Искусство в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Предлагаю рассмотреть основные направления в развитии русской культуры, выявить особенности культурного развития на отдельных этапах.

Мир культуры Древней Руси

Культурное ядро Древней Руси сформировалось в то время, когда после падения древнего мира создавались основы средневековой Европы. Россия была частью варварского мира . Место и время возникновения древнерусской культуры определялось рядом особенностей, повлиявших на формирование менталитета и определивших его характер.

Организационным началом для древнерусской культуры стало принятие христианства в форме византийского православия.

Русская культура XIII – XVII вв

В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. укрепляются рационалистические взгляды на исторические события. Расширились не только исторические, но и географические знания людей.

Расширились не только исторические, но и географические знания людей. Афанасий Никитин Хождение за три моря. Источник Яндекс. Картинки.

Расширились не только исторические, но и географические знания людей. Афанасий Никитин Хождение за три моря. Источник Яндекс. Картинки.

Русские мастера научились выполнять довольно сложные математические расчеты во время строительства зданий и были знакомы со свойствами основных строительных материалов. Блоки и другие механизмы использовались при строительстве зданий. В XIX веке во Владимире, Ростове, Суздале и других городах были восстановлены каменные соборы. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, ряд соборов и монастырей. В ходе образования государства, сосредоточенного в Москве, начал зарождаться новый всероссийский стиль монументальной архитектуры. Этот стиль отличался творческим использованием архитектурных традиций древнерусских городов и в то же время обогащением их достижениями архитектуры европейского Ренессанса.

Становление национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского художника Андрея Рублева.

В XVI в. некогда мощные культурные центры и школы перестали существовать. Это было результатом завершенного процесса объединения в одно государство. Москва, ставшая всероссийским культурным центром, собрала лучших мастеров из всех стран, чье творчество в условиях устоявшейся национальной самобытности дало мощный импульс развитию культуры во всех ее областях.

Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры . В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, которая затем была переведена на Никольскую улицу.

Культура России Нового времени (конец XVII-XVIII вв.)

В конце XVII века полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, разделила доселе единую русскую культуру на две: светскую и религиозную.

В общественном сознании произошли значительные изменения, связанные с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой Отечеству.

Тенденция к демократизации - одна из особенностей русской культуры XVIII века. Преодолевая статичность, в русскую культуру XVIII века начал проникать принцип историзма.

Архитектурный облик как гражданских, так и религиозных зданий, основанных на системе заказов, значительно меняется. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. Наибольшее влияние на развитие русской архитектуры оказали Ж.-Б. Леблон, Д. Трезини, М. Земцов и другие.

Этот период характеризуется появлением новых направлений в живописи, повышением интереса к личности человека, верой в его безграничные возможности. Это привело к активному развитию портретной живописи (А.М. Матвеев, И.И. Никитин и др.). Российская действительность петровской эпохи также отражена в графике.

В становлении национального самосознания, национальной культуры огромная роль принадлежала лучшим представителям дворянства, развивающейся интеллигенции.

Расцвет русской архитектуры и изобразительного искусства во второй половине XVIII века связан, во-первых, со зрелым владением принципами нового искусства, во-вторых, с обращением к древнерусской традиции с позиций нового искусства.

В итоге можно отметить, что одним из главных достижений второй половины XVIII в. стало утверждение материалистического мировоззрения, формирование которого повлияло на формирование светского, реалистического искусства. Русское искусство было проникнуто идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга.

Основные направления в развитии русской культуры XIX – начала XX вв

Восстание декабристов вызвало большой подъем социальной и философской мысли, его влияние на художественную культуру также было глубоким. А. Пушкин выразил в своем творчестве свою близость к идеям и духу декабризма. Одной из центральных тем социальной и философской мысли была тема будущего России. Эта тема дала начало двум важным течениям русской мысли - западничеству и славянофильству.

Ряды интеллигенции значительно выросли. Их духовные запросы вызвали рост в книгоиздательстве, увеличился тираж газет и журналов. Также события повлияли на развитие театра, живописи и других искусств.

В литературе и искусстве распространились различные тенденции – импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм и другие.

Русская литература первой половины века характеризуется быстрой сменой эстетических тенденций: классицизм XVIII века ненадолго сменяется сентиментализмом, уступающим место романтизму, а реализм заменяет его. Тема войны нашла широкий резонанс в поэзии. Творчество Державина, Карамзина, Пущина, Лермонтова и др. проникнуто чувством патриотизма.

Впоследствии русская литература обращается к внутреннему миру человека, его духовными качествами и проблемами, которые затрагивают каждого человека, независимо от того, к какому социальному слою он принадлежит. Вопросы морали всегда были в центре внимания самых выдающихся русских писателей.

В начале XX века Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, продолжали традиции критического реализма XIX века, эти традиции сыграли писатели нового поколения (А. М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин). Но наряду с этой тенденцией, особенно в дореволюционное десятилетие и в основном в поэтической среде, существуют различные литературные кружки и объединения - символисты, акмеисты, футуристы и т. д. Заметно стремление отойти от традиционных эстетических норм и идей.

В первой половине XIX века классицизм, утвердившийся в России в конце XVIII века, долгое время сохранял свои позиции.

В XIX веке большое внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы видели народную музыку источником вдохновения. В конце XIX века также отмечается повышенное внимание к оперной и камерной музыке.

В первой половине XIX века произошел постепенный переход от академизма, основой которого стала Имперская академия художеств. Решающий поворот русской живописи к реализму представлен в творчестве П. А. Федотова. Во второй половине XIX в. критический реализм уже занял господствующее положение в русской живописи.

В конце XIX века в русской живописи возникли новые модернистские тенденции, создавшие свои собственные творческие объединения.

Русская культура рубежа веков и первых десятилетий XX века стала результатом огромного и сложного пути. Гуманизм и гражданственность, народность и демократичность всегда отличали русскую культуру. Одновременно в России всегда существовало несоответствие между богатством культуры и возможностью вовлечения в нее широких слоев народа. Уровень образования народных масс, прежде всего крестьянства, мещанства, уже в начале XX в. ограничивался начальной школой. Только участие общественности и интеллигенции привело к определенным сдвигам в системе государственного образования, некоторые из которых произошли в конце XIX века.

Российская культура второй половины XX – начала XXI века

Культура в годы Великой Отечественной войны: с самых первых дней все достижения отечественной культуры, науки и техники были поставлены на службу Отечеству в достижении Победы.

В XX веке одно из самых великих произведений военных лет - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда.

В послевоенный период отечественная культура продолжила художественное развитие военной темы. В целом послевоенная идейно-политическая ситуация в стране была не совсем благоприятной для развития культуры и науки. Распространялся догматизм, цитатничество. Изоляционистская политика советского руководства была поддержана широкой идеологической кампанией по борьбе с низкопоклонством перед Западом.

Во второй половине 60-х годов активизируется молодежное движение, которое выступает против традиционных форм духовности.

Культура России — культура народов и народностей Российской империи и её государств-предшественников, а также советской и современной России. Культура России признана одной из самых богатых и многогранных культур мира.

История культуры России

Древняя Русь

Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:

  • Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
  • Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
  • Сильное влияние религии. Совмещение Христианской церкви и языческих обрядов. Двоеверие.

Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.

Культура России XIII—XVII веках


В 1237—1242 годах произошло монголо-татарское нашествие на Русь. После этого Русь попала более чем на 200 лет в зависимость от Золотой Орды. Естественное развитие Руси было нарушено. В этот период особенно ярко проявляются различия русской культуры от культуры западноевропейской.

Ключевые особенности культурного развития в тот период:

  • Необходимость самоидентификации русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами и формирование общерусской культуры.
  • Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Прекращение двоеверия.
  • Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и от католических стран.

Российская империя


Советское государство

Культура СССР является кумулятивной культурой стран и народностей, проживающей на территории Советского Союза. Государствообразующей была русская культура, также огромен вклад в культуру СССР таких народов как украинцы, белорусы, казахи, узбеки, грузины и т. д.

Интенсивно развивалось театральное искусство, кинематограф, изобразительное искусство. В отдельные периоды поощрялось развитие культур этнических меньшинств, национальных культур.

Народные промыслы не имели поддержку на государственном уровне, в связи с чем некоторые промыслы были утрачены и восстановлены только после распада СССР.

Современная история

Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран.

Культура народов России

Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих 79,83 %, проживает свыше 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке и православии, однако это доминирование никогда не было полным. Важную роль в развитии русской культуры оказали Украина и Белоруссия, а также и другие славянские страны, такие как Сербия и Польша. Важную роль в развитии культуры России играют культура крупных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие.

Культурные артефакты России

Артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор. За тысячелетнюю историю Россия накопило огромное количество культурных артефактов.

Языковое наследие

Самым распространённым языком в России является русский. Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 69 её конституции. Однако, число носителей ещё восьми языков в РФ превышает один миллион человек. Республики в её составе вправе устанавливать свои государственные языки и как правило пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике помимо русского статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

Несмотря на предпринимаемые во многих регионах усилия по сохранению языкового разнообразия, в России сохраняется наметившиеся ещё в советское время тенденция к языковому сдвигу, когда фактически родным языком нерусских граждан становится русский язык, в то время как поверхностное знание материнского языка (языка своего этноса) становится не более чем маркером этничности.

Глаголица

Глаголица — одна из первых славянских азбук. Некоторые исследователи полагают, что именно глаголицу создали святые Константин (Кирилл) Философ и Мефодий для записи церковных текстов на славянском языке, а кириллицу разработали их последователи на основе греческого унциального письма (устава).

Кириллица

На основе кириллицы построены алфавиты многих славянских языков, а также некоторых неславянских языков, которые ранее не имели письменность либо имели другие системы письменности и были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов. См.: список языков с алфавитами на основе кириллицы.

Русский язык

Ру́сский язы́к — один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, в том числе самый распространённый из славянских языков. Русский язык произошёл из древнерусского, вместе с украинским и белорусским языками.

Фольклор, народная культура

Былины, сказания, народные сказки

Народные былины и сказки характерные для народов населяющих Россию донесли до нас всю народную мудрость из глубин веков.

Основными героями в былинах были простые крестьяне (например, Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич).

Народное музыкальное творчество

Частушка

Часту́шка — короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. В эпоху СССР, большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность, многие содержали ненормативную лексику.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

Городской фольклор, городской романс

Свадебные обряды

Народные художественные промыслы России

Гжель

Жостово

Хохлома

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.

Городецкая роспись

Мезенская роспись по дереву

Определенный тип росписи деревянных прялок и утвари — ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

Скань

Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали.

Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI веке — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Каслинское литьё

Каслинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.

Финифть

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Матрёшка


Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами.

Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

Вологодское кружево

Искусство России

Изобразительное искусство

Иконопись


Русская иконопись унаследована традиции византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Самое всеобъемлющее собрание икон находится в Третьяковской галерее.

Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастеры как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.

Живопись




Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине-конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, как Левицкий и Боровиковский.

Русский авангард


В конце XIX — начале XX века Россия становится одним из центров авангардного искусства. Яркие представители авангарда: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

Художественные музеи

В России существует множество художественных музеев и галерей. Среди самых известных: Государственная Третьяковская галерея в Москве и Государственный Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге.

Литература

В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин, Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.

Проза


Среди наиболее известных писателей России XIX века:

и многие другие (см: Категория:Писатели России).

Поэзия


Среди наиболее известных поэтов России:

и многие другие (см: Категория:Поэты России).

Современная литература

Среди признанных в России и за рубежом авторов современной русской литературы: Борис Акунин, Виктор Пелевин

Театр

Российское театральное искусство является одним из наиболее перспективных в мире. В России работают театры имеющие мировую славу, такие как Мариинский театр, Большой и Малый театры.

В России развито и популярно цирковое искусство. Среди известных артистов цирка можно отметить:

Фокусники (иллюзионисты):

Дрессировщики:

Кинематограф

После распада СССР кинематограф в России переживает кризис: многие киностудии испытывают финансовые трудности. На кинопродукцию, производимую в России, оказывает сильное воздействие американских фильмов. В 1990-х годах количество высокобюджетных фильмов не велико (появляются такие картины, как Сибирский цирюльник и Русский бунт). В эпоху 2000-х на фоне экономического роста происходит качественный и количественный рост в киноиндустрии.

Фильмы, произведённые в России и странах-предшественницах, являются лауреатами крупнейших международных кинофестивалей, таких как Берлинский, Каннский, Московский.

Ежегодно в России проводятся десятки кинофестивалей, среди которых крупнейшими являются Московский кинофестиваль (аккредитация Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров) и Кинотавр.

Мультипликация

Советская мультипликация известна во всём мире, отличается использованием пастельных тонов, духовностью, добротой содержания, наличием сильной учебной составляющей. На самых известных студиях СССР и России (Союзмультфильм, Центрнаучфильм, Киевнаучфильм) сняты тысячи мультфильмов.

Культура России составляет большую часть русского нематериального наследия. Она объединяет традиции многочисленных народов Руси, отражает исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений.

Русская живопись

Русская живопись, Русская культура

Русская литература

Русская литература, Русская культура

Важная часть русской культуры — русская литература. Произведения Достоевского, Толстого, Грибоедова, Лермонтова, Пушкина переведены на разные языки мира. Серебряный век русской поэзии подарил человечеству прекрасных поэтов: Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок, Валерий Брюсов и другие. Советская эпоха также внесла свой вклад: имена Аркадия и Бориса Стругацких, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко знают в разных уголках планеты. Характерные черты литературы России: глубокая проработка душевных переживаний героев, живописное описание природных пейзажей, исследование внутреннего мира человека.

Русский театр

Русский театр, Русская культура

Русский театр во всём мире известен прежде всего благодаря русскому балету — уникальной школе танцевального искусства, которая стала визитной карточкой страны. Не зря некоторые путешественники просят включить посещение балета в программу туров по России. Но мало кто знает, что история русского театра берет начало в народных гуляниях и представлениях на площадях. Скоморохи — вот родоначальники театральной культуры России.

Русская скульптура

Русская скульптура, Русская культура

В России жанр скульптуры развивался неравномерно. Славяне вырезали деревянных и каменных идолов, символизирующих ту или иную стихию, духов. После прихода христианства люди практически перестали создавать скульптуры, но жанр развивался в барельефах, оформлении фасадов зданий. Это было связано с запретом на идолопоклонство в православной русской культуре. Возрождение этого вида искусства началось во время реформ Петра I, когда многое перенималось из западноевропейского стиля. Огромное внимание скульптуре уделяли в Советском Союзе, увековечивая вождей и общественных деятелей в мраморе, камне, бронзе, гипсе.

Русская музыка

Русская музыка, Русская культура

Русское кино

Русское кино, Русская культура

Современное русское кино часто ориентируется на западные кинокартины. В то же время культовые российские фильмы отличаются особой подачей, сюжетной линией и актёрской игрой. Отдельного внимания заслуживает советская школа кинематографии: несмотря на натянутые отношения между СССР и Западом некоторые фильмы завоевывали престижные награды международных конкурсов.

Традиционная русская мужская одежда

Традиционная русская мужская одежда, Русская культура

Традиционная русская женская одежда

Традиционная русская одежда женщин

Глядя на традиционную русскую женскую одежду, можно было определить её происхождение, семейный статус, возраст. Каждый элемент нёс скрытый смысл. Например, девица на выданье заплетала себе две косы, замужняя женщина одну косу, вдова могла ходить с распущенными волосами и непокрытой головой. Для женских нарядов в культуре России была характерна многослойность. Особую роль играл сарафан, крой которого менялся в зависимости от региона.

История русской культуры

История русской культуры

Культура России объединяет в себе традиции многочисленных народов Руси, в ней отразились исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений. История русской культуры делится на пять этапов: культура Древней Руси, культура XIII-XVII веков, культура Российской Империи, советская культура и, собственно, современная культура.

Большое влияние на развитие русской культуры оказал приход христианства на Киевскую Русь: изменились архитектура, традиции и письменность. Нашествие хана Батыя отдовинуло влияние византийской культуры. Этап Московской Руси объединил бескрайние земли вокруг столицы, был построен белокаменный Московский кремль, возрождена роспись храмов фресками, а живописцы снова стали ориентироваться на византийские каноны. Кстати, именно в то время творил знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Реформами Петра I русская культура была переориентирована на западноевропейские ценности. В этот период сформировались основы русского литературного языка и были написаны знаменитые на весь мир произведения русских классиков. Советский период сильно повлиял на культуру, приход большевиков к власти вынудил творческих и научных деятелей царской России эмигрировать в Европу. Однако в это время выросло новое поколение советской элиты, развивались театр и кинематограф.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Читайте также: