Искусство римских провинций кратко

Обновлено: 02.07.2024

Территория разрушенного Карфагена (наследники Финикийцев) и Нумидии, Мавретании. Африка Проконсульская (бывш. Карфаген) — первая вошла в состав Империи и ,как следствие, самая романизированная. Наибольшее количество городов, устроенных по правилам римского градостроительства. Римляне, обосновавшись в Африке в 1 в нэ, застали существовавшую там в течение многих веков, пуническую и берберо-нумидийскую культуру. В карфагене была не так высока, как в Греции, они больше занимались торговлей и распространением своего влияния, везли предметы искусства и дорогую домашнюю утварь из Греции. Религия их была жестока: человеческие жертвоприношения Танит и Баалу, принесение в жертву детей-первенцев. Распространение греческой культуры смягчило культы. Из собственного искусства: экспрессивные терракотовые культовые маски. Местные подражания Греции. Символические стелы. Черты доримского искусства: лаконизм, проскостность, графичность.

Скульптура Римского времени. Три основных группы: произведения привозные или изготовленные на месте греческими или римскими мастерами (никаких специфических особенностей); произведения, исполненные местными мастерами, научившимися у греческих или римских. Тематика: копии с прославленных классических оригиналов и портреты в римском стиле, но уже с привнесением местных черт. Третья группа: продолжение доримских традиций, но с романизирующим влиянием. Африканские ученики римских и греческих мастеров стремились как можно точнее следовать классическим образцам, но в их произведениях в той или иной мере проявляются тенденции доримского искусства с его любовью к графичности, обобщенности, симметрии. Изображения греко-римских богов дополняются новыми атрибутами, заимстованных из иконографии пунических богов. Отмечается тенденция к схематизации, некоему упрощению форм. Плоская (или мало проработанная) оборотная сторона скульптур свидетельсвует об исконной приверженности к рельефу. Портретная скульптура эпохи Северов: усиление местных традиций. Традиции антониновских портретов (мягкость моделировки, трактовка завитков волос) сочетается со стремлением приблизить облик императора к образу Сераписа. Обязательное присутствие 3х локонов, спадающих на лоб, разделение бороды на 4 симметричные пряди. Реалистическая передача внешности, патетическое выражение лица и декоративно-плоскостный подход, трактовка волос и бороды орнаментально. Неопунические скульптуры местного типа: статичные композиции, фронтальность, почти необрабатывается спина, стиль линейно-графический. Вотивные и надгробные стелы. Появляются изображения человеческих фигур, геральдические, симметричные композиции. Рельеф починяется плоскости стелы, искаженные пропорции фигур (крупные головы, в остальном пропорции сокращены). Часто противоположные направления сочетаются в одном памятнике (надгробная статуя их Массикольта, 3 в), эклектизм.

Декоративная скульптура. Своеобразный мотив — горельефные маски. Исключительная художественная свобода и изобретательность в рельефной орнаментике: растительные формы соединяются с фигурами людей, животных и мифических чудовищ. Создание синкретических образов — склонность жителей Северной Африки. Глубокая резьба — игра света и тени. Стремление украсить как можно большим количеством рельефов различные постройки. Наивысший расцвет — при Северах, Лептис Магна. Триумфальная арка, 203 г, тетрапилон. Рельефы в виде виноградных лоз, населенных амурами и птицами. Летящие виктории, эпизоды деятельности Севера (тримф, жертвоприношение, семья). Стилистическое различие разных частей. В более поздник постройках распространяется тонкий ажурный рельеф. Местные мастера не могут отказаться от принципов фронтальности и орнаментальности. Произведения африканских скульпторов отражают давнюю любовь местного искусства к линии в ущерб объему.

Мозаика. Искусство мозаики, в отличии от скульптуры, не имело местных, доримских, корней, оно целиком было привнесено извне. Поэтому в первые века своего развития североафриканская мозаика полностью соответствует по своему характеру, стилю и тематике мозаикам других районов Империи. В 1-3 вв создается огромное число мозаичных композиций, различных по своему художественному достоинству, но принципы одни: стремление к живописности трактовки, светотеневой моделировке фигур. Связь с живописными образцами. Тонкостью и разнообразием отличается колористическая гамма. Распространены мифологические сюжеты, в особенности морские сцены: Нептун, Венера, нильский пейзаж. Популярны дионисийские сцены. Собственно североафриканский стиль формируется в процессе разработки этих сюжетов и более всего — в сценах сельских работ, охоты, изображениях поместий. Особенный интерес к драматичным сюжетам (бестиарии, охота на диких зверей). Процессы примерно те же, что и в скульптуре: развитие черт плоскосности, графичности, известной примитивизации. В сценах охоты и других встречается ковровая композиция.

Искусство римских провинций Северной африки оставило великолепные памятники городской архитектуры, декоративной скульптуры и красочные, часто огромные по размеру мозаичные панно. Существуя и совершенствуясь в рамках римского искусства, североафриканское искусство в то же время сохранило свое своеобразие, связанное с берберо-пуничискими традициями, и сумело создать ряд оригинальных произведений.

В истории искусства Древнего Рима значительное место занимает искусство провинций, расцвет которого относится ко 2 - 3 вв. н.э. Западные провинции — Испания, Галлия и другие — были сильно романизированы. Народы этих стран в полной мере ощутили огромную тяжесть римского завоевания. Вместе с тем эксплуатация римлянами естественных богатств этих стран, строительство дорог, возникновение городов способствовали развитию торговли и ремесел, распаду родового строя и, в конечном результате, — экономическому и культурному подъему. Наиболее романизированные галльские и германские племена достигли в области изобразительного искусства значительных успехов. Достойны внимания многочисленные солдатские надгробия, рельефы с изображением купцов, ремесленников, кузнецов и виноделов, а также с мифологическими и культовыми изображениями. На одном из монументальных надгробных памятников в Игле (близ Трира, 1 - 2 вв. н.э.) имеется ряд рельефов с изображением колонов, приносящих дары помещику, хлебопека у мучного ларя и у печи и др. Трактовка фигур очень обобщенная, контуры обведены темной краской. Художники западных провинций, уступая в техническом мастерстве римским художникам, достигали тем не менее большой выразительности образов. Новым сравнительно с римским искусством явилось внимательное отношение художника к простым людям, попытка передать их внутренний мир. Это новое качество проникает в позднеримское искусство. Возрастание значения римских провинций нашло свое отражение и в архитектуре. В Сирии, Северной Африке, Галлии, Испании появились крупные сооружения и целые архитектурные комплексы, в которых особенности римского зодчества нередко соединялись с местными традициями, проявившимися как в принципах композиции и архитектурных формах, так и в строительной технике. Мощный размах архитектурного строительства, отвечающий величию мировой римской державы, получил особенную внушительность в Сирии. Архитектурные комплексы Баальбека и Пальмиры возникли здесь в период экономического подъема в результате взаимодействия древневосточной, греческой и римской культур. Богатство форм, огромные размеры зданий, грандиозность ордеров, живописность решений, основанных на контрастах света и тени, чрезвычайно эмоциональный характер архитектуры — все это является новыми чертами, обогатившими архитектуру античности. Одним из интереснейших архитектурных комплексов является архитектурный ансамбль Гелиополя в Сирии (ныне Баальбека в Ливане). В отличие от римской бетонно-кирпичной архитектуры архитектура Баальбека — каменная. Здания состоят из крупных тесаных блоков, сложенных насухо.

В комплексе храмов Баальбека наряду с принципами римской архитектуры нашли свое отражение и элементы восточной традиции. Принцип чередования храмовых дворов, окруженных колоннадами, так же как и техника тесаного камня, восходит к египетскому зодчеству; богатство архитектурного и скульптурного декора, узорная орнаментика тоже близки традициям архитектуры Востока. Отдельные архитектурные мотивы и элементы, применявшиеся в баальбекских храмах, — большой ордер, пластическая трактовка стены - нашли развитие в архитектуре нового времени.

Присоединение Египта к римскому государству не повлекло за собой для страны сколько-нибудь существенных изменений, только эксплуатация стала еще тяжелее и привела, в конце концов, Египет к полному упадку. В области искусства в первые века нашей эры продолжалось то же эклектическое направление, которое сложилось в эпоху эллинизма. Комплекс храмов на острове Филэ — образчик этого направления. Киоск Траяна (начало 2 в. н.э.) на острове Филэ может служить примером этого смешения египетских и античных форм уже римского времени. Мировое значение имеют найденные в Египте фаюмские портреты, называемые так по месту находки большинства из них в оазисе Фаюм. Обычай, возникший в Египте, вероятно, среди эллинизированной верхушки египетского общества, — класть на мумию написанный красками портрет вместо обычной маски — способствовал сохранению этих портретов. Дошедшие до нашего времени портреты представляют большую ценность как редчайшие образцы античной станковой живописи. Развитие фаюмского портрета происходит в 1 - 3 вв. н.э. Портреты исполнялись на тонких деревянных дощечках в технике энкаустики (то есть восковых красок), в смешанной технике восковых красок с темперой и, наконец, одной темперой. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Эрмитаже имеются уникальные памятники этого рода.

Раскопки в Дура-Европос (на правом берегу Евфрата) открыли еще один центр культуры восточных провинций 3 в. н.э. Здесь были найдены крепость, хорошо сохранившийся дом-церковь с крещальной (баптистерием), синагога. Наибольшее значение имеет открытие стенных росписей, которые представляют в стилистическом отношении промежуточное звено между античной живописью и раннехристианской и византийской. Стены церкви и синагоги были покрыты росписью, расположенной поясами. Оформление дверных проемов подражало кладке из мрамора. Фигуры росписей помещались на светлом фоне. Живопись носила условный, плоскостный характер. Фигуры слабо связаны друг с другом. Вместе с тем самая их условность подчеркивает необыденность образов и их символический характер.




Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.

Архитектурный стиль (80 год до н. э.—14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.

Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.

ИСКУССТВО РИМСКИХ ПРОВИНЦИЙ II–III вв. н.э.

В истории искусства Древнего Рима важное место занимает искусство провинций, расцвет которого относится ко II–III вв. н.э.

Западные провинции - Испания, Галлия и другие - были сильно романизированы. Народы этих стран в полной мере ощутили огромную тяжесть римского завоевания. Вместе с тем эксплу-атация римлянами естественных богатств этих стран, строительство дорог, возникновение городов способствовали развитию торговли и ремесел, распаду родового строя и, в конечном результате, - экономическому и культурному подъему.

Наиболее романизированные галльские и германские племена в области изобразительного ис-кусства достигли значительных успехов. Достойны внимания многочисленные солдатские надгро-бия, рельефы с изображением купцов, ремесленников, кузнецов и виноделов, а также с мифологи-ческими и культовыми изображениями. На одном из монументальных надгробных памятников в Игле (близ Трира, I–II вв. н.э.) имеется ряд рельефов с изображением колонов, приносящих дары помещику, хлебопека у мучного ларя и у печи и др. Трактовка фигур очень обобщенная, контуры обведены темной краской.

Ко времени расцвета галло-германского искусства (III в. н.э.) относится найденный близ Мозоля рельеф с изображением группы крестьян-виноделов, плывущих в лодке, нагруженной боч-ками с вином. Несмотря на то, что рельеф сильно пострадал от времени, выразительность, даже портретность лиц, грузность и сила фигур видны достаточно ясно.

Художники западных провинций, уступая в техническом мастерстве римским художникам, достигали тем не менее большой выразительности образов. Новым сравнительно с римским искус-ством явилось внимательное отношение художника к простым людям, попытка передать их внут-ренний мир. Это новое качество проникает в позднеримское искусство.

Возрастание значения римских провинций нашло свое отражение и в архитектуре. В Сирии, Северной Африке, Галлии, Испании появились крупные сооружения и целые архитектурные ком-плексы, в которых особенности римского зодчества нередко соединялись с местными традициями, проявившимися как в принципах композиции и архитектурных формах, так и в строительной тех-нике.

Римское завоевание стран эллинистического Востока имело большое прогрессивное значение, так как включение этих стран в состав римского государства было выходом из тупика, из кризиса, которым закончилось существование эллинистических государств. Это был последний экономи-ческий и культурный подъем на основе рабовладельческого способа производства. Правда, этот последний этап сопровождался ухудшением положения широких масс населения. Непрерывно росло богатство одной общественно-социальной группы и обнищание другой.

Мощный размах архитектурного строительства, отвечающий величию мировой римской дер-жавы, получил особенную внушительность в Сирии. Архитектурные комплексы Баальбека и Паль-миры возникли здесь в период экономического подъема в результате взаимодействия древневос-точной, греческой и римской культур.

Богатство форм, огромные размеры зданий, грандиозность ордеров, живописность решений, основанных на контрастах света и тони, чрезвычайно эмоциональный характер архитектуры — все это является новыми чертами, обогатившими архитектуру античности.

Одним из интереснейших архитектурных комплексов является архитектурный ансамбль Гели-ополя в Сирии (ныне Баальбека в Ливане) (рис. 5). В отличие от римской бетоннокирпичной архи-тектуры архитектура Баальбека - каменная. Здания состоят из крупных тесаных блоков, сложен-ных насухо.

Ансамбль баальбекских храмов открывался портиком пропилей, к которому вела высокая и очень широкая монументальная лестница. За пропилеями следовал шестиугольный двор, окружен-ный колоннадой и напоминавший гигантский перистиль, за ним открывался прямоугольный глав-ный двор огромных размеров, окруженный с трех сторон колоннадой. Этот двор замыкался пос-тавленным на высоком искусственном основании Большим храмом, который доминировал над всем ансамблем. Рядом с главным двором помещался Малый храм, а несколько поодаль, вне об-щей композиции - Круглый храм. Весь комплекс был построен в I–III вв. н.э. Впоследствии соору-жения сильно пострадали от землетрясения.


Рис. 5. Ансамбль Баальбека. Реконструкция

Большой храм, или храм Юпитера, один из крупнейших храмов древности - был выстроен в форме псевдодиптера с 10 колоннами по фасаду и 19 колоннами по продольным сторонам. О его грандиозных размерах свидетельствуют шесть сохранившихся коринфских колонн - гранитных монолитов высотой около 19,6 м и диаметром около 2 м. Малый храм (храм Вакха) сохранился лучше; он представляет собой периптер коринфского ордера, равный по размерам Парфенону. Стены целлы Малого храма трактованы с повышенной пластичностью: выступающие из стен по-луколонны большого ордера увенчаны богатейшим резным раскрепованным антаблементом, про-межутки стены между колоннами обогащены располагающимися в два яруса арочными нишами и эдикулами, в которых стояли статуи. Подобное решение стены, дающее сильную игру светотени, в сочетании с чрезвычайно богатым декором производило впечатление исключительной живопис-ности. Еще более пластически сложными формами обладает сохранившийся лучше других не-большой Круглый храм (рис. 6). Здесь тип круглого храма, характерный для римского зодчества, получает иное толкование. Круглая целла окружена шестью колоннами, несущими сильно раскре-пованный антаблемент криволинейных очертаний, причем колонны расставлены так редко, что портик перестает быть главной архитектурной темой; архитектурный эффект постройки основыва-ется на взаимных контрастах портика и массива самой целлы, обогащенной нишами со статуями (ныне утраченными).

В комплексе храмов Баальбека наряду с принципами римской архитектуры нашли свое отра-жение и элементы восточной традиции. Принцип чередования храмовых дворов, окруженных ко-лоннадами, так же как и техника тесаного камня, восходит к египетскому зодчеству; богатство архитектурного и скульптурного декора, узорная орнаментика тоже близки традициям архитекту-ры Востока. Отдельные архитектурные мотивы и элементы, применявшиеся в баальбекских хра-мах, – большой ордер, пластическая трактовка стены - нашли развитие в архитектуре Нового вре-мени.


Рис. 6. План Круглого храма в Баальбеке

Грандиозным размахом отличаются постройки в Пальмире (Сирия). Развалины храма Баала, руины главной улицы с колоннадами по обеим сторонам длиной в 1135 м, насчитывавшими сотни коринфских колонн десятиметровой высоты, монументальными арками и тетрапилонами. Характерно, что в колоннаде главной улицы к середине ствола каждой колонны была прикреплена консоль со статуей. Подобное понимание ордера и общая перегрузка комплекса произведениями скульптуры - черты восточной архитектуры. (воро-тами, имеющими входы не на две, а на четыре стороны), производят величественное впечатление

В старых малоазийских центрах в этот период также возникают интересные архитектурные памятники, как, например, библиотека в Эфесе, рынок в Милете, театр в Аспенде, колонные пор-тики Антиохип и др.

Интенсивный характер приняло экономическое и культурное развитие и в южных провинци-ях, в Северной Африке.

В Северной Африке (Алжир) сохранились руины целостного городского комплекса - Тимгада, заложенного Траяном на скрещении торговых путей. В основу планировки Тимгада был положен план римского военного лагеря. Общие очертания города приближались к квадрату; улицы пересе-кались под прямым углом, образуя правильную сетку кварталов. Главные магистрали вели к рас-положенному в центре города форуму; на всем их протяжении тянулись крытые портики, в тени которых пешеходы находили спасение от жарких лучей африканского солнца. На форуме, пред-ставлявшем собой окруженную колоннадой прямоугольную площадь, помещались администра-тивные и торговые постройки и здание базилики. К югу от форума находились театр и термы, к северу – библиотека. Вскоре город вышел из старых границ; за городской чертой были построены Капитолий, большие термы, дома богачей. Из построек Тимгада лучше всего сохранилась арка Траяна. Заслуживает внимания комплекс города Лептис Магна, а также ряд вилл.

Присоединение Египта к римскому государству не повлекло за собой для страны сколько-нибудь существенных изменений, только эксплуатация стала еще тяжелее и привела, в конце кон-цов, Египет к полному упадку. В области искусства в первые века нашей эры продолжалось то же эклектическое направление, которое сложилось в эпоху эллинизма. Комплекс храмов на острове Филэ – образчик этого направления. Киоск Траяна (начало II в. н.э.) на острове Филэ может слу-жить примером этого смешения египетских и античных форм уже римского времени.

Мировое значение имеют найденные в Египте фаюмские портреты, называемые так по месту находки большинства из них в оазисе Фаюм. Обычай, возникший в Египте, вероятно, среди элли-низированной верхушки египетского общества, - класть на мумию написанный красками портрет вместо обычной маски - способствовал сохранению этих портретов. Дошедшие до нашего времени портреты представляют большую ценность как редчайшие образцы античной станковой живопи-си. Развитие фаюмского портрета происходит в I–III вв. н.э. Портреты исполнялись на тонких деревянных дощечках в технике энкаустики (то есть восковых красок), в смешанной технике восковых красок с темперой и, наконец, одной темперой. В Музее изобразительных искусств име-ни Пушкина и в Эрмитаже имеются уникальные памятники этого рода.

Портрет пожилого римлянина из собрания Музея изобразительных искусств, выполненный в технике энкаустики на деревянной доске, представляет собой одно из наиболее выдающихся про-изведений второй половины I в. н.э. Лицо обращено к зрителю почти в фас, но плечи довольно резко повернуты влево; благодаря этому повороту усиливается впечатление пространства. Худое лицо с морщинистым лбом, впалыми щеками, выступающими скулами и запавшим ртом вызывает в памяти республиканские портреты. Художник не остановился на внешнем сходстве, он сумел передать суровый характер римлянина, во взгляде холодных светлых глаз чувствуется твердая воля. Живописная манера отличается смелостью и свободой и свидетельствует о развитом чувстве цвета у художника, применяющего, например, цветные тени (голубой мазок на щеке).

Ко II в. н.э. относится превосходный портрет юноши в золотом венке из собрания Музея изо-бразительных искусств. Облику красивого юноши приданы черты мягкого лиризма. По сравнению с портретом пожилого римлянина живопись здесь более мягкая, яркие цвета приглушены и объе-динены в общий тон.

Наряду с портретами этого направления существовало местное направление, в котором рим-ско-эллинистические черты соединялись с местными, египетскими. К лучшим образцам местного искусства принадлежит женский портрет в Страсбургском университете, изображающий, видимо, одну из представительниц эллинизированной верхушки египетского общества. Фронтальное поло-жение лица и фигуры и преувеличенно большие глаза - характерные черты местного портрета. С течением времени портреты этого направления все более схематизировались, в них нарастали чер-ты условности, манера письма становилась сухой и графичной. Написаны эти портреты по боль-шей части темперными красками. В III в. местное направление приходит в упадок.

Раскопки в Дура-Европос (на правом берегу Евфрата) открыли еще один центр культуры вос-точных провинций III в. н.э. Здесь были найдены крепость, хорошо сохранившийся дом-церковь с крещальней (баптистерием), синагога. Важное значение имеет открытие стенных росписей, кото-рые представляют в стилистическом отношении промежуточное звено между античной живопи-сью и раннехристианской и византийской.

Стены церкви и синагоги были покрыты росписью, расположенной поясами. Оформление дверных проемов подражало кладке из мрамора. Фигуры росписей помещались на светлом фоне. Живопись носила условный, плоскостный характер. Фигуры слабо связаны друг с другом. Вместе с тем сама их условность подчеркивает необыденность образов и их символический характер.

Если говорить кратко об искусстве Древнего Рима — это эпоха ряда значимых художественных нововведений, дошедших до наших дней. К примеру, во времена Царского периода римляне создали собственный алфавит. Учёный Птолемей предложил геоцентрическую систему мира. Очень многое в искусстве было заимствовано у греков. Римляне переняли у этого народа ряд мифов и верований. Отдельно следует отметить великие достижения архитектуры.

Искусство древнего рима

Становление государства

  • жёсткая дисциплина войска;
  • твёрдые законы в стране.

Если обобщить кратко о культуре Древнего Рима, для каждой эпохи правления характерны свои культурные особенности. История Древнего Рима подразделяется на три периода:

  1. VIII — VI века до нашей эры — Царский;
  2. VI — I века до нашей эры — Республиканский;
  3. I век до нашей эры — V век — Имперский.

Особенности архитектуры

Технология возведения куполов, каменных арок, простых сводов первоначально зародилась в греческом государстве. Сооружения стали более разнообразными. В качестве примера следует привести круглый Пантеон, перекрытый огромным куполом, диаметр которого превышал 40 метров.

Круглый Пантеон

Пантеон возводился в 117−138 годах. Материалами для возведения храма служили камень, бетон и кирпич. Высота здания — 42,7 метра, диаметр купола — 43,2 метра. Сооружение декорировано портиком с коринфскими колоннами из красного гранита. Напольные поверхности выполнены из мраморных плит.

Другим заимствованием у греческого народа стало построение колонн. В честь полководцев возводились триумфальные арки. Римские акведуки строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Здания для развлечения знатных сословий отличались особой величественностью.

Колизей — главное наследие архитектуры того времени, огромный амфитеатр, который мог вместить около полусотни тысяч зрителей. На его арене размещались 3000 пар гладиаторов. Во время разыгрывания морских боёв арена полностью затапливалась.

Помимо этого, в Риме строились типичные для этого города здания и сооружения с разными назначениями:

  • Терма — традиционная римская баня. В просторных залах с мраморной облицовкой размещались помещения для банных процедур, раздевалки, прогулочные и библиотечные залы, спортплощадки.
  • Базилика представляла собой судебное или торговое здание, чаще всего сооружаемое на краю площади.
  • Атриум — это открытый двор с фонтаном и колоннами, окружающий жилую постройку. Инженерно-технические системы выполнялись из туфа, смешанного со строительным раствором.

Скульптура и живопись

Древнеримские скульптуры использовались главным образом для украшения зданий. Императоры, генералы и сенаторы изображались скульпторами весьма реалистично. Для скульптур Древнего Рима характерно изображение статуи с физическими изъянами. Изготавливались они из следующих материалов:

Древнеримские скульптуры

Живопись выполняла декоративную функцию.

Жители Помпеи украшали свои дома росписью по сырой штукатурке. Нередко при помощи фресок помещениям придавалась иллюзия глубины, визуальное увеличение. Комнаты без окон расписывались пасторальными пейзажами.

Различные элементы декора нередко раскрашивались. Среди наиболее используемых цветов следует выделить:

  • бело-кремовый;
  • черный;
  • красный.

Для древнеримского изобразительного искусства характерен выраженный натурализм, который достигался использованием светотеней. Среди самых частых сюжетов было создание природных пейзажей, написание портретов и тема религии.

Древнеримское изобразительное искусство

В сфере искусства древние римляне очень многое переняли у античной Греции. Самыми значительными считаются архитектурные достижения. Из различных докладов, научных характеристик и конспектов на сегодня известно 60 имён архитекторов того времени. Руины некоторых построек являются материальным культурным наследием, в сохранности дошедшим до наших дней.

Читайте также: