Ислам в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главной и единственной идеологией в СССР был коммунизм. Никаким другим учениям, в особенности религиозным, в стране победившей пролетарской революции места не было. Всем известно, как именно советское государство боролось с Православной церковью. А как обстояли дела с исламом?

Лишение собственности

Но после 1929 года ситуация сильно изменилась. Начали массово закрывать мечети. В 1930 году только в Татарстане из 12 000 мечетей было закрыто более 10 000, до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности осуществлять свои обязанности. В других регионах, где массово исповедовался ислам, ситуация была такой же. К 60-м годам в Туркмении, например, не осталось ни одной мечети.

Уничтожение религиозного образования

Еще более болезненным ударом было закрытие религиозных школ. В 1929 году ВЦИК СССР запретил преподавание мусульманского вероучения. В целом, ситуация очень напоминала ту, что была с Православной церковью: те же гонения и аресты, конфискации и закрытия мечетей и медресе. И так же как с Православием, положение несколько смягчилось в годы Великой Отечественной войны. Даже удалось открыть несколько религиозных школ. Тем не менее, общий образовательный уровень исламского духовенства был довольно низким. Например, к 1990 году из 857 имамов и муэдзинов России только 21 имел высшее образование. Многие представители духовенства не имели религиозного образования. В Советском Союзе функционировали только одно медресе в Бухаре и исламский институт в Ташкенте. Открывать дополнительные исламские образовательные учреждения советская власть не разрешала. Так, Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, в ведении которого находились 211 мечетей, смогло открыть богословские курсы для священнослужител ей только в 1989 году.

Большой удар по мусульманскому образованию нанесла борьба с арабским языком. Было уничтожено много экземпляров Корана на арабском, среди которых были уникальные произведения книжного искусства.

Удар по традициям и обычаям

Как и остальные религии, Ислам подвергался преследованиям со стороны правительства СССР. Известно, что в 1980-х годах местная административная верхушка в Туркменской ССР заявляла центральным властям в Москве, что ей удалось совершенно уничтожить эту религию в республике. На тот момент в Ашхабаде совсем не осталось работающих мечетей, только несколько из них действовало в подполье. Но коренные народы Средней Азии и Кавказа всегда оставались искренне верующими людьми. Они жили и живут по законам Ислама, несмотря на все гонения и запреты.

Во времена существования СССР, население советских республик, где превалировала именно эта религия, отличалось стойким сохранением своих традиций и консервативностью. Это отмечали все люди, которые прибывали из других советских республик, в которых доминировало атеистическое мировоззрение.

Из исторических данных известно, что в самом начале власти большевиков в России, они рассчитывали на серьезную поддержку среди народов Азии и Кавказа, регионов, где традиционно исповедуется Ислам. Ленин по этому поводу писал, что при вступлении в эти регионы большевистскому правительству следует быть крайне осторожным. Нужно проявлять максимальную благосклонность после прихода к мусульманам, особенно на территории Дагестана. Большевики должны всячески поддерживать стремление к национальной независимости среди народов, исповедующих Ислам, обещать им максимальную автономию и поддержку, писал Ленин.

Ослабление гонений на религию в СССР было отмечено в 1941— 45 годы, во время войны с Германией. Большевики в этот период, наоборот, стали проявлять симпатию и заботу в отношении священнослужителей различных религий в СССР, в том числе и к Исламу. Этим советское правительство хотело продемонстрировать своим согражданам свою мнимую заботу о человеке.

Советский режим нанес большой вред исламской культуре. Чаще всего главной бедой Ислама в СССР принято считать отмену большевиками арабской письменности и закрепление за кириллицей статуса государственной письменности. Из-за этих мер были потеряны или уничтожены неповторимые сочинения на арабском языке. Культурологи и историки Ислама считают этот акт вандализма — страшнейшим преступлением против религии.

Ислам в России имеет многовековую историю. Но непосредственно в сегодняшний день он пришел из недавнего советского прошлого, когда в стране господствовала лишь одна - коммунистическая идеология, и нормой отношения к любой религии считался атеизм. Однако это вовсе не означает, что "в СССР Ислама не было" - скорее, наоборот, - считает историк Владимир Ардаев.

В середине 80-х автору этих строк довелось работать в тогдашней Туркменской ССР. Согласно отчетам партийной верхушки, с Исламом в республике было полностью покончено.

В столице - Ашхабаде - не оставалось ни одной легально действующей мечети, хотя действовала православная церковь. Однако все без исключений коренное население продолжало жить по нормам и традициям Ислама, в чем приходилось убеждаться практически каждый день.

Известный исследователь Ислама - заместитель директора Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко вспоминает, что в кишлаках и аулах советских республик Средней Азии клубы и "красные уголки" (позднее - "Ленинские комнаты") в реальности использовались как мечети или молельные помещения.

Так было в самый расцвет "периода застоя" - вплоть до падения коммунистического режима и распада СССР. А начиналось все - как это ни удивительно звучит сегодня - со вполне мирного сосуществования Ислама и пришедшего к власти большевизма.

24 ноября 1917 года - меньше, чем через месяц после состоявшегося октябрьского переворота - Совнарком РСФСР распространил обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока".

". Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. ", - говорилось в документе, который подписали предсовнаркома Владимир Ленин и нарком по национальным делам Иосиф Сталин.

Довольно скоро лозунг "свободу мусульманам" разделил судьбу всех других революционных лозунгов, обещавших рабочим заводы, крестьянам землю, народам мир, а голодным - хлеб. Заводы и земля остались государственными, войн и голода было немало.

Но вначале большевики делали серьезную ставку на мусульманскую часть населения бывшей империи, старательно показывая ему свою лояльность и покровительство - в отличие, скажем, от всех христианских конфессий, в которых революционеры видели только своих врагов.

В шифрованной телеграмме, отправленной 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе, Ленин предписывал "действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее".

Полгода спустя, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана Сталин говорил о необходимости управления Дагестаном "согласно его особенностям", выделяя "серьезное значение Шариата": "Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию", - подчеркивал Сталин. Алексей Малашенко в своей книге "Исламские ориентиры Северного Кавказа" отмечает, что в начале 20-х годов советская администрация даже финансировала деятельность шариатских судов.

Так было не только на Северном Кавказе, но практически и во всех других регионах компактного проживания мусульман: в Средней Азии, Закавказье, в Поволжье и в Сибири.

Исследователь Л.Малицкая утверждает, что "вплоть до 1923 года мусульманское духовенство в Тюменской губернии помимо изъятия из его ведения школ никакого вмешательства со стороны советских органов не испытывало".

Но союз советской власти с Исламом продолжался недолго. Во второй половине 20-х в СССР стартовал "крестовый поход" против религий и культов, который возглавил "Союз воинствующих безбожников" под предводительством Е.Ярославского.

"Опиум для народа"

Главной мишенью "безбожников" была Русская православная церковь. Ислам не казался столь опасным воинствующим атеистам, но и он, как и любой другой "опиум для народа", подлежал искоренению.

"Большевизм как идеология, как социокультурная система претендовал на столь же абсолютную роль (как и религия), и уже в силу этого не мог терпеть присутствия могущественного конкурента, обладающего вековыми навыками влияния на человека и общество", - пишет Малашенко.

В разных регионах с Исламом боролись по-разному. На Северном Кавказе, где сопротивление было наиболее активным, большевики и чекисты использовали противоречия между разными направлениями религии, в итоге ослабляя влияние и тех, и других, уничтожая затем наиболее авторитетных служителей культа. Тем не менее, продолжали работать многие закрытые мечети, действовали подпольные кружки по изучению Корана и арабского языка.

В Поволжье, на Урале и Сибири, где "безбожники" не встречали столь активного сопротивления, процесс проходил более мирно. Вместо религиозных обрядов пытались внедрять светские - точнее, советские.

Еще в 1923 году среди татаро-башкирской молодежи был впервые организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды - "комсомольский Байрам", проведение которого было приурочено к мусульманскому празднику жертвоприношения - Курбан-Байраму.

Система религиозного исламского образования также перешла под контроль государства.

Может быть, самый сокрушительный удар по Исламу Советская власть нанесла, когда был произведен повсеместный переход с арабской графики на латинскую, позже замененную кириллицей. В ходе "революции алфавитов" была уничтожена масса книг на арабском - прежде всего, религиозных.

По утверждению живущего в Германии узбекского исследователя Боймирзы Хайита, Ислам в СССР лишился всех своих основ. Так, запрет религиозной собственности лишил его экономического базиса. Уничтожение религиозной литературы выбило из-под него духовную основу. Запрет на выезд из страны и въезд в нее, невозможность совершать паломничество прекратил связи с другими исламскими народами. А закрытие мечетей, борьба с религиозными праздниками и постами оставили ислам в СССР и без его социального основания.

По разные стороны линии фронта

В годы Второй мировой войны "исламский фактор" в СССР использовали в своих интересах обе воюющие стороны.

Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири опубликовало "Обращение ко всем мусульманам Советского Союза", в котором призвало верующих подняться на борьбу с агрессором. Среди советских мусульман тысячи Героев Советского Союза, сотни тысяч награжденных боевыми орденами и медалями.

В свою очередь, германское командование имело на советских мусульман свои виды, о чем, к примеру, говорит известная "Зеленая папка" - "Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных областях", подготовленные Берлином осенью 1942 года. Там прямо говорилось о важности использования для закрепления оккупационных сил на Кавказе исламского фактора.

Гитлеровцы "педантично подчеркивали свое уважение к Исламу, - описывает Алексей Малашенко. За относительно короткое время военных действий на Северном Кавказе, в период его оккупации здесь даже имело место своего рода возрождение Ислама.

Эффект маятника

После войны верующие мусульмане почувствовали некоторое послабление. Власти менее строго, чем прежде, относились к деятельности религиозных общин, иногда удовлетворяли просьбы об открытии новых мечетей и даже разрешали хадж - паломничество в Мекку и Медину. Но снова это продолжалось недолго.

Вскоре после смерти Сталина в СССР начался новый поход против религий. Директивой к нему стало постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов.

С конца 70-х роль Ислама в СССР начала меняться. Это было связано с исламской революцией в Иране и с войной в Афганистане. В страну стали проникать идеи радикализма под исламскими лозунгами, и власти, опасаясь их распространения в нелегальных кружках и организациях, то шли по пути их легализации, регистрации новых общин и даже открытия новых мечетей, то вновь "закручивали гайки".

В 80-е годы власти предпринимали еще ряд попыток решительного наступления на религии, в том числе - и конкретно на Ислам. Но становившаяся все более ожесточенной идеологическая война звезды с полумесяцем завершилась с падением СССР.

Так был ли Ислам в СССР?

Многолетние и многократные запреты и гонения, конечно же, оказали влияние на эволюцию Ислама в СССР, однако они неспособны были полностью нейтрализовать его развитие. Более того, даже запрещенный официально, Ислам продолжал жить, глубоко проникнув в социально-бытовую сферу.

Если во многих семьях, где старшие поколения традиционно исповедовали православие, в советские годы практически совсем отошли от совершения обрядов крещения детей, венчания супружеских пар, отпевания усопших и других церковных церемоний, то в регионах компактного проживания традиционно исламского населения часто все было иначе.

Исла́м в СССР — вторая по количеству верующих конфессия Советского Союза. В СССР мусульмане численно преобладали в Средней Азии и Казахстане, ряде автономных республик и автономных областей Северного Кавказа и в Азербайджанской ССР. Также много мусульман проживало в некоторых местностях Поволжья и Приуралья (Татарская и Башкирская АССР),

В первые годы советской власти большевики проявляли относительную терпимость к мусульманам и мусульманскому духовенству [1] . Эта терпимость была продиктована комплексом внутри- и внешнеполитических обстоятельств, среди которых были непрочность советской власти на мусульманских окраинах и стремление большевиков экспортировать мировую революцию в мусульманские страны Востока.

После того, как советская власть была прочно установлена на национальных окраинах, населённых мусульманами, ислам разделил судьбу других конфессий Советского Союза. В 1930-е годы большевики закрыли и разрушили большинство мечетей и физически истребили значительную часть мусульманского духовенства. Кроме того, советские мусульмане оказались в культурной изоляции, будучи практически оторванными от дореволюционной письменной мусульманской традиции и от зарубежных единоверцев. Это произошло в результате принудительного перевода письменности мусульманских народов СССР с арабской графики сначала на латиницу, а затем на кириллицу. Развитая система легального мусульманского образования была к концу 1930-х годов полностью ликвидирована. Часть арабографичных религиозных книг была изъята и уничтожена.

В 1989 году отношение советских властей к исламу (как и к другим конфессиям) смягчилось и ряд ограничений (в частности, на обучение религии и на ввоз религиозной литературы) был ослаблен. Гласность и послабления привели к образованию исламских партий, а также к смещению верующими официального руководства в двух духовных управлениях мусульман из четырёх. Причём одно из этих управлений распалось. В период распада СССР духовные управления мусульман выступали против возникших исламских партий и политизации ислама.

Читайте также: