Искусство китая и японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь.

В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открывает многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. В 1901 г. во Франции А. Брейль обнаружил рисунки мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. К лучшим памятникам относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри (Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).

Самой ранней первобытной скульптурой является т. н. "палеолитическая венера" из Виллендорфа. Также известны венеры из Долни Вестонице, Мальты. Гагарино, Авдеево. Разный климат породил "северную" редакцию типологии виллендорфских венер- венеру из Костёнок. Её главной особенностью является то, что она одета в "модный" и практичный меховой комбинезон.Они были сделаны из глины и золы, смешанныхс жиром. Венеры-символ материнства,женственности,плодородия,у них нет черт лица.

Изобразительные каноны Древнего Египта

Литература Древнего Египта и Месопотамии

Развитие монументальной архитектуры в Древнем Египте, Шумере и Вавилонии

В Египте примером монументальной архитектуры явл-ся пирамиды в Гизе(Хеопса,Микерина,Хафра),храм Хатшепсут,пирамида Джосера,храм Рамзеса,храм Амона,Карнакский храм.

Основой монументальной архитектуры Шумера были зиккураты(в Уре,Дур-Унташ,храм в Хафафаже). Зиккураты в какой-то мере напоминали ступенчатые пирамиды Египта. Но если пирамиды были гробницами, то зиккураты имели сплошную кладку без внутренних помещений.

Одним из основных видов монумент.арх.Вавилонии были крепости и дворцы.( дворец Саргона II,храм Иштар,

Художественная культура индобуддизма. Индийское искусство



Традиционное искусство Китая и Японии

1)Конструкция традиционного японского дома сложилась к 17..18 м векам. Он представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стенами не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и окном. Пол жилых комнат покрывали циновками — татами, на которых главным образом сидели, а не стояли. Важная деталь дома — располагавшаяся у неподвижной стены ниша — токонама, где могла висеть картина или стоять композиция из цветов — икэбана. Это был духовный центр дома. Миниатюрная скульптура — получила широкое распространение в 18..19 веках как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление её связано с тем, что национальный японский костюм — кимоно — не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы (кисет, коробочка для лекарств ) прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ — искусство городского сословия. О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан,особенностью которого был культ красоты. Живопись того времени, получившая в последствии название ямато-э (в буквальном переводе японская живопись), передавала не действие, а состояние души. В 14..15 веках под воздействием учения секты Дзэн с его особым вниманием к природе начала развиваться пейзажная живопись.В 16 в. получили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и крупных феодалов. Одним из основоположников нового направления в живописи был знаменитый мастер Кано Эйтоку. Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к 18..19 векам, стало ещё одним видом изобразительного искусства Средневековья. Самым знаменитым мастером театральной гравюры был Тосюсяй Сяраку, В бытописательной - Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро. Самым известным мастером гравюры был гениальный художник Кацусика Хокусай. Хокусай исполнил более 30 000 рисунков и проиллюстрировал около 500 книг.

2) Китайская живопись представляет собой объединение художественного искусства с поэтическим. В китайском пейзаже можно увидеть голые островерхие горы севера, могучие сосны у их подножий, выжженные солнцем пустыни ,заброшенные скальные храмы, тропические леса юга.Китайские живописцы:Ни Цзань,Ши Тао.Самый известный памятник архитектуры-Внликая китайская стена(3000км). Значительно лучше сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся из кирпича и камня. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта. Скульптура возникла одновременно с распространением буддизма в Китае и отразило новые темы, новы чужды Китаю образы и религиозные представления. Во время сунской династии полностью утрачивается буддийская скульптура. С появление философского мышления исчезает и интерес к индивидуальным эмоциям человека. А также и весь объем скульптурных работ.

Средневековое искусство Китая и Японии

Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран — Японии, Кореи, Вьетнама.

Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 — 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства — Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества — архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей — охранителей.

Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.

Китайские здания щедро украшались скульптурой и рельефами


Фрагмент Великой китайской стены


Древняя пагода


Башня желтого журавля

Крыша опирается на полированные стойки-столбы

Пагода Люхэта



Господствующая религия в Китае и Японии — б у д д и з м. Поэтому в эпоху средневековья были построены буддийские храмы, а также величественные, кирпичные и каменные буддийские б а ш н и - п а г о д ы. Пагоды строили многоярусными, высокими, как бы устремляющимися в небо.

Слон - символ богатства и удачи



Дворцы, храмы и пагоды богато украшали скульптурой, которая достигла высокого расцвета. Во множестве изображались статуи Будды, отличающиеся спокойной важностью позы, достоинством лиц и жестов, мягкими округлыми линиями. Изображались и другие разнообразные сюжеты: свирепые стражи, стоящие у входа с занесенной булавой; полные земной красоты фигуры знатных жертвователей. Из глины и дерева в Японии большое место занимала м и н и а т ю р н а я с к у л ь п т у р а — "нэцке"

Супружеская пара


Мудрый дракон


Великий Будда


Юнь Шоупин. Пион.17в.

Птицы


Горный пейзаж

Чайная церемония



Периоды Тан и Сун - время расцвета многих видов декоративно-прикладного искусства. Мебель, вышивка. бронзовые сосуды, серебряные зеркала - все предметы художественного ремесла стоят на очень высоком уровне искусства. Широкую известность в странах Востока приобрели сунские ткани"кэ-сы"(резаный шелк). Их узоры, богатые оттенками, изысканные по композиции, зачастую ввоспроизводили образцы классической живописи. В обиход знати периода Сун наряду с картинами вошли и тканые картины-свитки.
В эпоху позднего средневековья на первое место в искусстве Китая выдвинулся ф а р фо р — производство которого достигло невиданных ранее размеров. Мастера фарфоровых изделий периода Мин ставили перед собой уже совсем иные задачи. Если Сунский фарфор был белоснежным, то минские мастера создавали многоцветный фарфор. Белоснежную поверхность фарфоровых изделий они покрывали растительными узорами, миниатюрной живописью — пейзажами, бытовыми сценами.
Одной из составляющих частей японской культуры были ч а й н ы е ц е р е м о н и и. Как самая большая драгоценность , н а них употреблялась посуда из глины, вылепленная вручную. Такая традиция сохранилась в Японии до наших дней.

На протяжении столетий богатейшая культура Японии и Китая развивалась почти в полной изоляции от Европы и России. Более или менее активное взаимодействие с Китаем началось только в XVIII веке, с Японией — и того позднее, во второй половине XIX века. Однако это не помешало самобытному искусству Восточной Азии занять достойное место в мировой истории.

Китай. Особенности

Китайское искусство формировалось совершенно иначе, чем европейское. В нем не было последовательной смены разных стилей, да и сами стили отличались не столько творческим методом, сколько применением тех или иных материалов и технических приемов.

Китайские мастера много внимания уделяли теоретическим вопросам: в трактатах об искусстве, например, описаны восемнадцать видов контурных линий и шестнадцать видов мазков, подходящих для изображения гор.

Традиции Китая и природа Японии

Традиционная китайская картина написана тушью или акварелью на шелке, хлопке, пеньковой ткани или на специальной бумаге и выполнена в форме свитка, вертикального или горизонтального. Изображение создается с помощью кистей разной толщины, от пяти миллиметров до пяти сантиметров.

Самые древние японские картины представляли собой яркие горизонтальные свитки, на которых изображались в основном пейзажи или сюжеты литературных произведений. Самые ранние из них датированы X веком.

Позже в Стране восходящего солнца приобрела популярность монохромная акварель, а в первой половине XVII века появился жанр цветной ксилографии (гравюры на дереве) — укиё-э (буквально: плывущий мир). На таких гравюрах обычно изображались сцены из повседневной жизни японских горожан.

Технологию изготовления фарфора в Китае держали в секрете, мастерам Европы и России пришлось изобретать его самостоятельно

Шинуазри считается ветвью европейского рококо.

Влияние японской культуры чувствуется также во многих произведениях стиля модерн: оно отразилось в узорах, орнаментах, форме ваз, посуды.

С древних времен Китай был доминирующей культурой Восточной Азии. Это объясняется тем, что долгое время именно он являлся наиболее развитой страной. Хотя на Корейском полуострове и на Японском архипелаге существовали различные культуры, археологические свидетельства говорят о китайском влиянии и обмене между ранними восточноазиатскими культурами. Взаимодействию отчасти способствовали мосты, соединявшие Японию с континентом. Из Китая в Корею, а затем в Японию пришли буддизм и конфуцианство, характерная азиатская архитектура, письменность, изобразительное искусство и литература. Если Китай влиял на Корею со стороны Запада, то с Востока традиции привносила Япония.

В то время как Корея и Япония находились на разных этапах развития, события в Китае были более насыщенными. Примерно в 2 000 году до н. э. начала зарождаться бронзовая культура. Она послужила основой для первой китайской династии Шан, которая стала свидетелем выдающихся достижений в производстве каменных, керамических, бронзовых и нефритовых артефактов, а также развития письменного языка на основе пиктограмм. Производство бронзы появилось в Корее примерно в 700 году до н. э., а немного позже и в Японии. Экспансионистская политика правителей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) стимулировала постепенное распространение элементов китайской культуры в Корею и Японию.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)


Мы часто говорим: восточная культура — но при этом сами путаемся, Китай или Японию имеем в виду. А они, между прочим, разные. Предлагаю вам посмотреть материал, который раз и навсегда научит различать эти две страны.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)


Дома и в гостях
В Китае не снимают обувь
В отличие от японцев и корейцев, китайцы не снимают свою обувь, когда входят в дом. Но есть исключения, поэтому, входя в дом, лучше уточните.

В Японии снимают обувь
Во всех домах, многих больницах, ресторанах и некоторых офисах надо снимать обувь. Поэтому носки должны быть всегда целыми и чистыми. По правилам приличия обувь необходимо развернуть носками к выходу. Если вы забудете это сделать или не обратите внимания по незнанию, то хозяин или персонал заведения сделают это за вас. Примечательно, что если вы соберетесь посетить уборную, то найдете для этого специальные тапочки.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)



Церемонии
В Китае не кланяются
В отличие от японцев, китайцы не кланяются всякий раз, когда хотят поприветствовать кого-то или с кем-то попрощаться. Китаец может поклониться только в случае очень большого уважения к человеку, на особой церемонии или празднике. Во времена династий, если гость пришел к императору, он должен был сделать глубокий поклон и коснуться головой пола девять раз. Других поклонов не существовало.

В Японии кланяются
Поклоны — неотъемлемая часть жизни японцев. Они, сами не замечая этого, кланяются даже во время разговора по телефону. Поклоны разделяются по глубине и длительности: приветственный поклон — 15°, уважительный — 30°, поклон наивысшего уважения — 45° и преклонение — дотрагиваясь головой до пола.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)


Религия
В Китае — конфуцианство / даосизм / буддизм
С начала истории Китая ни одно из вероисповеданий не было господствующим и не требовало безусловной приверженности. Один человек мог исповедовать несколько религий сразу.

В Японии — синтоизм
Национальной религией Японии является синтоизм. Японцы считают, что все, окружающее их, наделено божеством и духами, даже камень. Синтоисты также верят в магию, тотемизм (почитание отдельных животных) и фетишизм (верование в сверхъестественную силу амулетов и талисманов).

В Японии — сумо, дзюдо, айкидо, карате, джиу-джитсу
Искусство убивать, или так называемое бу-дзюцу, — историческая основа всех боевых искусств в Японии. Этому обучались все уважающие себя самураи и ниндзя. Главной целью была быстрая и эффективная нейтрализация противника. Это борьба, в которой не было правил, ведь в бою все средства хороши. А для полного завершения боя — не пожать руку, а просто убить.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)


Еда
В Китае — утка по–пекински, димсам, жареный рис, столетнее яйцо и черепаховый суп
Мы знаем всего пять вкусов. Особенностью китайской кухни является наличие целых восьми: помимо сладкого, кислого, острого, горького и соленого любой китаец назовет вам еще ароматный вкус (правильно приготовленное блюдо имеет особый аромат), пресный (похоже на вкус риса и хлеба) и золотой (похожий на вкус кумквата).

В Японии — суши, роллы и сасими
Главным изыском японской кухни являются блюда из сырой рыбы, самые популярные из которых — это суши и роллы. В процессе приготовления рыба не подвергается термической обработке для сохранения ее естественного вкуса. Также в Японии любят, когда трапеза состоит из множества маленьких блюд — чтобы можно было оценить искусство повара и при этом не переесть. В классическом варианте на столе у японского аристократа стояло 15–20 маленьких блюд.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)


Одежда
В Китае — ципао и ханьфу
Традиционное китайское платье называется ханьфу (одежда династии Хань, III век до н. э.). Представляет собой набор одежды — от белья до запашного халата с поясом. Носили ханьфу и мужчины, и женщины. Вычурное и даже роскошное, оно демонстрировало все великолепие знаменитых шелковых тканей. После захвата власти маньчжурами в XVII веке на смену традиционной китайской одежде пришли чаншань у мужчин и ципао (платье из флага) у женщин. Они задержались на три столетия, пока Мао не переодел всех в униформу. Впрочем, сейчас ношение национальной одежды в Китае возрождается. В целом китайские костюмы выглядят ярче, вычурней и затейливей, нежели японские. Хотя основой для кимоно послужило именно ханьфу.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)


Медицина
В Китае — акупунктура (иглоукалывание)
Специалисты акупунктуры полагают, что каждому органу соответствует своя зона на теле человека — так называемый меридиан. Допустим, если у вас болит печень, то иглоукалывание осуществляется в области ступней или ушных раковин. На нашем теле около 700 точек, каждая из которых имеет свое название и располагается на своем меридиане. Путем введения игл в эти точки специалисты воздействуют на энергию, устраняя боль в соответствующем органе.

В Японии — шиацу (надавливание руками)
Шиацу появилось на свет только в 40-х годах XX века, когда медик Токудзиро Намикоси заметил, как его мать, страдавшая от ревматоидного артрита, надавливает на больные места, массирует, растирает их и ей становится легче. Он посвятил себя изучению этого вопроса и разработал особенную методику лечения, основанную на точечных нажатиях пальцами, — щиацу, один из видов мануальной терапии.

В Японии — сакура
Сакура — национальный символ Японии. Путешествуя по стране, вы можете заметить изображение сакуры на гербе полиции и вооруженных сил. Ботаническое название — вишня мелкопильчатая. Ежегодно, наблюдая красоту и недолговечность цветения сакуры, японцы философствуют о том, что прекрасное не вечно.

Главные отличия между китайской и японской культурами (11 фото)


Воины
В Китае — терракотовая армия
Цинь Шихуанди был самым жестоким императором Китая. И при этом весьма верующим. Еще при жизни он начал тщательно готовиться к переходу в загробный мир. По его поручению изготовили и поставили колонной 6000 глиняных воинов в человеческий рост и в полном вооружении, дабы те охраняли покой императора после смерти. Глиняное войско дошло до потомков, и, как бы вы ни старались, не найдете тут даже двух одинаковых, потому что лица лепились с реальных прототипов, чтобы после смерти души воинов нашли себе пристанище в статуях. Самое удивительное, что терракотовая армия охраняет по сей день пустую гробницу, потому что саркофаг Циня Шихуанди до сих пор ищут по всему Китаю.

Читайте также: