Исламское уголовное право кратко

Обновлено: 05.07.2024

Природа и система мусульманского уголовного права.Природа мусульманского права заключается в отражении идеи права в божественном откровении, а не подчинении права божественному откровению. Право – выражение воли Аллаха, проявления права, норм и поведения – господствующее массовое правосознание. Право – неотьемлемая часть религии (ислама). Коран и сунна (религиозные предписания), составляющие содержание и источник шариата, – основа доктрины, ведущий источник мусульманского права. Коран – это писание Аллаха. Сунна – писание посланника Аллаха, Пророка Мухамада. Хаддисы – предания о поступках и высказываниях пророка Мухамада. Айат – параграф Корана.

Иджтихат – усердие, прилежание, настойчивость в рамках общих целей и ориентиров ислама, исходящих начал шариата. Основные ценности шариата: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность.

Фикх – мусульманско-правовая доктрина. Корни фикха: все поступки человека делятся на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые, запрещенные, т.е. заложена идея дозволенного и запрещенного. При коллизии двух норм предпочтение отдается той, применение которой сопряжено с меньшими усилиями. Исходная оценка действий, слов, вещей – дозволение, идея справедливости и равенства. В оценке поступка выделяется два подхода: внутренние намерения и внешнее поведение. Взаимодействие с религией определяет специфику восприятия, эффективность действия, идейную роль права, а не только природу права.

Религиозно-правовые доктрины мусульманского права действовали в рамках религии и, как правило, не кодифицировались и не отделялись от религиозных доктрин. Первый свод мусульманско-правовых норм был создан в 1869-1876 гг. в Османской империи. Маджала – общие принципы права, свод норм по вопросам гражданского и судебного права. Однако, данный свод не был официальным законодательным источником мусульманского права и известен в истории мусульманского права как попытка кодификации.

Мусульманско право распространено на Ближнем Востоке, части Азии и Африки, господствует в Саудовской Аравии, Йемене, Кувейте, Палестине, Пакистане, Судане, Иране, Ираке и др. Характеризуется религиозным фанатизмом, применением жестоких членовредительских варварских наказаний, по принципу "око за око, зуб за зуб", как забивание камнями, отрубания руки и т.д. практикуется публичное исполнение смертной казни и членовредительства. Отличительными чертами мусульманского права являются: криминализация религиозных и аморальны проступков, возможность применения членовредительских наказаний и воздаяния равным, применение смертной казни и др.

Виды преступлений и система наказаний в мусульманском праве делятся по шариату на три категории и вида:

1) посягательство на права аллаха, наказание строго определено в Коране – хадд. Никто не вправе смягчить, изменить или заменить это наказание;

2) посягательство категории "кисас" (воздаяние равным), наказание определяет потерпевший. Например, убийство карается смертью, но потерпевшие родственники могут простить убийцу или получить плату за кровь (дийа). Волеизъявление потерпевшего обязательно для судьи;

3) посягательство группы "тазир", наказание определяется по усмотрению суда – от устного порицания до смертной казни. Это и бритье головы, и чернение лица, и телесное наказание, и лишение свободы, и др.

В 1996 г. в Чеченской республике Ичкерия был принят Уголовный кодекс, который установил систему шариатских судов и наделили их правом выносить смертные приговоры, определил способы их исполнения (отсечение головы, побивание камнями, либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву). Поскольку этот кодекс не является легитимным, мы его не анализируем и не проводим сравнительное исследование.

Однако, мусульманско-правовая культура в мировом сообществе является неотъемлемой частью мировой правовой культуры, которая оказывала на нее позитивное цивилизованное влияние.

Исламскому уголовному праву посвящено немало публикаций отечественных авторов и диссертаций, защищенных арабскими исследователями в российских вузах и научных центрах. Однако эти работы не раскрывают в должной мере его важные юридические особенности. Кроме того, изучение данного феномена не может быть полным без научного обобщения нынешней практики его действия, которая, постоянно обновляясь, становится все более разнообразной.

Принимая во внимание такие пробелы в исследовании указанного предмета, остановимся на некоторых характерных чертах исламского правопонимания, без знания которых трудно разобраться в природе исламского уголовного права. Одновременно кратко охарактеризуем исламскую концепцию преступления и наказания, затронем проблему корректности самого понятия исламского уголовного права, а также отметим основные направления и формы его влияния на современные правовые системы.

Под шариатом в исламе принято понимать совокупность предписаний, ниспосланных Аллахом и переданных им людям через своего Посланника – Пророка Мухаммада. Важнейшую часть этих Божественных велений составляют так называемые практические нормы – правила внешнего поведения человека, которые включают как предписания, определяющие порядок исполнения сугубо религиозных обязанностей мусульманина, так и правила мирских взаимоотношений людей.

Обе указанные группы норм исламская традиция относит к предмету фикха – одной из наук, изучающих шариат. Поэтому, хотя фикх принято называть исламской правовой доктриной (юриспруденцией), он, по сути, является наукой о всем комплексе правил внешнего поведения человека.

Важно отметить, что сами указанные правила исламская теория также именует фикхом, который в таком значении (как и шариат) обычно трактуется как исламское право, но в действительности представляет собой совокупность правил, направляющих или позволяющих оценивать все стороны внешнего поведения мусульман.

Приведенная концептуальная модель объясняет, почему традиционная исламская правовая доктрина не проводит принципиальной разницы между нарушениями норм фикха в зависимости от характера опосредуемых ими общественных отношений, а также жестко не связывает характер ответственности за такие отклонения со спецификой тех правил, которые действуют в определенной сфере поведения людей. В решении данного вопроса она ориентируется на иные критерии, основу которых, в конечном счете, составляют религиозные идеи, что проявляется в доктринальном осмыслении логической структуры правил внешнего поведения людей.

Анализ подхода традиционного исламского правоведения к этой проблеме дает основания полагать, что оно не считало санкцию элементом регулятивных правил фикха, а, скорее, объединяло различные варианты ответственности в общую, относительно самостоятельную группу предписаний, напрямую с указанными правилами не связанных.

Конечно, при рассмотрении таких вопросов, как исполнение религиозных обязанностей, брачно-семейные отношения или сделки с имуществом, мусульманские правоведы формулировали условия, несоблюдение которых влечет недействительность данных действий или договоров. Но ответственность за отход от конкретных предписаний фикха редко устанавливалась непосредственно при их изложении. Если в трудах юристов санкции и предусматривались, то чаще всего в связи с ответственностью за особые нарушения (преступления), которые в этих трактатах занимали самостоятельное место и, как будет показано, были предметом исламского уголовного права.

Исламская правовая мысль определяет нарушения норм фикха как запрещенные шариатом деяния, от которых Аллах удерживает с помощью точно установленных или не конкретизированных им наказаний. При этом нарушением считается любое несоблюдение запретов в широкой трактовке – как действие (совершение запрещенного поступка), так и бездействие (неисполнение обязанности), за которые в шариате предусмотрено наказание.

В фикхе-доктрине сложилось несколько классификаций указанных нарушений, которые группируются не по отраслевому, в современном понимании, признаку, а в зависимости от характера санкций и способа их установления. В основу большинства классификаций положены два критерия, отражающие ориентацию фикха на религиозные ценности. Прежде всего, принимается в расчет наличие или отсутствие в главных религиозных источниках фикха – Коране и сунне Пророка Мухаммада – точно установленной меры ответственности за то или иное деяние. Наряду с этим нарушения различаются в зависимости от того, посягают ли они на права Аллаха или отдельных лиц.

Опуская детали, отметим специфику ответственности за нарушение каждой их отмеченных трех групп предписаний фикха.

Толкуя это предписание, мусульманские правоведы конкретизировали санкции за разбой в зависимости от последствий совершенного преступления. Убийство в сочетании с грабежом наказывается смертной казнью с последующим распятием, убийство без присвоения имущества влечет смертную казнь без распятия, захват имущества без убийства заслуживает отсечения правой руки и левой ноги, а за простое устрашение путников, не сопровождающееся убийством или присвоением имущества, следует высылка. При этом если преступник раскается еще до его задержания и сам сдастся властям, то он освобождается от любого из указанных выше наказаний и несет иную ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава XV. Уголовное право зарубежных государств (общая часть)

Глава XV. Уголовное право зарубежных государств (общая часть) § 1. Современные системы уголовного права Правовая система отдельного государства, понимаемая в широком смысле, включает помимо нормативной стороны, состоящей из юридических норм, институтов, отраслей права,

Глава 4 Уголовное право

Глава 4 Уголовное право По сравнению с исключительными успехами римского частного права достижения в области уголовного права носят относительно скромный характер. Наиболее заметные достижения относятся не только к классическому, но и постклассическому

55. Уголовное право

55. Уголовное право Уголовное право – это совокупность правовых норм, определяющих принципы и основания уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступными, виды и размеры наказаний за них, основания освобождения от уголовной ответственности и

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

Глава 1 Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал

Глава 1 Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал В последние годы в России появились новые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исламскому праву [570] в целом или его отдельным аспектам [571] . Продолжается переиздание аналогичных

Глава 3 Исламское уголовное право об экстремизме и терроризме

Глава 3 Исламское уголовное право об экстремизме и терроризме Исламский экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгами ислама, с середины 90-х годов прошлого века оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов

Уголовное право

Уголовное право Для нацистской диктатуры уголовное право в особенности выполняло функцию политической репрессии. Оно служило главным образом подавлению политических противников и противостоящих политических групп, а уже во вторую очередь — достижению обыденного

Уголовное право

Глава XI Уголовное право

Глава XI Уголовное право § 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных

Исламское уголовное право основано на шариате . Его мало применяли во время колонизации , когда часто применялись европейские законы, но благодаря исламизму он вернулся в некоторых преимущественно мусульманских государствах (например, в Судане , который восстановил ампутацию за кражу ). Сегодня в десятке стран приняты уголовные кодексы, основанные на исламе, включая Афганистан (Уголовный кодекс 1976 г.), Бруней (CP 2014), Иран ( CP 1991 , реформированный в 1996 и 2013 гг.), Кувейт (1960, 1970), Ливия (1953, 1973, 2002), Мальдивы (1961, 2014), Оман (1974), Пакистан (1860, с поправками, внесенными постановлениями Худуд 1979 года), Катар (1971, 2004), Судан (2003), Объединенные Арабские Эмираты. (1987), Йемен (1994), а также некоторые провинции Малайзии ( Келантан в 1993 году), Нигерии (десять провинций) и Индонезии ( Ачех , 2014). Хотя мусульманское право никоим образом не ограничивается уголовным правом , оно часто является наиболее известным из-за строгости определенных наказаний .

Резюме

Категории правонарушений

Шариат различает несколько категорий правонарушений и связанных с ними наказаний:

Из - за тяжести предписанных наказаний ( Hudud ), мусульманские правоведы часто , как правило, с заметным исключением буквалиста школой Захиря (присутствующий в девятом и X - го века в Ираке и XI - го века в Испании ) , чтобы применить критерий сомнение ( шубха (ан) ), позволяющее изменить наказание или даже не применять его (ставя под сомнение лицо, ответственное за преступление, или юридическую квалификацию наказуемого деяния). Таким образом, применение шариата на самом деле было более гибким, чем то, что, по-видимому, пропагандировалось в письменных текстах. Уголовные кодексы предписали XX - го века , не принимает во внимание , однако это оружие шубх , законодательный орган чаще всего называют письменные источники старейшего исламское права, в отличии от средневековой юридической практики - с заметным исключением реформы 2013 года иранского Уголовного кодекса , который включает этот канон (статьи 120 и 121). Однако на этот канон иногда ссылаются судьи и / или адвокаты (так, например, в 2002 году в Нигерии для защиты Амины Лавал , адвоката, опирающегося как на этот канон, так и на дело Махиза, проиллюстрированное в Коране, чтобы успешно отменить приговор) .

Наконец, есть четвертая категория наказаний, подпадающих под ответственность принца и направленных не на то, чтобы наказать человека за то, что он сделал, а на сохранение общих интересов или / и защиту общества от людей, представляющих характер угроз для общественный порядок ( фитна ). Эти наказания подпадают под сияса и часто состояли из пожизненного заключения, постоянного изгнания или даже смертной казни - в Османской империи термин сияса стал синонимом смертной казни. Эти наказания оправданы прецедентом, имевшим место при халифе Омаре (634-644), который изгнал некоего Насра б. Хаджадж, потому что он был слишком красив, и таким образом угрожал всем женщинам в городе своим искушением, хотя он не сделал ничего плохого.

Талион ( кисас ) и компенсация ( дия )

Такие положения были подробно изложены в Уставе Ajarif ( 1405 ) , используемый берберов в Анти-Атлас . Это accolait Дия на беременность , el'hamel . Действительно, в соответствии с обычаями в бедуинов из Египта , в дополнение к дия , племя которого член совершил ущерб также должен был обеспечить рождение ребенка мужского пола в противоположной группе, для того , чтобы компенсировать потери человека. Затем убийца должен был одолжить свою жену, сестру или дочь ближайшему родственнику жертвы, чтобы она могла родить сына и восстановить равновесие племенных сил. Это положение исчезло более поздние уставы Анти-Атлас (от XVI - го века , по крайней мере); было заменено изгнание убийцы, эта мера оставалась в силе до введения французских законов в отношении племен Антиатласа в 1934 году.

Некоторые современные авторы (Али Kazemi-Rached) видела в дийи возможность теоретизирования морального ущерба .

Худуд

Всего таких наказаний семь:

  • секс вне брака, называемый зина الـزنا
  • ложное обвинение в этом преступлении, называемое القـذف بالزنا
  • потребление вина *, называемое شـرب الخـمر
  • кража, называемая السـرقـة
  • бандитизм, называемый الحـرابة
  • вероотступничество , называется الردة
  • восстание, названное ﺍﻟﻌصـﻴﺎﻥ

Tazīr

Наказания и правонарушения в категории тазир ( التـعـزيـر : исправление ) представляют собой дискреционные наказания (определяемые государственными властями и объявляемые судьей), которые, по определению, варьируются в зависимости от обстоятельств. Они не зафиксированы ни во времени, ни в пространстве. Эти наказания различаются в зависимости от оценки судьей серьезности преступления и постановлений о преступлении. Санкции варьируются от проповедей или устных увещеваний до смертной казни за нарушение божественных или личных прав, создание угрозы социальному миру или безопасности людей. Помимо кнута, в рамках тазира не могут применяться никакие телесные наказания (за исключением малекитов - ампутации правой руки в случае подделки документов).

На практике из - за сомнение (( шубх (еп) ) часто выражаются о преступлениях , подпадающих под худудом , тазиры предложения были, безусловно, наиболее часто.

Юристы часто пытались ограничить свободу действий кади . Так, по мнению юристов, максимальное количество ударов плетью колеблется от 10 (для некоторых хафистов и ханбалитов ) до 39 (согласно Абу Ханифе , 699-767) или даже 79 ( Абу Юсуф , 731-798).

Киссас

Категория Qissas ( ﺍﻟﻘـﺼـﺎﺺ ) является автономной по сравнению с двумя предыдущими и, по мнению Жака Эль Хакима, является пережитком частной мести, преобразованной в возмездие . Эта категория используется в отношении убийства или телесных повреждений. В этих случаях жертва или его наследники могут принять решение о возмездии или получить компенсацию (это называется дийа за убийство и ковчег за телесные повреждения). Применение ответных мер или взыскание компенсации не исключает исправления ( taʿzīr ), которое будет сделано государственными органами в случае умышленного нарушения.

Штрафы

Коран определяет наказание, применимое к каждому хадду , а Сунна устанавливает правила для других правонарушений, за которые наказание не было предусмотрено в Коране. Коранические приговоры обычно произносятся публично, скрывая нескромные части тела. Эти наказания описаны в следующих разделах, основанных в основном на работе Жака Эль Хакима, доцента юридического факультета Дамаска .

Хлыст

Наказание кнутом предусмотрено за внебрачный секс, ложное обвинение, употребление алкоголя и другие правонарушения в категории исправительных учреждений.

Юристы предусматривают различные наказания в зависимости от мазхабов . Согласно хадису, переданному аббурда аль-Ансари, Мухаммад запрещает наносить более 10 ударов плетью, если наказание не определено в Коране или Сунне . Коран предписывает 100 ударов плетью для внебрачного секса. Маликиты, однако, допускают более 100 ударов, в то время как другие школы представляют это количество как предел, который нельзя превышать. Это восемьдесят ударов за ложное обвинение и от сорока до восьмидесяти ударов за употребление алкоголя. Таким образом, количество выстрелов варьируется от 10 до 100.

Ампутация и распятие (вооруженное ограбление)

Основываясь на суре 5 , 33 Корана, юристы предписывают три возможных фиксированных наказания за вооруженное ограбление (или бандитизм): смертная казнь, ампутация крестом (одной руки и противоположной ноги) или изгнание.

Таким образом, шииты считают, что государство (принц или судья) может решить оба вопроса по своему усмотрению.

Школа Малики устанавливает минимальные наказания в зависимости от серьезности преступления: изгнание, если имело место нападение, но кража не была совершена; перекрестная ампутация в случае кражи; и распятие или смертная казнь, если, кроме того, имело место убийство.

В других школах утверждается строгое соответствие между наказаниями и характером вооруженного ограбления (судья не может выходить за рамки минимального наказания). Таким образом, изгнание, если не было кражи (некоторые считают, что лишения свободы до раскаяния (в) виновного достаточно); перекрестная ампутация в случае кражи имущества минимальной стоимости ( нисаб ) или, по мнению некоторых шафеистов и малекитов , если имело место изнасилование или сексуальное насилие; смертная казнь в случае смерти человека (но без кражи) и, наконец, распятие за вооруженное ограбление, повлекшее смерть. Однако ханафиты считают, что в последнем случае глава государства может применить простую ампутацию обеих рук, а не смертную казнь, связанную с распятием. Наконец, эти строгие наказания не применяются, если жертва находится рядом с виновником.

По мнению некоторых юристов, которые отделяют распятие от смертной казни, замученные (распятые) могут получать пищу и питье и должны быть отстранены в конце третьего дня.

Это наказание также может быть объявлено после совершения преступления, относящегося к категории тазир , без последующей казни.

Приговор к смертной казни

Смертная казнь предусмотрена в случаях вероотступничества ( что соответствует отказу от мусульманской религии мусульманина, в частности , через ассоционизм ), бунт, восстание, убийства или, иногда, прелюбодеяние.

Штрафы за исправление

Штрафные санкции за исправление оставляются на усмотрение судьи. Таким образом, он может выбрать наиболее подходящий из перечисленных выше и других в зависимости от обстоятельств, серьезности преступления и личности преступника. Судья может выбрать тюремное заключение, штрафы или даже моральные наказания. Моральные наказания - это замечание ( ﺍﻟﻮﻋـﻆ ), выговор ( ﺍﻟﺘـﻮﺑﻴﺦ ), угроза (наказания) ( ﺍﻟﺘـهـﺪﻳﺪ ) или разоблачение преступника. Поскольку эти наказания не определены в Коране и Сунне, судьи имеют право устанавливать более мягкие наказания.

Особые санкции

Прелюбодеяние

В исламе супружеская измена для женщин - это сексуальные отношения с кем-то, кроме супруга.

Для мужчины это факт сексуальных отношений с другим человеком, кроме его супруга (-и).

Наказание - годовая ссылка . При строгих условиях это может быть как плеть (от 50 до 100 ударов) с последующим запретом на год, так и забивание камнями . В Коране ( сура 24 , 2) упоминается только кнут, забивание камнями на основе хадисов. Для применения этих двух последних предложений четыре свидетеля должны иметь возможность засвидетельствовать, что сексуальное проникновение действительно имело место и, согласно большинству школ, признание было сделано в четырех разных случаях. В последнем случае штраф не применяется ко второму лицу, если последнее отрицает действие.

Согласно школе шафеитов , если осужденный, который сам свидетельствовал о своем поступке, пытается бежать во время побивания камнями, ему должно быть позволено бежать на основании хадиса Майза.

Блуд в исламе относится к тому факту , что есть половой акт между два незамужними противоположным полом, то наказанием поркой в общественных местах, если четверо свидетелей могут свидетельствовать о том , что имело место сексуального проникновения , и если прием четыре раза. В последнем случае штраф не применяется ко второму лицу, если последнее отрицает действие.

Гомосексуальные отношения

Мужчины, состоящие в гомосексуальных отношениях (содомия), наказываются или даже казнены. Женщин не казнят (из-за отсутствия полового проникновения), но должны наказать [исх. необходимо] .

Существуют серьезные различия в отношении приговора, применяемого к лицам, имевшим гомосексуальные отношения. Она варьируется от сотни ударов плетью через побивание камнями до проекции в пустоту с самого высокого места в городе. Это последнее предложение встречается в трудах юриспруденции, но, хотя некоторые утверждают, что нет известного случая применения этого последнего предложения, приспешники Исламского государства (EI, ISIS, ISIL) практикуют его и транслируют изображения и фильмы посредством своей пропаганды. каналы.

Отступничество

Отступником , тот , кто отказывается от своей мусульманской веры, карается смертью по всем школам правоведения [исх. необходимо] . Однако, согласно ханафитскому обряду, женщину, отступившую от веры, не казнят, а сажают в тюрьму до тех пор, пока она снова не примет ислам как религию или не умрет.

Богохульство

Кто богохульствует , наказуем. На этот счет нет канона, если только это не обвинение, которое может привести к смертной казни, и в этом случае виновный наказывается сотней ударов плетью.

Полет

Айча [Кто?] [ Ссылка. желаемый] сообщает, что Мухаммад сказал бы, что кража любого предмета стоимостью менее 1/4 динара не подлежит наказанию. Также, если кто-то украл близкого родственника, приговор не приводится в исполнение.

Читайте также: