Истинный курс это кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Истинный курс — угол, заключённый между северным направлением меридиана в месте измерения и направлением проекции продольной оси объекта на горизонтальную плоскость, отсчитывается по часовой стрелке от направления на географический север. По сути показывает направление носа самолёта (или другого объекта) относительно севера.

Непосредственно измеряется с помощью высокоточных инерциальных навигационных систем или гирокомпасов.

Широко применяется в аэрофотометрии, картографии, и в других приложениях геоматики.

Указывается в угловых градусах в диапазоне 0…360°, иногда −180…180°.

Связанные понятия

Путевой угол, ПУ — угол, заключённый между северным направлением меридиана в месте измерения и направлением линии пути, отсчитывается по часовой стрелке от направления на географический север. По сути, показывает направление путевой скорости относительно севера.

Дирекционный угол — горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, между северным направлением осевого меридиана зоны прямоугольных координат и направлением на ориентир. Дирекционные углы направлений с точностью 1-60 угловых секунд могут определяться геодезическим, астрономическим и гироскопическим способами, а также методами космической геодезии.

Ко́мпас (итал. compassio; от compassare — измерять шагами; на профессиональном жаргоне моряков: компа́с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

Магнитный азимут Am — горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

Пе́ленг в навигации — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект; измеряется по часовой стрелке от нуля (направление на норд, N) до полной дуги окружности (360°, или 32 румба).

Курсовертикаль — прибор, поставляющий данные об углах между географической системой координат (ГСК) и связанной системой координат (ССК), начальная точка которой совпадает с начальной точкой ГСК, а оси соответствуют, как правило — Y — продольной оси, Z — вертикальной, X — перпендикулярной им боковой оси транспортного средства, на котором установлена курсовертикаль.

Географи́ческие координа́ты — обобщённое понятие о геодезических и астрономических координатах, когда уклонение отвесной линии не учитывают. Иными словами, при определении географических координат Земля принимается за шар. Географические координаты определяют положение точки на земной поверхности или, более широко, в географической оболочке. Географические координаты строятся по принципу сферических. Аналогичные координаты применяются на других планетах, а также на небесной сфере.

Курсовой угол — понятие навигации, обозначающее угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо наблюдаемый с судна объект. Курсовой угол измеряется в градусах, отсчитываемых на азимутальном круге от 0 до 180° в сторону правого или левого борта от направления в нос.

Угол пути — угол между осью OXg нормальной системы координат и направлением путевой скорости летательного аппарата.

Астрономи́ческая навига́ция — комплекс методов определения навигационных параметров объекта, основанный на использовании электромагнитного излучения астрономических объектов. Применяется для определения курса и навигационных координат у наземных объектов, а также для определения ориентации космических летательных аппаратов в составе астроинерциальной навигационной системы.

Астрономический компас — прибор для определения направления на стороны света через определение направления на какое-либо небесное тело, например Солнце. Для определения направления посредством астрономического компаса требуется знание даты и точного времени суток, в соответствии с которым вычисляется азимут светила, после чего путём определения разности между ними находится курс. Астрономический компас может быть неавтоматическим (то есть требующим ручного наведения на светило), полуавтоматическим.

Горизонтальная система координат:40, или горизонтная система координат:30 — это система небесных координат, в которой основной плоскостью является плоскость математического горизонта, а полюсами — зенит и надир. Она применяется при наблюдениях звёзд и движения небесных тел Солнечной системы на местности невооружённым глазом, в бинокль или телескоп с азимутальной установкой:85. Горизонтальные координаты не только планет и Солнца, но и звёзд непрерывно изменяются в течение суток ввиду суточного вращения.

Пеленг (навигация) — угол между северной частью меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через точку наблюдения и наблюдаемый объект. Отсчитывается по часовой стрелке, принимает значения от нуля до полной дуги окружности (360°); в других дисциплинах может называться круговой азимут. Пеленг на объект для краткости может называться пеленг объекта.

Полигонометрия (от греч. polýgonos — многоугольный и …метрия) — один из методов определения взаимного положения точек земной поверхности для построения геодезических сетей, служащей основой топографических съёмок, планировки и строительства городов, перенесения проектов инженерных сооружений в натуру и т. п. Положения пунктов в принятой системе координат определяют путём измерения на местности длин линий, последовательно соединяющих эти пункты и образующих полигонометрический ход, и горизонтальных.

Геологи́ческий (го́рный) ко́мпас — компас для определения направления или азимута падения и угла наклона (падения).

Сопряжённое наблюдение или СН — военный термин, обозначающий разновидность наблюдения, которое осуществляется одновременно с двух или трёх точек, объединённых в единую систему.

Практическая астрономия — один из разделов астрометрии, описывающий способы нахождения географических координат, определения координат небесных светил, исчисления точного времени, а также нахождения азимута.

Инклинометр (от лат. inclino — наклоняю и …метр) — прибор, предназначенный для измерения угла наклона различных объектов относительно гравитационного поля Земли. Помимо собственно величины угла наклона, может измеряться его направление — азимут.

Опорный меридиан, или международный опорный меридиан (англ. International Reference Meridian) — нулевой меридиан (0° долготы), используемый в качестве начального для отсчёта долготы Международной службой вращения Земли, Международной земной системы координат и созданных на тех же принципах WGS 84 и ПЗ-90. Опорный меридиан проходит примерно в 5,3" к востоку (примерно 102 метра) от оси пассажного инструмента Гринвичской обсерватории, которая является точкой отсчёта Гринвичского меридиана.

Секста́нт, секстан (от лат. sextans (род. п. sextantis) — шестой, шестая часть) — навигационный измерительный инструмент, используемый для измерения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом с целью определения географических координат точки, в которой производится измерение. При этом под горизонтом, как правило, понимается морской горизонт, а под точкой измерения - судно. Например, измерив высоту Солнца в астрономический полдень, можно, зная дату измерения, вычислить широту места.

Сетка Вульфа в кристаллографии — стереографическая экваториальная проекция градусной сетки сферы из расположенного на её экваторе центра проекции, осуществляемая на плоскость меридиана, удалённого на 90° от выбранного центра. Данный меридиан называется основным меридианом сетки. Меридианы и параллели сетки Вульфа играют вспомогательную роль как проекции дуг больших и малых кругов сферы. Точки схождения меридианов называются полюсами сетки; отрезок прямой, соединяющей полюса сетки, называется осью.

Азимутом (от араб. سمت‎ симт – направление, путь, цель; араб. السمت‎ ас-симт, или араб. السموت‎ ас-самут – азимут) светила называется дуга математического горизонта от точки юга до вертикального круга светила, или угол между полуденной линией и линией пересечения плоскости математического горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через линию направления на светило.

Систе́ма координа́т — комплекс определений, реализующий метод координат, то есть способ определять положение и перемещение точки или тела с помощью чисел или других символов. Совокупность чисел, определяющих положение конкретной точки, называется координатами этой точки.

Селенографи́ческие координа́ты — числа, которыми обозначают положение точек на поверхности Луны. Начало лунных координат определяется по небольшому кратеру Мёстинг А, находящемуся вблизи центра видимого полушария. Координаты этого кратера приняты такими: 3°12′43″ ю. ш. 5°12′39″ з. д.3,212000° ю. ш. 5,211000° з. д. / -3.212000; -5.211000.

Меридианный круг — астрометрический прибор, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Меридианный круг по своей конструкции аналогичен пассажному инструменту, но, в отличие от последнего, снабжен дополнительно разделенным кругом для точных измерений углов в плоскости меридиана. Разделенный круг, чаще два круга, насаживают на горизонтальную ось по обе стороны от трубы. Для отсчета кругов предусматриваются микроскопы, располагаемые на специальных барабанах, устанавливаемых на.

International Terrestrial Reference System (ITRS, Международная земная система координат) — стандартная земная система координат, принятая МАС в 1991 году. Началом отсчета является центр масс Земли (включая океан и атмосферу). Система вращается вместе с Землей и не является инерциальной. Ориентация осей определяется из наблюдений МСВЗ. Ось z является средней осью вращения Земли и направлена в опорный полюс (IRP — IERS Reference Pole). Ось x лежит в плоскости опорного меридиана (IRM — IERS Reference.

Теодоли́т — измерительный прибор для определения горизонтальных и вертикальных углов при топографических съёмках, геодезических и маркшейдерских работах, в строительстве и т. п. Основной рабочей мерой в теодолите являются лимбы с градусными и минутными делениями (горизонтальный и вертикальный). Теодолит может быть использован для измерения расстояний нитяным дальномером и для определения магнитных азимутов с помощью буссоли.

Магни́тная девиа́ция или магни́тное отклоне́ние — ошибка показаний магнитного компаса, а именно угол в плоскости горизонта между касательной к силовой линии магнитного поля планеты и направлением, соответствующем показанию магнитного компаса, эффект вызванный изменением магнитного поля вблизи области измерения из-за причин, находящихся на борту носителя компаса (корабль, самолёт, автомобиль, экипированный человек). Причин возникновения отклонения может быть несколько.

Радиокомпас называется автоматическим потому, что после настройки на несущую частоту радиостанции он без участия человека (оператора) непрерывно измеряет значение КУР. КУР отображается на стрелочном или цифровом индикаторе, а также может передаваться в бортовую навигационную систему.

Консоль (англ. Consol) — общее название типа радионавигационной системы для ориентации на море и в воздухе.

Гелиостат — прибор, способный поворачивать зеркало так, чтобы направлять солнечные лучи постоянно в одном направлении, несмотря на видимое суточное движение Солнца. Изначально использовались в солнечных телескопах, но были вытеснены более простым целостатом.

Универсальный инструмент — переносной астрономический прибор, дающий возможность измерить высоту светила над горизонтом и его азимут; состоит из горизонтальных и вертикальных кругов, заменяет теодолит, меридионадальный круг и др. Иногда универсальный инструмент называется альтазимутом.

Метеор-2 — серия советских метеорологических спутников. Представляет собой второе поколение советских метеорологических ИСЗ, улучшенный вариант метеоспутника первого поколения Метеор.

Пассажный инструмент (фр. instrument de passage) — в астрономии служит для определения времени прохождения светил через какую-нибудь вертикальную плоскость, обыкновенно меридиан или первый вертикал. Введён в употребление Рёмером в XVII веке. Бывают переносные и постоянные.

Гномоническая проекция — один из видов картографических проекций. Получается проектированием точек сферы из центра сферы на плоскость. Название этой проекции связано с гномоном — вертикальным столбиком простейших солнечных часов.

Магнитное склонение — угол между географическим и магнитным меридианами в точке земной поверхности, который показывает отличие между показаниями магнитного компаса и истинным направлением на север в данной точке земной поверхности в данную историческую эпоху.

Система ориентации солнечных батарей (СОСБ) — механизм, предназначенный для наведения панелей солнечных батарей на Солнце. Наведение выполняется путём разворота и последующего поддержания требуемой ориентации в пространстве корпуса КА средствами СУД (система управления движением) и поворота солнечных батарей электромеханическими приводами относительно корпуса КА.

Ку́рсо-глисса́дная система, КГС, (также, согласно ГОСТу, система инструментального захода самолётов на посадку радиомаячная) — наиболее распространённая в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам. В зависимости от длины волны КГС делятся на системы метрового (англ. ILS (instrument landing system)) и сантиметрового диапазонов (англ. MLS, microwave landing system — микроволновая система посадки).

Кипре́гель (от нем. Kippregel, от нем. kippen — опрокидывать(ся) и фр. règle — линейка) — механический или оптический геодезический прибор, предназначенный для измерения превышений, расстояний, вертикальных углов, графического построения направлений и нанесения их на топоплан ландшафта. Кипрегель входит в состав мензульного комплекта для топографической съёмки местности.

Географическая карта — изображение модели земной поверхности в уменьшенном виде, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости.

ИК- это угол между нордовой частью истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна от глаз наблюдателя. так будет поточнее.

Истинный курс.
Истинный курс - угол между направлением на север и диаметральной плоскостью судна.

Истинный курс измеряется по часовой стрелке от 0 до 360 град.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

29.08.2015 18:44
дата обновления страницы















Полезные советы




История изменения сайта

Истинный курс и пеленг, курсовой угол

Истинный курс судна ИК - это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметрально]"! плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две

симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Рас. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Рас. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли Nм.

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d. Склонение отсчитывается от северной части истииного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому,- знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную величину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, "указываются па навигационных картах.

Например, в заголовке карты указано: Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты>. Если любитель пользуется этой картой в 1972 году. то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса^в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг МП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:

и обратная задача:

2) МП + (+-d) = ИП или ИП - (+-d) == МП.

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта - знак минус.

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия NмSм показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

Истинный курс — угол, заключённый между северным направлением меридиана в месте измерения и направлением проекции продольной оси объекта на горизонтальную плоскость [1] , отсчитывается по часовой стрелке от направления на географический север. По сути показывает направление носа самолёта (или другого объекта) относительно севера.

Непосредственно измеряется с помощью высокоточных инерциальных навигационных систем или гирокомпасов.

Широко применяется в аэрофотометрии, картографии, и в других приложениях геоматики.

Указывается в угловых градусах в диапазоне 0…360°, иногда -180…180°. 0° всегда применяется для указания направления объекта на север, 90° — на восток.

Примечания

См. также

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Истинный курс" в других словарях:

КУРС КОРАБЛЯ — (Ship s course) угол, составляемый диаметральной плоскостью корабля с меридианом. Курс корабля выражается или в румбах и их долях (старое деление картушки), или в градусах и долях градуса, считая от N по движению часовой стрелки до 360°, или в… … Морской словарь

Курс — угол в горизонтальной плоскости между заданным направлением и проекцией продольной оси летательного аппарата (см. Системы координат) на горизонтальную плоскость; отсчитывается от заданного направления по часовой стрелке, если смотреть на… … Энциклопедия техники

КУРС САМОЛЕТА — в общем смысле этого слова угол между двумя направлениями, из которых одно служит ориентиром для определения другого. В аэронавигации различают три рода курсов, определяющих направление полета: истинный курс угол между истинным (географическим)… … Морской словарь

Курс судна — Компасная картушка, градусы и румбы, XVI XVII вв Курс судна угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на север (N, норд).[источник не указан 731 день] Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т.н.… … Википедия

Курс судна — угол между плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна, отсчитываемый в градусах от северной части меридиана по ходу часовой стрелки (от 0 до 360°). В эпоху парусного флота К. с. отсчитывался в четвертях горизонта в градусах от… … Большая советская энциклопедия

курс судна — курс Направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью меридиана и носовой частью продольной оси судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Примечание В зависимости от принятого меридиана различают курсы:… … Справочник технического переводчика

Курс судна — угол между северным направлением меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, отсчитываемый в градусах по часовой стрелке (от 0 до 360°) В зависимости от принятого меридиана различают курс истинный, магнитный и… … Морской словарь

Читайте также: