Искусство татарского народа кратко

Обновлено: 07.07.2024

Татарская культура

Татары имеют более чем тысячелетнюю историю, и свое начало связывают с древним царством волжско-камских булгар. Именно в то далекое время зародилась татарская культура , на базе которой построен весь фундамент существования нации в современном мире.

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.

Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации.

В 922 году был принят ислам, определивший духовное лицо народа, в то время были определены границы влияния и расселения татар, на основе того языка во многом сложился современный литературный татарский язык. Период Волжско-камской Болгарии заложил основы татарской архитектуры, татарского орнамента, татарской музыки, национального костюма, народной кухни, национальных праздников и даже национальной политики. В это время были построены, сохранившиеся до наших дней: Малый и Большой минарет в Великом Булгаре, Черная и Красные палаты, руины каменных бань, ханского дворца, Чертово городище в Елабуге, в это время были написаны знаменитые поэмы Кул Гали. Раскопки древних городов волжско-камской Болгарии и по сей день открывают все новые аспекты татарской культуры периода становления.

Конец истории Волжско-камской Болгарии связан с монгольским нашествием и включением территорий в состав нового государства Золотой Орды. Татары становятся титульным этносом нового государственного образования, и культура Волжских Булгар перерастает в татарскую культуру более мощного и крупного государства. Татарская культура поглощает монгольскую военную машину, она не становится данником как соседние культуры, она становится основой нового государства. Период Золотой Орды укрепляет позиции ислама во всем регионе, строятся новые города, закладываются основы военного искусства татар, укрепляются связи с восточными культурами, расширяются границы влияния. Культура торговли татар достигает своего рассвета. Великий шелковых путь на 2/3 проходил через татарские земли, что наложило сильный отпечаток и любовь татар к торговле. Военная доктрина, привнесенная в татарскую культуру монголами, не приживается в менталитет татар, и Золотая Орда, разбогатев, распадается на несколько татарских государств со смещением центра культурной жизни обратно на территорию современного Татарстана.

С этого момента начинается Казанский этап становления татарской культуры. Поэзия Мухамедьяра, знаменитая на весь мир татарская кожаная мозаика, рассвет ювелирного искусства татар - все это заслуги времен Казанского ханства. Особое место занимает искусство татарских шамаилей, получивших широкое распространение среди казанских татар. Военное искусство, доставшееся татарам от монгол, переходит как эстафетная палочка к русским князьям, чей менталитет оказывается более подходящим к силовым решениям. Казанское ханство просуществовало всего сто лет, и было уничтожено агрессивными соседями с севера.

Вплоть до 20 века татарская культура боролась за свое существования исключительно мирными способами, что и послужило возникновению той знаменитой толерантности, которая присуща современным татарам. Насильственное навязывание русской культуры (крещение татар, разрушение исторических памятников, гонения на культурных деятелей, жестокое подавление национального самосознания) не озлобило народ, наоборот татары выработали иммунитет ко злу и вобрали все лучшие от русской культуры и посредством русской культуры. В это время зарождается татарский театр, татарская художественная школа, татарская историческая школа, татарская философия, происходит либерализации ислама, татары знакомятся с европейским искусством.

Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Шигабутдин Марджани, Исмаил Бекмухамедов, Габденнасыр Курсави - далеко не полный список видных деятелей татарской культуры этого периода.

По мнению современных исследователей, творчество Габдуллы Тукая можно рассматривать как некий итог тысячелетнего периода развития тюркской культуры и является духовным ориентиром, одним из объединяющих начал для татар всего мира. Его произведения переведены на многие языки мира, а поэтические сборники выдержали сотни изданий. В рамках празднования 125-летия со дня рождения классика татарской поэзии реализованы новые уникальные издательские, выставочные и театральные проекты, прошли международные научные форумы, творческие конкурсы художников, поэтов, чтецов и другие мероприятия. Состоялось открытие памятника Габдулле Тукаю в Москве и бюста поэта в Анкаре (Турецкая Республика).

Всемирную известность получили поэзия и судьба татарского поэта-антифашиста, Героя Советского Союза Мусы Джалиля, автора знаменитых "Моабитских тетрадей" - поэтического цикла, написанного в одиночной камере берлинской тюрьмы Моабит в ожидании казни.

Современная татарская литература - это целое созвездие ярких имен: Ренат Харис, Равиль Файзуллин, Роберт Миннуллин, Мусагит Хабибуллин, Рабит Батулла, Туфан Миннуллин, Мухаммат Мирза, Ркаиль Зайдулла и др.

Также с Татарстаном связаны судьбы писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, композитора Софии Губайдуллиной, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева.

Татарский драматический театр, зародившийся в начале XX века на любительских подмостках, к середине прошлого столетия утвердился как самобытное художественное явление – со своей эстетикой, драматургией, актерской и режиссерской школами. В 1926 году первым из национальных театров страны он получил звание академического.

Особое место в татарской культуре занимает советский период, ставший эпохой возрождения татарского народа. Заново закладываются основы татарской государственности, формируется татарская интеллигенция, политическая элита, расцветают поэзия, изобразительное искусство, театр, литература, национальные ремесла. Появляются татарский балет, татарская опера, татарский спорт, татарская научная школа. Имена татарских знаменитостей советского периода можно выделить в целую энциклопедию - Муса Джалиль (поэт), Салих Сайдашев (композитор), Сафаргалиев Магомед (историк), Тинчурин Карим (драматург), Ахмедзянов Юнус (кулинар), Ахатов Габдулхай (лингвист), Булатова Мунира (опера), Габдулла Кариев (театр), Туфан Миннуллин (писатель), Урманче Баки (художник), Рудольф Нуриев (балет).

Сегодня татарская культура, ощущает себя частью мировой цивилизации, за два десятилетия о татарах вновь узнал весь мир, укрепились государственные институты татар, Татарстан уверено вышел на мировую арену и ему есть что показать и чем гордиться. Родились новые направления татарской культуры: интернет, кино, мультипликация, культура международных отношений. Возрождаются татарская архитектура, восстанавливаются разрушенные мечети, реконструируются древние города, набирает силу туризм и любовь к татарскому языку.

Декоративно-прикладное искусство татарского народа характеризуется многослойностью содержания, многообразием художественно-технических средств и орнаментов, богатством художественного языка. Мозаика из кожи, многоцветное закладное ткачество, золотное шитьё и вышивка, высокохудожественные ювелирные, резные украшения из дерева, полихромная раскраска жилища – яркие свидетельства богатых декоративных традиций татар.




Перстни мужские. Вторая половина XIX в.
Национальное своеобразие татарских украшений обусловлено многовековыми традициями, сложившимися в творчестве многих поколений народных мастеров. В них аккумулирован исторический опыт народов разных стран и эпох, как соседних тюркских, финно-угорских и славянских этносов, так и территориально удалённых, но связанных с татарами в этнокультурном, этноконфессиональном отношении народов Средней и Передней Азии, Казахстана, Сибири, Кавказа. Однако основные истоки их связаны с народными традициями, сложившимися в Волжской Булгарии, Золотой Орде и в средневековых постзолотоордынских ханствах, особенно в Казанском.



Височно- нагрудное украшение. Конец XVIII – начало XIX в.


Накосник. XIX в.
Весьма характерными для татар являются металлические (часто монетные) украшения на матерчатой основе различного назначения, разнообразных форм и декоративного убранства, которые изготавливались обычно самой женщиной, исходя из территориальных традиций. Другая группа представляла собой чисто ювелирные образцы, которые изготавливались профессионалами-ювелирами, главным образом казанско-татарскими ремесленниками. Крупными центрами ювелирного дела в XVIII – начале XX в. были Старая и Новая слободы в Казани и деревни Заказанья (Арский, Сабинский, Мамадышский, Лаишевский районы). Мастерские ювелиров находились в татарских слободах Астрахани, Касимова, Уфы, Оренбурга, Троицка, Тобольска, Томска. В селениях ювелирным ремеслом нередко занимались крестьяне в свободное от земледелия время.



Воротниковая застёжка. Середина XIX в.
У мужчин в высшем сословии пользовались популярностью драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Мужские пояса с богатым ювелирным набором из накладных блях и пряжки бытовали у казанско-татарской знати в период Казанского ханства.
Среди головных украшений женщин накосники были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения. Кроме многочисленных вариаций монетных накосников широко бытовали накосники в виде фигурных блях. Они выполнялись в технике скани, штамповки, литья, украшались самоцветами, зернью, цветочно-растительным орнаментом или арабской вязью при использовании гравировки, черни, чеканки. Наиболее традиционной была бляха лопастной формы, сканая или гравированная. Массивные накосники из шести-девяти блях, соединённые в два-три ряда коромыслицем, крепились сразу к обеим косам или же использовались при оформлении конца матерчатых монетных девичьих накосников, бытовавших у казанских и сибирских татар чехлов для кос, у мишарей Окско-Сурского междуречья.





Женский нагрудник. Конец XIX в.
Другим специфическим нагрудным украшением, обычно на матерчатой основе, была перевязь. Первоначальное надевание перевязи относилось ко времени переезда молодой в дом мужа. Обряд был связан с предохранением женщины от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства. У казанских татар перевязь украшалась драгоценными накладными бляхами. Встречались перевязи и без матерчатой основы, выполненные из крупных, обычно лопастной формы, позолоченных сканых блях, инкрустированных драгоценными камнями. У мишарей перевязь украшалась карманцем – амулетом, расшитым тамбуром (а у кузнецко-хвалынских – золотным шитьём вприкреп и серебряными монетами).



Перстни женские. XIX в.
Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением татар была воротниковая застёжка с подвесками. Такие застёжки крепились к специальным съёмным парчовым или бархатным воротникам.
Украшения для рук: браслеты, перстни, кольца – татарки носили постоянно, как правило, попарно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой.


Праздничные нагрудные украшения – хаситэ. XIX в.



Браслеты женские. XIX в.
Наблюдалось огромное разнообразие типов и приёмов украшений: тончайшая золочёная филигрань, инкрустированная драгоценными камнями, – в высшем сословии, и простенькие гравированные браслеты из низкопробного серебра – у низших слоёв. Многочисленные типы ожерелий: из монет, сканых или чеканных блях, из самоцветов и цепочек с подвеской в виде металлической коранницы – были обязательным атрибутом девичьей и женской одежды.
Татарские мастера владели всем технологическим процессом ювелирного дела (от литья до окончательной обработки). Основным материалом для изготовления украшений служило серебро; у высшего сословия – с позолотой.
Литьё как наиболее древний вид художественной обработки металла являлось неотъемлемой составляющей технологического процесса. Для изготовления металлической пластины для чеканных изделий (браслетов, блях, коранниц) или проволоки для филиграни ювелиры переплавляли слитки серебра, лом или монеты. Казанско-татарским мастерам было известно литьё в открытые песчаные, земляные и глиняные формы, в разъёмные двусторонние формы из камня и литье по восковой модели.





Коранницы. XIX в.
Чеканка насечкой применялась и для отделки поверхности литых и штампованных изделий. Особый интерес представляют бляхи, выполненные способом литья по восковой модели, имеющие до пяти и более уровней рельефа. В основе их образного решения лежит малохарактерный для татарской ювелирной традиции барочно-рокайльный стиль, нашедший преломление в оформлении окладов на православных иконах русскими серебряниками, в том числе и Казанского Поволжья.
Любопытная вариация чеканки по литью проглядывает на старинных (предположительно, периода Казанского ханства) воротниковых и поясных застёжках с подвесками в виде стилизованных изображений головы барана. Мотив широко известен в ювелирном искусстве народов Евразии как отражение пережитков древних религий, магических обрядов, тотемизма и культа природы. Уникальность изображения барана в татарском ювелирном искусстве заключается в специфической синкретичности образа. Голова барана изображалась в виде барельефа (вид сверху), куда орнаментально включалась личина (рога, глаза, ноздри).



Пояса мужские. XIX в.




Казанские полотенца. Конец XIX в.
Технология бугорчатой филиграни отличается от ажурной тем, что её орнамент строился из плотных завитков вальцованной проволоки в форме конуса. В основном это ювелирные украшения для знатных женщин.
Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными (топаз, аквамарин, изумруд, аметист) и полудрагоценными (сердолик, горный хрусталь, опал, яшма) камнями. Особой популярностью пользовалась бирюза. Традиционной была простейшая форма оправы – глухой высокий каст. Касты обрамлялись сканью, канителью, а также полоской-каймой, на верхнюю сторону которой нанесено поперечное рифление. Непрозрачные камни имели форму кабошона (гладкой и выпуклой поверхности), а прозрачные – верхнюю и нижнюю огранку. В готовом виде самоцветы покупали у уральских гранильщиков. Наиболее характерным было розеткообразное сочетание крупного сердолика и мелкой бирюзы в центре изделия. Средние и мелкие самоцветы сажались в припаянные к основе гнёзда, образуя центрально-лучевую композицию.



Женский головной убор – калфак-наколка. Конец XIX в.
Вышивку применяли для украшения одежды, бытовых и обрядовых предметов. Один из массовых и наиболее традиционных видов декоративно-прикладного искусства развивался как домашнее высокохудожественное ремесло. Наиболее популярной у татар являлась вышивка в технике тамбур. Её можно разделить на два вида: низкий (в виде плоских стежков) и высокий тамбур, создающий рельефную поверхность за счёт использования толстых нитей из кручёного шёлка. В вышивке использовались шерстяные и металлические нити, а с конца XIX в. – гарус. Вышивкой украшали концы обрядовых полотенец, скатерти, молитвенные коврики, занавески, головные покрывала, передники, она использовалась в украшении женских и мужских головных уборов. До второй половины XIX в. Вышивали иглой, а позднее крючком с использованием специальных вышивальных приспособлений. Наиболее типичным являлся растительный орнамент в ленточной, букетной и сетчатой композициях, розеточных и шахматных построениях с цветочными мотивами. Вышивка татар отличалась многокрасочностью и богатой палитрой.


Ткацкий станок. XIX в.
Со второй половины XVIII в. широкое распространение получило золотное шитьё. Для создания рельефного узора под нити подкладывали ткань или бумагу, вышивка дополнительно украшалась витыми металлическими спиралями – трунцалами, блёстками, бисером, жемчугом, по краям пришивались бахрома, кисти или кружева. Популярной техникой было шитьё жемчугом и бисером, синелью и драгоценными камнями. Весьма распространённой являлась техника ушковой аппликации алмалау, когда орнамент создавался из мелких кусочков шёлка треугольной формы, сшиваемых в крупные рельефные композиции, которые дополнялись цветным бисером и мелким жемчугом. Золотошвейная техника использовалась в производстве головных женских и мужских уборов, лёгкой женской обуви. Изделия татарского золотного шитья получили широкую известность.


Ковер-палас. Конец XIX – начало XX в.


Льняные тканые полотенца. Конец XIX – начало XX в.
Ткачество – одно из наиболее распространённых ремёсел татар. Его наиболее древним видом является закладное. При такой технике используется система утóк – узор составляется из поперечных нитей, пересекающихся с продольными, образуя двусторонний узор по ткани. Во второй половине XIX в. популярность получает браная техника, когда узор лицевой стороны изделия образовывается настилом утка, а узор изнаночной стороны – настилом основы. Орнамент браных и закладных изделий – геометрический, сочетающий треугольники, ромбы, квадраты, многоугольники с заполнением пространства между ними мелкими узорами. Менее распространённой является техника многоремизного ткачества. При её использовании узоры создаются из 6 – 8 нитей утка, при переплетении которых с нитями основы получается фактурная ткань. Её характерные мотивы – ромбы, зигзаги, ласточкины хвосты. Для изготовления одежды и бытовых изделий использовался простейший вид тканей – полосатая и клетчатая пестрядь, в которой обычно сочетались два-три цвета.





Оформление дома и ворот кряшен. Пестречинский район, с. Кряш-Серда
Резьбой по дереву у татар украшались дома и мебель, разнообразная домашняя и хозяйственная утварь, посуда и игрушки. Мастера-резчики использовали как твёрдые, так и мягкие породы древесины. Одними из самых древних техник резьбы по дереву являются трёхгранно-выемчатая (резцом с поверхности дерева вынимаются треугольные грани) и ногтевидная (долотом делаются округлые углубления). Наибольшее распространение среди татар получила накладная контурная и глухая техника. В конце XIX в. появилась техника пропильной резьбы, при которой узор создавался просверливанием отверстий или выпиливанием сквозных прорезей пилой или ножовкой.


Дом Сафы Бахтеева. Казань
Большое распространение в татарской архитектуре и в оформлении каменных надгробий получила резьба по камню. Средневековые каменные постройки и их детали, сохранившиеся до наших дней, характеризуются богатством резных узоров, украшающих обрамления порталов, оконных проёмов и ниш. При декорировании интерьеров мечетей и мавзолеев, кроме резьбы по камню, использовались техника резьбы по гипсу и производство штампованных гипсовых облицовок. Местные строительные и облицовочные материалы – туф и известняк – хорошо подходили для обработки, мастера могли вырезать на их поверхности округлые и криволинейные цветочно-растительные и геометрические узоры. Каменные стелы, датируемые XIII – XIX вв., имеют стрельчатые, килевидные и полуциркульные завершения. На них вырезались тексты религиозно-философского содержания. Каменная поверхность надгробий покрывалась растительными узорами и пышными надписями.

Татары как тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, и на дальнем Востоке. Место в духовно-нравственной жизни татарского народа. Традиционные костюмы населения.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2015
Размер файла 5,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Татарская литература

2. Татарская живопись

3. Татарская архитектура

4. Татарский орнамент

5. Татарский костюм

6. Татарские украшения

Татарами называют основное население Татарстана, религией которого является мусульманство. Культура этого народа довольно интересна и богата. татар костюм духовный

Предками Татр были булгары, которые основали государство Булгария.

Булгария была наиболее сильным государством в Поволжье. Выгодное географическое положение обеспечивало её благосостояние. Центром импорта орехов, рыбы, меда, пшеницы, шапок и одежды была именно Булгария. Однако в четырнадцатом веке возродилась война за ханский престол и Булгария распалась на два княжества. Частые нападения на эти княжества привели к формированию нового государства и этноса - татар.

Праздники татар очень тесно связаны с их верой. Главными из них были: жертвоприношение - Корбан гаете, конец тридцатидневного поста - Ураза гаете, а также день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Кроме того, очень значимыми обрядами и праздниками были те, которые имели отношение к сельскохозяйственным работам. Праздник - сабантуй отмечался весной пред посевом. В этот день обычно устраивали соревнования по бегу, борьбе, прыжкам, конным скачкам.

Песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Основными из них считаются кубыза и курай.

Татары очень почитают и соблюдают традиции. Интересным фактом является то, что для организации свадьбы решение о браке принимали лишь родители молодых. Согласие парня и девушки было совершенно не обязательным. Праздничное застолье и прочие обязательные обряды проводились только в доме невесты. При этом молодые не должны были присутствовать с гостями. Прежде, чем жених уплатит за невесту калым, она должна была оставаться в доме своих родителей, и иногда строк затягивался до самого рождения ребенка.

1. Татарская литература

Всякому заезжему, без сомнения, странно покажется найти в казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением других". Так писал в 1844 году в книге "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях" казанский врач и этнограф Карл Фукс. Эта книга родилась вследствие многолетних наблюдений автора над повседневной жизнью татар и отличается точностью суждений и выводов.

Татары читали книги самого разного содержания: по богословию, мусульманской юриспруденции (фикх), медицине, педагогике, астрономии, философии и, конечно же, художественную литературу. До начавшегося в XIX веке татарского книгопечатания они обходились рукописной книгой. Несмотря на то, что у татар, как и на всём мусульманском Востоке, рукописные книги относились к весьма тонким и сложными ремёслам и поэтому стоила очень дорого, они имели широкое хождение.

Русское государство не оказывало поддержки татарской национальной школе. Поэтому учебники и другие книги переписывались шакирдами -- учениками медресе на дешёвой и благодаря этому доступной русской бумаге. С течением времени рукописных книг становилось всё больше: несмотря на свирепое уничтожение в 20-30-е годы ХХ столетия и позже рукописных книг на арабице, они обнаружены археографами в большом количестве -- их насчитывается десятки тысяч.

Книги великого Навои наши узбекские коллеги копируют в парижских библиотеках. Между тем, один полный и высококачественный список его "Пятерицы" хранится в Казани. А найденных списков поэмы "Кысса-и Йусуф" ("Сказание об Иосифе") Кул Гали, великого классика булгаро-татарской литературы начала XIII века, к настоящему времени насчитывается около трёхсот. Самым старым списком считалась рукопись XVI века из коллекции учёного-богослова Г.Баруди, которая исчезла вместе с другими ценными книгами этого имама в упомянутые 20-е годы. А среди сохранившихся самым старым является Дрезденский экземпляр, приобретённый "у слободского татарина Динмухаммета Суттова" неким Зентелем. По всем признакам, список относится к XVII веку.

Книгопечатание татарам было разрешено лишь к 30-м годам XIX века. Спрос на книги был огромен, и татарские книгоноши распространяли их не только среди своих соплеменников, но и среди других родственных народов: башкир, казахов и других. Издание большими тиражами спасло от исчезновения многие ценные памятники средневековой литературы. "Кыссас ал-анбия" ("Сказания о пророках") Рабгузи (1310 год), "Султан Джумджума" ("Повесть о черепе султана", XIV век), "Толкования Корана", множество книг восточных учёных и поэтов -- Ибн Сины, Саади, Аттара и других, являющиеся учебным пособием в медресе и занимательным чтением у образованной части населения, были распространены и в рукописной, и в печатной форме.

Особо уважаемое место в духовно-нравственной жизни татарского народа занимала вышеупомянутая поэма "Кысса-и Йусуф", созданная на сюжет библейско-коранического сказания об Иосифе Прекрасном, названном в мусульманской литературе "Йусуфом Верным". Это -- книга о верности долгу, отцу, родине, о любви, сказание, осуждающее распри братьев, воспевающее чистоту чувств и право на счастье. Родители "Книгу о Йусуфе" (так в на роде называли эту поэму) клали в приданое невесты. В одном акте о конфискованном имуществе участника Пугачёвского восстания в числе ценных вещей упомянута данная книга. Татарские женщины читали её под напев, собираясь зимой на вечеринки.

В средневековье в отношении литературы не существовало понятий "своё" и "привозное": книжный репертуар Поволжья был весьма широк, потому что, к примеру, суфийские поэты Туркестана Ахмед Ясеви и Сулейман Бакыргани (XII век) считались у татарских читателей своими.

После завоевания Казанского ханства Московским государством литературная жизнь, как и вся духовная деятельность, долгое время находилась в состоянии оцепенения. Однако традиции поэтического творчества были настолько сильны, что продолжали появляться выдающиеся авторы и выдающиеся произведения.

2. Татарская живопись

Вся история человечества неразрывно связана с изобразительным искусством. С древнейших времен и до наших дней люди стремились запечатлеть видимые образы на камнях, стенах, деревьях и бумаге с целью оставить физическую память о пережитом своим потомкам. И значит история татарской живописи начинается с истории появления этноса. К сожалению, до наших дней не сохранилось имен татарских художников творивших в период Древней Волжско-Камской Булгарии, в период могущественного Казанского ханства и даже в период царского гнета российских императоров.

Связано это как с религиозными особенностями, так и с историческими реалиями. Однако до нас всё же дошло не мало работ татарских мастеров того времени, как в виде росписей на руинах архитектурных памятников, так и в виде многочисленных татарских шамаилей (аналогов русских икон, без изображения одушевленных предметов). Преуспели татарские мастера художественного слова и в каллиграфии. Тексты выполненные арабской вязью столь изящны в своем исполнении, что по своему визуальному восприятию не уступают и портретам лучших европейских живописев.

Настоящий переворот в изобразительном искусстве Татарстана произошел после революции 1917 года, освободившей народ от догм ислама и давшей свободу выражения мыслей без оглядки на притеснения по национальному признаку.

Период с 1917 до 1990-х годов можно смело назвать периодом расцвета татарских художественных школ. Имена Баки Урманче, Ильдара Зарипова, Лотфуллы Фаттахова, Хариса Якупова широко известны во всем мире, а их работы можно встретить в многих музеях изобразительного искусства всей планеты. Конечно, татарские художники этого времени творили в неразрывной связи с политическими реалиями и все они принадлежат одному общему направлению в искусстве, которое мы сейчас называем живопись советского периода. Это картины отображающие мечты поколения, искренне верившего в светлое коммунистическое будущее, в равенство всех людей на планете. Это произведения того народа, который ради мечты в рай на земле, покорил космос, выстоял в мировой войне с фашизмом, который вспахал целину, построил БАМ и желал повернуть реки вспять. Посмотрите на их картины представленные в виртуальной галереи Art Town и вы почувствуете дух эпохи.(Прил. 1)

С началом перестройки и освобождением от политического давления и цензуры татарская живопись приобретает новые формы и значение в роли народа. Появляются татарские художники пишущие картины в различных жанрах и направлениях изобразительного искусства. Татарские художники вливаются в мировое пространство. Во всем мире известны работы художника сюрреалиста Файзуллина Ильяса, художника бутафора Ильгизара Хасанова, представителя наивного искусства Альфрида Шаймарданова, а картины Ильяса Айдарова были первыми в истории человечества выставлены на космической международной станции. (Прил. 2)

3. Татарская архитектура

Умение строить и проектировать материальные объекты является неотъемлемой частью культуры любого народа, и именно архитектурные памятники оставляют наиболее глубокий след в памяти о людях созидательных, умеющих работать коллективно, претендующих на роль основателей самостоятельных и независимых государств. Архитектура это образ жизни народа, это его государственность, его материальное благосостояние.

Историю развития татарской архитектуры в целом можно разделить на четыре больших этапа: Архитектура Болгарии Волжско-Камской (архитектурный ансамбль построек в городе Булгар, чертово городище в Елабуге), архитектура периода Казанского ханства (башня Сююмбике, касимовский ансамбль, ансамбль казанского кремля - несмотря на перестройку русских архитекторов сохранил все основы расположения строений и особенностей татарского стиля), архитектурные сооружения времен российской оккупации (татарские мечети 17-19 веков, дома татарских купцов, татарские слободы - казанская, томская, московская) и новейшая архитектура независимого Татарстана (белая мечеть в Болгарах, Кул Шариф, дворец земледелия).

Несмотря на столь длительный период развития и становления архитектурных традиций, влияния соседних архитектурных школ и направлений, следует отметить, что архитектура татар во все время имела и имеет свои национальные особенности отличающие ее от всего многообразия архитектурных памятников человечества. Обусловлено это прежде всего особенностями географического положения, климата, особенностью зачастую агрессивного соседства, особенностью религиозных убеждений народа, культурных традиций и верований.

Татарские дома обычно всегда огораживались высоким забором (обусловлено прежде всего оборонными задачами) и имели очень яркую и привлекательную раскраску. Эта особенность резко отличала поселения татар и слыла в народе как татарский вкус. Деление татарских построек на две части женскую и мужскую, преобладание растительных и геометрических узоров и орнаментов.Оригинальным было и внутреннее убранство, декорирование стен материальными украшениями с ярким цветовым колоритом, вышитыми предметами обихода (полотенцами, скатертями), разгораживание занавесками во многом несло отпечаток далекого кочевого прошлого.(прил. 3)

4. Татарский орнамент

Если ювелирное искусство татар принадлежит исключительно профессионалам, которые занимались этим делом, как специалисты, то область рукоделия считается издавна подлинным художеством татарской семейной женщины. Татарки большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работы очень красивы. Татарок учат шитью, вышиванию ичигов и тюбитеек со всеми по азиатскому вкусу узорами, орнаментами. Татары любят рукоделие, вышивают онучи, полотенца, кукряки, нагрудники, ткут скатерти, знают сафьянную работу, вышивают золотом и серебром.

Вышивки по большей части исполняются тамбуром, и композиция узора состоит из мотивов растительного царства, вышивают шелками, золотом, серебром и гарусом. Любимыми тонами являются: зеленые, желтые, синие и красные цвета. Красивы и молитвенные коврики - намазлыки, вышитые гарусом в очень сочных и ярких тонах импрессионистического колорита.

Со времен волжских болгар дошла до нас широко распространенная тема цветочного букета, связанная с изображением степного куста "древа жизни" и символизирующая источник жизни. Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся у тюрков символом солнца, света. Тюльпан один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте, являлся символом возрождения.(Прил. 4)

5. Татарский костюм

Традиционный татарский костюм во всей своей красе, величии и женственности является ценнейшим памятником народного творчества. В едином и вполне гармоничном комплексе костюма, взаимообогащая и дополняя друг друга, нашли свое отражение искусство кроя, ткачества, разнообразная вышивка, ювелирные изделия икожаная мозаика.

Как и у многих народов, основу татарского костюма составляет однотонная просторная рубаха туникообразного покроя. Часто платья шились с присборенным подолом и украшались широкими воланами, оборками или бахромой. Как правило рубахи отдельно не носились. Поверх платья обязательно одевалась распашная одежда в виде камзолов, сшитых из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенных тесемочной отделкой, а также бешметы, казакины.

За счет съемных украшений костюм принимал праздничный и более благородный вид. Популярным являлся нарядный нагрудник, прикрывавший сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны нагрудника пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились монеты, броши. Богатый вид татарскому костюму придавала перевязь, также украшенная различными брошами и бляхами.(Прил.5)

6. Татарские украшения

Национальные украшения являются неотъемлемой частью культуры всех народов. В этой небольшой статье мы хотели бы познакомить вас с некоторыми татарскими украшениями.

Пышное нагрудное украшение изю, которое нашивается на платье. Представляет собой широкую ленту галуна, унизанную металлическими бляхами, брошками, монетами, самоцветами и бухарскими пряжками. Это украшение носят преимущественно замужние женщины.

Более интимное украшение кукряк, он носится татарками на груди, прямо на голом теле, представляя собой ритуальный характер. Безусловно кукряк есть пережиток самой глубокой старины.

Интересным украшением женского наряда является джиана - чисто ювелирное изделие. Этот предмет представляет собой род воротника, состоящего из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни, а вокруг тонкая ткань. В большинстве случаев этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, и он всегда богато украшается камнями, среди которых бирюза является любимым.

Довольно оригинальным украшением является хаситэ. Она представляет сплошь унизанный металлическими украшениями пояс, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т.д. Носится хаситэ перевязью, через правое плечо, с таким рассчетом, чтобы под сердцем у татарки как раз приходился особый кармашек, в который вкладывается футляр с молитвой.

Футляры - битю имеют вид металлической коробки для корана и молитвы и бывают часто очень красивой работы. Всем хорошо известен ящик для корана Касимовской работы 1612 года, представляющий шедевр ювелирного искусства и послуживший, вероятно, образцом впоследствии казанским мастерам-татарам-ювелирам.

К оригинальным украшениям татарок относятся накосники, бляхи, пряжки, застежки, перстни, массивные серьги, кольца, ожерелья, пуговицы, браслеты, амулеты и многие другие занятные безделушки, выполненные с большой любовью и вкусом. По своему производству, все эти предметы ювелирного характера выполнялись казанскими татарами и даже татарками, некоторые же привозились из Бухары, Кавказа и Стамбула, худшие же, работавшиеся исключительно для бедноты, изготовлялись в Рыбной слободе русскими кустарями.(Прил. 6)

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.


В основу традиционного хозяйства татар легло пашенное земледелие; в степных районах большую роль играло животноводство. Огородничеству отводилась подсобная роль. Исконными для татар были торговля, занятия промыслом и ремеслом.

Старый татарский “авыл” располагался у водных источников. Мечеть являлась главным общественным строением. Дома ставились в глубине дворов. Традиционная планировка жилища — “изба-сени”, реже “изба-сени-изба”. Строились и двухэтажные дома с “крестообразным” планом, со специфическим архитектурным оформлением фасада: с нишей во фронтоне, украшенной “сияниями”, декоративными балкончиками. Контрастная полихромная раскраска и различные виды резьбы являлись основой декоративного оформления жилища.

Жилище делилось на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины, где находилась печь с вмазанным котлом для приготовления пищи. Нары “сэке” служили местом для сна, работы и еды.

Своеобразие интерьеру придавали развешанные вдоль стен и в углах многочисленные матерчатые украшения: художественно сотканные или вышитые полотенца, салфетки, занавеси (“чаршау”, “кашага”), намазлыки. Нары и полы застилались войлочными и безворсовыми коврами.

Основу питания составляли растительная пища и продукты животноводства. Это супы, заправленные кусочками теста (“токмач”, “салма”, “чумар”), и мучные изделия: хлеб, лепешки, блины. До сих пор любимыми праздничными блюдами являются печеные “бэлеш”, “гебэдия”, “эчпочмак”, пресные сдобы “бавырсак”, “кош теле” и свадебный медовый “чэк-чэк”. Из конины готовились вяленые колбасы “казылык”; из молока — сметана “каймак”, масло “май”, квашеные продукты “катык”, “сезме”.


Традиционная татарская выпечка

Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах; для женщин существовал обычай избегать мужчин. Основной формой брака являлся брак по сватовству с уплатой калыма за невесту.

Татары праздновали как религиозные (“Корбан гаете”, “Ураза гаете”), так и многочисленные светские праздники, связанные главным образом с аграрным культом. Наиболее значительным у казанских татар был “сабантуй” (праздник весеннего сева), который в настоящее время справляется практически всеми группами народа.


Сабантуй. А. А. Фаттахов 1957 г.

В устном народном творчестве представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни. Татарская музыка построена на пентатонике; пение одноголосное, протяжное. Музыкальные инструменты — “курай”, “кубыз”, скрипка, у кряшен — гусли. Любимым инструментом татар сейчас является гармонь-тальянка.

ИСКУССТВО И ЭТНОГРАФИЯ ТАТАР В МУЗЕЯХ РОССИИ И ТАТАРСТАНА

Фонды многочисленных музеев России и Татарстана тщательно хранят и раскрывают перед посетителями великолепные образцы татарского народного искусства: художественное ткачество и ковроделие, тамбурная вышивка и золотое шитье, кожаная мозаика и ювелирное искусство, резьба по камню и дереву, искусство металлообработки и каллиграфии.


Узорная обувь казанских татар. Конец XVIII – вторая половина XIX в. коллекция ГМЭН СССР

Крупнейшим хранилищем этнографических коллекций, нередко шедевров татарского искусства, является Российский этнографический музей (Санкт-Петербург). В нем собраны коллекции известных любителей татарских древностей: Ф.Л. Плюшкина, княгини Щабельской, профессора А.А. Миллера, народного учителя И.Е. Зеленова, сотрудника музея А.К. Сержпутовского, татарских исследователей и коллекционеров Г.А. Ахмарова, Н. Абдрашитова и др. Фонды Российского этнографического музея, его особая кладовая, ярко отражают уникальную этническую культуру практически всех экстерриториальных, этноконфессиональных и других групп народа. Только предметов ювелирного искусства казанских татар здесь насчитывается 1300 единиц.


Мужские тюбетейки и женские калфаки. Середина XIX – начало XX в.

Другим крупнейшим музеем является Государственный объединенный музей республики Татарстан (г. Казань). Начало формирования татарских коллекций связано с именем А.Ф. Лихачева, известного казанского этнографа и археолога. Они собраны в середине XIX в., часть из них достаточно раннего времени и может быть отнесена к периоду казанского ханства. Коллекции Лихачева содержат 14 594 предмета по археологии и этнографии. Здесь же хранятся уникальные собрания по ювелирному искусству казанских татар другого известного коллекционера — Л.О.Сиклера, француза по происхождению, художника по образованию. Двенадцать его коллекций содержат 1135 предметов женских ювелирных украшений. Фонды Казанского музея, в отличие от музея в Санкт-Петербурге представляют в основном этнографию и искусство казанских татар и татар-кряшен, проживающих в пределах основной этнической территории.

Этнография и искусство мишарей Окско-Сурского междуречья лучше всего представлены в музеях Пензы и Саратова. Об уникальном “специфически мишарском” золотом шитье мы узнаем благодаря известным этнографам-профессорам Д.П. Степанову, В.М. Соколову, В.И. Трофимову.

С коллекциями по этнографии татар можно ознакомиться не только в указанных на карте центральных и крупных областных музеях, но и в многочисленных небольших городках и школьных музеях. Сбор материала продолжается и поныне.


Кумган. Металл, чеканка. XVIII – XIX вв.

Совсем недавно собраны замечательные материалы по этнографии казанских и приуральских татар в г. Бугуруслане Оренбургской области.

Историческая ценность музейных коллекций заключается в том, что они являются основой для творческого обогащения и развития современной национальной культуры народа.

Еще в середине XIX в. у татар бытовали многочисленные этнотерриториальные комплексы народного костюма, что объясняется как различным этническим окружением, так и особенностью этнической истории.

В конце XIX — начале XX в. формируется общенациональный костюм, который на фоне консолидационных процессов достаточно быстро усваивается большинством экстерриториальных групп народа (кроме кряшен). В основе его формирования лежало освоение народом культурных традиций городского казанско-татарского населения.

Татары делятся на три основные экстерриториальные группы: волго-уральские (казанские, мишари, касимовские, кряшены), сибирские (тоболо-иртышские, барабинские, томские), астраханские (юртовские, карагаши); особыми группами являются крымские и литовские татары.

Самой крупной по численности и высокоразвитой в социальном и культурном отношениях группой являются казанские татары. Их язык и культура легли в основу формирования литературного языка и общенациональной культуры. Им принадлежит важная роль в процессе этнической консолидации народа.

Читайте также: