Иссыкский золотой человек кратко

Обновлено: 06.07.2024

Воина нашли недалеко от озера Иссык, которое называют одним из самых живописных мест Зайлийского Алатау. Обнаружению грандиозной находки способствовал сильный сель 7 июля 1963 года. Мощный поток грязи смешанной с камнями смывал все вокруг. Из-за стихийного бедствия погибло много людей, разрушились дома, а древний водоем утратил свой прекрасный вид. Иссыкский сель считается самой крупной и разрушительной селью, среди когда-либо происходивших в СССР. Реконструкция пострадавших строений и восстановление озера началось позже, в ходе работ и произошло археологическое открытие.

В 1969 году, перед тем как сравнять с землей курганы Иссыкский гробниц, в Иссык была направлена историко-археологическая экспедиция. Знаменитый археолог К. Акишев возглавил работы на левом берегу водоема Иссык, где базировалось более пятидесяти сакских курганов. Специалистам удалось в течение двух сезонов изучить несколько усыпальниц. Ничего выдающегося раскопки не принесли, курганы уже успели разграбить черные археологи. На этапе завершения работ один из ученых попросил бульдозериста снять часть земли недалеко от последнего кургана. Рабочий начал готовить указанное место, внезапно оттуда выскочила балка, служившая опорой гробницы, где впоследствии найдут останки древнего воина.

По счастливой случайности захоронение оказалось нетронутым, в нем обнаружили более 4000 пластин и блях из чистого золота. Также среди сокровищ лежала шкатулка с зеркальцем, частицами охры, украшениями, оружием и сосудами. Особую ценность представляла серебряная чаша с надписи на неизвестном древнем языке. Находка удивительна, потому что иссыкские курганы подвергались разграблению, но воры не догадались, что сбоку существует еще одна усыпальница.

Антрополог О. Исмугалов описывая останки, дает достаточно оснований, что они принадлежали мужчине, хотя не исключает обратного. Нижняя челюсть кочевника больших размеров, но тонкая и выразительная. Подобная конституция не характерна для женщин. Форма переносицы и надбровных дуг типична для мужчин.

Советская наука не располагала такими точными методами исследований как ДНК, ведь они появились позднее. Вероятно, проведение современной экспертизы останков Алтын адам внесло бы явность в сложившуюся ситуацию, и положила конец многочисленным дискуссиям. Тогда бы мы, наконец, узнали, какого пола мумия покоилась в древнем кургане.

Удивительно, но на одном из драгоценных перстней Иссыкского воина есть странное изображение, напоминающее индейца. Ученые считают, что это лик древнего кочевого божества, бога Митра. Проведенная экспертиза показала, что золотое украшение некоторое время носилось и даже подвергалось ремонту, скорее всего, это была семейная реликвия.

Еще одной таинственной находкой кургана стали руны, высеченные на серебряной чаше. Она находилась недалеко от изголовья Золотого кочевника, скорее всего 26 знаков объясняли, кто покоится в этой усыпальнице. Можно ли на этом основании утверждать, что 2500 лет назад у саков была своя письменность? Если да, то степная цивилизация находилась на высокой степени развития. Ученые со всего мира пытаются разгадать эту загадку, уже предложено более 25 обоснованных вариантов переводов загадочных знаков, но единой гипотезы достигнуть не удалось.


Бекен Нурмуханбетов

Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

— В 63 году сошел мощный сель, практически уничтоживший озеро Иссык. Этот же сель смыл автобазу, располагавшуюся в городе. В 1969 году была выделена территория под строительство новой автобазы. Их главный инженер А. И. Дубкарт по закону того времени должен был согласовать выбор участка с археологами, тем более, что в том районе располагается достаточно хорошо известный ученым Иссыкский могильник. Дубкарт приехал к нашему начальнику Акишеву, а Кималь Акишевич, прежде чем дать свое согласие, отправил меня на осмотр участка будущей автобазы. Приехав туда, я сразу заметил крупный курган высотой в шесть метров и несколько других поменьше. Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

Разрез кургана

21 апреля для проведения раскопок в Иссык были командированы сам Нурмуханбетов, молодой лаборант Айтбек Амандыков, фотограф Олег Медведев, а также художник Павел Сон. Ученые не ожидали никаких сенсационных находок. Незадолго до этого на курганах Иссыкского могильника уже проводились раскопки, не давшие никаких интересных результатов. На вершине кургана, который им предстояло исследовать, была заметна воронка — верный признак того, что захоронение уже разграбили. Археологи тщательно фотографировали и измеряли насыпь. Вскоре они выяснили, что ее высота составляет 6 метров, а диаметр — 60 метров. Бульдозер начал углубляться в нее. По стандартной процедуре ученые должны были сделать разрез кургана, чтобы изучить его внутреннюю структуру технологии, по которым он был возведен.

Археологи и бульдозеристы на отдыхе

— Мы фиксировали план сооружения. Если в разрезе попадались обломки сосудов, кости животных или даже пятна золы,то мы останавливали бульдозер и тщательно изучали их. Это очень кропотливая работа, но она важна. К примеру, по золе можно восстановить этапы возведения кургана.

После снятия курганной насыпи

Бекен-ага вспоминает, что в конце апреля темп работы замедлился. Техника ломалась и перебрасывалась на другие места. Прораб стройки даже ругался с учеными, требуя как можно скорее срыть курган. Им удалось убедить строителей, что по научным соображениям в этом деле нельзя торопиться. С горем пополам к 31 мая половина намеченных работ была завершена. Ученые срыли большую часть насыпи. Остатки кургана были законсервированы, а раскопки перенесли на следующий год.


В 1970-м раскопки были продолжены в начале–середине марта, после звонка с автобазы. По документам Нурмуханбетов и его верный помощник лаборант Амандыков были командированы в Иссык только 2 апреля, однако работы на кургане, видимо, начались раньше. Археологи жили и работали в небольшом строительном вагончике неподалеку от раскопа.


Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.

Руководство стройки хотело как можно скорее избавиться от мешавшего им кургана и выделило для работ пару бульдозеров и двух бульдозеристов — Гугу Шмидта и Савелия Лаптева. Объяснив им, что нужно работать аккуратно и внимательно, ученые продолжили расчищать насыпь. Довольно быстро они удалили остатки кургана, добираясь до древнего горизонта земли. Неугомонный прораб вновь пытался помешать завершению раскопок, сославшись на то, что археологи уже раскопали все, что было предусмотрено. Ученым удалось вновь убедить его в том, что им необходимо продолжать работу. Археологи вскоре обнаружили подземный ход, еще раз убедившись, что курган уже разграблен. Они приступили к расчистке центрального погребения.

— Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.

К 3 апреля раскопки должны были быть завершены. Прораб уже собирался забирать бульдозер. Не иначе как какое-то внутреннее чутье подсказало Бекмуханбету попросить бульдозериста Савелия еще раз пройти ковшом по основанию кургана. Неожиданно в 15 метрах к юго-востоку от центрального захоронения под ковшом была замечена коричневая полоска. Ученые оживились, начали расчищать это место и откопали несколько бревен. Радости не было предела, когда они осознали, что это бревна перекрытия нетронутой погребальной ямы, расположенной сбоку от центра кургана, на глубине не более 1,2 метра от древнего уровня земли.

Работы по расчистке могильного сруба. Слева лаборант Амандыков. Справа — рабочий Утелинов

— Перекрытие могильного сруба, состоящего из бревен тяньшанской ели, сгнило от времени, и бревна переломились. Ковш, видимо, случайно зацепил один из концов этих бревен, вот оно и показалось на поверхности. Я поехал в Алма-Ату, чтобы сообщить об удивительной находке, и мы приступили к расчистке внешней поверхности сруба. Нам помогали двое рабочих — С. Стапаев и Утеулинов, а также шофер А. С. Паршин, нанятые по поручению Кималя Акишева.


На следующий день на раскоп выехала команда во главе с начальником Отрарской экспедиции Кималем Акишевым, в состав которой и входил небольшой отряд, работавший в Иссыке. Помимо Акишева, на раскоп прибыли инженер-реставратор Владимир Садомсков, лаборант Александр Загородний, художник Тамара Воробьева, еще одна чертежница, фотограф Олег Медведев, а также студент КазГУ Алишер Акишев. Вместе они продолжили работу. К 6 апреля гробница была расчищена.

Обвалившиеся бревна перекрытия сруба усыпальницы

Раскопки привлекали большое внимание жителей Иссыка и окрестных сел. Они постоянно наблюдали за ходом работ, мешая ученым. Бекен-ага вспоминает, что одна старуха дежурила у могильной ямы целыми сутками. Примерно в это же время произошел неприятный инцидент, позже породивший домысел о частичном разграблении погребения местными жителями. Когда сруб уже был расчищен, а Бекен отлучился в Алматы, группа школьников из Иссыка проникла в яму и пыталась подкопать южную сторону погребения. Им удалось извлечь несколько золотых бляшек, когда-то крепившихся к обуви захороненного. Позже Бекмуханбет вернулся и поймал этих ребят, забрав у них коробочку с драгоценными артефактами. Милиция вскоре нашла все пропавшие вещи. Подкоп привел к тому, что был нарушен порядок расположения костей правой ноги погребенного. После этого случая по ночам у ямы дежурил вооруженный отряд милиции. По Иссыку в течение многих лет ходили пересказы и различные вариации этой истории.


Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

9 апреля археологи начали разбирать бревна перекрытия и приступили к расчистке могилы. Из-за дождей и нездорового ажиотажа вокруг раскопок со стороны зевак работы шли в ускоренном темпе. В погребении работали несколько человек. Распределившись по секторам, они постепенно счищали землю. Находки и их расположение сразу фиксировались фотографом и художником отряда, лихорадочно бегавшими вокруг могильной ямы.

— Мне кажется, расчистка ямы продолжалась около 20 дней. Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

Золотые украшения на останках погребенного

Вскоре в южной и западной частях камеры ученые раскопали глиняную посуду. К востоку от нее показался череп погребенного. Он был поврежден упавшим в могилу срубом. Затем из земли показались первые золотые бляшки. Чем дальше шли работы по расчистке могилы, тем более удивительное зрелище представало перед археологами. Останки погребенного человека были буквально усыпаны золотыми бляхами и украшениями. Золотые пластины, некогда украшавшие головной убор, лежали выше черепа. На шейных позвонках была обнаружена золотая гривна.


Среди костей пальцев был найден золотой перстень с изображением солнечного бога Митры. В районе уха была золотая серьга. С правой стороны лежали остатки железного меча, также украшенного золотыми пластинками, а слева находился железный кинжал — акинак. Всего в могиле было найдено свыше 4 000 золотых предметов, 31 сосуд из глины, серебряные и бронзовая чаши, деревянный черпак и блюдо, 26 бусин из сердолика, бронзовое зеркало с кусочком охры. Самым удивительным во всем этом было то, что все предметы и украшения сохранились на тех же местах, где они располагались в момент погребения.


Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске.


— Это был знаменательный день. Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске, — рассказывает Бекен-ага.

Алишер Акишев вспоминает, что уже глубоко затемно вместе с отцом Кималем Акишевым и реставратором Владимиром Садомсковым они погрузили весь материал в машину и двинулись в Алма-Ату. По дороге прямо перед их машиной случилась авария. В выходной день здание Академии наук, где в то время располагался Институт истории, археологии и этнографии, было закрыто. Ученым пришлось ехать в здание издательства на Пушкина – Джамбула, где находилась лаборатория институтского фотографа Олега Медведева. Кималь Акишев вместе с сыном погрузили в подвал керамику и деревянные предметы. Однако они не могли оставить там без охраны почти 4,5 тысячи золотых блях и украшений. Они решили отнести их к себе домой. Из-за запрета на проезд по центру города грузового транспорта почти два квартала археологи с опаской шли по темным улицам, неся с собой коробочки, полные золота. Дома они осмотрели находки. На следующий день золото перевезли в сейф в главном корпусе Академии наук.


Археологи отрарской экспедиции (Бекен Нурмуханбетов — на ступеньках, первый слева)

В качестве награды за работу археологов Академия наук КазССР выделила им довольно скромную (учитывая масштабы открытия) премию в размере 500 рублей. 200 рублей достались Нурмуханбетову, и по 100 рублей дали реставратору Садомскову, фотографу Медведеву и лаборанту Амандыкову. По воспоминаниям Кималя Акишева, большую часть этой суммы ученые прогуляли в ресторане, отмечая окончание раскопок.


Алишер Акишев считал, что пластины с изображением крылатых коней с козлиными рогами (тулпаров), являвшиеся частью головного убора, символизируют культ солнца. Головной убор с бляшками, изображавшими различных животных, отражал представления саков о мироустройстве. Человек, носивший этот головной убор, возводился в ранг солнцеподобного божества. Развив эти идеи, ученый предположил, что сложное общественное устройство и религия могут быть доказательством формирования у саков ранней формы государственности.


Одной из загадок иссыкской находки по сей день остается серебряная чаша с 26 знаками, нацарапанными на ее дне в две строки. Множество ученых и лингвистов пытались расшифровать надпись, но каждый из вариантов перевода не совпадает с остальными. Надпись на чаше является одним из немногих образцов иссыкского письма. Кималь Акишев в своей книге писал, что эта надпись доказывает существование у саков Семиречья собственной письменности и алфавита, по мнению ученых-лингвистов, основанного на орхоно-енисейской письменности или арамейском алфавите.





Коробка, где много лет пролежали останки сакского царевича







Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не установлен. В последнее время в связи с находками в древних погребениях на Алтае предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины. Также существовало 3 группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор на голове длиной 70 см.

В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена чаша с письменными знаками (см. иссыкское письмо). Находка датируется V—VI веком до н. э.

Содержание

Социальное положение умершего

Символ Казахстана


Золотой человек

Щелкните по нужной вам строчке содержания и вы перейдете на соответствующую главу.

Содержание

Берельские Курганы Алтая В. Радлов

Надо сказать, открытия первых курганов на территории Казахстана началась еще в середине XIX века. Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов . Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф . Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.

Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.

Берельские курганы

Потом в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко были обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. А Пазырык это тоже на Алтае, недалеко от Береля. Сегодня предметы из алтайских могильников находятся в Эрмитаже.

Курганы Казахстана

С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. Всемирно известным комплекс захоронений на Алтае близ села Берел стал в 1999-99 годах, когда археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Б ерельский курган №11 . Чем удивительны алтайские курганы? Люди, жившие там в 5-4 веках до н.э., умели в могилах искусственно создавать вечную мерзлоту, поэтому предметы, найденные там, очень хорошо сохранились, причем, не только металлические, но и деревянные. Так, до нас дошли позолоченные рога из дерева, которым были украшены головы лошадей. В некоторых могилах сохранились не только кости скелета, но и фрагменты кожи. Ученые даже смогли понять, чем питались кони. Они восстановили их внешний вид.

Курган №11 Берел

В витрине мы видим фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Есть изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая.

В кургане № 11 обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Казахстен Курганы

Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей. Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину.

Шиликтинская (Чиликтинская) долина

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская (Чиликтинская) долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

Звериный стиль

Могила 17- летнего сакского царевича Елеке сазы

царевич из кургана Елеке-Сазы

Все эти предметы свидетельствуют о высоком положении юноши, который скорее всего принадлежал к царскому роду. По черепу установили, что он имел в основном европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности. Как и могила Золотого человека из кургана Иссык, захоронение 17-летнего царевича из кургана Елеке Сазы не подверглось разграблению. Предметы лежат вдоль тела так, как они располагались сначала, так что можно довольно точно судить о том, как он был одет. Если Золотой человек из кургана Иссык был убит, то юноша из Елеке Сазы умер не насильственгой смертью. Ученые считают, что после смерти его подвергли мумификации, очевидно, чтоб все могли с ним проститься. Так как кости хорошо сохранились, стало возможным сделать анализ ДНК.

Курган Иссык. Золотой человек.

К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками.

Курган Иссык

Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР. Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке. Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.

Золотой человек

У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры. Каждый предмет имел символическое значение. Это было важно, т. к. юноша, скорее всего, был царского рода, и в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним. После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И. Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов. Решили сделать их копии.

Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО. Где сегодня находится Золотой человек? В интернете пишут по-разному. Говорят, сначала его хранили в Академии Наук, потом создали Музей драгоценных металлов, одно время он даже был во Дворце Независимости. Но сейчас, вроде, хранится в Национальном музее РК в Нур-Султане. По крайней мере, там под стеклом лежат позолоченные детали его одежды и головного убора.

Звериный стиль. Символика сакских узоров

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот. Сзади шапку украшает дерево и птица на нем.

Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков. По отворотам — головы тигров.

Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти. Где находятся подлинные фрагменты костюма золотого человека? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов.

Курганы Аралтобе, Таксай.

Могильник Аралтобе представлял собой круглое помещение, в центре — очаг , можно судить, что в нем было мощное пламя. Это не случайно, ведь сарматы поклонялись огню, верили в его очистительную силу. Могила несколько раз была ограблена. Но археологам все же досталось более 300 золотых бляшек, наконечники стрел, фрагменты железного посоха. Сохранился и скелет беркута, полагают, он был священной птицей племени. По итогам раскопок восстановили образ мужчины. Реконструкция вождя из Аралтобе находится в Атырауском историко-краеведческом музее.

Курганы Талды, Аралтобе

А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали.

Больше иллюстраций о курганах вы можете посмотреть в презентации, пройдя по ссылке:

Читайте также: