Искусство в ссср в 20 30 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Советская культура 1930-х, несмотря на тоталитарный контроль со стороны государства, не отставала от мировых тенденций того времени.

Предвоенное десятилетие принято рассматривать в рамках двух диаметрально противоположных, но в то же время удачно дополняющих друг друга образов. Первый, созданный в советские времена, — это эмоционально насыщенный образ счастливой страны, проводившей спортивные праздники, снимавшей великолепное кино и внезапно подвергшейся нападению фашисткой Германии. Второй, закрепившийся в общественном сознании в более поздний период, — это мрачное видение СССР в годы ГУЛАГа, массовых репрессий, жуткого страха, доносительства. Стоит ли говорить, что подобная специфика 1930-х затронула все сферы жизни советского общества.

Ликбез — самая успешная операция советской власти

К началу 1930-х в Советском Союзе была выстроена единая система образования, которая включала в себя 3 уровня: начальный, средний и высший. Более того, именно в предвоенное десятилетие для решения кадровой проблемы на местах советская образовательная машина применила совершенно феноменальный способ: практически в каждом регионе страны в обязательном порядке было создано как минимум 4 ключевых высших учебных заведения: медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное и инженерно-техническое. Данная модель была выбрана неслучайно. Учитывая многонациональный характер страны, подготовка трудовых ресурсов на местах, знающих особенности коренного населения, говорящих с местными жителями на одном языке, позволила достаточно быстро насытить рынок квалифицированными кадрами и решить серьёзные задачи в области промышленности и сельского хозяйства.

Не осталась в стороне и наука. В середине 1920-х Российская академия наук торжественно отметила своё 200-летие. Юбилей повлёк за собой ряд преобразований. Во-первых, переименование. В 1925-м Российская академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Спустя 2 года был утверждён новый устав учреждения, расширен его состав. Впервые в число членов-корреспондентов и действительных академиков стали входить представители большевистской партии. Первым руководителем АН СССР стал известный геолог и палеонтолог Александр Петрович Карпинский.

В 1930-е определённый перекос был в сторону точных и естественных наук. Большое внимание уделялось физике и математике. В этих областях значительных успехов добились Абрам Фёдорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Сергей Иванович Вавилов, Павел Алексеевич Черенков.

1.jpg

Союз писателей СССР: между властью и литературой

Кроме того, в 1930-е была создана совершенно уникальная по своему функциональному назначению детская литература. Это и Самуил Маршак, и Аркадий Гайдар, и Корней Чуковский. В этот же период работали такие поэты, как Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Александр Твардовский.

Активное развитие кино стало толчком к проведению в 1935-м в Москве первого в стране международного кинофестиваля, а посещение кинотеатров превратилось в одну из ключевых форм досуга советских граждан.

Ещё одним видом досуговой деятельности в Советском Союзе в 1930-е стало цирковое искусство. Расцет цирка можно объяснить тем, что, во-первых, он воспевал возможности человека (большое внимание уделялось акробатике, дрессировке животных), а во-вторых, значительная часть репертуара была далека от политики.

Культ спорта

2.jpg

Советская архитектура: от конструктивизма — к неоклассике

Интересные процессы происходили и в архитектуре. Предвоенный период отметился бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, в частности Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало строительство городов с просторными улицами, функциональными зданиями и удобными интерьерами. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать, что СССР идёт в светлое будущее.

В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.

Художественная жизнь России 1920—1930 годов в русле многочисленных коллизий того времени, отличалась небывалой творческой активностью. Живописные работы, представленные в экспозиции, посвященной искусству этого времени, говорят о многообразии, сложности, порой противоречивости творческих течений в искусстве послереволюционной России. В изобразительном искусстве быстро рождались, сменяя друг друга, многочисленные объединения, союзы, группировки, члены которых искали собственные пути, пытались создать новый тип искусства.

Важным этапом развития Советского Союза являются 1930-е годы. В этот период происходит культурная революция, подготовившая государство к тяжелому военному времени. Многие зарубежные историки считают, что Великую Отечественную войну выиграл именно советский учитель, подготовивший лучшие военные кадры. Перёд руководством стояло несколько целей культурной революции:

· Повышение уровня грамотности населения, приобщение к культурным ценностям;

· Распространить и утвердить марксистско-ленинское учение в народных массах.


Уже в 1934 год в школах были введены в качестве обязательных предметов для изучения: гражданская история и география. Стоит отметить, что история изучалась в полном курсе, власть считала необходимым ознакомление нового поколения с прошлым Российской империи, ее державным укладом. Уже в 1932 году школы вернулись к уроку в качестве основной формы проведения учебных занятий. В 1937 году руководством СССР подписан приказ об обязательном семиклассном образовании для всего населения. А уже за период 1933-1937 было открыто и оборудовано более 200 тысяч новых школ. К 1939 году 87,4% населения СССР оказались грамотными. Совершенствовалась система получения высшего образования. К концу 30-х годов на территории СССР находилось 23 ВУЗа. Университеты открывались в национальных республиках.

Особое внимание уделялось точным и естественным наукам. Во вторая половине 1930-х годов в СССР впервые в мире поставлено производство искусственного каучука. Кроме того, уже в 1933 запущена ракета на жидком топливе. Но в научных рядах проводились чистки. Власть не признавала те науки, которые не могут помочь развитию государства. Репрессиям подвергся Вавилов. Во взглядах руководства бесполезной оказалась генетика, как буржуазная наука.

Общественные науки подверглись воздействию советской идеологии. Все ученые, разделявшие немарксистские взгляды, покинули Россию. Историки были вынуждены согласовывать с руководством союза все научные работы и взгляды. В 1938 году Сталин взял под личный контроль написание единственного учебника по истории партии большевиков “Краткий курс истории ВКП(б)”, который официально закрепил единственную верную концепцию развития.

Всесоюзный съезд писателей прошел в 1934 году, председателем которого был выбран Максим Горький. В уставе объединения закреплялся социалистический реализм. Это означало, что теперь контроль над изображением действительности брала партия. Создавались произведения исторической направленности, производственные романы. Во многих из них прославлялась коллективизация и индустриализация. Именно в 1930-х построены известные массовые библиотеки. Талантливые писатели уделял особое внимание детскому направлению. Но с ростом репрессий после 1935 года некоторые советские писатели были строго отлучены от своего творчества.

Кино и театр освещали военные сюжеты. В театре ставили произведения Булгакова, Лавренева и пьесы других советских драматургов. За всеми постановками следила строгая партийная цензура. В 1931 году появился первый звуковой фильм “Путевка в жизнь”, а уже в 1936 распространялся цветной кинематограф и музыкальные комедии. Исторические и документальные фильмы знакомили с известными личностями: “Петр 1” В. М. Петрова и “Александр Невский” С. М. Эйзенштейна. Стоит отметить, что кинематограф считался самым доступным видом искусства, поэтому являлся инструментом идеологической пропаганды.

Как и в литературе, в изобразительном искусстве для объединения художников были созданы региональные союзы под руководством А. М. Герасимова. В 30-е годы многие художники работали над портретами вождей и других значительных представителей руководства страны. В изобразительном искусстве придерживались социалистического реализма.

Архитектура 1930-х годов отличалась строгой монументальностью и неоклассическими элементами. Уже в середине 30-х появился совершенно новый стиль классицизма-сталинский классицизм, выделившийся своей торжественностью и строгостью постройки. Кроме того, с 1935 года руководство страны разрабатывало обширный план реконструкции Москвы, в ходе которого были организованы площади с развлекательной инфраструктурой, парки активного отдыха и досуга.

Таким образом, культура 1930-х годов следовала консервативным тенденциям развития, но была довольно противоречива. С одной стороны, искусство было ограничено партийной цензурой и не имело право выходить за рамки. Но с другой стороны, были достигнуты отличные показатели грамотности и образованности населения всего СССР. Это позволило создать техническую базу для военного времени.

25 октября (7 ноября) 1917 г. в измученной 1-й мировой войной России, после Февральской буржуазно-демократической революции, произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Наступившие времена стали временами социальных бурь и душевных смятений. Жизнь кардинально менялась, с социальными устоями стали рушиться старые ценности. Кто был ничем, старался стать всем.

Революция внесла принципиальные изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Разрушалась относительная замкнутость искусства, оно становилось все более зависимым от идеологической и политической борьбы в обществе. Революция пробудила к творческой деятельности народные массы (до революции были крестьянские поэты, пролетарские писатели) открыла широкие возможности приобщения к искусству. Все более демократическим становился состав читателей, зрителей, слушателей. Нужна была новая культура, отвечавшая историческим задачам рабочего класса, который стал господствующим, а также потребностям новой многомиллионной аудитории. Могла ли выполнить эту задачу русская художественная интеллигенция, которая дала миру шедевры во всех областях искусства? Принять и понять революцию с ее противоречиями между возвышенными идеалами, чистыми побуждениями и средствами их претворения в жизнь (уничтожение классового врага, красный террор и т. д.) смог далеко не каждый. По разным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как певец Ф. Шаляпин, композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский, балерина А. Павлова, писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Н. Толстой, художник К. Коровин и мн. др. Некоторые уезжали автоматически, случайно, например, популярный исполнитель песен А. Вертинский. Тоска по родине многих заставила вернуться. Это были мужественные люди, ведь нужно было принять установившийся порядок. Вернулись А. Н. Толстой, М. Цветаева, И. Эренбург, А. Куприн, А. Вертинский и др.

Победа большевистской партии в гражданской войне еще больше подняла авторитет партии Ленина в глазах простых людей, а большевики уверовали во всесилие пролетариата и командные методы руководства. Казалось, что военными приемами можно заниматься и хозяйственным строительством.

Советская республика переходила к мирному труду. Положение было тяжелым. Война, террор, насилие голод сократили население страны к 1923 г. на 13 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости более чем на 25 млн. человек в сравнении с 1917 г.

Разрушилась прежняя система экономических связей, Россия выпала из системы мировых экономических отношений. Был утрачен громадный производственный и организационный опыт. Стояли заводы и фабрики. Инженерно-технический персонал занял выжидательную позицию. По стране передвигались армии беспризорников. Лозунг: "Грабь награбленное" развращал людей, рухнули понятия "старой" морали. "Новая" мораль, стереотипы поведения создавались всеобщим государственным регулированием. Те, кто этого не понимали и не поддерживали, покидали Россию, среди них было много деятелей культуры.

Всеми силами шло восстановление народного хозяйства и индустриализация экономики, с целью ликвидировать отсталость и зависимость от импорта. Из аграрной страна превратилась в аграрно-индустриальную.

Всеми силами страна ликвидировала неграмотность, сеть новых школ и ликбезов покрыла всю территорию Советской России.

После сворачивания новой экономической политики (НЭП) и смерти Ленина в 1924 г., с приходом к власти И. В. Сталина в стране возобладали командные методы руководства не только экономикой, но и культурой.

Жесткое планирование и регламентация всей жизни превращало человека в орудие государственного аппарата для достижения определенных целей, в "винтик" огромного механизма.

Настоящей трагедией для крестьянина-труженика обернулась коллективизация сельского хозяйства.

Фундамент "светлого будущего" система создавала, не только опираясь на энтузиазм, но и с помощью легальных полукрепостнических (крестьяне не имели паспортов, значит были прикреплены к деревне) и даже рабских форм эксплуатации (строительные работы силами заключенных ГУЛАГА и т. п.).

Приоритет идеологии над хозяйственной и культурной жизнью, попытка всех причесать под одну грeбенку не находили понимания среди многих ученых, писателей, государственных и общественных деятелей, военных, рабочих, колхозников. Таких объявляли "врагами народа" и репрессировали. Дух непримиримости к "врагам народа" воспитывался в школах и поощрялся руководством всех уровней. (Воспитывая сугубо классовый подход, школа не придавала значения общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам.) Система уничтожала инакомыслящих людей и понятие "свободная личность". Люди становились в своем большинстве простыми исполнителями, "средними индивидами". Для искусства был определен "единственно верный" метод творчества — социалистический реализм. Творить позволялось только в его рамках. Творческая личность нужна была системе ровно настолько, насколько она в нее вписывалась. А если не вписывалась. Человек не имел гарантий правовой защиты. Это была трагедия. Она обернулась массовыми репрессиями 1937—1938 гг. Были репрессированы поэт О. Мандельштам, режиссер В. Мейерхольд, актриса, бывшая жена Есенина З. Райх, писатель И. Бабель, многие рапповцы, прошел ГУЛАГ А. Платонов, и др.).

Уничтожалось, перечеркивалось культурное наследие, связанное с православной церковью, начиная от разграбления и разрушения храмов (храм Христа Спасителя в Москве был разрушен в 1931 г.), заканчивая травлей и уничтожением священнослужителей (патриарх Тихон умер в 1925 г. в тюрьме ГПУ).

Но бюрократической системе нужна была интеллигенция, которая бы продемонстрировала всему миру достижения Советской власти в области культуры. Лозунг Сталина "Жить стало лучше, жить стало веселей" должны были подкрепить писатели, композиторы, актеры, певцы. Пристальное внимание стало уделяться музыке, кино, театру. С 1934 г. началась раздача орденов режиссерам, артистам кино и театров, музыкантам. К 1938 г. ордена на одних людей искусства сыпались как из рога изобилия, для других — предназначались ссылки, нары в гулаговских бараках, верная смерть в сибирских лесах, утонченные истязания и расстрелы.

Но искусство продолжало жить и его произведения создавали достойные и талантливые люди.

В культурном процессе 20—30-х гг. выделяются 2 периода. 20-е гг. —

  • период относительной свободы в искусстве,
  • период существования различных творческих групп и объединений, которые часто были непримиримы друг к другу и стремились себя представить единственными выразителями интересов пролетариата и партии, в которых они видели основных потребителей и ценителей своего революционного искусства.

30-е гг. — период ликвидации разнообразия творческих групп и создания единых Союзов писателей, художников, композиторов, подчиненных единому творческому методу — социалистический реализм. Это период наибольшей идеологизации искусства, которое должно было решать более пропагандистские, чем творческие задачи. Искусство полностью стало зависеть от государства.

К 1924 г. СССР получила широкое дипломатическое признание. Однако стремление распространять идеи революции в другие страны вызвало враждебное отношение к Советскому Союзу. С 1925 г. в сложной международной обстановке провозглашается курс на индустриализацию с целью превращения страны в экономически независимую державу.

За рекордно короткий срок страна смогла сделать невиданный рывок. В годы довоенных пятилеток были созданы новые отрасли промышленности (станкостроительная, авиационная, тракторос т роительная, автомобильная, химическая). Среди крупнейших предприятий, введенных в строй в 1930-е годы, были Днепрогэс, Магн и тогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, заводы сельскохозяйственного машиностроения, Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс).

Первые результаты непродуманной экономической политики сказались сразу же. Пятилетние планы не выполнялись. Сельское хозяйство влачило жалкое существование. Производительность труда даже в реконструированных отраслях промышленности была существенно ниже, чем в США и странах Западной Европы, хотя их техническая оснащенность не слишком отличалась от западной. Здесь сказались и неумелое руководство, и низкая квалификация работников, и то, что рядом со стахановским трудом существовал в широких масштабах нерадивый, недобросовестный, к тому же плохо оплачиваемый и неизбежно низкокачественный труд. В комсомольской среде того времени отказ выйти на ночной субботник считался позором, прогул в дневную смену – обычным делом, не стоящим серьезного внимания. Поднять дисциплину и улучшить качество труда правительство попыталось с помощью суровых наказаний, введением тюремного заключения за прогулы и опоздания на работу.

Партия быстро пополняется в количественном отношении, обычным делом стали юбилейные наборы. От вновь вступивших требовалась только беззаветная преданность идее. Несколько десятков тысяч коммунистов были совсем неграмотными, свыше 26% – самоучки, около 63 % – имели низшее образование. Коммунистов с высшим образованием (вместе с незакончившими) насчитывалось 0,8 %.

В правительство обращаются ученые, видные деятели того времени. Всемирно известный физиолог академик И.П. Пав­лов ставил в один ряд беды своего народа с фашизмом на Западе. В письме Молотову он говорил, что никакие Днепрогэсы не принесут пользу, если они возводятся усилиями подневольных людей и делают свободного человека рабом.

В 1922 году рабочий день сократился с 10 до 7,6 часа. В новом Кодексе законов о труде устанавливался двухнедельный оплачиваемый отпуск, гарантировалось социальное страхование, охра н а труда женщин и подростков. Началось восстановление жилищного фонда, и уже в 1925 году жилплощадь, построенная государством, превысила 3 млн. кв. метров – в полтора раза больше, чем за предшествующие два года.

В целях самосохранения правительство очень умело и беззастенчиво манипулировало общественным сознанием. Один из ярких примеров – отношение к церкви. В 20-е годы продолжалась беспощадная борьба с религией. Разрушались храмы (не только православные), запрещались культовые обычаи (венчание, крещение, отпевание и т.п.), физически уничтожалось духовенство, конфисковывались церковные ценности.

В этих условиях самой печальной оказалась участь интеллигенции, именно она была самой опасной для нового режима. Судьба дореволюционной интеллигенции была предрешена еще в 1917 г. Но в 20-е годы возрождение экономики требовало максимального привлечения творческих сил страны. Отношение к специалистам заметно улучшилось, тем более что многие поверили в революционное обновление всей цивилиза ц ии. Советские ученые часто ездили за границу, стажировались в самых известных лабораториях.

В 30-е годы все сферы жизни все больше идеологизируются. Основной задачей культурной революции становится утвержде­ние марксистско-ленинской идеологии в духовной жизни страны.

Образование и просвещение . Создание советской интеллигенции. В области образования продолжается работа по ликвидации неграмотности. В 1939 г. по данным Всесоюзной переписи населения количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялось до 90%, подавляющая часть взрослого населения научилась писать и читать.

Одновременно и очень быстрыми темпами происходило развитие общеобразовательной школы. В 20-е годы в дискуссиях о судьбе образования отстаивалась идея единой школы, причем, хорошо аргументировалась мысль, что последняя не отрицает, а предполагает разнообразие в обучении.

В начале 30-х годов уже не было никаких дискуссий. Во всех ступенях российского образования провели серьезную реформу, в результате которой все дети соответствующего возраста смогли бесплатно учиться, в т.ч. и на родном языке в национальных окраинах. Было построено более 30 тыс. школьных зданий, вдвое увеличилось количество педагогических учебных заведений для подготовки учителей. К концу второй пятилетки (1937 г.) в целом по стране было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию.

С конца 20-х гг. начинается невиданный рост высшей школы. В связи с курсом на коренную реконструкцию народного хозяйства открываются сотни новых вузов, особенно технических и сельскохозяйственных. Широкое распространение получило высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства, причем, учиться могли как подростки, так и взрослые через систему заочного обучения, через экстернат, ФЗО (фабрично-заводское обучение), рабфаки, школы сельской молодежи.

Уже к 1933 г. по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию, вместе взятые. Масса людей получила возможность учиться и к концу 30-х годов страна удовлетворила острый голод в квалифицированных специалистах для производственной сферы.

В тоже время, для такого количества открытых учебных заведений не хватало преподавателей, помещений и оборудования. Встречались руководители вузов не имеющие не только высшего, но и среднего образования. Тем более что и состав студентов, при тогдашних условиях приема (в первую очередь поступали коммунисты и комсомольцы) был не самым лучшим. Директор института мясной промышленности так говорит о своих слушателях: 40% – слабокультурных, 40% – малокультурных, 11% – совсем не культурных и только 9% относительно культурных. В этих условиях качество образования оказалось достаточно низким.

Все учебные заведения мыслились как главные центры коммунистического воспитания советских людей. Повсеместно создаются комсомольские и пионерские организации. Много внимания уделялось изучению марксистско-ленинских дисциплин (работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, истории формаций, классовой борьбы, революций, советского строительства). Вместо юридических факультетов и исторических отделений историко-филологических факультетов стали образовывать факультеты общественных наук, специальные вузы по подготовке партийных и советских кадров.

Наука . В 20-е гг. советская наука продолжает дореволюционные русские традиции. В это время работают И.П. Павлов, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский. Им на смену приходит новое, не менее талантливое поколение.

В СССР была создана уникальная физическая школа. А.Ф. Иоффе руководил исследованиями по полупроводникам. Полимерами занимались А.П. Александров и П.П. Кобеко. Исследования по ядру возглавлял И.В. Курчатов. Ведущими специалистами в мире были признаны П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, Ю.Б. Харитон. В ав­густе 1928 г. В СССР прошел VI съезда русских физиков, где приняли участие многие зарубежные ученые.

Важное место в научных исследованиях принадлежало советским химикам. Рядом с именами М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева ставили имя В.Н. Ипатьева, бывшего в то время членом всех ведущих международных научных обществ. Под его руководством в России находилась вся химическая промышленность (включая военную). На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука.

В 30-х годах были созданы первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолете АНТ-25 (конструктора А.Н. Туполева) В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспересадочный перелет Москва – Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км.

Расходы на науку в то время росли как никогда быстро. К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. человек. Но теперь именно партийные органы решали, какие направления науки полезны для общества, а какие нет. Ученые обязаны были подтвердить свою лояльность власти. На тех, кто не собирался мириться с несвободой и не собирался признавать марксизм-ленинизм основой всех наук, быстро находили управу. В 1938 г. был арестован уже всемирно известный Л. Ландау, в 39-м – отпущен (дело, правда, не закрыли) потому, что Ландау нашел в себе силы покаяться и за него заступился П. Капица, что он делал с риском для жизни далеко не единожды.

Судьба, не только многих ученых, но и целых отраслей наук оказалась трагичной. Уничтожается цвет экономической науки: В.Г. Громан, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов. Началась атака на биологию, физиологию, психологию.

Основные тенденции в литературе и искусстве . В 20-е годы в крупных городах жизнь, что называется, бурлила. В Москве заработала первая радиостанция, в конце 30-х появилось телевидение. Одно за другим открывались учебные заведения, курсы, клубы, театральные и художественные студии. Клубы, особенно в сельской местности, стали центрами и политической, и культурной жизни. Здесь читали лекции, показывали фильмы, выступали артисты, работали библиотеки, художественные кружки и курсы ликбеза, выпускались стенгазеты, проводили общие собрания.

Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами.

Отсюда, творчество 20-х годов представляет собой борьбу полюсов: реалистических и ирреалистических тенденций. При этом основное внимание сосредоточено на личности, попытке понять предназначение человеческого существования. Характерной чертой творчества 20-х гг. остается его метафоричность, символичность, иносказательность.

Требовалось изображать советский народа в труде, в спорте, строящим коммунизм под руководством коммунистической партии. Художественная культура теперь была обязана показывать только преимущества социалистического строя, его достижения. Никакие пессимистические нотки не допускались. Учитывая многонациональный состав СССР, предполагалось развитие национального искусства. Под этим подразумевались герои, одетые в национальные одежды, национальный пейзаж, но делать и думать они должны были в рамках социалистического реализма.

Ликвидировались все течения и группировки. Уровень способностей, в общем-то, не имел значения. С 30-х годов вплоть до периода перестройки партия сама назначала, кто будет первым, кто вторым. Конечно, ни о каком реализме, в принятом понимании, речь не шла. Всех нарушителей установленных правил обвиняли в формализме.

Уже в 20-е, а тем более в 30-е годы, часть творческой интеллигенции более чем критично относилась к проводимому эксперименту, высказывала опасение за будущее страны. Появляется целый пласт художественной культуры, оппозиционной генеральной линии партии.

По нашему отделу

Имеет двадцать лет.

Она у нас в отделе

Всегда стоит у дела

У ней в помине нет.

Кино становится самым массовым и любимым народом видом искусства, тем более что в 30-е гг. газеты, журналы, книги стали выходить очень маленькими тиражами.

В период НЭПа рядом с государственными возникли общественные и частные кинопредприятия. Большинство из них занимались прибыльным прокатом заграничных фильмов, американских, немецких, французских детективов, комедий, мелодрам, далеко не самых лучших по качеству. Число кинотеатров и их пропускная способность значительно возросли.

Читайте также: