Искусство от модернизма к постмодернизму кратко

Обновлено: 05.07.2024

Перечисленные в заголовке этой статьи -ерны и -измы встречаются нам изо дня в день. Их можно услышать где угодно: от бытовых разговоров до политических дебатов. Однако люди зачастую просто не понимают значения этих терминов. Команда ART FLASH решила разобраться в смыслах и различиях между ними.

Модернизм и модерн – в чем разница?

Модерн – это конкретный стиль в искусстве. У него, в отличие от разрозненного течения модернизма, есть чёткие отличительные признаки. Например, произведения модерна можно узнать по ярким изогнутым линиям, а также по образам растений в композиции и орнаменте. Эти черты модернисты позаимствовали у художников древних цивилизаций и японских гравёров. Больше всего особенности стиля проявились в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, хотя среди известных представителей были и живописцы, например, австрийский художник Густав Климт.

Постмодерн и постмодернизм – что изменилось?

П остмодернизм , как и модернизм, представляет собой не отдельное направление, а совокупность течений, объединённых общими идеями. Однако модернисты и постмодернисты противостоят друг другу в теоретической части.

Во второй половине XX века начинается кризис модернизма. Во многом благодаря работам Маркса, Ницше и Фрейда стало ясно, что иногда человек не властен даже над самим собой, и поэтому он не способен подчинить внешний мир своему разуму. Окончательно разрушило модернистские теории ещё одно осознание: всё, что можно создать, уже было создано и задача современного творца – не отрицать труды предшественников, а умело их переработать. Так и возникли новые движения в искусстве, одно из которых – постмодерн .

Постмодернисты отказались создавать какой-либо универсальный канон, поэтому выделить общие стилевые черты в их творчестве очень сложно. И всё же они есть: в первую очередь, произведения постмодернизма выделяются особой свободой самовыражения. Авторы могут смешивать разные художественные стили и даже виды искусства в рамках одного произведения, включать привычные, традиционные образы в новый контекст, переосмыслять их или иронически обыгрывать. Часто такая свобода действий приводит к тому, что художники создают демонстративно скандальные и эпатажные работы.

Теперь разница между схожими на первый взгляд понятиями прояснилась. Или не совсем? Закрепить пройденное поможет схема, составленная командой ART FLASH .

Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?

Что лично вам нравится больше: картины Эдуарда Мане или инсталляции Отто Пине? Импрессионизм Альфреда Сислея или концептуализм Марселя Дюшана? Футуризм Умберто Боччони или деконструктивизм Даниеля Либескинда? Или, быть может, вам нравится все сразу?

Что это за тренд такой – сравнивать модернизм и постмодернизм? И можно ли их сравнивать в принципе? На самом деле, сравнить эти две равновеликие эпохи в искусстве пытались многие искусствоведческие умы. Пожалуй, наилучшим образом это удалось российскому культурологу, поэту и композитору Валерию Брайнину, он же Брайнин-Пассек по матери.

О модернизме

Модернизм принесет в искусство еще множество сенсаций и множество новых стилей. Это будет импрессионизм Альфреда Сислея, Клода Моне (не путать с Эдуардом Мане), Камиля Писсаро, постимпрессионизм Ван Гога и Поля Гогена, символизм Гюстава Моро и Михаила Врубеля, кубизм Пабло Пикассо.

А еще в эпоху модернизма зародился джаз и блюз, появился трагедийный театр и театр социальной маски, фотогения и монументальный стиль в только-только нарождавшемся кинематографе. При всем величии модернизма он все равно конечен и исчерпаем, как и потенциал любой другой эпохи. Поэтому на смену модернизму пришел постмодернизм.

О постмодернизме

Модернизм, выросший из отрицания прошлых устоев и создавший действительно, много нового со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, потому что развитие без связи с прошлым попросту невозможно. В противоположность модернизму постмодернизм построен на совмещении и смешении различных стилей.

В эпоху постмодернизма продолжили свое шествие традиции минимализма в архитектуре жилого строительства, зародившиеся в рамках модернизма, и в то же время появляются уникальные сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями, зарождаются новые архитектурные стили, такие как хай-тек и деконструктивизм.

Продолжаются начавшиеся во времена модернизма эксперименты с кинетическими скульптурами и появляется принципиально новое направление инсталляция, которое выходит за рамки привычного понимания скульптуры, но все равно относится к пространственному искусству.

В концептуальной живописи мы увидим прямые отсылки к творчеству модернистов, а в постмодернистской литературе – отсылки к художественным произведениям прошлых лет. К слову, такая интертекстуальность – отсылки к произведениям прошлых лет – стала отличительной чертой постмодернизма и прямым следствием его ориентированности на симбиоз и плюрализм стилей в искусстве.

Эпохе постмодернизма мы обязаны новыми стилями в музыке, такими как рок, рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, электронная музыка. И именно под влиянием постмодернизма сформировалась эстрадная популярная музыка в том виде и понимании, которое сохранилось до настоящего времени.

Разумеется, сама эстрадная музыка претерпела массу изменений, начиная от смыслового наполнения и заканчивая темпом мелодий, однако форматы подачи – телевидение, радио, концерты, гастрольные туры – сформировались именного тогда, и сохранились по сей день, обогатившись возможностями цифровых технологий.

Как же сравнивать эти две великие и по-своему значимые эпохи в искусстве? Думается, некоторые отличия вам интуитивно понятны уже из самого описания эпох. Давайте же конкретизируем ваши догадки и предположения.

Модернизм vs Постмодернизм

А теперь давайте рассмотрим более конкретно, что же имел в виду (мог иметь в виду?) автор статьи.

Отрицание прошлого в модернизме и адаптация прошлого в постмодернизме

Антимещанский пафос модернизма и деканонизация искусства в постмодернизме

Первичность как позиция модернизма и интертекстуальность как позиция в постмодернизме

Декларируемая элитарность модернизма и недекларируемая демократичность постмодернизма

Это постулат, скажем так, в продолжение темы. Если модернизм стремится к антимещанскому пафосу и в этом видит свою элитарность, постмодернизм формально никуда не стремится и вообще не имеет границ дозволенного и запретного. Поэтому в постмодернизме нет необходимости декларировать что-либо, и нам остается лишь констатировать факт демократичности постмодернистского искусства.

И если в модернизме взрывом сознания было обращение к обычным бытовым сюжетам наподобие завтрака на природе или работы в мастерской, в постмодернизме бытовая тематика зашла намного дальше, и к произведению искусства относится, например, изображение банок супа, которое сделал Энди Уорхол:

Преобладание идеального над материальным в модернизме и ориентация на коммерческий успех в постмодернизме

Искусство модернизма изначально ориентировано на личность человека как на самодостаточную ценность. Более того, представители модернизма решительно вступали в конфликт с функционерами от искусства, если те пытались фильтровать их работы на предмет допуска или не допуска к публичному показу.

Скандальность модернизма и конформизм постмодернизма

Этот пункт в значительной степени производный от всех предыдущих. Модернизм как таковой начался со скандала, начиная от скандальности сюжетов картин первых модернистов Гюстава Курбе и Эдуарда Мане и заканчивая чередой скандалов в связи с не допуском их и многих других работ, выходящих за привычные рамки восприятия, на публичные художественные выставки. Постмодернизм изначально не ставит ограничений, что можно, а чего нельзя делать в искусстве, поэтому поводов для скандалов заведомо меньше.

Это основные пары признаков различий между модернизмом и постмодернизмом, выведенных Брайнином. На самом деле, пар признаков модернизма и постмодернизма для сравнения у Брайнина больше. Более того, в разных перепечатках и переводах статьи на другие языки мы увидим разное количество предлагаемых пар признаков для сравнения. Мы рассмотрели основные, потому что все остальные, так или иначе, перекликаются с уже рассмотренными признаками эпох.

Здесь мы видим явно более эмоциональную, нежели научную оценку различий. В принципе, такой подход имеет право на жизнь. Равно как и любое искусство имеет право на существование, как в рамках модернизма, так и в рамках постмодернизма, так и в рамках любого другого направления. И даже вне каких-либо рамок, что сегодня тоже актуально.

Предполагается, что модернизм этими свойствами не обладает, и именно в этом отличие модернизма и постмодернизма. Выше мы уже договорились, что любая точка зрения на любое течение в искусстве имеет право на жизнь, поэтому при всей эмоциональности и некоторой путаности данных Хассаном определений мы считаем нужным познакомить вас и с его взглядами.

И еще один момент, на котором стоит остановиться, коль скоро речь идет о сравнении модернизма и постмодернизма. Любое сравнение направлений в искусстве будет более информативным, если будет наглядным. Детальный анализ произведений искусства модернизма и постмодернизма выходит за рамки статьи, посвященной общим трендам этих эпох. Однако если вас почему-либо заинтересовала эта тема или у вас есть желание поспорить с предложенными концепциями, оптимальным для вас вариантом будет изучение образцов творчества этих эпох в самых разных видах искусства: живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, кино, театр.

Мы надеемся, что статья сподвигнет вас к знакомству с новыми шедеврами искусства разных эпох. А может, станет стимулом к своему собственному творческому развитию, когда вы поймете, что пора, наконец, эскизы превратить в картины, черновики – в рассказы, а стремление подбирать рифму и аккорды ко всему – в полноценный сборник стихов и песен.

Два направления в искусстве, модернизм и постмодернизм, тесно связаны и в то же время совершенно различны. Сами названия нацеливают на сопоставление этих двух терминов. Модернизм подразумевает нечто совершенно новое, это попытка полностью обновить приевшиеся веками художественные формы.

Постмодернизм идет дальше: он сметает любые догмы, отрицает единообразие форм и художественных приемов и словно краски на палитре смешивает стили, культуры и направления. Попробуем разобраться, чем отличается модернизм от постмодернизма, и узнаем имена главных представителей этих направлений.

Модернизм – новое прочтение реальности

Модернизм зародился во Франции в конце XIX – начале XX вв. Это было совершенно новое искусство, которое по словам теоретиков модернизма целиком состояло из отрицания старого. За пальму первенства в модернизме условно боролись два французских живописца – Эдуард Мане и Гюстав Курбе.


Произведения этих двух живописцев в сюжетном плане во многом сходны: подчеркнутая реалистичность, изображение повседневности, порой использование обнаженной натуры. В противовес привычным ранее мифологическим и религиозным сюжетам, модернизм в живописи и искусстве утвердил приоритет обычного человека – с заурядной внешностью, без регалий и украшательств.


Русский модернизм был представлен в живописи не менее ярко- Бенуа, Бакстом, Врубелем, Лансере, Сомовым, Анной Остроумовой-Лебедевой.



Модернизм в живописи не был однородным искусством. В его рамках зародилось множество течений, отличающихся стилем и манерой исполнения – импрессионизм, символизм, сюрреализм, абстракционизм и некоторые другие.

Художественные направления модернизма

Модернизм провозгласил абсолютную творческую свободу. Реалистичность уступила место чувственному восприятию творца. Лучшие представители модернизма в живописи изображали окружающий мир так, как видели его сами, в разрез с общепринятыми канонами. Философией модернизма стало самовыражение. Привычные образы художники стали подавать по-новому, опираясь на собственное мировосприятие.

Импрессионизм и постимпрессионизм

При взгляде на картины Клода Моне и Пьера Ренуара создается ощущение, что их персонажи застыли лишь на мгновение. Еще секунда, и зонтик вырвется из рук девушки, подвластный порыву ветра, или кавалер наступит нечаянно на туфельку своей партнерши.


Для постимпрессионизма характерна стилизация изображений. Таким способом художники стремились показать сложное через простое, загадочное и таинственное – через обыденное и привычное. Сложный внутренний мир творца интерпретировался в понятных для восприятия образах. Яркие представители представители постимпрессионизма в живописи– Ван Гог и Поль Гоген.


Символизм

Художественные приемы символизма – загадочность и недосказанность, взгляд на предмет изнутри, а не извне. Использование символов и аллегорий в большой степени характерно для литературных произведений. Поэты и писатели с их помощью выражали то, что невозможно было сказать обычными словами.

Глубоким символизмом, избытком чувств и мыслей наполнены живописные полотна Гюстава Моро и Джорджа Фредерика Уоттса. Одним из видных представителей символизма, и в целом русского модернизма в живописи, был Михаил Врубель.

Кубизм

Основоположники кубизма – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Суть кубизма заключается в перенесении привычного трехмерного пространства в двухмерную плоскость. Последователи кубизма утверждали и развивали постулат Сезанна о том, что в основе любого предмета лежат четкие геометрические формы. Глядя на портрет, сразу отмечаешь если не геометрическое совершенство, то однозначно оригинальное видение художника.


Абстракционизм


Прочие разновидности модернизма – сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и другие менее выраженные по характеру направления сменяли друг друга в попытках утвердить свою значимость. Построенный на отрицании прошлого модернизм постепенно изжил себя и утратил потенциал к развитию. На смену модернизму пришел постмодернизм, утвердивший смешение стилей, совмещение разных культур и направлений.

Постмодернизм


Постмодернизм имел столько ответвлений и разночтений, что о создании универсального канона не могло быть и речи. Единственный базовый принцип заключался в неограниченной свободе самовыражения. Направления постмодернизма – дадаизм (Марсель Дюшан), концептуализм (Брюс Науман), ассамбляж, или объемный коллаж (Сезар Бальдаччини), поп-арт (Энди Уорхол), а также абстракция, минимализм и множество других.

К середине XX века постмодернизм утвердился как совокупность течений, объединенных общими характерными особенностями:

Постмодернизм имеет глубокое философское обоснование. В трактовке постмодернистов любое знание относительно. Это означает, что каждая интерпретация существующего абсолютна равноправна с оригиналом. Именно на почве такого восприятия возникли произведения Уорхола, изображающие Мэрилин Монро или Венеру Ботичелли.


Сравнивать модернизм и постмодернизм довольно сложно хотя бы потому, что одни и те же художники творили в обоих направлениях. Характерными чертами модернизма можно условно назвать символизм, последовательность, четкий замысел. Постмодернизму, напротив, присущи нарочитая бессмысленность, случайность, игра воображения и высмеивание авторитетов. Модернизм – это поиск глубины и единства, приоритет духовности в искусстве и в жизни. Постмодернизм – это поверхностность и смешение стилей, желание вызвать шок и возмущение, насмешка над миром и самим собой.


Наиболее известным из течений модернизма был абстракционизм – эстетика последнего ориентирована на полный отказ от содержательной стороны искусства, беспредметность и внесубъективность. Абстракционизм экспериментирует с чистыми геометрическими формами и цветовыми соотношениями. Его виднейшими представителями были: В. И. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан.

Во второй половине ХХ века реализм эволюционирует в неореализм, характерный практически для всех видов и жанров искусства. В живописи – творчество П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фуферона, А. Цицинато, в кинематографе – Л. Висконти, А. Вайда, А. Куросава, в литературе – Ж. Амаду, А. Миллер, Г. Маркес, Э. Хемнигуэй. Неореалистическая волна в художественной культуре опиралась на традиции поиска гражданственных идеалов, высокую эстетику классического искусства, отстаивала идею неповторимости и ценности человеческой жизни.

В эстетике и художественной практике видоизменяются и такие направления как модернизм, завершающим этапом развития которого явился авангардизм, в форме поп-арта (оптическое искусство, представленное орнаментально-геометрическими композициями), пространственного и земляного искусства. Поп-арт сегодня предстаёт перед нами, как переход от модернизма к постмодернизму. Популярное искусство создает методом комбинирования различных, зачастую вырванных из собственной культурной среды, элементов различные композиции и конструкции. Эти конструктивные композиции должны вызывать определенные ассоциации, впечатления, иногда, совершенно не связанные с реальным содержанием. Свое эстетическое обоснование искусство, ориентированное на развлечение, на массовую культуру, получило в философии постмодернизма.

Читайте также: