Истмат диамат кратко lenin crew
Обновлено: 08.07.2024
Диалектический материализм — философия марксизма-ленинизма, являющаяся его составной частью наряду с марксистской политической экономией и теорией научного коммунизма. В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы её познания и преобразования.
Диалектический материализм создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и творчески развит в новых исторических условиях Лениным, его учениками и последователями. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Ленин подчёркивал, что марксистская философия возникла не в стороне от столбовой дороги мировой философии. Она является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Критически перерабатывая достижения предшествующей философской мысли, диалектический материализм вбирает в себя всё ценное, всё необходимое и полезное для решения задач современности, храня и развивая лучшие достижения и традиции культуры прошлого, стремясь связать их с передовой социалистической культурой нашей эпохи.
Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:
- принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание (см. Основной вопрос философии);
- принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;
- принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов (см. Диалектика);
- принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех её творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества в рамках единой коммунистической формации; , открыто провозглашающий социальную, классовую природу марксистско-ленинской философии и её непримиримость со всеми формами субъективного и объективного идеализма, агностицизма и антидиалектики (см. Метафизика).
Впервые в истории философии диалектический материализм творчески соединил в едином целостном учении все достижения философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Диалектический материализм отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.
Диалектический материализм выполняет ряд важных функций. Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой. Другая его важная функция — методологическая (см. Методология). На основе целостного мировоззрения диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях революционного преобразования общества и наиболее эффективного и адекватного познания мира. Идеологическая функция диалектического материализма состоит в философском обосновании марксистско-ленинской идеологии, выражающей коренные интересы рабочего класса, всех трудящихся, всех прогрессивных сил, борющихся за мир, социальный прогресс, совершенствование социалистического общества и построение коммунизма. Вместе с тем диалектический материализм сам входит в систему марксистской идеологии как её неотъемлемая теоретическая основа.
Диалектический материализм развивается в тесном взаимодействии с другими формами общественного сознания: художественным, нравственным (см. Мораль), политическим сознанием и т. д., синтезирует их достижения и обосновывает методологические принципы. Такую же роль он играет и по отношению к специальным наукам, теоретически обосновывая принципы научного познания (см. Наука). Преодолев характерное для других философских школ и направлений противопоставление учения о бытии (онтологии) учению о познании (гносеологии), диалектический материализм играет принципиальную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях развёртывающейся ныне научно-технической революции.
[1] К. Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 1, с. 428.
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И.
Сборник содержит извлечения из работ, важнейшие высказывания классиков марксизма-ленинизма по проблемам диалектики и исторического материализма. В основу его структуры положен тематический принцип.
Сборник предназначается для преподавателей, студентов вузов, а также самостоятельно изучающих марксистско-ленинскую философию, может быть использован в системе партийной учебы.
Содержание
Раздел второй ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Глава девятая. Предмет исторического материализма 280
1. Понятне исторического материализма —
2. Отношение исторического материализма к предшествующим
ему социологическим учениям 282
3. История общества как естественноисторический процесс 287
4. Историческая необходимость 288
5. Необходимость и свобода 290
6. Связь исторического материализма с практикой 293
Глава десятая. Общественное бытие и общественное сознание 296
1. Определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию —
2. Обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие 304
3. О сознательности и стихийности 309
Глава одиннадцатая. Природа и общество 315
1. Место труда во взаимосвязи общества и природы —
2. Воздействие общества на природу 316
3. Воздействие природы на общество 323
4. Рост народонаселения и развитие общества 324
Глава двенадцатая. Способ производства 326
1. Процесс труда и его моменты —
2. Труд — основное условие человеческой жизни 329
3. Определяющая роль способа производства 330
4. Производительные силы 333
5. Производственные отношения 335
6. Зависимость производственных отношений от характера п уровня развития производительных сил 337
7. Влияние производственных отношений иа развитие производительных сил 346
8. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями 347
9. Способ производства и образ жизни 351
Глава тринадцатая. Общественно-экономическая формация 356
1. Марксистское понятие общественно-экономической формации и его роль в создании научной социологии —
2. Исторические типы общественно-экономических формаций 361
а) Особенности первобытнообщинного строя 302
б) Рабовладельческая общественно-экономическая формация 366
в) Феодальное общество 367
г) Капиталистическая общественно-экономическая формация 373
д) Коммунистическая общественно-экономическая формация 385
Глава четырнадцатая. Классы и классовая борьба 393
1. Понятие классов —
2. Происхождение и развитие классов 395
3. Классовая борьба — движущая сила развития антагонистического общества 403
4. Объективные условия отмирания классов 411
Глава пятнадцатая. Базис и надстройка 416
1. Обусловленность надстройки базисом —
2. Относительная самостоятельность надстройки и ее активное воздействие на базис 421
3. Революционная эпоха и замена старой надстройки новой 428
Глава шестнадцатая. Политическая и правовая надстройка 430
1. Государство —
а) Происхождение государства и его сущность —
б) Типы и формы государства 444
в) Об условиях отмирания государства 456
2. Политика 461
а) Понятие политики —
б) Взаимосвязь политики и экономики 462
в) Относительная самостоятельность политики 403
г) Политика и государственный аппарат 464
д) Особенности революционной политики —
3. Право 467
а) Сущность права —
б) Обусловленность права экономическими отношениями 468
в) Эксплуататорский характер права и правовых учреждений классового общества 472
г) Сухцность и задачи социалистического права и правовых учреждений 475
Глава семнадцатая. Формы общественного сознания 485
1. Мораль —
а) Детерминизм и нравственность —
б) Связь нравственности с экономическими условиями жизни людей 486
в) Сущность буржуазной морали 488
г) Коммунистическая мораль 491
д) Борьба с пережитками прошлого в области морали 494
2. Искусство —
а) Особенности искусства —
б) Классовый характер и партийность искусства 497
в) О национальной и интернациональной культуре 501
3. Религия 503
а) Сущность религии и причины ее существования —
б) Гносеологические корни религии 511
в) Реакционный характер религии —
г) Отношение государства и коммунистической партии к религии 515
д) О формах борьбы с религией 518
е) Условия исчезновения религии 519
4. Наука 520
а) Особенности науки —
б) Наука и производство 522
в) О партийности науки 524
г) Наука в капиталистическом обществе 526
д) Наука в социалистическом обществе 527
Глава восемнадцатая. Социальная революция 529
1. Социальная революция и ее характерные черты —
2. Коренной вопрос революции 537
3. Объективные и субъективные предпосылки революции 538
4. Реформа и революция 542
Глава девятнадцатая. Роль народных масс и личности в истории 557
1. Личность и общество —
2. Историческая необходимость и деятельность людей 559
3. Роль народных масс в историй 584
4. Возрастание активности масс в процессе исторического развития 565
5. Усиление творческой активности масс в период революции 566
6. Роль личности в историческом развитии 567
7. О взаимоотношении масс, классов, партий и вождей 572
8. О культе личности и авторитете 574
Глава двадцатая. Исторические формы общности людей 580
1. Род —
2. Племя 582
3. Нация 584
а) Происхождение и характерные черты нации —
б) Условия исчезновения наций и национальных различий 587
Глава двадцать первая. Брак и семья 589
1. Сущность семьи как общественного явления —
2. Исторические формы семьи и брака 590
3. Зависимость семьи от общественного строя 593
4. Любовь и семья 595
5. О положении женщины в семье 600
6. Семья при коммунизме 605
Глава двадцать вторая. Общественный прогресс 608
1. Суть общественного прогресса —
2. Основной критерий общественного прогресса 609
3. Особенности прогресса в эксплуататорском обществе 610
4. Особенности прогресса при социализме 612
Указатель имен 615
В философском учении следует особо выделить онтологию, аксиологию, гносеологию и сопряжённую с ней методологию.
Онтология – это предельно обобщённое словесное описание мира. Онтология диалектического материализма гласит:
Существует только материя.
Материя существует в движении.
Пространство и время – свойства (атрибуты) движущейся материи.
Материя существует в многообразии постоянно взаимодействующих частей.
[ Spoiler (click to open) ] С существованием в виде множества частей связано одно из фундаментальных свойств материи: способность её частей иметь определённость - относительное постоянство некоторых характеристик (форма, величина, скорость движения, структура и др.)
С этими свойствами связан ряд иных свойств движущейся материи, проявляющихся в виде всеобщих закономерностей. Известно три таких свойства:
а) единство и борьба (взаимопроникновение) противоположностей;
б) переход количественных изменений в качественные;
Вот как-то так она гласит… С этого места можно переходить к гносеологии.
Хотя с этого же места или даже чуть раньше начинается аксиология – та часть философии, в которой обсуждаются ценности и приоритеты учения (в частности, развитие – одно из ключевых понятий диамата, которое я умудрился не упомянуть в онтологии; можно сказать, вырвал оттуда с мясом). А при обсуждении гносеологии всё время будет возникать соблазн поговорить о методологии. Потому что в философии диалектического материализма всё это взаимоувязано, как опоры Эйфелевой башни, и если онтологию ещё можно путём некоторого насилия выделить и представить в качестве опорной площадки, то изложение остальных частей с неизбежностью плавно перетекает из одной в другую. Всё зависит от того, с какой стороны начинать рассмотрение.
К числу аксиологических понятий – приоритетов и ценностей диамата – следует отнести развитие (разновидность движения), познание, научность и некоторые другие. Но поскольку, заговорив о них, мы, по сути дела, вновь оказываемся в сфере гносеологии, продолжим разговор о ней.
К числу свойств высокоорганизованной (особым и сложным образом упорядоченной) материи относится сознание – способность высокоорганизованных материальных форм к сложному, многократно опосредованному (и, в некоторых случаях, опережающему) отражению. Высшим из известных проявлений сознания является мышление – отражение форм материи, её свойств, взаимосвязей и закономерностей в виде отвлечённых концептов (мыслей, идей), организованных в различные мыслительные схемы/формулы. Мыслительные схемы излагаются субъектом в знаковой форме (например, в виде устных высказываний или письменных текстов) для передачи другим мыслящим существам с целью обсуждения и координации общественной практики. Восприятие мира субъективно (всегда неполное и часто искажённое отражение). Никакая мыслительная схема не может отразить свойств обсуждаемого объекта полностью, но она способна отразить отдельные, существенные для данного конкретного случая свойства и взаимосвязи.
Напоследок пару слов о методологии диамата.
В логическом рассуждении мы чаще всего выделяем из бесчисленного множества свойств и взаимосвязей объекта какое-то одно, представляющееся для нас наиболее значимым, иногда два, выбирая тем самым некий аспект рассмотрения, проекцию, предметную область.
Очевидно, что мы не должны при этом забывать о наличии у нашего объекта бесчисленного множества иных свойств, которые даже в выбранном нами аспекте/контексте могут оказаться более значимыми, чем данные, особенно для оценки дальнейшего изменения объекта. Но это лишь первая возможность ошибиться.
Границы каждого понятия с самого начала должны чётко очерчиваться и не должны меняться до конца логического рассуждения.
Наконец, после того, как мы определились с понятиями, постулируемый тезис должен иметь объективное содержание, то есть подтверждаться имеющимся на данный момент опытом. Только тогда можно считать, что мы более-менее надёжно заложили первый кирпичик – всего лишь первую посылку одного-единственного силлогизма! Но если и при формулировке второй посылки все необходимые условия соблюдены, тогда есть основания надеяться, что и вывод будет правильным. То есть, правильно построенное логическое высказывание позволяет обозначить действительную причинно-следственную связь. Окончательной проверкой истинности вывода из всей логической цепочки станет, конечно, практика.
Постскриптум: по итогам обсуждения чернового варианта нелишне будет напомнить, что изложенная в самом начале онтология сама является мыслительной схемой, подчиняющейся гносеологическим принципам диамата. Это набор рабочих на данный момент постулатов, которые могут быть переформулированы в дальнейшем при возникновении такой необходимости в результате накопления достаточного количества новых знаний. Но возможность такой переформулировки в дальнейшем не отрицает возможности и необходимости формулирования онтологии действующей, современной. По сути дела, данные постулаты являются логическим основанием для любого суждения, заслуживающего статуса научного, вне зависимости от того, осознаёт ли это сам рассуждающий.
Вики-версия здесь: Диалектический материализм
Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:
Содержание
История
Начало диамата как систематического учения — в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. Однако формирование данного философского направления нельзя считать законченным.
Центральная идея диалектического материализма — взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей — заметно перекликается с древнекитайской философской концепцией инь и ян. Некоторые китайские философы по сути дела придерживались основных положений диамата. Не удивительно, что современный Китай с лёгкостью воспринял философию диамата как фундамент коммунистической идеологии.
Понятие
Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализм вбирает в себя наиболее значительные достижения современной мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи.
Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:
Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.
Диалектический материализм стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.
Функции
Диалектический материализм выполняет ряд важных функций.
Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.
Другая его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.
Диалектический материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества.
В период коренной перестройки, радикальной экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление общества и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жёстких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя.
Современные тенденции
Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном современном мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством.
Важнейшей задачей диалектического материализма в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, диалектический материализм стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного на гуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия.
См. также
Вокруг диалектического материализма
Юмор о диамате
В советских вузах курс диалектического и исторического материализма в рамках преподавания марксистско-ленинской философии был обязательным для освоения как на гуманитарных, так и на естественнонаучных факультетах. Но из-за сложности материала и часто догматичного подхода к его изложению данная дисциплина вызывала у людей, вынужденно столкнувшихся с ней в процессе обучения, лишь чувство ненужного, рутинного знания. Схожее недопонимание теоретической базы господствующего тогда строя имело место и среди основной массы советских граждан. Эта двойственная ситуация хорошо показана в отечественной фольклорной традиции тех лет:
В чём различие между матом и диаматом? — Мат все знают, но притворяются, что не знают. Диамат никто не знает, но все притворяются, что знают. А в чём сходство? — И то и другое является мощным оружием в руках пролетариата.
Читайте также: