Искусство руси второй половины 15 17 вв ансамбль московского кремля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одновременно с ростом и укреплением государственности растет политическое и культурное значение Москвы. Здесь сосредоточены органы центрального государственного и церковного управления, происходят приемы иностранных послов, собираются земские соборы. Москва становится новым центром общерусской культуры, законной наследницей древней культуры Киева, Новгорода, Владимира.

Историческая преемственность сказывается в московской архитектуре, продолжающей развивать на новой основе лучшие прогрессивные традиции древнерусского зодчества. Эта преемственность подчеркивается в заботах московского правительства о восстановлении выдающихся памятников владимиро-суздальского зодчества. В 1442 г. по распоряжению правительства производится ремонт собора в Переславле-Залесском, построенного Юрием Долгоруким в XII в., а несколько позднее под руководством московского мастера Василия Ермолина обновляются Золотые ворота во Владимире и восстанавливается Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

В новой исторической обстановке строительство монументальных каменных зданий в Москве приобретало особенно важное значение, так как архитектурный облик столицы должен был отразить силу, мощь и выдающееся международное значение Русского государства. В это время в основном сложился архитектурный комплекс Московского Кремля — города-крепости.

Рис.1. Фрагмент скульптуры Георгия Победоносца со Спасских ворот Московского Кремля(1464 г.). Зодчий В.Д. Ермолин.

Белокаменные укрепления Кремля, построенные на месте старых дубовых еще при Дмитрии Донском (1367 г.) и за сто лет своего существования неоднократно подвергавшиеся осадам и опустошительным пожарам, к середине XV в. обветшали и не отвечали новым требованиям крепостной техники. В 1462 г. они частично перестраиваются под руководством того же Василия Ермолина. От ермолинской постройки сохранились только фрагменты прекрасного по художественной выразительности трехметрового белокаменного барельефа, украшавшего главные ворота Кремля, с изображением воина Георгия Победоносца (1464 г.; рис.1). Применение скульптуры в архитектурном убранстве кремлевских башен свидетельствует о продолжении владимиро-суздальских архитектурных традиций в московском зодчестве.

С расширением масштабов государственного и монастырского строительства наряду с белым камнем в строительстве монументальных сооружений начинают применять кирпич, который в качестве строительного материала имел ряд преимуществ по сравнению с белым камнем (известняком).Последний добывался в ограниченном количестве пунктов и должен был перевозиться на далекие расстояния, его обработка была трудоемкой и давала большой отход материала. Поэтому, начиная с XVI в., белый камень стал преимущественно применяться как материал для декоративной отделки зданий. Из тесаного камня обычно выкладывалась также цокольная часть зданий — подклеты, подвалы.

Правительство Ивана III принимало решительные меры, чтобы поднять технический уровень московского зодчества. К обширному строительству в Москве привлекались лучшие мастера из Пскова, Твери, Ростова и других городов. Однако строительство зданий большого масштаба и требования передовой военной техники в крепостном строительстве не были в достаточной мере знакомы русским мастерам того времени. Поэтому правительство решило пригласить мастеров высокой квалификации из передовой тогда в области зодчества Италии. Итальянские мастера эпохи Возрождения славились в Европе и часто приглашались в различные европейские страны.

В 1474 г. обрушился еще не законченный строительством Успенский собор — первое новое монументальное здание Кремля, воздвигавшееся под руководством московских мастеров Кривцова и Мышкина на месте разобранного старого собора времени Калиты. Мастера были предварительно посланы во Владимир, чтобы сделать обмеры древнего собора; новый собор в Кремле должен был быть на 1,5 сажени больше владимирского в ширину, длину и высоту. Следуя установившейся традиции, новый собор подобно Софийскому собору в Новгороде и Успенскому собору во Владимире строили пятиглавым, с обширными хорами в западной части.

Рис.2. Успенский собор в Московском Кремле: а — разрез; б — план.

План Успенского собора состоит из 12 одинаковых квадратов, что обусловлено применением однотипных крестовых сводов, для которых характерна концентрация распора только в отдельных местах стены, укрепленных снаружи здания лопатками-контрфорсами. Вследствие этого, а также благодаря применению железных связей в Успенском соборе стены и внутренние столбы гораздо тоньше, чем в более ранних московских сооружениях, пролет сводов больше, внутреннее пространство собора просторнее и светлее.

Рис.3. Общий вид Успенского собора (1475—1479 гг.) в Московском Кремле. Арх. А. Фиораванти

Торжественный и строгий, полный внутреннего величия архитектурный облик главного собора объединенного Русского государства отличается простой, статичной композицией наружного объема, суровым лаконизмом художественных средств.

В обширном кремлевском строительстве, развернувшемся в конце XV в., участвовали также и псковские мастера, построившие Благовещенский собор — княжескую придворную церковь — и церковь Ризположения — домовую церковь московских митрополитов.

Скромное по сравнению с Успенским собором здание Благовещенского собора (1484—1489 гг.) построено вблизи великокняжеских хором, и его хоры были связаны с дворцом переходами. Первоначально здание Благовещенского собора было трехглавым. Четырехстолпное в плане, оно было выстроено на подклете и только позднее, в середине XVI в., окружено крытыми арочными галереями с четырьмя приделами по углам второго яруса. Тогда же были добавлены еще шесть глав: две на основном четверике и четыре над угловыми приделами, что значительно изменило первоначальный облик здания (рис. 4,5).

Рис.4. Благовещенский собор (1484—1489 гг.) в Московском Кремле. Современный вид.(реконструкция первоначального вида)

Рис.5. Благовещенский собор (1484—1489 гг.) в Московском Кремле. Реконструкция первоначального вида.

В XV в. это был небольшой храм, перекрытый системой ступенчатых сводов, с дополнительным ярусом кокошников вокруг центральной главы. Здание отличалось стройностью наружного объема, особенно благодаря легкому, воздушному трехглавию, отличному от монументального и статичного пятиглавия Успенского собора.

Такой же стройностью композиции обладала небольшая церковь Ризположения (1485— 1486 гг.). Ее фасады украшены пилястрами с капителями в виде полочек из трех рядов кирпича, развивающими аналогичный мотив Троицкого собора Сергиева монастыря, а на половине высоты стены помещены декоративные пояски, в которых фигурные балясинки сочетаются с красными изразцами — гончарными плитками с рельефным орнаментом. Своеобразно выполнено завершение храма, перекрытого системой пересекающихся цилиндрических сводов, на которых покоится восьмигранный в плане постамент, прорезанный световым барабаном (рис.6).

Рис.6. Церковь Ризположения в Московском Кремле.

Рис.7. Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря (1476-1477 гг.)

Наиболее существенной переменой в общем архитектурном облике Москвы конца XV в. было строительство нового каменного Кремля, еще более выделившее его ансамбль среди деревянной городской застройки, вследствие чего Кремль окончательно стал доминирующим центром столицы. Новые кремлевские стены и башни строились в 1485—1495 гг. Это грандиозное строительство в основном было проведено силами русских зодчих и строителей, работавших, как и в более ранние периоды, артелями, под руководством приглашенных московским правительством итальянских специалистов крепостного дела.

В основу общего плана застройки Кремля были положены белокаменные стены, сооруженные при Дмитрии Донском, и схема застройки центральной соборной площади при Иване Калите. С северо-восточной стороны Кремль был несколько расширен, и периметр его стен увеличился до 2,25 км (рис.8). Сохранение в новой застройке прежней планировки говорит о том, что новый ансамбль Кремля создавался на основе дальнейшего развития древнерусских градостроительных приемов.

Рис.8 Соборная площадь Кремля (реконструкция Л. Н. Кулага)

План Кремля, площадь которого равна примерно 27,5 га, приближается к форме треугольника, что обусловлено естественным рельефом местности — высоким холмом у слияния двух рек, на котором он расположен. На углах кремлевских стен поставлены три высокие круглые башни, выступающие за плоскость стен и замыкающие своими объемами архитектурный ансамбль Кремля. В середине каждой стороны треугольника помещены прямоугольные в плане проездные башни. Между ними и круглыми угловыми башнями расположены дополнительные башни и ворота, расстояние между которыми определялось обычно дальностью огнестрельного боя того времени. В зависимости от рельефа местности высота стен изменялась от 10 до 17 м, толщина — от 3 до 4,5 м. С внутренней стороны они имеют глухую аркаду, над которой расположена боевая площадка, идущая вдоль всей стены. Кирпичные стены Кремля имели белокаменный цоколь.

Главный въезд в Кремль был по деревянному подъемному мосту через ров и Спасские ворота, в древности носившие название Фроловских (рис.9). В XVI в. Спасские ворота были надстроены деревянной шатровой башней, в которой были помещены кремлевские куранты — большие городские часы со звоном. Современное каменное шатровое завершение Спасских ворот, как и других ворот и башен Кремля, относится к более позднему времени (XVII в.). Первоначально башни заканчивались зубцами и имели невысокую деревянную кровлю, которая шла также вдоль всей кремлевской стены.

Рис.9. "Годунов чертеж" Московского Кремля (до 1605 г.)

Рис.10 Московский Кремль. Современный вид.

При впадении в Москву-реку река Неглинная отклонялась в сторону от кремлевского холма, образуя низменный мыс, который мог быть использован противником во время осады. Поэтому здесь вдоль крепостной стены был устроен ров, соединявший обе реки. Другой глубокий ров, выложенный белым камнем и кирпичом, был устроен в 1508—1516 гг. вдоль восточной стены Кремля. Путем устройства плотин на реке Неглинной рвы наполнялись водой, и Кремль превращался в укрепленный остров.

С каменными стенами и башнями, навесными бойницами-машикулями и отверстиями для подошвенного, среднего и верхнего боя, защищенный в проездах подъемными мостами, с дубовыми воротами и опускными железными решетками, Кремль стал первоклассной крепостью, одной из самых мощных в Европе.

Торжественное величие архитектурного ансамбля Кремля, расположенного в центре столицы и господствовавшего над городом, с его златоглавыми соборами, окруженными суровыми крепостными стенами и башнями, находилось в неразрывной связи с идеями государственной власти времени Ивана III.

Несмотря на то, что в строительстве Московского Кремля значительную роль играли итальянские зодчие, в его планировке и архитектурной композиции воплощены русские архитектурные и градостроительные принципы. Для итальянской архитектуры этого времени характерны симметричность композиции и плана, подчеркнутая четкость членений и пропорций отдельных сооружений. Итальянские замки-крепости имели обычно правильные геометрические планы, не всегда приспособленные к рельефу местности. Ансамбль Кремля, живописно раскинувшийся на высоком холме над Москвой-рекой, чужд замкнутости, характерной для средневековых западноевропейских замков.

Внутри кремлевских стен, кроме царских хором и соборов, были расположены монастыри и усадьбы наиболее знатных представителей боярства и духовенства. Территория Кремля была прорезана несколькими улицами с деревянными мостовыми, сходившимися к центральной Соборной площади (рис.9).

Отличительными чертами Московского Кремля являются свободная асимметрия в построении ансамбля и гармоничное сочетание разнообразных архитектурных объемов, тесно связанных с окружающим пейзажем.

История Москвы ведет свое начало от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий собрал на пир союзников во главе с новгород-северским князем на берегу Москвы-реки. Через девять лет он приказал заложить на том месте новую крепость. С этого времени и началась история кремлевского ансамбля - самого крупного и важного архитектурного ансамбля России.

До основания Кремля

Кремлевский архитектурный ансамбль находится в сакральном месте - здесь еще во 2-м тысячелетии до нашей эры находилось языческое ритуальное место, а вокруг - древнейшие поселения и погост, на котором хоронили волхвов. Возвышенность, на которой возникло первое укрепление при Юрии Долгоруком много веков назад, называлась Ведьминой горой и располагалась в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Позже возвышенность получила название Боровицкий холм. Именно здесь сейчас находится уникальный архитектурный ансамбль столичного Кремля.

Начало формирования ансамбля

Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.

У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.

Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.

Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.

Иван Калита отстраивает деревянный Кремль - из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.

архитектурный ансамбль

Строение Кремля

Форма кремлевской территории напоминает неправильный многоугольник, и ограничена Красной площадью, Кремлевской набережной и Александровским садом. Стены и башни выложены из красного кирпича. Высота стен - 5-19 м, башен - 16,7 м - 80 м. Всего на кремлевской стене 20 башен.

архитектурные ансамбли москвы

Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади

История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.

В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.

За четыре года до сооружения Иваном Калитой Спаса на Бору им же был заложен рядом первый храм архитектурного ансамбля Соборной площади. Речь идет об Успенском соборе, в озведенн ом в память об усопшем единоутробном брате Ивана Юрии Даниловиче , убитом тверским князем в Орде .

архитектурный ансамбль кремля

Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.

В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.

Архангельский собор

Новый храм на месте церкви святого Архангела Михаила строился здесь в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Начали его строительство при жизни Ивана III, а закончили уже после его смерти. Храм по древнерусской традиции имеет крестово-купольную конструкцию, а своды его покоятся на шести столпах. Пятикупольный храм богато декорирован снаружи: фасады членятся на равные части лопатками с причудливыми капителями, а сверху оформлены закомарами. Декор дополнен белокаменной резьбой и сложным карнизом с высокими узкими окнами. Фресковые росписи времен Иоанна Грозного внутри храма не сохранились - в XVII веке они были заменены росписями Симона Ушакова, Иосифа Казанцева и Сидора Поспелова.

Успенский собор

Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.

Собор строится по образу Успенского Владимирского собора. Архитектура его, однако ж, не похожа на древнерусскую. Храм вытянут в длину и имеет шесть столпов круглой и квадратной формы, разделяющих собор на три одинаковой ширины нефа. Крестовые своды ребрами в плане образуют крест. С восточной стороны имеет три апсиды, две боковые из них - сдвоенные. Храм венчают пять куполов на барабанах. Центральный - крупнее и выше. Вся купольная конструкция намеренно сдвинута к востоку.

Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.

архитектурный ансамбль московского кремля

Благовещенский собор

"Каменная" история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.

архитектурные ансамбли россии

Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.

Колокольня Ивана Великого

В правление Ивана Калиты была построена на Боровицком холме и церковь для колокола. Ее архитектором был Иван Лествичкин. Она простояла здесь 179 лет и была снесена, а на ее месте итальянский архитектор Бон Фрязин соорудил каменную церковь в память об Иване III. Чуть меньше чем через четверть века была построена звонница, а к расположенному на третьем ярусе храму - лестница. Через 68 лет церковь была увеличена за счет дополнительного яруса цилиндрической формы, в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове - Филаретова пристройка. Именно с этого времени церковь начинает использоваться только в качестве колокольни-звонницы. Во время сожжения Москвы Наполеоном церковь сгорела, уцелела лишь колокольня. А звонница и Филаретова пристройка были реконструированы через семь лет.

архитектурный ансамбль находится

Сейчас сооружение оборудовано 21 колоколом, они подвешены на металлических балках взамен старых - деревянных.

Церковь Ризоположения

Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.

Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.

Памятники на кремлевской территории и вокруг

В архитектурный ансамбль московского Кремля также входят два памятника - Царь-Колокол и Царь-Пушка, а также Митрополичий двор, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата, Теремной дворец, здания Арсенала и Оружейной палаты, Сенат и Государственный Кремлевский дворец, Тайницкий сад.

архитектурный ансамбль кремля

К Кремлю примыкают и историко-культурные памятники Красной площади - Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, Большие (ГУМ) и Малые Торговые ряды, "лобное место" и Мавзолей В. И. Ленина. А также некрополь в Кремлевской стене и Мемориал "Могила Неизвестного Солдата" со стороны Александровского сада.

Московский Кремль - один из красивейших и мощнейших архитектурных ансамблей Москвы и Российской Федерации и визитная карточка нашей Родины.

2. Создание ансамбля Московского Кремля: 1482—95 гг.

Кремль — Антонио Джиларди (Антон Фрязин) из Виченцы, Пьетро
Антонио Солари (Петру Фрязину) из Милана, Алоизио да Карезано
— Алевиз Старый;
Теремной дворец — 1635 - 1636 гг., Б. Огурцов, А. Константинов, Т.
Шарутин, Л. Ушаков;
Грановитая палата — 1487 - 1491 гг., М. Руффо, П. Солари;
Колокольня Ивана Великого — 1505 - 1600 гг., Бон Фрязин;
Архангельский собор — 1505 - 1508 гг., Алоизио да Карезано —
Алевиз Старый;
Благовещенский собор — 1484 - 1489 гг., псковские мастера;
Успенский собор — 1475 - 1479 гг., Аристотель Фиораванти.

4. Кремленаград (Kremlenagrad). 1662 г.

5. Успенский собор 1475—1479 гг. (Аристотель Фиораванти)

6. Успенский собор. План.

7. Успенский собор снаружи (справа) и внутри (слева). Миниатюры из рукописи XVII в. «Книга избрания и венчания на царство царя и

8. Успенский собор. Фото начала XX века

9. Успенский собор. План.

10. Южный фасад

Роспись южного фасада Успенского
собора. XVII-XIX вв.
Митрополит Филипп, епископ Никита и
архиепископ Иоанн.
Фреска южного фасада Успенского собора.
Фрагмент. XVII-XIX вв.

11. Богоматерь Владимирская. Фреска южного фасада Успенского собора. Фрагмент. XVII-XIX вв.

12. Северный фасад

13. Западный фасад

14. Восточный фасад

Троица.
Фреска восточного фасада Успенского собора.
Похвала Богоматери.
Фреска восточного фасада Успенского собора.

16. Интерьер Успенского собора. Панорама.

Царское моленное место (Мономахов трон).
Москва, 1551.
Вид северо-восточной стороны.
Царское моленное место (Мономахов
трон).
Москва, 1551. Фрагмент.

20. Царское моленное место (Мономахов трон). Рельефы северной стороны. 1551. Деталь.

21. Шатер для хранения священных реликвий. Дмитрий Сверчков. Москва, 1624. Бронза; литье, чеканка, серебрение, золочение.

22. Шатер для хранения священных реликвий. Фрагмент. Дмитрий Сверчков. 1624.

Шатер для хранения священных
реликвий.
Фрагмент углового столбика.
Шатер для хранения священных
реликвий.
Фрагмент решетки.

25. Павел Фивейский, Моисей Мурин, Феодосий Великий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин. Фреска алтарной преграды. Конец XV – начало XVI в.

26. Поклонение волхвов. Фреска Похвальского придела. Конец XV - начало XVI в.

27. Похвала Богоматери. Фреска Похвальского придела. Конец XV - начало XVI в.

28. Рождество Иоанна Предтечи. Фреска Похвальского придела. Конец XV - начало XVI в.

29. Спас Вседержитель. Фреска центрального купола. 1642-1643.

30. Саваоф. Фреска юго-западного купола. 1642-1643.

31. Спас Нерукотворный. Фреска северо-западного купола. 1642-1643.

Сретение.
Фреска северо-восточного свода.
1642-1643.
Сошествие во ад.
Фреска юго-западного свода.
1642-1643.

33. Уверение Фомы. Фреска в люнете южной стены. 1642-1643 г.

Исцеление бесноватого.
Фреска на южной стене.
1642-1643.
Поцелуй Иуды.
Фреска на северной стене.
1642-1643.

Молитва Богоматери.
Фреска на северной стене.
1642-1643.
Встреча Иоакима и Анны.
Фреска на южной стене. 16421643.

III Вселенский собор.
Фреска на южной стене.
1642-1643.
IV Вселенский собор.
Фреска на южной стене.
1642-1643.

Центральная часть композиции.
Фрагмент фрески "Страшный суд".
1642-1643.
Земля и вода отдают своих мертвецов.
Фрагмент фрески "Страшный суд".
1642-1643.

Изображение рая.
Фрагмент фрески "Страшный суд".
1642-1643.
Ангел, низвергающий змея.
Фрагмент фрески "Страшный суд".
1642-1643.

42. Благовещенский собор 1484 - 1489 гг. (псковские мастера)

43. Благовещенский собор. План.

44. Благовещенский собор. План.

Западный портал.
Начало XVI в. Роспись – конец XIX в.
Западный портал.
Начало XVI в.
Роспись – конец XIX в. Деталь.

48. Главный иконостас Благовещенского собора.

49. Кандило. Ростов,1692 г.

51. Вознесение. Фреска на восточном своде западной галереи. 1547-1551 гг.

52. Роспись сводов Благовещенского собора. Вид с востока на запад. 1547-1551 гг.

Архангелы.
Фреска в центральном барабане.
1547 -1551.
Спас Нерукотворный.
Фреска на подпружной арке, между восточными
столпами центральной части собора.
1547 -1551.

54. Василий Великий. Фреска в конхе дьяконника. 1547-1551 гг.

55. Сорок мучеников севастийских Фреска из цикла "Апокалипсис" на северном своде под хорами 1547-1551 гг.

57. Новозаветная Троица. Фреска. 1547-1551.

58. Архангельский собор 1505 - 1508 гг. (Алоизио да Карезано — Алевиз Старый)

59. Архангельский собор. План.

60. Архангельский собор. План.

62. Центральная закомара западного фасада Архангельского собора.

Центральный портал западного фасада
Архангельского собора.
Малый портал западного фасада
Архангельского собора.

64. Центральный портал западного фасада Архангельского собора. Фрагмент.

65. Архангельский собор. Придел Иоанна Предтечи.

66. Придел святого Уара. Ракурс.

69. Интерьер Архангельского собора. Южный неф.

Отечество.
Фреска в центральном куполе.
1652-1666 гг.
Благовещение. Рождество Христово.
Фреска на южном склоне центрального свода.
1652-1666 гг.

Святая
княгиня
Ольга.
Фреска на
северозападном
столпе.
1652-1666
гг.
Святой князь
Александр
Ярославич.
Фреска на
юго-западном
столпе.
1652-1666 гг.

Сербские чудовторцы Савва и Симеон.
Фреска на северо-восточном столпе.
1652-1666 гг.
Великий князь Василий III.
Фреска на северо-западном столпе.

81. План и разрез.

Колокольня Ивана Великого. Миниатюра ХVI в.
Миниатюра Лицевого летописного свода.
Начало XVI в.
Начало строительства колокольни в начале XVI в. с
указанием местоположения колокольни и церкви Иоанна
Лествичника 1329 г.
Автор архитектурной реконструкции В.А. Рябов.

87. Царь-колокол. Осколок

88. Царь-колокол. Фрагмент скульптурного декора.

90. Фрагмент декора Успенской звонницы. Восточный фасад.

91. Башни Московского Кремля 1485 - 1680 гг.

1. Беклемишевская;
2. Тайницкая;
3. Водовзводная;
4. Благовещенская;
5. Петровская;
6. 1-я Безымянная;
7. 2-я Безымянная;
8. Боровицкая;
9. КонстантиноЕленинская;
10. Спасская.

1. Никольская;
2. Угловая
Арсенальная;
3. Сенатская;
4. Набатная;
5. Средняя
Арсенальная;
6. Комендантская;
7. Оружейная;
8. Троицкая;
9. Кутафья;
10. Царская.

1-я Безымянная
башня
Благовещенская
башня
Тайницкая
башня
Водовзводная
башня
2-я Безымянная
башня
Петровская
башня
Боровицкая
башня
Оружейная башня
Комендантская башня
Троицкая башня
Кутафья башня
Беклемишевская
башня
Средняя
Арсенальная
башня
КонстантиноЕленинская
башня
Набатная
башня
Царская башня
Спасская башня
Сенатская башня
Никольская
башня
Угловая
Арсенальная
башня

94. Хронология строительства башен Московского Кремля

1485 г. – Тайницкая;
1491 г. –
1487-1488 г. –
Беклемишевская,
Благовещенская, 2-я
Безымянная;
1480-е г. - Петровская,
1-я Безымянная;
1488 г. – Водовзводная;
1490 г. - КонстантиноЕленинская,
Боровицкая;
1516 г. – Кутафья;
Спасская, Никольская, 1680 г. – Царская;
Сенатская ;
1492 г. - УгловаяАрсенальная;
1493-1495 г. - Средняя
Арсенальная,
Оружейная,
Комендантская;
1495 г. – Набатная;
1495-1499 г. – Троицкая;

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ КОНЦА XV — XVII ВЕКОВ. Презентация на заданную тему содержит 40 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В конце XV в. Московское княжество вступило в новый период своей истории. Ивану III предстояло завершить дело нескольких поколений московских князей и собрать все русские земли, до тех пор ещѐ разобщѐнные и нередко враждовавшие между собой, в единое Русское государство. Одним из крупнейших успехов Ивана III стало присоединение к Москве необъятных, простиравшихся до Ледовитого океана и Уральских гор владений Великого Новгорода. В конце XV в. Московское княжество вступило в новый период своей истории. Ивану III предстояло завершить дело нескольких поколений московских князей и собрать все русские земли, до тех пор ещѐ разобщѐнные и нередко враждовавшие между собой, в единое Русское государство. Одним из крупнейших успехов Ивана III стало присоединение к Москве необъятных, простиравшихся до Ледовитого океана и Уральских гор владений Великого Новгорода.

Воображаемый портрет Аристотеля Фиораванти кисти Лоренцо Лотто Воображаемый портрет Аристотеля Фиораванти кисти Лоренцо Лотто

Перед Аристотелем Фиораванти, как и перед его предшественниками, была поставлена задача построить новый собор по подобию владимирского Успенского собора, который имел особое значение в истории Северо-Восточной Руси.Строился этот храм при князе Андрее Боголюбском в 1158— 1160 гг. Решив перенести центр рус-ских земель из древнего Киева в молодой Владимир, князь пожелал уравнять новую столицу со старой, построить своего рода новый Киев

Разнообразные дарования ему пригодились и на Руси, но главным делом итальянского мастера стало возведение Успенского собора. За работу зодчий взялся без промедления. Уже через несколько дней после приезда в Москву он приступил к разрушению остатков рухнувшего собора, используя для этого хитроумные тараны, чем немало поразил москвичей. Даже летописец, обычно далѐкий от подобных подробностей, скрупулѐзно отмечал все технические новинки, увиденные им на строительной площадке.

Через четыре года, в 1479 г., строительство было завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в. Его высокие гладкие стены, расчленѐнные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек.

В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Закома́ра — в русской архитектуе полукругле или килевидное завершене наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.

В 80-х гг. XV в. строительные работы в Кремле продолжились. Они отличались особой масштабностью, что свидетельствовало об укреплении финансового положения молодого государства. В 80-х гг. XV в. строительные работы в Кремле продолжились. Они отличались особой масштабностью, что свидетельствовало об укреплении финансового положения молодого государства.

Благовещенский собор (1484— 1489 гг.), домовую (семейную) церковь великого князя, строили мастера из Пскова. В XV в. псково-новгородская архитектура имела целый ряд черт, отличавших еѐ от зодчества Северо-Восточной Руси. Однако мастера не стремились построить в Кремле собор в псковском стиле. Они применили здесь художественные приѐмы различных архитектурных школ, существовавших на Руси, — древней владимирской и, конечно, близкой им псково-новгородской. Благовещенский собор (1484— 1489 гг.), домовую (семейную) церковь великого князя, строили мастера из Пскова. В XV в. псково-новгородская архитектура имела целый ряд черт, отличавших еѐ от зодчества Северо-Восточной Руси. Однако мастера не стремились построить в Кремле собор в псковском стиле. Они применили здесь художественные приѐмы различных архитектурных школ, существовавших на Руси, — древней владимирской и, конечно, близкой им псково-новгородской. Это должно было подчеркнуть общерусский характер кремлѐвской архитектуры.

В какой-то мере представить первоначальный облик Благовещенского собора помогает церковь Ризположения (1484—1485 гг.) — домовая церковь митрополита, построенная теми же псковскими мастерами. Правда, она невелика и имеет только одну главу. Особую стройность ей придают высокий подклѐт и обилие вертикальных линий в убранстве. Широкие лопатки делят фасады на три части, причѐм центральная часть шире и немного выше боковых.

Составить некоторое впечатление о великокняжеском дворце конца XV — начала XVI в. помогает Грановитая палата (1487—1491 гг.). Все остальные части дворца в разное время были разобраны или попали внутрь других, более поздних построек.Грановитая (или Большая) палата являлась тронным залом государя всея Руси, где в торжественной обстановке русские великие князья и цари принимали иностранных послов. Здесь же проходили важнейшие государственные мероприятия, заседали Земские соборы, устраивались грандиозные пиры в честь побед.

Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая коло-кольня. Начиная с XIV в. все главные соборы Кремля имели одну (общую) колокольню, получившую по находившейся в еѐ основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. Перест-раивал Ивановскую колокольню итальянский зодчий Бон Фрязин. Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая коло-кольня. Начиная с XIV в. все главные соборы Кремля имели одну (общую) колокольню, получившую по находившейся в еѐ основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. Перест-раивал Ивановскую колокольню итальянский зодчий Бон Фрязин.

Новая колокольня представляла собой высокий стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы и походила на русские сторожевые башни, предназначенные для наблюдения за окрестностями. Грани колокольни были усилены широкими лопатками. Каждый ярус завершался арочными проѐмами, сквозь которые были хорошо видны колокола. Новая колокольня представляла собой высокий стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы и походила на русские сторожевые башни, предназначенные для наблюдения за окрестностями. Грани колокольни были усилены широкими лопатками. Каждый ярус завершался арочными проѐмами, сквозь которые были хорошо видны колокола.

КРЕМЛЁВСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ Средневековый город не мыслился без крепостных стен и башен. До середины XIV в. Кремль окружали деревянные стены. Лишь во времена Дмитрия Донского на их месте поднялись стены и башни, сложенные из белого камня. С тех пор Москву и стали именовать белокаменной. К концу XVв. эти укрепления совсем обветшали, да и к тому же появление артиллерии требовало принципиально новой системы фортификации. Стены должны были выдерживать обстрел тяжѐлыми ядрами и иметь специальные площадки для установки пушек.

Общее руководство работами по возведению новых укреплений (именно они и назывались кремлѐм) Иван III возложил на Марка Фрязина, Пьетро Антонио Солари, Антона Фрязина и Алевиза Фрязина На конкретных участках строительство велось артелями под началом русских мастеров. Общее руководство работами по возведению новых укреплений (именно они и назывались кремлѐм) Иван III возложил на Марка Фрязина, Пьетро Антонио Солари, Антона Фрязина и Алевиза Фрязина На конкретных участках строительство велось артелями под началом русских мастеров. Новую кремлѐвскую стену, которая протянулась более чем на два километра, имела восемнадцать башен и образовала огромный треугольник, возвели сравнительно быстро. Основные работы, начатые в 1485 г., были закончены уже в 1495-м.

Таких укреплений Древняя Русь ещѐ не знала. Там, где стены образовали углы, поставили круглые башни — Свиблову, Москворецкую и Собакину (теперь это соответственно Водовзводная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная). Такие башни позволяли вести обстрел неприятеля вкруговую. В них были устроены тайники-колодцы, чтобы защитники крепости в случае осады не испытывали недостатка в воде.

Проезд в стрельницы закрывался герсами — поднимающимися решѐтками. Из ворот стрельниц на цепях опускались мосты через ров, окружавший крепость. И если неприятелю удавалось прорваться через такой мост в стрельницу, герсы тотчас же опускались, и враг оказывался в ловушке. Затем его расстреливали из верхних бойниц. Проездных башен в Кремле было шесть — Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская, Фроловская (Спасская), Никольская, Богоявленская (Троицкая).

До XVII в. кремлѐвские башни не имели затейливых кирпичных шатров, венчающих их в наше время, и поэтому крепость выглядела особенно суровой и мощной. Живописные зубцы, главное украшение стен, защищали верхний ярус боя. Красный цвет степы, удачно выбранные пропорции башен и их лаконичное архитектурное убранство прекрасно гар-монировали с белыми соборами Кремля. По красоте и неприступности Кремль вошѐл в число луч-ших европейских крепостей своей эпохи

Во время интервенции в начале XVII в. Кремль сильно пострадал. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. приступили к его восстановлению. В 1625 г. над Фроловской стрельницей — главным въездом в Кремль — поднялся многоярусный верх с высоким каменным шатром, покрытым черепицей. Во время интервенции в начале XVII в. Кремль сильно пострадал. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. приступили к его восстановлению. В 1625 г. над Фроловской стрельницей — главным въездом в Кремль — поднялся многоярусный верх с высоким каменным шатром, покрытым черепицей.

В архитектуре нового завершения Фроловской башни сочетались черты западноевропейской готики и русского узорочья. Авторами проекта шатра были русский зодчий Бажен Огурцов и английский часовых дел мастер Христофор Галовей. Вместе с построенным на Красной площади Казанским собором (1635—1636 гг.) Фроловская башня стала памятником возрождения России после страшных лет Смуты. В архитектуре нового завершения Фроловской башни сочетались черты западноевропейской готики и русского узорочья. Авторами проекта шатра были русский зодчий Бажен Огурцов и английский часовых дел мастер Христофор Галовей. Вместе с построенным на Красной площади Казанским собором (1635—1636 гг.) Фроловская башня стала памятником возрождения России после страшных лет Смуты.

Во многом новая архитектура отражала народные представления об идеальной, райской красоте, о гармонии мира. Однако старое и новое зодчество были неразрывно связаны между собой, а потому постройки XVII в. и предыдущих столетий отлично уживались друг с другом. Во многом новая архитектура отражала народные представления об идеальной, райской красоте, о гармонии мира. Однако старое и новое зодчество были неразрывно связаны между собой, а потому постройки XVII в. и предыдущих столетий отлично уживались друг с другом.

По заказу патриарха Никона за Успенским собором были построены новые Патриаршии палаты с пятиглавым собо-ром Двенадцати апостолов (середина 50-х гг. XVII в.). Облик собора тяготел к архитектуре XVI в, В этом сказался вкус заказчика: патриарх Никон не благоволил ко многим архитектурным нововведениям. По заказу патриарха Никона за Успенским собором были построены новые Патриаршии палаты с пятиглавым собо-ром Двенадцати апостолов (середина 50-х гг. XVII в.). Облик собора тяготел к архитектуре XVI в, В этом сказался вкус заказчика: патриарх Никон не благоволил ко многим архитектурным нововведениям.

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО Покровский собор на Красной площади (1555—1561 гг.) — знаменитый памятник средневекового русского зодчества. В народе его называют храмом Василия Блаженного — по имени известного московского юродивого, погребѐнного в 1552 г. у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на месте собора. В 80-х гг. была сооружена пристройка, которую посвятили Василию Блаженному. В сознании миллионов людей этот храм не просто архитектурный памятник, а символ целого периода русской истории.

Собор Василия Блаженного. Гравюра XVII в. Построен по указу Ивана Грозного. Идея постройки каменного многопридельного храма (придел — пристройка к церкви, в которой может происходить богослужение) в память взятия Казани в 1552 г. родилась не сразу. Сначала только одна каменная церковь была окружена семью деревянными придельными церквами. Однако быстро возведѐнные деревянные приделы не удовлетворили царя Ивана IV, и он спустя два года пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева (по одной из гипотез, это одно и то же лицо — Иван Яковлевич Барма) построить восемь каменных приделов. Установленное зодчими число церквей-приделов позволило создать симметричную, упорядоченную композицию, которая гармонично вписалась в свободное пространство Красной площади.

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО Многопридельность в русских храмах была известна и ранее, однако лишь в Покровском соборе впервые произошло сознательное соединение группы отдельных храмов в одном сооружении. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Вокруг центрального, самого высокого столпа, увенчанного шатром, по сторонам света расположены четыре больших храма, а по диагоналям — четыре малых. Башнеобразные объѐмы начинаются от самой земли и воспринимаются как отдельные церкви. Вместе с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается художественным единством и высокой динамичностью.

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. Интерьер Интерьеры собора подобны тесным тѐмным лабиринтам, и основное внимание зрителя поэтому при-ковано к его внешнему монументальному облику.

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. Фрагмент Помимо сложности силуэта, отдалѐнно напоминающего средневековый город, некоторые башнеобразные приделы в своей верхней части украшены машикуля'ми (навесными бойницами) — атрибутами крепостной архитектуры. Это впечатление усиливается декоративным убранством. Фасады украшены мало распространѐнными в то время формами филѐнок (рамок и углублений), люкарн (оконных проѐмов) и характерными для XVI столетия многоярусными карнизами и кокошниками. Стройные пропорции башен проникнуты ритмом вертикальных линий и одновременно уравновешены рельефнымикарнизами и мягкими полукружиями. Расположенные один над другим, они придавали облику здания праздничный характер.

Читайте также: