Структура статистической науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Шпаргалка подготовлена в соответствии с программой учебного курса "Экономическая статистика". В пособии кратко изложены ответы на вопросы по данной дисциплине, достаточные для ответа на экзамене или зачете.

Пособие поможет в короткие сроки повторить ранее изученный материал, а также эффективно подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.

Издание предназначено студентам экономических специальностей.

Л. М. Неганова, Е. А. Замедлина
Статистика. Шпаргалка

1. Понятие статистики как науки

Статистика (от лат. status- "состояние", "положение явлений") возникла с возникновением государства, сам термин "статистика" пережил столетия, хотя содержание его неоднократно менялось.

Сегодня термин "статистика" рассматривается с трех сторон:

1) статистика - совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы;

2) статистика - практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных из различных областей общественной жизни;

3) статистика - итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках. Существует два направления статистики:

1) общественное направление статистики, изучающее культурную сторону общественных явлений. Предметом статистики в этом случае называют социально-экономические явления, выраженные в числовой форме;

2) статистика - наука, изучающая массовые явления. Она применяется как метод познания закономерностей в любой области, где массовые явления имеют место. Статистика - общественная наука, имеющая свой предмет, методологию и исследующая количественные закономерности общественного развития.

Предмет статистики - количественная сторона массовых социально-экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, конкретными условиями места и времени. Из данного определения следуют основные черты предмета статистической науки:

1) статистика - наука общественная;

2) статистика изучает количественную сторону общественных явлений в отличие от других общественных наук;

3) статистика изучает массовые явления;

4) статистика изучает количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, это находит свое отражение в системе статистических показателей;

5) статистика изучает количественную сторону явлений в конкретных условиях места и времени.

В процессе исторического развития сформировалась структура статистической науки. В нее включены следующие компоненты:

1) общая теория статистики, которая разрабатывает основные понятия и категории науки, а также методы измерения количественных закономерностей общественной жизни;

2) экономическая статистика, изучающая количественные закономерности процессов воспроизводства на различных уровнях;

3) социальная статистика, изучающая количественную сторону развития социальной инфраструктуры общества (статистика здравоохранения, образования, культуры, моральная, судебная статистика и др.);

4) отраслевые виды статистики (статистика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и т.д.).

Перечисленные разделы статистики, развивая и совершенствуя свою методологию, способствуют развитию статистической науки в целом.

2. Категории статистики

К основным категориям статистики относятся совокупность, признак, вариация, показатель, статистическая закономерность.

Статистическая совокупность - это множество реальных объектов, явлений и процессов, имеющих единую качественную основу, но отличающихся по ряду признаков.

Отдельные объекты, образующие совокупность, называются единицами совокупности.

Признак - это конкретное свойство единиц совокупности, которое можно пронаблюдать и измерить. Различают количественные и качественные (атрибутивные) признаки. Количественные признаки могут быть выражены числами и отличаются друг от друга по величине, т.е. могут быть непосредственно измерены, исчислены. Различают дискретные и непрерывные количественные признаки. Дискретные признаки характеризуются тем, что варианты выступают в виде прерывных величин, т.е. отличаются друг от друга на какую-то конечную величину и принимают целые значения. Непрерывные признаки в определенных пределах могут принимать как целые, так и дробные значения. Под качественными признаками понимают признаки, которые не могут быть измерены и значения которых отличаются друг от друга сущностными чертами. Внутреннее содержание качественных признаков, их форма, свойства могут быть выражены с помощью атрибута, слова, понятия, отражающего суть конкретного объекта (пол, профессия, вид продукции, цвет и т.д.). Альтернативные признаки - это признаки, которые могут принять только одно из двух противоположных значений.

Основные признаки характеризуют внутреннее содержание и сущность изучаемого явления или процесса.

Второстепенные признаки дают дополнительную информацию и непосредственно не связаны с внутренним содержанием явления.

Статистический показатель - количественная оценка социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.

Для характеристики статистической совокупности применяют следующие виды статистических показателей: абсолютные и относительные величины, средние величины, показатели вариации и динамики, показатели связи, индексы и др.

Статистические закономерности изучают распределение единиц статистической совокупности по отдельным признакам под воздействием всего множества факторов.

Статистическая закономерность - объективная закономерность сложного массового процесса, она является формой проявления причинной связи. Статистические закономерности обнаруживаются на основе массового статистического наблюдения. Этим обусловливается ее связь с законом больших чисел. Статистическая закономерность с определенной вероятностью гарантирует устойчивость средних величин при сохранении постоянного комплекса условий, порождающих данное явление.

3. Метод статистики

Под статистической методологией понимается система принципов и совокупность методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре взаимосвязей и динамике социально-экономических явлений.

Важнейшими составными элементами метода статистики и статистической методологии являются:

1) статистическое наблюдение (сбор данных);

2) сводка и группировка;

3) обобщение и анализ полученных статистических данных.

Сущность первого элемента статистической методологии состоит в планомерном и систематичном сборе первичных данных об изучаемом объекте. Собранные сведения носят исчерпывающий характер.

Второй элемент подразумевает собой разделение совокупности данных, полученных на этапе наблюдения, на однородные группы по одному или нескольким признакам, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы. Таким образом, все собранные факты подвергаются систематизации и классификации.

Сущность третьего элемента статистической методологии заключается в вычислении и социально-экономической интерпретации обобщающих статистических показателей: абсолютных величин; относительных величин; среди их величин; показателей вариации; показателей динамики; индексов и т.д. В процессе статистического анализа изучается структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы статистического анализа:

1) установление фактов и их оценка;

2) выявление характерных особенностей и причин явления;

3) сопоставление явления с нормативными, плановыми и прочими явлениями, принятыми за базу сравнения;

4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;

5) статистическая проверка выдвинутых гипотез. Три основных элемента статистической методологии являются также тремя стадиями любого статистического исследования.

К статистической методологии относят и способы, с помощью которых статистика производит свои исследования. Метод статистики выбирается в зависимости от изучаемого явления и конкретного предмета изучения: связи, закономерности или развития.

В статистике применяют следующие методы:

1) выборочный метод;

2) индексный метод;

3) корреляционно-регрессионный анализ;

4) дисперсионный анализ;

5) многомерный анализ;

6) балансовый метод.

Большое значение в статистическом исследовании имеют графический и табличный методы, которые позволяют наглядно определить тенденцию развития изучаемого явления. Современная статистика располагает множеством методов анализа данных с применением вычислительной техники, позволяющих описать изменчивую структуру любого явления.

Статистика занимает значительное место в системе управления социально-экономическими явлениями и процессами по всем направлениям современного мира. Сбор, обобщение и научный анализ информации, характеризуют развитие экономики государства в целом, а также культуры, уровня жизни населения и пр.

В результате выявления статистических закономерностей, предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных решений на всех уровнях управления.

Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Знание статистики, системы экономических показателей, методики их расчета обеспечивает менеджеру, экономисту возможность работать в любом секторе экономики.

Явления и процессы, изучаемые статистикой:

  • статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества – производство и реализация промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство новых объектов и реконструкция действующих основных фондов, работа транспорта и связи, формирование и движение финансовых потоков;
  • статистические методы широко используются в анализе социальных процессов и явлений – занятости и безработицы, доходов населения, изучении общественного мнения и т.д.;
  • статистика играет большую роль в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции;
  • методы статистики применяются в экономическом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке недвижимости, антикризисном управлении и в других областях научной и практической деятельности.

Структура статистики как науки

Структура статистики

  • Теория статистики (общая теория статистики) – отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных. Теорией статистики разрабатываются общие показатели и методы изучения структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Использование этих показателей и методов в отдельных областях научной и практической деятельности наполняет их качественным содержанием, а в ряде случаев придает им определенную специфику.
  • Экономическая (макроэкономическая) статистика изучает количественные зако­номерности происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных пропорций и тенденций экономического развития на макроуровне, т.е. на уровне крупного региона или страны в целом. Экономическая статистика изучает как сам процесс воспро­изводства материальных благ и услуг, так и его результаты, а также их воздействие на уровень жизни населения. К основным показателям экономической статистики относятся: валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, такие элементы националь­ного богатства, как основные фонды, материальные и оборотные средства, домашнее имущество.
  • Социальная статистика изучает социальную структуру населения, его уровень жизни и, в частности, доходы, а также уровень образования и культуры, состояния здоровья и медицинского обслуживания, использование свободного времени, общественное мнение, уровень преступности и другие социальные аспекты жизнедеятельности общества.

Процесс статистического исследования (4 основных этапа)

Первый этап (статистическое наблюдение) – сбор первичного статистического материала, проверка его полноты и достоверности. С этой целью применяются методы сплошного и несплошного статистического наблюдения. От качества полученных исходных статистических данных во многом зависят окончательные результаты всего статистического исследования.

Второй этап (сводка и группировка) – производится предварительная обработка данных, подсчет общих и групповых итогов, расчет некоторых относительных показателей. Основной метод, используемый на данном этапе, – метод группировок. В результате его реализации от больших массивов статистических данных осуществляется переход к компактным и удобным для анализа статистическим таблицам.

Третий этап – расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей. На данном этапе рассчитываются относительные показатели, показатели среднего уровня, показатели вариации в анализе взаимосвязей, а также статистическое изучение динамики социально-экономических явлений и процессов. Полученные результаты подвергаются анализу.

Четвертый этап. В процессе реализации четвертого этапа осуществляется моделирование взаимосвязей между социально-экономическими процессами и явлениями, строятся уравнения регрессии, а также трендовые модели, отражающие основные тенденции динамики изучаемых показателей и др.

Используемые в процессе реализации всех этапов статистические приемы и методы в целом составляют статистическую методологию исследования.

Задача общей теории статистики – разработка общих принципов и методов статистического исследования.

Задача экономической статистики – разработка и анализ показателей, отражающих состояние экономики в целом, взаимосвязь отраслей, наличие и особенности размещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Задача отраслевой экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов и др.) – разработка и анализ статистических показателей развития соответствующей отрасли экономики.

Задача социальной статистики – формирование системы показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений, статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, права и т.д.).

Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической и социальной статистики, которые основываются на категориях и методах анализа, разработанных общей теории статистики.

4. СБОР, ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сбор, обработка и анализ статистической информации по всей стране осуществляются по единым принципам, общей программе и методологии органами государственной С. во главе с Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, созданным по инициативе В. И. Ленина. Статистические данные публикуются в статистических сборниках.

Главная задача сов. С. — получение и своевременное представление государственным органам достоверных, научно обоснованных данных, показывающих ход выполнения государственных планов, рост социалистического народного хозяйства и культуры, наличие материальных резервов в народном хозяйстве и их использование, соотношение в развитии различных отраслей народного хозяйства. Коммунистической партией поставлены задачи дальнейшего совершенствования С. и активного её участия в анализе крупных экономических проблем, таких, как всемерная интенсификация общественного производства, повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, подъём благосостояния советского народа.

Техническая база современной С. — сеть вычислительных центров, информационно-вычислительных и машинно-счётных станций государственной С. Быстрое развитие кибернетики и применение электронно-вычислительной техники оказывают всё возрастающее влияние на организацию С. и методы статистического анализа. Создание автоматизированной системы государственной С. (АСГС) не только увеличит объём статистической информации, оперативность её подготовки и представления в государственные органы, но и позволит значительно усилить познавательные функции С., многократно увеличить и углубить её аналитические возможности.

Точное описание и измерение общественных закономерностей — одна из важных, но не единственная функция С. Статистическая методология позволяет исследовать совокупность факторов, изобразить процесс в целом, учесть тенденции развития и разнообразие форм явлений — это особенно ценил В. И. Ленин. Она помогает также открывать и анализировать причинные зависимости и закономерности явлений. При этом С. имеет дело с такими закономерностями, которые свойственны массе явлений (объектов), различающихся между собой множеством индивидуальных признаков. Для С. важное значение имеет больших чисел закон, в соответствии с которым в массе явлений взаимопогашаются случайные отклонения от основной линии развития.




Для выполнения указанных функций в распоряжении С. имеются такие средства, как массовое статистическое наблюдение (см. Выборочное наблюдение, Наблюдение сплошное, Отчётность), система показателей, всесторонне характеризующих явление, объект и совокупность в целом (включая и систему показателей народного хозяйства), сводные, групповые и комбинационные таблицы, представляющие результаты статистических группировок, обобщающие показатели (средние, индексы и т.д.), обобщающие методы анализа народно-хозяйственных процессов в целом.

Своеобразное положение С. в системе наук определяет её органическая связь с научными дисциплинами, изучающими основные закономерности и качественные особенности в той или иной области явлений. С одной стороны, сов. С. опирается на положения исторического материализма и марксистско-ленинской политической экономии при анализе статистических закономерностей; с другой — имеет дело с количественной стороной явлений, тесно связана с математикой.

Современная С. представляет собой не одну научную дисциплину, а серию отраслевых С. и комплексных разделов.

Задача общей теории статистики – разработка общих принципов и методов статистического исследования.

Задача экономической статистики – разработка и анализ показателей, отражающих состояние экономики в целом, взаимосвязь отраслей, наличие и особенности размещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Задача отраслевой экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов и др.) – разработка и анализ статистических показателей развития соответствующей отрасли экономики.

Задача социальной статистики – формирование системы показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений, статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, права и т.д.).

Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической и социальной статистики, которые основываются на категориях и методах анализа, разработанных общей теории статистики.

4. СБОР, ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сбор, обработка и анализ статистической информации по всей стране осуществляются по единым принципам, общей программе и методологии органами государственной С. во главе с Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, созданным по инициативе В. И. Ленина. Статистические данные публикуются в статистических сборниках.

Главная задача сов. С. — получение и своевременное представление государственным органам достоверных, научно обоснованных данных, показывающих ход выполнения государственных планов, рост социалистического народного хозяйства и культуры, наличие материальных резервов в народном хозяйстве и их использование, соотношение в развитии различных отраслей народного хозяйства. Коммунистической партией поставлены задачи дальнейшего совершенствования С. и активного её участия в анализе крупных экономических проблем, таких, как всемерная интенсификация общественного производства, повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, подъём благосостояния советского народа.

Техническая база современной С. — сеть вычислительных центров, информационно-вычислительных и машинно-счётных станций государственной С. Быстрое развитие кибернетики и применение электронно-вычислительной техники оказывают всё возрастающее влияние на организацию С. и методы статистического анализа. Создание автоматизированной системы государственной С. (АСГС) не только увеличит объём статистической информации, оперативность её подготовки и представления в государственные органы, но и позволит значительно усилить познавательные функции С., многократно увеличить и углубить её аналитические возможности.

Точное описание и измерение общественных закономерностей — одна из важных, но не единственная функция С. Статистическая методология позволяет исследовать совокупность факторов, изобразить процесс в целом, учесть тенденции развития и разнообразие форм явлений — это особенно ценил В. И. Ленин. Она помогает также открывать и анализировать причинные зависимости и закономерности явлений. При этом С. имеет дело с такими закономерностями, которые свойственны массе явлений (объектов), различающихся между собой множеством индивидуальных признаков. Для С. важное значение имеет больших чисел закон, в соответствии с которым в массе явлений взаимопогашаются случайные отклонения от основной линии развития.

Для выполнения указанных функций в распоряжении С. имеются такие средства, как массовое статистическое наблюдение (см. Выборочное наблюдение, Наблюдение сплошное, Отчётность), система показателей, всесторонне характеризующих явление, объект и совокупность в целом (включая и систему показателей народного хозяйства), сводные, групповые и комбинационные таблицы, представляющие результаты статистических группировок, обобщающие показатели (средние, индексы и т.д.), обобщающие методы анализа народно-хозяйственных процессов в целом.

Своеобразное положение С. в системе наук определяет её органическая связь с научными дисциплинами, изучающими основные закономерности и качественные особенности в той или иной области явлений. С одной стороны, сов. С. опирается на положения исторического материализма и марксистско-ленинской политической экономии при анализе статистических закономерностей; с другой — имеет дело с количественной стороной явлений, тесно связана с математикой.

Современная С. представляет собой не одну научную дисциплину, а серию отраслевых С. и комплексных разделов.

ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический показатель – та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Читайте также: