. О культе личности и авторитете 574
Глава двадцатая. Исторические формы общности людей 580
1. Род —
2. Племя 582
3. Нация 584
а) Происхождение и характерные черты нации —
б) Условия исчезновения наций и национальных различий 587
Глава двадцать первая. Брак и семья 589
1. Сущность семьи как общественного явления —
2. Исторические формы семьи и брака 590
3. Зависимость семьи от общественного строя 593
4. Любовь и семья 595
5. О положении женщины в семье 600
6. Семья при коммунизме 605
Глава двадцать вторая. Общественный прогресс 608
1. Суть общественного прогресса —
2. Основной критерий общественного прогресса 609
3. Особенности прогресса в эксплуататорском обществе 610
4. Особенности прогресса при социализме 612
Указатель имен 615

В философском учении следует особо выделить онтологию, аксиологию, гносеологию и сопряжённую с ней методологию.

Онтология – это предельно обобщённое словесное описание мира. Онтология диалектического материализма гласит:

Существует только материя.

Материя существует в движении.

Пространство и время – свойства (атрибуты) движущейся материи.

Материя существует в многообразии постоянно взаимодействующих частей.

[ Spoiler (click to open) ] С существованием в виде множества частей связано одно из фундаментальных свойств материи: способность её частей иметь определённость - относительное постоянство некоторых характеристик (форма, величина, скорость движения, структура и др.)

С этими свойствами связан ряд иных свойств движущейся материи, проявляющихся в виде всеобщих закономерностей. Известно три таких свойства:

а) единство и борьба (взаимопроникновение) противоположностей;

б) переход количественных изменений в качественные;

Вот как-то так она гласит… С этого места можно переходить к гносеологии.

Хотя с этого же места или даже чуть раньше начинается аксиология – та часть философии, в которой обсуждаются ценности и приоритеты учения (в частности, развитие – одно из ключевых понятий диамата, которое я умудрился не упомянуть в онтологии; можно сказать, вырвал оттуда с мясом). А при обсуждении гносеологии всё время будет возникать соблазн поговорить о методологии. Потому что в философии диалектического материализма всё это взаимоувязано, как опоры Эйфелевой башни, и если онтологию ещё можно путём некоторого насилия выделить и представить в качестве опорной площадки, то изложение остальных частей с неизбежностью плавно перетекает из одной в другую. Всё зависит от того, с какой стороны начинать рассмотрение.

К числу аксиологических понятий – приоритетов и ценностей диамата – следует отнести развитие (разновидность движения), познание, научность и некоторые другие. Но поскольку, заговорив о них, мы, по сути дела, вновь оказываемся в сфере гносеологии, продолжим разговор о ней.

К числу свойств высокоорганизованной (особым и сложным образом упорядоченной) материи относится сознание – способность высокоорганизованных материальных форм к сложному, многократно опосредованному (и, в некоторых случаях, опережающему) отражению. Высшим из известных проявлений сознания является мышление – отражение форм материи, её свойств, взаимосвязей и закономерностей в виде отвлечённых концептов (мыслей, идей), организованных в различные мыслительные схемы/формулы. Мыслительные схемы излагаются субъектом в знаковой форме (например, в виде устных высказываний или письменных текстов) для передачи другим мыслящим существам с целью обсуждения и координации общественной практики. Восприятие мира субъективно (всегда неполное и часто искажённое отражение). Никакая мыслительная схема не может отразить свойств обсуждаемого объекта полностью, но она способна отразить отдельные, существенные для данного конкретного случая свойства и взаимосвязи.

Напоследок пару слов о методологии диамата.

В логическом рассуждении мы чаще всего выделяем из бесчисленного множества свойств и взаимосвязей объекта какое-то одно, представляющееся для нас наиболее значимым, иногда два, выбирая тем самым некий аспект рассмотрения, проекцию, предметную область.

Очевидно, что мы не должны при этом забывать о наличии у нашего объекта бесчисленного множества иных свойств, которые даже в выбранном нами аспекте/контексте могут оказаться более значимыми, чем данные, особенно для оценки дальнейшего изменения объекта. Но это лишь первая возможность ошибиться.

Границы каждого понятия с самого начала должны чётко очерчиваться и не должны меняться до конца логического рассуждения.

Наконец, после того, как мы определились с понятиями, постулируемый тезис должен иметь объективное содержание, то есть подтверждаться имеющимся на данный момент опытом. Только тогда можно считать, что мы более-менее надёжно заложили первый кирпичик – всего лишь первую посылку одного-единственного силлогизма! Но если и при формулировке второй посылки все необходимые условия соблюдены, тогда есть основания надеяться, что и вывод будет правильным. То есть, правильно построенное логическое высказывание позволяет обозначить действительную причинно-следственную связь. Окончательной проверкой истинности вывода из всей логической цепочки станет, конечно, практика.

Постскриптум: по итогам обсуждения чернового варианта нелишне будет напомнить, что изложенная в самом начале онтология сама является мыслительной схемой, подчиняющейся гносеологическим принципам диамата. Это набор рабочих на данный момент постулатов, которые могут быть переформулированы в дальнейшем при возникновении такой необходимости в результате накопления достаточного количества новых знаний. Но возможность такой переформулировки в дальнейшем не отрицает возможности и необходимости формулирования онтологии действующей, современной. По сути дела, данные постулаты являются логическим основанием для любого суждения, заслуживающего статуса научного, вне зависимости от того, осознаёт ли это сам рассуждающий.

Вики-версия здесь: Диалектический материализм

Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

Содержание

История

Начало диамата как систематического учения — в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. Однако формирование данного философского направления нельзя считать законченным.

Центральная идея диалектического материализма — взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей — заметно перекликается с древнекитайской философской концепцией инь и ян. Некоторые китайские философы по сути дела придерживались основных положений диамата. Не удивительно, что современный Китай с лёгкостью воспринял философию диамата как фундамент коммунистической идеологии.

Понятие

Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализм вбирает в себя наиболее значительные достижения современной мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи.

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:

Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.

Диалектический материализм стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.

Функции

Диалектический материализм выполняет ряд важных функций.

Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.

Другая его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

Диалектический материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества.

В период коренной перестройки, радикальной экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление общества и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жёстких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя.

Современные тенденции

Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном современном мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством.

Важнейшей задачей диалектического материализма в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, диалектический материализм стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного на гуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия.

См. также

Вокруг диалектического материализма

Юмор о диамате

В советских вузах курс диалектического и исторического материализма в рамках преподавания марксистско-ленинской философии был обязательным для освоения как на гуманитарных, так и на естественнонаучных факультетах. Но из-за сложности материала и часто догматичного подхода к его изложению данная дисциплина вызывала у людей, вынужденно столкнувшихся с ней в процессе обучения, лишь чувство ненужного, рутинного знания. Схожее недопонимание теоретической базы господствующего тогда строя имело место и среди основной массы советских граждан. Эта двойственная ситуация хорошо показана в отечественной фольклорной традиции тех лет:

В чём различие между матом и диаматом? — Мат все знают, но притворяются, что не знают. Диамат никто не знает, но все притворяются, что знают. А в чём сходство? — И то и другое является мощным оружием в руках пролетариата.

Читайте также: