Искусство варваров в средневековье кратко

Обновлено: 02.07.2024

Художественная культура этого времени единством стиля не обладает. В ней соседствуют элементы разнородных традиций: выросшего на античной основе раннехристианского искусства и искусства варварских народов. Великие вторжения вызвали глубокие перемены в области эстетики, сказавшиеся на развитии всего искусства Средних Веков. Германские народы принесли свое пристрастие к орнаментике и ярким цветам. Главным видом их художественного творчества были изделия из золота и других металлов с вставками из цветной эмали или драгоценных камней. Это фибулы, броши, пряжки, перстни, серьги, ожерелья (сравни, киевские эмали). Они служили не только украшениями, но и определяли социальное положение владельцев . А древняя вера в магические свойства золота и камней придавала им характер талисманов.

Изделия этого круга принято объединять понятием "полихромный стиль" . Эта техника использовалась и церковью для украшения литургических предметов – чаш, крестов, переносных алтарей, реликвариев, окладов богослужебных книг. Церковь усматривала в сиянии золота и мерцании камней отблеск божественного света, позднее такое же понимание мы находим в произведениях готического стиля.

Варвары принесли не только страсть к многоцветью, но и элементы древнего "звериного стиля. Здесь изделия из дерева, металла, а потом и рукописи украшались сложными орнаментами из плетений (варварская плетенка), в которые вкраплены стилизованные фигуры зверей, птиц и чудовищ.

Элементы раннехристианской традиции более всего сохранились в архитектуре. Обычно приходские и монастырские храмы имели форму базилики. Если церковь ставили над захоронением святого, под ее алтарной частью сооружали подземную капеллу – крипту (греч. тайник, укрытие). Стены расписывали фресками. Скульптура большого распространения не имела, лишь немного рельефов.. Самое полное представление об искусстве этого периода дают иллюминованные рукописи.

Противостояние разных направлений в искусстве ярче всего проявилось в Италии, находившейся в 6 – 8 вв. то под властью остготов, то византийцев, то лангобардов. Во время Теодориха "полихромный стиль" определял характер изделий из металла. Найденный в Чезене, недалеко от Неаполя, клад с остготскими украшениями 5 – 6 вв. дает о них представление. Фибула в виде орла – мотив, очень характерный для германцев (Нюрнберг, Германский Национальный музей) - сделана из золота со вставками эмали и драгоценных камней.

С германскими кладами вообще ситуация особая. В германских сказаниях огромную роль играют поиски кладов, охраняемых гномами и чудовищами, обладание кладом сулило приобщение к некой таинственной силе, но могло оказаться и роковым (клад Нибелунгов). Увлечение драгоценными камнями имело в средние века мистический оттенок. Полагали, что всякий камень имеет свою тайную силу. Одновременно драгоценности были у германцев знаком доблести и заслуг и воплощением успеха и везения. Все германцы, а особенно – скандинавы, закапывали клады не столько затем, чтобы уберечь сокровища во время военных нападений, сколько потому, что видели в драгоценных металлах залог счастья, военной удачи, полагая также, что зарытые в землю сокровища будут сопровождать убитого в бою воина в Вальгаллу. Именно поэтому в германском эпосе столько рассказов о кладах и беспощадной борьбе за обладание ими.

Но в архитектуре и живописи господствовали раннехристианские и византийские традицииЧерез 15 лет после падения державы остготов в Италию вторглись лангобарды, их вторжение сопровождалось насилием и жестокостью. Последние десятилетия 6 в. были для Италии временем лангобардо-византийских войн. Подобно остготам, они питали пристрастие к изделиям из драгоценных металлов с цветными вставками . Наиболее известны золотая диадема королевы Теоделинды , украшенная эмалью, рубинами, сапфирами и изумрудами, и оклад её же Евангелия , украшенный изумрудами и сапфирами. От построек лангобардов почти ничего не осталось. Книжная миниатюра этой эпохи следует классической традиции.

Испания того времени находится под властью вестготов. Наиболее выдающимся деятелем той поры был архиепископ Севильи Исидор, чьи сочинения пользовались в Европе широчайшей известностью.

О богатстве и процветании Испании свидетельствуют клады 7 в. Самые драгоценные изделия были найдены недалеко от Толедо, столицы вестготского королевства. Клад этот состоит из сокровищ церкви и королей, спрятанных, вероятно, в период вторжения арабов. Это тоже изделия "полихромного стиля", отличающиеся особым обилием драгоценностей: диадемы, вотивные короны, кресты. Большинство изделий относится ко времени короля Рецезвинта (7 в.), одного из самых могущественных вестготских правителей. На одной из вотивных (дарственных) корон есть надпись:"Дар короля Рецезвинта" . Кроме этих ценностей в Испании были найдены и более скромные бронзовые броши, пряжки и фибулы с эмалью. Число вестготских зданий в Испании невелико, но они свидетельствуют о высоком уровне строительной техники.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство периода варваров.

Историческая роль варваров и общий характер их искусства. Острый кризис, переживавшийся с 3 века нашей эры античным миром, и революция рабов, приведшие к крушению Рабовладельческого строя, протекали в условиях сильнейшего натиска на Римскую империю со стороны варваров. В Западной Европе это были, по преимуществу, племена германского происхождения, и когда в 476 году Западная империя перестает существовать, они образуют на ее территории ряд самостоятельных, по большей части недолговечных и сменяющих одно другое государств. В Галлии и прилегающих частях северной Германии обосновываются франки, на севере Испании вестготы, в Северной Италии остготы, вытесняемые затем лангобардами, в Англии англо-саксы. Все эти варвары, как и ассимилирующееся с ними коренное население — на северо-западе это были преимущественно кельты, имели свои многовековые художественные традиции. В соприкосновении с классическим искусством античности эти традиции не только не утратили своего значения, но, наряду с наследием греко-римской художественной культуры и некоторыми элементами, заимствованными с Переднего Востока, составили основу, на которой выросло все искусство западного средневековья. На всех этапах развития последнего отчетливо будут проступать характерные особенности искусства варваров: динамизм форм и их повышенная экспрессивность.

С конца 5 по конец 8 века художественные традиции варваров играют преобладающую роль в большей части Западной Европы, и вследствие этого указанный отрезок времени обозначается в истории западноевропейского искусства как период искусства варваров. В связи с большим значением в этот период раннего средневековья государства франков, где господствовала тогда династия Меровингов, он нередко называется также периодом меровингского искусства. Термин этот более закономерно, однако, применять лишь в приложении к памятникам, создававшимся, за означенные столетия, на территории современной Франции.

Архитектура варваров. О ранней архитектуре варварских народов, осевших в Западной Европе, мы знаем, главным образом, из письменных источников.

Обычным видом было деревянное зодчество, памятники которого нередко были украшены обильной декоративной резьбой. С принятием христианства в церковной архитектуре утверждается тип базилики, а вместе с тем и каменное строительство.

К числу самых ранних памятников архитектуры варварских народов относится гробница остготского короля Теодориха в Равенне (526—530). Это монументальное сооружение отличается особой лаконичностью своего внешнего облика. Циклопический характер постройки выступает отчетливо в самой конструкции сооружения. Внутри мавзолей состоит из двух помещений, расположенных друг над другом, купол его высечен из огромного монолита. В целом гробница сурова и вместе с тем величественна.

Наиболее ранние крупные церкви 6—7 веков были впоследствии перестроены, но на территории теперешней Франции сохранилось несколько небольших церковных зданий. Наиболее известными являются баптистерий в Пуатье (7—8 вв.) и крипта (в былое время самостоятельная постройка) святого Лаврентия в Гренобле (того же времени). Оба здания представляют крытые коробовым сводом прямоугольные пространства с примыкающими к ним небольшими абсидами (абсидиолами). Расположенные у стен грубоватые в деталях колонны служат не столько конструктивным, сколько декоративным целям.

Пластика варваров. Тот же примитивизм в изображении человека наблюдается и в пластике. В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви, а в ее кругах представление о круглой, особенно монументальной, скульптуре долго ассоциировалось с язычеством и идолопоклонством. В неменьшей степени исчезновение статуарной пластики было, однако, обусловлено тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших теперь в Европе варваров.

Искусство рельефа претерпевает существеннейшие изменения. Он становится плоским и приобретает преимущественно орнаментально-декоративный характер. Подобными рельефами вплоть до романского периода украшались архитектура, кивории (сооружения над алтарями), передние стенки алтарных престолов (так называемые антепендиумы), саркофаги и пр. В качестве особенно часто встречающихся орнаментальных форм можно назвать плетения из лент и жгутов, сохранившиеся от раннехристианского искусства изображения побегов виноградных лоз, декоративных крестов, венков с монограммой Христа, птиц, клюющих грозди или пьющих из чаши. Этот тип орнаментации наблюдается, в частности, на меровингских саркофагах, среди которых наиболее известным является саркофаг в Муассаке (7—8 вв.).

Что касается технической стороны миниатюр, то они выполнены пером, с редким каллиграфическим мастерством, без какой бы то ни было моделировки и плоско раскрашены акварелью. Золото и серебро не применяются в них вовсе. Из красок чаще встречаются зеленая, кирпично-красная и желтая; иногда к ним присоединяется лиловая и в редких случаях голубая. Подобным образом украшались не только рукописи, но и произведения прикладного искусства, а также крайне характерные для Ирландии и Англии большие каменные придорожные кресты (Бьюкестль, Рутвель и др.).

Варварское искусство Скандинавии. Чем больше мы удаляемся от очагов античной культуры, тем сильнее проявляются и дольше держатся традиции варварского искусства. Это имеет место, в частности, в Скандинавии. Одним из самых распространенных видов художественного творчества была резьба по дереву, применявшаяся как в оформлении предметов бытового назначения, так и в архитектуре. Для знакомства с искусством Скандинавии исключительно важное значение имеет обнаруженное в самом начале текущего столетия большое варварское погребение в Осеберге, близ Осло, в Норвегии. В погребении этом, по-видимому королевы Осе (около 800 г.), имелся большой корабль, на котором находились покрытые резьбой телега и несколько саней, утварь, ткани и пр. В орнаментации резьбы по дереву доминирующим мотивом служат причудливые ленты — животные, переплетающиеся и кусающие друг друга. Напряженность и динамика орнамента делают его гораздо более выразительным, чем многочисленные, но крайне примитивные изображения сражающихся людей, встречающиеся рядом с указанным орнаментом.

Искусство эпохи варварских королевств (5-8 вв.)

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Искусство эпохи варварских королевств (5-8 вв.) отключены

Введение

Однако кризис античной культуры в целом и неспособность варварских государств ее воспринять коснулся не только литературы. Судьбы ордерной архитектуры, изображения человека и пейзажа в живописи переживают тот же кризис и так же зависят от античного наследия. В искусстве, как и в литературе, варвары не имеют собственной традиции и полностью зависят от степени близости или удаленности Рима.

Архитектура варварских королевств

Архитектура вестготов, франков, бургундов — по другую сторону Альп, и непосредственного влияния на нее раннехристианские памятники не оказывают. На характер этих построек, и, прежде всего, на структуру плана и способы использования ордера влияет степень их удаленности от образца — т.е. от Италии.

Архитектура Пиренейского полуострова отличается высокой степенью грамотности и в области планировки, и в области ордерных решений. Вестготы, прошедшие через Италию в V в., осели в Южной Галлии и к VI в., вытесненные франками, перебрались за Пиренеи. Десятилетия, проведенные на латинизированной территории, не прошли бесследно. Как в своде законов короля Эриха (466-489) явственно чувствуется влияние норм римского права, так и в постройках вестготских королей — наследие раннего христианства. Постройки времени вестготского короля Рецесвинта (649-672) — Сан Педро делла Наве и Сан Хуан Баутиста в Баньосе — каменные трехнефные базилики, с трансептами (Сан Педро — и с башней над средокрестием), прямоугольными апсидами, с капителями, украшенными резьбой, включающей фигуративные сцены. Почти двумя столетиями позже строится однонефная Санта Мария дель Монте Нарранко, с нартексом, перекрытым цилиндрическим сводом. В Астурии при короле Альфонсо Целомудренном (812-842) строится грандиозная по тем временам базилика Сан Хулиан де лос Прадос близ Овьедо — трехнефная, плоско покрытая и украшенная цветными мраморами и живописью, имитирующей архитектурные формы в духе позднеримских фресок и не включающей ни одного изображения человека — в Испании были уже очень сильны влияния как магометанского, так и иудейского запрета на изображения живых существ.

Некоторое представление о тогдашних постройках может дать баптистерий св. Иоанна в Пуатье — построенный в IV веке и перестроенный в VII в., он первоначально был разделен на две камеры — для оглашенных и собственно баптистерий с купелью. После пожара начала VII в. он получил несколько пристроек — подобие трех квадратных апсид, и пристенный ордер. В центральной части сохранилось возвышение — селла — подобное месту для статуи божества в античном храме. Остатки последней галло-римской образованности видны на фасаде — два грамотных фронтона, украшающие его, впрочем, соседствуют с добавленными при перестройке плоскими и короткими пилястрами и фронтончиками разных форм в сопровождении варварских декоративных элементов — яркий пример смешения двух традиций в одном здании.

От основанного в Жуарре ирландским миссионером св. Колумбаном монастыря сохранилась сводчатая крипта с саркофагами членов семейства франка Аутурия, обращенных Колумбаном и ставших потом первыми аббатами и аббатисами этого монастыря. Саркофаги, украшенные раковинами, могли быть вывезены из Италии, другие, с фигуративными рельефами — местного происхождения; колонны, несущие своды, изготовлены в Аквитании, где на протяжении 6-7 вв. продолжают работать мастерские по обработке мрамора.

Каменная архитектура на Британских островах — в зоне, полностью лишенной собстввенной классической традиции — появляется только в VII в. Это несколько монастырей, основанных, согласно Беде Достопочтенному (см. цит. 11), на юге Британии римским миссионером Августином, в Веармут и Ярроу в Нортумбрии, основанные Бенедиктом Епископом, обучавшимся в Риме, наконец, ряд ирландских монастырей. Эта архитектура — прежде всего небольшие оратории, не более 6 м в длину, видимо, не рассчитанные на собрание паствы в интерьере. Службы происходили снаружи, перед посвятительными каменными крестами.

Таким образом, мы не наблюдаем в архитектуре 5-8 вв. в Заальпийской Европе никакой общей тенденции, кроме постепенного угасания влияния ранних образцов, прямо пропорционального расстоянию, лежащему между конкретным памятником и Италией.

Ирландская миниатюра

Первая, легендарная иллюминированная книга Ирландии — псалтирь Катах, переписанная, по преданию, самим Колумбаном в середине 6 в., исполнявшая в позднем Средневековье функцию военного талисмана семьи ОДоннелов и включающая лишь небольшие черно-белые орнаментальные инициалы, имитирующие декор металлических изделий (точки-удары пунсона, окружающие буквы и изображения, останутся в ирландской живописи на много столетий). Книга будет восприниматься как магический объект в англо-ирландском мире еще много столетий, и еще в 17 в. книгу из Дарроу будут обливать водой с целью отвести болезнь от скотины.

Расцвет ирландской миниатюры — 8 век, когда в соседней Нортумбрии основаны монастыри Веармут и Ярроу, в них привозятся рукописи из Рима, которые влияют и на ирландские памятники. Так, уже упомянутый нами Ездра-Кассиодор из Амиатинского кодекса копируется последовательно — в Линдисфарнском евангелии в виде евангелиста Матфея, потом — в евангелии Леофрика в виде евангелиста Марка, изображенного с львиной головой. Местная традиционная двухмерность и орнаментальность побеждает континентальный образец — первым отпадает пространственное решение, миниатюра лишается линии горизонта, глубины, предметов мебели аксессуаров, становится локальным и утрачивает связь с натурой цвет, а потом — исчезает и сама антропоморфность образа.

Итак, в отличие от континентальной живописи, в Ирландии к 800 году мы видим уже вполне сложившуюся (под влиянием континентальных памятников) изобразительную традицию, способную в свою очередь оказывать влияние на живопись континента.

Декоративно-прикладное искусство варварских королевств

Декоративно-прикладное искусство — самая сильная, самобытная и независимая часть зыбкой и изменчивой картины искусства варварских королевств, именно по ней можно судить о том, с каким художественным вкусом и каким зрительным рядом приходили варварские племена на более или менее латинизированные территории, и на что именно накладывались античные влияния.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Искусство Западной и центральной Европы в эпоху переселения народов

С конца VI века началось движение племен - "великое переселение народов". Вандалы, готы, гунны и другие народности, двигались в сторону римского государства, вторгаясь на его террирорию. Римляни называли эти народы "варварами". В 476 году Западная Римская империя распалась, германские племена образовали не ее территории ряд самостоятельных государств. Так, в Галлии и северо-западной Германии обосновались франки, на севере Испании - вестготы,в Северной Италии - остготы (в дальнейшем они были вытесненны лангобардами), в Британии - англосаксы. Народы смешивались с коренным населением, это преимущественно кельты и "римляни" - это различные народы,объединяемых понятием "римский гражданин", т.е. совокупностью определенных политических прав. На завоеванных Римом территорий процесс сложения рабовладелльческих отношений зашел достаточно далеко. Насильственная "романизация" захватывла все области культуры. Так язык - римский, право - римское, религия - христианство. В искусстве широкое распространение получили римская орнаментика, формы культовых зданией и т.д. "Варварские" народы, создавшие свои государства, оказались либо в римской, либо в романизированной среде. Сюда они внесли свои порядки и нравы во многом отличавшиеся первобытной простотой и грубостью. Произошло слияние двух культур. "Варвары" принести с собой многие формы первобытного народного мировоззрения, к тому времени уже утраченного античной цивилизацией. Мифологическое мышление, поэтические образы природы и общественной жизни. Так, германиские племена имели свою религию, в которой преобладало поклонение стихийным силам природы. Эта мифология сохранилась в заклинаниях и эрических песнях, но она почти не получила воплощения в человеческих образах пластическоского искусства. Лишь потом, с принятием христианства, образ человека начинал постепенно появляться в искусстве. Новая религия отвечала потребностям племенных государств. Однако христиансто было переосмыслено германцами в духе их первобытной мифологии. Поэтому христианство стало приобретать своеобразные черты. Духи природы превращались в бесов, символы евангельской религии переплетались с магическими образами древних культов. Т.е. возникла смесь римских элементов с народной фантазией. В V-VIII вв. искусство Западной Европы приобрело своеобразный характер. Искусство остготов лангобардов, вестготов, кельтской Ирландии, англосаксонской Британии, меровингской Галлии, на Скандинавском полуострове и в Дании было как бы возвращением к древнему слою - местным культурам бронзового века, сохранившимся в виде некоторых элементов народного искусства. По мере распада римской цивилизации, местные традиции вступали в тесное взаимодействие с художественными навыкаи этих народов. Значительно было и влияние искусства Сирии, Египта и Ирана. Это происходило через изделия: драгоценные ювелирные украшиния, ткани, ковры и т.д., которыми торговали купцы, известные под общим именем "сирийцы" . Характерной чертой искусства эпохи переселения народов, были орнаменты и яркие цветовые сочетания. Декоративно-орнаментальные принципы композиции были новыми средствами художественного выражения, характернымидля возникающего в эту эпоху средневекового искусства.
Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов в частности ювелирное дело. Памятники этого искусства распространены на огромном протяжении, от берогов Черного моря до Британских островов. При раскопках чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие,декоративная утварь, предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг.
За время первого тысячелетия н.э. искусство орнамента кочевых народов Европы прошло через несколько этапов развития. Первый этап - с 100 по 350 гг., носит название "филигранного стиля", т.к. для него характерно украшение застежек, пряжек и др.украшений тонкими золотыми или серебрянными нитями, шнурами и зернами . Вторым этапом был "полихромный стиль", который называют "готским", т.к. впервые он появился у готов во время их пребывния в Северном Причерноморье, где они познакомились с восходящей к античности техникой перегородчатой эмали и оправы драгоценных комней золотом и серебром. Эта техники получила широкое распространение во всей Западной Европе в течении 350-550

Для этого стиля характерно сочетание металла с цветными каменьями или окрашенным стеклом, в особенности золота или золоченой меди с гранатами, рубинами или красным стеклом. Отличным примером этой техники являются происхождение из Чезены (Северная Италия) золотые со вставками из альмандина, фибулы в форме орлов с распластанными крыльями. Особенно интересны так называемые "вотивные короны", обнаруженные в кладе, найденым в XIX в. в Гварразаре, около Толедо. Такие короны приносили в дар церкви и обычно подвешивались под арками. Из гварразарского комплекса наиболее известны золотые, украшенные гранатами короны вестготский королей VII века - Свинтилы и Рацесвинта, имена которых названы в посвятительных надписях, образуемых прикрепленными нижнему краю корон подвесками в форме ажурных букв "С" драгоценными каменьями и стеклянными вставками. К особенно выдающимся произведениям ювелирного мастерства принадлежат золотая с красной инкрустацией рукоятка меча и такое же украшение ножен меча из погребения франкского короля Хильдерика.
Время "полихромного стиля" совпадает с периодом широкого распространения металлических урашений, исполненных насечкой с применением очень характерного и простого орнаментального мотива - параллельно идущих вдавленных металлическим орудием клинообразных фигур. Эти стили господствовали в искусстве германских племен на континенте вплоть до VII в. В первой половине VII века техника перегородчатой эмали, находилась еще в периоде расцвета, однако характер украший с VI века меняется. Еще в первой половине VII века возник стиль "абстрактной звериной орнаментика", начало которого лежит не в "полихромном стиле". C середины VI века "абстрактная звериная орнаментика" получает большое распространение в искусстве северных римских провинций, в свою вчередь обогащенном стилизованными звериными образами, восходящими к искусству народов Причерноморья, Западной Сибири, Алтая и в отдельных случаях - Китая.
В этой орнаментике облик зверя изменялся совершенно неузнаваемо: отдельные части животного - голова, шея, нога, туловище - превращались в самостоятельный орнаментальный мотив, условную схему. Иногда такая роль выпадала даже на долю глаз, пасти. Из нихсоставлялись совершенно произвольные сочетания.
В кельтской Ирландии и в анголосаксонской Британии в VIII веке намечается тенденция снова ввести некоторую "распознаваемость" стилизованных звериных форма при сохранении тесной связи с орнаментом плетенки. Эту тенденцию можно проследить главным образом по памятним миниатюры.
На последнем этапе "абстрактной звериной орнаментики" в так называемом "стиле вкингов", распространенном на Скандинавском полуострове и в Дании, главное место занимает фигура зверя, обычно льва обвитого змеей, причем его конечности, хвост, а иногда и часть туловища превращены в орнаментальный узор. Например: каменная плита из Йеллинга в Дании.

Эта особенность характерна для так называемого скандинавского искусства, слившаяся с ирландской традицией орнаментальная система распространилась в VIII-IX веках по всей Европе. Оттесненная в дальнейшем изобразительными мотивами сюжетного характера, она сохранила свое влияние на всю художественную культуру средних веков.
"Варваские" народы обладали, по-видимому, некоторыми традициями в деревянном строительстве. В дошедшей до нас архитектуре эпохи переселения народов мы встречаемся с рядом характерных явлений: упрощением и изменением заимствованнных у позднего, христианского Рима основных форм культовых зданий применительно к новым условия с иной техникой, а вместе с тем и новой художественной выразительностью. Эти изменения относятся и декору отдельных частей здания (стен, дверей, окон, колонн, капителей). Особенно характерно изменение формы и орнаментации колонны.Она теряет свою органичную стройность, превращается в круглый каменный блок, приобретая вместе с тем богатую орнаментику не имеющую тоношения к структурной роли колонны и иногда покрывающую ее сплошным ленточным узором.
Искусство рельефа также претерпевало существеннйшие изменения. Объемные фигуры украшавшие ранние христианские саркофаги, исчезают. Рельеф становится плоским, приобретая примущественно орнаментально-декоративный характер. Особенно часто встречаются мотивы плетения из лент и жгутов, сохранившиеся от раннехристианского исусства побеги виноградых лоз, декоративные кресты, венки с монограммой Христа, изображения птиц, клюющих гроздья или пьющих из чаши, а также некоторые орнментальные мотивы Древнего Востока.
К V веку относится небольшая группа работ, главным образом прикладного характера, в которых встречается изображение человека, например на золотых кубках в виде рога их Галлехуса.

С VII века изобразительные мотивы встречаются чаще. Примером может служить плоский каменный рельеф из Хорнхаузена (около 700 г.. Галле). верхней части рельефа очень условно изображен всадник, вооруженный копьем, мечом и щитом. Предполагается, что здесь представлен Ватоан в образе рыцаря убивающего змея. Нижнее поле рельефа занято прихотливыми сплетениями "звериного орнамента".

Со времени принятия христианства средоточием усственной жизни в Европе стали главным образом монастыри. Среди различных отраслей монастырского хозяйства, в особенности при крупных аббатствах, имелись специальные мастерские "скриптории", где переписывали и украшали книги как для церковных нужд, так и для обучения. В ранней период средневековья особенно распространены были евангелия, поучения отцов церкви и богослужебные книги (лекционарии, сакраментарии). Как исключение, из тех же мастерских выходили и рукописи светского содержания, законодательные документы хроники, грамматики.

В искусстве разных племен и народов Западной Европы в V - VIII вв. было много общих черт. Все же на территории Древнеей Италии относительно сильнее давали себя знать отзвуки античных художественных традиций и строительных навыков. Стихия "варварского" народного орнаментального искусства особенно ярко развилась в областях, не входивших в Западную Римскую империю (Скандинавия, Ирландия) или почти не затронутых романизацией (Англия). Особое место принадлежит искусству франков, в котором своеобразно переплелось народное творчество "варварских" племен с некоторыми традициями античной художественной культуры. Не случайно именно франки в IX-X веков образовали ядро империи Карла Великого.

Мир варваров — суровый и полный опасностей —
отличался от античного. Варвары поклонялись силам
природы, огромную роль в их жизни играли магические
обряды. Отношение этих завоевателейк античной культуре
было противоречивым. Некоторые из них принимали
римские обычаи, другие относились к ним враждебно. Но
так или иначе, варвары испытывали восхищение перед
величием и роскошью Римской империи. Многие римляне в
то время стали учителями и советниками варварских
вождей.
Вестготы

Племена варваров почти
непрерывно переезжали с места
на место. Поэтому их искусство
того времени представлено не
архитектурными сооружениями,
а в основном оружием,
ювелирными изделиями,
различной утварью (многое было
найдено в древних погребениях и
кладах). Варварские мастера
предпочитали яркие краски и
дорогие материалы — серебро,
золото, драгоценные камни.
Больше ценилась не красота
изделия, а материал, из которого
оно было выполнено.
Застѐжка-фибула. Франки. VII—VIII вв.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли
государства германских племѐн: остготов (а позднее лангобардов) — в Италии,
вестготов — в Испании, франков — в Галлии (современных Германии и
Франции), англосаксов — в Британии. Тогда же произошло обра-щение
варварских племѐн в христианство.
Стали возводить каменные христианские храмы, в которых появились
изображения святых и христианская символика. Что касается светской
архитектуры, то сегодня приходится только догадываться, какими тогда были
жилища. Их строили, как правило, из дерева, и поэтому они быстро разрушались.
баптистерий
(крещальня) во
французском городе
Пуатье. 360 г.

5. ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ (800-843)

6. АРХИТЕКТУРА

Еѐ нижний, в плане
шестнадцатиугольны
й этаж олицетворял
землю, а верхний,
меньший по
размерам и в плане
восьмиугольный —
небо. Первый этаж
предназначался для
придворных и
людей низкого
звания. На втором
этаже, напротив
алтаря, располагался
императорский
трон.
Капелла в Ахене. 788—805 гг.

В куполе капеллы находилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне. для
отделки капеллы привезли античные мраморные колонны, а также облицовочные плиты
из дворца короля Теодориха в Равенне. Освящѐнная в 805 г. капелла служила не только
церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим драгоценные христианские
реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоронили самого Карла.
В куполе капеллы находилось
мозаичное изображение Христа,
восседающего на троне
Капелла в Ахене. 788—805 гг.

В другом сохранившемся памятнике архитектуры эпохи Каролингов —
воротах монастыря в Лорше (современная Германия), построенных
около 800 г., — своеобразно переплелись античные и варварские
мотивы, что было характерно для искусства того времени.
Сооружение напоминало римскую триумфальную арку с тремя
пролѐтами.Стены здания были облицованы разноцветными плитами,
что придавало ему нарядный, праздничный вид. Ахенская капелла и
монастырские ворота в Лорше — замечательные, но нетрадиционные
постройки раннего Средневековья.
Монастырские
ворота. Около 800 г.

Церковь монастыря Сен-Рикьѐ в Северной Франции — наиболее распространѐнный тип храма
эпохи Каролингов. Руководил строительством церкви настоятель монастыря Ангильберт
под покровительством самого Карла Великого. До наших дней церковь не сохранилась, ее
реконструкция сделана по описаниям и рисункам.
Однако, типичной для того времени была архитектура многочисленных монастырей, в
которых была сосредоточена политическая и культурная жизнь. Особенности зодчества
определялись здесь варварскими традициями: монастырские храмы —невысокие здания с
толстыми стенами — напоминали крепости.
Церковь монастыря Сен-Рикьѐ.
Реконструкция. 790—800 гг.

11. КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

В 781—789 гг. по заказу Карла
Великого в Ахене было выполнено
Евангелие Годескалька, названное
так по имени художника. В нѐм
мастер увековечил визит Карла в
Рим на Пасху в 781 г., а также
крещение его сына Пипина
Папой Адрианом I. Золотые и
серебряные буквы до сих пор
сияют на пурпурном фоне
пергамента. Сам Годескальк
писал, что золотые буквы
символизируют красоту небес и
вечной жизни.
Евангелие Годескалька, 781—789 гг.

Одним из самых замечательных произведений эпохи
Каролингов считается Утрехтская Псалтирь (IXв.). Названа
она так по месту хранения — в университете города Утрехта
в Нидерландах. В ней сто шестьдесят пять рисунков,
каждый из которых соответствует определѐнному псалму.
Псалтирь — одна из
книг Библии,
содержащая псалмы
(религиозные
песнопения).
Псалтирь в
Средневековье
служила основным
пособием для
овладения грамотой.
Утрехтская
Псалтирь (IXв.)

Эта миниатюра —
одно из самых
ранних в западном
средневековом
искусстве
изображений
реального события.
Возможно, облик
Карла Лысого на
миниатюре
передаѐт его
портретные черты.
Библии императора
Карла II Лысого,
846— 851 гг.

В 843 г. империя Каролингов распалась. Не
прекращающиеся в течение второй половины IX
столе-тия междоусобные войны королей и их
подданных разрушили хруп кий мир империи
Каролингов. Шаткое политическое и экономическое
положение привело к почти полному упадку культуры.

Читайте также: