Используя парадигмальный подход раскрыть структуру социологии кратко

Обновлено: 01.07.2024

Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.

Структуру и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учета того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, определяющими стратегию и направляющими ход исследования, то есть дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, критическая социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для развития и существования в социологии различных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам.

Целью курсовой работы является изучение основных парадигм в современной социологии.

Поставленная цель реализуется в решении ряда исследовательских задач:

Рассмотреть и охарактеризовать виды парадигм.

Определить значимость парадигм в социологии.

Парадигма определяет видение мира учеными, их картину мира, методы познания и характер выбираемых проблем. Периоды смены парадигм Кун назвал научными революциями. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы и непереводимы: ученые, принимающие разные парадигмы, как бы живут в различных мирах. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам необходимая предпосылка любого серьезного научного дела. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится обязательной точкой зрения, мощным катализатором научного прогресса. 2

Следовательно парадигма – это

краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо самостоятельной области знаний или теоретического подхода;

в методологии - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный исторический период.

Понятие парадигмы тождественно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки.

Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Переход к новой парадигме диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями. 3

Иногда под парадигмами понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Одна и та же парадигма может стать основой не одной, а ряда теорий, и разрабатываться представителями нескольких социологических школ. Каждая парадигма определяет угол зрения, стиль мышления ученого, его теоретический подход к изучению, интерпретации и оценке социальных фактов и требует выработки своеобразного категориального аппарата.

Можно выделить три главных признака существования парадигмы:

1) наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений;

2) наличие классиков, труды которых служат образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений;

3) наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем.
В социологии существует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими тремя признаками. На этом основании некоторые исследователи считают, что социология находится в кризисе, переживает период научной революции. Однако другие исследователи полагают, что одновременное существование множества парадигм не является свидетельством кризиса, что социология – это мультипарадигмальная наука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии для социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы созданные раньше не исчезают, а увеличивающееся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.

Из общего множества парадигм, существующих в современной социологии, можно выделить основные, наиболее часто применяемые в социологических исследованиях и привлекающие наибольшее число ученых.

Глава 2. МАКРОСОЦИАЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Макросоциологические парадигмы называют объективистскими, так как социальные явления рассматриваются как объективно существующие, не зависящие от идей и мнений членов общества. В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание уделяют выявлению социальных структур, определению характера их взаимодействия.

2.1. Структурный функционализм

Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы – внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. 4 В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, то есть ее положительная роль в социальной системе – это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обуславливает их закрепление в качестве элементов системы, то есть превращение в паттерн – образец.

Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурно-функционального анализа. Социолог стремится выявить его функции и дать функциональное объяснение факта его существования. Есть два пути структурно-функционального анализа. Первый путь: определить те условия, выполнение которых необходимо для существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению этих условий. То есть, имея представление о функциях, выявлять соответствующие им структуры. Второй путь: описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить влияние этих структур на воспроизводство системы. То есть, имея представление о структурах, выявлять свойственные им функции.

Социальная система как подсистема общей системы действия также состоит из четырех подсистем, поскольку любая система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:

система должна быть адаптирована к окружающей среде, то есть в случае социальной системы должна быть приспособлена к особенностям природы человека как биологического организма и как личности, к особенностям физико-органической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает, к особенностям культуры как системы ценностей;

система должна быть саморегулируемой, то есть при изменении в окружающей среде в системе должны вырабатываться цели – направления изменений структуры и функционировать механизмы реализации этих целей;

система должна быть внутренне интегрирована, то есть между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование элементов должно быть скоординированным;

система должна быть структурно стабильной, то есть в состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.

Мертон разделил функции на явные и латентные. Явная функция – это распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы. Латентная функция – это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента. Например, явная, то есть очевидная для преподавателей, студентов, членов их семей, администраторов учебных заведений и работодателей функция высшего образования – обеспечение молодежи знаниями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Латентными же функциями можно считать нахождение молодыми людьми брачных партнеров, близких по социальному положению, и формирование особого стиля жизни – предпочтений в одежде, в проведении досуга, манеры общаться и т. д.

Похожие страницы:

Основные направления теоретической социологии XX века

. и теоретическая эволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм, претендующих на интеграцию . социологии. Когда речь идёт о таких масштабных м Основные положения функционализма етодологических и теоретических парадигмах, .

Основные направления развития социологии

. государственно технический университет Реферат Основные направления развития социологии Приняла: Миргазизова Выполнил: . концепций ха­рактерна единая методологическая основа - пара­дигма реиндустриализации и перерастания индустри­ального общества в .

Социология (26)

. . 2. Функции социологии и ее место в системе общественных наук. 3. Основные этапы становления и развития социологии. 4. Основные парадигмы социологии. 5. Общество .

Социология (34)

. перспективы будущего Земли и человечества. Основные парадигмы соц-и. Совр. соц-я явл- . 2. Функции социологии и ее место в системе общественных наук. 3. Основные этапы становления и развития социологии. 4. Основные парадигмы социологии. 5. Общество .

Основные теоретические парадигмы в социологии XX века

. , так и характер интерпретаций полученных результатов. Основные теоретические парадигмы в социологии XX века В переводе с древнегреческого .

Различают три уровня социологического знания, которые позволяют выделить некоторую типологию определенной парадигмы в социологии.

Первый – высокий уровень. Содержит теоретико-методологическое ядро – познавательные парадигмы: объективистскую (классическую), субъективистскую (неклассическую), позднемодернистскую – объектно-субъектную.

Методологический высокий уровень предусматривает соотношение субъекта и объекта в процессе познания – в каком соотношении находится субъект, т.е. социолог по отношению к объекту, т.е. к социальной реальности, обществу и индивиду. Содержит три познавательные мегапарадигмы: объективистскую, субъективистскую и субъектно-объектную.

Объективистская познавательная мегапарадигма характеризуется тем, что социолог выступает по отношению к обществу в качестве естествоиспытателя, исследователя, ученого, наблюдающего общества со стороны (с высоты птичьего полета).

Субъективистская познавательная мегапардигма характеризуется тем, что исследователь рассматривает социальную реальность изнутри, со стороны самого субъекта, социального действия, тех смыслов и значений, которые субъект придает своим действиям.

Объектно-субъектный познавательный подход, объединяющий: субъект и объект находятся во взаимодействии и представляют собой дуальность.

Второй уровень включает крупные теоретико-методологические парадигмы, различающиеся по основному предмету, который они исследуют.

1. Структурно-функциональная парадигма (СФП). Основной предмет – структура, общество на макроуровне: социальные институты, социальные слои и общности, классы, нации, профессиональные группы, организации, корпорации, объединения, массовые движения (например, феминизм), гендерные, экологические движения, процессы в мире и обществе (например, глобализация, трансформация, эволюция, революции), различные сферы общества (например, экономическая, политическая, социальная, духовная) и т.п.

2. Конфликтная парадигма (КП) изучает конфликт в обществе: классовый конфликт, конфликт власти, конфликт интересов, групповой конфликт и т.д.

3. Психологическая парадигма (ПП) исследует социальное поведение индивида, группы, толпы, народа.

4. Детерминистская парадигма (ДП) ищет некую первопричину – детерминанту – социальных явлений и процессов. Первопричина, объективно находящаяся вне человека, может быть и вне общества (однофакторные школы). Техника, экономика (частная собственность по К. Марксу), географическая среда, всеобщие законы эволюции, расово-антропологический аспект и т.д. – это те детерминанты, которые непосредственно оказывают воздействие на общество и человека.

Эти парадигмы (СФП, КП, ДП, ПП) относятся к объективистской познавательной мегапарадигме, поскольку предметная область исследования имеет природу социального факта (структура, конфликт, социальное поведение, детерминанта) и (социолог) изучает их со стороны.

5. Интерпретативная парадигма (ИП) – изучает социальное действие через сознание человека, мотивацию, смысл своего действия; выявляет те смыслы, которые сам респондент придает своим действиям – дефиниции.

Эта парадигма относится с субъективной познавательной мегапарадигме.

6. Объединительная, структурно-деятельностная, интегративная парадигма (ОП) объединяет одновременно структуру, социальные практики, события. Соответственно эта парадигма относится к объектно-субъектной познавательной мегапарадигме.

Третий уровень. Теоретико-методологические подходы и теории в рамках определенных парадигм.

1. СФП: позитивизм О. Конта; социальная статика, социальная динамика, эволюционный органицизм Г. Спенсера; социологизм Э. Дюркгейма, общественное разделение труда, солидарность; структурный функционализм Т. Парсонса, социальные системы, социальное действие; функционализм Р. Мертона, теории среднего уровня, девиации.

2. КП: диалектико-материалистическая и классовая теория конфликта К. Маркса; структурно-фукциональная теория конфликта Р. Дарендорфа, конструктивный конфликт Л. Козера.

3. ДП: технологический детерминизм: теория индустриального общества Р. Арона; теория постиндустриального общества Д. Белла; теория технологического общества Э. Тоффлера; теория конвергенции Дж. Гелбрейта; однофакторные школы: географическая теория И. Мечникова, Ф. Ратцеля; расово-антропологическая Ж. Гобино и Ж. Ля Пуж; теория органицизма П.Ф. Лилиенфельд-Тоаля, Г. Спенсера; механицизм А.И. Стронина.




4. ПП: физиологический психоанализ З. Фрейда; гуманистический психоанализ Э. Фромма; теория толпы Г. Лебона; теория подражания Н.К. Михайловского и Г. Тарда; теория нелогического действия В. Парето; теория групп А. Смолла; психологический эволюционизм Л. Уорда.

6. ОП: теория структурации Э. Гидденса; структуралистский конструктивизм П. Бурдье; теория социальных изменений П. Штомпки; интегральная социология П. Сорокина.

Различают три уровня социологического знания, которые позволяют выделить некоторую типологию определенной парадигмы в социологии.

Первый – высокий уровень. Содержит теоретико-методологическое ядро – познавательные парадигмы: объективистскую (классическую), субъективистскую (неклассическую), позднемодернистскую – объектно-субъектную.

Методологический высокий уровень предусматривает соотношение субъекта и объекта в процессе познания – в каком соотношении находится субъект, т.е. социолог по отношению к объекту, т.е. к социальной реальности, обществу и индивиду. Содержит три познавательные мегапарадигмы: объективистскую, субъективистскую и субъектно-объектную.

Объективистская познавательная мегапарадигма характеризуется тем, что социолог выступает по отношению к обществу в качестве естествоиспытателя, исследователя, ученого, наблюдающего общества со стороны (с высоты птичьего полета).

Субъективистская познавательная мегапардигма характеризуется тем, что исследователь рассматривает социальную реальность изнутри, со стороны самого субъекта, социального действия, тех смыслов и значений, которые субъект придает своим действиям.

Объектно-субъектный познавательный подход, объединяющий: субъект и объект находятся во взаимодействии и представляют собой дуальность.

Второй уровень включает крупные теоретико-методологические парадигмы, различающиеся по основному предмету, который они исследуют.

1. Структурно-функциональная парадигма (СФП). Основной предмет – структура, общество на макроуровне: социальные институты, социальные слои и общности, классы, нации, профессиональные группы, организации, корпорации, объединения, массовые движения (например, феминизм), гендерные, экологические движения, процессы в мире и обществе (например, глобализация, трансформация, эволюция, революции), различные сферы общества (например, экономическая, политическая, социальная, духовная) и т.п.

2. Конфликтная парадигма (КП) изучает конфликт в обществе: классовый конфликт, конфликт власти, конфликт интересов, групповой конфликт и т.д.

3. Психологическая парадигма (ПП) исследует социальное поведение индивида, группы, толпы, народа.

4. Детерминистская парадигма (ДП) ищет некую первопричину – детерминанту – социальных явлений и процессов. Первопричина, объективно находящаяся вне человека, может быть и вне общества (однофакторные школы). Техника, экономика (частная собственность по К. Марксу), географическая среда, всеобщие законы эволюции, расово-антропологический аспект и т.д. – это те детерминанты, которые непосредственно оказывают воздействие на общество и человека.

Эти парадигмы (СФП, КП, ДП, ПП) относятся к объективистской познавательной мегапарадигме, поскольку предметная область исследования имеет природу социального факта (структура, конфликт, социальное поведение, детерминанта) и (социолог) изучает их со стороны.

5. Интерпретативная парадигма (ИП) – изучает социальное действие через сознание человека, мотивацию, смысл своего действия; выявляет те смыслы, которые сам респондент придает своим действиям – дефиниции.

Эта парадигма относится с субъективной познавательной мегапарадигме.

6. Объединительная, структурно-деятельностная, интегративная парадигма (ОП) объединяет одновременно структуру, социальные практики, события. Соответственно эта парадигма относится к объектно-субъектной познавательной мегапарадигме.

Третий уровень. Теоретико-методологические подходы и теории в рамках определенных парадигм.

1. СФП: позитивизм О. Конта; социальная статика, социальная динамика, эволюционный органицизм Г. Спенсера; социологизм Э. Дюркгейма, общественное разделение труда, солидарность; структурный функционализм Т. Парсонса, социальные системы, социальное действие; функционализм Р. Мертона, теории среднего уровня, девиации.

2. КП: диалектико-материалистическая и классовая теория конфликта К. Маркса; структурно-фукциональная теория конфликта Р. Дарендорфа, конструктивный конфликт Л. Козера.

3. ДП: технологический детерминизм: теория индустриального общества Р. Арона; теория постиндустриального общества Д. Белла; теория технологического общества Э. Тоффлера; теория конвергенции Дж. Гелбрейта; однофакторные школы: географическая теория И. Мечникова, Ф. Ратцеля; расово-антропологическая Ж. Гобино и Ж. Ля Пуж; теория органицизма П.Ф. Лилиенфельд-Тоаля, Г. Спенсера; механицизм А.И. Стронина.

4. ПП: физиологический психоанализ З. Фрейда; гуманистический психоанализ Э. Фромма; теория толпы Г. Лебона; теория подражания Н.К. Михайловского и Г. Тарда; теория нелогического действия В. Парето; теория групп А. Смолла; психологический эволюционизм Л. Уорда.

6. ОП: теория структурации Э. Гидденса; структуралистский конструктивизм П. Бурдье; теория социальных изменений П. Штомпки; интегральная социология П. Сорокина.

Определить специфику объекта и предмета социологии, социологических законов и закономерностей. Дать определение парадигмы. Используя парадигмальный подход, раскрыть структуру социологии. Указать на сходство и различия основных социологических парадигм: социального определения, социального поведения, социальных фактов, марксизма.

Любая наука, независимо от ее принадлежности и содержания имеет объект и предмет изучения. Объектом изучения социологии является общество, с его особенностями и закономерностями развития. Предмет социологии – это жизнь общества с социальной позиции рассмотрения, т.е. социология, занимается изучением всей совокупности связей и отношений, которые носят название социальных.

Особенность социологии как науки состоит в том, что общественные связи и отношения анализируются на уровне социальных законов и закономерностей. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных процессов, социальных действий. Социологический закон – это высший теоретический уровень социологического знания, представляющий собой логический вывод, опирающийся на социальные факты и аксиоматические предпосылки. Принято различать:

- законы непрерывного действия (нормы права, этические и нравственные);

- законы-тенденции, действующие в определенный промежуток времени;

- закономерности, действующие как группа социальных законов.

Путем выявления социологических фактов в сфере общественной жизни социология находит социальные закономерности – объективно существующие, систематически проявляющиеся существенные связи социальных явлений и процессов.

ТЕМА ЛЕКЦИИ: ПАРАДИГМА, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. (Лекция 6 часов).

(Вводная лекция к курсу ММСИ, автор-составитель А.И. Фоменков - к.п.н., доцент)

Вопрос 1: Парадигма, метатеория и метасоциология.

Вопрос 2. Объект и предмет социологии. Понятие социального.

Вопрос 3. Структура социологического знания.

1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Уровни методологии
1. Общенаучная (относится к социологии в целом).
2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).
Разделы методологии
1. Мировоззренческие и методологические принципы.
2. Учение о предмете социологии.
3. Знание о методах.
4. Знание о социологическом знании.
5. Знание о процессе социологического исследования.
6. История социологии и др.
2. ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ
Уровни знания
1. Теоретическое знание: социологические теории, гипоте¬зы, типологии и другие формы теоретического знания.
2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.
3. МЕТОДЫ
По масштабу применения
1. Общенаучные (например, математические методы).
2. Частнонаучные (например, методы опроса).
По уровню знания
1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).
2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).

По этапам исследования
1. Методы сбора.
2. Методы обработки.
3. Методы анализа.
4. ИССЛЕДОВАНИЯ (типы и уровни исследования)
По характеру знания
1. Методологические.
2. Неметодологические.

По уровню знания
1. Теоретические.
2. Эмпирические.
По ориентации исследования
1. Фундаментальные.
2. Прикладные.
По предмету исследования
1. Социологические.
2. Комплексные (социально-экономические, социально-по¬литические, социально-психологические и др.).
Стадии исследования
1. Методологическая.
2. Эмпирическая.
3. Теоретическая.
Направления исследований (по предмету и объекту исследования)
1. Социальные группы.
2. Социальные институты.
3. Социальные организации.
4. Социология труда.
5. Социология образования и т. д.

Вопрос 4. Типы социологических теорий.

Заключение: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Литература для дополнительного чтения:
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Основы прикладной социоло¬гии: Учебник для вузов. Т. 1—2. М., 1995.
Кабыща А. В., Тульчинский М. Р. Парадигма отечественной социологии в зеркале нормализованной лексики ИНИОН// Социологические исследования. 1991. № 9.
Косарева Л. М. Предмет науки. М., 1977.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Ньюмен Л. Значение методологии: Три основных подхода // Социологические исследования. 1998. № 3.
Осипов Г. В. Социология и социализм. М., 1990.
Рузавин Г. И. Научная теория. М., 1978.
Современная западная социология науки. М., 1988.
Сорокин П. А. Социология № 1: Структурная социология // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном по¬знании. М., 1978.
Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: Проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М., 1984. С. 67—109.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.

Парадигма определяет видение мира учеными, их картину мира, методы познания и характер выбираемых проблем. Периоды смены парадигм Кун назвал научными революциями. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы и непереводимы: ученые, принимающие разные парадигмы, как бы живут в различных мирах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Структуралистская (фактуалистская) парадигма определила ряд относительно независимых направлений в социологии. Среди них функционализм, структурный функционализм и социология конфликтов.

Существует две формы (разновидности) структурного функционализма: 1) метод исследования и 2) теория содержания. Первый был представлен Р. Мертоном, второй - Т. Парсоном.

Структурно-функциональный анализ (или подход) в социологии как содержательная теория лучше всего развит и обоснован в трудах Парсонса. В его работах анализируется функционирование общества в целом и его отдельных подсистем с точки зрения выполнения ими определенного набора функциональных требований.

Согласно Парсонсу, любая система имеет две оси ориентации. Первая ось: внутренняя - внешняя (система фокусируется либо на окружающей среде, либо на внутренних проблемах); вторая ось: инструментальная - расходуемая (ориентация на сиюминутные средства или на долгосрочные потребности и цели). Из крестообразного положения этих осей возникает набор из четырех функций: две относятся к внешней ориентации, а две - к внутренней ориентации.

Парсонс выделяет четыре основных функциональных требования - адаптация, целеполагание (внутренняя ориентация), интеграция и сохранение ценностной модели (внутренняя ориентация). Выполнение этих функций жизненно важно для всего общества. Первая функция соответствует экономике, вторая - политике, третья - культуре, четвертая - родству. Эти категории (и принципы) подходят для описания любых систем, включая подсистемы, а их, в свою очередь, подсистемы, вплоть до семьи как некой социальной системы.

Основными недостатками структурно-функционалистской социологии, резко критиковавшимися в свое время, являются: 1) использование биологических концепций в социологии; 2) телеологизм; 3) статичность общества; 4) абстрактность понятийного аппарата; 5) идеология, суть которой заключается в обосновании стабильности, неизменности и интеграции западного общества; 6) неумение учесть индивида в социальном, логически строго ввести индивида в описание саморегулируемых систем; 7) недооценка проблем происхождения и социальных норм и ценностей, в соответствии с которыми люди, группы людей, организации в социальной системе должны вести себя (и вести себя).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бергер П., Лукман Т.Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. — М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. — 323 с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.

4. Иванов Д.В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2005. 72 с

5. Карл Маркс. К критике политической экономии. М.: Партийное издательство, 1993. -256 стр.

6. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

7. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008.–205 с.

8. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 381 с.

9. Маркс Карл. Экономическо-философские рукописи 1844 года

10. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова.- М: ООО "Издательство ACT", 2002. - 526 с.

11. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.— М.: Издательство НОРМА, 2001. — 576 с.

12. Панасюк В.Ю. Демаркация и природа знания. М. 2001.

13. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 88

14. Попова Л.П., Мокина Н.Р., Захарова Г.В. Англо-русский словарь. М.: ABBYY Press, 2009 г.-884 с.

15. Роберт Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 880 стр.

16. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с.

17. Хоркхаймер М., Адорно Т. "Диалектика Просвещения. Философские фрагменты". Пер.с нем. М. Кузнецова. М., СПб, Медиум. Ювента, 1997.

Читайте также: