Исполнительная власть рк кратко

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с названным законодательством Парламент является высшим представительным органом Республики Казахстан, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из 2 палат..Сенат –верхняя палата. Мажилис – нижняя палата парламента.

Сената избирается на шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять.

Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно, в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Формирование двухпалатного Парламента в Казахстане пошло по пути мирового опыта.

Мажилис состоит из 107 депутатов,98 депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. (АНК)

Сенат (47 депутатов) образуют депутаты —32 сенатора избираются на собрании выборщиков — депутатов маслихатов (местных органов представительной власти) по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК.

Все бывшие президенты страны являются пожизненными сенаторами.

15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года.

Депутатом Сената Парламента может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского подчинения либо столицы Республики Казахстан не менее трех лет.

Закон, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается в течение не более 60 дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и представляется Президенту на подпись. Также сенаторы обладают правом отлагательного вето на законопроекты, предложенные Мажилисом.

В соответствии с Конституцией и Конституционным законом о Парламенте правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Казахстан, депутаты Парламента и Правительство Республики. Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе. Но наряду с данной статьей закрепляется: по предложению Президента, Парламент на совместном заседании Палат вносит изменения и дополнения в Конституцию, принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения (ст.53 Конституции).

Функции парламента.

Так, на совместном заседании Палат Парламент по предложению Президента вносит изменения и дополнения в Конституцию;

· утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, причем неутверждение Парламентом отчета Правительства об утверждении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству;

· двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;

· решает вопросы войны и мира;

· принимает по предложению Президента решение об использовании Вооруженных сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

· заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в Республике;

· образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчет о деятельности комиссий;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией (ст. 53 Конституции).

Парламент в раздельном заседании Палат, путем последовательного рассмотрения вопросов сначала в Мажилисе, а затем в Сенате, принимает конституционные законы и законы, в том числе:

-утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения;

-устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;

-устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана;

-учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;

-решает вопросы о государственных займах и оказании республикой экономической и иной помощи;

-решает вопросы амнистии;

-ратифицирует и денонсирует международные договоры республики;

-обсуждает отчеты об исполнении республиканского бюджета;

-проявляет инициативу о назначении республиканского референдума;

-проводит повторное обсуждение и голосование по законам, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердят ранее принятое решение, Президент в течение одного месяца подписывает закон (ст.54 Конституции). К исключительному ведению Сената относится: избрание и освобождение по представлению Президента Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;

-дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального прокурора, Председателя Комитета Национальной безопасности Республики; выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий; осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента (ст. 55 Конституции).

К исключительному ведению Мажилиса относится:

принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;

большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра республики;

объявление очередных выборов Президента Республики;

осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента (ст. 56 Конституции).

К ведению маслихатов относится:

· утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

· решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

· рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

· образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата;

· заслушивание отчетов об их деятельности;

· решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

· осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан. Срок полномочий маслихата составляет 5 лет.

вопрос. Характеристика исполнительной власти РК.

«Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов — гласит ст. 64 Конституции 1995 г. Суть новизны состоит в том, что отныне Президент не возглавляет единую систему исполнительной власти Республики (ст. 75 Конституции 1993 г.).

Правительство образуется Президентом Республики. Состав Правительства- Премьер-Министр, заместители Премьер-Министра, руководитель Аппарата Правительства, министры, председатели комитетов — Республики.

Для назначения Премьер-Министра требуется согласие только Мажилиса Парламента РК (ст. 56 Конституции РК). Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно непосредственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом (ст. 64.2).

Премьер-Министр вносит предложения Президенту об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, по кандидатурам для назначения на должность Руководителя Аппарата Правительства и других руководителей. Здесь же заметим, что в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан входят местные исполнительные органы (акиматы).

Согласно ст. 64 конституции, исполнительную власть Республики Казахстан осуществляет правительство, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед президентом, а также подотчётно парламенту (в связи с неприятием внесённого правительством проекта закона премьер-министр может поставить вопрос о доверии правительству, и в случае выражения недоверия заявляет президенту об отставке, которую он может не принять) . Члены правительства подотчётны палатам парламента, который вправе принять обращение к президенту об освобождении от должности члена правительства в случае неисполнения им законов, хотя президент может отказаться от удовлетворения обращения (только в случае повторного обращения большинства депутатов член правительства будет освобождён от должности).

Правительство образуется президентом (ст. 65.). Предложения о структуре и составе правительства вносятся президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения премьер-министра. Особо подчёркивается, что члены правительства приносят присягу народу и президенту Казахстана. Согласно ст. 68 конституции, члены правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность перед премьер-министром за работу подчинённых им государственных органов. Член правительства, не согласный с проводимой правительством политикой или не проводящий её, подаёт в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности.

Полномочия правительства Казахстана имеют преимущественно технический характер (по сравнению с полномочиями президента) и заключаются в том, что правительство:

1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;

2) представляет парламенту республиканский бюджет и отчёт о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов;

4) организует управление государственной собственностью;

5) вырабатывает меры по проведению внешней политики;

6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;

7) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов республики;

8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства;

9) выполняет иные функции, возложенные на него конституцией, законами и актами президента (ст. 66). Премьер-министр организует и руководит деятельностью правительства, персонально отвечает за его работу (ст. 67).

Формально президент не является главой исполнительной власти, но он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 40). К числу функций президента, согласно ст. 44 конституции, относятся: обращение с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики; назначение очередных и внеочередных выборов в парламент и его палаты; созыв внеочередной сессии парламента; подписание представленного сенатом парламента закона в течение одного месяца, обнародование закона либо возвращение закона или отдельных его статей для повторного обсуждения и голосования; после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе парламента, внесение на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуры премьер-министра; с согласия Мажилиса парламента назначение на должность премьер-министра; освобождение его от должности; определение по представлению премьер-министра структуры правительства, образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, назначение на должности членов правительства; назначение на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождение от должностей членов правительства; председательство на заседаниях правительства по особо важным вопросам; поручение правительству внести законопроект в Мажилис парламента; отмена либо приостановление полностью или частично действия актов правительства и премьер-министра, акимов областей, городов республиканского значения и столицы; с согласия сената парламента назначение на должности председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и председателя Комитета национальной безопасности; освобождение их от должностей; образование, упразднение и реорганизация государственных органов, непосредственно подчинённых и подотчётных президенту, назначение на должности и освобождение от должностей их руководителей; назначение на должности сроком на пять лет председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, председателя и двух членов Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; утверждение государственных программ; принятие решения о проведении республиканского референдума; ведение переговоров и подписание международных договоров; в качестве Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами назначение на должность и освобождение от должности высшего командования Вооружённых Сил; осуществление помилования граждан; в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность, безопасность граждан находятся под серьёзной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента принятие мер, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных местностях чрезвычайного положения, применение Вооружённых Сил, с незамедлительным информированием об этом парламента республики; в случае агрессии либо непосредственной внешней угрозы безопасности введение на всей территории государства или в отдельных местностях военного положения, объявление частичной или общей мобилизации и незамедлительное информирование об этом парламента; формирование подчинённых ему Службы охраны президента и Республиканской гвардии; формирование администрации президента; формирование Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи народа Казахстана и Высшего Судебного Совета и др.

Общей особенностью таких государств является наличие авторитарного режима (разной степени жёсткости). Это результат отсутствия компетентности в выборе, которая обеспечивается эффективным функционированием многопартийной системой состязательного типа. Ещё одной особенностью таких государств является, как правило, более длительное пребывание лидеров у власти, модель не коалиционного, а однопартийного правительства, подотчётного президенту.

Несмотря на вышеперечисленные особенности, которые в целом присущи исполнительной власти Казахстана, было бы заблуждением характеризовать политическую систему этой страны как исключительно антидемократическую. В отличие от других государств с неограниченной президентской формой правления, Казахстан характеризуется политической и социально-экономической стабильностью, а его политическая система и дизайн институтов власти есть результат политических традиций, истории, культуры и значительных изменений за последние 15 лет. Несмотря на авторитарные тенденции, в целом политическая система Казахстана подвижна, а некоторая её жёсткость есть результат политического стиля президента Н. Назарбаева.

Впервые Н. Назарбаев был избран президентом Казахской ССР Верховным Советом в апреле 1990 года. 1 декабря 1991 года на всенародных выборах президента Республики Казахстан получил поддержку 98,7 % избирателей. В 1995 году в результате референдума президентские полномочия Н. Назарбаева были продлены до 2000 года. 10 января 1999 года Н. Назарбаев был избран президентом Республики Казахстан, получив 79,78 % голосов избирателей. 4 декабря 2005 года также были проведены президентские выборы, на которых за Н. Назарбаева проголосовали 91,15 % избирателей.

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы.

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.

Существует значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и уголовного).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:

1. Законы ( Конституция РК, Основы законодательства, Законы, кодексы);

2. Решения областных, районных, городских и т.д.;

II. Акты государственной администрации;

1. Указы, распоряжения Президента;

2. Постановления, распоряжения Совета министров;

3. Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;

4. Постановления, распоряжения акимов;

5. Приказы, постановления иных органов управления;

6. Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Необходимо уяснить, что граждане РК в управленческих отношениях могут выступать в двух основных качествах: как субъекты подчинения или как активные участники этих отношений.

Для совершения этих действий граждане РК должны обладать административной правоспособностью (она возникает с момента рождения и прекращается со смертью) и действительностью (в полном объеме наступает в 18 лет).

Следующим элементом административно-правового статуса граждан РК являются права и обязанности в сфере государственного управления. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства таков: лица, не являющиеся гражданами РК, пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией РК, законами и международными договорами РК, за исключением изъятий, предусмотренными межгосударственными договорами. Всех иностранцев, находящихся на территории РК можно разделить на три большие группы: граждане временно проживающие в республике, граждане постоянно проживающие в РК и граждане, проезжающие через территорию РК транзитом, хотя в целом они имеют те же права и обязанности, что и казахстанцы, для них предусмотрены некоторые изъятия или ограничения:

они не несут воинскую обязанность;

они не могут быть государственными служащими, кроме как по личному распоряжению Президента РК и международным договорам.

на них возложена обязанность уведомлять ОВД о поездке по территории республики (для временно пребывающих);

они обязаны регистрировать заграничные паспорта (для временно пребывающих) и выполнять ряд действий, предусмотренных Конституцией РК и другими законами, международными договорами и соглашениями;

лишены политических прав (избирать, избираться, быть членом политической партии).

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Президент РК является субъектом административного права РК, как глава государства.

Должность Президента РК носит ярко выраженный политический характер. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует эту политику, является главным звеном политического руководства государственной деятельностью. О сроках полномочий, выборах, правах и обязанностях, досрочном прекращении полномочий Президента РК можно узнать в разделе III Конституции РК, а так же в Указе Президента РК, имеющим силу конституционного закона “О Президенте РК” от 26 декабря 1995г.




ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Правительство РК является высшим исполнительно-распорядительным органом, возглавляет систему исполнительных органов, осуществляет руководство их деятельностью. Если Президент в общем генеральном плане определяет внутреннюю и внешнюю политику, то Правительство осуществляет непосредственное руководство, управление в различных сферах государственной жизни в масштабах всей республики. Оно организует управление государственной собственностью, решает все вопросы государственного управления, за исключением отнесенных Конституцией к компетенции Парламента и Президента РК (раздел V Конституции РК, Указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона “О правительстве РК” 1995 г.).

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

К центральным органам государственного управления или органам исполнительной власти в Казахстане относятся министерства, агенства и ведомства (комитет, главное управление, агентство, инспекция при Правительстве РК или департаменте и т.п.). Названные органы присущи любой стране мира и являются субъектами административного права.

Комитеты - осуществляют межотраслевое государственное управление и их отличие от министерств в том, что первые имеют межотраслевой характер деятельности, охватывающий различные отрасли управления. Хотя четкое разделение в данном случае провести трудно.

Министерства - призваны руководить порученными им отраслями управления на территории Республики. Они несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технического процесса, наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах продукции этих отраслей.

Министерства и агенства образуются и упраздняются, а также реорганизуются Президентом РК. Они действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК, где определяются задачи, функции, компетенция и сфера деятельности, структура, управление и другие необходимые вопросы.

Ведомства - разновидность центральных органов государственного управления, осуществляющих управление в более узкой сфере, чем министерства или государственные комитеты, создаваемые для выполнения каких-либо специальных исполнительных, контрольных, разрешительных, надзорных или иных функций. Ведомства образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом, а руководители назначаются и освобождаются от должности Премьер-министром РК. Они также действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы.

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.

Существует значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и уголовного).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:

1. Законы ( Конституция РК, Основы законодательства, Законы, кодексы);

2. Решения областных, районных, городских и т.д.;

II. Акты государственной администрации;

1. Указы, распоряжения Президента;

2. Постановления, распоряжения Совета министров;

3. Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;

4. Постановления, распоряжения акимов;

5. Приказы, постановления иных органов управления;

6. Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Необходимо уяснить, что граждане РК в управленческих отношениях могут выступать в двух основных качествах: как субъекты подчинения или как активные участники этих отношений.

Для совершения этих действий граждане РК должны обладать административной правоспособностью (она возникает с момента рождения и прекращается со смертью) и действительностью (в полном объеме наступает в 18 лет).

Следующим элементом административно-правового статуса граждан РК являются права и обязанности в сфере государственного управления. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства таков: лица, не являющиеся гражданами РК, пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией РК, законами и международными договорами РК, за исключением изъятий, предусмотренными межгосударственными договорами. Всех иностранцев, находящихся на территории РК можно разделить на три большие группы: граждане временно проживающие в республике, граждане постоянно проживающие в РК и граждане, проезжающие через территорию РК транзитом, хотя в целом они имеют те же права и обязанности, что и казахстанцы, для них предусмотрены некоторые изъятия или ограничения:

они не несут воинскую обязанность;

они не могут быть государственными служащими, кроме как по личному распоряжению Президента РК и международным договорам.

на них возложена обязанность уведомлять ОВД о поездке по территории республики (для временно пребывающих);

они обязаны регистрировать заграничные паспорта (для временно пребывающих) и выполнять ряд действий, предусмотренных Конституцией РК и другими законами, международными договорами и соглашениями;

лишены политических прав (избирать, избираться, быть членом политической партии).

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Президент РК является субъектом административного права РК, как глава государства.

Должность Президента РК носит ярко выраженный политический характер. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует эту политику, является главным звеном политического руководства государственной деятельностью. О сроках полномочий, выборах, правах и обязанностях, досрочном прекращении полномочий Президента РК можно узнать в разделе III Конституции РК, а так же в Указе Президента РК, имеющим силу конституционного закона “О Президенте РК” от 26 декабря 1995г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Правительство РК является высшим исполнительно-распорядительным органом, возглавляет систему исполнительных органов, осуществляет руководство их деятельностью. Если Президент в общем генеральном плане определяет внутреннюю и внешнюю политику, то Правительство осуществляет непосредственное руководство, управление в различных сферах государственной жизни в масштабах всей республики. Оно организует управление государственной собственностью, решает все вопросы государственного управления, за исключением отнесенных Конституцией к компетенции Парламента и Президента РК (раздел V Конституции РК, Указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона “О правительстве РК” 1995 г.).

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

К центральным органам государственного управления или органам исполнительной власти в Казахстане относятся министерства, агенства и ведомства (комитет, главное управление, агентство, инспекция при Правительстве РК или департаменте и т.п.). Названные органы присущи любой стране мира и являются субъектами административного права.

Комитеты - осуществляют межотраслевое государственное управление и их отличие от министерств в том, что первые имеют межотраслевой характер деятельности, охватывающий различные отрасли управления. Хотя четкое разделение в данном случае провести трудно.

Министерства - призваны руководить порученными им отраслями управления на территории Республики. Они несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технического процесса, наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах продукции этих отраслей.

Министерства и агенства образуются и упраздняются, а также реорганизуются Президентом РК. Они действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК, где определяются задачи, функции, компетенция и сфера деятельности, структура, управление и другие необходимые вопросы.

Ведомства - разновидность центральных органов государственного управления, осуществляющих управление в более узкой сфере, чем министерства или государственные комитеты, создаваемые для выполнения каких-либо специальных исполнительных, контрольных, разрешительных, надзорных или иных функций. Ведомства образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом, а руководители назначаются и освобождаются от должности Премьер-министром РК. Они также действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК.

1. Понятие и основы признаки органов государственного управления.

2. Классификация органов государственного управления.

По характеру компетенции органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и внутриотраслевой компетенции:
Органы общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие (акиматы областей, городов, районов, сельских округов).
Органы отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности, например, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие
специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (территориальные органы министерств).
По порядку разрешения подведомственных вопросов различают коллегиальные и единоличные органы.
Система органов государственного управления - взаимосвязанная совокупность органов государственного управления, упорядоченная по наиболее существенным, определяющим признакам.
Система органов государственного управления, как правило, строится применительно к административно - территориальному делению страны и с учетом некоторых других факторов и обстоятельств (например, отраслевого и межотраслевого подходов к управлению народнохозяйственными структурами, организационных и технических факторов и т.п.).
1 Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РК - Правительство РК;
2. Центральные исполнительные органы РК: министерства, агентства, комитеты (например, Комитет национальной: безопасности), центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства (например, Национальная комиссия по ценным бумагам);
3. Местные исполнительные органы - акиматы областей, городов, районов, сельских округов;
4. Органы непосредственного управления объединениями, учреждениями, организациями (администрация предприятий, учреждений организаций) .

3. Высшие и центральные органы государственного управления.

4. Местные органы государственного управления

В соответствии с административно-территориальным устройством Республики Казахстан, исполнительная власть осуществляется ее органами, возглавляемыми акимами.
Аким - должностное лицо, возглавляющее местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы. Является представителем Президента и Правительства Республики.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК . Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности.
Акимы всех административно-территориальных единиц наделяются полномочиями государственно-распорядительного: характера, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории: область, район, город, район в городе и т.д.
К основным направлениям деятельности акимов относятся;
- разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;
- представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения;
- управление коммунальной собственностью;
- назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации;
- координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;
- регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством РК;
- принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах.
При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган - коллегия, состав которой утверждается акимом.
По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановления и распоряжения.
Деятельность местных исполнительных органов осуществляется на принципах:
- подотчетности Президенту и правительству, вышестоящим главам администрации;
- подконтрольность соответствующему представительному органу по вопросам его ведения;
- законности;
- единоначалия;
- обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан;
- самостоятельности и независимости в пределах своей компетенции;
- сочетания государственных и местных интересов;
- ответственности за свою деятельность и принимаемые решения.
Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается аппарат .

Читайте также: